Ценностные ориентации и эффективность профессиональной адаптации у представителей разных профессий
РГСУ филиал (Российский государственный социальный университет)
Диплом
на тему: «Ценностные ориентации и эффективность профессиональной адаптации у представителей разных профессий»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Ценностные ориентации и эффективность профессиональной адаптации у представителей разных профессий
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сырые баллы изучения социально-психологической адаптации представителей различных профессий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты ранжирования терминальных ценностей
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты ранжирования терминальных ценностей
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты ранжирования инструментальных ценностей
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 методика "ценностные ориентации"
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика диагностики социально-психологической адаптации
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика диагностики социально-психологической адаптации
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анкета сотрудника
Поделиться
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1.1 ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ», ВИДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ
1.2 СТРУКТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1.3 СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИССЛЕДОВАНИИ
ВЫВОДЫ
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ
2.1 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.2 СТРУКТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1.3 СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИССЛЕДОВАНИИ
ВЫВОДЫ
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ
2.1 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1.1 Подходы к понятию «ценностные ориентации», виды и формирование ценностей
«Ценность – базовые представления о том, что определённые идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим» [12, с. 569].
Понятие «ценность» в психологии приравнивается к некоторому комплексу психологических явлений, которые обозначаются разными понятиями: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями». Ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность, в них собран опыт и результат познания прошлого поколения людей, воплощающих устремленность культуры в будущее.
Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценность, занимает особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации её поведения. «Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида [12, с. 442].
Ценностные ориентации в жизни человека позволяют оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как ценность, достойную того, чтобы на неё ориентироваться в своём поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было» [20, с. 40].
По мнению многих авторов (Колб У.Л. и др.) история категории «ценностная ориентация тождественная истории «аттитюда» (социальных установок). Т.Б. Любимова и С.И. Попов связывают введение понятия «ценностной ориентации» в социально-психологические науки с теорией Т. Парсонса [19, с. 121].
«В мировой психологии существует большое количество научных работ, посвященных ценностям и ценностным ориентациям. Нормативно-ценностный подход изучения социально-политического менталитета общества идет от Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршалла, В. Парето. Много лет этой проблематикой занимались американские ученые: У.Томас, Ф. Знанецкий, Дж. Мид. В их основе лежит представление о том, что определяющей силой развития и преобразования общества является несовпадение целей и интересов людей или определенных соответствующих групп. В рамках этого подхода исследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и о способе осознания их действующим субъектом. Э.Дюркгейм считал, что основой общества, которая интегрирует его, является общественное сознание: общие верования, ценности и нормы. Ослабление общих верований и чувств грозит дезинтеграцией общества, его распадом. Силу общественного сознания, его воздействие на индивида Дюркгейм представил в виде важнейшего средства обеспечения стабильности социальной системы и ее нормального функционирования» [32].
В исследованиях, проводимых в настоящее время, ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения и представляются как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп (А.И. Донцов, Д.А. Леонтьев).
Выводы
Развитие ценностных ориентаций тесно соединено с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого».
«Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».
У любого человека может быть своя система ценностей, и в той самой системе ценностей они выстраиваются в определенной взаимосвязи.
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, формирований некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде. Таким образом, профессиональная адаптация — двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ
2.1 Методы и организация исследования
Данное Исследование посвящено изучению особенностей ценностных ориентаций и эффективности профессиональной адаптации у представителей разных профессий в Коммунальном унитарном предприятии «Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Жемчужина».
Цель работы – сравнить ценностные ориентации и эффективность профессиональной адаптации у представителей разных профессий.
Объект исследования – ценностные ориентации у представителей разных профессий.
Предмет исследования – сравнительный анализ ценностных ориентаций и эффективности профессиональной адаптации у представителей разных профессий.
Гипотеза: существуют различия в ценностных ориентациях и эффективности профессиональной адаптации у представителей разных профессий.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Эмпирически исследовать ценностные ориентации и эффективность профессиональной адаптации у представителей разных профессий.
2. Выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и эффективность профессиональной адаптации у представителей разных профессий.
3. Сравнить ценностные ориентации и эффективность профессиональной адаптации у представителей разных профессий.
4. Разработать практические рекомендации по проблеме исследования.
Методы исследования:
1. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Методика является наиболее распространенным инструментом для изучения ценностей, которая основывается на ранжировании списка представленных ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, испытуемому предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему. Для того чтобы обозначить ответ в бланке, выбирается, подходящий, по мнению испытуемого, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6».
3. Анкетирование (анкета разработана совместно юрисконсультом и специалистом по кадрам предприятия).
Эмпирическая база исследования: Коммунальное унитарное предприятие «Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Жемчужина». В исследовании приняли участия 75 сотрудников предприятия, из них медицинских сестер – 25 человек, воспитателей – 25 человек, поваров – 25 человек.
Выводы
1) В целом все показатели социально-психологической адаптации представителей всех профессий находятся в рамках нормативного коридора, кроме показателей по шкале доминирования. Показатели доминирования у воспитателей находятся выше нормативного коридора, что может говорить о яркой выраженности такого качества у воспитателей. А также воспитатели продемонстрировали довольно низкие показатели по шкале ведомости, которые также выходят за рамки нормы.
2) Существуют статистически значимые различия (Т=312, р<0.01) в уровне адаптивности у воспитателей, медсестер и поваров. Так, согласно полученным результатам, у воспитателей уровень адаптивность в целом выше, нежели чем у представителей других профессий. Это может быть связано с тем, что воспитатели в процессе деятельности сталкиваются с достаточно большим количеством трудностей при воспитании различных детей, они оказываются в различных ситуациях, которые требуют от них большой мобилизации сил, креативности, инициативности, что в целом может способствовать развитию адаптивности на такой должности.
3) Существуют статистически значимые различия (Т=56,5, р<0.05) в уровне доминирования у воспитателей, медсестер и поваров. Так, согласно полученным результатам, у воспитателей уровень доминирования в целом выше, нежели чем у представителей других профессий
4) Результаты исследования показали отсутствие статистически значимых различий в значимости как терминальных, так и инструментальных ценностей у представителей разных профессий. Не было обнаружено статистически значимых результатов, что может говорить о том, что ценностные ориентации в большей степени зависят не от принадлежности к какому-либо типу профессии и выполненияя профессиональных обязанностей, а связаны с психологическими и личностными особенностями испытуемых, их мировоззрением, жизненными ориентирами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа, проведенного в нашей работе, нами были рассмотрены такие понятия как ценностные ориентации, адаптация и различные ее виды. Так, можно говорить о том, что ценностные ориентации – отражение ценностей в сознании человека, которые он признает как свои стратегические жизненные цели и они являются его общими мировоззренческими ориентирами. Социально-психологическая адаптация же представляет собой вид адаптации, который представляет собой как процесс, так и результат взаимодействия личности и окружающей среды в успешном ключе.
В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе.
Нами было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций и эффективности профессиональной адаптации у представителей различных профессий. В результате проведенного исследования, есть основания полагать, что ценностные ориентации и социально-психологическая адаптация процессы взаимосвязаны. Изменение показателя одного из них влечет за собой и изменение другого. Так, например, мы установили существует прямая умеренная взаимосвязь между уровнем адаптации и значимостью такой ценности как активная деятельная жизнь, интересная работа, здоровье. А также были обнаружены взаимосвязи между возможностью развиваться и познанием и принятием себя. Полученные результаты могут говорить о том, что взаимосвязь между эффективностью профессиональной адаптацией и ценностными ориентациями представителей различных профессий статистически подтверждена.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть положены в основу дальнейших исследований в данной области, а также могут быть использованы практическими психологами различных организаций в процессе адаптации новых сотрудников, их развития и обучения.
1. Анисимов О.С. Цели и ценности: сущностные сопоставления // Мир психологии. – 2008. - №4. – С. 178-189.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.– 344 с.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 2014. - т. 5. - №5.
4. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. - 2013.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно-стике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
6. Буякас, Т.М., Зевина, О. Г. Опыт утверждения человеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальном сознании / Т.М. Буякас, О.Г. Зеви-на // Вопросы психологии. – 1997 – № 5. – С. 44-56.
7. Буценко И.Н., Вельгош Н.З. Менеджмент персонала, 2007. Сайт «Национальная энциклопедическая служба» [Электронный ресурс]. URL: http://vocable.ru/dictionary/917
8. Войт О.В., Смирнова Ю.С., Секретная психология, общайся и властвуй, Минск, «Современная школа», 2009.
9. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – М.: Юрист, 2001. – 496 с.
10. Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством, М.,2011.
11. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ/ С.И. Голод. - СПб.: Питер, 1998.
12. Гурова, Р.Г. Духовный мир молодежи в меняющейся России XX века (лонгитюдное социолого-педагогическое исследование)/ Р.Г. Гурова // Мир психологии. - 2000. - 4. С. 147-159.
13. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 2014.
14. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.
15. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации, СПб.:Питер,1991
16. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 2012.
17. Занков В. В. Организационная психология / В. В. Занков.– М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2002. – 647 с.
18. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 2014.
19. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей/ А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996.
20. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 35 – 43.
21. Магура М.И., Поиск и отбор персонала/ – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003 - с.213.
22. Мейган М., Работа с персоналом: введение в должность.- СПб.: Питер, 2002.
23. Милославова И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл. – Л., 1979. – С. 132-136.
24. Медкова, Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа// [Электронный ресурс] - http://lib.socio.msu.ru/l/library
25. Попов С.Г. Управление персоналом, М., «Ось-89»,2010.
26. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 – 29.
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
28. Сайт “Мир психологии и саморазвития” [Электронный ресурс]. http://slovar.world-psychology.ru/adaptaciya/
29. Социальная психология / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. – М.: Издательский центр «Акакдемия», 2002. – С. 502.
30. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей [Текст] / И.Г. Сенин. - Ярославль, 1991.
31. Тамарина В.Э. Сущность, формы и факторы профессиональной адаптации. Барнаул, 1977г.
32.Электронный ресурс А.В. Битуева. Особенности структурного строения ценностных ориентаций URL:http://www.pseudology.org/ goroda/Orenburg/culture/credo/21/bityeva.html
33. Электронный ресурс Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/5159
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сырые баллы изучения социально-психологической адаптации представителей различных профессий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты ранжирования терминальных ценностей
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты ранжирования терминальных ценностей
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты ранжирования инструментальных ценностей
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 методика "ценностные ориентации"
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика диагностики социально-психологической адаптации
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика диагностики социально-психологической адаптации
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анкета сотрудника
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты