Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов»
по дисциплине: «Психология предпринимательской деятельности»
2019
251.00 BYN
Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология предпринимательской деятельности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Корреляционная матрица
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения взаимосвязи личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов
1.1 Личностная тревожность как предмет психологического исследования
1.2 Эмоциональный интеллект и его характеристики
1.3 Психологические особенности студентов
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования личностной тревожности у студентов
2.3 Результаты исследования эмоционального интеллекта у студентов
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для успешной адаптации к запросам социума, личность должна обладать развитым эмоциональным интеллектом, способностью к осмыслению своих и чужих эмоций и управлению ими. Опираясь на собственные и чужие эмоции, дети учатся распознавать и получать информацию о том, что происходит в окружающей действительности.
Эмоциональному интеллекту принадлежит существенная роль в развитии личности. Благодаря эмоциям представляется возможным проникать вглубь внутреннего мира личности, описывать эмоциональную картину окружающей действительности. Эмоции представляют собой состояние, которое связано с оценкой значимости для личности действующих на нее факторов и выражается непосредственно в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
На уровень эмоционального интеллекта влияют различные факторы, в том числе и индивидуальные особенности. Эмоциональный интеллект как фактор улучшения адаптационных возможностей индивида, психологического здоровья личности, межличностного взаимодействия связан с качественным своеобразием индивидуально-психологических особенностей личности. Среди них особенно выделяется личностная тревожность, которая является устойчивой характеристикой личности.
Особый интерес представляет изучение взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов. Именно в студенческом возрасте имеются все предпосылки для развития и совершенствования эмоционального интеллекта, которому могут препятствовать свойства личности, в частности, личностная тревожность.
Проблема личностной тревожности сегодня достаточно актуальна, так как именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности процессов социально-психологической адаптации и формирования адекватного представления о себе, своих личностных качеств у студентов. Повышенная личностная тревожность препятствует достижению поставленных целей, делает студента недостаточно успешным в профессиональной сфере.
В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. По результатам исследований ряда зарубежных и отечественных авторов эмоциональный интеллект рассматривается как основополагающий фактор успешности жизнедеятельности человека (Р.К. Купер, А. Саваф, Д. Гоулман, X. Вейзингер и др.), как предпосылка психического и физического здоровья (Дж. Сиаррочи, Ф.П. Дин и С. Андерсон и др.).
Изучением проблемы эмоционального интеллекта у студентов занимались немногие ученые (Л.Н. Вахрушева, И.Н. Мещерякова). Исследованию личностной тревожности студентов также посвящено мало работ (Э.Л. Боднар, О.Ф. Григорьева, М. В. Скворцова, А.А. Старостина).
Противоречие между недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи и личностной тревожности и эмоционального интеллекта, с одной стороны, и наличием эмпирических подтверждений их важности для развития личности студента и эффективного осуществления профессионального развития, успешного построения межличностных отношений, самоактуализации, с другой стороны, обусловило выбор темы настоящего исследования: «Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов».
Актуальность работы обусловлена тем, что проблема взаимосвязи личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов является неразработанной. Открытым остается вопрос, существует ли связь между индивидуальными особенностями студентов (личностной тревожности) и способностями к осознанию, пониманию и регулированию эмоций.
Цель исследования – выявить взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов.
Объект исследования – личность студента.
Предмет исследования – взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между личностной тревожностью и эмоциональным интеллектом у студентов.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов.
2. Эмпирическим путем изучить уровень личностной тревожности у студентов.
3. Определить уровень эмоционального интеллекта и степень выраженности его компонентов у студентов.
4. Выявить связь между личностной тревожностью и эмоциональным интеллектом у студентов.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– психологическое тестирование (методика «Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина», методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла),
– методы математической статистики: пакет программ SPSS «Statistisc» v. 7.0, критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена, критерий
U-Манна-Уитни).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ
1.1 Личностная тревожность как предмет психологического исследования
Понятие «тревожность» в современной психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги. В настоящее время термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности человека испытывать это состояние.
Анализ литературы показал, что в отечественной психологии феномен тревожности преимущественно рассматривался в качестве проявления неблагополучия, которое вызывается нервно-психическими заболеваниями или является следствием психической травмы. Дезорганизующее воздействие тревожности на деятельность индивида показано в ряде исследований зарубежных и отечественных психологов (Х. Айзенк, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Дж. Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.).
Ряд исследователей считает, что именно эта личностная характеристика лежит в основе ряда психологических трудностей возрастного развития (В.М. Астапов, Ю.С. Земницкая, A.M. Прихожан и др.). Высокий уровень тревожности снижает активность психических процессов, отрицательно сказывается на использовании знаний, умений и навыков и может привести к неправильным действиям даже в условиях, в которых можно было действовать вполне успешно [5; 16; 35].
В последние годы отношение исследователей к тревожности изменилось, становится менее категоричным. Современный взгляд на тревожность основан на том, что она не является изначально негативной чертой личности, а является сигналом неадекватности структуры деятельности индивида по отношению к ситуации. При этом, каждый человек характеризуется оптимальным уровнем тревожности, которую также называют полезной, так как она представляет собой фактор оптимального приспособления человека к действительности и необходимое условие развития личности [5, с. 31].
Наиболее подробно феномен тревожности проанализирован в работах А.М. Прихожан. Согласно автору, тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие надвигающейся опасности представляет собой выражение неудовлетворения значимых потребностей индивида, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Наличие тревожности как устойчивого образования является свидетельством нарушений в личностном развитии и препятствует нормальной жизнедеятельности, полноценному общению [35, с. 41].
Системно-структурный подход к проблеме изучения тревожности представлен в работах Н.А. Аминова, К.Е. Изарда и предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления [10, с. 33]. Согласно данному подходу, состояние тревоги рассматривается как специфическая отражательная форма психики, запечатлевающая отношения между предметным миром и индивидом, где тревога, влияя на элементы любого из уровней проявления активности, выполняет или положительную функцию, являясь мобилизатором резервов психики, или отрицательную.
Согласно подходу И.В. Пацявичусу, рассматривающего адаптивную функцию состояния тревоги, определяет ее как уникальную форму эмоционального предвосхищения неуспеха. Тревога указывает индивиду на необходимость тщательного анализа условий предстоящего дела, способствуя тем самым оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной его целям [33, с. 109].
Возникновение тревожности на каждом этапе жизненного пути человека обусловлено разными источниками. В различных возрастных группах факторы тревожности можно подразделить на три группы:
– природные, генетически обусловленные (особенности нервной системы);
– индивидуальные, связанные с какими-либо личными переживаниями (внутриличностный конфликт, негативный эмоциональный опыт);
– социальные, связанные с межличностными отношениями с окружающим миром и другими людьми [43, с. 4].
По мнению Н. Э. Солыниной и Е. П. Лебедевой, возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер [43, с. 5].
В современной психологии принято различать ситуативную и личностную тревожность. Под ситуативной тревожностью принято понимать как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности. Ситуативная тревожность как психическое состояние выражается через такие эмоциональные состояния как беспокойство, нервозность, страх, подавленность и др. Ситуативная тревожность возникает в конкретной ситуации и является мобилизирующим механизмом личности [40 , с. 42].
Под личностной тревожностью принято понимать устойчивую индивидуальную характеристику, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Всего в исследовании приняли участие 60 студентов 2-3 курсов, из них 30 юношей и 30 девушек. Возраст испытуемых –19-20 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует связь между личностной тревожностью и эмоциональным интеллектом у студентов.
С целью выявления взаимосвязи личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов были использованы следующие методики:
1. Методика «Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина» [48].
Цель: выявление уровня личностной тревожности.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Стимульный материал: опросник состоит из двух частей (реактивная тревожность и личностная тревожность) по 20 утверждений в каждой.
Процедура исследования: испытуемым предлагается две части опросника, чтобы оценить утверждения от 1 до 4 баллов – от «никогда» до «почти всегда».
Интерпретация результатов. Общий итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности.
Личностная тревожность вычисляется следующим образом:
ЛТ=(2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16,19) + 35 (число 35)
При интерпретации показателей уровень личностной тревоги оценивается следующим образом:
– низкий уровень – до 30 баллов;
– умеренный уровень – 31-45 баллов;
– высокий уровень – 46 баллов и более.
2. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла [23].
Назначение методики: выявление уровня эмоционального интеллекта, способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Опросник включает 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1) эмоциональная осведомленность;
2) управление своими эмоциями);
3) самомотивация;
4) эмпатия;
5) распознавание эмоций других людей.
Процедура исследования: испытуемым предлагается оценить ряд утверждений по степени того, насколько точно они отражают разные стороны их жизни (от -3 до +3 баллов). Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Критерии оценки уровня компонентов эмоционального интеллекта:
14 и более баллов – высокий;
8-13 баллов – средний;
7 и менее баллов – низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим показателям:
70 и более баллов – высокий;
40-69 баллов – средний;
39 и менее баллов – низкий.
Методы математико-статистической обработки данных.
Статистическая обработка данных проводилась при помощи критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена – непараметрического метода, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.
Для оценки достоверности различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников по проблеме взаимосвязи личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов показал, что личностная тревожность с одной стороны, является фактором, дезорганизующим деятельность, с другой – представляет собой фактор оптимального приспособления человека к действительности и необходимое условие развития личности. Личностная тревожность рассматривается в современной психологии как устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность индивида к тревоге, предполагает наличие у него тенденции воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Эмоциональный интеллект – это способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий. Понятие эмоционального интеллекта рассматривается в зарубежной и отечественной психологии в рамках различных моделей. Основными компонентами эмоционального интеллекта являются: идентификация и выражение эмоций, ассимиляция эмоций в мышлении, понимание эмоций, осознанная регуляция эмоций. В период студенчества происходит закрепление рефлексии, саморазвития и формирования жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения. Это сенситивный период формирования ценностной сферы личности, связанной с формирование личностной позиции, смысложизненных ориентиров, уровня притязаний. Студенческий период предполагает высокую коммуникабельность, креативность, развитие умственных способностей, расширение кругозора, психологическую устойчивость к внешним и внутренним факторам. В связи с тем, что обучение в вузе связано с различными трудностями, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, студенты могут проявлять личностную тревожность. Такие индивидуальные предпосылки как темперамент и самооценка также оказывают влияние на становления личностной тревожности студентов. В результате безынициативности у тревожных студентов образуется стремление у сверстников доминировать над ним, что приводит к снижению эмоционального фона, к избеганию общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности в себе.
Эмпирическим путем изучен уровень личностной тревожности у студентов. Студенты в зависимости от пола характеризуются различным уровнем тревожности. Девушки обладают более высоким уровнем личностной тревожности, чем юноши. Они характеризуются устойчивой индивидуальной характеристикой, отражающей предрасположенность к тревоге, к восприятию большого количества событий как угрожающих, отвечая при этом определенными реакциями на них. Девушки склонны испытывать повышенное и необоснованное беспокойство в ситуациях, связанных с угрозой нарушения целостности их самооценки и самоуважения. Юноши же оптимальным уровнем тревожности, которая выступает в качестве факторы активной деятельности личности.
Определен уровень эмоционального интеллекта и степень выраженности его компонентов у студентов. Студенты в зависимости от пола обладают разным уровнем эмоционального интеллекта. Уровень эмоционального интеллекта выше у юношей, чем у девушек. Они более широко используют эмоции в своей жизни, выражают с помощью них отношение к себе и к окружающим, весьма хорошо умеют их распознавать и регулировать, чем девушки. У студентов в зависимости от пола компоненты эмоционального интеллекта выражены на разном уровне. У юношей, по сравнению с девушками, наиболее выражены такие компоненты эмоционального интеллекта как управление своими эмоциями и самомотивация. У девушек, по сравнению с юношами, наиболее выражен такой компонент эмоционального интеллекта как эмпатия. Юноши обладают более развитыми способностями управления собственными эмоциями – эмоциональной отходчивостью, эмоциональной гибкостью, произвольным управлением, а также самомотивацией к их управлению, чем девушки. Девушки обладают более высокими способностями к эмпатии – сочувствию и сопереживанию, пониманием эмоций других людей, готовностью оказать поддержку, умением понимать эмоциональное состояние по невербальным признакам.
Выявлена связь между личностной тревожностью и эмоциональным интеллектом у студентов. Личностная тревожность у студентов связана с общим уровнем эмоционального интеллекта а также его отдельными компонентами: управлением собственными эмоциями, самомотивацией, распознаванием эмоций и эмоциональной овседомленностью. Выявленная отрицательная связь между параметрами указывает на то, что личностная тревожность оказывает негативное влияние на проявление эмоционального интеллекта у студентов. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Азарных, Т. Д. Тревожность, посттравматические стрессы и темперамент / Т. Д. Азарных // Вестник Костромского гос. университета. – 2014. – № 2. – С. 154–157.
2. Андреева, И. Н. Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков : автореферат дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / И. Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И. Н. Андреева // Философия и соц. науки. – 2010. – № 3. – С. 8–12.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
5. Астапов, В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
6. Базарсадаева, Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э. Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского гос. университета. – 2013. – № 5. – С. 24–29.
7. Боднар, Э. Л. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов / Э. Л. Боднар, Е. П. Шахматова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 189–196.
8. Будакова А. В. Эмоциональный интеллект как условие развития самодетерминации / А. В. Будакова // Психология индивидуальности : материалы научной конференции. – М. : Логос, 2012. – С. 41–42.
9. Вахрушева, Л. Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Л. Н. Вахрушева. – М., 2011. – 20 с.
10. Габдреева, Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г. Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32–39.
11. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
12. Грибкова, О. В. Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей / О. В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2012. – № 1 (11). – С. 3–8.
13. Григорьева, О. Ф. Особенности проявления тревожности у студентов / О. Ф. Григорьева, К. А. Холуева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6. – С. 79-80.
14. Двойнин, А. М. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов / А. М. Двойнин, Г. И. Данилова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2012. – № 4 (24). – С. 121–134.
15. Жуланова, И.В. Возрастно-психологические особенности современного студенчества / И. В. Жуланова, А. М. Медведев // Известия ВГПУ. – 2006. – № 1. – С. 50–55.
16. Земницкая, Ю. С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю. С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22–23.
17. Комарова, А. И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А. И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 4. – С. 23–26.
18. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л. М. Костина. – М. : Речь, 2003. – 160 с.
19. Кузнецова, К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. – 2010. – Т. 3, № 4. – С. 84–93.
20. Лёшенко, А. А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности / А.А. Лёщенко // Альманах современной науки и образования. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 2. – С. 104–107.
21. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
22. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
23. Методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 57–59.
24. Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / И. Н. Мещерякова. – Курск, 2011. – 23 с.
25. Милашина, О. Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов вузов : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / О. Г. Милашина. – Новосибирск, 2010. – 19 с.
26. Миронова, А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А. В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378–383.
27. Мурзина, С. М. Психология и типология личности студента / С. М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154–158.
28. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект : концептуализация феномена: основные функции : монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
29. Падун, М. А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал / М. А. Падун. – 2010. – № 6. – С. 57–69.
30. Паттерсон, С. Теории психотерапии / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – СПб. : Питер, 2003. – 541 с.
31. Пеняева, С. А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С. А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
32. Первичко Е. И. Стратегии регуляции эмоций : процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход / Е. И. Первичко // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 13–22.
33. Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. – Челябинск, 2013. – С. 107-110.
34. Потапова, В. В. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности у студентов / В. В. Потапова, М. В. Федоренко // Казанская наука. – 2014. – № 4. – С. 273–275.
35. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
36. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
37. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского В. К. Вилюнаса. – М. : Смысл, 2002. – 394 с.
38. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1, № 4. – С. 3–26.
39. Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. – СПб. : Речь, 2010. – 238 с.
40. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42–49.
41. Симбирцева, Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н. В. Симбирцева // Вестник КГУ. – 2008. – № 3. – С. 54–57.
42. Скворцова, М. В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей : автореф. канд. психол. наук : 19.00.05 / М. В. Скворцова. – Самара, 2004. – 23 с.
43. Соловьева, С. Л. Тревога и тревожность : теория и практика / С. Л. Соловьева // Медицинская психология в России. – 2012. – № 6 (17). – С. 1–9.
44. Старостина, А. А. Особенности проявления тревожности у студентов в процессе обучения / А. А. Старостина // Личность в природе и обществе : материалы научной конференции. – 2016. – С. 181–183.
45. Степанов, И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И. С. Степанов // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 1. – С. 205–212.
46. Церковский, А. Л. Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов / А. Л. Церковский // Вестник ВГМУ. – 2011. – № 4. – С. 180–185.
47. Черток, Т. В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе / Т. В. Черток // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 3. – С. 64–69.
48. Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина // Настольная книга практического психолога / Е. Н. Рогов. – М., 1999. – С. 336–338.
49. Шнейдер, О. В. Особенности юношеского возраста / О. В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–7. – С. 52–53.
50. Шпет, М. С. Психологическая природа и причины личностной тревожности / М. С. Шпет // Научный альманах. – 2015. – № 11–5 (13). – С. 245–247.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Корреляционная матрица
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты