Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания образовательных услуг
РГСУ филиал (Российский государственный социальный университет)
Диплом
на тему: «Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания образовательных услуг»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2019
251.00 BYN
Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания образовательных услуг
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Юриспруденция
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Поделиться
Введение
Глава 1. Общие положения об образовательных услугах
1.1. Понятие образовательной услуги
1.2. Отношения возмездного оказания образовательных услуг: понятие, структура, правовое обеспечение
1.3. Особенности правоотношений по оказанию возмездных образовательных услуг
Глава 2. Правовое обеспечение договора об оказании возмездных образовательных услуг
2.1. Правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг
2.2. Стороны договора об оказании возмездных образовательных услуг
2.3. Условия и содержание договора об оказании возмездных образовательных услуг
Глава 3. Правовые особенности заключения, изменения и прекращения договора об оказании возмездных образовательных услуг
3.1. Правовое обеспечение заключения договора об оказании возмездных образовательных услуг
3.2. Правовое регулирование изменения и прекращения договора об оказании возмездных образовательных услуг
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Каждый день, много раз мы, участники гражданских правоотношений, сознательно и бессознательно должны вступать в договорные правоотношения, основной частью которых являются договоры на возмездное оказание услуг. Этот тип договорных отношений развивается наряду с эволюцией социально-политических отношений, с древних времен, постоянно меняя и приобретая новые правила, необходимые для регулирования различных видов услуг. Важными процессами, происходящими в российском высшем образовании, в последнее время являются глобализация, интернационализация, а также интеграция отечественной системы образования в международное научно-образовательное пространство. Возникающая в ходе этих процессов конкуренция требует соответствия качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, стандартам рынка образования внутри страны и международного рынка образовательных услуг, что и обосновывает актуальность данной работы. Цель и задачи исследования. Цель исследования - на основе анализа вопрос гражданско-правового регулирования отношений, возникающих из возмездного оказания образовательных услуг, выявить проблемы его существования и определить пути его решения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие образовательной услуги;
2) исследовать понятие, структуру и правовое обеспечение отношений возмездного оказания образовательных услуг;
3) выявить особенности правоотношений по оказанию возмездных образовательных услуг.
Глава 1. Общие положения об образовательных услугах
1.1. Понятие образовательной услуги
Согласно ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации, услуга -это вид деятельности, результаты которого не имеют существенного выражения и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физического лица. Гражданский кодекс Российской Федерации обозначает услугу как выполнение определенных действий или выполнение определенных действий). Под обслуживанием понимают потребительскую ценность в форме активности (положительный эффект), которая способна удовлетворить определенные потребности человека, и говорят, что «положительный эффект неотделим от деятельности». М.В. Кротов придерживается позиции, что «услуга создает определенный экономический эффект. По сути, услуга является определенной формой продукта труда и обладает всеми свойствами продукта. Словарь живого великорусского языка 1882 года определял службу как помощь. Более современный словарь С.И. Ожегова охарактеризовал услугу как действие, выгодное для других. По словам В.В. Кулибанова, «услуга является ответом производителя на требования рынка и, следовательно, имеет свою собственную ценность использования, которая предопределяет ее товарный характер, который выражается в его способности удовлетворять потребности людей с его (обслуживанием) приобретением, использованием и потреблением». Услуга – хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчиков путем предоставления им духовных, социальных, материальных благ или создающая условия для потребеления. Услуга является специфическим продуктом, который производится по требованию заказчика, и выражается в изменении условий потребления или изменении самого потребителя. Отсюда можно сделать следующие выводы:
- производитель услуги – образовательные организации, иные учреждения, физические лица, которыми реализуется данная деятельность;
- в процессе оказания образовательной услуги обучающему предоставляются блага в виде системы знаний, опыта, а также выстраиваются определнные условия с тем, чтобы результаты потребления таких благ возможно было применить на практике как в профессиональной, так и в личной, общественной жизни;
- к сфере образования понятие «требование» вовсе не применимо, скорее следует говорить о заинтересованности, о желании непосредственно потребителя в данной услуге.
Основные характеристики услуги включают, во-первых, то, что результат ее полезного эффекта не может быть выражен в материализованной форме, и, во-вторых, что исполнитель не гарантирует достижение результата услуги. Результат деятельности художника может быть выражен в таких формах, как выздоровление пациента, сдача интервью или сдача экзамена, получение претензии, предоставление совета, получение эстетического удовольствия от выставки, просмотр фильма и т. д. Между тем, если клиент формулирует требование к предмету договора исключительно в форме предоставления, например, письменного заключения аудитора, а деятельность аудитора, в свою очередь, ограничивается предоставлением письменного мнения, в этом случае характер отношений более последовательный.
Глава 2. Правовое обеспечение договора об оказании возмездных образовательных услуг
2.1. Правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг
Договор имеет важное значение в развитии товарно-денежных отношений в рамках частной собственности. Он является той юридической формой, в рамках которой товаровладельцы признают друг в друге собственника товара и в которую облекается переход товара от одного собственника к другому. Согласно ГК РФ договор – это соглашение двух либо более лиц. Его цель – установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Гражданско-правовое соглашение способствует развитию инициативы и деятельности сторон и в определенной степени является средством реализации правовой субъективности участников гражданского права . Гражданско-правовой договор – это разновидность сделки. Сделки – один из наиболее распространенных юридических фактов. Юридическими фактами являются обстоятельства, при которых нормы гражданского права ассоциируют возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений . Юридические факты достаточно разнообразны. Основная их классификация – это деление их на действия и события. Действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Основным видом таких актов и является сделка. Основная направленность такого юридического факта как сделка, состоит в создании, изменении или прекращении гражданских прав . В соответствии со ст. 154 ГК РФ сделки – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Е.А. Суханов под сделками понимает осознанные, целенаправленные, волевые действия физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий. Это становится очевидным даже при совершении массовых, обыденных действий . Основная цель сделки – это ее основание. Цель, которую преследуют субъекты сделки, совершая ее, всегда носит правовой характер. Это может быть приобретение права собственности, права пользования определенной вещью и так далее. Именно поэтому морально-бытовые соглашения нельзя назвать сделками. Этими признаками сделка отличается от иных правомерных волевых актов, влекущих возникновение гражданских и обязанностей . На основании вышеизложенного можно выделить следующие признаки сделки: это распространенный юридический факт, представляющий собой действие; это правомерное действие.
Глава 3. Правовые особенности заключения, изменения и прекращения договора об оказании возмездных образовательных услуг
3.1. Правовое обеспечение заключения договора об оказании возмездных образовательных услуг
Заключение договора – это одна из самых важных стадий договорных отношений. Именно от данной стадии зависит коммерческий успех, стабильность экономики конкретного субъекта договорных отношений. Заключению договора обычно предшествуют так называемые предконтрактные контакты. Они создаются для определения истинных намерений контрагентов, их финансовых возможностей, определения цены будущего контракта с учетом затрат, разработки проектной, технической, оценочной и другой документации, согласования других аспектов, необходимых для заключения и исполнения контракт. Гражданский Кодекс Российской Федерации такой преддоговорной контракт именует как предварительный договор. Согласно ГК РФ в соответствии с предварительным договором стороны обязуются заключить договор в будущем на условиях, которые уже определены в данном предварительном договоре. Заключение договора об оказании платных образовательных услуг подчиняется общим положениям ГК РФ, хотя и имеет свои особенности в зависимости от статуса вуза. В пункте. 1 ст. 432 ГК РФ указывает на нормы, которые полностью распространяют свое действие на договоры о возмездном оказании услуг. К таковым нормам относятся: договор считается заключенным с момента согласования его существенных условий; договор должен быть оформлен в порядке, предусмотренном для конкретного вида соглашения. Это может как устная, так и письменная, нотариальная форма. Как пишет Е.А. Суханов, «можно выделить следующие стадии заключения договора: преддоговорные контракты сторон (переговоры); оферта; рассмотрение оферты; акцепт оферты. При этом две стадии – оферта и акцепт оферты – являются обязательными для всех случаев заключения договора» . Итак, момент согласования всех существенных условий договора возмездного оказания услуг сведен к тому, что стороны посредством акцепта и оферты должны прийти к единому мнению относительно условий договора. Оферта представляет собой предложение, направленное другой стороне, о заключении договора. Оферта – это определенное предложение, которое адресовано одному либо нескольким конкретным лицам, оно выражает намерение лица, сделавшего такое предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Публичная оферта – это предложение, которое содержит все существенные условия договора, из которого четко видна воля лица, делающего такое предложение, заключить договор на указанных в конкретной оферте условиях с любым, кто этого пожелает. Однако нельзя говорить о том, что публичная оферта является обязательным условием заключения договора аренды. Нет, отнюдь, договор аренды может быть заключен и без публичной оферты непосредственно между двумя лицами. Акцепт есть принятие такого предложения. Акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта, о том, что он желает принять данное предложение. Важные условия акцепта заключаются в том, что он должен быть полным и безоговорочным. Молчание нельзя рассматривать как акцепт, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.
Заключение
Изучение научной юридической литературы, материалов судебной практики, законодательства регулирующего, определяющей возмездное оказание образовательных услуг , дает основания для следующих выводов:
1. Выделяются номенклатура и ассортимент предоставляемых образовательных услуг. Ассортимент обычно содержится в государственных образовательных стандартах и представляется различными видами специальностей. Номенклатуру составляют различные программы по подготовке, переподготовке специалистов, повышение квалификации, получение второго высшего образования и т.д.
2. Отношения по возмездному оказанию образовательных услуг являются видов гражданских правоотношений и представляют собой основанные на автономии воли и имущественной самостоятельности участников образовательные отношения между субъектами гражданского права, которые связаны гражданскими правами и обязанностями, возникающими из оснований предусмотренных законом юридических фактов.
3. Заключение договора об оказании образовательных услуг представляет собой фактическое достижение соглашения между двумя сторонами, одетых в форме, установленной законом. Это может быть как устный, так и письменный контракт. Он заключен в соответствии с общими правилами заключения контрактов (оферта, акцепт).
4. Основания расторжения договора могут иметь административно-правовую или гражданско-правовую природу. Но это не означает, что сам договор можно рассматривать как административно-правовой. Наличие административно-правового основания расторжения договора в конечном итоге влечет гражданско-правовое последствие: расторжение договора.
1. Алексеев, С. С. Гражданское право / С. С. Алексеев. – М. : Статут, 2010. – 544 с.
2. Баранова, Л. Я. Личные потребности / Л. Я. Баранова. – М. : Экономика, 1984. – 114 с.
3. Беликова, К. М. Национальные особенности и перспективы унификации частного права стран БРИКС / К. М. Беликова. – М. : Изд-во РУДН, 2015. – 115 с.
4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999. – 215 с.
5. Богдан, В. В. Становление дореволюционного российского законодательства о защите прав покупателей / В.В. Богдан // Genesis: исторические исследования. – 2014. – № 4. – С. 22–31.
6. Бондаренко, Н. Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н. Л. Бондаренко. – Минск : Тетралит, 2015. – 212 с.
7. Борисов, Б. А. Услуги. Правовой режим реализации / Б. А. Борисов. – М. : Норма, 1997. – 414 с.
8. Брагинский, М. И. Гражданское право России: курс лекций / М. И. Брагинский. – М. : Юрид. лит., 1996. – 111 с.
9. Брагинский, М. И. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Издание дополненное, исправленное / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М. : Стаут, 2004. – 117 с.
10. Ватулин, А. С. Надолинская В. В. Договор возмездного оказания услуг: теория и практика применения / А.С. Ватулин // Наука и инновации в 21 веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. ст. – Пенза, 2017. – 265 с.
11. Верб, С. А. Правовое регулирование отношений производственного кооперирования строительных организаций: учебное пособие / С. А. Верб. – Свердловск, 1974. – 111 с.
12. Вильнянский, С. И. Положение о государственных подрядах и поставках / С. И. Вильнянский. – М., 1926. – 265 с.
13. Волчанская, Л. Определить в законе форму и содержание договора оказания образовательных услуг / Л. Волчанская // Российская юстиция. – 2002. – № 9. – С. 42.
14. Головкина, Д. В. К вопросу о разграничении понятий «работа» и «услуга» в договорных отношениях / Д.В. Головкина // Вестник Прикамского социального института. – 2017. – № 3 (78). – С. 18.
15. Даль, В. Толковый словарь великорусского языка / В. Даль. – М., 1882. – 215 с.
16. Дежкина, Ю. А. Гражданско-правовой договор как универсальная правовая конструкция / Ю.А. Дежкина // Новая наука: от идеи к результату. – 2017. – № 1-1. – С. 198.
17. Денисов, С. А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договора / С. А. Денисов. – М. : Статут, 1998. – С. 237–243.
18. Дерксян, Я. С. Особенности порядка заключения, изменения и расторжения договора возмездного оказания образовательных услуг / Я.С. Дерксян // Российская юриспруденция на современном этапе: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. – 2017. – С. 23–31.
19. Диденко, А. Г. Гражданское право. Общая часть. Курс лекций / А. Г. Диденко. – Алматы: Нур-пресс, 2006. – 111 с.
20. Динер, Е. А. Правовое регулирование отношений по оказанию платынх образовательных услуг / Е.А. Динер // Тенденции развития науки и образования. – 2017. – № 33-2. – С. 35–38.
21. Доклад «Социально-экономическое положение России». Январь-октябрь 2017 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/social/osn-10-2017.pdf.
22. Заменгоф, З. М. Изменение и расторжение хозяйственных договоров / З. М. Заменгоф. – М. : Юридическая литература, 1967. – 276 с.
23. Ильин, В. И. Социология потребления: учебник / В. И. Ильин. – СПб. : Юрайт, 2018. – С. 123.
24. Индюков, Н. П. Услуга как объект гражданского правоотношения / Н.П. Индюков // Проблемы права социалистической государственности и его социального управления. – 1978. – № 4. – С. 19.
25. Иоффе, О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву / О. С. Иоффе. – Ленинград : Из-во Ленинградского ун-та, 1949. – 614 с.
26. Кабалкин, А. Ю. Гражданско-правовые договоры в России. Общие положения: Курс лекций / А. Ю. Кабалкин. – М. : Юридическая литература, 2002. – 277 с.
27. Кабалкин, А. Ю. Изменение и расторжение договора / А.Ю. Кабалкин // Российская юстиция. – 1996. – № 10. – С. 22.
28. Каравай, А. В. Гражданское право. В 3 т. / А. В. Каравай, В. Ф. Чигир. – Минск : Амалфея, 2008. – 456 с.
29. Колчин, А. А. Аудитория и принципы взаимодействия [Электронный ресурс] // URL: http://schoolthem.narod.ru/motivation.htm.
30. Конаневич, Ю. Г. Хозяйственное право: учебно-методическое пособие / Ю. Г. Конаневич. – Минск : Институт парламентаризма и предпринимательства, 2004. – 282 с.
31. Коренко, Ю. М. Развитие рынка образовательных туристских услуг в России / Ю. М. Коренко. – М., 2015. – 109 с.
32. Кротов, М. В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве / М. В. Кротов. – Л. : РИО ЛГУ, 1990. – 623 с.
33. Крюков, С. Е. Расходы на профессиональную подготовку и обучение работников / С.Е. Крюков // Бухгалтерский учет. – 2004. – № 20.
34. Кулибанова, В. В. Маркетинг сервисных услуг / В. В. Кулибанова. – СПб. : Вектор, 2006. – 412 с.
35. Лукашенко, М. А. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя / М.А. Лукашенко // Высшее образование в России. – 2010. – № 1. – С. 40–52.
36. Мамалуй, О. О. Основы экономической теории: учебное пособие / О. О. Мамалуй. – Киев : Юринкорм Интер, 2006. – 200 с.
37. Мамонтов, С. А. Рынок образовательных услуг: характеристика, особенности, методы исследований / С. А. Мамонтов. – Караганда, 2002. – 265 с.
38. Медовщикова, Е. О. Толкование гражданско-правового договора / Е.О. Медовщикова // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. – М. : Статут, 2002. – С. 328.
39. Образование [Электронный ресурс] // URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Obrazovanie-1186.html.
40. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Советская энциклопедия, 1975. – 800 с.
41. Панкрухин, А. П. Маркетинг образовательных услуг / А.П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. – № 7-8. – С. 79–85.
42. Патюкова, Р. В. Эффективность кобренда образовательных услуг (на примере кобренда вузов Оксбриджа) / Р.В. Патюкова // Наследие и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения. – 2016. – № 4. – С. 83–85.
43. Пилипенко, В. Е. Экономическая социология: учебное пособие / В. Е. Пилипенко, В. А. Гансова, В. С. Казаков. – К. : МАУП, 2002. – 200 с.
44. Попов, Е. Н. Услуги образования и рынок / Е.Н. Попов // Российский экономический журнал. – 1992. – № 6. – С. 43-49.
45. Райлян, А. А. Гражданско- правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики / А. А. Райлян // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. – № 10. – С. 22–24.
46. Романец, Ю. В. Система договоров в гражданском праве России / Ю. В. Романец. – М. : Юристъ, 2013. – 215 с.
47. Савина, И. В. Гражданское право. Общая часть / И. В. Савина. – Минск : Академия МВД, 2013. – 228 с.
48. Сагинова, О. В. Маркетинг образовательных услуг / О.В. Сагинова // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – №1. – С. 32-44.
49. Садиков, О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / О. Н. Садиков. – М. : Контракт, 1996. – 544 с.
50. Санникова, Л. В. Правовая природа отношений между образовательным учреждением и обучающимся (его родителями и иными законными представителями) / Л. В. Санникова. – М. : ФГУ «ФЦОЗ», 2009. – 354 с.
51. Ситдикова, Л. Б. К вопросу о существенных условиях договора возмездного оказания услуг / Л.Ю. Ситдикова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки. – 2014. – № 2 (14). – С. 72.
52. Ситдикова, Л. Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг / Л.Ю. Ситдикова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. – № 7. – С. 44.
53. Ситдикова, Л. Б. Существенные условия договора возмездного оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики / Л.Б. Ситдикова // Российский судья. – 2013. – № 11. – С. 15.
54. Ситдикова, Л. Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России / Л. Б. Ситдикова. – М. : Юристъ, 2008. – 111 с.
55. Степанов, Д. И. Услуги как объект гражданских прав / Д. И. Степанов. – М. : Статут, 2005. – 216 с.
56. Степанова, В. С. О дифиниции понятий «образование», «образовательная деятельность», «образовательная услуга» / В.С. Степанова // Гуманизация образования. – 2015. – № 1. – С. 22–26.
57. Суханов, Е. А. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / Е. А. Суханов. – М. : ВолтерсКлувер, 2006. – 300 с.
58. Суханов, Е. А. Российское гражданское право. В 2 т. Том 2: Обязательственное право / Е. А. Суханов. – М. : Статут, 2011. – 333 с.
59. Сырых, В. М. Комментарий ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / В. М. Сырых, Е. В. Буслов. – М. : Юстицинформ, 1998. – 165 с.
60. Телипко, В. Е. Юридический путеводитель правоведа: науч.-практ. пособие / В. Е. Телипко. – Киев : Центр учебной литературы, 2010. – 116 с.
61. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Д. Н. Ушаков. – М. : ОГИЗ, 1938. – 200 с.
62. Халфина, Р. О. Общее учение о правоотношении / Р. О. Халфина. – М. : Юридическая литература, 1974. – 40 с.
63. Ченцов, А. А. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] // URL: http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/93/avtoref93.htm.
64. Шерстобитов, А. Е. Гражданско-правовая охрана прав потребителей: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.03; Гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М., 1992. – 100 с.
65. Шматков, И. И. Гражданское право. Общая часть / И. И. Шматков, В. И. Пушкин. – Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 50 с.
66. Шмелев, Р. В. Понятие услуги как предмета договора возмездного оказания услуг. Отличия услуги от работы / Р.В. Шмелев // СПС КонсультантПлюс. – 2016. – С. 214.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты