Роль семейных ценностей в развитии информационного общества
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Диплом
на тему: «Роль семейных ценностей в развитии информационного общества»
по дисциплине: «Культурология»
2019
251.00 BYN
Роль семейных ценностей в развитии информационного общества
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Культурология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
Введение
Глава 1 Семья в системе общественных отношений
1.1. Обзор литературы по теме исследования
1.2. Основные этапы формирования и развития семьи
1.3. Общественные функции семьи
Глава 2 Семейные ценности и развитие общественной морали
2.1 Понятие моральных и семейных ценностей
2.2. Семейные ценности в системе общественной морали
глава 3 семейные отношения в культуре современного информационного общества
3.1 Специфика культуры информационного общества
3.2. Семья и семейные ценности в информационном обществе
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность темы исследования. Семья, как основа социализации человека, может быть отнесена к категории вечных ценностей, что обосновывает актуальность изучения этого феномена относительно всех периодов его исторической эволюции.
Все люди рано или поздно приходят к пониманию того, что главная ценность в жизни человека – это семья. Давно человечеством выведена простая и понятная всем формула счастья: если хочется идти на работу, а потом возвращаться домой, в семью – человек счастлив. Когда такие чувства испытывает большинство граждан – это значит, что они живут в сильном и благополучном государстве, которое в состоянии обеспечить их работой, охраняет нравственность, поддерживает традиции, заботится о семье, как самом главном социальном институте.
Семья создает человеческое общество, определяет его будущее. В отличие от других социальных институтов семья первична по отношению к государству и определят его социальные и духовные основы. Семья – это единственный социальный институт, который обладает функцией воспроизводства населения и включения новых поколений в социальную жизнь. Именно семья осуществляет рождение, воспитание и социализацию новых членов общества.
Для каждого человека семья всегда была смыслом его существования, интересы семьи определяли нравственные и материальные устремления личности. Семья всегда была смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Семья – колыбель и хранительница нравственности.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Общество испытывает повышенную потребность в прогнозировании путей развития семьи. В условиях обострения социальных проблем, со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи, в том числе связанные с моральными и нравственными устоями.
Глава 1 Семья в системе общественных отношений.
1.1. Обзор литературы по теме исследования.
Изучение такого социального института как семья началось еще в глубокой древности. На протяжении всего периода изучения данного феномена и до сегодняшнего дня ученые не пришли к однозначной оценке семейных ценностей и характеристик. Это связано с тем, что семейный институт претерпевает постоянные изменения, которые связаны с преобразованиями в общественной и экономической жизни. Неоспоримым остается лишь тот факт, что семья является основой любого общественного строя и имеет наибольшую значительность в воспитании и формировании здорового общества.
Самое широкое и точное определение понятию «семья» дал исследователь Н.Я. Соловьев. По его определению, семья - это «небольшая социальная группа общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на брачном союзе и родстве, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другие родственники живут вместе и ведут совместное хозяйство» [54, с. 31]. Основу семьи составляют супруги, между которыми создаются определенные отношения.
Другой ученый-психолог Л.Д. Шнейдер отмечает, что семейные отношения являются «сложной психической реальностью, включающей как мифологический, так и современный уровни сознания, а также индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основы» [63, с. 93].
В настоящее время изучению современной семьи уделяется довольно много внимания, как в нашей стране, так и за рубежом. Поэтому в психологии существуют разные точки зрения на феномен современной семьи.
1.2. Основные этапы формирования и развития семьи.
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме [2, с. 32].
В древнем обществе существовало два основных типа семьи. Малая семья, состоявшая из супругов и их детей, еще не вступивших в брак. Она жила в отдельном небольшом жилище, вела свое хозяйство.
Также была большая семья, или «род». Эта семья включала несколько поколений: родителей, их сыновей с женами и внуками. Большая семья была экзогамна: браки между ее членами, даже троюродными братьями и сестрами, были запрещены. Члены большой семьи обязательно жили под одной кровлей. Малая семья выделялась из состава большой.
Большие семьи преобладали там, где происходило освоение лесных территорий, которые можно было обработать только большими коллективами. Поэтому коллективный труд, кооперация трудовой деятельности уходят своими корнями в большие семьи.
Большие и малые семьи, жившие в одном или нескольких селениях, объединялись в общины. На ранней стадии своего развития община, в лице старейших ее представителей, обладала очень большой властью по отношению к семьям, входившим в её состав.
В белорусском обществе, в котором в прошлом доминировали земледельцы, брак рассматривался как главное условие благонадежности и порядочности человека, его материального благополучия и общественной значимости [4, с. 12].
1.3. Общественные функции семьи.
Ни одно человеческое общество не может существовать, если в нем не решены такие вопросы как непрерывное воспроизводство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, воспитание и социализация подрастающих поколений.
Первоначально эти вопросы решались как обязательства близких родственников друг перед другом и передавались от поколения к поколению через традиции и обычаи. Вне семьи их просто не могло быть. Отказ от выполнения этих обязательств жестоко преследовался, потому что таил опасность социальной дезорганизации и разрушение существующего социума [8, с. 27].
Общества и государства, имеющие перспективу развития, всегда стремились укрепить институт семьи. Для этого использовались как методы нравственно-духовного воспитания, так и методы морального, правового и экономического принуждения.
Следует отметить разнообразие семейных функций, выделяемых учеными. Каждый исследователь предлагает свою классификацию. Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, выделяя следующие основные функции семьи:
воспитательная функция направлена на удовлетворение потребностей человека в воспитании детей;
функция ведения домашнего хозяйства (хозяйственно-бытовая) предполагает выделение совместного бюджета, поддержание жизни;
эмоциональная функция имеет направленность на формирование теплой семейной атмосферы, взаимоуважения, доверия и понимания каждого члена семьи независимо от его возраста;
первичный социальный контроль направлен на выполнение социальных норм и требований;
духовное общение направлено на развитие нравственных качеств личности, духовное совершенствование, организацию семейного досуга;
сексуально-эротическая функция направлена на удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи [26, с. 324].
Глава 2 Семейные ценности и развитие общественной морали.
2.1 Понятие моральных и семейных ценностей.
Для разрешения многих проблем современности проблема понимания нравственности и духовности, их взаимодействия настолько значительна, что ее решение могло бы направить нашу жизнь в сторону прекрасных преобразовательных процессов во всех областях. Современный мир стал прагматичным, в силу этого он потерял духовные ориентиры, исказил истинные ценности, предал забвению основные нравственные принципы. Н.А. Бердяев еще в начале XX в. писал о том, что все «в современном мире находится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но также и культурного, но и духовного кризиса, все стало проблематическим» [2, с. 56]. Проблемы нравственности являются актуальным вопросом в современном обществе. Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства.
Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, когда безнравственность стала нормой жизни для «сильных мира сего» и насаждается в качестве некой модели нормального состояния личности в современном обществе.
Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке, став синонимом понятия «мораль». Зачастую понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются. Но это неверно. Мораль − это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения. Нравственность же − это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе. Нравственность − философское понятие. Это внутренняя оценка человеком норм поведения с точки зрения добра. Нравственное − это то, что является основой гуманности, а безнравственное − недопустимое, этически безобразное и недостойное нравственного человека.
2.2. Семейные ценности в системе общественной морали.
Исследование нравственности и общественной морали занимает важное место в современной науке. Даная проблема нашла свое отражение в психоаналитическом, гуманистическом, когнитивном и бихевиоральном подходах. Центральное место в исследованиях, посвященных морали и нравственности, занимает теория Л. Кольберга [69], считавшего моральные нормы основным регулятором человеческих отношений. В отечественной психологии представления о морали и нравственности условно, можно разделить на три периода. Первый, охватывает исторически дореволюционный период, когда понятия морали и нравственности связываются с другими философскими категориями, а также находятся во взаимодействие с религией. Второй, охватывает советский период, когда наука находилась под идеологическим влиянием. В этот период понятия морали и нравственности рассматривались с позиции социалистического воспитания и общественных ценностей. Третий период – постсоветский, период который отличается возросшим интересом к категориям морали и нравственности, переосмыслением накопленных знаний, в том числе в семейных отношениях и семейном воспитании.
В широком социальном смысле воспитание понимается как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Опыт – это известные людям знания, умения, способы мышления, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни» [3, с. 115].
Глава 3 Семейные отношения в культуре современного информационного общества.
3.1 Специфика культуры информационного общества.
XXI принято называть «эрой информационных технологий», в которой совершается колоссальный вклад в разработку методов ведения, а также борьбы с информационной войной, в условиях которой информационная безопасность стала чуть ли не панацеей при решении проблем информационного общества. Понятие же современного информационного общества эквивалентно понятию «постиндустриальное общество», учитывая рост политической, социальной и военной значимости информационного противоборства государств, а также огромных вложений в научно-исследовательские центры [4].
А ряд постиндустриальных государств уделяют колоссальное значение развитию науки, техники и информационной безопасности своей страны, прекрасно осознавая значимость воздействия СМИ на массовое сознание как на региональном, так и на международном уровнях. Так, например, США по сей день сохраняют одно из лидирующих мест и в мировой экономике, и в области разработок медиатехнологий за счет наличия лучших институтов изучения информационной войны и т.д. В свою очередь, Япония во многом благодаря огромному вкладу в науку и в развитие технологий стала одним из мировых экономических лидеров и продолжает удерживать свое влияние.
Еще в XX в. Д. Беллом в труде «Грядущее постиндустриальное общество» [8] были проанализированы особенности развития индустриальных и постиндустриальных обществ, в результате чего он выявил отличительную особенность НИОКР США, которая заключалась во вкладе большей части средств государственного бюджета, предоставляемых федеральным правительством, без которых развитие индустрии шло бы гораздо медленнее [8, с. 506]. Касательно XXI в.: ведущими государствами огромное внимание уделяется защите информационного пространства своего государства.
3.2. Семья и семейные ценности в информационном обществе.
Очевидно, что семья считается важнейшей частью общества и главной ее ценностью и остается таковой на всем протяжении человеческой истории, несмотря на объективную тенденцию современности к индивидуализму среди молодежи. Современное общество характеризуется сложными процессами изменений образцов брачно-семейных отношений, структуры и содержания семейных ценностей. В новом обществе идет становление новых образцов семейно-брачных отношений, формируются новые ценностные ориентации в отношении форм семейного поведения, идентификации семьи в обществе, статуса молодой семьи. Эти процессы характерны для большинства современных обществ. В Беларуси достаточно традиционно ценностное отношение общества к семье, разделяется оно и молодежью.
Молодежью в Республике Беларусь принято считать людей в возрасте от 14 до 31 года. Она играет главную роль в пополнении и обновлении социально-демографической структуры общества, т.к. эта категория находится в своем репродуктивном возрасте. По данным статистики на 2017 г. численность молодежи в Республике составляет 2 239 тыс. чел., это примерно четверть от всего населения.
Белорусская молодежь в большинстве своем дает высокую оценку таким общечеловеческим ценностям как семья, любовь, дети. Многие настроены на создание семьи, рождение детей, причем молодые девушки чуть более активны и последовательны в этом вопросе, чем молодые мужчины [1].
За последние годы у молодежи Республики Беларусь четко обозначились основные тенденции в сфере семейных и брачных отношений. Во-первых, длительные отношения до брака. Это подтверждается данными статистики, которая показывает, что увеличивается возраст вступления в первый брак. Средний возраст мужчины в Республике Беларусь, вступившего в первый брак, составляет 26,6, средний возраст женщины 24,5. Во-вторых, растет число повторных браков. У многих молодых людей перед вступлением в новые брачные отношения уже был брак, а то и не один. Число мужчин, решившихся повторно вступить в брак, возросло до 4 593, а число женщин до 7 169. Мужчины же в возрасте до 30 лет вступают в повторный брак почти в два раза реже, чем женщины соответствующего возраста. Такую ситуацию можно объяснить тем, что мужчины больше предпочитают находиться в незарегистрированных отношениях, тем более, если уже присутствовал негативный опыт заключения брака. В-третьих, увеличение числа разводов. Общий коэффициент разводимости в молодежной среде в 2017 г. равен 4,1, в 2010 г. он был равен 3,9, можно сделать вывод, что число разводов хоть и не намного, но увеличивается, но в принципе находится на относительно стабильном уровне. В-четвертых, снижение рождаемости.
Заключение.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В своем историческом развитии семья прошла ряд взаимосвязанных этапов. В древнем обществе существовало два основных типа семьи – малая семья (семья в современном понимании) и род (большая семья). Семья всегда была одной из традиционных основных ценностей православия.
Семья является важнейшим институтом общества, который исследовался и продолжает исследоваться на протяжении всей истории своего существования. В настоящее время в связи с экономическими и социальными преобразованиями семья также претерпевает значительные изменения. Однако во все времена хорошая семья – важнейшая предпосылка для воспитания и развития полноценного ребенка.
К основным функциям семьи относятся следующие: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного культурного наследия; стабилизирование социальной структуры с помощью своих детей определенным социальным положением.
2. Моральные ценности – ценности, отражающие представления о назначении человека, являются фундаментальными основаниями общественного сознания и, следовательно, формируют самые устойчивые, истинные, глубинные стимулы человеческой деятельности. Одной из главных ценностей является семья. Семейные ценности – ценности, которые являются значимыми в семейном воспитании. В белорусском обществе это уважение к родителям, своим предкам, соблюдение нравственных норм, рождение и воспитание детей.
3. На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и потому не могут быть преодолены самостоятельно. По мере развития социальной жизни в начале ХХ столетия, серьезной трансформации подверглись семейные ценности, и семья перестала быть основным способом включения молодого поколения в культурную традицию.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1996. – 224с.
2. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by.
3. Акутина, С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление и классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.П. Акутина. – Нижний Новгород, 2003. –24 с.
4. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
5. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993. – 175 с.
6. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
7. Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – №7. – С. 32–38.
8. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М. : Academia, 2004. – 944 с.
9. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр, пер. О.А. Печенкина. – Тула, 2013. – 220 с.
10. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. − 2005. − № 4. – С. 29–36.
11. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. – Калининград, 1979. – С. 88-94.
12. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под. ред. профессора К.В.Гавриловец. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
13. Гамезо, М.В. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова. – М.: Питер, 1995. – 248 с.
14. Гамзатова, А.Г. Политический конфликт в информационном обществе и информационная война / А.Г. Гамзатова // Конфликтология. – 2016. – Т. 1. – С. 279-284.
15. Гусейнов, А.А. Мораль: разнообразие понятий и смыслов / А.А. Гусейнов. – М. : Логос, 2014. – 246 с.
16. Дети и молодежь Республики Беларусь: статистический сборник / под ред. Е.М. Палковской, И.С. Шестаковой и др. – Минск, 2016. – 290 с.
17. Дети из алкогольных семей / авт-сост. Е.Ф. Коваль. – Гродненский район: Гродненский районный СПЦ, 2009. – 18 с.
18. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф, Дивицына. – М.: изд-во Владос-Пресс, 2007. – 361 с.
19. Добрович, А. Милые бранятся…/ А. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
20. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружини. – СПб.: Питер, 2008. – 104 с.
21. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О.А.Павловская [и др.]; под ред. О.А.Павловской; Нац.акад.наук Беларуси, Ин-т философии. – Минск: Беларус.навука, 2011. – 451 с.
22. Ермак, В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении / В.И. Ермак, Т.В. Тратинко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: elib.bsu.by/bitstream.
23. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 1980. – №4. – С. 90-99.
24. Захарчук, Л.А. Педагогический потенциал белорусской этнокультуры в контексте нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи / Л.А. Захарчук // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 146–150.
25. Ивашкина, Н.А. Народные традиции патриотического воспитания подрастающего поколения / Н.А. Ивашкина // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (6 апреля 2006 г.). – М. : МПГУ, 2006. – С. 162-165.
26. Информационное оружие супердержавы: Кибервойна «управляемые кризисы» // Военно-политическое обозрение. – 2012. – 4 мая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.belvpo.сom/10497.html.
27. К сердцу ребенка через мир понимания: социально-психологическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем» / авт.-сост. С.Г. Кажарская. – Мозырь : Содействие, 2007. – 48 с.
28. Каравай, Т.В. Ментальные характеристики белорусов как основа культурной идентичности / Т.В. Каравай // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2016. – № 1 (25). – С. 27-32.
29. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А.В. Кирьякова. – Оренбург, 1996. – 160 с.
30. Ковалевич, М.С. Народные традиции в развитии семейно-бытовой культуры детей : пособие / М. С. Ковалевич, И.А. Швед ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2013. – 100 с.
31. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов- психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск :Зорны Верасень, 2010. – 271 с.
32. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
33. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
34. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 1968. – 235 с.
35. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 1986, – 144 с.
36. Лисичкин, В.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. / В.А. Лисичкин. - М. : Институт социально-политических исследований АСН, 2000. – 220 с.
37. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
38. Маслов, Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания / Н.В. Маслов. – М. : Самшит-издат, 2006. - 310 с.
39. Минова, М. Е. Сущность, структура и функции нравственных ценностей и ценностных ориентаций подростков / М.Е. Минова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 14 З-41 рэдкал. : А. П. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.] ; ДУА «Акад. паслядыплом. адукацыі». – Мінск : АПА, 2016. – 562 с.
40. Мороз, С.К. Модель психологической помощи детям в социально опасном положении в учреждениях дошкольного образования / С.К. Мороз. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by.
41. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 132 с.
42. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 376 с.
43. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
44. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. – 2010. – №2-3. – С. 182-187.
45. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / Ф. А. Фурманов и др. – Минск : В.И.З.А.ГРУПП, 2010. – 156 с.
46. Петрова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков / А.А. Петрова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С. 37-39.
47. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
48. Поспелова, Н.С. Краткая характеристика семей группы риска по признаку социального сиротства / Н.С. Поспелова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2012. – № 3. – С. 13-24.
49. Почепцов, Г. Информационные войны / Г. Почепцов, под ред. С.Л.Удовика. – М. :Рефл-бук, 2000 – 556 с.
50. Реан, А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / А.А. Реан // Мир детства. –2002. –№ 2.
51. Семерикова, М.Г. Особенности формирования ценности семейного образа жизни в молодежной среде / М.Г. Семерикова // Проблемы управления. – 2011. – № 1. – С. 135–139.
52. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие / Е.Г. Силяева. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.
53. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
54. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 256 с.
55. Социальная работа с молодежью : научно-практическое издание / С.В.Лапина, А.А. Жарикова, Г.Ф. Бедулина и др. – Минск : Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2007. – 149 с.
56. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.] ; под ред. П. П.Украинец, С.В. Лапиной. – Минск :ТетраСистемс, 2007. – 286 с.
57. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
58. Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата / В.С. Торохтий. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 488 с.
59. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и Сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. – М. : ACT, 2003. – 620 с.
60. Федотова, Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии / Н.Ф. Федотова. – 1983. – №5. – С. 87-94.
61. Фурманов, И.А. Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье / И.А. Фурманов // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье : материалы междунар. науч.- практ. конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г. ;редкол. А.А. Туровец, Ж.И. Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель (и др.). – Минск : БГПУ, 2008. – С. 49–52.
62. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: «Просвещение», 1977. – 142 с.
63. Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с.
64. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
65. Эйдемиллер, Е.Г. Психология и психотерапия семьи / Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.
66. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 1994, – 382 с.
67. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе : словарь / под ред. А. Г. Козловой. – СПб. : Речь, 2007. – 331 с.
68. Haas, L. L. Sexual equality in the family: A study of role-sharing couples : Unpublished doctoral dissertation / L. L. Haas. – University of Wisconsin, 1977. – 420 р.
69. Kohlberg, L. Essays on Moral Development. Vol. I: The Philosophy of Moral Development / L. Kohlberg. – San Francisco, CA: Harper & Row, 1981. – 248 р.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты