Приемы формирования выразительного чтения учащихся начальных классов
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Приемы формирования выразительного чтения учащихся начальных классов»
по дисциплине: «Методика русского языка и русской литературы»
2019
251.00 BYN
Приемы формирования выразительного чтения учащихся начальных классов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Методика русского языка и русской литературы
Работа защищена на оценку "9" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
Введение
Глава І. Речевая выразительность как основная часть культуры речи
1.1 Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению
1.2 Понятие выразительного чтения
1.3 Средства речевой выразительности
1.4 Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения
Глава II. Совершенствование выразительности речи младших школьников
2.1 Выявление уровня выразительности речи младших школьников
2.2 Формирование выразительности речи младших школьников
2.3 Эффективность опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой);
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.
Выразительное чтение – это воплощение литературно-художественного произведения звучащей речи. Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, то есть слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи.
Глава І. Речевая выразительность как основная часть культуры речи.
1.1Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку [13].
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия): правильность, беглость, осознанность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.
Беглость - это скорость чтения, обуславливающее понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту).
Осознанность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному [5].
Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация» [8].
1.2 Понятие выразительного чтения.
Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию: кого следует обучать выразительному чтению. Дореволюционные и некоторые советские методисты считали, что всех учащихся следует обучать только логическому («толковому») чтению, а эмоционально-образному лишь наиболее одаренных. В классе, как правило, читают несколько человек выразительно, большинство же читает невыразительно, и учитель с этим мирится. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, проанализируем, как современная наука трактует такие явления как способности, одаренность, талант, интуиция и темперамент.
Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся [23].
Признаки выразительного чтения:
1) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп [30].
1.3 Средства речевой выразительности.
В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Интонация и ее компоненты. Значение интонации в выразительной речи очень велико. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.
Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:
1)сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
2)направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
3)скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);
4)тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).
Ударение. Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение. Практически это достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.
От фразового надо отличать логическое ударение (правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение). Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение [3].
Логическое ударение очень важно в устной речи. Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе. В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста. Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.
Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логическое ударение. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова» [13] .
Правила расстановки логического ударения:
1.Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
2.Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
1.4 Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения.
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым [18].
1. Работа над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению – сложный процесс, которые пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.
2. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель, во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, он служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась непонятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.
Глава II. Совершенствование выразительности речи младших школьников.
2.1 Выявление уровня выразительности речи младших школьников.
Решение данной проблемы составило цели исследования:
1.выявить уровень выразительного чтения стихотворений младшими школьниками;
2.зафиксировать индивидуальные особенности чтения лирических произведений;
3.обработать полученные результаты констатирующего этапа.
Выявление уровня выразительности чтения стихотворений учащимися 3 класса на констатирующем этапе исследования было проведено по следующим параметрам.
1.Техника чтения: правильность произношения слов, правильность словесных ударений, темп чтения и четкость произношения.
2.Выразительность: правильность логических ударений, интонация, правильность постановки пауз, изменение темпа чтения.
Для выявления степени выразительности чтения учащихся работали над программным произведением А.А.Блока «Ветхая избушка».
1.Ученик сначала читал стихотворение про себя, готовясь к чтению вслух.
2.Чтение произведения учащимися выразительно.
3.Фиксация результатов в листе учета.
2.2 Формирование выразительности речи младших школьников.
Цель данного этапа: обучение младших школьников выразительному чтению художественных произведений. На этапе формирующего эксперимента сначала проводились упражнения на дыхание и на отработку дикции, затем проведена работа по выразительному чтению следующих произведений: С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…», «Береза», И.С.Никитин «Утро» (Приложение Б).
Процесс обучения выразительному чтению включал:
1.Тренировочные упражнения для развития дыхания и дикции.
2.Подготовка к восприятию текста.
3.Тщательный анализ произведения с выявлением изобразительно-выразительных средств языка.
4.Составление партитуры («нот») выразительного чтения.
5.Выразительное чтение учителем.
6.Использование произведений живописи.
7.Проверка первичного восприятия с помощью вопросов: «Какие чувства при чтении произведения возникли у вас? Что взволновало вас в этом стихотворении? Какие картины возникли в вашем воображении? Каким вы представили лирического героя?»
В соответствии с рекомендациями были разработаны и проведены уроки обучения выразительному чтению названных произведений в 3 ”В” классе. Например, работая над произведением С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…», мы обратили внимание детей на то, какое слово избрал поэт «покинул». Какими словами можно выразить эту мысль? Дети называли слова «уехал», «ушел», «расстался», «оставил». Почему поэт сказал именно так, «Я покинул родимый дом…?» «Уехал не по своей воле, надолго, наверняка долго не вернется». Дети почувствовали грусть, таску лирического героя. «Что покинул поэт?» «Родимый дом». «Давайте сравним слово «родимый» и «родной». Они похожи по смыслу? Какое слово вызывает большее сочувствие, сопереживание читателя?» «Родимый». «Значит, это слово – эпитет». После работы над стихотворением детям предлагалось составить устный рассказ на тему «Мои мысли и чувства после прочтения стихотворения». Полный анализ стихотворения представлен в приложении.
2.3 Эффективность опытно-экспериментальной работы.
Контрольный этап эксперимента, который проходил 07.05.2018г. показал определенную динамику развития выразительности чтения художественных произведений у учащихся 3 «В» класса. В качестве экспериментального стихотворения мы предложили стихотворение «Котенок» Е.А.Благининой.
Результаты контрольного среза оформлены в виде таблиц, содержащих показатели выразительного чтения.
Заключение.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Вопрос об обучении выразительному чтению лирических произведений младших школьников является актуальным, так как выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Художественное чтение — это искусство художественного слова. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение — это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности.
Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, мы сделали вывод о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию и совершенствованию речи учащихся в процессе чтения лирических стихотворений. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия техники чтения, подобрали упражнения для развития выразительности устной речи. Также представили методику организации этого процесса, разработали и привели уроки, занятия, упражнения по этой проблеме, проанализировала ведущие методы и приемы обучении выразительному чтению учащихся младших классов, их место и роль в процессе обучения выразительному чтению.
1. Аксенов, В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение, 2002. – С. 163.
2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика.- М., 2001. - С. 76-85.
3. Анисимов, В.М. Методика преподавания русского языка в начальных классах / В.М. Анисимов, К.Е. Андреева, Л.В. Сокорутова. – М., 2001 – С. 211- 225.
4. Астафьева, О.Е. Детская литература. Выразительное чтение / О.Е. Астафьева, А.Н. Денисова. - Мн., 2007. – 272 с.
5. Борисенко, И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского./ И. В. Борисенко // Начальная школа. – 1994. - №3 - С. 12-19.
6. Брызгунова, Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. / Е.А. Брызгунова. - М.: Просвещение, 2007. – 145с.
7. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Б.А. Буяльский. - Мн., 2006. – 245с.
8. Васильева, М.С Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах./ Васильева, М.С Оморокова М.И., Светловская Н.Н. – М.: Педагогика, 1998. – С. 16 – 55.
9. Воробьева, С.Н. Чтение 2 - 4 класс: Методические разработки уроков. / С.Н. Воробьева, Т.И. Кондратина. - Мн., 2000. – С. 211-215.
10. Джежжелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников./ О.В. Джежжелей // Начальная школа. – 1999 г. - №1. С. 24-36.
11. Завадская, Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе/ Т.Ф. Завадская. - М., 2000 – С. 144.
12. Заика, Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. / Е.В Заика. // Вопросы психологии. – 2004. – №5 – С. 44-54.
13. Зайдман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников. / И. Н. Зайдман // Начальная школа. – 2003. - №6 – С. 5-14.
14. Климанова, Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах. / Л. Климанова // Школа. - 2001. - № 18. – С. 11.
15. Ковалев, В.В. Психология детского возраста. / В.В. Ковалев. - Мн., 2004. – С.311-319.
16. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд. / Г.А. Ковалева. - М., 2004 . – С. 54-68
17. Козырева, А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения./ А.С. Козырева, В.И Яковлева // Начальная школа. – 2001. - №3. – С. 67-69.
18. Колосов, И.Т. Подготовка учащихся к выразительному чтению. / И. Т. Колосов. – Киев: 1999. – С. 24 – 33.
19. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учр-й. \ Т.С. Комарова. - Мн., 2003. – С. 267-279.
20. Крупская, Н.К. О воспитании в семье (избр. Статьи и речи) - М., 1998
21. Кубасова, О.В. Учим читать. Методические рекомендации. / Ассоциация XXI век. – Смоленск, 2002. – С. 32-46.
22. Куракина, К.В. Основы техники чтения в трудах К.С. Станиславского. / К.В. Кубасова. – Мн., 2001. – С. 65-78.
23. Ладыженская, Т.А. Речь. Речь. Книга для учителя./ Т. А. Ладыженская – М.: «Педагогика», 2000. – С. 96 – 137.
24. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: - Академия, 2000 – С.164 – 277.
25. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников:пособие для учителя. М.:Просвещение, 1999. - С. 76.
26. Львов, С.Н. Словарь-справочник по методике русского языка: пособие для студ.пед.вузов. / С.Н. Львов . - Мн., 2000. – С. 70-79
27. Маёрова, К.В. Выразительное чтение. / К.В. Маёрова - Мн., 2003. – С. 102-124.
28. Мельникова, И.И. Развитие речи дети 7 - 10 лет. / И.И. Мельникова. - Ярославль, 2002. – С. 88-92.
29. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/под ред. Т.Г. Рализаевой. – Мн., 2003. – С. 89-91.
30. Ни, Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. - 1999. - № 5. С.59-63.
31. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы./ Л.В. Никитина// Начальная школа. – 2001. - №5.–С.99-101.
32. Новоторцева ,Н. В. Развитие речи детей. / Н. В Новоторцева. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1999. – С. 48 – 77.
33. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова, – М.: - «Вентана-Граф», 1999 – С.160 -196 .
34. Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно. - Мн., 2001. – С. 147-156.
35. Перова, Г. М. О достижении воспитательных целей чтения./ Г. М Перова. // Начальная школа. – 2002. - №3 – С. 16 –21.
36. Реан, А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - С - Пб, 2000. – С. 187-199.
37. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. / Н.Н. Свтловская.– М., «Просвещение», 1999. – С. 26.
38. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н Светловская // Начальная школа. - 2005. - №2. – С. 22.
39. Светловская, Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование./ Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика,1999. – С.19 – 22.
40. Соловейчик, М.С. К тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей./ М.С. Соловейчик // Начальная школа. 1994. - №8 – С.22-26.
41. Федоренко, И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. / И.Т. Федоренко.– Киев: 2001. – С.348 – 357.
42. Фролова, В.Д. Развитие интереса к чтению./ В.Д. Фролова // Начальная школа. –1999 - №7 – С. 24 - 25.
43. Шигина, С.Ю. Говорим и читаем выразительно / С.Ю. Шагина. - Владикавказ, 2002. – С. 19-21.
44. Эльконин, Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М., 2004. – С. 46-48.
45. Юшкова, Л.М. Совершенствование техники чтения./ Л. М. Юшкова // Начальная школа. – 2002 - №5 – С. 15-17.
46. Яковлева, В.И. пути совершенствования уроков чтения./В.И. Яковлева // Начальная школа. – 1996г. - № 6 – С. 12- 16.
47. Яшина, Н.П. Учить детей трудно, но интересно./Н.П. Яшкина // Начальная школа. –2001 - №6 – С. 24 - 46.
48. Вебер, Ю.Р. Методика работы над выразительными средствами языка на уроках литературного чтения / Ю.Р. Вебер. – Молодая наука-2012. Региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области: материалы конференции / под ред. А.В.Бирюкова – Могилев: УО “МГУ им. А.А.Кулешова”, 2012. – С. 164-165.
Работа защищена на оценку "9" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты