Христианская Церковь на территории белорусских земель ВКЛ XIII-XIV вв.
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Христианская Церковь на территории белорусских земель ВКЛ XIII-XIV вв.»
по дисциплине: «История»
2019
80.00 BYN
Христианская Церковь на территории белорусских земель ВКЛ XIII-XIV вв.
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе отсутствует 2 глава.
В работе отсутствует 2 глава.
Поделиться
Введение
1. Источники и историография
2. Процесс христианизации на белорусских землях Великого Княжества Литовского в XIII в.
3. Влияние Кревской унии на религиозную политику Великого Княжества Литовского. Положение православной и католической церквей в Великом Княжестве Литовском
4. Роль христианства в политической, социальной и культурной жизни Великого Княжества Литовского XIII – XV вв. Специфика христианства на белорусских землях
Заключение
Список использованных источников
1. Источники и историография
История Великого Княжества Литовского – крупного государственного образования, которое несколько столетий играло важную роль в жизни Центральной и Восточной Европы, во многом определяло развитие Польши, Великого Княжества Московского, Тевтонского и Ливонского орденов, - давно привлекало внимание историков различных стран, научных школ и направлений.
В совокупности исторических источников, которые могут быть применены для характеристики объекта и предмета данной работы, период XIII – XV веков обладает своей спецификой. Прежде всего, в соответствии с состоянием общества того времени эта совокупность определяется относительно простой родовидовой структурой, в которой отсутствуют некоторые крупные звенья, например, преимущественное большинство статистических источников, характерных для последующих эпох, а другие виды источников обычно менее информативные. В то же время некоторые виды источников характерны именно для данного периода, такие как летописи, земские привилеи. Ряд письменных источников связан с историей всего государства или его регионов, выходящих за пределы этнографических белорусских территорий.
Письменные источники остаются важнейшими в исследовании различных аспектов истории Великого Княжества Литовского, в том числе в исследовании роли христианской церкви в жизни государства. Из таких документов можно выделить те, которые касаются взаимоотношений государства и церкви, поскольку церковное право имело собственную юрисдикцию, отличающуюся в различных церквях. Это акты верховной власти ВКЛ и константинопольских патриархов и соборов, которые санкционировали существование, деятельность и внешние связи Киевской митрополии; документы об основании и жизнеобеспечении монастырей, церквей, соборов; придании земель, должностей, утверждении церковного клира и иерархии. Особенно интересны общегосударственные привилеи, определявшие положение православной, католической, других церковных организаций в ВКЛ и их сторонников. В настоящее время они доступны в виде изданий «Литовской метрики» [1]. Собственно церковные отношения в Беларуси регулировались церковной традицией, действующим церковным и частично светским правом.
Относительно полно сохранились канцелярские книги католической церкви – «духовная консистория Виленского римско-католического епископства», которое охватывало почти всю территорию Беларуси. В настоящее время эти книги хранятся в Государственном историческом архиве Литвы, и содержат письменную документацию Виленского епископства, начиная с 1471 года [2]. Письменные источники далеко не равномерно освещают различные аспекты истории Беларуси. На сохранность источников влияют различные факторы, но их отбор определялся главным образом заинтересованностью магнатов, шляхты, государственных и церковных учреждений, органов городского самоуправления в продолжительности хранения документов сравнительно ограниченного содержания.
3. Влияние Кревской унии на религиозную политику Великого Княжества Литовского. Положение православной и католической церквей в Великом Княжестве Литовском
К 80-м годам XIV века Великое Княжество Литовское оказалось в состоянии кризиса. В результате внутридинастической борьбы между Ягайло и потомками Кейстута нецентрализованное государство оказалось расколотым. Не имея ресурсов для сдерживания немецкой экспансии, сохранения власти и территориальной целостности государства, Ягайло был вынужден искать поддержку внешнего союзника. Попытка унии с Московской Русью могла усложнить отношения с Немецким орденом, поэтому в 1384 году Ягайло начал рассматривать вариант унии с Польшей. Она более соответствовала интересам виленского двора. Принятие католичества могло бы избавить Немецкий орден оснований для нападения на ВКЛ; литовцы получали возможность сохранить свое политическое доминирование в государстве и избежать ассимиляции с Русью.
14 августа 1385 года в Крево состоялась встреча представителей Великого Княжества Литовского (Ягайло, Скиргайло, Корибут, Витовт, Лугвен), венгерского и польского посольств. Польские послы официально пригласили Ягайло занять королевский престол в Кракове и жениться на королеве Ядвиге. Также были выставлены условия, среди которых следует отметить принятие католичества как основной христианской конфессии в Великом Княжестве Литовском. Здесь следует отметить, что, по мнению М.О. Кояловича, католическая церковь прежде не имела значимого влияния на жизнь Великого Княжества Литовского [14]. С юридической точки зрения акт означал инкорпорацию земель Великого Княжества Литовского в состав Королевства Польского, однако данная версия не сочетается с дальнейшими событиями. Политические цели Королевства и Великого Княжества Литовского редко совпадали. Военные действия и дипломатические переговоры между Великим Княжеством Литовским и Орденом продолжались как с субъектами международного права, Орден же считал ВКЛ потенциальным союзником против Польши.
Кревская уния была окончательно утверждена в феврале 1386 года, после крещения Ягайло, его брака с Ядвигой и торжественной коронации в Кракове 18 февраля. Христианизация Литвы по условиям унии началась осенью 1386 года и продолжалась до июня 1387 года. В целях обеспечения поддержки своей программы, боярам, принявшим католичество (обычные люди продолжали придерживаться язычества), давалось полное право собственности на унаследованные земли, освобождение от повинностей в пользу великого князя, кроме военной службы и дани [47, c. 110]. Организация католического костёла в Великом Княжестве Литовском складывалась преимущественно по польскому образцу и поэтому в основном имела типичные формы. Специфика Великого Княжества Литовского более отразились в неравномерной во времени и результатам формирования территориально-административной структуры (епископств), отсутствии собственной митрополии, достаточного количества высших духовных лиц, концентрации культовых сооружений главным образом в северо-западных и западных землях.
4. Роль христианства в политической, социальной и культурной жизни Великого Княжества Литовского XIII – XV вв. Специфика христианства на белорусских землях
В условиях прохождения через белорусские земли двух больших религиозных потоков – православно-византийского и римско-католического – христианская традиция начала закрепляться как в восточном греко-византийском, так и в западном римско-латинском вариантах. Важная роль в осуществлении этого процесса на белорусских землях принадлежала представителям элиты, которые восприняли конструктивный характер христианства и стали его духовными подвижниками. Осознание созидательного потенциала общехристианских ценностей отвечало на творческие запросы молодого белорусского этноса [27, с. 43].
В отличие от древнебелорусских княжеств Великое Княжество Литовское по причине особенностей своего геополитического положения и состава населения в конфессиональном плане не было однородным. До конца XV века в регионе сохранялся достаточно стабильное конфессиональное деление местного населения на отдельные этнорелигиозные группы: литовцы сначала преимущественно язычники, затем католики; белорусы и украинцы – православные; татары – мусульмане; евреи – иудеи. Важным моментом было и то, что вплоть до середины XVI века не наблюдалось значительного религиозного антагонизма между представителями разных конфессий. Только в среде правящей элиты на землях Беларуси проявлялись определенные тенденции к окатоличиванию в целях получения дополнительных льгот и привилегий, однако такие случаи были редкими. Принцип толерантности был практически незыблем. При таких условиях вполне естественно, что православная церковь в Великом Княжестве Литовском занимала господствующее место. Восстановление же Киевской митрополии способствовало интеграции православных общин в границах ВКЛ и привело к постепенному складыванию местных особенностей (существование братств, особенности празднования ряда религиозных праздников, наличие культа собственных святых). При этом местная православная церковь по-прежнему находилась под влиянием византийской традиции. Вместе с тем право использования неканоничных языков при богослужении способствовало проникновение в среду православных верующих старобелорусского языка.
Основной особенностью межрелигиозной коммуникации на территории ВКЛ стало наличие особой ситуации сосуществования и взаимодействия язычества и православного христианства, что повлияло на историческое развитие всего восточноевропейского региона. С одной стороны, сформировался специфичный тип взаимоотношений между языческими князьями и православным населением, при котором великие князья активно участвовали в жизни церкви. С другой – церковь идеологически реагировала на трансформацию этноконфессиональной ситуации в регионе, что привело к появлению ряда специфичных феноменов церковной и политической жизни. Такая ситуация продолжалась вплоть до заключения Кревской унии в 1385 году и католического крещения Литвы в 1387 году. После этих событий ВКЛ начало ориентироваться в своей политике и культурной жизни на западную традицию.
1. Литовская метрика. Книга записей № 3 (1440-1498) // Lietuvos Metrika. Knyga Nr. 3 (1440-1498). – Vilnius, 1998. – 162 с.
2. Духовная консистория Виленского римо-католического епископства // Государственный исторический архив Литвы, ф. 604
3. Белоруссия в эпоху феодализма: сборник документов: в 4 т. Т. 1 / АН БССР - Минск: АН БССР, 1959. – 516 c.
4. Виюк-Коялович, Альберт. История Литвы // Albertas Vijucas-Kojelavičius, Lietuvos istorija (перевод Л. Валкунаса) / - Vilnius: Lituanistine biblioteka, 1988 – 819 с.
5. Maciej Stryjkowski. O początkach, wywodach, dzielnościach, sprawach rycerskich i domowych sławnego narodu litewskiego, żemojdzkiego i ruskiego, przedtym nigdy od żadnego ani kuszone, ani opisane, z natchnienia Bożego a uprzejmie pilnego doświadczenia // Maciej Stryjkowski / oprac. Julia Radziszewska. - Warszawa: PIW, 1978. – 762 c.
6. Lelewel, I. Dzieje Litwy i Rusi aż do unii z Polską w Lublinie 1569 zawartej // Dziela. T. X. Ioachim Lelewel / Warszawa: PIW, 1969 – 254 c.
7. Устрялов, Н.Г. Русская история до 1855 г. В 2-х ч. Ч. 1 // Н.Г.Устрялов / Переизд. изд. 1855 г. – Петрозаводск: Фолиум, 1997. – 957 с.
8. Ластоўскі, В.Ю. Кароткая гісторыя Беларусі // В.Ю.Ластоўскі / Минск: Университетское, 1993. — 119 с.
9. Урбан, П. У сьвятле гістарычных фактаў (у сувязі з брашурай Л.С.Абэцэдарскага) // П. Урбан. – Мюнхен-Нью-Ёрк: БІНІМ, 1972. – 132 с.
10. Lowmianski, H. Studia nad poczatkami spoleczenstwa I panstwa litewskiego. Т. 1-2 // H. Lowmianski / Wilno, 1931-1932
11. История Литовской ССР с древнейших времен до наших дней // А. Таутавичюс, Ю. Юргинис, М. Ючас; ред. Б.Ю. Вайткявичюс. – Вильнюс: Мокслас, 1978. – 675 с.
12. Чистович, И. Очерк истории западнорусской церкви. В 2 ч. Ч. 1 // И. Чистович / СПб., 1882. – 220 с.
13. Киприанович, Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени // Г.Я. Киприанович / Изд. 2-е. - Вильна, 1899. – 290 с.
14. Коялович, М.О. Литовская церковная уния: в 2 т. т. 1 / М.О. Коялович // СПб: тип. Н. Тихменева, 1859. – 322 с.
15. Propolanis, K. Polskie apostolstwo na Litwie. Szkic historyczny 1387-1912 // K. Propolanis / Wilno: Druk Marcina Kuchty, 1913. – 202 c.
16. Макарий (Булгаков), История Русской Церкви. Книга 4. Часть 4. Период разделения Русской Церкви на две митрополии. История западнорусской, или Литовской, митрополии (1458–1596) // Макарий, Митрополит Московский и Коломенский / Москва: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 650 с.
17. Щапов, Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X—XIII вв. // Я.Н. Щапов / отв. ред. член-корреспондент АН СССР А. П. Новосельцев. Институт истории СССР АН СССР. — Москва: Наука, 1989. — 232 с.
18. Chodynicki, K. Kosciol prawoslawny a Rzeczpospolita Polska. Zarys historyczny. 1370-1632 // K. Chodynicki / Warszawa: Armoryka, 2017. – 632 c.
19. Лапінскі, А. Праваслаўе ў Вялікім Княстве Літоўскім з часоў панаваньня Ўладыслава Ягайлы // А. Лапінскі / Нью-Ёрк, 1978. – 153 с.
20. Рымко, В.Г. Полацкая епархія ў XIV-XVI стагоддзях // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета: сборник научных трудов. Вып. 28: Гуманитарные науки / М-во образования РБ, Полоцкий гос.ун-т; редкол.: Д.Н.Лазовский (гл.ред.) [и др.]. - Новополоцк: ПГУ, 2008. - С. 51-54
21. Старостенко, В. В. Свободомыслие и свобода совести в Беларуси: очерки истории: монография / В. В. Старостенко; М-во образования РБ, Могилевский гос.ун-т. - Могилев: МГУ, 2004. – 266 c.
22. Христианские ценности в культурной традиции Востока и Запада: история и современность. Сборник студенческих докладов XXII Международных Кирилло-Мефодьевских чтений. - Минск: УП «Минар», 2017. – 115 с.
23. Гагуа, Р.Б. Крещение ВКЛ в 1387 г. как вектор изменения внешней политики Ягайло // Р.Б. Гагуа / Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа: зборнік навуковых артыкулаў / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, УА “Гродзенскі дзяржаўны ўніверсытэт імя Янкі Купалы”, Інстытут гісторыі НАН Беларусі; рэдкал.: С.В. Марозава, Э.С. Ярмусік, С.У. Сілава. – Гродна: ГрДУ, 2008. – с. 65-67
24. Исследования по истории Восточной Европы. Научный сборник. Вып. 1 / Ред. колл.: А.В Мартынюк, Г.Я. Голенченко, О.А. Яновский [и др.]. – Минск: Издательский центр БГУ, 2008. – 295 с.
25. Актуальныя праблемы крыніцазнаўства айчыннай гісторыі: матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 450-годдзю віцебскага гарадскога права і 100-годдзю выдання першай кнігі зборніка “Полоцко-Витебская старина”, Віцебск, 6–7 кастрычніка 2011 г. / Віц. дзярж. ун-т; рэдкал.: А.М. Дулаў (адк. рэд.) [і інш.]. – Віцебск: УА “ВДУ імя П.М. Машэрава”, 2011. – 350 с.
26. Шлях у навуку: да 55-годдзя студэнцкага навукова-даследчага гісторыка-краязнаўчага гуртка “НіКа”: зб. навук. арт. / ГрДУ імя Я.Купалы; рэдкал. Н.А. Івашчанка, С.В.Марозава, І.В. Соркiна [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2011. − 281 с.
27. Лагуновская, Е.А. Духовные ценности христианства в формировании нравственных основ старобелорусского общества X-XVI вв. (часть II) / Е.А. Лагуновская // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 1, Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. – 2016. – № 1. – С. 46-54.
28. Тубелевич, В. И. История христианских конфессий Великого Княжества Литовского в российской историографии XVIII – 50-х гг. XIX вв. (историографический и методологический аспекты) // В.И. Тубелевич / Развитие методологических исследований и подготовка кадров историков в республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Польша. Сб. науч. статей. под научной редакцией доктора исторических наук, профессора А.Н. Нечухрина. – Гродно: ГрГУ, 2012. – С. 215-219
29. Тубелевич, В. И. История христианских конфессий ВКЛ в трудах И. Крашевского // Веснiк Гродзенскага дзяржаўнага ўнiверсiтэта.. - 2011. - № 3. - С. 61-68
30. Дзянісава, А. Р. Крыніцы па гісторыі праваслаўных манастыроў Турава-Пінскай епархіі ў ХІ-XVII стст. // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. - 2012. — № 2. — С. 3—7.
31. Голубев, О.Е. Православная церковь в Великом княжестве Литовском в первой половине XIV в. / О.Е. Голубев // Вышэйшая школа.-2010.-№4.-с.60-64.
32. Короткая, Т.П. Христианство в Беларуси: история и современность / Т.П. Короткая, А.И. Осипов, В.А. Теплова. – Минск: Молодежное научное общество, 2000. – 72 с.
33. Короткая, Т.П. Религия в социокультурном пространстве Беларуси: теоретико-методологические проблемы исследования // Т.П. Короткая / Туровский, Абай, Гумилев, Конфуций, Боливар, Гете: роль Беларуси в философском диалоге современных культур: материалы международной научной конференции (Минск, 21 марта 2013 г.) / отв. ред. А. И. Лойко. – Минск: БНТУ, 2013. – С. 49-60
34. Долгая, М.Г. Некоторые аспекты правового регулирования имущественного положения православной церкви в Великом Княжестве Литовском до сер. XVII в. / М.Г. Долгая // Христианское чтение №4 (39), 2011. – с. 108-148
35. Карев, Д.В. Православная церковь и белорусское общество X – начала XXI века: государственность, экономика, культура // Д.В. Карев / Крыніцазнаўства, археаграфія, архівазнаўства ў XX—XXI ст. у Беларусі: зб. навук. артыкулаў, прысвечаных 100-годдзю з дня нараджэння М. М. Улашчыка / рэдкал.: С. М. Ходзін (адк. рэд.) [і інш.]. — Мінск: БДУ, 2007. – С. 83-89 36 Kurczewski, J. Biskupstwo wilenskie od jego zalozenia az do dni obecnych // J. Kurczewski / — Wilno, 1912. – 614 c.
37. Ochmanski, J. Biskupstwo Wilenskie w sredniowieczu: Ustroj i uposazenie // J. Ochmanski / Poznań: Wydawnictwo Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza, 1972. – 118 c.
38. Бантыш-Каменский Н. Н. Историческое известие о возникшей в Польше унии, с показанием начала и важнейших, в продолжении оной чрез два века, приключений паче же о бывшем от римлян и униятов на благочестивых тамошних жителей гонении, по высочайшему, блаженной памяти императрицы Екатерины II, повелению, из хранящихся Государственной коллегии иностранных дел в Московском архиве актов и разных исторических книг, 1795 года собранное. — Вильно: тип. А. Сыркина, 1866. — 387 с.
39. Л. Иванова. Берестейская уния / Гісторыя Беларусі: у 6 т. Т.2: Беларусь у перыяд Вялікага Княства Літоўскага. – Мінск: Современная школа: Экоперспектива, 2008. – с. 526-540
40. Булатецкий О. Ю. Брестская церковная уния: утверждение католицизма как государственной религии. Сопротивление православного населения Речи Посполитой (1596—1620 гг.) // «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 6 — История.
41. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. / М.В. Дмитриев // М.: Издательство МГУ, 2003 – 318 с.
42. Жлутка, А.А. Пачаткі афіцыйнай іерархіі хрысціянства заходняга абраду ў ВКЛ: дакументы і сведчанні ХІІІ ст. // Вялікае Княства Літоўскае: палітыка, эканоміка, культура: зборнік навуковых артыкулаў: у 2 ч. Ч. 2 / Нацыянальная акадэмія навук Беларусі, Інстытут гісторыі; уклад. Анастасія Анатольеўна Скеп'ян; рэдкал. У.Р. Гусакоў, [і інш.]. – Мінск: Беларуская навука, 2017. – С. 370-376.
43. Арлоў, У.А. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі (862-1918): падзеі, даты, ілюстрацыі / Арлоў, Уладзімір Аляксеевіч, Г.Сагановіч. - 2-е выд. - Вільня: Наша будучыня, 2000. – 223 c.
44. Нарысы гісторыі Беларусі: у 2 ч. Ч.I / М. П. Касцюк [і інш.]. - Мінск: Беларусь, 1994. – 527 c.
45. Трещенок, Я.М. История Беларуси: уч. пос. для студ. вузов / Трещенок, Я.М.// - Могилев: УО "МГУ им.А.А.Кулешова", 2003 . - 176c.
46. Суттнер Эрнст. Христианство Востока и Запада: в поисках зримого проявления единства / Э.Суттнер // - М.: Библейско-богословский ин-т св. Апостола Андрея, 1999. - 319 c.
47. Гісторыя Беларусі: у 6 т. Т.2: Беларусь у перыяд Вялікага Княства Літоўскага / Ю. Бохан [і інш.]; рэд. калегія: М. Касцюк (гал.рэд.) [і інш.] – Мінск: Современная школа: Экоперспектива, 2008. – 688 с., іл.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе отсутствует 2 глава.
В работе отсутствует 2 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты