Правовые основы обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь
Могилёвский институт МВД РБ (Высший колледж)
Диплом
на тему: «Правовые основы обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2018
251.00 BYN
Правовые основы обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Поделиться
Введение
Глава 1 Национальная безопасность как политико-правовая категория
1.1 Соотношений понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «национально-государственные интересы»
1.2 Угрозы и вызовы национальной и общественной безопасности Беларуси в современном мире
Глава 2 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь
2.1 Новое понимание национальной безопасности, стратегические национально-государственные интересы Республики Беларусь
2.2 Основные слагаемые национальной безопасности в современном мире
Глава 3 Характеристика основных направлений государственной политики по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь
3.1 Концепция национальной безопасности и новая Военная доктрина о проблемах политической и военной безопасности
3.2 Экологическая безопасность как переход к устойчивому развитию
3.3 Информационная безопасность и пути ее обеспечения
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Фундаментальным условием способности народа распорядиться своей судьбой, самостоятельного выбора и реализации ориентиров внутренней и внешней политики является обеспечение его безопасности. Это сфера ведения преимущественно государства. Круг проблем, связанных с безопасным функционированием и развитием общества в научной литературе последнего столетия выражается через категории «национальная безопасность» или «национально-государственная безопасность».
Обеспечение безопасности государства и ее защита – это не только самая важная обязанность руководства страны и ее правящей элиты, но и обязанность каждого гражданина без понимания необходимости личного участия в защите национальных интересов государства в сфере обороны, независимо от профессиональной принадлежности гражданина, невозможно обеспечить физическое существование государства, его территориальную целостность, конституционный порядок, национальный суверенитет, культурное сохранение и духовное единство людей, а также права на независимое устойчивое развитие.
Объект исследования дипломной работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь.
Предмет исследования – Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Военная доктрина Республики Беларусь, труды ученых в указанной области правоотношений.
Целью дипломного исследования – показать, что обеспечение национальной безопасности является стратегическим направлением внешнеполитической деятельности белорусского государства и отражает жизненно важные интересы страны в современных условиях.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- уяснить соотношение понятий «национальная безопасность», «общественная безопасность», «национально-государственные интересы»;
- на основе изучения рекомендованных нормативных документов проанализировать новые угрозы и вызовы национальной безопасности Беларуси в современном мире;
- выяснить какие новые моменты в понимании проблемы национальной безопасности содержатся в Концепции Национальной безопасности (2010) и новой Военной доктрине Республики Беларусь (2016);
- охарактеризовать содержание современной государственной политики Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности;
- дать характеристику основных направлений государственной политики по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 г., Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (далее – Концепция национальной безопасности), Военная доктрина Республики Беларусь, утвержденная законом Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З (далее – Военная доктрина), Национальная стратегия устойчивого развития – 20 (НСУР – 20), Национальная стратегия устойчивого развития – 30 (НСУР – 30), Концепция информационной безопасности Республики Беларусь, а также иные нормативные правовые акты, в том числе и международные.
ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Соотношений понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «национально-государственные интересы»
Проблема национальной (или национально-государственной) безопасности возникает, как правило, перед всеми суверенными государствами с момента их формирования ввиду того, что над ними всегда довлеет угроза существованию самого государства или потеря его суверенитета. Вместе с тем, следует сразу заметить, что понятие «национальная безопасность» является многозначным, межотраслевым и междисциплинарным и широко употребляется в различных областях научного знания и в текстах нормативно-правовых актов. В то же время (при достаточном, на первый взгляд, числе исследований в данной области) понятие национальной безопасности продолжает оставаться одним из наиболее сложных и дискуссионных в общетеоретической юридической доктрине и вызывает обширные научные дискуссии о ее сущности, содержании, предназначении и механизме обеспечения.
В самом общем плане понятие безопасности рассматривается как объективное отсутствие опасности. В Толковом словаре русского языка В. Даля безопасность определяется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [1, с. 312]. В некоторых исследованиях к понятию «отсутствие опасности» добавляется – «положение, при котором, кому-либо, чему-либо не угрожает опасность» [2, с. 91].
Если рассматривать понятие безопасности с социальных позиций, то можно дать наиболее общее определение данному понятию: это одна из важнейших целей, неотъемлемая слагаемая деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов, основное условие их существования.
В процессе работы по теме дипломного исследования было выявлено, что на сегодняшний день в русскоязычной научной литературе обнаруживается разброс мнений относительно понятия «безопасность». В определении безопасности акцент может делаться и на устойчивом состоянии системы (т.е. на состоянии ее защищенности от внезапных радикальных измерений), и на обеспечении условий стабильного прогрессивного развития системы. Вместе с тем, безопасность не существует сама по себе, изолированно от человеческой жизнедеятельности: «…без человека, его интеллекта, культуры жизнедеятельности само понятие безопасности теряет всякий смысл» [3, с. 99].
Безопасность может проявляться абсолютно в разных сферах (в политической и экономической, информационной экологической сфере, личной и общественной, национальной и международной), что изучается различными науками. В политологии безопасность (политическая) представляет собой такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение.
В экономике под безопасностью (экономической) понимается состояние экономики, обеспечивающее достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; государственный контроль за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях [4, с. 36].
ГЛАВА 2 КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Новое понимание национальной безопасности, стратегические национально-государственные интересы Республики Беларусь
Новое понимание национальной безопасности обусловлено, главным образом, тем, что в современных условиях для сохранения государства нужен набор политических, экономических, социальных и идеологических условий, надежная экономическая база, отлаженная социальная политика, законодательство, отвечающее реальным потребностям, и компетентные информационные действия. Последние два десятилетия после разрушения СССР лишь подтвердили неприкосновенность этого постулата.
Поэтому на этапе становления независимого белорусского государства был избран фундаментальный подход в виде обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь как безопасности личности, общества и государства. Впервые это было отражено в Концепции национальной безопасности, принятой в 1995 году. В целом он достаточно полно определил направления государственной политики в этой области, создал методологическую основу для построения и функционирования системы национальной безопасности [35].
В 2001 г. на основе развития ситуации в стране и за рубежом был скорректирован ряд положений Концепции [36, с. 16].Верховенство закона и верховенство права постоянно укреплялись. Не было допущено роста преступности, ее проникновения в политику и экономику, консолидации криминальной среды. Региональные организованные преступные группировки, которые занимались грабежами и грабежами в недавнем прошлом, практически полностью исчезли.
Таким образом, национальная безопасность во всех ее сферах поддерживается на неизменно высоком уровне. Однако этот процесс на современном этапе требует гибких подходов и решений. Вы не можете остановиться там. Чтобы не только выжить в современном мире, но и развиваться и процветать, необходимо столкнуться с проблемами, проявить политическую волю и здоровый прагматизм.
Система международных отношений, сложившаяся после окончания Второй мировой войны и холодной войны, безвозвратно ушла в прошлое. Происходящие в мире преобразования поражают своими масштабами и динамикой [36, с. 17].Спорные многогранные процессы, вызванные появлением новых центров силы, соперничеством за доступ к природным ресурсам и конкуренцией моделей социальной структуры, заставляют нас делать разные акценты.Ряд угроз, конечно же, утратил свою актуальность. Однако экологические и другие универсальные проблемы и проблемы получили новое звучание. Достаточно вспомнить ситуацию 2009 года с пресловутым «свиным» гриппом, извержением исландского вулкана, засухой и пожарами в России в 2010 году, ростом неконтролируемой миграции из беднейших стран, перспективами нехватки продовольствия, воды, природных ресурсов. Бедствия, которые уносят много человеческих жизней, требуют рассмотрения и реагирования.
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Концепция национальной безопасности и новая Военная доктрина о проблемах политической и военной безопасности
Структура Концепции национальной безопасности как методологическая основа построения системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь имеет продуманную структуру. Так, определены наиболее важные сферы безопасности Республики Беларусь, для каждой из них названы жизненно важные интересы, основные факторы, создающие угрозу безопасности, и определены приоритетные направления обеспечения безопасности в данной конкретной сфере. Основными сферами безопасности Республики Беларусь названы политическая, военная, экономическая, экологическая, информационная и гуманитарная.
При этом сама национальная безопасность понимается, прежде всего, как стабильность, готовность и способность всех и каждого самостоятельно решать любые проблемы, в том числе политические, экономические, демографические, информационные. Существующие же реальные проблемы, а они есть в любом государстве и в любом обществе, должны быть поводом для мобилизации всех имеющихся сил и средств на их разрешение, а не предметом для критиканства, злословия, политического и экономического шантажа [53, с. 5].
Мир и безопасность по праву занимают ведущее положение в системе основополагающих человеческих ценностей. Однако, несмотря на усилия международных организаций, включая ООН, различных союзов и блоков, конкретного правового и практического воплощения общих и универсальных подходов к безопасному существованию на планете пока не произошло. Главная проблема заключается в сложности определения и соблюдения гарантий соблюдения принципа национальной безопасности. Соблазн укреплять собственную безопасность за счет других стран зачастую перевешивает все доводы здравого смысла [44, с.8].
Военная безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности. Военная безопасность есть безопасность, которая обеспечена состоянием вооруженных сил и иных институтов общества, которые поддерживают оборонную мощь страны на должном уровне с целью установления благоприятных взаимоотношений с другими странами и исключения конфронтации с использованием «аргумента силы». Она должна гарантировать защищенность жизненно важных интересов гражданина, общества и государства от внутренних и внешних угроз применения военной силы
. Военную безопасность можно определить готовностью и способностью государства надежно защищать собственные интересы и суверенитет, противостоять военной агрессии и любым иным формам внешнего давления и шантажа с позиции силы, а также пресекать попытки развязать гражданскую войну, межнациональный конфликт с применением насилия или террористическую деятельность [54, с. 71].
Как отметил Глава государства А.Г. Лукашенко в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 года: «Сегодня на планете происходят все более тревожные процессы. Усугубляются вызовы и угрозы, возникают качественно новые. К сожалению, болезненная выработка нового мироустройства идет не столько за столом переговоров, сколько в горячих точках. По сути, происходит дрейф к новому блоковому противостоянию. Сегодня никто не может чувствовать себя в безопасности» [55].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Национальная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов государства от различного рода угроз. По нашему мнению, национальная безопасность является основным источником и средством формирования рационального пути достижения основных целей и задач устойчивого развития нашей страны. Только при условии национальной безопасности (политической, экономической, социальной, экологической и др.) возможно продвижение Беларуси по пути достижения своей стратегической цели.
Самой общей целью политики национальной безопасности является процветание государства, общества и его развитие.
Разновидностью национальной безопасности является общественная безопасность. Она является неотъемлемой частью национальной безопасности.
2. Государственно-национальные интересы можно назвать предметом национальной безопасности. Именно они являются тем самым, что призвана обеспечивать национальная безопасность. В данном случае под национальными интересами следует понимать потребности государства, которые имеют целью создание и обеспечение благоприятных условий для развития такого государства. Определены они историческими особенностями развития Белорусского государства, его геополитическим положением, положением на международной арене и др. В Концепции государственно-национальные интересы являются важнейшим элементом, представляющим собой социально-политический ресурс, условие для решения внешнеполитических проблем развития государства.
В самом общем виде угрозы национальной безопасности могут быть разделены на 2 группы: внутренние и внешние. К внутренним относятся, в частности, плохая восприимчивость белорусской экономики, неблагоприятная возрастная структура. Внешние угрозы включают ограничение доступа белорусских деятелей, ученых, исследователей на мировую арену, направленная политика зарубежных стран на эмиграцию белорусских ученых в свои государства и др.
Также угрозы могут быть потенциальные и реально существующие, при этом последние могут переходить в потенциальные и наоборот.
В современной Беларуси новыми угрозами и вызовами национальной безопасности являются рост числа преступных посягательств, среди которых наиболее опасными являются коррупционные преступления, т.к. они подрывают стабильность и справедливость деятельности государственного аппарата, наркомания, а также миграционные процессы, следствием которых является снижение рабочих мест для белорусов, обострение межнациональных конфликтов и т.п.
3. Новое понимание национальной безопасности Республики Беларусь обусловлено постоянно развивающимся нашим государством. Все более активно развивается и совершенствуется его положение на мировой арене, что существенно влияет на национальную безопасность. В связи с этим Концепция национальной безопасности 1995 года была заменена Концепцией национальной безопасности 2010 года. Стратегические национально-государственные интересы Республики Беларусь перечислены в новой Концепции.
Важнейшими составляющими национальной безопасности Республики Беларусь являются: государственная безопасность (политическая), общественная, экологическая, экономическая, информационная, демографическая безопасность, энергетическая безопасность, а также военная и продовольственная безопасность.
1. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка : современная версия для школьников / В.И. Даль. – М. : Эксмо, 2016. – 688 с.
2. Бельков, О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности / О.А. Бельков // Безопасность. – 1994. – № 3. – С. 91–94.
3. Чинов, Н.Д. Национальная безопасность как социальное явление / Н.Д. Чинов // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2015. – № 2. – С. 99–103.
4. Беляев, В.П. Национальная безопасность: доктринальные подходы к определению понятия / В.П. Беляев, С.Ю. Чапчиков // Наука и образование: хозяйство и экономика ; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 3 (82). – С. 36–42.
5. Дадалко, В.А. Реформирование экономики Республики Беларусь. В пяти частях. Часть 3 Национальная, экономическая, продовольственная, энергетическая и экологическая безопасность / В.А. Дадалко. – Минск : Армита, 2007. – 280 с.
6. Петровский, В. Доктрина «Национальная безопасность» в глобальной стратегии США / В. Петровский. – М. : Международные отношения, 1980. – 130 с.
7. Метелёв, С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России : социально-экономические и правовые аспекты : монография / С.Е. Метелев. – М., 2006. – 270 с.
8. Шаваев, А.Х. Национальная безопасность: некоторые вопросы теории / А.Х. Шаваев // Безопасность Евразии. – 2005. – № 1. – С. 409–425.
9. Вишняков, В.Г. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации : научно-практическое пособие / В.Г. Вишняков. – М., 2005. – 214 с.
10. Федотова, Ю.Г. Соотношение понятий национальной, конституционной и государственной безопасности Российской Федерации / Ю.Г. Федотова // Современное право. – 2015. – № 3. – С. 29–37.
11. Краснов, Ю.К. Новая стратегия безопасности ОДКБ на период до 2025 года : важный шаг к укреплению коллективной безопасности региона / Ю.К. Краснов // VI Международная научно-практическая конференция «МЦНС «Наука и просвещение». – 2017. – С. 252–255.
12. Гунич, С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / С.В. Гунич, А.И. Зубков // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 6. – С. 15–17.
13. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 ноября 2010 г., № 575 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2014. – № 49. – 1/14788.
14. Наумов, В.В. Обеспечение общественной безопасности как составной части национальной безопасности Республики Беларусь / В.В. Наумов // Проблемы управления. – 2006. – № 4 (21). – С. 30–37.
15. Рыбалкин, Н.Н. Природа безопасности : дис. … д-ра филос. наук : 09.00.11 / Н.Н. Рыбалкин ; Научно-исследовательский центр ФСБ России. – М., 2003. – 407 с.
16. Киричек, Е.В. Национальная безопасность, национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в контексте обеспечения прав человека / Е.В. Киричек // Пенитенциарное право : юридическая теория и правоприменительная практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 85–89.
17. Одейников, Е.А. Экономическая и национальная безопасность : учебник / Е. А. Олейников. – М., 2004. – 768 с.
18. Осипов, А.В. Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь : институционально-правовой аспект / А.В. Осипов // Экономика и управление : научно-практический журнал. – 2018. - № 1 (139). – С. 129–133.
19. Волков, Я.В. Геополитика и ее влияние на обеспечение безопасности в современном мире : дис. … докт. полит. наук / Я.В. Волков. – М., 2001. – 237 с.
20. Мандрыка, С.М. Государственная безопасность России в условиях современной стратегической нестабильности : автореф. дис. … канд. филос. Наук / С.М. Мандрыка. – М., 2008. – 44 с.
21. Михалева, Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ : учеб. пос/ Н.А.Михалева. – М. : Юристъ, 2008. – 352 с.
22. Сатановский, Е. Большой передел Ирака / Е.Сатановский // Воен.-промышл. курьер. – 2014. – № 23. – С. 1-2.
23. Шободоева, А.В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность» и «общественная безопасность» / А.В. Шободоева // Право. – 2016. – № 3. – С. 99–101.
24. Еропкин, М.И. Управление в области охраны общественного порядка / М.И. Еропкин. – М. : Юрид. лит, 1965. – 215 с.
25. Серегин, А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления / А.В. Серегин. – М. : Изд-во Акад. МВД СССР, 1975. – 194 с.
26. Клюшнеченко, А.П. О понятии социалистического общественного порядка / А.П. Клюшнеченко // Труды Киевской Высшей Школы МВД СССР. – 1970. – С. 22.
27. Петрашева, В.Н. Уголовное право. Особенная часть : учебник / В.Н. Петрашева. – М. : Приор, 1999. – 608 с.
28. Куринов, Б.А. Советское уголовное право. Особенная часть / Б.А. Куринов. – М. : Изд-во БГУ, 1971. – 471 с.
29. Число зарегистрированных преступлений и уровень преступности по областям и г. Минску в 2017 году [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=162163. – Дата доступа:
30. Итоги деятельности судебной системы Республики Беларусь в 2017 году [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/files/files/2018/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%A1%D1%83%D0%B4/FACTURA2017.pdf. – Дата доступа:
31. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа:
32. Виницкая, А.Г. Региональные особенности опийной наркомании в Республике Беларусь / А.Г. Винницкая // Медицинские новости. – 2014. – № 10 (241). – С. 20–23.
33. Общие итоги миграции населения [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/obschie-itogi-migratsii-naseleniya-respubliki-belarus/. – Дата доступа:
34. Жукова, И.А. Миграция в современной России: правовые аспекты / И.А. Жукова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2015. – № 3 (6). – С. 33–35.
35. Указ Президента Республики Беларусь 1995 г. [Электронный ресурс] / Гродненский областной исполнительный комитет. – Режим доступа: https://www.region.grodno.by/ru/konception-ru/. – Дата доступа:
36. Мальцев, Л.С. Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший фактор развития государства в современных условиях. Основные положения новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь / Л.С. Мальцев // Проблемы управления. – 2010. – № 4 (37). – С. 15–22.
37. Гильмуллина, Д.А. Правовые основы национальной безопасности РФ / Д.А. Гильмуллина, И.В. Чикенова / Правовые науки. – 2014. – № 4. – С. 236 – 238.
38. Прохожев, А.А. Общая теория национальной безопасности : учебник / А.А. Прохожев. – М. : Изд-во РАГС, 2002. – 344 с.
39. Швайба, Д.Н. Социально-экономический аспект национальной безопасности Республики Беларусь / Д.Н. Швайба // Общество, право, личность, методологические и прикладные проблемы : генезис, современность и будущее : сб. ст. – Минск, 2017. – С. 251–253.
40. Никитенко, П.Г. Тенденции социально-экономического развития международном аспекте. Аналитические исследования / П.Г. Никитенко, В.С. Фатеева. – Минск : Институт экономики НАН РБ, 2017.
41. Архипов, А. Экономическая безопасность : оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Горлодецкий, В. Михайлов // Вопросы экономики. – 2008. – № 6. – С. 24.
42. Пузиков, В.В. Управление системой обеспечения экономической безопасности / В.В. Пузиков. – Минск : ИООО «Право и экономика», 2005. – 246 с.
43. Медведева, И.В. Энергетический баланс Республики Беларусь : статистический сборник / И.В. Медведева. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 154 с.
44. Мясникович, М.В. Основные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы : монография / М.В. Мясникович, В.В. Пузиков. – Минск : Экономика и право, 2003. – 451 с.
45. Нежинская, К.С. Национальная и демографическая политика как направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : проблемы нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики / К.С. Нежинская // Юридический мир. – 2013. – № 3. – С. 64–67.
46. Кожевникова, Н.И. Социально-демографическая безопасность регионов России / Н.И. Кожевникова // Миграционное право. – 2010. – № 3. – С. 31–34.
47. Фадеева, Т.А. Некоторые теоретические и практические вопросы категориальной определенности миграционной политики / Т.А. Фадеева // Миграционное право. – 2013. – № 2. – С. 22–24.
48. Романовский, Г.Б. Понятие демографической безопасности современного государства / Г.Б. Романовский // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации : м-лы межд. науч.-практ. конф. – Иркутск : Байкальский государственный университет, 2017. – С. 157–163.
49. Численность населения по областям и г. Минску [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/chislennost-naseleniya-po-oblastyam-i-g-minsku/. – Дата доступа:
50. Дугенец, А.С. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России / А.С. Дугенец, А.В. Мельников, М.Н. Дашко // Административное право и процесс. – 2012. – № 3. – с. 65–67.
51. Данилейко, В.В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / В.В. Данилейко. – Спб., 2010. – 249 с.
52. Боев, В.Р. Продовольственная безопасность СНГ : выбор альтернативы на пороге ХХ1 века / В.Р. Боев, Е.Е. Румянцева, В.А. Дадалко. – Минск : Армита. 1998. – 444 с.
53. Мальцев, Л.С. Концепция национальной безопасности – стратегия мира, согласия и созидания / Л.С. Мальцев // Беларуская думка. – 2011. – № 3. – С. 3–5.
54. Попов, А.В. Национальная и военная безопасность : концептуализация интересов Российской Федерации и юридические способы их защиты / А.В. Попов // Философия права. – 2007. – № 1. – С. 70–73.
55. А.Г. Лукашенко [Электронный ресурс] / Президент Республики Беларусь. – Режим доступа: http://president. gov.by/ru/news__ru/view/uchastie. – Дата доступа:
56. Вместе – за сильную и процветающую Беларусь! Вступительное слово и доклад на пятом Всебелорусском народном собрании 22 июня 2016 г. [Электронный ресурс] / Президент Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// president.gov.by/ru/news__ru/view/uchastie. – Дата доступа:
57. Равков, А.А. Документ мира и безопасности. О новой Военной доктрине Республики Беларусь / А.А. Равков // Беларуская Думка. – 2016. – № 8. – С. 3–10.
58. Ксенофонтов, В.А. Военно-доктринальные взгляды на оборону страны / В.А. Ксенофонтов // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2017. – № 2 (11). – С. 36–46.
59. Тыква, В.А. Взаимосвязь экономической и военной безопасности Российской Федерации в современных экономических условиях : дис. … канд. экон. наук / В.А. Тыква. – Москва, 2008. – 203 с.
60. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2016 г., № 412-З // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2016. – 2/2410.
61. Снесарев, А.Е. Философия войны / А.Е. Снесарев. – М. : Ломоносовъ, 2013. – 286 с.
62. Данилов-Данильян, В.И. Экологические проблемы : что происходит, кто виноват и что делать / В.И.Данилов-Данильян.– М. : Изд-во МНЭПУ, 2017. – 332 с.
63. Фирсова, А.А. Экологическая безопасность как условие обеспечения экономической безопасности государства / А.А. Фирсова, Л.Ю. Самострелова // Современная экономика : актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. – Пенза : Наука и Просвещение, 2017. – С. 268–270.
64. Пыць, В.М. Обеспечение экологического правопорядка в контексте международного опыта / В.М. Пыць // Экология и экологические науки. – 2013. – № 23. – С. 33.
65. Голицын, А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнении природной среды : учебник для сред. проф. образования / А. Н. Голицын. – 2-е изд., испр. – М. : Оникс, 2011. – 331 с.
66. Булетова, Н.Е. Эколого-экономическая безопасность и конкурентоспособность территории /Н.Е. Булетова // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22. – С. 23–31.
67. Григорьян, М.Э. Экологическая безопасность как составляющая экономической безопасности / М.Э. Горигорьян, А.Н. Семенова // Академическая публицистика. – 2017. – № 12. – С. 124–130.
68. Охрименко, А.А. Экологическая безопасность как фактор устойчивого развития Республики Беларусь / А.А. Охрименко, И.П. Сидорчук, А.А. Григорьев // Экология и защита окружающей среды : сб. тез. докл. III Междунар. науч.-практ. конф.,(Минск, 19 мая 2016 г.) / БГУ; редкол. : С.Н. Петруша [и др.] ; под общ. ред. И.А. Новикова. – Минск : БГУ, 2016. – С. 150–153.
69. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. // Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь ; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. — Минск : Юнипак, 2004. – 200 с.
70. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года: протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г., № 10 [Электронный ресурс] /Министерство экономики Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf. – Дата доступа:
71. Боричевская, В.В. Уголовно-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь / В.В. Боричевская // Гуманітарна-эканамічны Веснік. – 2010. – № 2. – С. 56–65.
72. Теоретические и прикладные проблемы информационной безопасности : тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 21 июня 2012 г.) / М-во внутр. Дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2012. – 331 с.
73. Веруш, А.И. Национальная безопасность Республики Беларусь : курс лекций / А.И. Веруш. – Минск : Амалфея, 2012. – 204 с.
74. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, 1 июня 2001 г. [Электронный ресурс] / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=866. – Дата доступа:
75. О модельном законе «О безопасности»: постановление Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, 15 октября 1999 г., № 9-9 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://ncpi.gov.by/. – Дата доступа:
76. Зась, С.В. Национальная безопасность Республики Беларусь / С. В. Зась [и др.] ; под ред. М.В. Мясниковича и Л.С. Мальцева. – Минск : Беларус. навука, 2011. – 557 с.
77. О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь : Постановление Совета Безопасности Респ. Беларусь, 18 марта 2019 г., № 1 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2019. – 7/4227.
78. Лазовский, С.В. Понятие информационной безопасности государства и её место в правовой системе Республики Беларусь / С.В. Лазовский // Юридический журнал. – 2008. – № 3. – С. 70–73.
79. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] / Militaryarticle.ru. – Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html. – Дата доступа:
80. Соколов, М.С. Информационная безопасность. К вопросу о содержании понятия «информационная безопасность» / М.С. Соколов // Закон и право. – 2011. – № 5. – С. 9–14.
81. О развитии цифровой экономики : Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 дкабря 2017 г., № 8 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2018. – 1/17415.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты