Восточная и Западная типы культур: сравнительный анализ
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Диплом
на тему: «Восточная и Западная типы культур: сравнительный анализ»
по дисциплине: «Культурология»
2019
251.00 BYN
Восточная и Западная типы культур: сравнительный анализ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Культурология
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Поделиться
Введение.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме и степень разработанности проблемы.
Глава 2. Восточный тип культуры.
2.1. Формирование Восточного типа культуры и её особенности.
2.2. Развитие Восточного типа культуры на примере Китая, Индии и Японии.
Глава 3. Западный тип культуры.
3.1. Формирование Западного типа культуры и её особенности.
3.2. История развития культуры в Соединенных Штатах Америки.
Глава 4. Сравнительный анализ восточного и западного типов культуры.
4.1. Сравнительный анализ.
4.2. Современное состояние Восточной культуры.
4.3. Современное состояние Западной культуры.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
Актуальность темы заключается в том, что Восток и Запад – это два флагмана современной культуры, ценности которых формируют представления современных и будущих представлений о мире. Изучение этих типов культуры дает возможность получить ценный материал. Ведь сегодня, как никогда, понимание иных культур, их основы и корней, является залогом мирного и равномерного существования многих народов и наций.
«Запад» подразумевает европейскую и американскую культуру, «Восток» — страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.
На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме и степень разработанности проблемы.
Тема исследования Восточного и Западного типа культур привлекает к себе множество различных исследователей. Политологи, историки, искусствоведы, культурологи – все эти науки так или иначе сталкиваются с этой темой, поэтому можно сказать, что эта тема имеет междисциплинарный характер.
Большой пласт для изучения культуры составляют исторические труды, такие как труд А.Я. Гуревича – «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства», помимо этого, он занимается также и изучением именно культурных аспектов цивилизаций, что отражено в книге «Культурология». В.И. Кузищина и её работа, где можно подчеркнуть те или иные сведения о истории Востока – «История древнего Востока». А.Н. Марковой – «История мировой культуры», где отражено множество основополагающих фактов, которые помогают анализировать культуру. В.Ф. Сёменова и её работа – «История средних веков», дает наиболее полную характеристику тем культурным процессам, которые происходили в средние века. Работа К. Ясперса – «Смысл и назначение истории», помогают провести анализ не только с исторической точки зрения, но и из философской. Все эти работы помогают проанализировать историческую составляющую вопроса, на всей истории развития того или иного государства и культуры в целом. История развития Европейского региона можно проследить в работе Л. Кертмана – «История культуры стран Европы и Америки».
Работы культурологов, многие из которых составляют государственные учебники для современных вузов Беларуси и России также являются большой Источниковой базой. Отдельно можно отметить таких авторов как: З.Б. Юлдашбаева и её работу «Культурология», которая переиздается и дополняется каждый 5 лет. Е.А. Тетерина – «Культурология», Л.Д. Столяренко – его конспект лекций очень качественно дает представление о многих культурных аспектов каждой из цивилизаций.
Глава 2. Восточный тип культуры.
2.1. Формирование Восточного типа культуры и её особенности.
История культуры начинается на Востоке. На этой территории зарождаются первые очаги мировых цивилизаций. Известный культуролог – Карл Теодор Ясперс, считает, что первые древние культуры возникли в 3-х областях земли:
1. Шумеро-Вавилонская, эгейская и египетская культура – в VI веке до новой эры;
2. доарийская культура долины Инда III тысячелетия до новой эры;
3. архаическая культура Китая II тысячелетия до новой эры [43, с. 112].
Таким образом, можно сделать вывод, что Восточный тип культуры охватывает огромный период формирования и становления.
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.
Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.
2.2. Развитие Восточного типа культуры на примере Китая, Индии и Японии.
Чтобы лучше понимать восточную культуру, стоит рассмотреть основные страны, которые являлись её носителем. Самыми ярко выраженные черты можно наблюдать в Японии, Индии и Китае. Эти государства имеют богатую историю и долгий путь формирования собственных, индивидуальных и необычных культур.
Китай – это одна из самых великих, древних и загадочных культур в мире. В Китае зарождаются такие мировые религии и философские учения как даосизм и конфуцианство. Отличительной и одной из главных отличий культуры Китая является то, что мировоззрение этой страны не меняется на протяжении многих столетий [37, с. 53].
Китай, благодаря своему развитию являлся источником для заимствования других стран, например, Япония, Корея и Вьетнам переняли очень многие традиции у Китая. Но и само государство подвергалось влиянию извне, так из Индии в Китай попал буддизм.
Население Китая – крайне трудолюбивое, среди них почитаются такие качества как исполнительность, находчивость и инициативность. Благодаря активности Китайских ученых, эта страна стала местом великих открытий, таких как: порох и компас. Путешественники Китая плавали в Индию, Тайланд, достигали Африки. Также Китайские путешественники открыли «Великий шёлковый путь» - один из самых значимых торговых путей того времени [22, с. 24].
Китайское искусство – это симбиоз верований, времени и традиций. Современные Китайские работы пропитаны духом прошлого и богатой истории страны. Китайская живопись и поэзия наполнены глубоким смыслом. Живописные полотна китайских мастеров поражают техникой исполнения и красками.
Глава 3. Западный тип культуры.
3.1. Формирование Западного типа культуры и её особенности.
Запад – это особый вид культуры, исторически возникший в Западной Европе и потерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации [17, с. 167].
Западная культура, как и восточная имеет также несколько этапов развития в разных исторических эпохах. Зарождается Европейский тип культуры в бассейне Эгейского моря на основе Крито-Микенской культуры, общая периодизация выглядит следующим образом:
1.Классическая эллинская культура;
2.Эллинистически-римский этап;
3.Романо-Германская культура христианского средневековья;
4.Новоевропейская культура.
Считается, что греки заложили основу Западного мира, и сделали это так, что мир этот существует лишь постольку, поскольку он постоянно направляет свой взор на Восток, находится в размежевании с ним, понимая его и отстраняясь от него, перенимая у него определенные черты и перерабатывая их, борясь с ним, и в этой борьбе власть попеременно переходит от одной стороны к другой [27].
Центром западного типа культуры является человек. Это является чем-то невероятным для Восточного понимания, человек сам для себя ведет свою деятельность. Общество, государство, культура – все это плод и результат личностного труда человека. Личность свободна, самостоятельна в мыслях, словах и поступках.
Предпосылки западной культуры закладывались еще в Античности и Средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической науки, а затем сформировавшаяся в эпоху европейского Средневековья христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного «по образу и подобию Бога» и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия.
3.2. История развития культуры в Соединенных Штатах Америки
Нельзя говорить о развитии Западного типа культуры, не включая в это понятие культуру Соединенных Штатов Америки. Ведь по сути, они являются такими же яркими её носителями, как и Европа, однако множество исследователей, рассматривают Западный тип культуры по большей части со стороны Европы.
Поскольку Штаты государство довольно молодое, его культурное наследие было колониальным. Единой системы образования в Америке не было, но Англия очень трепетно относилась к образованию в целом. Образование в Америке рассматривалось как средство формирования человека и общества. В 1701 году был открыт Йельский университет.
К концу XVIII века начали создаваться бесплатные школы в каждом поселении, что способствовало развитию уровня культуры у граждан. А он был катастрофическим, в некоторых городах, люди ели еду руками из деревянных мисок, а в некоторых пользовались фарфором из Англии [15, с. 109].
Единственными средствами массовой информации были газеты, их читали в основном богатые слои населения, которые были образованы и могли позволить себе их купить. Средние и низшие слои могли позволить себе купить лишь «Грошовые газеты», которые начали вводить в 1820-1830 годы.
Книги не пользовались популярностью, так как были малочисленны и дороги в производстве, а ставка все же делалась на быстрое и недолгое чтение, которые бы не отвлекало людей от работы.
Со временем эта проблема решалась открытием «подписных» библиотек, которые давали доступ к литературе всем желающим. Уже после войны за независимость, они играли очень важную роль в развитии культуры штатов [38, с. 391].
Глава 4. Сравнительный анализ восточного и западного типов культуры
4.1. Сравнительный анализ
Рассмотрев основные черты восточной и западной модели культурного развития, проведем сравнительный анализ двух культур, сравнивая два типа мышления. В научной литературе утвердился ряд понятий, выражающих специфику восточной и западной ментальности.
1. Для западного человека характерен моноцентризм мышления. В его картине мира утверждается идея единого центра. Любая теоретическая конструкция имеет центральную точку, вокруг которой организуется окружающее пространство; ею может выступать человек (антропоцентризм) Земля или солнце (гелиоцентризм – геоцентризм). Историческое мышление западной культуры характеризуется европоцентризмом (история Европы – нормативный стандарт исторической жизни) и т.д.
В противоположность этому для Востока характерна не моноцентрическая модель мышления, где целое – это сложная субстанция, не конструирующая, не складывающаяся по частям. Здесь отсутствует философское понятие части: часть – это тоже целое, только меньшего размера. Тогда «одно во всем, а все в одном». Отдельная частица не только содержит в себе все другие, но и сама приближена к высшему началу.
В качестве примера можно привести японскую легенду. В XVI в. в Японии жил мастер икебаны Сенно Рикю. Помимо основного ремесла он славился и тем, что в его саду его росли цветы необыкновенной красоты. Однажды японский сёгун решил в этом удостовериться. Каково было его изумление, когда, войдя в сад, он обнаружил, что все цветы срезаны. Мастер пригласил его в дом, в котором комната была украшена цветочной композицией из одного цветка, и сказал: «Много цветов рассеяли бы Ваше внимание, а одна призвана выразить красоту всего сада». Все в одном, а одно во всем [34, с. 124].
4.2. Современное состояние Восточной культуры
В современном мире, Восточная культура чаще всего характеризуется с религией. Это утверждение верно лишь отчасти, в XXI веке, современные страны не могут не учитывать различные мировые тенденции в корректировке культурных элементов.
Так, документально, в Индии уже нет кастовой системы, хотя её элементы все еще сильны. Китай и Япония – передовые мировые страны, экономический успех которых, во много обязан культурному аспекту – трудолюбии, честности и качественному исполнению своих обязанностей. Но там все еще сохраняется не самое почтительное отношение к женщинам, а их права ущемляются.
Стоит понимать, что традиции, которые складывались целыми веками, нельзя изменить быстро. Уже сделаны многие шаги для того, чтобы убрать негативные тенденции, которые остались из прошлого Восточной культуры.
Современное развитие Восточной культуры можно назвать симбиозом – она учитывает традиции, уважительное отношение к природе и мощные технологические прорывы в развитии. Восток не считает культуру чем-то производственным, для них она – украшение, нечто изящное, что помогает человеку почувствовать эстетическую красоту.
4.3. Современное состояние Западной культуры
Начиная с XX века Европейский тип культуры начал распространяться далеко за пределы Европы и Америки. Наибольшее влияние от неё испытывают такие страны, как: Япония, Австралия, ЮАР, Сингапур.
Современная западная культура - это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Ее главные герои - люди, умеющие делать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динами на быстро меняются условия жизни, техника, моды, Стандарты, утрачиваются старые, державшиеся веками традиции, работникам любой специальности приходится не раз в течение жизни переучиваться. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое отношение к времени, которые выражается в пословице – «время – деньги», во многом разрушают сложившиеся в прежние времена идеалы человеческого поведения, человеческих отношений [40, с. 335].
Существуют критики, которые пророчат Западной культуре гибель, однако она стойко переносит все эти попытки, совершенствуется и модернизируется.
Прежде всего изменились масштабы культуры, её положение в обществе и её роль в жизни людей. Западная культура проникла во все сферы жизни людей до такой степени, что грани между этими сферами и культурой стали неопределёнными, а отчасти исчезли совсем. Мир буквально наводнился продуктами культуры. Трудно назвать виды деятельности людей и предметы их потребления, в которых бы не сказывалось и не замечалось проявление культуры. Дома, парки, средства транспорта, технические сооружения, посуда, мебель, оформление книг и журналов, реклама, афиши спорт, сервис, детские игрушки, еда, предметы домашнего обихода... Такого вторжения культуры в повседневную жизнь людей в истории человечества никогда и нигде ещё не было.
Заключение.
Подводя итоги сравнения запада и востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.
Вопрос о соотношении Запада и Востока можно и должно, особенно сегодня, рассматривать не только с учетом всего многообразия эмпирических взаимодействий данных культурных регионов, но, прежде всего, оценивая духовный смысл и перспективы этого противостояния-взаимодействия. Запад и Восток берутся не только как устойчивые системы ценностей, но и как различные тенденции развития духовного опыта человечества.
Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.
Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т.д.
Коренным отличием Востока и Запада явилась принципиальная разница психологии, менталитета представителей этих двух цивилизаций.
Но, тем не менее, невозможно представить Восток без Запада и Запад без Востока, это две противоположности, в результате взаимодействия которых возникает существующее многообразие философских и религиозных течений.
1. Борев, В.Ю. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса / В.Ю. Борев. – Москва: ЛГИТМИК, 1988. – 393 с.
2. Быстрова A. Н. Мировая культура. (Основы мирового общества) / А.Н. Быстрова. – Новосибирск: НГУ, 2002. - 124 с.
3. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока / И.П. Вейнберг. - Москва: Наука, 1986. – 216 с.
4. Вечканов, В.Э. Философия (учебное пособие) / В.Э. Вечканов, Н.А. Лучков. – Москва: Инфра-М, 2013. – 136 с.
5. Взаимопроникновение куль¬тур Запада и Вос¬тока в контексте формирования универсальной куль¬туры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anthropology.ru/ru/texts/leontjeva/east06_27.html.
6. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. – Москва: «Искусство», 1990. – 396 с.
7. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – Москва: ВЛАДОС, 1996. – 336 с.
8. Драч, Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Г.В. Драч. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 420 с.
9. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. – Москва: Аспект-пресс, 2000. – 591 с.
10. Закутнов, О. И. Культурология: учеб.-метод. пособие / О. И. Закутнов. – М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. – 112 с.
11. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления / А.Н. Ильин. - Омск: Амфора, 2010. - 376 с.
12. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СпБ.: Петрополис, 1996. – 415 с.
13. Кальянов, А.В. Деление культур на «восточные» и «западные»: Научная конференция студентов, аспирантов и преподавателей «Диалог цивилизаций: история, современность и перспективы». Секция социологии. Российский университет дружбы народов, Факультет гуманитарных и социальных наук. - Москва. - 18 февраля 2002 г.
14. Кастовая система в Индии [Электронный ресурс] / indiada.ru. Режим доступа: https://indiada.ru/istoriya-indii/kastovaya-sistema-v-indii.html.
15. Кертман, Л. История культуры стран Европы и Америки / Л. Керман. – Москва: Высшая школа, 1987. – 304 с.
16. Кефели, И.Ф. Культурология. Основы теории и истории / И.Ф. Кефели. – Москва: Юрайт, 2016. – 197 с.
17. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – Москва: Академический проект, 2003. – 496 с.
18. Кузищин, В.И. История Древнего Востока: учебник для вузов / В.И. Кузищин. - Москва: Высшая школа, 1988. – 418 с.
19. Культура Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс] / usa-russia.edu.ru. Режим доступа: http://usa-russia.edu.ru/usa/kultura/.
20. Кучина, А. В. Культурология: учебное пособие / А. В. Кучина. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – 328 с.
21. Лавриненко, В.Н. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко. – Москва: Юрайт, 2012. – 561 с.
22. Ланкин, В.Г. Мировая культура и искусство: электронные учебные материалы / В.Г. Ланкин. - Тюмень, 2009. - 91с.
23. Левиш, И. Я. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / И.Я. Левиш. – 3-е изд., стереотип. – Миснк: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.
24. Маркарян, Э.С. О концепции локальных цивилизаций / Э.С. Маркарян. – Ереван: Академия наук Армении, 1962. – 177 с.
25. Маркова, А.Н. История мировой культуры / А.Н. Маркова. – Москва: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.
26. Марсонет, М. «Слишком толерантный Запад» [Электронный ресурс] / inosmi.ru – Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20140828/222648369.html.
27. Мейстер, В. Идеология и проблема «Восток-Запад» [Электронный ресурс] / scepsis.net. Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_77.html.
28. Немировская, Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы / Л.З. Немировская. - Москва: РосНОУ, 1998. – 551 с.
29. Огурцов, А.П. Философия науки эпохи Просвещения / А.П. Огурцов. – Москва: Наука, 1993. – 213 с.
30. Первушина, Л.В. 12 лекций по культурологии [Электронный ресурс] / Docplayer.ru. - Режим доступа: http://docplayer.ru/64928621-O-v-pervushina-m-s-kuran-kulturologiya.html.
31. Подольская Е.А. Культурология / Е.А. Подольская, К.А. Иванова, В.Д. Лихвар [и др.]. – Хабаровск: НфаУ, 2003. – 160 с.
32. Радугин. А.А. Культурология / А.А. Радугин. – Москва: Центр, 2001. – 304 с.
33. Семёнов В.Ф. История средних веков / В.Ф. Семёнов. – Москва: Просвещение, 1975. – 591 с.
34. Солодилов, А.В. Проблемы глобализации и культуры в современном обществе / А. В. Солодилов // Глобализация: исторические предпосылки, эволюция и перспективы для человечества: Междунар. науч.-практ. конф. – М. 2012. – С. 456.
35. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / П.А. Сорокин. – Москва: политиздат, 1992. – 543 с.
36. Столяренко, Л.Д. Культурология. Конспект лекций / Л.Д. Столяренко. – Москва: Юрайт, 2013. – 167 с.
37. Тетерина Е.А. Культурология. Теория культуры: учебное пособие / Тетерина Е.А., Питерова А.Ю. - Пенза: ПГУ, 2012. – 129 с.
38. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций / В.М. Хачатурян. – Москва: Дрофа, 1999. – 512 с.
39. Царькова, Л. Эпоха просвещения [Электронный ресурс] / krugosvet.ru. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/EPOHA_PROSVESHCHENIYA.html.
40. Чернокозов, А.И. История мировой культуры. Краткий курс / А.И. Чернокозов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 472 с.
41. Шишова, Н.В. История и культурология: учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко [и др.]. - Москва: Логос, 2000. - 456 с.
42. Юлдашбаева, З.Б. Культурология 2-е издание, испр. и дополненное / З.Б. Юлдашбаева. - Москва: Высшая школа, 2008. - 296с.
43. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. / К. Ясперс. - Москва: Политиздат, 1991. - 527с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты