Оппозиция Севера и Юга в поэзии А.С. Пушкина,Е.А.Баратынского,Ф.И.Тютчева
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Оппозиция Севера и Юга в поэзии А.С. Пушкина,Е.А.Баратынского,Ф.И.Тютчева»
по дисциплине: «Русская литература»
2019
251.00 BYN
Оппозиция Севера и Юга в поэзии А.С. Пушкина,Е.А.Баратынского,Ф.И.Тютчева
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русская литература
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Поделиться
Введение.
Глава 1. Романтизм в русской литературе ХІХ века.
1.1. Романтизм как явление культуры. Становление русского романтизма.
1.2. Особенности русского романтизма ХІХ века. Влияние Байрона на русский романтизм.
Глава 2. Особенности оппозиции Севера и Юга в русской поэзии.
2.1 Идейная образность в оппозиции Севера и Юга в творчестве А.С. Пушкина.
2.2 Контраст лирики Е.А. Баратынского.
2.3 Художественное осмысление отображение оппозиция Севера и Юга в творчестве Ф.И. Тютчева.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
История теоретического понимания романтизма как культурного явления насчитывает более двухсот лет. Но, несмотря на это, споры и дискуссии вокруг него не прекращаются, потому что романтизм как социальное и культурное движение начала XIX века охватывает литературу и философию, и музыку, и религию, и мораль, и естествознание, и живопись, и архитектура. Романтизм является одним из важнейших звеньев культурно-исторического развития человечества и представляет собой особый тип философско-исторического понимания мира, особый тип эстетического сознания и литературно-художественного поведения, это особая форма самосознания. идентичность.
Романтизм - идеологическое и художественное движение в европейской культуре, для которого характерны высокие стремления и идеалы, мечтательность, острое желание создать идеальный мир, несмотря на повседневную и серую реальность. Основной принцип романтизма - «искусство для искусства» – это общее название ряда эстетических концепций, в которых утверждается внутренняя ценность художественного творчества, независимость искусства от денег, политики и общественных интересов [7, с. 11]. Романтизм оказал большое влияние на произведения русской литературы и, прежде всего, на произведения А.С. Пушкина в его "южных" стихах.
Оппозиция между Севером и Югом стала традиционной для русского поэтического сознания начала XIX века.
Древние греки говорили о Гиперборее, северном острове со столицей Тулой. Эта земля считалась местом рождения бога света Аполлона. И во многих других традициях можно найти следы древнейшего, часто забытого и фрагментарного, скандинавского символизма. Основная идея, традиционно связанная с Севером, - это идея центра, фиксированного полюса, точки вечности, вокруг которой вращается не только пространство, но и время, цикл. Север - это земля, где солнце не заходит даже ночью, пространство вечного света. Каждая священная традиция чтит Центр, Середину, точку, где встречаются противоположности, символическое место, которое не подчиняется законам космической энтропии. Этот центр, символизируемый свастикой (подчеркивающий неподвижность и постоянство Центра, а также подвижность и изменчивость периферии), назывался по-разному в каждой традиции, но всегда был прямо или косвенно связан с символикой Севера. , Север - это сторона Света, выбранная первоначальным Логосом, чтобы проявить себя в Истории, и его последующее проявление лишь восстановило первоначальную символику полярного рая.
Глава 1. Романтизм в русской литературе хіх века.
1.1. Романтизм как явление культуры. Становление русского романтизма.
Эстетика романтизма была своего рода реакцией на классицизм и особенно на Просвещение, которое, по сути, привело к пониманию романтизма искусство, которое наделяло его утилитарными социальными функциями, не присущими его природе. Основные теоретики и практики романтизма (Вакенродер, братья Шлегель (особенно Фридрих), Шеллинг, Новалис, Шляймахер, Жан-Поль (Рихтер), Э.Т.А. Гофман, Колридж, Шелли и др.) Творчески развили христианские идеи творчества в отношении к искусству. и символизм, эманационная эстетика неоплатоников, интерпретация природы как становящегося символическим произведением искусства, акт деятельности абсолютного Духа, «истечение срока Абсолюта» (Шеллинг), чье «тайное письмо» раскрывается в природе и (через посредника художника) в произведениях искусства. Романтики стремятся стирать грань между жизнью, философией, религией, искусством, понимая последнее как одну из важнейших парадигм космо-социо-антропогенного бытия. Поэт и теоретик романтизма П. Б. Шелли утверждает, что поэзия возвышает человека до высочайшего божественного знания, «поднимает завесу со скрытой красоты мира». «Поэзия действительно является чем-то божественным. Это одновременно и центр знаний, и его окружность; оно представляет собой то, что охватывает все знания, и то, к чему должны быть сведены все знания » [14].
Романтики стали свидетелями революционного перелома в историческом развитии. Благодаря этому историческому опыту они осознали свою зависимость от истории всех процессов в культуре, жизни человека и общества. Историзм вторгается в романтическую литературу. Появился новый жанр - исторический роман, основателем которого является В. Скотт. Многие романтики считали, что иллюзии, порожденные подъемом французской революции, будут воплощены в реальность буржуазного общества: они мучительно переживали крах этих иллюзий. Романтизм присущ признанию острого противоречия между смиренной реальностью и высоким идеалом [29, с. одиннадцать].
Романтизм родился из глубокого разочарования в результате практической реализации образовательных идеалов, из-за полного отказа от зарождающейся жизни, которая была слишком серой, грубой и скучной, лишенной какой-либо поэзии. Неудовлетворенность реальным миром подтолкнула романтичных художников к бегству от него в далекое прошлое, в мир мифологии, к древнейшим источникам жизни их людей.
1.2. Особенности русского романтизма ХІХ века. Влияние Байрона на русский романтизм.
Русские романтики создали свой, уникальный художественный и эстетический мир, сформировав тем самым собственный литературный и философский романтизм.
Есть несколько особенностей русского литературного и философского романтизма. Во-первых, наиболее важной чертой литературно-философского романтизма, который формулирует свои идеи с помощью определенных концептуальных концепций, была философизация искусства и литературы. Во-вторых, был особый интерес к философским проблемам, философии духа, философии человека и общества, ценностям человеческой личности, важности внутреннего мира человека. Этот интерес был предопределен самой российской действительностью, контекстом эпохи, которая характеризовалась определенным уровнем развития общей культуры, сложившейся в России к началу XIX века. В-третьих, отличительной чертой русского литературно-философского романтизма эпохи 30–40-х годов XIX века было глубокое разочарование в реальности, неверие в возможность социального прогресса, что привело к идее первоначального трагического противоречия. о человеческой природе и человеческом существовании, к поиску онтологических основ духовного статуса личности. В-четвертых, это стремление преодолеть отчуждение человека в обществе, «разорванное» человеческое существование [21, с. 32].
Исходя из всех этих особенностей, можно сделать вывод, что литературно-философский романтизм был «синтетической системой взглядов на философские, эстетические, этические проблемы», порождая новые смыслы, сосредоточенные вокруг самоценного человека. Поэтому моральные проблемы были одними из лидеров русского литературного и философского романтизма. В философских и эстетических текстах романтиков первое место занимает не объект, а субъект, человек. Романтики внесли много нового в рассмотрение и познание таинственных глубин человеческой души и открыли много новых граней самой личности.
В развитии русской литературы ее взаимодействие с зарубежными культурами, как западными, так и восточными, всегда играло значительную роль. Это взаимодействие было особенно интенсивным в период зарождения русского романтизма - в 10–20-х годах. Девятнадцатый век. Широкий, многонациональный контекст развития, как известно, является одной из существенных типологических особенностей романтической литературы, а эстетическое влияние Запада сыграло важную роль в процессе зарождения и развития русского романтизма. Одним из наиболее важных компонентов этого процесса был литературный перевод. Он сыграл особенно значительную роль в рассматриваемый период.
Глава 2 особенности оппозиции Севера и Юга в русской поэзии.
2.1 Идейная образность в оппозиции Севера и Юга в творчестве А.С. Пушкина.
В качестве регулярной и актуальной темы русской литературы Север выделяется в эпоху Просвещения в связи со складывающимися в это время геополитическими представлениями. Характеризуя полярные концепции в подходе европейцев к России, связанные с именами Вольтера и Руссо, А. Ф. Строев пишет о вольтерьянской точке зрения: «Согласно первой точке зрения, Россия расположена на Севере Европы… Это страна дикарей, закаленных в боях, выносливых, неприхотливых, переимчивых и сметливых. Они находятся в начале исторического пути, который приведет их к вершине цивилизации, т.е. к парижской культуре» [33]. Руссо же описывает Россию как Восток.
В XVIII веке эта тема прослеживается регулярно у самых разных поэтов. И практически сразу она получает связь с имперской идеей – север и империя оказываются соположенными в самых разных контекстах и вариантах. Такую картину можно наблюдать, скажем, в одах Ломоносова, где появляется тема владыки севера, которая впоследствии станет традиционной и получит развитие в целом ряде программных поэтических текстов.
На семантическом уровне топология поэзии Пушкина в течение достаточно долгого времени характеризуется противопоставлением Юга и Севера. Данная оппозиция носит архетипический характер и распространена в поэзии разных народов как до, так и после Пушкина (от Гомера до Гете и далее у Тютчева и других поэтов). Традиционно топос Юга связан с представлениями о стране света, природного изобилия и простоты жизни. Все это в конечном итоге отсылает к архетипу потерянного рая или золотого века (у Пушкина: «Волшебный край, волшебный край, // Страна высоких вдохновений, // <Людмила> зрит твой древний рай, // Твои пророческие сени»). Топос Севера представляется как царство мрака и холода, как страна изгнания. Здесь можно выявить архетипы изгнания из рая, падения в области ада (как например, место пребывания Люцифера у Данте – промерзшее до самого дна озеро Коцит на дне адской воронки). Одновременно Север – это страна варваров, диких и нецивилизованных народов, противоположным культурным народам Европы и России.
У Пушкина есть самый характерный южный топоним - Таврида, место, где поэт был только один раз и куда он мечтал вернуться. Реже это Италия (Авзония), где Пушкина никогда не было. Наиболее яркий и концентрированный поэтический образ Юга представлен в стихотворении «Руслан и Людмила». Хотя мы говорим о сказочном пространстве (владении Черномор), поэт здесь упоминает настоящий топоним, Таврида, как объект сравнения.
2.2 Контраст лирики Е.А. Баратынского.
Контраст, по словам В. П. Москвина, – это семантическая категория, основанная на противоположности, его цель: сделать речь ясной, понятной, наглядной [24, с. 90]. Контраст, как правило, строится на сопоставлении слов или словосочетаний, которые чаще всего являются антонимичными парами. Контраст реализуется в таких стилистических приемах, как антитеза, оксюморон, акротеза, амфитеза и т. д. Е. Баратынский в своей поэзии часто использует контраст для изображения резких изменений или усиления эмоций.
Оппозиция Севера и Юга проявляется в поэзии Е. Баратынского прежде всего в произведениях об Италии и Финляндии.
Евгений Абрамович Баратынский – русский поэт, переводчик, одна из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы. К 1819 году Баратынский вполне овладел поэтической техникой. Его стихотворения стали приобретать то «необщее выражение», которое впоследствии он сам признавал главным достоинством своей поэзии [6]. Своими лирическими произведениями Баратынский быстро занял видное место среди поэтов-«романтиков».
По мнению С.В. Рудаковой [30], Существует удивительное предопределение сверху, которое влияет на общий характер творчества выдающихся поэтов, что проявляется даже в фактах их жизни. Так, например, А.С. Пушкин с его неукротимой жаждой жизни, оптимистичным и гармоничным мировоззрением оказывается изгнанным на юг, на Кавказ, известный своими жестокими цветами, элементом свободы, который определяет яркость южного периода творчества поэта. Боратынский отправляется на север, в Финляндию, в страну с суровой, величественной природой, мрачными пейзажами, закрытыми людьми - и печальная Муза находит в этой природе родственные черты.
Жизнь в Финляндии (во время военной службы), среди суровой природы и вдали от общества, усилила романтическую природу поэзии Баратынского, придав ей концентрированно-элегический настрой. Финские впечатления развивались в нескольких его лучших лирических стихах («Финляндия», «Водопад»). Они с особым блеском отразились в первом стихотворении баратынского «Эда».
Создавая образ «финского изгнанника», поэт парадоксальным образом сочетает монументальную стилистику северной элегии с ярким, позитивно окрашенным побегом светлой поэзии. Одно из главных правлений Баратынского связано с введенной в коллекцию «Финляндией»: замена образа «странника» изображением «певца». Для автора эта деталь имеет принципиальное значение, поскольку одним из определяющих проявлений лирического героя (предмета этого сборника) является его избрание. Вопросы, рассматриваемые в «Финляндии», становятся решающими для последующих текстов сборника. Именно в «Финляндии» дается неявное, но значимое для Баратынского биографическое значение, которое он хотел отнести к жизни своего лирического героя, чтобы читатель мог составить представление о нем - изгнании, поэте, философе в противовес судьбе.
2.3 Художественное осмысление отображение оппозиция Севера и Юга в творчестве Ф.И. Тютчева.
Лирика Ф. И. Тютчева традиционно воспринимается как поэзия контрастов и бинарных оппозиций: день-ночь, гармония-хаос, жизнь-смерть, человек-природа, движение-отдых и т. д. В ней явления и силы окружающей действительности борются и сосуществуют. В этой системе противоположностей значительную роль играет антитеза Севера и Юга, которая является органической частью художественной картины мира поэта.
Первоначально поэтическое обозначение Севера и Юга появляется в ранней лирике Тютчева как маркер широты пространства, указывая основные горизонтальные векторы движения жизненной энергии. Так, в поэме «Урания» (1820) лирический сюжет приветствует добрые дела богини вдохновенной «небесной» любви. Описывая распространение просветления «по мании ее мощной палочки», он отмечает инклюзивность, вездесущность этого явления:
И блага жизни изливает
На Запад, на Восток, на Север и на Юг... [35, с. 52].
Показательно, что уже здесь, в первом поэтическом тексте, Тютчев использует эти понятия, которые в данном случае приобретают как географическую, так и мифологическую семантику, используя заглавные буквы, которые впоследствии станут традиционными для метафорических случаев функционирования образов Севера и Юга.
Использование лексем «Север» (в данном случае в варианте «Норд») и «Юг» обретает аналогичное значение географической разметки пространства в более позднем тексте «Из Гётева западно-восточного дивана» (1829). В этом случае возникает бинарная оппозиция, приобретающая политически и исторически ориентированную семантику. Одним из элементов этой оппозиции является разрушительный Запад, Север и Юг, противостоящий гармоничному Востоку:
Запад, Норд и Юг в крушенъе,
Троны, царства в разрушенье,
На восток укройся дольный
Воздух пить патриархальный!.. [35, с. 90]
А в более поздней поэтической декларации «Русская география» (1848) Тютчев вновь актуализирует географический аспект семантических образов Севера и Юга, в которых они оказываются в единстве, а не в противостоянии:
Москва, и град Петров, и Константинов град –
Вот царства русского заветные столицы...
Но где предел ему? и где его границы
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам судьбы их обличат... [35, с. 152]
Более яркую метафорическую смысловую окраску получает образ Севера в поэтической зарисовке «С чужой стороны» (1823 или 1824) - тютчевском переводе стихотворения Г. Гейне. Здесь Север наделяется оценочным эпитетом «мрачный»; его поэтическими атрибутами становятся «дикая скала», «кедр одинокий», «снег», «сон», «инистая мгла», «вьюга» [35, с. 67]. Следует заметить, что, стремясь передать метрическое своеобразие подлинника, поэт в то же время смещает смысловые акценты исходного текста, на что обратил внимание Б. Я. Бухштаб: «Мысль Гейне деформирована изменением одного стиха. У Гейне сосна одинока «на голой вершине», а пальма - «на утесе горючем» (по точному переводу Лермонтова). Тютчев же вместо стиха «Auf brennender Felsenwand» («на утесе горючем») дает «Под мирной лазурью, на светлом холму». Гейневский параллелизм заменяется тютчевским контрастом» [1, с. 60].
Заключение.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Появление романтизма как культурного феномена в Европе было связано с разочарованием в идеях Просвещения, которое надеялось построить общество на разумных принципах. Чувство разочарования и неверия в прогресс, но, с другой стороны, активное наступление новой, капиталистической эры с ее бездушной практичностью, которая исказила человеческую природу, заставило романтиков дистанцироваться от современных экономических и социальных реалий. Поэтому одной из характерных черт романтического мировоззрения был уход из реальности в мир грез.
Эстетика романтизма - это, прежде всего, эстетика человеческой свободы. Наиболее значимые события происходят не вне его, а внутри самой личности. Достоинство человека заключается в возможности свободного осуществления себя, чему способствует область искусства.
Романтизм имел национальные особенности в каждой из европейских стран. Так, в Англии романтизм зародился раньше, чем в других странах, уже в конце 18-го века и по образу потустороннего мира, поэтизации детства и природы. Величайшие поэты английского романтизма - Байрон и Шелли, поэты «шторма», очарованные идеями борьбы. Их элементами являются политический пафос, симпатия к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Образы героев-повстанцев, индивидуалистов с трагической гибелью, долгое время сохраняли свое влияние на всю европейскую литературу [23]. В Германии романтизм получил теоретическое обоснование, сформировался в 1795-1799 гг. и был связан с философствующим и логико-синтетическим видением мира. Немецкий романтизм называют мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, ведущая роль здесь принадлежит Шиллеру. Во Франции романтизм сформировался к 1820-м годам. Великая французская революция 1789-1794 годов ознаменовала собой веху, отделяющую новую эру от Просвещения. Прежде всего он признал себя антитезой классицизма, французский романтизм отличался психологизмом, аналитичностью, пессимистической картиной мира, мотивами одиночества, изгнания, ностальгии.
Исторические события первой трети 19-го века подтолкнули русских романтиков к философскому пониманию жизни и поиску всемирной истины, которую могла дать им только поэзия, например, «соглашение разума и сердца». Такое понимание роли поэзии в жизни общества способствовало пониманию исключительной роли поэта, художника в широком смысле этого слова, который в своем творчестве выражает сложное взаимодействие духовного и реального. Помимо темы поэта и поэзии, темы природы большое внимание уделяется романам, посвященным проблеме жизни и смерти.
1. Аношкина, В.Н. Православные основы русского романтизма / В.Н. Аношкина // Современное прочтение русской классической литературы ХIХ века : в 2-х т. – М.: Пашков дом, 2007. – Т.1. – 220 с.
2. Аношкина-Касаткина, В.Н. Русский романтизм : В. А. Жуковский, А. С. Пушкин : моногр. / В.Н. Аношкина-Касаткина. – М. : ИИУ МГОУ, 2014. – 400 с.
3. Байрон, Дж. Г. Корсар / Дж. Г. Байрон // Избранное. – М. : Просвещение, 1982. – 240 с.
4. Баратынский, Е.А. Полное собрание стихотворений / Е.А. Баратынский : нодг. текста, сост., примеч. Л.Г.Фризмана. Вступ. статьи Л.Г.Фризмана и Е. В. Невзглядовой. – СПб : Искусство России, 2000. – 528 с.
5. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. – М. : Худож. лит., 1975. – 520 с.
6. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина. М.: Наука, 1974. 208 с.
7. Бухштаб, Б. Я. Русские поэты / Б.Я. Бухштаб. – Л. : Худ. лит., 1970. – 250 с.
8. Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. – М. : Высш. шк., 2004. – 680 с.
9. Виролайнен, М.Н. Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу / М.Н. Виролайнен // МИРС. – 2015. – №4. – С. 59-64.
10. Виролайнен, М.Н. Типология культурных эпох русской истории / М.Н. Виролайнен // Русская литература. – 1991. – № 1. – С. 4–16.
11. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Художественная литература, 1965. 356 с.
12. Жилина, Н.П. Творчество А.С. Пушкина в контексте христианской аксиологии: онтологический и антропологический аспекты / Н.П. Жилина. – Калининград, 2009. –180 с.
13. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин / В.М. Жирмундский. – Л. : Просвещение, 1978. – 240 с.
14. Карпенко, Г.Ю. Эстетико-психофизический комплекс «узость-ужас» в произведениях натуральной школы // Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе: матер. Всерос. конф. и XXIX Зональной конф. литературоведов Поволжья (Тольятти, 12–14 ок-тября 2004 г.): в 2 т. Тольятти: ТГУ, 2004. Т. 2. С. 20–25.
15. Киреевский, И.В. Критика и эстетика / И.В. Кириевский. – М. : Искусство, 1979. – 439 с.
16. Культурология: история европейской культуры Нового времени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bench.nsu.ru/?db=vp_art_history&int=VIEW&el=76&templ=SHOW&b_id=76.
17. Линич, В.В. Пушкинская и лермонтовская разновидности русского романтизма в их художественно-эстетическом своеобразии : автореф. дис. …д-ра филол. наук : 10.01.01. – М., 2006. – 180 с.
18. Липич, Т.И. Диалог с Западом в русском литературно-философском романтизме / Т.И. Липич // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2014. – № 22 (193). – С. 5-14.
19. Липич, Т.И. Нравственно-эстетические поиски русских романтиков / Т.И. Липич // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2012. – № 8 (127). – С. 31-36.
20. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. – СПб. : Искусство, 1996. – 848 с.
21. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. 380 с.
22. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма / Ю.В. Манн. – М. : Наука, 1976. – 210 с.
23. Михайлова, М.Ю. Актуальные проблемы изучения семантики невыразимого // Вестник Башкирск. ун-та. – 2015. – №3. – С. 1072-1079.
24. Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры: терминол. словарь-справ. / В.П. Москвин – М. : УРСС ООО Рохос, 2004. – 247 с.
25. Осанкина, В.А. Библейско-евангельская традиция в эстетике и поэзии русского романтизма : автореф. дис. … д-ра филол. наук / В.А. Осанкина. – Екатеринбург, 2001. – 35 с.
26. Пильщиков, И.А. Финские элегии Баратынского: материалы академического комментария / И.А. Пильщиков // К 200-летию Боратынского. – М. : ИМЛИ РАН, 2002. – С. 89–91.
27. Поплавская, И.А. Романтическая эстетика и поэтика как предмет рефлексии М.М. Бахтина / И.А. Поплавская // Вестник Том. гос. ун-та. – 2004. – № 282. – С. 190-193.
28. Портнов, Г.О. Поэтика «замкнутого пространства» в раннем творчестве Ф.М. Достоевского (на материале «петербургской поэмы» «Двойник»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2012. 20 с.
29. Пушкин, А.С. Кавказский пленник // Пушкин А.С. Полн. собр. соч. : в 10 т. – М., 1977–1979. Т. 4. – 320 с.
30. Рудакова, С. В. Основные образно-семантические категории поэтического мира Е. А. Боратынского : монография / С. В. Рудакова. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – 164 с.
31. Седина, Е.В. Мифопоэтическая картина мира М.Ю. Лермонтова в контексте русского романтизма / Е.В. Седина // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – № 2. – С. 146-151.
32. Соловьева, Н.А. Типы художественного сознания в XIX веке / Н.А. Соловьева // История зарубежной литературы XIX века. – М. : Инфра-М, 2000. – С. 21 – 40.
33. Ступницкая, М.А. Воспоминание в эстетике и музыке романтизма / М.А. Ступницкая // Известия ВГПУ. – 2013. – №8 (83). – С. 60-65.
34. Таврина, А. М. Образ героя-обывателя в русской романтической повести конца 20-х - начала 40-х годов XIX века / А.В. Таврина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 5. – С. 251-257.
35. Тютчев, Ф. И. Поли. собр. Стихотворений / Ф.И. Тютчев. – Л. : Сов. пис., 1987. – 448 с.
36. Фаритов, В.Т. Философские аспекты времени и пространства в творчестве А.С. Пушкина / В.Т. Фаритов // Litera. — 2015. - № 1. - С.1-30.
37. Федоров, А.В. Введение в литературоведение : учебник для вузов / А.В. Федоров. – М. : Оникс, 2007. – 240 с.
38. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. – М. : Высш. шк., 2004. – 405 с.
39. Янушкевич, А.С. Путешествие в страну романтизма: новые подходы к изучению русского романтизма первой трети XIX века /// Филологический класс. – 2004. – № 12. – С. 5-14.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты