Организационно-управленческие основы деятельности детских-юношеских любительских студий в регионе
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Организационно-управленческие основы деятельности детских-юношеских любительских студий в регионе»
по дисциплине: «Технологии социально-культурной деятельности»
2018
84.00 BYN
Организационно-управленческие основы деятельности детских-юношеских любительских студий в регионе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Технологии социально-культурной деятельности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе только первая глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СТУДИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
1.1 Студии хореографического искусства как любительское объединение
1.2 Организация деятельности студии хореографического искусства
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика, занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи.
Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детей. Оно получило широкое распространение в различных культурных учреждениях. Различные хореографические коллективы во дворцах и домах культуры, а также хореографические отделы в школах искусств и хореографических школах на практике показали себя как перспективную форму эстетического воспитания детей и подростков, основанную на их ознакомлении с хореографическим искусством.
Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психологической сфер развития личности.
Важную роль в современном социокультурном процессе играет любительская деятельность человека. Она организована на добровольной основе в соответствии с принципами личных интересов и внутренних мотивов. Формирует отношение к деятельности по мере необходимости. Люди сами выбирают нужную, полезную для себя деятельность и определяют путь ее реализации. Их инициатива проявляется в деятельности добровольных, сознательных, совпадающих с интересами личности. Поведение человека не определяется ничем, кроме его собственных желаний и стремлений.
Уровень и направленность обучения и воспитания танцевальных коллективов зависят прежде всего от квалификации менеджеров, которые непосредственно контролируют образовательную деятельность. Они определяют цели каждого урока, определяют формы их организации, планируют учебный материал, дополняют его новыми данными об истории и современной жизни танца, выбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы изучения репертуара и т. д. Руководитель показывает и объясняет танцевальные движения, помогает освоить профессиональные навыки, организует вечернюю практику, конкурсы.
Цель исследования: рассмотреть организационно-управленческие основы любительских детско-юношеских студий.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать студии хореографического искусства как любительские объединения.
2) Рассмотреть основы организации деятельности любительских студий.
3) Выявить организационно-управленческие основы деятельности детско-юношеских любительских студий в регионе на примере образцового ансамбля танца «Конфетти» (г. Слуцк).
Объект исследования: студии хореографического искусства.
Предмет: организационно-управленческие основы деятельности
образцового ансамбля танца «Конфетти».
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, конкретизации, включенного наблюдения и обобщения.
База исследования: образцовый ансамбль танца «Конфетти» (г. Слуцк).
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СТУДИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
1.1 Студии хореографического искусства как любительское объединение
Социально-культурная деятельность определяется как многофункциональная сфера деятельности, целью которой являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и творчества. «Социально-культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения человека в этот процесс» [48, с. 51].
Термин «социально-культурная деятельность» употребляется исследователями в трех значениях: «как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной среды, как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой, как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков» [19, с. 43]. В широком смысле социально-культурную деятельность определяют «как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» [19, с. 49].
А.М. Коршунов понятие "творчество" определяет как активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей [7,c.67].
По мнению Е.И. Смирновой: "творчество - это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного, гуманного". [13, c.56]
Закон о культуре Республики Беларусь творческую деятельность определяет как вид культурной деятельности, включающая художественное творчество и другую интеллектуальную деятельность, которая завершается появлением нового, не существующего ранее самостоятельного продукта интеллектуальной деятельности в области культуры.
Свобода творческой деятельности складывается с право выбора сфер, направлений (школ), форм, приемов и методов, жанров, стиля создаваемых произведений искусства, а также репертуара исполняемых произведений, языка, стиля и манеры исполнения. Она включает аутентично - фольклорную деятельность, которая осуществляется как на профессиональной, так и любительской (непрофессиональной) основе. [9, c.2,7]
Важную роль в современном социокультурном процессе играет любительская деятельность человека. Она организовывается на добровольных началах в соответствии с принципами личного интереса и внутренними побуждениями. Формирует отношение к деятельности как к потребности. Люди сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется не только в деятельности, а в деятельности добровольной, сознательной, совпадающей с интересами личности. Поведение человека не детерминируется ничем, кроме его собственных желаний и стремлений.
Широко распространенный сегодня термин "любительское творчество" впервые появился в конце XIX века и характеризовал значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различными видами любительского искусства (театры, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные представления, частушки, народные пляски, народное инструментальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направлений деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослужения, обряды, "процессии дураков", "встречи поста и масленицы", ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно вплеталось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обособляет себя от повседневности. [1, c.43].
1.2 Организация деятельности студии хореографического искусства
Хореографический коллектив – это относительно компактная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных хореографических задач. Хореографическое искусство в нашей стране делится на профессиональное искусство и художественное народное творчество. Поэтому и хореографические коллективы делятся на два вида: профессиональные и самодеятельные (любительские).
Тип хореографического коллектива – это современная форма массового объединения хореографов, модель для занятий искусством хореографии, обладающая существенными качественными признаками.
Именно существенные качественные признаки делят профессиональные и любительские хореографические коллективы на два типа:
• творческие;
• учебные.
Творческий хореографический коллектив – это относительно компактная группа людей, занятая созданием, постановкой и исполнением танцев.
Учебный хореографический коллектив – это относительно компактная группа людей, занятая:
1) изучением методов и приёмов создания, постановки и исполнения танцев;
2) изучением методов и приёмов руководства и преподавания в хореографических коллективах.
Учебные хореографические коллективы находятся при учебных заведениях, имеющих лицензию на право подготовки специалистов начального, среднего специального и высшего образования в области профессионального искусства и народного художественного творчества.
В области профессионального искусства в учебных хореографических коллективах готовят исполнителей и балетмейстеров, педагогов. Начальное и среднее, а в настоящее время уже и высшее образование можно получить в хореографических училищах. Исполнителей, артистов ансамблей народного танца готовят в школах-студиях при профессиональных творческих коллективах [2, с. 73].
В области народного художественного творчества в учебных хореографических коллективах готовят руководителей, преподавателей, художественных руководителей. Начальное хореографическое, но не профессиональное, образование в настоящее время можно получить, посещая учебные коллективы школ искусств, хореографические отделения музыкальных и общеобразовательных школ и гимназий. Среднее профессиональное образование можно приобрести, обучаясь в училищах и колледжах, а высшее – в институтах и университетах системы министерства культуры.
Оба типа хореографических коллективов состоят из близких по происхождению подтипов. Например, подтипами творческих хореографических коллективов являются: хореографический кружок, хореографический ансамбль, хореографическая студия, хореографическая группа, хореографический театр.
Хореографический кружок:
1) самодеятельный хореографический коллектив с разнородным составом участников (и по способностям, и по возрасту, и по степени хореографической подготовки); коллектив, в котором занятия проводятся не более одного-двух раз в неделю:
2) наиболее распространённая форма начального хореографического творчества во внешкольных и школьных учреждениях.
Хореографический ансамбль – (от франц. Ensemble – совокупность, стройное целое) – профессиональный или самодеятельный хореографический коллектив или группа исполнителей, выступающая как художественный единый коллектив, исполняющий концертные программы. Хореографический ансамбль отличает высокое хореографическое мастерство, высокохудожественные, глубокие по мысли постановки, прекрасная слаженность исполнения.
Хореографическая студия (итал. studio, от лат. studeo– усердно тружусь) – профессиональный или самодеятельный хореографический коллектив, совмещающий воспитательные и педагогические цели с экспериментом и концертной практикой. Хореографическая студия объединяет группу единомышленников, связанных общностью эстетических устремлений, тяготением к определённому жанру, стилю, направлению. Как правило, жизнеспособность студии определяется одарённостью и широтой художественного мышления её руководителя. Участники студии развивают его творческие принципы, ищут новые пути и средства танцевальной выразительности.
Хореографическая группа – это немногочисленный профессиональный или самодеятельный хореографический коллектив, художественные интересы которого, а также конечный результат его работы подчинены задачам более крупной организационной структуры, так как хореографическая группа входит в состав многочисленной группы людей, где взаимодействуют разноплановые, художественные коллективы (хор, оркестр, хореографический кружок, чтецы и т.д.).
1. Абдоков, Ю.Д.Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора / Ю.Д. – М.: РАТИ-ГИТИС, МГАХ, 2010. – 272 c.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности : хрестоматия. – Самара, 1999. – Т. 2. – 388 с.
3. АриарскийМ.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во «ЭГО», 2001. – 288 с.
4. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Н.А. Бердяев. – М.: Искусство, 1994. – Т. 1. – 542 с.
5. Блок, Р. Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца / Р. Блок. – М. : Педагогика, 1972. – 85 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. – 304 с.
7. Выготский, Л.С. Психология детского возраста / Л.С. Выготский. – М. :Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с.
8. Герасимов, С. В. Менеджмент специальных событий в сфере культу ры: учебное пособие / С.В. Герасимов, Г.Л. Тульчинский, Т.Е. Лохина. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 384 с.
9. Грувин, С.О.Функции культурной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kakprosto.ru/. – Дата доступа:
10. Дуликов, В.З. Технологии XXI века и социально-культурная сфера (достижения и просчеты) / В.З. Дуликов // Вестник МГУКИ. – 2010. – № 2. – С. 108-116.
11. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУК, НПО «Профиздат», 2002. – 288 с.
12. Зайфферт, Д.Н. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Д.Н. Зайфферт. – М.: РГГУ, 2015. – 128 c.
13. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 68-73.
14. Ильинский, С.С. Энциклопедический словарь PR и рекламы. Часть I. PR. Реклама. Маркетинг. (А – Я) / С. Ильинский С.С. – Новосибирск, 2010. – 528 с.
15. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Хореографическое искусство и балетмейстер: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 192 с.
16. Кауль, Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы: Методическое пособие / Н. Кауль. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 352 с.
17. Киселева, Т.Г. Культурология и социальная педагогика: Линии сопряжения // Современные проблемы культурологического образования: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева. – М.: МГИК, 1993. – С. 20-25.
18. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
19. Корнеева, С.М. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюсирования / С. М. Корнеева. – СПб., 2004. – 530 с.
20. Красильников, Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы: Учебное пособие / Ю.Д. Красильников. – М.: МГИК, 1982. – 80 с.
21. Кривых, С.В. Поликультурное воспитание: современный взгляд. Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны: материалы межрегиональной научно-практической конференции / С.В. Кривых. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 45 – 51.
22. Культурология: пособие для студентов вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 4-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 496 с.
23. Макарова Е. А. Теория и технологии арт-менеджмента: научо-методическое пособие / Е.А. Макарова. – Минск: ГУО «Институт культуры Беларуси», 2013. – 131 c.
24. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М. : Прометей, 1990. – 220 с.
25. Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для высших учебных заведений по специальности «Продюсерство кино и телевидения» (071103) и другим кинематографическим специальностям, специальностямкультуры и искусства» / [К. Огнев и др.]; под редакцией П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И. Сидоренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 862 с.
26. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М.В. Гамезо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
27. Музыкальная энциклопедия All-Music Guide (на англ. яз.) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.allmusic.com. – Дата доступа:
28. Мур, А. Бальные танцы: методическое пособие / А. Мур. – М. :Астрель, 2004. – 319 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. –М. : Академия, 1999. – 456 с.
30. Немов, Р.С. Общая психология :учеб.для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Р.С. Немов. – М. :ВЛАДОС, 2003. – 259 с.
31. Немов, Р.С. Практическая психология : пособие для уч-ся / Р.С. Немов. – М. :ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
32. Нечаев, А.П. Учебник психологии для средних учебных заведений / А.П. Нечаев. – СПб. : Питер, 1997. – 319 с.
33. Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие / Г.Н. Новикова / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2006. – 178 с.
34. Ножкина, Т. Общая психология : учебное пособие / Т. Ножкина // Т. Ножкина, Н. Прусова, И. Пивоварова. –М. :Litres, 2015. – 372 с.
35. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология :учебное пособие / Л.Ф.Обухова. –М. : Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с.
36. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов [Электроный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov. – Дата доступа:
37. Остапова, А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 28–31.
38. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением / Г. Г. Почепцов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2004. – 290 с.
39. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе : учебное пособие / Л.Е. Пуляева. – Тамбов : Изд-во ТГУим.Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.
40. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.Н. Матюшкина. – М. : Педагогика, 2003. – 60 с.
41. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
42. Рюмин, Т.О. История хореографического искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poisk-ru.ru/. – Дата доступа:
43. Симунова, Т.Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена / Т.Н. Симунова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsomsuc.amoti.ru. – Дата доступа:
44. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств / И.В. Смирнов. – М., Просвещение, 1986. – 192 с.
45. Смирнова, А.И. Мастера русской хореографии. Словарь / А.И. Смирнова. – М.: Лань, Планета музыки, 2009. – 208 c.
46. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
47. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
48. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 1996. – 147 с.
49. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Редкол.: Т.Г. Киселева (отв. ред.) [и др.]. – М.: МГУКИ, 1999. – 132 с.
50. Старенченко, Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Ч. 1. Диагностика и активизация творческих способностей: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Ю.Л. Старенченко. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2002. – Режим доступа: http://www.dvo.sut.ru/libr/soirl/i136star/index.htm.
51. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – 296 с.
52. Стриганова, В.М. Современный бальный танец / М. Стриганова. – М. : Просвещение, 1978. – 422 с.
53. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как предмет вузовской науки / В.В. Туев // Ориентиры культурной политики: Журнал МК РФ. – Вып. 4. – М.: ГИВЦ МК РФ, 2002. – С. 36-51.
54. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.
55. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2000. –204 с.
56. Хореографическое искусство: пособие для абитуриентов учреждений высшего образования по специальности 1-17 02 11 Хореографическое искусство (по направлениям) / Министерство культуры Республики Беларусь, Белорусский государственный университет культуры и искусств. – 2-е изд., переработанное. – Минск: БГУКИ, 2015. – 56 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе только первая глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты