Эмоциональная сфера женщин, находящихся на сохранении беременности
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Эмоциональная сфера женщин, находящихся на сохранении беременности»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Эмоциональная сфера женщин, находящихся на сохранении беременности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: ГГКБ №3
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования перед родами
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования накануне родов
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования после родов
Поделиться
Введение
1 Особенности эмоциональной сферы беременных женщин в современных исследованиях
1.1 Понятие эмоциональной сферы в психологии
1.2 Особенности эмоциональной сферы беременных женщин
1.3 Стационарное сохранение беременности как фактор влияния на эмоциональное состояние женщины
2 Эмпирическое исследование эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности
2.1 Организация и методы исследования эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности
2.2 Результаты исследования эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена широкой распространенностью осложнений беременности в нашей стране. Невынашивание беременности является одной из насущных современных проблем акушерства и гинекологии. Несмотря на значительные успехи акушерско-гинекологической службы, частота встречаемости этой формы патологии остается стабильно высокой и достигает 25% от общего числа всех клинически выявленных беременностей [1].
Сохранение беременности при осложнении ее течения проводится в стационаре, где угрозу выкидыша врачи сводят к минимуму. Важнейшей мерой по предотвращению невынашивания беременности я является помещение женщины с угрозой прерывания беременности под медицинское наблюдение. Стационарное сохранение беременности предполагает проведения ряда мероприятий, которые направлены на устранение причин, приводящих к прерыванию беременности или преждевременным родам, на создание условий для донашивания беременности до срока наступления физиологических родов.
Большую роль в успешном сохранении беременности играет стабильное эмоциональное состояние женщины. Беременность является особым переходным и для организма, и для личности женщины состояние, периодом жизни, когда от взаимодействия телесного и психического зависит не только здоровье самой женщины, но и зарождающаяся новая жизнь, здоровье самого ребенка. Беременность женщины сопровождается различного рода переживаниями – пристрастным отражением мира, которое окрашено эмоциями и выступает в качестве события ее внутренней жизни, комплекс целей и желаний, обусловливающих процесс выбора мотивов ее деятельности.
Нахождение женщины на сохранении беременности является одним из факторов ее эмоционального состояния. Стационарное лечение с угрозой выкидыша может повлечь за собой появление у беременной женщины отрицание и уход от проблем, повышение чувствительности к стрессу, большую выраженность эмоциональных проявлений.
Эмоциональное состояние женщины претерпевает изменения уже в первые месяцы беременности. Гормональные изменения в первом триместре беременности женщины обусловливают резкие перепады настроения, которые сопровождаются неустойчивостью эмоций. Наиболее подробно в современной литературе описаны эмоционально-личностные характеристики, среди которых у женщин, находящихся н сохранении беременности, отмечаются раздражительность, повышенная ситуативная тревожность, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная напряженность, низкая стрессоустойчивость.
Эмоциональное состояние женщины во время беременности подвержено многочисленным факторам: как внешним, так и внутренним. Психоэмоциональный статус беременной женщины лежит в основе благоприятного протекания беременности, будущего благополучия ребенка, гарантом удовлетворения его потребностей.
В последние десятилетия в перинатальной психологии и медицине активно исследуются психологические особенности женщин, имеющих нарушение физиологического течения беременности, показана связь психоэмоциональных и индивидуальных особенностей беременных женщин с угрозой прерывания беременности, участие эмоциональных факторов в развитии осложнений беременности.
Изучением проблемы эмоциональной сферы беременных женщин занимались Е.Н. Заворотных, А.Г. Киселев, И.В. Картанова, Н.П. Коваленко, Н.И. Олифирович, Г.Г. Филипова и др.
Однако, проблема изучения особенностей эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности, остается недостаточно освещенной.
Объект исследования: эмоциональная сфера.
Предмет исследования: эмоциональная сфера женщин, находящихся на сохранении беременности.
Цель работы: установить особенности эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности.
Задачи исследования:
а) раскрыть понятие эмоциональной сферы в психологии;
б) проанализировать современные исследования и раскрыть особенности эмоциональной сферы беременных женщин;
в) охарактеризовать стационарное сохранение беременности как фактор влияния на эмоциональное состояние женщины;
г) выявить особенности эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, тестирование (методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Cпилбергера-Ю.Л. Ханина, методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, методика «Цветовой тест Люшера), количественный и качественный анализ.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в деятельности клинических психологов, медицинских работников с целью профилактики и коррекции негативных проявлений в эмоциональной сфере у женщин в период беременности.
1 Особенности эмоциональной сферы беременных женщин в современных исследованиях
1.1 Понятие эмоциональной сферы в психологии
В современной психологии понятие эмоциональной сферы рассматривается как совокупность эмоциональных переживаний и проявлений. Рассматривая эмоциональную сферу личности А.Н. Леонтьев использует понятие «эмоциональные процессы», к которым он относит широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности – аффекты, собственно эмоции и чувства [2, с. 26].
Исследователь Е.И. Ильин разработал подход к созданию дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы индивида. В рамках этой концепции рассматриваются эмоции наряду с другими эмоциональными образованиями, которые не являются эмоциями: эмоциональный тон ощущений (удовольствие – отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные свойства, особенности личности (тревожность) [3, с. 176].
По определению Е.П. Ильина, эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, куда кроме эмоций, входят многочисленные иные эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых связана с эмоциональными типами личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), которые характеризуются достаточно отчетливыми дифференцирующими признаками [3, с. 11].
По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:
- как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх);
- как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояния эйфории и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски, фрустрационные и другие состояния);
- как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому или иному объекту (чувства любви, привязанности, страсти, вражды, неприязни, ненависти и другие) [4, с. 445].
В современной психологии в эмоциональной сфере принято выделять пять основных групп эмоциональных состояний: собственно эмоции, чувства, аффекты, настроения и стресс [5, с. 118].
Простейшей формой эмоционального переживания является чувственный или эмоциональный тон – эмоциональная окраска, качественную окраску психического процесса (приятное или неприятное чувство). Наиболее общим эмоциональным состоянием, которое окрашивает в течение длительного времени поведение индивида, называют настроением. Настроение представляет собой эмоциональную реакцию не на прямые последствия определенных событий, а на их значение для индивида в рамках его общей жизненной стратегии и жизненному пути, интересов и ожиданий. Настроение оказывает значительное влияние на поведение индивида, оказывая стимулирующую или подавляющую функцию [6, с. 448].
Что касается аффектов, то они выступают особым видом эмоций. Аффект определяется как сильное и кратковременное эмоциональное состояние, которое связно с изменением важнейших для индивида жизненных обстоятельств. Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и предопределяет единую глобальную реакцию на ситуацию. Для аффекта характерны изменения сознания, нарушение контроля за собственными действиями, утрата самообладания. Аффект носит кратковременный и бурный характер, вызывает огромную затрату сил субъекта. Индивидом утрачивается контроль над собой, после чего появляется упадок сил. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Перенесенный аффект может надолго фиксироваться в сознании – его следы могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой форме (эффекты «накопления» и «разрядки») [7, с.91].
Настроение – это наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным [8, с. 195].
Стресс – это психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Психологический стресс предполагает высокую степень психологического напряжения, которая оказывает сильнейшее отрицательное влияние на деятельность индивида и его отношения с окружающими. Под стрессом понимается любое выраженное напряжение организма или психики, которое связано с его жизнедеятельностью и вызывается физиологическими или психологическими стрессорами. По типу воздействия на индивида стрессы подразделяются на: физические, отражающие напряжение биологических систем; психологические, вызывающие эмоциональную реакцию у индивида [6, с.450].
Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроениям [8, с. 199].
2 Эмпирическое исследование эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности
2.1 Организация и методы исследования эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности
База исследования: исследование приводилось на базе одной из больниц г. Гомеля в отделении патологии беременности.
Характеристика выборки исследования: выборку исследования составили 40 женщин, находящихся на сохранении беременности. Возраст испытуемых составляет от 20 до 35 лет. Семейное положение: все испытуемые состоят в официально зарегистрированном браке.
Цель эмпирического исследования: установить особенности эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось изучение особенностей эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень ситуативной и личностной тревожности у женщин, находящихся на сохранении беременности, перед родами, накануне родов и после родов;
2) определить эмоциональные состояния женщин, находящихся на сохранении беременности, перед родами, накануне родов и после родов;
3) выявить динамику эмоциональных состояний женщин, находящихся на сохранении беременности, перед родами, накануне родов и после родов.
Методики исследования:
1. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Cпилбергера-Ю.Л. Ханина [54].
2. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса [55].
3. Методика «Цветовой тест» Люшера [56].
Краткое описание методик исследования.
1. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Cпилбергера-Ю.Л. Ханина.
Назначение методики: выявление уровня личностной и ситуативной тревожности.
Методика разработана Ч.Д. Спилбергом, адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным.
Теоретические основы. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Стимульный материал: опросник состоит из двух частей (реактивная тревожность и личностная тревожность) по 20 утверждений в каждой.
Процедура исследования: испытуемым предлагается две части опросника, чтобы оценить утверждения от 1 до 4 баллов – от «никогда» до «почти всегда».
Интерпретация результатов. Общий итоговый показатель по каждой из подшкал находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей уровень тревоги оценивается следующим образом:
низкий уровень – до 30 баллов;
умеренный уровень – 31-45 баллов;
высокий уровень – 46 баллов и более.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого.
Сведенья о надежности и валидности. Надежность методики достаточно велика: средний коэффициент корреляции равен 0,77. Конкурентная валидность шкалы оценивалась сопоставлением показателей по шкале СЛТ с общей генерализованной тревожностью и личностной тревожностью (по Спилбергеру) – умеренные коэффициенты корреляции (соответственно 0,30, 0,44 и 0,46).
Методика представляет собой надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика индивида).
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в современной психологии понятие «эмоциональная сфера» рассматривается как многогранное образование, включающее собственно эмоции, эмоциональный тон, эмоциональные состояния переживания, эмоциональные свойства личности. В эмоциональной сфере принято выделять пять основных групп эмоциональных состояний: собственно эмоции, чувства, аффекты, настроения и стресс. Эмоции представляют собой длительные состояния, которые характеризуются отчетливо выраженным ситуационным характером, выражая оценочное личностное отношение к актуальным или будущим ситуациям, к собственной деятельности. Эмоции выполняют оценивающую, побудительную и регулятивную функции. Эмоциональные состояния зависят от качества и интенсивности актуальной потребности индивидом и оценки, которую он дает возможности ее удовлетворения. Субъективное переживание эмоций предполагает их осознание, которое помогает установить определенную степень контроля над эмоциональным процессом.
Анализ современных исследований позволил раскрыть особенности эмоциональной сферы беременных женщин. Беременность представляет собой кризисный период в жизни женщины, сопровождаемый значительными изменениями в физиологическом, поведенческом, эмоциональном, когнитивном, экзистенциальном планах. Эмоциональное состояние беременной женщины зависит от варианта переживания идентификации беременности, качества жизни, адекватной самооценки благоприятной семейной обстановки, поддержки со стороны близких. Эмоциональная сфера женщины изменяется на протяжении всей беременности. На первом триместре эмоциональные состояния связаны с амбивалентными чувствами тревоги и надежды, второй триместр характеризуется противоречивостью эмоциональных состояний: у одних происходит нормализация психического состояния, у других – повышается уровень невротизации. В третьем триместре женщина состояние женщины связано с опасением родоразрешения и неизвестности, потребностью в безопасности и защите. На протяжении беременности наблюдается динамика таких эмоциональных состояний как тревожность, напряженность, самочувствие, настроение, нейротизм, возбудимость, напряженность, депрессивность, агрессивность, фрустрированность, чувство одиночества.
Охарактеризовано стационарное сохранение беременности как фактор влияния на эмоциональное состояние женщины. Помещение под медицинское наблюдение сопровождается появлением негативных эмоциональных состояний – повышением у беременных женщин нервно-психического напряжения, тревоги, депрессии. Трудности адаптации к условиям стационара могут обусловить появление психологического стресса, повысить частоту конфликтного эмоционального отношения к беременности. Стационарное сохранение беременности может выступать в качестве психотравмирующей ситуации и явиться причиной возникновения у беременной женщины двух типов реагирования. Для первого типа характерна психическая ригидность, высокое нервно-психическое напряжение, высокая тревожность, невротизация личности, эмоциональная лабильность, второй тип характеризуется реакциями «ухода», что выражается в ограничении контактов, в недоверии и отказе от стационарного лечения, психической ригидностью, пониженной тревогой, астенизацией организма. Беременные с угрозой прерывания характеризуются большой чувствительностью к стрессогенным ситуациям, эмоциональной неустойчивостью и подавленностью, склонностью к большим колебаниям настроения, большему темпу нарастания и большей интенсивности внешних проявлений эмоциональных реакций.
Выявлены особенности эмоциональной сферы женщин, находящихся на сохранении беременности.
- перед родами и после них женщины испытывали средний уровень ситуативной тревожности, а накануне родов – высокий уровень. Это свидетельствует о том, что уровень ситуативной тревожности возрастает накануне родов и снижается до среднего уровня после родов;
- у женщин перед родами и накануне родов эти женщины испытывали высокий уровень личностной тревожности, а после родов – средний уровень. Так, уровень личностной тревожности незначительно возрастает накануне родов и снижается до среднего уровня после родов;
- у женщин перед родами и накануне родов эти женщины испытывали тревожность, усталость, подавленность, беспомощность, а после родов – спокойствие, энергичность, приподнятость, уверенность в себе. Так, после родов тревожность, усталость, подавленность и беспомощность снижается;
- у женщин перед родами эти женщины испытывали эмоциональное состояние в норме, накануне родов – отрицательное эмоциональное состояние, а после родов – положительное эмоциональное состояние. Так, непосредственно к родам эмоциональное состояние женщин ухудшается – появляется чрезмерное беспокойство и тревожность, отрицательные переживания, связанные с предстоящими родами. После же родов эмоциональное состояние женщин улучшается – у них появляется надежда на успех, оптимистический взгляд на свою жизнь, они становятся счастливыми, начинают испытывать спонтанное удовлетворение от состояния материнства, ощущать силу воли и чувство удовлетворенности.
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности клинических психологов, медицинских работников с целью профилактики и коррекции негативных проявлений в эмоциональной сфере у женщин в период беременности.
1. Пересада, О.А. Современная концепция невынашивания беременyости: этиопатогенез, диагностика профилактика и лечение / О.А. Пересада, И.Л. Дусь, A.M. Камлюк. – Минск: БелМАПО, 2005. – 69 с.
2. Лупиногина, Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования / Е.Н. Лупиногина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5. – С. 23–28.
3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб : Питер, 2009. – 368 с.
4. Телицына, Е.Л. О понятиях «эмоция» и «чувства» в научной литературе / Е.Л. Телицына // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 445–446.
5. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 395 с.
6. Будина, И.А. Подходы к изучению эмоциональных особенностей в отечественной и зарубежной литературе / И.А. Будина // Научный альманах. – 2016. – № 10. – С. 448–451.
7. Торопова, И.В. Феноменология эмоций / И.В. Торопова // Общество и право. – 2006. – № 4 (14). – С. 91–92.
8. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2002. – 521 с.
9. Вайнштейн, Л.А. Общая психология / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512 с.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
11. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 220 с.
12. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского В.К. Вилюнаса. – М.: Смысл, 2002. – 394 с.
13. Васильев, И.А. Место и роль эмоций в психологической системе / И.А. Васильев // Вестник Московского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 113–116.
14. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
15. Юсупов, П.Р. Психология мотивации и эмоций в норме и патологии: учеб. пособие / П.Р. Юсупов. – Барнаул : АлтГУ, 2017. – 452 с.
16. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
17. Балуева, О.В. Значение телесных ощущений для понимания собственных эмоций / О.В. Балуева, Ю.Е. Кравченко, С.И. Карташов // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 2. – С. 28–37.
18. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В. Саенко. – СПб.: Речь, 2010. – 238 с.
19. Первичко, Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход / Е.И. Первичко // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 13–22.
20. Барсукова, Ж.А. Общая психология. Эмоции и мотивация / Ж.А. Барсукова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 136 с.
21. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.
22. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
23. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 59–68.
24. Карасева, А.Э. Психологические особенности беременных женщин с различным характером родовой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / А.Э. Карасева. – Томск: ТГУ, 2005. – 16 с.
25. Заворотных, Е.Н. Особенности эмоциональной сферы беременных женщин / Е.Н. Заворотных // Вестник СПбГУ. – 2007. – № 2-2. – С. 136–140.
26. Гарданова, Ж.Р. Особенности влияния психоэмоционального стресса во время беременности / Ж.Р. Гарданова // Research'n Practical Medicine Journal. – 2016. – № 1. – С. 24–29.
27. Коваленко, Н.П. Перинатальная психология / Н П. Коваленко. – СПб.: Ювента, 2000. – 197 с.
28. Котлярова, М.Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности / М.Н. Котлярова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 3 (6). – С. 1–21.
29. Кулешова, К.В. Беременность как период психологической трансформации / К.В. Кулешова, Н.Д. Творогова // Русский медицинский журнал. – 2015. – № 14. – С. 857.
30. Овчарова, Р В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
31. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М.: Академический Проект, 2000. – 416 с.
32. Знаменская, С.И. Особенности изменений структуры психоэмоциональной сферы у женщин по триместрам беременности / С.И. Знаменская, А.Г. Киселев, Е.А. Шаповалова // Журнал акушерства и женских болезней. – 2012. – Вып. 6. – С. 30–35.
33. Киселев, А.Г. Особенности психоэмоционального состояния беременных и его динамика в зависимости от срока гестации / А.Г. Киселев, И.В. Картанова // Тольяттинский медицинский консилиум. – 2011. – № 3–4. – С. 2–8.
34. Немировская, Ю.В. Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери / Ю.В. Немировская // Вестник СГТУ. – 2007. – № 1. – Т. 1. – С. 215–219.
35. Агаркова Л.А. Особенности качества жизни во взаимосвязи с показателями психоэмоционального состояния женщин на каждом триместре беременности / Л.А. Агаркова. И.Ю. Бухарина, А.Л. Ульянич // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 4. – С. 108–119.
36. Котова, А.В. Особенности онтогенеза материнства и психологической готовности к материнству у беременных женщин с различными соматическими заболеваниями / А.В. Котова // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – С. 264–267.
37. Щавелева, М.В. Динамика развития некоторых стационарзамещающих форм организации оказания медицинской помощи в Республике Беларусь: материалы Республ. конференции / М.В. Щавелева, Т.И. Атрашкевич, И.В. Полойко. – Мн.: РНМБ, 2004. – С. 49–56.
38. Ткаченко, Л.В. Невынашивание беременности / Л.В. Ткаченко, Т.И. Костенко // Вестник Волгоградского гос. мед. ун-та. – 2015. – Вып. 1. – С. 3–9.
39. Азизова, Г.Ф. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности / Г.Ф. Азизова // Медицина и здравоохранение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 21–25.
40. Васильева, В.В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения / В.В. Васильева, В.В. Авруцкая // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 110–119.
41. Айвазян, Е.Б. Становление внутренней материнской позиции в период беременности / Е.Б. Айвазян, Г.А. Арина // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 8–15.
42. Хломов, К.Д. Психоэмоциональные особенности беременных с угрозой прерывания: автореф. дис. ... канд. психол. наук / К.Д. Хломов. – СПб.: РГПУ, 2008. – 20 с.
43. Хломов, К.Д. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания / К.Д. Хломов, С.Н. Ениколопов // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 3. – C. 38–49.
44. Блох, М.Е. Использование психотерапии у женщин с невынашиванием беременности / М.Е. Блох // Журнал практического психолога. – 2003. – № 4–5. – С. 199–207.
45. Русалов, В.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью / В.М. Русалов, Л.М. Рудина // Психологический журнал. – 2003. – № 6. – С. 16–26.
46. Миронова, Е.С. Применение рисуночных методов в диагностике невынашивания беременности / Е.С. Миронова, Т.С. Чуйкова // Вестник Башкирского ун-та. – 2010. – № 3. – С. 862–864.
47. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.
48. Захарова, Е.И. Особенности страхов беременных женщин, связанные с переживанием внутрисемейной ситуации / Е.И. Захарова, Е.А. Булушева // Перинатальная психология и психология родительства. – 2009. – № 3. – С. 15–34.
49. Ветчанина, В.Г. Психологические состояния беременных женщин в условиях острого и хронического стресса и особенности их психокоррекции: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01 / В.Г. Ветчанина. – Томск: ТГУ, 2003. – 19 с.
50. Ртищева, М.С. Особенности адаптации женщин к ситуации пребывания в стационаре / М.С. Ртищева // Педиатрическая фармакология. – 2015. – № 1. – С. 1–8.
51. Синяева, Н.В. Психологический портрет беременных женщин с диагнозом «угроза прерывания беременности» / Н.В. Синяева // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 18. – С. 62–64.
52. Епифанцева, М.В. Психоэмоциональные и индивидуально-характерологические особенности женщин с угрозой прерывания беременности / М.В. Епифанцева, Н.В. Дейнека // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 8 (11). – С. 11–16.
53. Блох, М.Е. Психологические характеристики женщин с диагнозом «привычное невынашивание беременности» / М.Е. Блох // Психотерапия. – 2012. – № 11. – С. 73–78.
54. Психологические тесты для профессионалов/ авт.-сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
55. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) // Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М., 2007. – С. 39–40.
56. Цветовой тест Люшера // Цвет вашего характера / М. Люшер. – М.: Вече, 1996. – С. 154–159.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования перед родами
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования накануне родов
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования после родов
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты