Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в деятельности классного руководителя
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в деятельности классного руководителя»
по дисциплине: «Педагогика»
2019
251.00 BYN
Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в деятельности классного руководителя
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета определения ценностей у старшеклассников
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета определения ценностей у старшеклассников
Поделиться
Введение
Глава 1 Формирование ценностных ориентаций старшеклассников как педагогическая проблема
1.1 Сущность и содержание понятия «ценностные ориентации»
1.2 Особенности ценностных ориентаций учащихся старшего школьного возраста
1.3 Выводы по главе 1
Глава 2 Система работы классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников
2.1 Диагностика ценностных ориентаций
2.2 Пути и способы формирования ценностных ориентаций у учащихся старшего школьного возраста
2.3 Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В современных условиях развития общества многие социально-политические, нравственные, экономические ценности советского периода осмысливаются или переоцениваются. А создание новых аксиологических ориентиров носит длительный и сложный процесс. Учёные разных научных направлений – философии, педагогики, социологии, психологии – участвуют в разработке и осмыслении новых подходов к аксиологическим процессам. Среди них В.П. Тугаринов, Т.Н. Пороховская, И.И. Громов, В.А. Малахов, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, Н.Ф. Добрынин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, Р.С. Пионова и другие. Существует связь между актуальными ценностями общества и культурным уровнем его развития. Она влияет на формирование ценностных ориентаций личности, так как это формирование происходит в условиях социума. Таким образом, любое непосредственное воздействие на старшеклассников может иметь положительный или негативный эффект. Исходя из гуманистической парадигмы современной педагогики, ее цель как раз и заключается в формировании личности, способной выжить в сложных социальных условиях и найти свое место в жизни, не потеряв человеческого достоинства, не нарушая прав и свобод человека. В этих сложных процессах нередко бывает трудно разобраться учащимся-старшеклассникам. Немногие старшеклассники задумываются о важности ценностных ориентаций, которые определяют судьбу, влияют на процесс социализации и становление полноправным членом общества. Эти ценностные ориентации проявляются в ситуациях, когда необходимо принять ответственное решение. Зачастую такие решения влекут значимые последствия и определяют дальнейшую жизнь человека. Один набор ценностей может положительно влиять на судьбу человека и привести к решениям, результат которых – успешная счастливая жизнь в обществе. Другой набор может привести к невозможности становления полноправным членом общества и проблемам на социальном уровне вплоть до принудительной изоляции.
Глава 1 Формирование ценностных ориентаций старшеклассников как педагогическая проблема
1.1 Сущность и содержание понятия «ценностные ориентации»
Одной из главных проблем в различных областях научных знаний является проблема ценностных ориентаций. Важность данной проблемы придает акцент направленности на личность и социум. Именно благодаря ценностным ориентациям определяются цели и направления личностного развития, а также проявляются особенности поведения индивида. Большинство социологов, психологов и педагогов определяют ценностные ориентации в качестве характеристики личности, которая объединяет психическое и социальное в человеке и регулирует его поведение. Ценностные ориентации придают завершенность воспитанию личности. Кроме этого данный вид ориентаций имеет социальную обусловленность, а также выступают в качестве основных критериев формирования духовности и индивидуального бытия. Несмотря на это в научной литературе по данной тематике не существует единого общепринятого определения понятия «ценностные ориентации» [36, с. 161]. Анализируя современную психолого-педагогическую литературу, важно отметить, что определение вышеуказанного понятия представлено следующими направлениями:
1. Объективно-идеалистическое (ценность – существующая индивидуальная реальность) (Т. Парсонс, Э. Шпрангер, Н. Гартман, М. Шелер и др.).
2. Субъективно-идеалистическое (ценность – субъективное отношение человека к объектам) (Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Дюркгейм и др.).
3. Натуралистическое (ценность – выражение потребностей и интересов человека) (Дж. Дьюи, Р.Б. Перри и др.).
В западной гуманитарной науке впервые термин «ценностные ориентации» встречается в научных исследованиях У. Томаса и Ф. Знанецкого. Данные исследователи определяли ценности правилами, благодаря которым удерживались и регулировались взаимоотношения в группе, а также действия членов группы. При этом, авторы считали, что установка является индивидуальной, т.е. субъективной стороной ценности [29, с. 335-337].
В советской психолого-педагогической науке начало изучения ценностных ориентаций связано Леонтьевым Д.А., который предложил следующие формы ее существования:
1. Социальные идеалы (ценности, которые определялись сознанием общества).
2. Предметно-воплощенные ценности (воплощенные в продуктах деятельности).
3. Личностные ценности (структуры мотивации личности) [14, с. 24-25].
Кроме Леонтьева Д.А ценностные ориентации нашли отражение в научных трудах Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Ковалева А.Г., Платонова К.К. (ценностные ориентации – направленность личности на ценности), Здравомыслов А.Г., Надирашвили Ш.А., Узнадзе Д.Н., Ядов В.А. (ценностные ориентации – высший уровень установок личности). Современные российские психологи Абдульханова-Славская К.А., Бодалев А.А., Братусь Б.С., Ломов В.Ф., Слободчиков В.И. определяют ценностные ориентации в качестве доминирующего отношения к объектам окружающей среды. Говоря о понятии «ценности», важно отметить, что в современной психолого-педагогической науке они признаются реально действующими имманентными образованиями, выступающими регуляторами поведения индивидов вне зависимости от их отражения в сознании. Они являются объективным обоснованием стремлений людей, их ориентации и активности. При этом они служат интегративной основой как для всего общества, социальной группы, так и для отдельно взятого индивида [15, с. 16-18]. Американский социолог-теоретик Парсонс Т. считал, что ценности – это разновидность убеждений, которые служат для объяснения мотивов поведения личности в социуме. Таким образом, согласно Т. Парсонсу, ценностные ориентации являются регуляторами поведения, благодаря которым личность соблюдает нормы и правила социума [21, с. 161].
Глава 2 Система работы классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников
2.1 Диагностика ценностных ориентаций
Для диагностики ценностных ориентаций у старшеклассников применяются тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова), методика изучения ценностных ориентации (М. Рокич) и тест ценностных предпочтений (Г. Олпорт, Ф. Вернон и Г. Линдзи). Тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой включает 66 закрытых вопросов. Основными шкалами данной методики являются:
1. Времяпрепровождение.
2. Материальное благосостояние.
3. Наслаждение прекрасным.
4. Милосердие.
5. Любовь.
6. Познание нового.
7. Социальный статус.
8. Признание.
9. Социальная активность.
10. Общение.
11. Здоровье.
Данные вопросы направлены на изучение реализации ценностных ориентаций личности в условиях жизнедеятельности. Респонденты отвечают «да» или «нет» на представленные 66 вопросов теста. В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса. Степень выраженности ценностных ориентаций индивида определяется с помощью ключа. После выбора респондентами подсчитывается количество положительных ответов во всех 11 столбцах ценностей. По результатам обработки эмпирических данных строится диаграмма, которая отражает степень выраженности каждой из 11 ценностей у учащегося. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали – виды ценностей. Использование теста «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) рекомендуется в сочетании с другими методами (тестам) изучения личностных ценностей. Наиболее популярной методикой диагностики ценностных ориентаций является тест ценностных предпочтений Г. Олпорта, Ф. Вернона и Г. Линдзи. Основой данного теста является теория Э. Шпрангера, согласно которой выделяется шесть типов личности, исходя из направленности ее интересов:
1. Теоретический.
2. Экономический.
3. Эстетический.
4. Политический.
5. Социальный.
6. Религиозный.
Тест состоит из двух частей. В первой части респондентам предлагается выбрать один из двух вариантов ответов на вопрос и оценить степень своего предпочтения. Во второй части требуется про ранжировать по степени предпочтения четыре альтернативы на каждый из вопросов, предложенных авторами. Результат представляется в виде профиля ценностных предпочтений, который отражает сравнительную значимость для респондента каждой из шести групп ценностей или интересов. Важно отметить, что тест ценностных предпочтений обладает хорошим уровнем надежности и валидности. К сожалению, главным его недостатком является ограниченность шестью выделенными типами направленности ценностных предпочтений.
Заключение
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи. По результатам проведенного исследования были получены следующие выводы и результаты. 1. В психолого-педагогической литературе отсутствует общепринятое определение понятия «ценностные ориентации». Существует ряд определений этого термина, среди которых выделяются:
1) Правила, благодаря которым удерживались и регулировались взаимоотношения в группе, а также действия членов группы (У. Томас и Ф. Знанецкий).
2) Ценности, которые определялись сознанием общества, воплощенные в продуктах деятельности и структура мотивации личности (Леонтьев Д.А).
3) Направленность личности на ценности (Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Ковалев А.Г., Платонов К.К.).
4) Высший уровень установок личности (Здравомыслов А.Г., Надирашвили Ш.А., Узнадзе Д.Н., Ядов В.А.).
5) Доминирующее отношение к объектам окружающей среды (Абдульханова-Славская К.А., Бодалев А.А., Братусь Б.С., Ломов В.Ф., Слободчиков В.И.).
6) Регуляторы поведения, благодаря которым личность соблюдает нормы и правила социума (Парсонс Т.).
7) Состояние готовности личности к оценке собственного положения, возможность выбора стиля поведения и направления деятельности, с помощью жизненного опыта (Фельдштейн Д.И.).
8) Отражение в сознании человека ценностей, которые определяются им в качестве основной жизненной цели и ориентиров (Алексеев В.Г.).
9) Определенные субъектом смыслы (Султанбеков В.И., Тимофеев А.И., Будинайте П.Л. и Корнилова Т.В).
1. Апанасенко, О. Воспитание как педагогический компонент процесса социализации / О. Апанасенко // Социальные процессы в современной Западной Сибири: материалы II научно-практической конференции / АГГПУ; сост. и науч. ред. Ю.В. Табакаев. – Горно-Алтайск, 2001. – С. 24-28.
2. Апанасенко, О. К вопросу о некоторых этапах формирования ценностных ориентаций старшеклассников / О. Апанасенко // Социальные процессы в современной Западной Сибири: материалы III научно-практической конференции / АГГПУ; сост. и науч. ред. Ю.В. Табакаев. – Горно-Алтайск, 2002. – С. 19-23.
3. Апанасенко, О. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / О. Апанасенко // Социальные процессы в современной Западной Сибири: философские, политологические, культурологические аспекты: сборник научных статей / АГГПУ; сост. и науч. ред. Ю.В. Табакаев. – Горно-Алтайск, 2000. – С. 65-67.
4. Апанасенко, О. Культурная среда и ее использование в процессе формирования ценностных ориентиров школьников / О. Апанасенко // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся / НИЦ БПГУ; сост. и науч. ред. Т.Н. Зотова. – Бийск, 2000. – С. 35-39.
5. Апанасенко, О. Проблема формирования ценностных ориентаций старшеклассников средствами художественной культуры региона в современной школе / О. Апанасенко // Научное творчество молодежи: сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции / КемГУ; сост. и науч. ред. П.Г. Кабанов. – Анжеро-Судженск, 2002. – С. 11-14.
6. Апанасенко, О. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе деятельности и общения / О. Апанасенко // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся / НИЦ БПГУ; сост. и науч. ред. Т.Н. Зотова. – Бийск, 2001. – С. 57-60.
7. Апанасенко, О. Формирование эмоций как сущности ценностных ориентаций школьников в воспитательном процессе / О. Апанасенко // Бицентры России: прошлое, настоящее, будущее: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Университет Российской академии образования; сост. и науч. ред. Н.А. Шульмин. –Тула, 2002. – С. 104-107.
8. Артеменко, З.В. Начинающему классному руководителю: учеб. пособие / З.В. Артеменко. – Минск: БГПУ, 2002. – 88 с.
9. Будинайте Г. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г. Будинайте, Т. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 99-105.
10. Журавлева, Н. Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе / Н. Журавлева // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – № 3. – С. 46-48.
11. Здравомыслов, А. Потребности. Интересы. Ценности. / А. Здравымыслов. – Москва: Политиздат, 1986. – 223 с.
12. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа ценностного учебно-воспитательного процесса: учебное пособие / В.А. Караковский; под ред. В.А. Караковского. – Москва: Новая школа, 1993. – 80 с.
13. Леонтьев, Д. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. Леонтьев // Вестник МГУ. – 1991. – №1. – С. 20-27.
14. Леонтьев, Д. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С.13–25.
15. Леонтьев, Д. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15–26.
16. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебное пособие / В.Т. Лисовский; под ред. В.Т. Лисовского. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. – 361 с.
17. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XXXVI Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 30 января – 4 февраля 2014 г. / Новосибирский гос. пед. ун-т; под ред. Н.П. Ходаковой [и др.]. – Новосибирск, 2014. – 256 с.
18. Логутова, Е. Особенности ценностных ориентаций старших школьников профильных классов / Е. Логутова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 35-39.
19. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. – Москва: Академия, 2004. – 331 с.
20. Мальковская, Т. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся / Т. Мальковская // Социально-педагогические аспекты развития современной школы. – 1988. – № 3. – С. 78-83.
21. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – Москва: Академический Проект, 2000. – 880 с.
22. Селезнев, В. Ценностные ориентации старших школьников / В. Селезнев // Вестник МГОУ. – 2017. – № 4. – С. 68-79.
23. Современные подходы к организации и содержанию деятельности классного руководителя: методическое пособие / Т.А. Шингирей [и др.]; под. общ. ред. Т.А. Шингирей. – Минск: БГПУ, 2013. – 94 с.
24. Соколова, И. Формирование ценностных ориентаций личности школьника / И. Соколова // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 82-83.
25. Социология молодежи: энциклопедический словарь / Ю.А. Зубок [и др.]; под общ. ред. Ю.А. Зубок. – Москва: Академия, 2008. – 606 с.
26. Социология молодёжи: энциклопедический словарь / Ю.А. Зубок [и др.] ; под общ. ред. Ю.А. Зубок. – Москва: Академия, 2008. – 606 с.
27. Стефановская, Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие / Т.А. Стефановская; под ред. Т.А. Стефановской. – Москва: Академия, 2008. – 192 с.
28. Султанбеков, В. Ценностные ориентации как элемент в структуре личности будущего офицера / В. Султанбеков, А. Тимофеев // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 11. – С. 181-186.
29. Томас, У. Методологические заметки. Американская социологическая мысль / У. Томас, Ф. Знанецкий – Москва: МГУ, 1994. – 423 с.
30. Шемшурина, А. Аксиологический подход в воспитании школьников / А. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2011. – № 2. – С. 53-60.
31. Широких, О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? / О. Широких // Воспитание школьников. – 2005. – № 5. – С. 12-16.
32. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание: учебное пособие / Н.Е. Щуркова; под. ред. Н.Е. Щурковой. – Москва: Педагогическое общество России, 2000. – 128 с.
33. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – Москва: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
34. Ядов В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. Ядов. – Москва: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.
35. Яницкий, М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: автореф дис. … докт. псих. наук: 19.00.01 / М.С. Яницкий; Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск, 2000. – 41с.
36. Ярина, Е. Теоретический анализ понятий ценности и ценностные ориентации / Е. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 5. – С. 160-162.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета определения ценностей у старшеклассников
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета определения ценностей у старшеклассников
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты