Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с особенностями психо-физического развития в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с особенностями психо-физического развития в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2019
251.00 BYN
Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с особенностями психо-физического развития в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Анкета для родителей
Приложение Б Результаты опроса родителей
Приложение В Методика PARI (parental attitude research instrument)
Приложение Г Таблица результатов методики РАRI
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ОПФР
1.1 Понятие «социальное сопровождение», его характеристика
1.2 Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОПФР
2 Организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
2.1 Анализ опыта работы ГУО «ЦКРОиР г. Горки» по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с ОПФР
2.2 Комплексная программа социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ОПФР, в условиях ЦКРОиР
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В настоящее время постоянно увеличивается количество детей с различными физическими или психическими проблемами. По данным Министерства образования Республики Беларусь на 1 января 2019 года детей с ОПФР (122752 ребенка) – 6,11 % от общей численности детей. Из общего количества детей с ОПФР: 67,54 % составляют дети с нарушениями речи, 17,36 % – дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, 14, 00 % – дети с умственными ограничениями, 6,45 % – дети с нарушениями зрения, 4, 07 % – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 2, 19 % – дети с комбинированными нарушениями, 2, 15 % – дети с нарушениями слуха [12]. Проблеме обучения и воспитания детей с ОПФР посвящали свои исследования многие ученые, среди которых Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л. В. Мардахаев, Н.Н. Баль, С.Е. Гайдукевич и др. Исследователи затрагивали проблемы социализации, интеграции детей с особым статусом, а также получения и образования и профессии. Так, Б.П. Пинский исследовал память, внимание, самооценку детей с ОПФР. Доктор педагогических наук Л.В. Мардахаев [28] рассматривал проблемы и различные аспекты социализации детей с ОПФР в общество. Белорусские исследователи Н.Н. Баль, С.Е. Гайдукевич [6] рассматривали проблему организации образовательной среды и включения в интегрированное обучение детей с ОПФР. Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Именно поэтому, помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида очень необходима. Эта проблема является не только собственно социально-педагогической, но и психологической. Социально-педагогическая деятельность, оказываемая лицам с ограниченными возможностями – непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения различных задач.
1 Теоретические аспекты проблемы социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ОПФР
1.1 Понятие «социальное сопровождение», его характеристика
Воспитание гармонично развитого человека является одной из основных целей и заботой общества, государства Республики Беларусь, что отражено в ряде нормативных документов, в частности, в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Реализация этой цели возможна через систему широкого взаимодействия основных социальных институтов. Объединение усилий социальных институтов должно быть направлено на повышение нравственности, обеспечение успешной социализации детей и молодежи, сохранение и укрепление их здоровья, предотвращение отклонений в развитии и поведении, а также на психологическую и педагогическую поддержку их жизненного самоопределения. Все эти проблемы связаны, прежде всего, с воспитанием ребенка в важнейшем социальном учреждении – семье, в целом, с жизнью семьи. В современной науке принято употреблять термины «поддержка», «сопровождение», «помощь». Как указывает Л. Мардахаев, понятия «поддержка» и «помощь» часто рассматриваются как синонимы, и их значение идентично. Определение «сопровождение» является общим [28]. В научной литературе термин «поддержка» используется в различных значениях. Поддержка может выступать в качестве: самостоятельного компонента наряду с обучением и воспитанием в педагогическом процессе (О. С. Газман) и означать «помощь в саморазвитии»; атрибут гуманистической теории образования (И.А. Арямнов, В.М. Басов, Л.С. Выготский, А. Б. Залкинд, Э. Мейман, А. Маслоу, С. Роджерс); гуманистический метод в личностно-ориентированной системе воспитания и образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Кульневич, В.Т. Фоменко); способ личностного развития взаимодействия в образовательном процессе (В.В. Зайцев, В.В. Сериков) [2]. Педагогическая поддержка со стороны исследователей также рассматривается как система инструментов и действий учителей, которые оказывают профессиональную (коррекционную и педагогическую) помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, самореализации и самореализации учащихся. Предметом педагогической поддержки является процесс определения вместе с учащимися его интересов, целей, возможностей и способов преодоления возникающих проблем с целью достижения желаемых результатов в обучении, общении, самообразовании, образе жизни. Ключевая фраза в понимании педагогической поддержки – «проблема учащегося». Следует подчеркнуть, что поддержка, безусловно, также является психологическим явлением. Что касается феномена сопровождения, то его следует рассматривать как координацию педагогической и психологической поддержки человека (семьи), нуждающегося в нем. Е.М. Мастюкова отмечает: «Техническое обслуживание не является синонимом таких концепций и процессов, как поддержка, помощь, поддержка. Он характеризуется как совокупность методов, обеспечивающих создание для субъекта условий для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Техническое обслуживание определяется как сложный процесс взаимодействия между сопровождающим и сопровождающим, результатом которого является решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии сопровождающего» [3, с. 146]. Л.М. Шипицына считает, что концепция «поддержки» «основана на системно-ориентированном подходе, который позволяет нам расставить приоритеты внутреннего потенциала личностного развития. Таким образом, сопровождение – это метод, который обеспечивает создание человеком условий для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Техническое обслуживание является сложным методом, основанным на неразрывном действии четырех функций: диагностика, информация, консультации, помощь. Процесс сопровождения состоит из взаимодействия сопровождающего и последователя, направленного на решение насущных проблем развития сопровождающего. Более того, в теории сопровождения развития ребенка не следует забывать, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае является не только сам ребенок, но и окружающая среда: родители, учителя, друзья и другие » [28, с. 18]. Термин «сопровождение» впервые упоминается еще в конце ХХ века [6]. В настоящее время он широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.). Так, М. Р. Битянова метафорично сравнивает сопровождение ребенка с «движением за руку», когда компетентный взрослый «приглядывается и прислушивается» к особенностям ребенка, а не контролирует, указывает, навязывает решения. Сопровождающего взрослого при этом называет «спутником», «умудренным опытом (человеком)», а само взросление, социализацию – «дорогой с множеством развилок и перекрестков» [7]. Белорусские ученые (А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, А.Ч. Хвойницкая) сужают понимание сопровождения и рассматривают его в контексте поддержки развития, воспитания, формирования, индивидуализации, социализации детей с особенностями психофизического развития (с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности) [8]. Сопровождение как процесс и социально-психологический феномен рассматривается исследователями [9] также с точки зрения системного подхода, который позволяет сделать приоритетным внутренний потенциал развития личности.
2 Организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
2.1 Анализ опыта работы ГУО «ЦКРОиР г. Горки» по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с ОПФР
ГУО «ЦКРОиР г. Горки» посещает 15 детей, так же 5 детей обучаются надомно. Таким образом, всего в текущем году работа ведется с 20 семьями детей с ОПФР, из которых многодетных – 6, полных – 17, неполных – 3. Причины неполных семей: женщина, не состоящая в браке – 1, смерть отца ребенка – 1, опекунская – 1. Среди семей благополучных – 20, неблагополучных – 0, малообеспеченных – 0, принимают участие в воспитании ребенка– 20. Основным ориентиром в работе ГУО «ЦКРОиР г. Горки» является тесное сотрудничество с семьями, воспитывающими детей с ОПФР. Свою работу с семьями, воспитывающими детей с ОПФР, центр начинает с диагностики – знакомства с каждой семьей, изучения ее особенностей, обследования жилищно-бытовых условий (с составлением акта), определения характеров взаимоотношений детей и родителей, а также культурно-образовательного уровня и воспитательного потенциала. На основании обследования составляется социально-педагогический паспорт, определяются формы и методы работы. Одной из обязательных форм работы ГУО «ЦКРОиР г. Горки» является семейный патронаж, который проводится один раз в два месяца. Первоочередной задачей посещения семьи является установление контакта с родителями, выявление проблемы, определение мер по их устранению. Работники центра стремятся помочь семьям преодолеть барьер замкнутости, изолированности, выйти из состояния стресса. Патронаж осуществляется на протяжении всего времени работы с семьей. К патронированию привлекаются наряду с педагогами социальными и другие специалисты: психологи, дефектологи, работники здравоохранения, педагоги социальные школ, классные руководители. Важную роль в работе играет психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей, одной из форм которого является консультативная работа. Консультирование проводится постоянно, как по ранее запланированной тематике, так и по запросу, на базе Центра, а также индивидуально на дому. В тех случаях, если работники ЦКРОиР не могут дать исчерпывающий ответ на интересующий вопрос к консультациям привлекаются узкие специалисты. Чаще всего у родителей возникают вопросы социально-правового характера, организации обучения детей, их оздоровления, проведения свободного времени и др. Очень интересной и действенной формой работы ГУО «ЦКРОиР г. Горки» является самоконсультирование «Родитель для родителя». Консультации проводят более опытные родители для вновь ставших на учет, дети которых страдают одинаковыми или сходными заболеваниями. Даются советы по вопросам поиска путей лечения детей, организации оздоровления, режима дня, семейного воспитания ребенка-инвалида. Родители стремятся поддержать друг друга, оказать посильную помощь в сложившейся трудной жизненной ситуации. Традиционным в работе ЦКРОиР стало проведение родительских конференций, в которых принимают участие представители местной власти и всех заинтересованных служб и организаций. Это, прежде всего работники районного исполнительного комитета, Управления образования, Управления по труду и социальной защите населения, территориального Центра социального обслуживания населения, Центра занятости населения, Центра санаторно-курортного лечения и оздоровления. Представители вышеназванных служб и организаций знакомят родителей с вновь поступившими законодательными актами, касающимися лечения, оздоровления, социального обеспечения, образования детей-инвалидов. В ходе конференции совместно обсуждаются наболевшие вопросы, определяются пути их решения. Одним из ведущих направлений в работе с семьей остается организация культурно-досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности. Это, прежде всего организация и проведение встреч, посвященных Международному дню защиты детей, Международному дню инвалидов, Рождественские встречи, Новогодние театрализованные представления. Родители принимают активное участие не только в проведении, но и в непосредственной подготовке праздников: сами готовят костюмы, декорации, номера художественной самодеятельности, исполняют роли по сценарию. Особой популярностью у родителей пользуются физкультурно-оздоровительные мероприятия. Подобные мероприятия сближают семьи, расширяют круг их общения, помогают в преодолении психологических проблем, снижении комплекса неполноценности. Рассмотрим работу с семьей ребенка с ОПФР на примере семьи Д. В данной семье воспитывается ребенок с диагнозом синдром Дауна. Семья поступила в ГУО «ЦКРОиР г. Горки» в 2012 году. В ходе первоначальной диагностики были обследованы жилищно-бытовые условия, по итогам диагностики составлен акт. Диагностика показала, что семья относится к разряду благополучных, неполных (ребенка воспитывает мама), взаимоотношения ребенка с мамой спокойные, доброжелательные. Однако мама испытывает проблемы, связанные с недостатком знаний по поводу особенностей ребенка и решения психологических проблем, возникающих в семье. На основании обследования был составлен социально-педагогический паспорт, определены формы и методы работы с данной семьей.
Заключение
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и сделать следующие выводы.
1. Социальное сопровождение – психологические, педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем ребенка, семьи, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня развития, использование активных групповых методов и индивидуальной работы. Основная задача специалистов по сопровождению (педагогов социальных, педагогов-психологов, медицинских работников) – помочь решить социальные и психологические проблемы и предотвратить их возникновение. Осуществление социального сопровождения осуществляется путем привлечения ряда ответственных и уполномоченных организаций: учреждений образования (ЦКРОиР) учреждений здравоохранения (поликлиника), социального сопровождения (ТЦСОН).
2. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОПФР, обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети с ОПФР и их семьи. Основное бремя их преодоления перекладывается на ближайших родственников. Поэтому семья является одним из средств социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, она способна стимулировать процесс их социализации. Проблемы семей, воспитывающих ребенка с ОПФР, связаны с различными аспектами жизнеобеспечения и развития его личности – экономические, бытовые, психологические, образовательные и другие. Социальное сопровождение семьи с ребенком с ОПФР должно быть направлено на: комплексное сопровождение – координацию усилий различных служб, работу по инклюзии детей с ОПФР и их родителей в общество. Социальное сопровождение детей с ОПФР и их семей осуществляется на базе ЦКРОиР.
3. С целью изучения организации социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ОПФР, в условиях ЦКРОиР было проведено исследование. В ходе изучения деятельности ГУО «ЦКРОиР г. Горки» было выявлено, что специалистами ЦКРОиР осуществляется углубленное комплексное психолого-медико-педагогическое обследование данной категории семей, с целью построения личностно-ориентированного образовательного процесса, проектирования коррекционно-реабилитационных программ развития, определения образовательного маршрута.
Диагностическая работа, проводимая специалистами ЦКРОиР, позволяет своевременно выявить образовательные потребности детей, проанализировать и оценить эффективность педагогического и коррекционного воздействия, определить условия, необходимые для развития ребенка с особенностями. На базе центра получают помощь 20 детей. В ЦКРОиР функционирует специальная дошкольная группа, два спецкласса, а также организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Одним из приоритетных направлений работы центра является ранняя комплексная помощь: максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка, начало работы с ним и его семьей. В текущем году она оказывается 22 детям.
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.И. Акатов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 368 с.
2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова.– М.: Престиж, 2015. – 390 с.
3. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 640 с.
4. Аргунова, Т.П. Интеграция детей с ОПФР в социум посредством социально–педагогической реабилитации / Т.П. Аргунова. – Наука и образование. – 2009. – № 1. – С. 111–116.
5. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2009. – № 5. – С. 40 – 45.
6. Баль, Н.Н. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / Н.Н. Баль, С.Е. Гайдукевич. – Минск : БГПУ, 2009. – 180 с.
7. Бардиер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Кишинев: [б. и.]; СПб.: [б. и.], 2009. – 96 с.
8. Безух, С.М. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей–инвалидов / С.М. Безух. – М.: Норма– М, 2012.– 320 с.
9. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства / С.А. Беличева // Педагогика. – 2012.– № 7/8 – С. 23–27
10. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР – М.: Энас, 2009 – 136 с.
11. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. – Изд. 3–е, испр. и доп. – М.: Класс, 2009. – 336 с.
12. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2013. – 512 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы психологии / Л.С. Выготский. – СПб. : Союз, 2009. – 224 с.
14. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей–инвалидов / Л.К. Грачев. –М.: Знание, 2012. – 290 с.
15. Дементьевы, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьевы. – М.: 2008.– 290 с.
16. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с отклонениями и без отклонений в развитии / Е.Г. Дзугкоева // Дефектология. – 2009. – № 2. – С. 30–35.
17. Егорова, Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: дис.... канд. пед. наук/ Т.В. Егорова. – Саратов: СГПХ 2000. – 172 л.
18. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев : учеб. для вузов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 238 с.
19. Зайцев, Д.В. В центре внимания – студент–инвалид / Д.В. Зайцев // Высш. образование в России. – 2009. – № 5. – С. 134–140.
20. Зайцев, Д.В. Семья как фактор социальной интеграции ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями / Д.В. Зайцев// Известия Саратовского университета.– 2012. – № 1.– С. 105–112.
21. Кесарев, Е.Д. Специальное образование за рубежом и международные программы помощи и поддержки детям с проблемами в развитии / Е.Д. Кесарев // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии: материалы науч.–практ. конф. – СПб.: Центр пед. информ., 1995. – С. 26–41.
22. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243.
23. Леонтьев, А.А. Педагогическое общении / А.А. Леонтьев – М. : Знание, 1979 – 509 с.
24. Любезнова, Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Е.В. Любезнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 1.– С. 12–17
25. Макаренко, А.С. Социология / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2015. – 359 с.
26. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями : кн. для родителей/ А.Р. Маллер. – М.: Педагогика–Пресс – 2005. –99 с.
27. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. – М. : Юрайт, 2017. – 817 с.
28. Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы и теории семей / М.С. Мацковский. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
29. Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by/statistics/.
30. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2–е изд., перераб. и доп. / Ф.А. Мустаев – М.: Академический проект, 2011. – 416 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Изд. Центр «Академия», – 2000 – 495 с.
32. Немов, Р.С. Психология. – М.: Гуманит – Владос, 2007. – Кн. З: Психодиагностика – 640 с.
33. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никтина. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 400 с.
34. Никулина, В. Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка / В.Д. Никулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – С. 40–47.
35. Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: приказ М –ва образования Респ. Беларусь от 22.07.2015 № 608. – Режим доступа: http://edu.gov.by/. –
36. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б. П. Пузанова. – Москва.: Academia, 2011. – 480 с.
37. Психолого–педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И. Ю. Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М. : Академия, 2009. – 320с.
38. Ревенко, Н.В. Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. – Мурманск: Изд–во МГТУ, 2009.– 100 с.
39. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 408 с.
40. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 416с.
41. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие/ В.В.Ткачева. – М.: ACT; Асгрель, 2009. –318 с.
42. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / М.В. Фирсов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.– 432 с.
43. Хвойницкая, В.Ч. Психолого–педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями / В.Ч. Хвойницкая, Т.Л. Лещинская // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями. – Минск: НИО, 2009. – С. 203–221.
44. Холостова, Е. И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова.–М. : Дашков и К, 2016. – 668 с.
45. Шамарина, Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития / Е. В. Шамарина, Е. Е. Чернухина // Коррекционная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 26 – 33.
46. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320 с.
47. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие / И.А.Шаповал. – М. : Сфера,2009. – 224 с.
48. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология, – М.: Гарадарики, 2010. – 348 с.
49. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 280 с.
50. Шибаева, Л.В. Программы психической реабилитации школьников / Л.В. Шибаева. – М.: Совершенство, 2009. – 226 с.
51. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 304 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Анкета для родителей
Приложение Б Результаты опроса родителей
Приложение В Методика PARI (parental attitude research instrument)
Приложение Г Таблица результатов методики РАRI
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты