Функции гротеска в романах Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света»
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Функции гротеска в романах Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света»»
по дисциплине: «Зарубежная литература»
2019
251.00 BYN
Функции гротеска в романах Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света»
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Зарубежная литература
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения гротеска
1.1 Гротеск как литературный прием
1.2 Особенности романтического гротеска
Выводы по главе 1
Глава 2. Специфика романов Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света»
2.1 Творчество Дж.К. Оутс в контексте развития американской литературы последней трети XX века
2.2 Идейно-художественное своеобразие романа Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика»
2.3 Жанровые и идейно-художественные особенности романа Дж.К. Оутс «Ангел света»
2.4 Гротескно-готическая направленность произведений Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света»
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Американская действительность обладает уникальной чертой – отсутствием единого регионального центра, культурного универсума. Эта особенность связана с региональным характером американской цивилизации, а также региональными особенностями формирования культурного пространства США.
Одна из крупнейших американских писательниц второй половины XX в., авторитетный критик и теоретик литературы, обладательница большого количества литературных премий США, Джойс Кэрол Оутс (р. 1938) является одной из наиболее влиятельных фигур в современном литературном и культурном мире. Она исследует окружающую действительность в региональном социуме для того, чтобы постичь причины происходивших в конце XX в. событий, а сумрачные мистические сферы, воссоздаваемые на страницах ее произведений, позволяют читателям прикоснуться к тем проявлениям повседневной жизни, которые в реальности остаются за гранью восприятия и понимания.
Дж.К. Оутс – автор более пятидесяти романов, нескольких поэтических сборников, драматических произведений и эссе. Отечественные и зарубежные критики, оценивая ее вклад в американскую и мировую литературу, единодушны в том, что она является очень талантливой писательницей, которая поражает не только высоким качеством своих произведений, но и плодовитостью творчества.
Актуальность исследования обусловлена тем, что литературный гротеск представляет собой явление, которое бытует как в древней, так и в современной литературе. С течением времени развивалось и менялось представление о том, что такое гротеск. Однако до настоящего времени теория гротеска окончательно не выстроена, а без нее невозможно адекватно оценивать различные его формы, изменчивость гротескного художественного мышления.
Цель дипломной работы – выявить специфику гротеска в романах Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• проанализировать гротеск как литературный прием;
• изучить творчество Дж К. Оутс в контексте развития американской литературы последней трети ХХ века;
• рассмотреть гротескно-готическую направленность произведений Дж.К. Оутс;
• раскрыть жанровое и идейно-художественное своеобразие романов Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света»;
• определить функции гротеска в романах Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света».
Объект дипломной работы – романы Дж.К. Оутс «Дорогостоящая публика» и «Ангел света».
Предметом исследования в данной работе явился гротеск как литературный прием.
Методы исследования: биографический, культурно-исторический, герменевтический методы и метод системного анализа художественного произведения.
А качестве теоретической базы исследования выступают рвботы таких ученых как Дежуров А.С., Дормидонтова Т.Ю., Козлова Д.В., Манн Ю.В., Элис П.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении современной литературы США.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы изучения гротеска
1.1 Гротеск как литературный прием
Значительный объем исследований, посвященных анализу гротескных образов, позволяет предположить, что гротеск на протяжении нескольких веков остается одним из самых популярных художественных приемов. Однако единой точки зрения на ее сущность и смысловую сферу применения в искусствоведении пока не сформировано.
Литературный гротеск как форма художественного мышления зародился одновременно с литературой и, вероятно, будет существовать столько же, сколько и существовать само литературоведение. Гротеск развивался во времени, и в то же время развивалась идея, что есть гротеск. Гротеск – это не архаика литературы.
Несмотря на значительный объем исследований, очевидно, что при анализе гротеска в литературной критике существует несколько основных подходов, каждый из которых фокусируется на определенном аспекте проблемы.
Определение, данное Оксфордским словарем литературных терминов, показывает, что восприятие гротеска американской литературной наукой остается на уровне XIX века, как это видел Э.А. По, и не соответствует его нынешним достижениям [31].
Слово «гротеск» произошло от французского «grotesque», что означает «комический, причудливый». В литературе специальный прием называется гротеском, разновидностью словесной визуализации, в которой элементы реальности объединяются в фантастические комбинации.
Термин «гротеск» появился в эпоху Возрождения (в конце XV века) после открытия в римских гротах неизвестного до того времени типа живописного орнамента, который представляет собой причудливое сплетение и связь животных и растительных элементов с элементами человеческого тела. Черты гротеска являются искусственными и, можно сказать, насильственной связью в орнаментальном «тексте» как единой знаковой цепочке элементов различных семантических полей. Другими словами, целостность гротеска является парадоксальной целостностью, принудительно навязанной целостности изображения [14, с. 22].
Следует отметить, что материалом для классификации подходов гротеска послужат работы европейских и русских литературоведов, поскольку именно они составляют основу формирующейся теории гротеска. Американская литературная среда редко решает эту проблему, исключая понятие гротеска почти из всех литературных справочников [11, c. 118].
В отечественном литературоведении доминируют два подхода к изучению гротеска:
1) гротеск определяется как компонент мировоззрения;
2) гротеск определяется как художественный прием.
Одна точка зрения не противоречит другой (художественное мировоззрение может существовать только в сформированном виде, как художественная форма, как техника; с другой стороны, прием – это декорированное мировоззрение, модель мира – как художник строит его), но их возможный синтез не дает однозначного, удовлетворительного ответа на вопрос о поэтической природе гротеска [8, с. 7].
Д.В.Кобленкова выделила 4 подхода к определению понятия «гротеск» в зарубежной литературе [9, c. 24]:
Первый подход к анализу гротескных форм фокусируется на первоначальном значении слова, подчеркивая способ создания образов. Исходя из первоначального значения слова и образа, из которого оно произошло, исследователи стремятся максимально приблизиться к точному определению понятия, где гротеск будет представлен как особый способ объединения элементов в единое целое.
Этот подход особенно важен, потому что его структурный критерий позволяет отличить гротеск от других приемов (например, гиперболизации), от широкой концепции эстетической категории, к которой он привязан, а также от комической категории, где гротеск – это единое целое методов. Гротеск может также реализовать себя как один из приемов жанра карикатуры – как феномен другого порядка, который, возможно, также будет создан и без участия гротеска [11, с. 120].
Глава 2. Специфика гротескной образности в романах «Дорогостоящая публика» и «Ангел света»
2.1 Творчество Дж. К. Оутс в контексте развития американской литературы последней трети XX века
Взлет американской литературы был стремительным и ярким. В течение одного века США подарили миру таких оригинальных и не похожих друг на друга писателей [21, c. 3]. Среди них можно выделить Дж.К.Оутс.
В американскую литературу Дж.К. Оутс вошла стремительно и уверенно в 1960-е годы, когда появились ее первые романы «Сад радостей земных» (A Garden of Earthly Delights, 1967) и «Их жизни» (Them, 1969). Взаимоотношения личности и общества, подавление личности в капиталистическом мире – вот основные проблемы, которые волнуют Дж.К. Оутс с самого начала се творческого пути.
Романы «Сад радостей земных», «Дорогостоящая публика» (Expensive people, 1967), и «Их жизни» составили трилогию, повествующую о жизни Америки на различных социальных уровнях.
История жизни ее героев доказывает тезис о том, что Соединенные Штаты поражены коррупцией в различных жизненных сферах. «Сад радостей земных» представляет историю Америки от 1930-х годов, когда в народных массах только зарождались «гроздья гнева», до послевоенного времени.
Оутс проводит параллель между двумя эпохами в истории США, выделяя главное, что их сближает. Внешне Америка стала иной, более преуспевающей и богатой. Но основы общественного уклада страны остались прежними.
Главная героиня романа «Сад радостей земных» – молодая девушка, которой выпало па долю нести бремя вечной неустроенности и несчастья. Трагичной оказывается судьба и ее сына Кречета, который, совершив несколько убийств, лишает жизни и себя. Как мать и как человек, Клара ничего не могла дать своему сыну – ее душа стала растленной после того, как она сначала, не любя, отдала себя в руки негодяю и родила от него сына, а затем вышла замуж за богатого покровителя. Оутс не показывает нам духовные искания Кречета, но несомненно одно: в нем исподволь, но очень осознанно растет протест против матери, которая стала типичной представительницей буржуазного общества.
В 1960-е годы писательница занята исследованием трудных и беспредельно мрачных судеб людей в современном американском обществе, где за маской благосостояния скрываются порой неразрешимые проблемы существования простого человека, его одиночество, духовная подавленность, безысходная тоска по чему-то несуществующему. Глубоко иронично название второго романа трилогии Дж.К. Оутс – «Дорогостоящая публика». Автор подчеркивает крайнюю степень духовной ущербности своих героев, их внутреннее убожество.
Но главным достижением Дж.К. Оутс в 1960-е годы остается роман «Их жизни». Ведущей проблемой романа является отсутствие духовности в механизированном американском обществе, которое может лишь подавить, но отнюдь не вдохновить человека на высокую деятельность. В книге развертывается история жизни Лоретты Ботсфорд, которая вышла замуж за полисмена, типичного представителя американской индустрии насилия и развлечений. Избавившись от общества пьяного отца и убийцы-брата, Лоретта вновь оказывается в тупике. Ее муж Говард, пьяница и развратник, навлекает на семью невиданный позор. После гибели мужа жизнь Лоретты оказывается еще более запутанной. Она уже отравлена жизнью среди «тех» представителей американского дна, к которому принадлежали и ее отец, и ее муж. Среди «тех» протекает и жизнь детей Лоретты. Ее сын становится убийцей, дочь – Морин превосходит мать в своем хищническом отношении к жизни. На примере конкретного индустриального города Оутс рисует типичную картину жизни рабочих, и трагическое начало, свойственное мировосприятию Оутс, проступает здесь со всей очевидностью. Брат и сын главной героини – убийцы; отец и муж – пьяницы. Ее жизнь – одна из многих жизней таких же обездоленных женщин Америки. Героине недостает внутренней нравственной силы противостоять устоявшимся жизненным стереотипам. Постепенно она катится все дальше и дальше вниз по пути разврата и становится одной из тех, кто предлагает себя как товар для продажи на улице первым попавшимся.
Заключение
Гротеск – сложное образование, возникающее в литературе в переломные моменты истории культуры. План содержания гротеска формируется на основе конфликтующей ментальности и является формой искусственного преодоления этого конфликта.
Литературный гротеск подразделяется на комический, сатирический, юмористический и ироничный.
Основной чертой гротеска является контраст. Он сочетает простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое, реальность и действительность. Такое сочетание приводит к трагическому диссонансу.
Готическая традиция представляет собой одну из важных линий развития литературы США на разных этапах истории американской словесности. Трансформация гротескно-готической традиции в творчестве Дж.К. Оутс – закономерное продолжение этого процесса на современном этапе.
Проанализировав творческий путь писательницы и ее романы «Дорогостоящая публика» и «Ангел света», мы можем сделать следующие выводы:
• основными чертами гротеска являются творческое переосмысление и обновление жанровых доминант, отдельных стереотипов и штампов, устоявшихся в рамках данной литературной традиции, акцентирование кризисных состояний человеческой психики, описание деградации, распада мира, разрушения и саморазрушения личности.
• с помощью гротеска писательница описывает распад межличностных связей внутри общества.
• для гротеска также характерно присутствие сатиры, с помощью которой Дж.К.Оутс ярко обрисовала картину морального разложения всех имущих слоев буржуазной Америки.
• в достаточно трагической тональности в данных произведениях писательница проблему семьи, кризиса семейных отношений.
• преступления, ложь, ревность, убийства, лицемерие, бездушие, обман приводят к дегуманизации общества.
Романы сочетают в себе черты как реализма, так и постмодернизма, поэтому мы с уверенность можем сказать, что значимость гротеска и готики имеют большое значение для американской литературы XX – XXI вв. не только для Дж.К.Оутс, но и для других писателей.
1. Байкель В.Б. Гротеск и немецкая поэтика второй половины ХVIII века // От риторической культуры к культуре Нового времени. – Тюмень, 1994. – 280 с.
2. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – C. 45-46.
3. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика Учеб. пособие для вузов / Л.М. Васильев. – М.: Высшая школа, 1990. – 86 с.
4. Вечканова М.И. Трансформация готической традиции в творчестве Джойс Кэрол Оутс: на материале малой прозы 1990-х - начала 2000-х годов: автореф. дис. канд. филол. наук / М.И.Вечканова. – Саранск, 2011. – 195 с.
5. Гофман, Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. / Э.Т.А. Гофман. – М.: Художественная литература, 1991. – Т. 1. – C. 261.
6. Дежуров, А.С. Гротеск в немецкой литературе XVIII в.: автореф. дис. канд. филол. наук / А.С. Дежуров – М., 1996. – 16 c.
7. Денисова, Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман / Т.Н. Денисова. – Киев: Наукова Думка, 1985. – 246 с.
8. Дормидонова, Т.Ю. Гротеск как тип художественной образности (от Ренессанса к эпохе авангарда): автореф. дис. канд. филол. наук – Тверь, 2008. – 24 с.
9. Кобленкова Д.В. Проблемы становления теории гротеска // Филологический журнал. – 2006. – № 2 (3). – С. 24−36.
10. Козлова, Д.В. Гротеск в теории искусства / Д.В. Козлова // Вопросы взаимовлияния литератур. – Н. Новгород, 1997. – С. 46.
11. Козлова, Д.В. Основные подходы к определению понятия «гротеск» / Д.В. Козлова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Вып. 1 (2). – 2000. – С. 119-124.
12. Копытко, Н.В. Функции жанровых признаков семейной хроники в романе Джойс Кэрол Оутс «Бельфлер» / Н.В. Копытко, Е.В. Никольский // Вестник Удмуртского университета. – 2017. – № 2. – С. 242.
13. Лосев, А.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 400 с.
14. Манн, Ю.В. О гротеске в литературе / Ю.В. Манн. – М., 1966. – С. 22-23.
15. Нартыев, Н.Н. Творчество Дж.К. Оутс в оценке советского и американского литературоведения / Н.Н. Нартыев // Традиции и новаторство в литературах стран Западной Европы и Америки XIX–XX вв.: межвуз. тематич. сб. науч. тр. – Горький, 1989. – С. 22–23.
16. Оутс, Дж.К. Ангел света. Роман. Рассказы / Д.К. Оутс. – М.: Радуга, 1987. – С. 10-46.
17. Оутс, Дж.К. Одержимые / Дж.К.Оутс. – М.: Издательство, 1998. – 346 с.
18. Пальцев, Н.Г. Грезы и прозрения Д.К. Оутс / Н.Г. Пальцев // Оутс, Д.К. Ангел света. Роман. Рассказы / Д.К. Оутс. – М.: Радуга, 1987. – 280 c.
19. Панина, М.А. Комическое и языковые средства его выражения: дис. канд. филол. наук / М.А. Панина; Моск. гос. лингв. ун-т.– М., 1996. – С. 103-104.
20. Ротенберг, Т. Как поживает роман? / Т. Ротенберг // Иностранная литература.– 1981. – № 6. – С. 213–216.
21. Стулов, Ю.В. 100 писателей США / Ю.В. Стулов. – Минск: Выш. школа, 2019. – C. 3.
22. Уткина, А.В. Когнитивные модели комического и их репрезентации в русском и английском языках (сравнительно-сопоставительный анализ): автореф. дис. канд. филол. наук / А.В. Уткина // Пятигор. гос. лингвист. ун-т. – Пятигорск, 2006. – С. 14–15.
23. Храмова Ю.А. Античная традиция в романе Д.К.Оутс «Ангел света» // Филология и литературоведение. – 2014. – № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2014/10/97.
24. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 197 с.
25. Элис, П. Гротеск в литературе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://samlib.ru/p/patrik_e/grotesk.shtml.
26. Bender, E.T. Joyce Carol Oates: Artist in Residence / E.T. Bender // The Heath Anthology of American Literature. Instructor’ Guide. – 2002. – р. 698.
27. Hicks, G. What Is Reality? / G. Hicks // Critical Essays on Joyce Carol Oates / ed. by L. W. Wagner. – Boston, 1979. – Р. 13-15.
28. Оatеs, J.С. Angel of Light / J.C. Oates. – N.Y.: Warner Boos Edition. – 614 p.
29. Оatеs, J.С. Expensive People [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://100vampire-novels.com/pdf-novels/expensive-people-by-joyce-carol-oates-free.
30. Оatеs, J.С. New Heaven, New Earth: the Visionary Experience in Literature / J.C. Oates. – N.Y.: Fawcett Crest, 1974. – 294 p.
31. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms / Ed. Ch. Baldick. – Oxford: Oxford University Press, 2001. – 280 p.
32. Critical Terms for Science Fiction and Fantasy: Glossary and Guide to Scholarship / G.K. Wolfe. – N.Y.: Greenwood Press, 1986. – 157 p.
33. Waller, G.F. Dreaming America (Obsession and Transcendence in the Fiction of Joyce Carol Oates) / G. F. Waller. – Batton Rouge: La. State Univ. Press, 1979. – 224 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты