Виртуальная популяризация постмодернистского романа
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Виртуальная популяризация постмодернистского романа»
по дисциплине: «Стилистика»
2019
251.00 BYN
Виртуальная популяризация постмодернистского романа
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Стилистика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Глоссарий постмодернистской терминологии
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Глоссарий сетературной терминологии
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования постмодернистской литературы
1.1 Сетература как художественное явление
1.2 Традиционный постмодернистский роман XXI века
1.3 Виртуальный постмодернистский роман XXI века
Выводы по главе 1
Глава 2 Сопоставительный анализ традиционного и виртуального романов
2.1 Способы и средства популяризации постмодернистского романа
2.2 Традиционный постмодернистский роман У. Это «Имя Розы» и виртуальный постмодернистский роман М. Джойса «Полдень» в сопоставительном аспекте
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Глоссарий постмодернистской терминологии
Приложение Б. Глоссарий сетературной терминологии
Введение
Освещение проблем сетевой литературы, то есть литературы, которая появляется в интернете, к сожалению, до сих пор редко выходит за пределы самого интернета. Многочисленные статьи, затрагивающие различные аспекты этого явления, публикуются в основном в электронных изданиях, лишь изредка появляясь в бумажных журналах.
Литература, размещенная в интернете, может быть первоначально разделена на статьи, но размещена в интернете; та, который изначально не имела бумажной версии, но была переведена на бумагу, не потеряет ни одного из своих качеств; и, наконец, сетевая литература. Последняя является литературой, которую нельзя перенести на лист.
Социальная разница сетевой литературы связана с тем, что произведения технически легко размещать в интернете, что делает их сразу доступными для десятков миллионов читателей.
Сетевая литература является наиболее полной реализацией проекта постмодернизма.
Роман, как своего рода литература, рассматривается нами в рамках этой работы как ведущий жанр англоязычного постмодернистского литературно-художественного дискурса: «Классический роман имеет особое значение в постмодернизме, который не только служит предмет стилизации или пародии, а также придает сюжетную структуру игровым трюкам».
Актуальность данной работы, посвященной изучению виртуальной популяризации постмодернистского романа как одной из основных жанровых разновидностей литературного и художественного дискурса, заключается в обращении на неизученные аспекты проблемы исследования этого типа дискурса в современной науке языка.
Объектом исследования в данной работе является художественная литература англоязычного постмодернизма конца XX – начала XXI веков.
Предметом исследования выступают способы популяризации виртуальных романов периода постмодернизма.
Материал исследования – произведения английской литературы, созданные в период 1980-2006 гг.
Целью данной дипломной работы является выявление характерных черт постмодернистских романов и их роли в популяризации постмодерна.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие сетературы как художественного явления;
2. выявить характерные черты традиционных и виртуальных постмодернистских романов XXI века;
3. определить основные способы популяризации постмодернистских романов;
4. проанализировать традиционные и виртуальные постмодернистские романы.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, систематизация полученной информации, сравнительный анализ материала исследования, обобщение, описательный подход.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку проблем стилистики художественного текста, размещенного в сети интернет.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и теоретических обобщений в лингвистике, теории художественной речи, курсах по стилистике современного английского языка, текстовой лингвистике, а также на занятиях по филологическому анализу художественного текста.
Введение обосновывает актуальность проблемы; определяет предмет, объект исследования; ставит цель и задачи; раскрывает теоретическое и практическое значение; описывает методы исследования.
Глава 1. Теоретические основы исследования постмодернистской литературы
1.1 Сетература как художественное явление
Сетература является относительно новым и малоизученным феноменом современной культуры. Наиболее подробно на данный момент это социокультурное явление осознают авторы электронного издания «Сетевая литература», среди которых такие известные критики и теоретики литературы, как: А. Генис, Вячеслав Курицын, Дмитрий Кузьмин и др. Это литература, специально созданная для публикации на веб-порталах с учетом технических и визуальных возможностей, которые сеть предоставляет своим авторам [18].
«Сетература» представляет собой тип творчества, основанный на использовании письма, конечный продукт которого (произведение) может быть размещен на узлах компьютерной сети, разделенных в пространстве, изменен (отредактирован) во времени и доступен для многих потребителей из разных мест в одно и то же время [25, с. 3].
В широком смысле слова термин «сетература» означает каждое литературное произведение, размещенное в интернете. В этом случае нельзя говорить о сетературе, как об особом жанре. И, наоборот, в узком смысле слова термин «сетература» относится к тем произведениям, которые возникли в интернете благодаря его специфическим особенностям. Вот почему невозможно перенести эти произведения на традиционный носитель, то есть на бумагу, потому что иногда неповторимый характер, и образ произведения будут сильно разрушены, а произведение вообще обесценивается. Сетература – это средство самовыражения, основанное на уникальной природе интернета. Особый интерес представляют те аспекты сетературы, которые указывают на близость ее семантики к постмодернистскому мировоззрению [27, с. 157].
Раньше писатель был обречен бегать по издательствам и зависеть от многих внелитературных обстоятельств; пеперь путь к читателю стал бесконечно короче. Достаточно разместить текст на своей домашней странице, чтобы появился читатель – даже в небольшом количестве, но однозначно большего, чем количество родственников и знакомых. Наряду с чужими научно-фантастическими романами и сборниками анекдотов, стали появляться литературные творения зарубежных писателей в разных жанрах. Число таких страниц постепенно увеличивалось, между ними появлялись ссылки, формировались коллекции произведений. На различных дискуссионных форумах опубликованные в Сети работы активно обсуждались – так началась литературная жизнь в интернете.
В то же время появился термин «сетевая литература», или сокращенно «сетература». Он всерьез требовал обозначения нового революционного направления в литературе, жизнь которого должна была дать беспрецедентная техническая возможность Сети, а именно гипертекст и интерактивная среда. Гипертекст – это текст с гиперссылками («ссылками»), которые позволяют читателю мгновенно переходить в другие места данного текста либо и других текстов. Гипертекст является идеологической и технической основой Всемирной паутины; без этого интернет просто не развивался бы. На самом деле, ранние этапы развития Всемирной Сети представляли собой именно развитие возможностей гипертекста. Он оказался удобным буквально для всего: для домашних страниц, для периодических изданий, для каталогов и журналов – теперь осталось установить, как его можно применить к художественной литературе [18, с. 31].
Гипертекст захватывает книгу двумя способами одновременно. Во-первых, он может изменить внутреннюю структуру текста, представить его как «сад расходящихся путей» в виде фрагментов, которые переплетаются сложным образом. Во-вторых, он сшивает текст с другими внешними для него текстами, и это настолько естественно и органично, что переход от текста к тексту происходит естественным образом и остается практически незаметным. Первый аспект гипертекста принципиально ничего не меняет, особенно в том, что касается литературы. Гипертекстовая фантастика по-прежнему маргинальна, она относится к области филологических экспериментов и литературных игр. Во втором аспекте гипертекст, напротив, в корне меняет статус любого текста. Возможно, в будущем, в гипертекстовой среде, одна суверенная книга исчезнет совсем – даже при самом ее появлении каждый новый текст будет освещаться тысячами гипертекстовых ссылок с другими текстами, почти каждое слово будет тянуть сеть в одном из уголков глобальной сети.
Глава 2. Сопоставительный анализ традиционного и виртуального романов
2.1 Способы и средства популяризации постмодернистского романа
Аргументы о том, как интернет влияет на культуру, и что в еще большей степени влияет на это – хорошее или плохое, постепенно выходят за рамки сетевого окружения, где они долгое время были любимой темой, и превращаются в своего рода жанр футурологической публицистики, в зависимости от личных пристрастий автора [17].
Весь спектр влияния глобальной сети на культуру сводится к двум факторам:
Первым из этих факторов является конец монополии на печатный станок. С распространением интернета, нет необходимости в посреднике между производителями и потребителями текстов и идей. Деятельность по распространению текстов, а значит, и производство текстов, которые так или иначе ориентированы на читателя, больше жестко не связаны с издательским бизнесом и разработанными обществом механизмами его регулирования. В настоящее время происходит освобождение мира идей от социальной машины.
Второй фактор – смерть расстояния. Интернет погружает нас в состояние постоянной конференции, когда люди, разбросанные по разным краям Земли, имеют возможность собраться в одном виртуальном зале. Все происходит здесь и сейчас – это означает, что исчезает не только пространство, но и время. Если типичный период выхода публикации в толстых журналах составляет месяцы, то идеи и тексты поступают в интернет непосредственно в момент их рождения. Соответственно, обсуждение, растянутое в печати на многие месяцы и годы, реализуются в интернете за считанные дни. Безинерционная глобальная сеть во много раз увеличивает интенсивность интеллектуальной жизни.
Интернет постепенно превращается в место, где новые, еще неизвестные имена появляются впервые, в то единственное место, где они будут снова и снова возникать [1]. Это испытательный полигон для молодых авторов, которые все еще пытаются найти собственный язык и своего читателя, вместе с тем – тихое убежище для тех, кому это сразу не удалось. Если на сайте появился текст, о котором никто не знает, мы получим эффект сообщения, брошенного в бутылке в океан. Чтобы попасть в престижное электронное издание или в популярную библиотеку, нужно пройти некий качественный отбор, как в любом печатном издании. В этом смысле узловые точки, вокруг которых вращается литературная жизнь (журналы, литературные клубы, конкурсы), не только не исчезают с появлением интернета, но, напротив, становится более важны для сетературы, нежели для печати [22, c. 33].
К настоящему времени значительный сектор интернета «взял на себя функции глобального и круглосуточного литературного салона» [20]. Наиболее продвинутые жанры научной фантастики – собственно научная фантастика, фэнтези, киберпанк – формировались больше всего. В сети граница между печатной и онлайновой литературой практически не ощущается: одинаковый набор авторитетов и значимых событий, одинаковые критерии оценки. Мастера глобальных жанров активно осваивают сетевое пространство и задают структуру этой литературной среды, выступая в качестве естественных центров притяжения.
Иначе обстоит ситуация с сетературой, которую можно назвать серьезной и высокохудожественной (авангард, продвинутый мейнстрим и т. д.), которая в значительной степени закрыта и отгорожена как от «большой литературы», так и от «переднего края литературы». Это своего рода параллельный мир, жители которого (особенно молодые авторы) недаром обвиняются в дилетантизме, вторичности, подражании в отсутствие какой-либо оригинальной культурной программы [15].
Влияние новых информационных технологий на популяризацию литературы постмодерна может быть прямым и косвенным. В первом случае происходит трансформация традиционных или появление новых форм популяризации, которые становятся возможными благодаря альтернативным каналам передачи информации и новым техническим возможностям. Во втором случае меняется среда, в которой осуществляется продвижение литературы, прежде всего специфика и структура массового сознания, особенности восприятия информации и т. п. Кроме того, вновь и вновь появляющиеся информационные технологии приводят к качественным и количественным изменениям в популяризации произведений постмодерна. Количественные изменения выражаются в увеличении каналов распространения информации, тогда как качественные изменения фактически совпадают с результатами прямого воздействия новых информационных технологий [28].
Заключение
В эпоху информационных технологий быстро расширяются новые формы общения. В последнее десятилетие благодаря развитию интернета резко возросло информационное поле, с одной стороны, с другой стороны, изменились формы представления информации. Традиционные бумажные носители сменяются электронными, основанными на интерактивности как тесном взаимодействии пользователя с компьютером.
Возрастающая роль интернета в общении между людьми заставляет обратить внимание на особенности текстов, создаваемых в компьютерной сети, самым важным компонентом которой является гипертекст.
Понятие гипертекста пришло в лингвистику и литературу из чисто технического опыта организации текстового пространства. Появление электронных средств дало толчок техническому воплощению идеи нелинейности буквы, которая привела к появлению виртуального постмодернистского романа. Продукт, размещенный в компьютерной сети, может быть изменен, отредактирован и является доступным для многих читателей из разных мест. Сеть принципиально отличается от подачи традиционных форм художественной информации, она меняет отношения читателя с автором, превращая их в соавторов. В интернете представлены только линейные тексты в гипертекстовом формате, но и произведения искусства, специально созданные для Всемирной паутины. Новые функции, приобретаемые в сети, способствуют модификации традиционных жанров и типов текста. Происходит не просто смена носителя, но активно развиваются новые литературные формы: гиперпоэзия, гиперроман, гиперрассказ. Появляются такие литературные формы, которые характерны только для Сети; они сочетают в себе сразу несколько литературных жанров.
Одним из ведущих жанров в современном английском постмодернистском литературно-художественном дискурсе является роман.
Обращение к роману не случайно, поскольку именно в нем литературный постмодернизм воплощен наиболее полно, с наибольшей очевидностью и определенностью.
Постмодернистский роман отличается разнообразием элементов, цитат, погружением в культуру, что отражает сложность, случайность и децентральность современного мира.
Основными способами популяризации романа постмодерна являются интернет, а именно: сайты, блоги, информационные компьютерные программы, различные виртуальные рубрики, посты, центры.
В ходе предпринятого нами исследования был проведен анализ традиционного постмодернистского романа Умберто Эко «Имя Розы» и виртуального постмодернистского романа Майкла Джойса «Полдень».
Роман «Имя Розы» сочетает в себе основные принципы, характерные для эстетики постмодернизма. Как это характерно для постмодернизма, автор не делает конкретных выводов, как будто, отстраняясь и позволяя читателю самому интерпретировать произведение; таким образом реализуется концепция «смерти автора». Благодаря органическому сочетанию и взаимодействию принципов эстетики постмодернизма роман «Имя розы», по мнению многих исследователей, можно назвать «Библией постмодернизма».
Роман «Полдень» основан на гипертекстовой организации текста. Интертекстуальность присутствует в нем на нескольких лексических уровнях и пронизывает весь художественный мир романа. В то же время элементы интертекстуальности, обращенные к современности, существенно снижают пафос вечных образов мировой литературы, что, во-первых, характерно для постмодернистской иронической цитаты, а во-вторых, позволяет автору претендовать на создание объективного образа современной реальности. Гиперссылки, являясь средством выделения межтекстовой цитаты, меняют привычные формы взаимодействия читателя с текстом.
1. Андреев, А. Сetera: Манифест Сетевой Литературы, или Личный Опыт Поэтической Независимости [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.netslova.ru/esse/manif.htm.
2. Аверинцев, С.С. Авторство и авторитет / С.С. Аверинцев // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 105.
3. Азеева, К.В. Игровой дискурс русской культуры конца XX века: Саша Соколов, Виктор Пелевин: Автореф. дис. канд. культурол. наук / К.В. Азеева. – Ярославль, 1999. – 22 с.
4. Алексрома. Кибература [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://netslova.ru/kiberatura/kiberwhat.html.
5. Арнольд, И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста) / И.В. Арнольд. – СПб., 1995. – 317 с.
6. Баранов, О.В. Гипертекстовая субкультура / О.В.Баранов // Знамя. – № 5 – 1997. – 240 с.
7. Барст, О.В. Структурно-семантические особенности организации гипертекстового нарратива: На материале гиперромана М. Джойса Twelve Blue: автореф. дис. канд. филол. наук. – СПб., 2005. – С. 12.
8. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. – С. 65.
9. Вельш, В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. – №. 1. – Москва, 1992. – С. 109-136.
10. Визель, М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.netslova.ru/ viesel/viesel.htm.
11. Дедова, О. Путеводитель по саду расходящихся троп [Электронный ресурс] // НЛО. 2011. № 110. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/110/d37.html.
12. Делёз, Ж. Логика смысла. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с.
13. Джойс, Дж.У: роман / [пер. В. Хинкиса, С. Хоружего; коммент. С. Хоружего]. – М. : Эксмо, 2009. – С. 855.
14. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. – М., 1998. – 250 c.
15. Калмыков, А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М. : Юнити-Дана, 2005. – 383 с.
16. Карымова, М. Г. Гипертекст и сетература в контексте культуры постмодернизма / М. Г. Карымова // Постмодернизм: pro et contra: Материалы Международной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий» – Тюмень: Вектор-Бук, 2002. – С. 63-68.
17. Кузьмин Д. Компьютер в ожидании писателей // Литературная Газета, 27.11.97.
18. Константинова, М. В сетях РуЛиНета [Электронный ресурс] / М. Константинова // Сетевая словесность. — Режим доступа: http://www.litera.ru/slova/teoriya/konstantinova.html.
19. Лотман, Ю.М. Выход из лабиринта / Эко У. Имя розы. – М., 1989. – С. 468–669.
20. Манин, Д. Вместо манифеста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.netslova.ru/teoriya/seteratura.html.
21. Манин, Д. Как писать РОМАН: Заметки к теории литературного гипертекста [Электронный ресурс] / Д. Манин – Режим доступа: http://dialp3.hmti.ac.by/library/press/Internet/inter.net.ru/7/6.html.
22. Новое литературное обозрение. – М., 1998. – № 32. – С. 29-47.
23. Парамонов, А. Гипертекст / Парамонов А. // Искусство кино. – 2000. – № 11. – С. 11.
24. Пирогов, Л. Критика современной гиперлитературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russ.ru/netcult/20001123_metka.html.
25. Рябов Г. Сете- или - тура? [Электронный ресурс] / Г. Рябов. – Режим доступа: http://www.litera.ru/slova/ryabov/setetura.html.
26. Сарин, Л. Сетература как художественное явление: между постмодернизмом и массовой культурой [Текст] / Л. Сарин // Преподаватель XXI век. – 2016. – № 3, ч. 2. – С. 433-440.
27. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература : новая философия, новый язык / И. С. Скоропанова. – СПб. : Невский простор, 2002. – С. 157.
28. Соколова, И.С. Популяризация естествознания в эпоху постмодерна: библиотека, университет, музей, «научное» кафе, театр // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – № 5. – С. 33-37.
29. Сыромятникова, С. Буктьюберы: книжные эксперты нового формата / Софья Сыромятникова // Соврем. б-ка. – 2017. – № 6. – С. 10-11.
30. Чувильская, Е.А. Гипертекстовое пространство как среда обитания литературных произведений // Филология и литература. – Тюмень: ТюмГУ, 2010. – С. 3.
31. Щербитко, А.В. «Имя розы» традиции и постмодернизм. Автореф. … дис. канд. филол. наук / А. В. Щербитко. – Москва, 2013. – С. 63.
32. Языковые особенности постмодернистского романа и специфика его перевода (на примере романа В. Пелевина «Generation «П» и его перевода Э. Бромфилда / А. А. Кирпичникова, 2019. – С. 89.
33. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы». – СПб., 2007. – С. 75-78.
34. Эко, У. Имя розы. – СПб., 2007. – 638 с.
35. Barth, R. The Literature of Replenishment. The Literature of Exhaustion. – N. Y., 1968.
36. Bell, A. The possible worlds of hypertext fiction. Basingstoke. – N.Y. : Palgrave Macmillan, 2010.
37. Bowie, M. Freud, Proust and Lacan: theory as Fiction. – Cambridge, L., N. Y., 1987.
38. Fokkema, D. W. The semantic and syntactic organization of postmodernist texts // Approaching postmodernism. – Amsterdam, 1986. – P. 82-83.
39. Landow, G. Hypertext 3.0: critical theory and new media in an era of globalization. – The John Hopkins University Press, 2006.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Глоссарий постмодернистской терминологии
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Глоссарий сетературной терминологии
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты