Социальная работа по профилактике раннего материнства
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Социальная работа по профилактике раннего материнства»
по дисциплине: «Социальная работа»
2019
251.00 BYN
Социальная работа по профилактике раннего материнства
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 93.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы по профилактике раннего материнства
Глава 1. Теоретические основы социальной работы по профилактике раннего материнства
1.1 Сущностные характеристики профилактики раннего материнства
1.2 Содержание и направления социальной профилактики
1.3 Содержание социальной работы по профилактике раннего материнства
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация социально-педагогической профилактики раннего материнства в условиях гуо «средняя школа №8» г. Жлобин
2.1 Диагностический анализ социальной работы по профилактике раннего материнства
2.2 Программа социально-педагогической профилактике раннего материнства в условиях средней школы №8 г. Жлобин
2.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В связи с неуклонным ростом распространенности подростковой беременности в большинстве стран мира за последние десятилетия наблюдается увеличение рождаемости у женщин в возрасте от 14 до 19 лет. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В Республике Беларусь также в последние годы имеется отчётливая тенденция к увеличению числа беременностей и родов среди юных женщин. Согласно предварительному отчету, подготовленному по результатам много-индикаторного кластерного обследования положения детей и женщин, представленному Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, в Республике Беларусь около 6% женщин в возрасте 20-49 лет впервые вышли замуж или вступили с мужчиной в незарегистрированные отношения до наступления полных 18 лет. В городах и поселках городского типа этот показатель составил 5%, в сельских населенных пунктах – 11%. Причем 0,7% молодых женщин имели первый сексуальный опыт в возрасте до 15 лет. Имеются существенные различия по данному показателю в зависимости от уровня образования женщины: доля женщин с общим базовым образованием, которые вышли замуж до 18 лет, составила 19%, в то время как доля таких женщин с высшим образованием – 2%. В течение 12 месяцев, предшествовавших дате проведения обследования, 39% женщин в возрасте 15-24 лет имели сексуальный контакт с непостоянным партнером (с которым они не состояли в браке или в незарегистрированных отношениях) [29]. Указанные статистические показатели косвенно свидетельствуют о том, что 6% женщин потенциально могли оказаться в категории молодых матерей, при этом наибольшее опасение вызывают молодые женщины, проживающие в сельских населенных пунктах и не ориентированные на получение высшего образования.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы по профилактике раннего материнства
1.1 Сущностные характеристики профилактики раннего материнства
Материнство изучается в рамках различных наук: история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология, психология. Любая наука изучает и устанавливает материнство в соответствии со своими целями и задачами. Интерес к всестороннему изучению материнства возник сравнительно недавно. Но сегодня нет единого определения «материнства». В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческой расы, в том числе биологическая (беременность, рождение и содержание ребенка) и социальная (воспитание ребенка) [37, с. 80]. Изучаются важные личностные характеристики будущей мамы, разрабатываются методы определения отношения родителей к будущему ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение. В зарубежной литературе было выявлено более 700 факторов по 46 шкалам, характеризующие адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее семейное положение, социальный статус, ее личные качества, ее связь с особенностями развития ребенка [49, с. 30-34]. Рассмотрим подробнее понятие ранней беременности. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка «ребенок – это каждый человек в возрасте до 18 лет». Подростковый возраст (ранний –10–14 лет, поздний – 15–19 лет) занимает особое место в развитии и становлении человека: он представляет собой период биологической и психологической перестройки организма, адаптации к новой социальной среда [36, с. 69]. Активные гормональные процессы, происходящие в организме подростка, оказывают большое влияние на его сексуальное и эмоциональное поведение. Осознание этого обстоятельства очень важно для понимания особенностей подростков. Психологической особенностью подросткового возраста является зависимость подростка от большого количества макросоциальных факторов (общество в целом и его культура) и микросоциальных факторов среды (семья, школа, окружающая среда). Этот период характеризуется стремлением к быстрому познанию мира взрослых, стремлением мыслить по-взрослому, отходом от родительских установок и ценностей в соответствии со своей собственной структурой личности. Социальное развитие подростка заключается в понимании роли человека в обществе и способов выполнения этой роли, в восприятии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в здравоохранении. Здоровье подростков следует рассматривать в контексте особой важности этого периода для всей последующей жизни человека. Подростки являются трудовым и демографическим ресурсом страны. В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, связанные с процессом полового созревания, которые играют центральную роль в развитии личности подростка и очень тесно связаны с формированием чувства самооценки и индивидуальной идентичности. Опыт сексуального влечения в этом возрасте чрезвычайно интенсивен, а сексуальная активность явно экспериментальна; происходит процесс понимания собственных телесных функций, воспроизведения множества вариантов взаимодействия со сверстниками и противоположным полом. Исследования последних десятилетий подтверждают постоянно растущую сексуальную свободу девочек-подростков.
Глава 2. Организация социально-педагогической профилактики раннего материнства в условиях гуо «средняя школа №8» г. Жлобин
2.1 Диагностический анализ социальной работы по профилактике раннего материнства
В начале мы провели диагностику отношения старшеклассников к проблеме ранних родителей и раннего материнства. С целью изучения отношения респондентов к проблеме раннего материнства было проведено анкетирование среди школьников 10-х классов в возрасте от 15 до 16 лет. Базой исследования стало ГУО «Средняя школа №8 г. Жлобина». Общее число респондентов составляет 30 человек (15 юношей и 15 девушек). Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60-70%. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования. Физкультурное воспитание детей старшего школьного возраста должно быть направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию, на формирование гражданской зрелости по отношению к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни. Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа. В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юношеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования. Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы.
Заключение
С каждым годом проблема ранних половых связей становится все актуальнее, так как девочки-подростки все раньше вступают в сексуальные отношения с противоположным полом. Раннее материнство ведет к социальной изоляции юных матерей, прерыванию их образования. Рождение ребенка нарушает жизненные планы, не позволяя учиться. По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Материнство изучается в рамках различных наук: история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология, психология. Любая наука изучает и устанавливает материнство в соответствии со своими целями и задачами. Интерес к всестороннему изучению материнства возник сравнительно недавно. Но сегодня нет единого определения «материнства». Проблема нежелательной беременности и высокого риска ИППП / ВИЧ-инфекции у девочек-подростков тесно связана с вопросами сексуального, гигиенического и нравственного воспитания в семье и уровнем знаний о репродуктивном здоровье, профилактике ИППП и абортов. Социокультурные характеристики современного общества в начале XXI века и высокая распространенность семейных бедствий не позволяют полагаться на позитивное влияние семьи в социальном масштабе. Уличная реклама, табак и алкоголь, наркотики, коммерческий секс, жестокость, насилие и праздная жизнь в СМИ не контролируются. На этом фоне данные, полученные большинством исследователей о вредных привычках современных подростков, крайне тревожны. Вредные привычки выявляются у 77–87% девочек 13–18 лет, в том числе 65–78% из них употребляют алкоголь, 35–46% курят, 10–15% имеют опыт употребления наркотиков. Молодые женщины характеризуются недостаточной самооценкой, повышенной эмоциональностью, потребностью в любви, желанием любить противоположный пол, что способствует частой смене половых партнеров и часто приводит к беременности и раннему материнству.
1. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by.
2. Бадинтер, Э. Любовь в дополнение: История материнской любви (18-20 века) / Э. Бадинтер. – М., 1990. – 304 с.
3. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт : матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов в рамках Недели науки на фак-те правового и социально-педагогического образования ПГГПУ (25–28 апреля 2016 г., г. Пермь, Россия) : в 2 т. / отв. за вып. Л. А. Метлякова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – Т. 2. – 230 с.
4. Беременность и роды у первородящих женщин старшего возраста. – М.: Пр. – 1975. – 80 с.
5. Бестужев-Лада, И. Ступени к семейному счастью. // Семья и школа. – 1996. – №3. – С. 30-33.
6. Борисов, В.А. Демографическая теория и эффективность демографической политики в области рождаемости / В.А. Борисов. – М. : Мир, 2004. – 160 с.
7. Брутман, В.И., Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих детей / В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.И. Еникопов // Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С. 31-36.
8. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для ВУЗов / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова. – М.: Академия, 2002. – 50 с.
9. Винникот, Д.В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот. – М.: «Класс», 1994. – 60 с.
10. Воспитание в сотворчестве (активные методы в воспитательной работе с учащейся молодежью) : сборник научных статей / под ред. В.В. Познякова. – Минск : РИВШ, 2008. – 204 с.
11. Грушенко, П.Р. Материнство и супружество несовершеннолетних женщин / П.Р. Грушенко // Социс. – 2002. – № 11. – С. 36–41.
12. Гурко, Т.А. Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2002. – № 11. – С. 83-91.
13. Девятых, С.Ю. Российские дискуссии о половом воспитании / С.Ю. Девятых // Социальное воспитание. – 2015. –№ 9. – С. 29–33.
14. Дети и молодежь Республики Беларусь : статистический сборник. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 232 с.
15. Дорохина, С.П. Психолого-педагогические аспекты юного материнства и основные направления профилактики подростковой беременности / С.П. Дорохина // Вестник ИрГТУ. – 2006. – №4 (28). – С. 155-157.
16. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / А.С. Дудкин ; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза : ПГПУ, 2011. – 39 с.
17. Ермак, В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении / В.И. Ермак, Т.В. Тратинко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: elib.bsu.by/bitstream
18. Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» 30 июня 2017 г. № 33-З. – 41 с.
19. Закон Республики Беларусь О правах ребенка 2570-XII от 19.11.1993 г. – 13 c.
20. Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 №363-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О здравоохранении» – 17 с.
21. Здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков / Деятельность ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.who.int/maternal_child_adolescent/about/ru/.
22. Зис, Ю.В. Профилактика ранней беременности в условиях вечерней школы / Ю.В. Зис // Соц. педагогика: проблемы, тенденции, перспективы развития : сб. публикаций / под общ. ред. М.В. Мясоедова, А.В. Коротун. – Екатеринбург, УрГПУ, 2011. – C. 181–186.
23. Камалтдинова, Т.И. К вопросу о профилактике ранней беременности у старших подростков / Т.И. Камалтдинова // Соц. педагогика: проблемы, тенденции, перспективы развития : сб. публикаций / под общ. ред. М.В. Мясоедова, А.В. Коротун. – Екатеринбург, УрГПУ, 2011. – C. 73–80.
24. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры : книга для учителя / С.В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1991. – 143 с.
25. Кодекс Республики Беларусь о Браке и Семье 278-З от 9.07.1999 г. – 42 с.
26. Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З // Эталон – Беларусь [Электрон. ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9900278.
27. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с
28. Коробатов, Я. Евгений Кащенко: Уроки полового воспитания в школе? Боже упаси! / Я. Коробатов // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. ural.kp.ru/daily/26321/3202098/. 2014. –
29. Многоиндикаторное кластерное обследование по оценке положения детей и женщин. Предварительный отчет: февраль 2013г. [Электрон. ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2013. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/households/mics/results.pdf.
30. Можейко, Л.Ф. Медицинские и социальные аспекты подростковой беременности / Л.Ф. Можейко // Медицинский журнал. – 2011 – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bsmu.by/files/mj/4-2011/21.pdf. – Дата доступа: 19.03.2019.
31. Нарицын, Н. Ранняя беременность / Н. Нарицын // 9 месяцев. – 2010. – №9. – С. 9-11.
32. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
33. Новикова, Г.А. Социальные аспекты подростковой беременности / Г.А. Новикова // СИСП. – 2013. – № 9 (29). – С. 36.
34. О демографической безопасности Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=42&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjkgPrrjNnTAhVCnRQKHV6ODIg4KBAWCCUwAQ&url=http%3A%2F%2Fwww.brsu.by%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fovr%2Fdocs%2Fzakon_respubliki_belarus_o_demograficheskoy_bezopasnosti_respubliki_belarus.doc&usg=AFQjCNFl1Muax6QuBeKDJ7GhpVAo-F1Sjg.
35. Об утверждении Государственной программы "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200. – 376 с.
36. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2004. – 480 с.
37. Орлевская, М. Я хочу ребёнка. // Cчастливые родители. – 2004. – №3. – С. 76-78.
38. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы : конспект лекций / И.В. Пантюк. – Минск : БГУ, 2013. – 246 с.
39. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///G:/все/12а%20Социальная%20работа/1704-45%20профилактика%20раннего%20материнства/document.pdf.
40. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2020 годы. – Минск: 2005. – 124 c.
41. Проект «Маленькая мама». Дом Милосердия в Минске. [Электрон. ресурс] / Официальный портал Белоруской Православной Церкви. Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0089.html.
42. Путинцева, Е.Л. Малолетнее материнство в России: состояние и проблемы / Е.Л. Путинцева // Мониторинг. – 2011. – №2 (102). – С. 126-131.
43. Скутнева, С. В. Раннее материнство / С.В. Скутнеева // СОЦИС. – 2009. – № 7. – С. 114–118.
44. Социальная работа с молодежью : научно-практическое издание / С.В. Лапина, А.А. Жарикова, Г.Ф. Бедулина и др. – Минск : Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2015. – 149 с.
45. Спасюк, Е. Подростковый секс становится не исключением, а правилом / Е. Спасюк // Рэспубліка. – 2016. – 3 верасня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/society/2011/12/05/ic_articles_116_176061.
46. Тимошенко, Л.Н. Воспитание старшеклассниц / Л.Н. Тимошенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 220 с.
47. Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 296-З.
48. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
49. Фэнвик, Э. Настольная книга для родителей. Э. Фэнвик. – Л.,1995. – 150 с.
50. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
51. Щурко, Т. «Обязательное материнство»: репродуктивное тело женщины как объект государственного регулирования (на материале газеты «Советская Белоруссия») / Т. Щурко // Laboratorium. – 2012. – № 2. – С. 69-90.
52. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 93.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты