Введение
В связи с неуклонным ростом распространенности подростковой беременности в большинстве стран мира за последние десятилетия наблюдается увеличение рождаемости у женщин в возрасте от 14 до 19 лет. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В Республике Беларусь также в последние годы имеется отчётливая тенденция к увеличению числа беременностей и родов среди юных женщин. Согласно предварительному отчету, подготовленному по результатам много-индикаторного кластерного обследования положения детей и женщин, представленному Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, в Республике Беларусь около 6% женщин в возрасте 20-49 лет впервые вышли замуж или вступили с мужчиной в незарегистрированные отношения до наступления полных 18 лет. В городах и поселках городского типа этот показатель составил 5%, в сельских населенных пунктах – 11%. Причем 0,7% молодых женщин имели первый сексуальный опыт в возрасте до 15 лет. Имеются существенные различия по данному показателю в зависимости от уровня образования женщины: доля женщин с общим базовым образованием, которые вышли замуж до 18 лет, составила 19%, в то время как доля таких женщин с высшим образованием – 2%. В течение 12 месяцев, предшествовавших дате проведения обследования, 39% женщин в возрасте 15-24 лет имели сексуальный контакт с непостоянным партнером (с которым они не состояли в браке или в незарегистрированных отношениях) [29]. Указанные статистические показатели косвенно свидетельствуют о том, что 6% женщин потенциально могли оказаться в категории молодых матерей, при этом наибольшее опасение вызывают молодые женщины, проживающие в сельских населенных пунктах и не ориентированные на получение высшего образования.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы по профилактике раннего материнства
1.1 Сущностные характеристики профилактики раннего материнства
Материнство изучается в рамках различных наук: история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология, психология. Любая наука изучает и устанавливает материнство в соответствии со своими целями и задачами. Интерес к всестороннему изучению материнства возник сравнительно недавно. Но сегодня нет единого определения «материнства». В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческой расы, в том числе биологическая (беременность, рождение и содержание ребенка) и социальная (воспитание ребенка) [37, с. 80]. Изучаются важные личностные характеристики будущей мамы, разрабатываются методы определения отношения родителей к будущему ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение. В зарубежной литературе было выявлено более 700 факторов по 46 шкалам, характеризующие адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее семейное положение, социальный статус, ее личные качества, ее связь с особенностями развития ребенка [49, с. 30-34]. Рассмотрим подробнее понятие ранней беременности. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка «ребенок – это каждый человек в возрасте до 18 лет». Подростковый возраст (ранний –10–14 лет, поздний – 15–19 лет) занимает особое место в развитии и становлении человека: он представляет собой период биологической и психологической перестройки организма, адаптации к новой социальной среда [36, с. 69]. Активные гормональные процессы, происходящие в организме подростка, оказывают большое влияние на его сексуальное и эмоциональное поведение. Осознание этого обстоятельства очень важно для понимания особенностей подростков. Психологической особенностью подросткового возраста является зависимость подростка от большого количества макросоциальных факторов (общество в целом и его культура) и микросоциальных факторов среды (семья, школа, окружающая среда). Этот период характеризуется стремлением к быстрому познанию мира взрослых, стремлением мыслить по-взрослому, отходом от родительских установок и ценностей в соответствии со своей собственной структурой личности. Социальное развитие подростка заключается в понимании роли человека в обществе и способов выполнения этой роли, в восприятии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в здравоохранении. Здоровье подростков следует рассматривать в контексте особой важности этого периода для всей последующей жизни человека. Подростки являются трудовым и демографическим ресурсом страны. В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, связанные с процессом полового созревания, которые играют центральную роль в развитии личности подростка и очень тесно связаны с формированием чувства самооценки и индивидуальной идентичности. Опыт сексуального влечения в этом возрасте чрезвычайно интенсивен, а сексуальная активность явно экспериментальна; происходит процесс понимания собственных телесных функций, воспроизведения множества вариантов взаимодействия со сверстниками и противоположным полом. Исследования последних десятилетий подтверждают постоянно растущую сексуальную свободу девочек-подростков.
Глава 2. Организация социально-педагогической профилактики раннего материнства в условиях гуо «средняя школа №8» г. Жлобин
2.1 Диагностический анализ социальной работы по профилактике раннего материнства
В начале мы провели диагностику отношения старшеклассников к проблеме ранних родителей и раннего материнства. С целью изучения отношения респондентов к проблеме раннего материнства было проведено анкетирование среди школьников 10-х классов в возрасте от 15 до 16 лет. Базой исследования стало ГУО «Средняя школа №8 г. Жлобина». Общее число респондентов составляет 30 человек (15 юношей и 15 девушек). Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60-70%. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования. Физкультурное воспитание детей старшего школьного возраста должно быть направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию, на формирование гражданской зрелости по отношению к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни. Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа. В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юношеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования. Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы.
Заключение
С каждым годом проблема ранних половых связей становится все актуальнее, так как девочки-подростки все раньше вступают в сексуальные отношения с противоположным полом. Раннее материнство ведет к социальной изоляции юных матерей, прерыванию их образования. Рождение ребенка нарушает жизненные планы, не позволяя учиться. По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Материнство изучается в рамках различных наук: история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология, психология. Любая наука изучает и устанавливает материнство в соответствии со своими целями и задачами. Интерес к всестороннему изучению материнства возник сравнительно недавно. Но сегодня нет единого определения «материнства». Проблема нежелательной беременности и высокого риска ИППП / ВИЧ-инфекции у девочек-подростков тесно связана с вопросами сексуального, гигиенического и нравственного воспитания в семье и уровнем знаний о репродуктивном здоровье, профилактике ИППП и абортов. Социокультурные характеристики современного общества в начале XXI века и высокая распространенность семейных бедствий не позволяют полагаться на позитивное влияние семьи в социальном масштабе. Уличная реклама, табак и алкоголь, наркотики, коммерческий секс, жестокость, насилие и праздная жизнь в СМИ не контролируются. На этом фоне данные, полученные большинством исследователей о вредных привычках современных подростков, крайне тревожны. Вредные привычки выявляются у 77–87% девочек 13–18 лет, в том числе 65–78% из них употребляют алкоголь, 35–46% курят, 10–15% имеют опыт употребления наркотиков. Молодые женщины характеризуются недостаточной самооценкой, повышенной эмоциональностью, потребностью в любви, желанием любить противоположный пол, что способствует частой смене половых партнеров и часто приводит к беременности и раннему материнству.
1. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by.
2. Бадинтер, Э. Любовь в дополнение: История материнской любви (18-20 века) / Э. Бадинтер. – М., 1990. – 304 с.
3. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт : матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов в рамках Недели науки на фак-те правового и социально-педагогического образования ПГГПУ (25–28 апреля 2016 г., г. Пермь, Россия) : в 2 т. / отв. за вып. Л. А. Метлякова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – Т. 2. – 230 с.
4. Беременность и роды у первородящих женщин старшего возраста. – М.: Пр. – 1975. – 80 с.
5. Бестужев-Лада, И. Ступени к семейному счастью. // Семья и школа. – 1996. – №3. – С. 30-33.
6. Борисов, В.А. Демографическая теория и эффективность демографической политики в области рождаемости / В.А. Борисов. – М. : Мир, 2004. – 160 с.
7. Брутман, В.И., Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих детей / В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.И. Еникопов // Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С. 31-36.
8. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для ВУЗов / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова. – М.: Академия, 2002. – 50 с.
9. Винникот, Д.В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот. – М.: «Класс», 1994. – 60 с.
10. Воспитание в сотворчестве (активные методы в воспитательной работе с учащейся молодежью) : сборник научных статей / под ред. В.В. Познякова. – Минск : РИВШ, 2008. – 204 с.
11. Грушенко, П.Р. Материнство и супружество несовершеннолетних женщин / П.Р. Грушенко // Социс. – 2002. – № 11. – С. 36–41.
12. Гурко, Т.А. Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2002. – № 11. – С. 83-91.
13. Девятых, С.Ю. Российские дискуссии о половом воспитании / С.Ю. Девятых // Социальное воспитание. – 2015. –№ 9. – С. 29–33.
14. Дети и молодежь Республики Беларусь : статистический сборник. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 232 с.
15. Дорохина, С.П. Психолого-педагогические аспекты юного материнства и основные направления профилактики подростковой беременности / С.П. Дорохина // Вестник ИрГТУ. – 2006. – №4 (28). – С. 155-157.
16. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / А.С. Дудкин ; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза : ПГПУ, 2011. – 39 с.
17. Ермак, В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении / В.И. Ермак, Т.В. Тратинко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: elib.bsu.by/bitstream
18. Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» 30 июня 2017 г. № 33-З. – 41 с.
19. Закон Республики Беларусь О правах ребенка 2570-XII от 19.11.1993 г. – 13 c.
20. Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 №363-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О здравоохранении» – 17 с.
21. Здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков / Деятельность ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.who.int/maternal_child_adolescent/about/ru/.
22. Зис, Ю.В. Профилактика ранней беременности в условиях вечерней школы / Ю.В. Зис // Соц. педагогика: проблемы, тенденции, перспективы развития : сб. публикаций / под общ. ред. М.В. Мясоедова, А.В. Коротун. – Екатеринбург, УрГПУ, 2011. – C. 181–186.
23. Камалтдинова, Т.И. К вопросу о профилактике ранней беременности у старших подростков / Т.И. Камалтдинова // Соц. педагогика: проблемы, тенденции, перспективы развития : сб. публикаций / под общ. ред. М.В. Мясоедова, А.В. Коротун. – Екатеринбург, УрГПУ, 2011. – C. 73–80.
24. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры : книга для учителя / С.В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1991. – 143 с.
25. Кодекс Республики Беларусь о Браке и Семье 278-З от 9.07.1999 г. – 42 с.
26. Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З // Эталон – Беларусь [Электрон. ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9900278.
27. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с
28. Коробатов, Я. Евгений Кащенко: Уроки полового воспитания в школе? Боже упаси! / Я. Коробатов // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. ural.kp.ru/daily/26321/3202098/. 2014. –
29. Многоиндикаторное кластерное обследование по оценке положения детей и женщин. Предварительный отчет: февраль 2013г. [Электрон. ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2013. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/households/mics/results.pdf.
30. Можейко, Л.Ф. Медицинские и социальные аспекты подростковой беременности / Л.Ф. Можейко // Медицинский журнал. – 2011 – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bsmu.by/files/mj/4-2011/21.pdf. – Дата доступа: 19.03.2019.
31. Нарицын, Н. Ранняя беременность / Н. Нарицын // 9 месяцев. – 2010. – №9. – С. 9-11.
32. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
33. Новикова, Г.А. Социальные аспекты подростковой беременности / Г.А. Новикова // СИСП. – 2013. – № 9 (29). – С. 36.
34. О демографической безопасности Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=42&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjkgPrrjNnTAhVCnRQKHV6ODIg4KBAWCCUwAQ&url=http%3A%2F%2Fwww.brsu.by%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fovr%2Fdocs%2Fzakon_respubliki_belarus_o_demograficheskoy_bezopasnosti_respubliki_belarus.doc&usg=AFQjCNFl1Muax6QuBeKDJ7GhpVAo-F1Sjg.
35. Об утверждении Государственной программы "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200. – 376 с.
36. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2004. – 480 с.
37. Орлевская, М. Я хочу ребёнка. // Cчастливые родители. – 2004. – №3. – С. 76-78.
38. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы : конспект лекций / И.В. Пантюк. – Минск : БГУ, 2013. – 246 с.
39. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///G:/все/12а%20Социальная%20работа/1704-45%20профилактика%20раннего%20материнства/document.pdf.
40. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2020 годы. – Минск: 2005. – 124 c.
41. Проект «Маленькая мама». Дом Милосердия в Минске. [Электрон. ресурс] / Официальный портал Белоруской Православной Церкви. Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0089.html.
42. Путинцева, Е.Л. Малолетнее материнство в России: состояние и проблемы / Е.Л. Путинцева // Мониторинг. – 2011. – №2 (102). – С. 126-131.
43. Скутнева, С. В. Раннее материнство / С.В. Скутнеева // СОЦИС. – 2009. – № 7. – С. 114–118.
44. Социальная работа с молодежью : научно-практическое издание / С.В. Лапина, А.А. Жарикова, Г.Ф. Бедулина и др. – Минск : Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2015. – 149 с.
45. Спасюк, Е. Подростковый секс становится не исключением, а правилом / Е. Спасюк // Рэспубліка. – 2016. – 3 верасня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/society/2011/12/05/ic_articles_116_176061.
46. Тимошенко, Л.Н. Воспитание старшеклассниц / Л.Н. Тимошенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 220 с.
47. Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 296-З.
48. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
49. Фэнвик, Э. Настольная книга для родителей. Э. Фэнвик. – Л.,1995. – 150 с.
50. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
51. Щурко, Т. «Обязательное материнство»: репродуктивное тело женщины как объект государственного регулирования (на материале газеты «Советская Белоруссия») / Т. Щурко // Laboratorium. – 2012. – № 2. – С. 69-90.
52. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.