Организация расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Организация расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения»
по дисциплине: «Правоведение»
2019
251.00 BYN
Организация расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
Введение
1 Развитие представлений об организации расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
2 Теоретические основы расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
2.1 Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
2.2 Типичные следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
2.3 Особенности планирования первоначального этапа расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
3 Прикладные аспекты расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
3.1 Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
3.2 Особенности проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной темы. Управление транспортным средством в состоянии опьянения представляет собой потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, как участвующих, так и не участвующих в дорожном движении, а также отношениям собственности, экологической безопасности и природной среде. Установление административной и уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, наступающей в зависимости от обстоятельств, указанных в законе, следует рассматривать как естественную и социально обусловленную реакцию государства на такое общественно опасное поведение в сфере дорожного движения. По результатам анализа статистических данных, материалов архивных уголовных дел, нормативных правовых актов, теоретических источников систематизированы обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании преступлений, предусмотренных статьей 317/1 УК Республики Беларусь; приведена их характеристика. Акцентировано внимание на отдельных элементах предмета доказывания, при установлении которых возникают трудности в правоприменительной практике. Цель исследования: проанализировать организацию расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть развитие представлений об организации расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения;
2) проанализировать теоретические основы расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения;
3) определить прикладные аспекты расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения.
1 Развитие представлений об организации расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
Анализ теории и практики расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачей управления транспортным средством такому лицу либо отказом от прохождения проверки (освидетельствования), показывает, что требуют комплексного исследования классификация и содержание обстоятельств, входящих в предмет доказывания при расследовании данной категории преступлений, их связь с основаниями к возбуждению уголовных дел и следственными ситуациями. Необходимость освещения указанного вопроса подтвердили и результаты опроса следователей: предмет доказывания при расследовании рассматриваемой категории уголовно наказуемых деяний вообще не разработан (6,25 % опрошенных); он требует уточнения своего содержания (78,13 %); обстоятельства, подлежащие установлению, изложенные в научной и методической литературе, в полной мере являются пригодными для практики (15,62 %). При освещении предмета доказывания при расследовании дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, логично придерживаться традиционного подхода: выделения этой категории в самостоятельный элемент структуры частной криминалистической методики. Сторонниками данной позиции являются В. Ф. Ермолович, И.М. Лузгин, Г.В. Фёдоров, С.Н. Чурилов, Н.П. Яблоков и другие. Анализ работ отдельных авторов показывает, что предмет доказывания при расследовании управления транспортным средством в состоянии опьянения обладает спецификой, которая обусловлена особенностями механизма рассматриваемого общественно опасного деяния. Однако изложенные обстоятельства, подлежащие установлению, рассмотрены вне зависимости от стадий уголовного процесса, что вызывает определенные сложности в правоприменительной практике. Обобщив различные взгляды ученых и основываясь на предложенном подходе к классификации, целесообразно констатировать, что в содержание предмета доказывания при расследовании управления транспортным средством в состоянии опьянения должны входить две группы обстоятельств.
1. Обстоятельства, установление которых обеспечивает принятие законного решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела:
1.1. Наличие признаков объективной стороны деяния, предусмотренного статьей 317/1 УК Республики Беларусь [1]. Объективная сторона преступления выражается в совершении одного из альтернативных деяний: управление транспортным средством в состоянии опьянения; передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния опьянения. В 317/1 УК Республики Беларусь состоянием опьянения признается состояние алкогольного опьянения или состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Порядок установления состояния опьянения у лица регламентирован Положением о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 года № 497 (далее – Положение № 497) [2].
2 Теоретические основы расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
2.1 Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
Дорожно-транспортным происшествием именуется событие, наступившее в результате нарушения правил дорожного движения с участием автомобильного транспорта либо городского электрического транспорта (общественного транспорта). Результатом совершения дорожно-транспортного происшествия является наступление какого-либо вредного последствия в виде имущественных потерь для владельца транспорта или иных лиц, либо причинения вреда здоровью участнику дорожного движения либо даже смерть кого-либо из участников дорожно-транспортного происшествия. Итак, как указано в научной литературе, «не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием административной и гражданско-правовой ответственности» [12, с. 31]. С точки зрения криминалистики дорожно-транспортные происшествия можно разделить на дорожно-транспортные преступления, наказуемые по УК Республики Беларусь, и дорожно-транспортные правонарушения, влекущие административную или гражданско-правовую ответственность. В криминалистике важно давать характеристику видов дорожно-транспортных происшествия.
Существует общепринятая классификация дорожно-транспортных происшествий по характеру происшествий. Она включает следующие виды:
Существует общепринятая классификация дорожно-транспортных происшествий по характеру происшествий. Она включает следующие виды:
1) столкновение. Это такое дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;
2) опрокидывание. Это такое дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство перевернулось набок или на крышу транспортного средства;
3) наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп и полуприцеп;
4) наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, масла, строительные материалы, ограждения и так далее);
5) наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и так далее);
6) наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство;
7) наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущиеся транспортные средства.
3 Прикладные аспекты расследования преступлений, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
3.1 Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанных с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения
С 2006 года в Республике Беларусь криминализировано одно из наиболее опасных нарушений правил дорожного движения – управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу (ст. 317/1 УК). Специфика возбуждения и расследования рассматриваемой категории уголовных дел заключается в том, что выявление указанных преступлений осуществляется, как правило, сотрудниками ГАИ, а возбуждение уголовного дела, его предварительное расследование и передача прокурору для направления в суд – следователями Следственного комитета Республики Беларусь. Таким образом, при обнаружении и документировании признаков преступления, предусмотренного статьей 317/1 УК, сотрудник ГАИ является лицом, производящим дознание (ст. 39 УПК) и его действия по сбору доказательств регламентируются не процессуально-исполнительным, а уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь. Стадия возбуждения уголовного дела имеет свои особенности применительно к дорожно-транспортным преступлениям. Для этой категории дел особенно важным является первоначальный этап сбора доказательств, поскольку материальные следы преступления способны быстро деформироваться или вовсе исчезать под влиянием противодействия участников происшествия, не заинтересованных в установлении подлинной картины произошедшего [24, с. 237]. Статья 166 УПК Республики Беларусь поводами для возбуждения уголовного дела указывает: 1) заявления граждан; 2) явка с повинной; 3) сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций; 4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации; 5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления. Из перечисленных поводов к возбуждению уголовного дела применительно к ДТП наиболее актуальными являются сообщение очевидца (заявления граждан) и рапорт сотрудника ГАИ об обнаружении признаков преступления (непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления). Реже встречаются другие поводы: явка с повинной. В заявлении или рапорте обычно уже содержатся первоначальные сведения о факте ДТП и его последствиях, поэтому, в принципе, с этого момента можно вести речь о наличии не только повода, но и основания для возбуждения уголовного дела. «В большинстве случаев, отмечает В. И. Зажицкий, – признаки преступления можно выявить путем анализа поступивших заявлений и сообщений о нем, а также приобщенных к ним материалов» [25, с. 31]. Вместе с тем, как правило, до возбуждения уголовного дела все же проводится проверка – фиксируются показания очевидцев, проводится осмотр места происшествия, который допускается до возбуждения уголовного дела. Цель проверки в таком случае – установить наличие признаков преступления или, напротив, их отсутствие.
Заключение
Существенный вред нормальному функционированию транспорта, одного из важнейших отраслей экономики Республики Беларусь, причиняют многочисленные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Серьезную озабоченность государственных органов и общественности вызывает проблема управления транспортными средствами нетрезвыми водителями.
Типичны следственные ситуации:
1) вина водителя в нарушении правил дорожного движения: нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, неправильный обгон, превышение допустимой скорости и т.д.;
2) неисправность дороги, отсутствие разметки, дорожной сигнализации;
3) техническая неисправность автомобиля (например, отказ тормозов, рулевого управления, других агрегатов);
4) грубая неосторожность потерпевшего;
5) случайное стечение обстоятельств;
6) инсценировка ДТП для сокрытия другого преступления.
Санкция части 1 статьи 18.16 КоАП Республики Беларуси за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, помимо наложения штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин предусматривает в обязательном порядке лишение права управления транспортными средствами сроком на три года.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Положение о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 14 апр. 2011 г., № 497 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Клинический протокол по диагностике алкогольного опьянения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 13 июля 2011 г., № 732 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Галахова, А. В. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений / под ред. А. В. Галаховой. – М.: «Новое Знание», 1990. – 156 с.
5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г., № 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 20 дек. 2006 г., № 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. Алауханов, Е. А. Криминология: Учебник. / Е. А. Алауханов. – Алматы: «Право», 2008. – 429 с.
9. Коняев, В. П. Борьба с управлением транспортным средством в состоянии опьянения: учеб. пособие / В. П. Коняев. – Ташкент: Ташкент. высш. шк. МВД СССР, 1986. – 55 с.
10. Бабаян, Э. А. Учебное пособие по наркологии / Э. А. Бабаян, М. И. Гонопольский. – М.: Медицина, 1981. – 304 с.
11. Калмыков, В. Т. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. / В. Т Калмыков, М. М. Бобровник. – Гродно: ГрГУ, 1997. – 176 с.
12. Домке, Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., стер. / Э. Р. Домке. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 572 с.
13. Шапкин, А. А. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений / А. А. Шапкин // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – №5(051). – С. 238-247.
14. Криминалистика / Под ред. М. В. Салтевского. – М.: Приор, 2005. – 582 с.
15. Батычко, В. Т. Уголовное право. Общая и особенная части: курс лекций / В. Т. Батычко. – М.: Норма, 2015. – 712 с.
16. Гурский, В. П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования / В. П. Гурский. – М., 2012. – 244 с.
17. Алексеева, Н. С, Максутова, И. X. Автотранспортные происшествия и их расследование / Н. С. Алексеева, И. Х. Максутова. – М., 2012. – 45 с.
18. Касынюк, В. И. Вопросы квалификации транспортных преступлений. / В. И. Касынюк, З. Г. Карцева. – Киев: «Проспект» , 1988. – 121 с.
19. Методика расследования автотранспортных происшествий: http://bargu.by/606-metodikarassledovaniya-dtp.html.
20. Козаченко, И. Я. Причинная связь в автотранспортных преступлениях в призме экспертных оценок. / И. Я. Козаченко, Е. А. Ишутин. – Тюмень: «Видение», 1991. – 67 с.
21. Белкин, Р. С. Криминалистика. Краткая энциклопедия / Р. С. Белкин. – М.: Норма, 1999. – 538 с.
22. Аверьянова, Т. В. Криминалистика: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин¸ Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россинская. – М.: НОРМА, 2014. – 712 с.
23. Жданов, В. Опыт расследования преступлений, совершенных по вине нетрезвых водителей / В. Жданов // Профессионал. – 2017. – № 4. – С. 8-10.
24. Шелихов, С. Г. Особенности возбуждения уголовного дела о дорожно-транспортном преступлении / С. Г. Шелихов // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. – №6. – 237 с.
25. Зажицкий, В. И. Соотношение доказывания в уголовном процессе и познания, осуществляемого в стадии возбуждения уголовного дела / В. И. Зажицкий // Российская юстиция. – 2010. – №7. – 31 с.
26. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
27. Даев, В. Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса / В. Г. Даев. – Л., 1982. – 11 с.
28. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях: постановление Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 10 марта 2010 г., № 55 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий: приказа Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 18 мая 1996 г., № 104 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30. Лукьянов, В. В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений / под ред. В. В. Лукьянова. – М.: «Новое Знание», 1979. – 178 с.
31. Макаренко, Л. А. Новая уголовная ответственность за автотранспортные преступления. / Л. А.Макаренко. – Тверь: «Аист», 1996. – 156 с.
32. О порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 апр. 2011 г., № 497: в ред. постановления от 26.02.2016 г., № 158 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
33. Эминов, В. Е. Предупреждение автотранспортных преступлений. Криминологические и уголовно-правовые проблемы. / В. Е. Эминов. – М.: «Юрист», 1990. – 213 с.
34. Шейфер, С. А. Следственные действия: основания, процессуальный порядок и доказательственное значение / С. А. Шейфер. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – 225 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты