ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У СТУДЕНТОВ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У СТУДЕНТОВ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь уровня эмпатических тенденций и выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить уровень эмпатических тенденций у студентов различных специальностей;
2) определить выбор стратегии поведения в конфликте у студентов различных специальностей;
3) сравнить эмпатические тенденции и стратегии поведения в конфликте у студентов различных специальностей с помощью методов математико-статистической обработки данных;
4) установить статистическую связь между уровнем эмпатических тенденций и выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем эмпатических тенденций и выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
Назначение методики: выявление стратегий поведения в конфликтной ситуации, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
В основе описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томаса лежит двухмерная модель регулирования конфликтов, фундаментом которой являются ориентации участников конфликта на собственные интересы и интересы другой стороны.
С помощью опросника можно выявить пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:
1) соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) сотрудничество направлено на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон;
3) компромисс, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) приспособление – готовность уступить, пренебрегая собственными интересами.
Испытуемым предлагается 30 пар суждений, в каждой из которых необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Обработка результатов осуществляется путем подсчета баллов, полученных в ходе обработки бланков ответов по ключу методики.
Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, указывает на степень выраженности у него тенденции к проявлению соответствующей формы поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия поведения, по которой испытуемым набрано наибольшее количество баллов, является преобладающей [Гришина, с. 69].
2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
Назначение методики: выявление уровня эмпатии и эмпатических способностей. Под эмпатией понимается осмысленное представление внутреннего мира другого человека.
Шкалы методики:
1) рациональный канал эмпатии, характеризующий направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого – на его состояние, проблемы, поведение;
2) эмоциональный канал, отражающий способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную «волну» с другими — сопереживать, соучаствовать;
3) интуитивный канал, отражающий способности индивида видеть поведение другого, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, который хранится в подсознании;
4) установки, способствующие эмпатии, облегчающие или затрудняющие действие всех эмпатических каналов;
5) проникающая способность в эмпатии, которая является коммуникативным свойством индивида, позволяющим создавать атмосферу открытости и доверительности;
6) идентификация, отражающая умение понять другого человека на основе сопереживаний, постановки себя на его место.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмпатических тенденций и выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов позволило установить следующее.
В результате сравнения эмпатических способностей студентов установлено, что у студентов-математиков более развиты такие эмпатические способности как: рациональный канал эмпатии и установки, способствующие или препятствующие эмпатии. У студентов-психологов более развиты такие эмпатические способности как: эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация. У студентов-химиков более развит рациональный канал эмпатии. У студентов-медиков более развиты такие эмпатические способности как: эмоциональный канал эмпатии, проникающая способность в эмпатии и идентификация.
В результате сравнения выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях студентами установлено, что студенты-математики более склонны выбирать стратегию соперничества и избегания; студенты-психологи более склонны выбирать стратегию сотрудничества и компромисса; студенты-химики более склонны выбирать стратегию соперничества, избегания, приспособления; студенты-медики более склонны выбирать стратегию сотрудничества.
Корреляционный анализ показал, что студенты, обладающие развитым рациональным каналом эмпатии, в конфликтной ситуации склонны выбирать стратегию соперничества (r=0,58 при p≤0,05). Студенты, обладающие развитым интуитивным каналом эмпатии, в конфликтной ситуации склонны выбирать стратегию сотрудничества, (r=0,66 при p≤0,05). Студенты, обладающие развитым эмоциональным каналом эмпатии, в конфликтной ситуации склонны выбирать стратегию компромисса (r=0,64 при p≤0,05). Студенты, имеющие установки, способствующие эмпатии, в конфликтной ситуации склонны выбирать стратегию избегания, (r=0,56 при p≤0,05). Студенты, обладающие развитой идентификацией, в конфликтной ситуации склонны выбирать стратегию приспособления (r=0,61 при p≤0,05). Студенты, обладающие высокой эмпатией, в конфликтной ситуации склонны выбирать стратегию компромисса (r=0,55 при p≤0,05). Студенты, обладающие низкой эмпатией, неспособные к сопереживанию и сочувствию, в конфликтной ситуации склонны выбирать стратегию соперничества (r=0,52 при p≤0,05).
Гипотеза исследования о том, что существует связь между уровнем эмпатических тенденций и выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов, подтвердилась.