Система пенсионного обеспечения Республики Беларусь: пути реформирования
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Диплом
на тему: «Система пенсионного обеспечения Республики Беларусь: пути реформирования»
по дисциплине: «Правоведение»
2019
251.00 BYN
Система пенсионного обеспечения Республики Беларусь: пути реформирования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Поделиться
Введение
1 Теоретические подходы к формированию пенсионной системы
1.1 Понятие пенсионной системы
1.2 Структура пенсионной системы и выполняемые функции
1.3 Зарубежный опыт формирования пенсионных систем
2 Анализ пенсионной системы республики Беларусь на современном этапе
2.1 Виды пенсий и их особенности по действующему законодательству республики Беларусь
2.2 Порядок и условия назначения и выплаты пенсий
3 Основные направления реформирование системы пенсионного обеспечения в республике Беларусь
3.1 Проблемы в развитии пенсионной системы в республике Беларусь
3.2 Перспективы развития и адаптации национальной пенсионной системы к современным условиям
Заключение
Список использованных источников
Ведение
Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой - была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост. Пенсионная система является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь. Она затрагивает жизненно важные интересы не только граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто участвует в финансировании системы. Поэтому от состояния системы пенсионного обеспечения зависит благополучие практически всех граждан нашей республики. В этом и заключается актуальность темы дипломной работы. Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь, выявить основные пути реформирования национальной пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие пенсионной системы;
- определить структуру пенсионной системы и указать основные выполняемые функции;
- изучить зарубежный опыт формирования пенсионных систем;
- рассказать о видах пенсий и их особенности по действующему законодательству Республики Беларусь и порядке назначения и выплаты пенсий;
- выявить проблемы в развитии пенсионной системы в Республике Беларусь.
1 Теоретические подходы к формированию пенсионной системы
1.1 Понятие пенсионной системы
Система пенсионного обеспечения занимает главное место в системе социальной защиты граждан в стране. Любое развивающееся государство требует совершенствование системы социальной защиты. Особенно это актуально в пенсионной системе, так как средняя продолжительность жизни растет, рождаемость последнее десятилетие находится на довольно низком уровне, что с течением времени приводит к увеличении доли пожилых людей в обществе. Тем самым создается нагрузка на пенсионную систему в целом [1]. Прежде чем перейти к определению пенсионной системы Республики Беларусь хотелось бы отметить, что свое начало она берет еще из ССР и многие ее компоненты устарели и требуют изменений. Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, финансовых, организационных институтов и норм, определяющих построение, охват, условия и нормы пенсионного обеспечения, и имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии [2]. Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь. Она затрагивает жизненно важные интересы не только граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто, участвуя в финансировании системы, "зарабатывает" себе будущую пенсию. Несмотря на возросшие расходы на пенсии, выплачиваемые из Фонда социальной защиты населения, состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем, в основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с другой - достаточно высокий тариф страховых взносов. Из 35 процентов отчислений от фонда оплаты труда, установленных для большинства нанимателей на цели социального страхования, и страхового взноса в размере 1 процента от заработка, установленного для работающих граждан, до 80 процентов используется непосредственно на пенсионное обеспечение [3]. В настоящие время в мире существует несколько типов пенсионных систем. Условно их можно разделить на государственные, частные и смешанные системы. А так же в зависимости от типов накоплений распределительные, накопительные и условно накопительные пенсионные системы. Наибольшее применение нашла государственная распределительная система которая базируется на принципах выплаты пенсий за счет отчислений работающего населения. Накопительная система представляет собой открытие каждым работникам индивидуального счета на котором будут аккумулироваться средства, которые в дальнейшим послужат источником выплат пенсии. И конечно по мнению большинства огромным плюсом этой системы является независимость от государства, и как итог вы получаете пенсию которую заработали сами. В дальнейшем граждане вправе распорядиться своими финансами на свое усмотрение. Это могут быть инвестиции : недвижимость, ценные бумаги, банковские депозиты, драгоценные металлы. Средства можно завещать по наследству. Также в некоторых странах можно увидеть смешанные типы пенсионных систем. На данном этапе в нашей стране существует государственная распределительная пенсионная система. Накопительного компонента нет. На размер пенсионного обеспечения влияют длительность стажа и величина зарплаты, из которой велись отчисления, страховые взносы.
2 Анализ пенсионной системы республики Беларусь на современном этапе
2.1 Виды пенсий и их особенности по действующему законодательству Республики Беларусь
Первым нормативным правовым актом, регулирующим пенсионное обеспечение в Республике Беларусь, стал Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», действующий по настоящее время с многочисленными изменениями и дополнениями. Он установил единую пенсионную систему в стране, впервые в Беларуси были введены социальные пенсии. В связи с принятием этого закона была ликвидирована система персональных пенсий. Конечно же основным источником регулирующим пенсионное обеспечение является Конституция Республики Беларусь. В статье 47 Конституции указано, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов[21]. Согласно Закону Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" выделяют следующие виды пенсий:
а) трудовые пенсии:
- по возрасту;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет;
- за особые заслуги перед республикой;
б) социальные пенсии.
Все основания назначения пенсий по возрасту можно разделить на несколько групп:
- общие основания назначения пенсий по возрасту;
- льготные основания назначения пенсии по возрасту:
а) за работу с особыми условиями труда;
б) в связи с семейным положением;
в) в связи с состоянием здоровья;
г) иные основания назначения досрочных пенсий по возрасту;
3) основания для назначения пенсий по возрасту при неполном стаже работы.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных законодательством [4]. Разберем более детально, так пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:
в 2016 году: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;
в 2017 году: мужчины – 60 лет 6 месяцев, женщины – 55 лет 6 месяцев; в 2018 году: мужчины – 61 года, женщины – 56 лет;
в 2019 году: мужчины – 61 года 6 месяцев, женщины – 56 лет 6 месяцев; в 2020 году: мужчины – 62 лет, женщины – 57 лет;
в 2021 году: мужчины – 62 лет 6 месяцев, женщины – 57 лет 6 месяцев; в 2022 году и последующие годы: мужчины – 63 лет, женщины – 58 лет.
3 Основные направления реформирование системы пенсионного обеспечения в республике Беларусь
3.1 Проблемы в развитии пенсионной системы в Республике Беларусь
Изменение в демографической обстановки влечет за собой неизбежность реформирование пенсионной системы. Как говорилось выше модель пенсионной системы нам досталась еще из времен СССР. Проследим какие же изменения произошли в пенсионной системе за последние десятилетия. Введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование. С 1 января 2003 года на всей территории РБ вступил в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года "Об индивидуальном учете в системе государственного социального страхования". Суть персонифицированного учета заключается в том, что отдельно для каждого гражданина учитываются его права на трудовую пенсию, которые он зарабатывает сам. За все годы его работы ведется учет сведений о периодах его трудовой деятельности, ежемесячном заработке и других выплатах, из которых уплачивались страховые взносы. При этом он может отслеживать динамику этого процесса, получать интересующие его сведения, своевременно требовать внесения поправок в случае обнаружения каких-либо несоответствий или неточностей. Другими словами, благодаря персонифицированному учету, каждый гражданин становится созидателем своего пенсионного будущего . В систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. Индивидуальный предприниматель обязан самостоятельно уплачивать обязательные страховые взносы (далее - взносы) в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) со дня постановки на учет в качестве плательщика в органах Фонда до дня принятия решения о прекращении деятельности. Размер взносов для индивидуальных предпринимателей составляет 35%, из которых 29% - взносы на пенсионное страхование (страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца); 6% - взносы на социальное страхование (страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц родителю, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи).. Однако и здесь можно найти небольшие минусы если доходы предпринимателя ниже минимальной заработной платы или их нет вообще обязанность уплачивать минимальный размер в Фонд остается. Взносы можно не уплачивать только за периоды приостановления своей деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами. Временное приостановление деятельности по личной инициативе индивидуального предпринимателя к вышеуказанным случаям не относится. Однако 27 декабря 2018 года был принят Указ Президента Республики Беларусь за номером 500 "О государственном социальном страховании" где говориться, что изменяется порядок уплаты взносов в государственный внебюджетный фонд соцзащиты населения для индивидуальных предпринимателей. Теперь взносы будут уплачиваться ими только за период фактического осуществления своей деятельности с получением дохода. С 1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании». В основу данного Закона положен принцип ответственности работодателя за более раннее снижение трудоспособности работника вследствие длительной занятости во вредных условиях труда. А именно, чтобы с помощью предоставления профессиональной пенсии возместить утрату заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Заключение
Пенсионная система представляет собой сложную систему в которую входят ряд структурных элементов, от назначения до выплат пенсий. В Республике Беларусь установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Пенсионная система Беларуси осуществляет свое действие солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. Однако, я считаю что распределительная система полностью исчерпала свои возможности на сегодняшний день. Она не создает для участников пенсионной системы реальных экономических стимулов. Так же это причины экономического характера, которые заключаются в кризисе трудовых отношений, проявляющемся в низком уровне оплаты труда. Сокращении численности занятых в экономике и росте численности пенсионеров. Этот факт, в свою очередь, обусловлен неблагоприятной демографической ситуацией в стране. А так же проблема самого пенсионного обеспечения – от назначения до выплат. В силу этого пенсионная система Республики Беларусь требует коренных изменений и курс ее должен быть направлен на полное реформирование. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. В альтернативе это должно выглядеть следующем образом. Пенсионная система должна быть многоуровневой, включать в себя социальные пенсии, трудовые (страховые) пенсии, и дополнительные не государственные пенсии. Сужается действие распределительного характера пенсионной системы, и вводятся элементы накопительной системы.
1. Гущин, И. В. Право социального обеспечения Республики Беларусь : учебное пособие по одноименному курсу для студентов : в 2 ч. / И.В. Гущин – Гродно, 1993. – Ч 1.– 106 с.
2. Гущин, И. В. Практикум по праву социального обеспечения : учебное пособие / И. В. Гущин и др. – Мн.: Амалфея, 2002. – 192 с.
3. О Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : 7 апр. 1997 г., №349: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О пенсионном обеспечении [Электронный ресур] : 17 апр. 1992 г., № 1596-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь : с изм. и доп.: текст по состоянию на 8 янв. 2018 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Андреев, В. С. Право социального обеспечения в СССР : учебник для вузов по специальности «Правоведение» / В. С. Андреев – 2-е издание. – М.: Юридическая литература. – 1987. – 352 с.
6. Право социального обеспечения Республики Беларусь : монография / под ред. Гущина И. В. – Новополоцк: ПГУ, 2000. – 344 с
7. Путило, Н. В. К вопросу о природе социальных услуг / Н. В. Путило // Журнал российского права. – 2006. – № 4. – С. 16 – 24.
8. Рогачев, Д. И. Метод права социального обеспечения / Д. И. Рогачев. – М.: МАКС Пресс, 2002. – 249 с.
9. Об основах государственного социального страхования [Электронный ресурс] : 31 янв. 1995 г., № 3563-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь : с изм.и доп.: текст по состоянию на 9 янв. 2017 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 29 фев. 1996 г., № 138-XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 янв. 2017 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Мачульская, Е. Е. Правовые проблемы социального обеспечения / Е. Е. Мачульская // Вестник Московского университета. Соц. защита. – 2000. – № 3. – С. 44 – 77.
12. Роик, В. Реформирование пенсионных систем : зарубежный опыт / В. Роик // Человек и труд. – 2000. – №2. – С. 11 – 13.
13. Постовалова, Т. А. Координация и гармонизация социального права Европейского союза / Т. А. Постовалова // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики : сб. науч. тр. / редкол. : С. А. Балашенко (гл. ред.) [и др]. – Минск: БГУ, 2005. – С. 203 – 212.
14. Постовалова, Т. А. Принцип равенства в социальном праве Европейского союза / Т. А. Постовалова // Право и демократия: сб. науч. тр. вып. 15 / ред. кол. : В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др]. – Минск, БГУ, 2004. – С. 208 – 221.
15. Антропов, В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В. В. Антропов. – М.: Экономика, 2006. – 271 с.
16. Лебедева, Л. Ф. Федеральная программа пенсионного обеспечения в США / Л. Ф. Лебедева // «Россия и Америка в XXI веке». – 2014 – №2. – с.31 –35
17. Экономика: деловой новостной сайт / Как работает пенсионная система США [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://delo.ua/world/kak-rabotaet-pensionnaja-sistema-ssha-282949/ ?supdated_new=1424755
18. Греченков, А. А. Пенсии и пособия : учеб пособие / А. А. Греченков. – Минск : Веды, 1998. – 304 с.
19. Григорьева, И. С. Социальное обслуживание пожилых : новый (старый) приоритет социальной политики : западный опыт обслуживания пожилых : взаимодействие государства, пенсионного страхования и поддержки сообществ / И. С. Григорьева // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 6. – С. 24 – 27; № 7. – С. 26 – 30.
20. Кобзева, С. И. Международные источники права социального обеспечения // Право и государство : теория и практика. – 2007. – № 4. – С. 73 – 74.
21. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. : Нац. реестр правовых актов // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Алешкевич, И. Н. Аналитические аспекты социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические науки. – 2006. – № 2. – С. 73 – 78.
23. Мелешко, Х. Т. Современные проблемы пенсионного законодательства Республики Беларусь / Х. Т. Мелешко // Современные проблемы трудового права и права социального обеспечения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. А. Войтик. – Минск : БГУ, 2006. – С. 145 – 149.
24. Мелешко, Х. Т. Пенсионный возраст и продолжительность жизни / Х. Т. Мелешко // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы: в 2 т. – Т. 2 : Проблемы унификации законодательства в Содружестве Независимых Государств и Европейском Союзе : сб. науч. тр. / ред. Ко л.: С. А. Балашенко [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – С. 354 – 357.
25. Мелешко, Х. Т. Современные проблемы пенсионного законодательства Республики Беларусь / Х. Т. Мелешко // Современные проблемы трудового права и права социального обеспечения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. А. Войтик. – Минск : БГУ, 2006.
26. О здравоохранении [Электронный ресурс] : 18 июн. 1993 г., № 2435-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от с изм. и доп. : текст по состоянию на 10 июл. 2012 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
27. Постовалова, Т. А. Право социального обеспечения : в вопросах и ответах / Т. А. Постовалова – Мн.: Тесей, 2007. – 228 с.
28. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : 14 июн. 2003 г., № 204-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от с изм. и доп. : текст по состоянию на 12 янв. 2017 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Мачульская, Е. Е. Правовые проблемы социального обеспечения / Е. Е. Мачульская // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1998. – №6. – С. 27 – 37.
30. Инструкция о порядке и критериях определения группы инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья [Электронный ресурс] : 25 окт. 2007 г., № 97 : в ред. Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь : с изм. и доп. :текст по состоянию на 21 июл. 2009 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
31. Тис, Д. С. Гарантии права граждан на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь. / Д. С. Тис // Защита трудовых и других социально-экономических прав граждан Республики Беларусь : сб. науч.ст. / ГрГУ им. Я.Купалы. – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 103-110.
32. Лейчонок, И. А. Порядок проведения медико-социальной экспертизы как гарантия реализации прав граждан Республики Беларусь на пенсионное обеспечение по инвалидности. / И. А. Лейчонок // Защита трудовых и других социально-экономических прав граждан Республики Беларусь : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я.Купалы. – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 119 – 126.
33. Лейченок, И. А. Пенсии по инвалидности как инструмент социальной политики Республики Беларусь / И. А. Лейченок // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь и других европейских странах : сб. научн. ст., посвященных 20-летию каф. гос., тр. и с.-х. права ГрГУ им. Я. Купалы / ГрГУ им. Я.Купалы – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 205 – 214.
34. Яшкова, Л. М. Новое в порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий / Л. М. Яшкова // Отдел кадров. – 2007. – № 1. – С. 36 – 39.
35. Положение о порядке предоставления и оформления документов для назначения пенсий [Электронный ресурс] : 23 мая 1997 г. № 44 : в ред. Приказ Министерства социальной защиты Респ. Беларусь : с изм. и доп. : текст по состоянию на 31 окт. 2006 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
36. О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства [Электронный ресурс] : 24 июн 1999 г. № 6 : в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 24 июня 1999 г. № 6 : с изм. и доп. : текст по состоянию на 22 дек. 2005 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
37. Постовалова, Т. А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т. А.Постовалова. – Минск : Тесей, 2008. – 512 с.
38. Постовалова, Т. А. Право социального обеспечения: в вопросах и ответах / Т. А. Постовалова. – Минск : Тесей, 2007. – 228 с.
39. Королева, В. В. Трудовые пенсии / В. В. Королева // Отдел кадров. – 2006. – № 6. – С. 33 – 35
40. Постовалова, Т. А. Право социального обеспечения: в вопросах и ответах – Минск : Тесей, 2007. – 228 с.
41. Субботенко, В. К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении / В. К. Субботенко. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 1980. – 197 с.
42. Федорова, М. Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования / М. Ю. Федорова. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2000. – 240 с.
43. Василевич, Д. А. О назначении пенсий гражданам, не имеющим паспорта по религиозным убеждениям / Д. А. Василевич // Отдел кадров. – 2007. – № 2. – С. 71.
44. Кащеева, О. А. Институт исчисления размеров пенсий в праве социального обеспечения: теория и практика правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 / О. А. Кащеева. – Минск, 2005. – 203 с.
45. Лушникова, М. В. Курс права социального обеспечения / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. – М. : ЗАО Юстицинформ, 2008. – 600 с.
46. Шелкович, В. И. Судебная защита прав граждан при утрате документов о заработной плате / В. И. Шелкович // Отдел кадров. – 2007. – № 3. – С. 77 – 79.
47. Инструкция о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы [Электронный ресурс] : 28 авг. 1998 г., № 77/108 : в ред. Приказа Министерства социальной защиты Республики. Беларусь, Министерства внутренних дел Респ. Беларусь : с изм. и доп. : текст по состоянию на 29 сент. 2008 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
48. Мелешко, Х. Т. Современные проблемы пенсионного законодательства Республики Беларусь / Х. Т. Мелешко // Промышленно-торговое право. – 2006. – № 5. – С. 109 – 114.
49. Капыльский, М. П. Пути совершенствования действующей модели пенсионного обеспечения / М. П. Капыльский // Современные проблемы трудового права и права социального обеспечения: материалы междунар. научн.-практ. конф.– Минск: БГУ, 2006. – С. 142 – 144.
50. О вопросах социального обеспечения [Электронный ресурс] : 31 дек. 2015 г., № 534 : в ред. Указа Президент Республики Беларусь: с изм. и доп. : текст по состоянию на 29 июн. 2017 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
51. О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан [Электронный ресурс] : 29 июн. 2017 г., № 233 : в ред. Указа Президент Республики Беларусь // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
52. Маслов, С. С. Юридическая ответственность – одна из гарантий реализации прав граждан на социальное обеспечение / С. С. Маслов
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты