Внебюджетная деятельность учреждения здравоохранения и пути повышения ее эффективности
БГМУ (Белорусский государственный медицинский университет)
Диплом
на тему: «Внебюджетная деятельность учреждения здравоохранения и пути повышения ее эффективности»
по дисциплине: «Экономика»
2019
251.00 BYN
Внебюджетная деятельность учреждения здравоохранения и пути повышения ее эффективности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономика
Организация: Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника, ГУ
Работа защищена на оценку "7" с одной доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет об исполнении бюджетной сметы
ПРИЛОЖЕНИЕ В Объём оказания платных медицинских услуг
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет об исполнении внебюджетной сметы
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Прейскурант цен на платные медицинские услуги, оказываемые
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Расчетная норма рабочего времени на 2019 год
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Распределение должностей по категориям персонала и видам финансирования
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА: ЗНАЧЕНИЕ, РОЛЬ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Бюджетная система государства: понятие, структура, субъекты бюджетных отношений
1.2 Значение и роль бюджетных организаций в бюджетной системе государства
1.3 Направления расходов государственного бюджета на содержание бюджетных организаций и учреждений здравоохранения
1.4 Виды деятельности учреждений здравоохранения и особенности формирования тарифов на услуги
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Формирование бюджетной сметы учреждения здравоохранения: состав доходов и расходов
2.2 Анализ внебюджетной деятельности учреждения здравоохранения: калькуляция расчета тарифов на платные медицинские услуги
2.3 Анализ доходов и расходов учреждения здравоохранения по внебюджетной деятельности: расчет эффективности
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1 Проблемы повышения доходов от внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения
3.2 Пути повышения эффективности внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения
3.3 Зарубежный опыт повышения эффективности внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В число приоритетов социальной политики государства входит обеспечение медицинской помощью в целях поддержания здоровья, повышения продолжительности и качества жизни населения на основе государственных социальных стандартов в соответствии с научно обоснованными нормами потребления благ и услуг.
Вопросам развития отрасли здравоохранения в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания. Состояние здоровья населения является показателем социально-экономического развития общества. В связи с социальной направленностью политики государства забота о здоровье народа, система здравоохранения в нашей стране занимает одно из центральных мест в обществе.
Здравоохранение, как и любая отрасль народного хозяйства, действует в определенных экономических условиях, для функционирования которого необходимо наличие всех видов ресурсов, величины которых ограничены. Соответственно, наиболее актуальной проблемой финансово-экономической деятельности организаций здравоохранения является повышение их эффективности за счет оптимизации использования имеющихся ресурсов и поиска альтернативных источников финансирования.
Возникший в последние десятилетия комплекс социально-экономических, демографических и экологических факторов не только негативно влияет на здоровье населения, но и требует изменений в работе системы здравоохранения.
В этой связи, одной из актуальных проблем в здравоохранения является разработка механизма эффективного функционирования бюджетных учреждений, который позволит снизить бюджетную нагрузку по их содержанию, повысить доходность, и в то же время обеспечить доступ к медицинским услугам всем категориям населения.
Особенностью финансирования отрасли здравоохранения в Республике Беларусь является то, что, в отличие от финансирования промышленных предприятий, большая часть бюджета здравоохранения формируется из средств республиканского и местного бюджетов. Однако здравоохранение должно развиваться не только при помощи государственного финансирования. Работа учреждений здравоохранения должна быть также направлена на расширение внебюджетной деятельности за счет развития не только медицинской деятельности, но и научно-исследовательской, консалтинговой, туристской, а также других приоритетных направлений, на увеличение объемов платных услуг, привлечение иных источников финансирования.
Перечисленные условия обусловили выбор темы дипломной работы и ее актуальность.
Цель дипломной работы: исследовать внебюджетную деятельность учреждения здравоохранения и определить пути повышения ее эффективности (на примере ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника»).
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
- исследовать бюджетную систему государства: понятие, структура, субъекты бюджетных отношений;
- изучить значение и роль бюджетных организаций в бюджетной системе государства;
- рассмотреть направления расходов государственного бюджета на содержание бюджетных организаций и учреждений здравоохранения;
- рассмотреть виды деятельности учреждений здравоохранения и особенности формирования тарифов на услуги;
- проанализировать формирование бюджетной сметы учреждения здравоохранения: состав доходов и расходов;
- провести анализ внебюджетной деятельности учреждения здравоохранения: калькуляция расчета тарифов на платные медицинские услуги;
- провести анализ доходов и расходов учреждения здравоохранения по внебюджетной деятельности: расчет эффективности;
- определить проблемы повышения внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения;
- обосновать пути повышения эффективности внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения;
- изучить зарубежный опыт повышения эффективности внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения и возможность его применения.
Объектом исследования в дипломной работе является внебюджетная деятельность бюджетной организации учреждения здравоохранения. Предметом исследования является определение путей повышения эффективности внебюджетной деятельности ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника».
В дипломной работе были использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, аналитический метод, синтез, структурно-функциональный метод, графический метод, табличный метод.
В ходе исследования была изучена научная литература как зарубежных, так и отечественных авторов по данному вопросу. Основными источниками, раскрывающими теоретические аспекты деятельности бюджетных организаций в экономической системе государства явились работы российских авторов М.П. Афанасьева, А.А. Беленчук, О. Врублевской, М. Романовского, И.Н. Мысляева [4; 8; 24]. В данных источниках подробно рассмотрено значение, роль, направления деятельности бюджетных организаций, акцентирован некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций.
В работах белорусских ученых Д.А. Панкова, Е.А. Головковой, Г.А. Воробья, И.А. Еремеевой, В.М. Руденкова, И.К. Рудака определены понятия понятие, структура, субъекты бюджетных отношений в Республике Беларусь [2; 13; 17; 47].
ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА: ЗНАЧЕНИЕ, РОЛЬ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Бюджетная система государства: понятие, структура, субъекты бюджетных отношений
Прежде чем говорить о бюджетной системе, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона [2, с. 6].
Бюджет (от франц. «bougette» - кожаная сумка, мешок) - это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени [4, с. 12]
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.
Тем не менее, как отмечает Т.В. Сорокина «бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [47, с. 18].
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Авторы учебника «Бюджетная система Российской Федерации» под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского справедливо отмечают, что «в специальной и учебной литературе бюджет традиционно рассматривается как сложная социально-экономическая и правовая категория» и трактуют экономическую категорию бюджета как «совокупность экономических (денежных) отношений органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, связанных с перераспределением валового национального продукта и части национального богатства в связи с необходимостью удовлетворения социально-экономических и властно-политических функций государства и его граждан» [8, с. 30].
Как отмечает М.П. Афанасьев, «именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства» [4, с. 10].
Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям на¬селения, развития рыночных отношений. Так, в частности, средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГУ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА»)
2.1 Формирование бюджетной сметы учреждения здравоохранения: состав доходов и расходов
Государственное учреждение «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» (далее ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника») осуществляет свою деятельность в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 сентября 1998 г. № 251 «О Республиканской клинической стоматологической поликлинике» и Уставом, зарегистрированным решением Минского городского исполнительного комитета от 18 января 2007 года № 106 в Едином государственном регистре за № 100119083.
ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Уставом.
ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» является юридическим лицом, имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, бланки и штампы, другие необходимые реквизиты.
ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник закрепленного за ней имущества.
Основными направлениями деятельности ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» являются:
- оказание квалифицированной терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологической помощи населению республики;
- оказание консультативно-диагностической помощи больным со сложной стоматологической патологией г. Минска и всей республики совместно со специалистами кафедр БГМУ;
- материально-техническое и кадровое обеспечение учебного и лечебного процессов на стоматологических кафедрах БГМУ, постдипломной подготовки специалистов (интернатура);
- оказание стоматологических услуг населению на платной основе;
- разработка и внедрение принципиально новых и усовершенствование существующих методов диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний;
- проведение клинических испытаний лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- организационно-методическая работа по сбору, систематизации и анализу информации о деятельности стоматологической службы республики;
- подготовка для Министерства здравоохранения Республики Беларусь отчетных и аналитических документов и предложений для принятия управленческих решений по стоматологической службе республики;
- реализация мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний и пропаганда здорового образа жизни среди населения.
В соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утверждённым Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» получены лицензии на право осуществления медицинской деятельности.
Организационная структура ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» приведена в Приложении А.
Орган управления - Министерство здравоохранения Республики Беларусь.
Организационно-методическое руководство деятельностью ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» осуществляет Комитет по здравоохранению Мингорисполкома.
Непосредственное оперативное руководство деятельностью организации осуществляет главный врач. Главный врач самостоятельно решает все вопросы деятельности учреждения, за исключением отнесенных уставом к компетенции уполномоченного органа. Главный врач без доверенности действует от имени ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника», представляет его интересы во всех белорусских и иностранных организациях, распоряжается имуществом и средствами учреждения в пределах, устанавливаемых учредителем, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников учреждения, несет персональную ответственность за сохранность и эффективное использование имущества организации.
Заместители главного врача, руководители структурных подразделений ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» назначаются на должность и освобождаются от должности главным врачом по согласованию с уполномоченным органом.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1 Проблемы повышения доходов от внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие.
Здоровье населения во многом определяет возможность развития и реализации человеческого капитала, призванного содействовать устойчивому социально-экономическому развитию нашей страны. Поэтому оздоровление населения и формирование эффективной системы здравоохранения являются одним из приоритетов государственной политики.
Наиболее масштабно долгосрочный прогноз социальной сферы представлен в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [41].
На сегодняшний день развитие системы здравоохранения в Беларуси является одним из приоритетных направлений работы правительства страны. В связи с этим разрабатываются приоритетные национальные проекты, направленные на повышение состояния здоровья населения. Важной задачей является обеспечение населения доступной медицинской помощью.
На современном этапе развития белорусской системы здравоохранения достигнуты значительные результаты в области повышения качества и доступности медицинской помощи, использования высоких медицинских технологий, оптимизации финансовых потоков в системе здравоохранения.
Вместе с тем данные успехи реализуются на фоне таких общемировых негативных тенденций как депопуляция и старение населения, рост заболеваемости и смертности трудоспособного населения, требующие увеличения объемов оказания медицинской помощи, разработки и внедрения современных методов лечения и профилактики, и как следствие постоянный рост расходов на развитие здравоохранения.
Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер. Бюджетное финансирование системы здравоохранения в стране, как и прежде, остается основным источником финансирования.
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. В данных условиях органами здравоохранения обеспечивается комплекс мер по рациональному использованию и экономии бюджетных средств. Однако средств по-прежнему недостаточно, а порой их использование неэффективно.
Итак, основной проблемой в современных условиях является недостаточный объем бюджетных средств для финансирования учреждений здравоохранения в полном объеме, не смотря на приоритетность данных расходов.
На сегодняшний день удельный вес расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте относительно стабилен: в 2016 г. он составлял - 5,1%, в 2017 г.- 5,0%, в 2018 г. - 4,6%, от ВВП [32]. Однако возможности наращивания бюджетного финансирования заметно сужаются. Кроме того для отрасли характерно ухудшение структуры расходов - уменьшение доли капитальных расходов в пользу текущих расходов учреждений здравоохранения.
Также проблемой роста доходов от внебюджетной деятельности является то, что внебюджетная деятельность учреждений здравоохранения находится в зависимости от ряда внешних и внутренних факторов.
Белорусская система здравоохранения постоянно испытывает нехватку медицинского персонала, усилившуюся в 2016-2017 гг. из-за резкого перепада в оплате труда медработников в регионах. Ежегодно из системы государственного здравоохранения Беларуси увольняется до двух тысяч специалистов. Около 10% из них уезжают за границу.
Остается актуальной проблема, связанная с укомплектованностью медицинскими кадрами. Несмотря на постоянный рост наборов в образовательные учреждения по подготовке медперсонала, показатель укомплектованности кадрами даже снижается. Основная проблема с укомплектованностью врачами больниц наблюдается в сельской местности и небольших райцентрах.
Также проблемой является то, что если учитывать темпы инфляции, значительного роста доходов медучреждений не наблюдается.
Снижение платежеспособности населения делает платные услуги здравоохранения менее доступными для значительной части населения.
Перечисленные внешние и внутренние факторы являются причиной недостаточного роста доходов и ухудшения итоговых показателей эффективности внебюджетной деятельности.
Проблемой повышения доходов от внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения является то, что отдельные медицинские учреждения не обладают сколь-нибудь значимыми полномочиями по принятию решений относительно основных фондов, укомплектованности кадрами, уровня оплаты труда работников, а также видов оказываемых услуг.
Последние десять лет были отмечены негативным воздействием социально-экономических, демографических и экологических факторов в обществе не только на состояние здоровья населения, но также и на систему здравоохранения. Постоянно растущий спрос на медицинские услуги, с одной стороны, и ограниченные материальные и финансовые ресурсы, с другой стороны, привели к появлению ряда проблем в области оказания медицинской помощи. Основная сложность состоит в разрешении проблем, связанных с эффективностью функционирования системы здравоохранения и эффективным распределением ресурсов при сохранении качества медицинской помощи и обеспечения доступа к ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного исследования, можно определить следующие положения.
Бюджетное устройство определяется административно-территориальным устройством Республики Беларусь, а также государственной политикой Республики Беларусь. Бюджетные организации - важный субъект производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. В отраслях социальной сферы функционируют учреждения, организации и предприятия различных форм собственности, видов хозяйствования. Ведущие позиции занимают бюджетные организации.
В Республике Беларусь государство является основным финансовым источником организаций системы здравоохранения. Организации, финансируемые из бюджета, кроме бюджетных средств могут иметь в своем распоряжении средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные). Экономическая специфика деятельности бюджетных организаций сферы здравоохранения находит свое отражение в характерных объектах управления, анализа и соответствующих системах показателей.
Расчет тарифов на платные медицинские услуги следует осуществлять с учетом утвержденных законодательством норм и нормативов материальных и трудовых затрат.
Анализ деятельности ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» показал, что:
- в 2016 г. по сравнению с 2015 г. финансирование увеличилось на 663,64 тыс. руб., в 2017 г. по сравнению с 2016 г. финансирование ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» увеличилось на 280,27 руб.
- всего в 2016 г. было произведено 1325,27 тыс. руб. расходов, что на 248,11 тыс. руб. больше, чем в 2015 г. (темп роста 193,6 %). В 2017 г. было произведено 1573,38 тыс. руб. расходов, что на 248,11 тыс. руб. больше, чем в 2016 г. (темп роста 118,7 %).
- наибольший удельный вес в структуре расходов ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» занимает заработная плата рабочих и служащих. Ее удельный вес составляет 43,90 % в общей структуре фактических расходов 2015 г., 42,50 % в 2016 г. и 44,34 % в 2017 г.
- процент роста ассигнований, выделенных в 2017 году от ассигнований, выделенных в 2016 году, снизился по многим статьям расходов по сравнению с процентом роста ассигнований, выделенных в 2016 году от ассигнований, выделенных в 2015 году.
Анализ внебюджетной деятельности ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» показал, что:
- ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» с учетом норм законодательства самостоятельно формирует и утверждает тарифы на оказываемые им платные медицинские услуги.
- фактическое выполнение объёма оказания платных медицинских услуг ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» демонстрирует тенденцию роста - с 105,5 % в 2015 г. до 184,8 % в 2017 г. Вследствие этого снижается процент бюджетного финансирования - с 64,4 % в 2015 г. до 49,0 % в 2017 г.
- задание по экспорту услуг ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» на протяжении 2015-2017 гг. фактически выполняется. Следует отметить рост данного показателя на 7,9 % в 2017 г по сравнению с 2016 г.
Анализ доходов и расходов учреждения здравоохранения по внебюджетной деятельности показал, что:
- наблюдается положительная динамика внебюджетных доходов ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника». В 2016 г. по сравнению с 2015 г. внебюджетные доходы организации увеличились на 161,39 тыс. руб., в 2017 г. по сравнению с 2016 г. внебюджетные доходы увеличились на 379,21 тыс. руб. В 2015-2017 г. процент выполнения по смете выше 100 %.
- в 2015-2017 гг. процент выполнения по смете выше 100 %, что свидетельствует о повышении доходности деятельности ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника».
- доходы от внебюджетной деятельности ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выросли на 55,9 %, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. выросли на 84,2 %. В основном это произошло за счет роста средств, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности (платных медицинских услуг).
- основную часть доходов ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» составляют доходы от оказания платных медицинских услуг - 99,43 % в 2015 г., 99,51 % в 2016 г. и 99,57 % в 2017 г.
- расходы по внебюджетной деятельности ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выросли на 74,8 %, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. выросли на 76,8 %.
- наибольший удельный вес в общей структуре занимают расходы на заработную плату рабочих и служащих, которые составили 39,5 % в 2015 г., 38,5 % в 2016 г. 36,0 % в 2017 г. Также высок удельный вес расходов на приобретение предметов снабжения и расходных материалов - 21,4 % в 2015 г., 36,4 % в 2016 г. 39,2 % в 2017 г.
- в 2016 году темпы роста расходов превышали темпы роста доходов, но уже в 2017 году темпы роста доходов превысили темпы роста расходов. Рост доходов в 2016 году - 155,9 %, в 2017 году - 184,2 %. Рост расходов в 2016 году - 174,8 %, в 2017 году - 176,8 %.
- в ГУ «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника» в 2016 г. по сравнению с 2015 г. было использовано прибыли от внебюджетной деятельности на 10,84 тыс. руб. больше, а в 2017 г. по сравнению с 2016 г. было использовано прибыли от внебюджетной деятельности на 78,18 тыс. руб.
1. Аганбегян, А. Г. Об альтернативном подходе к финансированию здравоохранения и других отраслей социальной сферы / А. Г. Аганбегян // Деньги и кредит. – 2017. – № 9. – С. 17–23.
2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций : учеб. пособие для вузов / Д.А. Панков [и др.] ; под ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. – М. : Новое знание, 2012. – 631 с.
3. Андриевская, Е. Внебюджетные средства в вопросах и ответах / Е. Андриевская // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 41–47.
4. Афанасьев, М.П Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук. – М. : Юрайт, 2018. – 777 с.
5. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – М.: Юрайт, 2016. – 781 с.
6. Боброва, А. Г. Государственное регулирование социальной сферы и пути его совершенствования / А.Г. Боброва, Н.Н. Щербина // Наука и инновации. –2016. – № 4. – С. 48–52.
7. Борисенко, Н.В. Расчет и документальное оформление стоимости платной стоматологической услуги / Н.В. Борисенко // Планово-экономический отдел. – 2017. – № 4. – С. 33–41.
8. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 5-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2016. – 388 с.
9. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412–З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Республики 28 июня 2008 г.: вступ. в силу с 1 янв. 2009 г. – Минск: Амалфея, 2013. – 232 с.
10. Бюллетень об исполнении консолидированного и республиканского бюджетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov. by/ru/budgetary_policy/bulletin.
11. Велижанская, С.С. Финансы в бюджетных организациях: основы и примеры расчетов / С.С. Велижанская // Справочник экономиста. – 2015. – № 3. – С. 13-21.
12. Внебюджетная деятельность бюджетных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eknigi.by/books/glavnyj-buhgalter-bdzhetnoj-organizatsii/read/vnebdzhetnaya-deyatelnost-poryadok-formirovaniya-i.
13. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь : конспект лекций / Г.А. Воробей, В.Д. Яковлева. – Минск: Амалфея, 2017. – 144 с.
14. Главный бухгалтер бюджетной организации: полное практ. руководство / В.Е. Сузанский и др. – Минск : Агентство Владимира Гревцова, 2016. – 184 с.
15. Горбатенко, И. В. Влияние структуры экономики Республики Беларусь на торговый баланс и государственный бюджет / И. В. Горбатенко, А. М. Филипцов // Экономика и банки. – 2017. – № 2. – С. 63–71.
16. Горбач, Н. Ф. Концессия как новый способ привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь / Н. Ф. Горбач // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 10. – С. 38-42.
17. Государственный бюджет: пособие для студентов / И.А. Еремеева [и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2011. – 112 с.
18. Еськова, Л. Ф. Бухгалтерский финансовый учет в бюджетных организациях: учеб. пособие в 2 частях. Ч. 2. / Л.Ф. Еськова – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 351 с.
19. Заббарова, О. А. Экономическое содержание критерия эффективности деятельности бюджетных организаций / О.А. Заббарова //Аудит и финансовый анализ – 2017. – № 5. – C. 26-29.
20. Информации о финансировании расходов. Министерство здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/. – Дата доступа: 02.03.2019.
21. Кирикова, О.А. Системы оценки результатов деятельности бюджетных организаций. Критерий и анализ эффективности / О.А. Кирикова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – №3. – С. 81–85.
22. Климова, С. Г. Смыслы и практики разгосударствления социальных услуг / С. Г. Климова // СОЦИС. – 2017. – № 2. – C. 48–56.
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
24. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / И.Н. Мысляева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2012. – 393с.
25. Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.08.2016 № 604 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
26. О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для определённых категорий граждан: Закон Республики Беларусь от 14.06.2007 г. № 239-З (в ред. Закона от 18 апреля2016 г. № 312-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
27. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII (в ред. Закона от 21 октября 2016 г. № 433-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
28. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. № 450 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. №14 (в ред. постановления от 7 марта 2018 г. № 24) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30. О порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения: постановление Совета министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. №182 9 (в ред. постановления от 10 октября 2016 г. № 809) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
31. О республиканском бюджете на 2019 год: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 160-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
32. О состоянии государственных финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf..
33. О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику: Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
34. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 22 (в ред. от 02.05.2018 № 31) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
35. Об утверждении Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 02.12.2016 г. № 103 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
36. Об утверждении Инструкции о порядке оказания социально-медицинских услуг государственными организациями здравоохранения: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.01.2013 г. № 3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
37. Об утверждении Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 31.12.2008 № 208 (в ред. Постановления от 13 ноября 2015 г. № 54) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
38. Об утверждении Положения о порядке оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 г. № 871 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
39. Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь 19.07.2013 № 641 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
40. Об утверждении Положения об особенностях формирования и использования внебюджетных средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, в государственных учреждениях здравоохранения: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 30 ноября 2016 года № 982 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
41. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы : Указ Президента Респ. Беларусь от 15.12.2015 г. № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
42. ООО «Компания Омитекс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.omitex.com.
43. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019-2021 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/directiontaxpolitic.
44. Проект Стратегии развития здравоохранения Республики Беларусь до 2040 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
45. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учеб. пособие для вузов / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с.
46. Руденков, В.М. Организация деятельности бюджетных и научных учреждений: учеб. пособие для вузов / В.М. Руденков, И.К. Рудак. – Минск: Соврем. шк., 2014. – 448 с.
47. Седельник, О. Н. Информационные технологии в социальном секторе, опыт России в Беларуси / О. Н. Седельник // Экономика и управление. – 2017. – № 3. – C. 50–53.
48. Сергеева, Ю.А. Организация бухгалтерского учета и анализ деятельности бюджетных учреждений / Ю.А. Сергеева // Современные научные исследования и инновации. – 2014. –№ 11. –Ч. 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40860.
49. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: электронный учебно-методический комплекс / Т.В. Сорокина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/20192.
50. Столицына, Т.Г. Повышение эффективности использования бюджетных средств / Т.Г. Cтолицына, – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2013. – 30 с.
51. Траулько, М. А. Экономические последствия неэффективной организации системы здравоохранения / М. А. Траулько // НИРС БГЭУ : сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т" ; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск : РИВШ, 2016. – С. 306-311.
52. Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси / К.В. Рудый [и др.] ; под науч. ред. К. В. Рудого. – Минск: Звязда, 2016. – 464 с.
53. Финансовая система государства : учебно-методический комплекс / Н.Н. Борисевич [и др.] – Брест : БрГУ, 2014. – 218 с.
54. Хомич, А. М. Документационное и правовое обеспечение учреждений здравоохранения / А.М. Хомич. – Минск : Регистр, 2017. – 239 с.
55. Чернюк, А. А. Формирование, использование и учет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности / А.А. Чернюк // Финансы, учет, аудит. –2017. – № 3. – С. 45–50.
56. Экономика и управление социальной сферой: учебник для бакалавров / Под ред. д. э. н., проф. Е. Н. Жильцова, д. э. н., проф. Е. В. Егорова. – М.: Дашков и К, 2015. – 496 с.
57. Якубович, В.И. Финансы социальной сферы: курс лекций / В.И. Якубович. – Минск: БГЭУ, 2016. – 137 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет об исполнении бюджетной сметы
ПРИЛОЖЕНИЕ В Объём оказания платных медицинских услуг
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет об исполнении внебюджетной сметы
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Прейскурант цен на платные медицинские услуги, оказываемые
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Расчетная норма рабочего времени на 2019 год
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Распределение должностей по категориям персонала и видам финансирования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты