Проблемы правового регулирования заработной платы по законодательству Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Проблемы правового регулирования заработной платы по законодательству Республики Беларусь»
по дисциплине: «Трудовое право»
2019
251.00 BYN
Проблемы правового регулирования заработной платы по законодательству Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Трудовое право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
Поделиться
Введение
1 Общие положения заработной платы в Республике Беларусь
1.1 Понятие заработной платы
1.2 Правовое регулирование заработной платы в Республике Беларусь
2 Особенности регулирования заработной платы в Республике Беларусь
3 Проблемы и пути совершенствования заработной платы в Республике Беларусь
3.1 Проблемы заработной платы в Республике Беларусь
3.2 Пути совершенствования заработной платы в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Термин «заработная плата» впервые был упомянут примерно в 4500 году до нашей эры в странах Африки. Именно там жизнь людей на протяжении долгого времени была основана на ведении подсобного хозяйства внутри семьи или племени, а всякого рода труд не был оплачиваемым. С течением времени в Древнем Египте для проведения не мелких работ, а таких больших проектов, как Великие пирамиды появилась нужда в рабах, так как их труд не был оплачиваемым. Очень быстро рабский труд получил распространение по всей территории Африки, Центральной Азии и Западной Европе. Но время не стояло на месте, и уже во 2 веке до нашей эры Римская империя (наниматель) собирала солдат (работники), а за службу они систематически получали вознаграждение. Именно после этого и появились первые упоминания о таком явлении, как трудовые отношения. Совсем скоро в Европе рабство было смещено феодальным строем, а на территории нынешней Беларуси – крепостным правом, но, однако, даже несмотря на это, заработная плата не стала очень распространённым явлением по ряду объективных причин и единственными, кто получал вознаграждение за свой труд были подмастерья. В связи с отменой феодализма в 16 веке, количество ремесленников стало стремительно расти, большинство образовавшихся мастерских были семейными, и, поэтому, заработную плату, как таковую, никто не получал, но доход был общим. И только с наступлением Промышленной революции стали появляться крупные предприятия, нуждавшиеся в большом количестве работников, что и стало мощным толчком для появления новой системы оплаты труда. Рынок труда имеет два основных измерения количественное и ценовое. Первый определяется количеством и составом занятых работников, а также продолжительностью их рабочего времени; второе это заработная плата, то есть по цене труда как фактора производства. В развитых странах с рыночной экономикой заработная плата имеет разную степень гибкости, и в зависимости от конкретной конфигурации институтов, регулирующих трудовые отношения, номинальная и реальная заработная плата может быть негибкой. Такая гибкость была бы невозможна без соответствующего набора институтов, определяющих активность рынка труда. Состав этих учреждений хорошо известен и конечен. Ключевыми среди них являются минимальная заработная плата, пособия по безработице, законодательство о защите занятости, налоги на заработную плату (включая обязательные отчисления от нанимателей для социальных целей), ассоциации нанимателей и профсоюзов, система коллективных соглашений и процедуры переговоров между социальными партнерами.
1 Общие положения заработной платы в Республике Беларусь
1.1 Понятие заработной платы
В Конституции закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Оплата труда – один из основных элементов содержания трудового договора. Согласно ТК, заработная плата является обязательным условием трудового договора. Право работника на оплату труда (равную, справедливую, без дискриминации) является основополагающим. Без заработной платы не может быть трудового правоотношения. Н.Г. Александров право на оплату по труду рассматривал как элемент трудового правоотношения и в качестве элемента правоспособности, который неразрывно связан с другим элементом правоспособности – с правом на труд. По его мнению, «право на оплату труда по советскому трудовому правоотношению есть право на оплату по количеству и качеству труда». Несомненно, что право на оплату труда неразрывно связано с правом на труд. Право на труд дает возможность трудиться, чтобы зарабатывать и тем самым обеспечивать достойную жизнь. Но всегда ли заработная плата является справедливой и обеспечивает работнику и его семье достойную жизнь? Законодатель оперирует понятием «справедливая заработная плата», но не раскрывает его содержание и не определяет критерии справедливости в оплате труда [21, c. 55]. Основой справедливости в праве выступает норма права. Она может оцениваться как справедливая, если адекватно отражает объективные потребности общественного развития, учитывает оптимальное сочетание интересов участников общественных отношений, государства, индивидов, их защищенность. Справедливой можно признать заработную плату, если она:
а) соответствует количеству и качеству затраченного труда;
б) не является результатом чрезмерной эксплуатации со стороны работодателя (собственника средств производства);
в) базируется на правовых нормативных актах и трудовом договоре.
а) соответствует количеству и качеству затраченного труда;
б) не является результатом чрезмерной эксплуатации со стороны работодателя (собственника средств производства);
в) базируется на правовых нормативных актах и трудовом договоре.
По нашему мнению, справедливая заработная плата определяется двумя факторами:
- экономическим – оплата в соответствии с затратами труда (квалификация работника, его навыки, время работы и т.п.) и его результатом; оплата труда должна зависеть от количества и качества труда;
- социальным – обеспечение поддержания нормального уровня жизни работнику и членам его семьи; сохранение трудоспособности работника (обеспечение нормального отдыха, полноценного питания, и др.).
Признаки справедливой заработной платы состоят в следующем:
1) когда она позволяет обеспечивать нормальный уровень жизни работника и его семьи, тем самым способствует качественному воспроизводству рабочей силы;
2) когда определение размера заработной платы с помощью государственных (нормативных) и договорных методов регулирования оплаты труда позволяет формировать мотивацию к высокоэффективному труду;
3) когда за труд равной ценности производится равная оплата;
4) когда оплата труда работника поставлена в зависимость от количества и качества его труда.
Справедливая заработная плата определяет уровень и качество жизни, является главным мотивационным фактором производительного труда, стимулирует работника к повышению квалификации. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в качестве неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека закреплены: право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) в качестве основных трудовых прав провозглашены: право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, обеспечивающее удовлетворительное существование для трудящихся и их семе . Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года закрепляет право на справедливое вознаграждение (ст. 4). ратифицировала ее в 2009 году, приняв тем самым
обязательства в отношении:
- признания права трудящихся на повышенную оплату за сверхурочную работу, за исключением некоторых особых случаев (п. 2 ст. 4);
- признания права трудящихся мужчин и женщин на равную оплату за труд равной ценности (п. 3, ст. 4);
- признания за всеми трудящимися права на получение в разумные сроки заблаговременного уведомления о прекращении их работы по найму (п. 4, ст. 4);
- разрешения вычетов из заработной платы только с соблюдением условий и в объеме, которые предусмотрены национальным законодательством или правилами либо установлены в коллективных договорах или решениях арбитража (п. 5, ст. 4).
2 Особенности регулирования заработной платы в Республике Беларусь
Первостепенную роль в этом механизме играет государственное регулирование оплаты труда. Под государственным регулированием оплаты труда понимается процесс внесения изменений в условия и организацию оплаты труда (посредством разработки и обеспечения реализации нормативно-законодательных актов), которые обеспечивают выполнение оплатой труда и заработной платой своих экономических функций в принятой обществом экономической модели и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом. Объективная необходимость государственного регулирования оплаты труда предопределяется следующими обстоятельствами:
1) изменением объема и стоимости жизненных средств (предметов потребления и услуг), направляемых на оплату труда работников, вследствие изменения результатов экономической деятельности;
2) необходимостью обеспечения рационального распределения трудовых ресурсов по сферам производства и регионам;
3) необходимостью поддержания покупательной способности заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Декларируемая государством политика в области оплаты труда представлена в следующих программных документах:
– Концепция реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь №525 от 26 сентября 1995 г.
– Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
– Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2010 гг.
Государственные гарантии в области оплаты труда закреплены в статье 56 Трудового кодекса Республики Беларусь. К ним относятся:
величина минимальной заработной платы в Республике Беларусь;
величина минимальной заработной платы в Республике Беларусь;
величина размера тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, работников Республики Беларусь для работников бюджетной сферы;
республиканские тарифы оплаты труда, определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями;
размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;
меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;
ограничения размеров удержаний из заработной платы, в том числе размеров налогообложения доходов;
государственный контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, соглашения по оплате труда.
Воздействие государства на оплату труда может быть прямым и косвенным. К мерам прямого вмешательства государства относятся:
– установление гарантируемого минимума заработной платы;
– индексация заработной платы при росте цен;
– регулирование оплаты труда в государственном секторе экономики.
К косвенным способам воздействия относятся:
– установление ставок налога на доходы физических лиц;
– реализация программ стимулирования занятости и увеличения числа рабочих мест,
– определение размера квоты на получение высшего и среднего профессионального образования за счет бюджетных средств по различным специальностям;
– организация разработки межотраслевых, отраслевых типовых нормативов в качестве справочников и эталонов для установления работодателями норм трудовых затрат и др.
Нынешняя ситуация в Беларуси характеризуется относительной устойчивостью в стране к последствиям глобального кризиса и обострением противоречий в системе социально-трудовых отношений. Уровень минимальной заработной платы, установленный в настоящее время в Республике Беларусь, очень низок, что не соответствует реальной стоимости рабочей силы, что приводит к недооценке цены рабочей силы [9]. В соответствии с Конвенцией Международной Организацией Труда № 131 «Об установлении минимальной заработной платы» 1970 года штаты обязаны ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работников.
Существует прямое и косвенное регулирование заработной платы и доходов. Меры прямого регулирования включают в себя [8]:
1. Установление минимальной заработной платы [41].
2. Определение порядка оплаты труда работников государственных учреждений.
3. Установление процедуры индексации заработной платы с учетом роста потребительских цен.
3 Проблемы и пути совершенствования заработной платы в Республике Беларусь
3.1 Проблемы заработной платы в Республике Беларусь
В реальном секторе экономики в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» на данный момент проводится работа по исключению излишнего регулирования рынка труда [3, c. 44]. В целях реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 также был принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда». Указом придан рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь [10, c. 55]. Субъекты предпринимательской деятельности (коммерческие организации, независимо от формы собственности, и индивидуальные предприниматели) теперь могут самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда [24]. Также расширены права нанимателей в вопросе формирования условий оплаты труда работников в части повышения их тарифных ставок (окладов). Согласно названному акту был отменен единый норматив направления средств на выплату премий и надбавок работникам коммерческих организаций, кроме организаций-монополистов, с отнесением их на себестоимость продукции, товаров (услуг), установленный Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» [56, c. 55]. Тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях с 1 сентября 2017 г. установлена в размере 33 белорусских рубля постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 августа 2017 г. №642. Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников [23]. Данные меры ведут к повышению минимальной заработной платы, как социальной гарантии для работников, т.к. имея очень низкий уровень, она не может в полной мере выступать в качестве нижней границы цены рабочей силы. Более того, следует отметить, что минимальная заработная плата в республике играла несвойственную ей роль технического норматива при определении различного рода выплат (штрафов, пошлин, сборов, стипендий, социальных пенсий и т.д.). Несмотря на постепенное увеличение все так же сохраняется невысоким размер тарифной ставки первого разряда, на основе которой определяются тарифные ставки и оклады работников предприятий и организаций, финансируемых из бюджета. Низкая зарплата на основной работе, задержки с ее выплатой отрицательно сказываются на отношение работников к своим функциональным обязанностям. Становятся наиболее конфликтогенными факторами и основным мотивом вынужденной вторичной занятости. Низкая зарплата помимо социальных последствий тормозит и реструктуризацию экономики, искусственно сдерживает высвобождение избыточного числа занятых. Для нынешней ситуации характерна возросшая дифференциация по уровню заработной платы между сферами (производственной и непроизводственной), отраслями, регионами и предприятиями. Верхнюю границу межотраслевой дифференциации определяет заработная плата в нефтеперерабатывающей промышленности, нижнюю в социальном обеспечении. Увеличивается разрыв между тарифной ставкой первого разряда в материальном производстве и непроизводственной сфере. В отраслях сложилась ситуация, когда отсутствует равная оплата за равносложный труд. Попытки же поднять уровень заработной платы работников предприятий и организаций, финансируемых из бюджета, посредством повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда приводят к еще большей дифференциации в оплате труда производственной и непроизводственной сфер, поскольку вслед за этим в сфере материального производства также происходит повышение ставки первого разряда. В результате предприятия и организации тех отраслей, у которых абсолютное значение тарифной части заработной платы оказалось низким, пытаются компенсировать эту разницу за счет различных премий и выплат. Поскольку возможности использования поощрительных выплат в различных отраслях различны, то их использование в свою очередь оказывает дополнительное влияние на рост дифференциации в оплате труда работников этих отраслей. Проведенный в отраслях экономики, на предприятиях и в организациях анализ оплаты труда показывает, что на многих из них не обеспечивается стимулирование высокопроизводительного и качественного труда. По существу это означает, что субъекты хозяйствования республики поддерживают рост объемов производства и выплачивают заработную плату, прежде всего, не за счет результатов своей производственно-финансовой деятельности, а в значительной степени за счет невозвращенных в срок средств. Это подрывает финансовую систему, создает угрозу стабильности функционирования бюджетной системы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Работа в праздничные дни (часть первая статьи 147) и выходные дни оплачивается в двукратном размере в зависимости от условий оплаты в следующем порядке (за каждый час работы в праздничный или праздничный нерабочий день) работники со сдельной оплатой не ниже двухчастных ставок; 2) работники с временной заработной платой, а также те, кто получает официальную зарплату, не ниже двухчасовых ставок (зарплаты). В то же время для сотрудников, получающих ежемесячную зарплату, оплата производится в размере не ниже, чем единовременная заработная плата (зарплата) сверх месячной зарплаты, если работа была выполнена в течение месячной нормы рабочего времени и на ставку не ниже зарплаты в два раза в час, если работа была выполнена сверх месячной нормы. [2, c. 45] Нужно обратить внимание, что только часы, фактически работающие сотрудником в праздничный или нерабочий день, подлежат оплате в двойной сумме. Неполный рабочий день также оплачивается пропорционально отработанному времени, в зависимости от условий трудового договора. Наниматель не обязан производить доплаты к минимальной заработной плате для лиц, работающих неполный рабочий день, если размер их оплаты труда, указанный в трудовом договоре с неполной занятостью, не превышает минимальную заработную плату. Таким образом, можно сделать вывод, что если размер минимальной заработной платы не соответствует необходимым экономическим, социальным, правовым, физиологическим и другим критериям, то он теряет свои качества, присущие заработной плате. Для реальной оценки того, как конкретное значение минимальной заработной платы соответствует ее назначению, ее размер сравнивается с прожиточным минимумом. Сегодня минимальная заработная плата не полностью выполняет свои функции под гарантию государства. Целью государства всеобщего благосостояния должно быть установление минимальной заработной платы, равной прожиточному минимуму. В связи с этим вопрос повышения минимальной заработной платы изучается. Увеличение минимальной заработной платы должно быть сделано, но должно быть сделано таким образом, чтобы увеличить ее размер. Для этого необходимо понять возможности и ограничения этого инструмента, чтобы все последствия этого решения для рынка труда и социальной сферы были приняты во внимание. Необходимо придерживаться концепции достойного труда, которая развивается на международном уровне, а минимальная заработная плата должна устанавливаться с учетом интересов не только работников, но и членов их семей.
1. Myfin.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. myfin.by.
2. Абакумова, Н. Н. Политика доходов и заработной платы: Учебник / Н.Н. Абакумова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 222 с.
3. Адриановская, Т.Л. Работа за рубежом: проблемы трудоустройства, особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора / Т.Л. Адриановская // Очерки новейшей камералистики. – 2014. – № 1. – С.44.
4. Беляев А.Н. Современные формы и системы оплаты труда: учебное пособие / А.Н. Беляев. – 2-е издание. М.: Дело и сервис, 2014. – 224 с.
5. Бойчук, Н.И. Организация и нормирование труда. Учебно методический комплекс / Н.И. Бойчук. – М.: Проспект, 2015. – 216 с.
6. Быков, А.Н. Заводское законодательство и его развитие в России / А.Н. Быков. – СПб., 1909.
7. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учебное пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск : Амалфея, 2008. – 467 с.
8. Василевич, Г. А. Трудовое право : учебник / Г. А. Василевич, В. И. Семенков, Г. Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2006.
9. Гейц, И.В. Разработка положения по оплате труда / И.В. Гейц. – «Консультант бухгалтера», № 12, 2015.
10. Гущин, Л. Я. Практикум по трудовому праву : учебное пособие / Л. Я. Гущин, С. В. Абрамчик. – Минск : Дикта, 2004. – 578 с.
11. Ермолович, Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности организации: // учеб. пособие под общей ред. Л.Л. Ермолович. – М.: «Современная школа». – 2015.
12. Заводская жизнь Московской губернии. Отчет за 1882–1883 гг. Заводского инспектора о занятиях молодых рабочих Московского уезда И.И. Yanzhula. – СПб., 1884.
13. Кеник, К.И. Охрана заработной платы / К.И. Кеник // Право Беларуси. – 2004. – №20. – С 78.
14. Кеник, К.И. Трудовой договор: Практ. Пособие / К.И. Кеник. – Минск : Молодежное научное общество, 2002.
15. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
16. Кривой, В.И. Контракты с отдельными категориями работников // Сборник нормативных актов и комментарий / Кривой В.И., Чичина А.П. – Минск, 1994.
17. Кривой, В. И. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Постатейный комментарий: В 9 кн. Кн. 3. Гл. 6 «Заработная плата» / В. И. Кривой, А. В. Соснов. – Минск : Технопринт, 2000.
18. Крум, Э.В. Экономика предприятия: учебное пособие / Э.В. Крум. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 317 с.
19. Лаврова, А. С грейдом по жизни. [Электронный ресурс] // Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом. – Режим доступа: http://www.propersonal.ru/journal/299/7654/?s phrase_id=680515.
20. Литвинов-Фалинский, В.П. Заводское законодательство и заводской контроль в России / В.П. Литвинов-Фалинский. – СПб., 1900.
21. Микулин, А.А. Заводской осмотр в России. 1882-1906 / А.А. Микулин. – Киев, 1906.
22. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.mintrud.gov.by.
23. Мироседи, С.А. Использование инструментов управленческого учета в маркетинге / С.А. Мироседи // Современные аспекты экономики. – 2016. – №4 (224). – С. 123-126.
24. Мироседи, С.А. Организация, нормирование и оплата труда работников предприятия. Учебное пособие / С.А. Мироседи // Волгоград, 2014. Сер. Гуманитарные дисциплины. – Выпуск 1.
25. Мироседи, С.А. Через механизм управления по ЦФО к бережливому использованию ресурсов / С.А. Мироседи // Вопросы экономических наук. 2009. №2 (35). – С. 91-93.
26. Наблюдения и соображения В.П. Безобраба о действиях новых заводских законов и заводской инспекции / В.П. Безобраба и др. – СПб, 1998.
27. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. belstat.gov.by.
28. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 29 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 21 янв. 2000 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30. О минимальном размере оплаты труда: федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 2000.
31. О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 27 дек. 2004 г., № 1651 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
32. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 10 мая 2011 г., № 181 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
33. О порядке извещения работника о составных частях заработной платы: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 февраля 2017 г. № 14-1/ООГ-1560 // Нормативные акты для бухгалтера. – 2017. – № 12.
34. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Директива Президента Республики Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
35. Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 25 июля 2002 г., № 1003 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
36. Об установлении ежемесячных дифференцированных доплат работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 18 окт. 2011 г., № 100 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
37. Об установлении размера месячной минимальной заработной платы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 27 дек. 2016 г., № 1080 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
38. Об установлении тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 дек. 2012 г., № 1230 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
39. Об утверждении инструкции о порядке оплаты труда работников аппарата государственных организаций, подчиненных областным и Минскому городскому исполнительным комитетам [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 27 мая 2004 г., № 64 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
40. Об утверждении инструкции о применении положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 20 сент. 2002 г., № 122 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
41. Об утверждении рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 21 окт. 2011 г., № 104 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
42. Об утверждении рекомендаций по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 02 мая 2012 г., № 56 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
43. Раабен, В.А. Сборник государственных постановлений, касающихся обслуживания подвижного состава и тяги железных дорог, с момента образования Министерства путей сообщения не сообщается. 1 января 1914 г. (с алфавитными и хронологическими знаками, перенесенными на 1 мая 1915 г.) / В.А. Раабен. - Москва: КНОРУС, 2000. – 400 с.
44. Рофе, А.И. Экономика труда: учебное пособие / А.И. Рофе. – Москва: КНОРУС, 2010. – 400 с.
45. Русых, Ю.М. Совершенствование оплаты труда в Республике Беларусь / Ю.М. Русых. – Мн: Право, 2001.
46. Сергеев, И.Н. Экономика организации (предприятия): Учеб. Пособие / И.Н. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 399 с.
47. Соломанидина, Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломанидина – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
48. Трещевский, Ю.И. Планирование фонда оплаты труда в условиях изменения загрузки производства и неопределенности внешней среды на предприятиях горно-металлургического комплекса / Ю.И. Трещевский // Вестник ТГУ. – 2009.Выпуск 5 (73). – С. 275-280.
49. Трудовое право: Учебник / В. И. Семенков, В. Н. Артемова, Г. А. Василевич и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Амалфея, 2002.
50. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : с изм. и доп. от 24.10.2016 г. № 493-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
51. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // «Собрания законодательства РФ». – 2002. – №1.
52. Чемеков, В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом / В.П. Чемеков. – М.: Вершина, 2007. С. 16.
53. Чуланова, О.Л. Методика внедрения грейдинга в систему оплаты труда персонала организации: принципы, подходы, преимущества, риски / О.Л. Чуланова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – №2-3. –С.128-138.
54. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси / В.Н. Шимов. – Минск: Новое знание, 2005. – 429 c.
55. Штель, Т.Л. Использование системы грейдирования как основа развития инновационной экономики / Т.Л. Штель // Вестник науки Сибири. – 2015. – № 4(19). – С. 39-48.
56. Экономика предприятия: Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: Инфра-М, 2016. – 280 с.
57. Экономика предприятия: по экон. специальностям / Баев И.А. [и др]. – Питер: Питер принт, 2005. – 383 с.
58. Экономика труда: Учеб. / Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. М.: Юристь, 2006. -592 с.
59. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика / Б.И. Герасимов [и др.] – М.: ТГТУ, 2009. – 204 с.
60. Янжул, И.И. Из воспоминаний и переписки заводского инспектора по первому проекту / И.И. Янжул. – Материалы по истории российского трудового права и фабричного законодательства. – СПб., 1907.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты