Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Морфологический тест жизненных ценностей»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Семь качеств личности» Р. Кеттелла в модификации А.Г. Грецова
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные эмпирические данные
Поделиться
Введение
Глава 1 теоретические основы изучения соотношения компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов
1.1 содержание понятия «эмоциональный интеллект» в психологии
1.1.1 основные подходы к изучению эмоционального интеллекта
1.1.2 компоненты эмоционального интеллекта
1.2 понятие успешности профессионального обучения
1.2.1 критерии успешного профессионального обучения
1.2.2 особенности успешности профессионального обучения будущих психологов
1.3 соотношение компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов
Выводы по главе 1
Глава 2 эмпирическое исследование соотношения компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов
2.1 организация и методы исследования
2.2 анализ результатов исследования содержания компонентов эмоционального интеллекта будущих психологов
2.3 результаты исследования критериев успешности профессионального обучения будущих психологов
2.4 анализ результатов исследования взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время к личности будущих психологов предъявляются высокие требования, удовлетворение которых способствует успешности деятельности. Успешность личности обеспечивается и способностью к приобретению профессионально важных качеств, и комплексом ряда психологических детерминант. Успешность в современной психологии рассматривается в качестве одной из базовых потребностей студента, стимула его поступков и мотива поведения, а также цели деятельности. Кроме того, она является оценкой и самооценкой эффективности жизни и деятельности.
Важнейшей предпосылкой успешного профессионального обучения будущих психологов являются профессионально важные качества. Достижение успешности зависит от степени соответствия личности сотрудника требованиям, которые предъявляются к представителям этой профессии.
Успешность профессионального обучения студентов-психологов зависит от многих факторов, включенных в ценностно-смысловую, мотивационную, личностную и субъектно-деятельностную сферы. Одним из факторов успешного профессионального обучения будущих психологов является эмоциональный интеллект.
Внимание к эмоциональному интеллекту обусловлено тем, что его измерение, в противопоставление академическому интеллекту, связывается с профессиональными успехами человека. Особый интерес представляет изучение связи между эмоциональным интеллектом и показателями успешности профессионального обучения будущих психологов. Перечень профессионально важных качеств психолога, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность, включает умение управлять своими эмоциями, воспринимать, понимать и интерпретировать эмоции других людей, умение управлять чужими эмоциями в целях достижения наилучшего результата в работе.
В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Проблему успешности деятельности человека в связи с эмоциональным интеллектом поднимали отечественные (И.Н. Андреева, В.Н. Дружинин, А.И. Маклакова, В.С. Юркевич) и зарубежные (Р.К. Купер, А. Саваф, Д. Гоулман, X. Вейзингер) психологи. Авторами приводятся доказательства того, что успешность деятельности зависит не от рациональной, а от эмоциональной составляющей психики, способности индивида к управлению собственной эмоциональной сферой и пониманием эмоциональной сферы других людей.
Противоречие между недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения студентов-психологов, и наличием эмпирических подтверждений их важности для профессионального развития будущих психологов, с другой стороны, обусловило выбор темы настоящего исследования: «Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов».
Актуальность темы исследования. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения студентов-психологов, является актуальной темой. Это обусловлено тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке. Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на комплекс психологических детерминант: ценностно-смысловой компонент, мотивационный компонент, личностный компонент, субъектно-деятельностный компонент, которые являются критериями успешного профессионального обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
1.1 Содержание понятия «эмоциональный интеллект» в психологии
1.1.1 Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Среди предположений ученого важным для развития теории эмоционального интеллекта явилось положение о том, что существует не один вид интеллекта, который положительно влияет на жизнедеятельность человека, среди которых – эмоциональный. Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер (1995) и П. Селовей (2001) [2, с. 12].
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил П. Сэловею и Ю. Мэйеру выделить четыре компонента изучаемого феномена, которые выстраиваются в иерархию, уровни которой осваиваются в онтогенезе последовательно. При этом, каждый компонент касается как собственных эмоций личности, так и эмоций других людей [61, с. 209]. Предложенная Сэловеем и Мэйером четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта включает следующие компоненты:
– восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Эта «ветвь» - компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций;
– фасилитация мышления. Способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны оказывать влияние на важную информацию. Разные эмоциональные состояния оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач;
– понимание эмоций. Способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения.
– управление эмоциями. Эта способность связана с контролем за эмоциями, эго рефлексивной регуляцией эмоций через осознание эмоций, способностью переживать позитивные и негативные эмоции, умением снижать интенсивность отрицательных эмоций, способностью вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей [59, с. 55].
Продолжили исследование эмоционального интеллекта такие зарубежные психологи как Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Р. Робертс, которые определили его как способность идентифицировать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции в мышление и регулировать как позитивные, так и негативные эмоции у себя и других людей. Исследователи Р. Купер и А. Саваф под эмоциональным интеллектом понимали способность чувствовать, понимать и эффективно применять силу и проницательность эмоций как источник энергии, информации, связи, влияния человека [14, с. 107].
В современной зарубежной и отечественной психологии существует ряд моделей эмоционального интеллекта, рассматривающих его с различных позиций. Так, в модели Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект рассматривается в качестве сочетания когнитивных способностей и личностных характеристик. Согласно Д. Гоулману, эмоциональный интеллект – это способность индивида истолковывать собственные эмоции и эмоции других для того, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей. При этом, структура эмоционального интеллекта представлена такими компонентами как:
– идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание связей между эмоциями, мышлением и поведением;
– управление эмоциональными состояниями – контроль эмоциями и замена нежелательных состояний адекватными;
– способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;
– способность понимать эмоции окружающих, быть чувствительным к ним и управлять их эмоциями;
– способность создавать поддерживать удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми [12, с. 158].
Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта – сегодня она включает такие компоненты как самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями [12, с. 165].
В развитии эмоционального интеллекта лидеров Д. Гоулман признаёт важными следующие его составляющие и связанные с ними навыки:
– личностные навыки. Речь идет о следующих аспектах:
1) самосознании, в частности, об эмоциональном самосознании – анализе анализ собственных эмоций и осознании воздействия на себя, использовании интуиции при принятии решений; о точной самооценке – понимании своих сильных сторон и пределов своих возможностей; уверенности в себе: чувстве собственного достоинства и адекватной оценка своих способностей;
2) самоконтроле - умении контролировать разрушительные эмоции и импульсы; проявлении честности и прямоты; гибком приспособлении к изменяющейся ситуации и преодолению препятствий; настойчивом стремлении улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества; готовности к активным действиям и умение не упускать возможности; оптимизме [12, с. 166].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
В исследовании приняли участие 50 человек. Все испытуемые являются студентами Института психологии БГПУ имени Максима Танка. Возраст испытуемых: 20-21 год.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и показателями успешности профессионального обучения будущих психологов.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла [38] (Приложение А).
Назначение методики: выявление уровня эмоционального интеллекта, способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Опросник включает 30 утверждений и содержит 5 шкал:
– эмоциональная осведомленность;
– управление своими эмоциями);
– самомотивация;
– эмпатия;
– распознавание эмоций других людей.
Испытуемым предлагается оценить ряд утверждений по степени того, насколько точно они отражают разные стороны их жизни (от -3 до +3 баллов). Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Критерии оценки уровня компонентов эмоционального интеллекта:
14 и более баллов – высокий;
8-13 баллов – средний;
7 и менее баллов – низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим показателям:
70 и более баллов – высокий;
40-69 баллов – средний;
39 и менее баллов – низкий.
2. Методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной [60] (Приложение Б).
Назначение методики: определение мотивационно-ценностной структуры личности. С помощью методики можно выявить терминальные ценности. Под понятием «ценность» авторы методики понимают отношение индивида к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
– развитие себя – познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
– духовное удовлетворение, то есть руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными;
– креативность, то есть реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность;
– активные социальные контакты, то есть установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли;
– собственный престиж, то есть завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;
– высокое материальное положение, то есть обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования;
– достижение, то есть постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов;
– сохранение собственной индивидуальности, то есть преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в разных жизненных сферах. Жизненная сфера – это социальная сфера, где осуществляется деятельность индивида. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей различна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализирован и обобщен теоретический и эмпирический опыт исследования взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов. Основными факторами, детерминирующими профессиональную компетентность будущих психологов, являются: эмоциональный интеллект, рефлексивность, эмпатия, мотивация достижения успеха, ценностные ориентации. Эмоциональный интеллект рассматривается в комплексе профессионально важных качеств, влияющих на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов. Эмоциональный интеллект обеспечивает осознание, понимание и регуляцию своих эмоций и эмоций других людей, оказывающих влияние на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие будущих психологов. Эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей и эффективно взаимодействовать с ними, что особенно важно в будущей профессиональной деятельности студентов-психологов. Ценности представляют собой важнейший критерий эффективности профессиональной деятельности будущего психолога. Ценности формируют профессиональную позицию и идентичность личности психолога. Система ценностных ориентаций является необходимым фактором реализации психологом своей работы, которая имеет непосредственное отношение к человеку как объекту его профессиональной деятельности.
Определено содержание эмоционального интеллекта будущих психологов. Студенты-психологи обладают преимущественно высоким уровнем эмоционального интеллекта. У них высокого развита способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий. Студенты-психологи широко используют эмоции в своей жизни, выражают с помощью них отношение к себе и к окружающим, весьма хорошо умеют их распознавать и регулировать. Такие компоненты эмоционального интеллекта как эмоциональная осведомленность, управление собственными эмоциями и эмпатии развиты у студентов-психологов на высоком уровне, что свидетельствует об их высоких способностях осознания и понимания своих эмоций, эмоциональной отходчивости, эмоциональной гибкости, произвольном управлении своими эмоциями, понимания эмоций других людей, умении сопереживать эмоциональному состоянию другого человека, готовности оказать поддержку. Такие компоненты эмоционального интеллекта как самомотивация и распознавание эмоций других людей развиты у студентов-психологов на среднем уровнем, что указывает на среднюю степень развития способности управлять своим поведением за счет управления эмоциями и умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Изучены критерии успешности профессионального обучения будущих психологов. Для студентов-психологов высокую ценность имеют духовное удовлетворение, развитие себя, активные социальные контакты, достижения. У будущих психологов отсутствует стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, а также к высокому материальному благосостоянию. Для студентов-психологов наиболее значимы такие жизненные сферы как сфера образования и сфера профессиональной жизни. У студентов-психологов мотивация профессиональной деятельности представлена преимущественно такими мотивами как удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. Менее всего в структуре мотивации профессиональной деятельности у них выражены такие мотивы как: денежный заработок, стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег и стремление избежать возможных наказаний или неприятностей. Студенты-психологи характеризуются общительностью, эмоциональной устойчивостью, сдержанностью, доверчивостью, уверенностью в себе, средним уровнем склонности к доминированию и смелости.
Выявлена взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и успешности профессионального обучения будущих психологов. Студенты-психологи, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, стремятся к развитию себя. Студенты-психологи, обладающие способностью управлять своими эмоциями, характеризуются сдержанностью. Студенты-психологи, обладающие высокой самомотивацией, стремятся к достижению конкретных результатов. Студенты-психологи, обладающие высоко развитой способностью к распознаванию эмоций других людей, характеризуются стремлением а активным социальным контактам. Студенты-психологи, обладающие высокой эмоциональной осведомленностью, характеризуются эмоциональной устойчивостью. Студенты-психологи, обладающие высоко развитой эмпатией, характеризуются доверчивостью. Студенты-психологи, обладающие высоко развитой эмпатией, характеризуются внутренней мотивацией профессиональной деятельности. Студенты-психологи, обладающие высоко развитой способностью к распознаванию эмоций других людей, характеризуются внешней положительной мотивацией профессиональной деятельности. Студенты-психологи,, обладающие высокой эмоциональной осведомленностью, стремятся к духовному удовлетворению. Гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и показателями успешности профессионального обучения будущих психологов, подтвердилась.
1. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова-Славская. – СПб. : Алетейя, 2002. – 299 с.
2. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И. Н. Андреева // Философия и соц. науки. – 2010. – № 3. – С. 8–12.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
4. Андреева, Ю. В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональной направленности личности студентов вузов : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Ю.В. Андреева. – Ульяновск, 2004. – 19 с.
5. Базарсадаева, Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э. Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского гос. университета. – 2013. – № 5. – С. 24–29.
6. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. – С. 438–443.
7. Болучевская, В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : монография / В. В. Болучевская. – Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
8. Будакова А. В. Эмоциональный интеллект как условие развития самодетерминации / А. В. Будакова // Психология индивидуальности : материалы научной конференции. – М. : Логос, 2012. – С. 41–42.
9. Вагнер, Н. А. Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования / Н. А. Вагнер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3. – С. 25–29.
10. Влах, Н. И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н. И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
11. Головнева, И. В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек – человек» / И. В. Головнева// Вестник Омского университета. – 2018. – № 1. – С. 42–55.
12. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
13. Грибкова, О. В. Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей / О. В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2012. – № 1 (11). – С. 3–8.
14. Григорьев, С.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов / С.А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 2. – С. 106–118.
15. Двойнин, А. М. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов / А. М. Двойнин, Г. И. Данилова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2012. – № 4 (24). – С. 121–134.
16. Демидова, И. Ф. Психологические критерии оценки эффективности профессиональной подготовки / И. Ф. Демидова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. науч.-практ. конференции. – Новосибирск : СибАК, 2012. – С. 11–16.
17. Джанерьян, С. Т. Профессиональная Я-концепция : системный анализ / С. Т. Джанерьян. – Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2004. – 480 с.
18. Желтова, Е. В. Психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. В. Желтова. – Ростов-на-Дону. 2008. – 21 с.
19. Загайнов, И. В. Профессиональная направленность личности обучающихся / И. В. Загайнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 63-69.
20. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2005. – 336 с.
21. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы / В. В. Знаков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. –448 с.
22. Зыбина, Л. Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Л.Н . Зыбина. – Новосибирск, 2009. – 18 с.
23. Иванова, С. П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде / С. П. Иванова. – Псков: Изд-во Псковского университета, 2000. – 215 с.
24. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин – СПб. : Питер, 2006. – 563 с.
25. Карпов, А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности / А. В. Карпов // Психология труда. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
26. Клименко, И. В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И. В. Клименко // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 143–151.
27. Клищевская, М. В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М. В. Клищевская, Г. Н. Солнцева // Вестник МГУ. – 1999. – № 4. – С. 177–182.
28. Комарова, А. И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А. И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 4. – С. 23–26.
29. Комлик, Л. Ю. Особенности профессиональной направленности личности студента-психолога / Л. Ю. Комлик, Ю. Г. Коровина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2012. – № 18. – С. 137–140.
30. Крупенина, А. В. Влияние личностных качеств практического психолога на эффективность консультативной деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / А. В. Крупенина. – М., 2005. – 20 с.
31. Кулов, А. У. К определению понятия «профессиональная направленность» личности психологов / А. У. Кулов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3 (53). – С. 169–172.
32. Лаврова, Н. А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек» // Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции «Психодиагностика : области применения, проблемы, перспективы развития» / под ред. М. Ю. Карелиной. – М. : Изд-во МИССО, 2003. – 195 с.
33. Лебедева, А. А. Развитие профессионально важных качеств психолога-консультанта : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 / А. А. Лебедева. – Санкт-Петербург, 2007. – 22 с.
34. Лёшенко, А. А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности / А.А. Лёщенко // Альманах современной науки и образования. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 2. – С. 104–107.
35. Лосев, Е.К. Выявление ценностных ориентаций студентов как один их факторов успешности обучения в вузе / Е.К. Лосев, А.С. Турчин // Экономика образования. – 2015. – № 1. – С. 141–144.
36. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
37. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
38. Методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 57–59.
39. Методика «Семь качеств личности» Р. Кеттелла в модификации А. Г. Грецовой // Узнай себя / А. Г. Грецов, Е. Е. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. – С. 16–21.
40. Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / И. Н. Мещерякова. – Курск, 2011. – 23 с.
41. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект : концепции, модели, диагностика : Монография / Е. С. Михайлова. – Санкт-Петербург: изд-во СПбГУ, 2007. – 266 с.
42. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана) // Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – С. 15–20.
43. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т. К. Кругловой. – М. : Класс, 1999. – 144 с.
44. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект : концептуализация феномена: основные функции : монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
45. Обухова, С.Г. Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и личностных особенностей студентов-психологов / С.Г. Обухова // Символ науки. – 2015. – № 2. – С. 291–295.
46. Овсянникова, О. А. Статистический анализ факторов, детерминирующих профессиональную компетентность студентов – будущих психологов / О. А. Овсянникова // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 6 (12). – С. 190–195.
47. Падун, М. А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал / М. А. Падун. – 2010. – № 6. – С. 57–69.
48. Пакулина, С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в ВУЗе / С.А. Пакулина // Известия РПГУ. – 2008. – № 88. – С. 54–59.
49. Панферова, Е. В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов / Е.В. Панферова // Вестник № 1. – 2015. – № 1. – С. 145–149.
50. Первичко Е. И. Стратегии регуляции эмоций : процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход / Е. И. Первичко // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 13–22.
51. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. – М. : Изд-во УРАО, 2002. –160 с.
52. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского В. К. Вилюнаса. – М. : Смысл, 2002. – 394 с.
53. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект : проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1, № 4. – С. 3–26.
54. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник Московского университета. – 1996. – № 3. – С. 60-67.
55. Рожкова, А. П. Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 / А. П. Рожкова. – Казань, 2004. – 20 с.
56. Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. – СПб. : Речь, 2010. – 238 с.
57. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2003. – 420 с.
58. Сидоренко, Е. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. Сидоренко. – СПб. : Питер, 2002. – 84 с.
59. Симбирцева, Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н. В. Симбирцева // Вестник КГУ. – 2008. – № 3. – С. 54–57.
60. Сопов, В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина // Журнал «Прикладная психология». – 2001. – № 4. – С. 9–30.
61. Степанов, И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И. С. Степанов // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 1. – С. 205–212.
62. Таранова, О. В. Успешность как категория собственной эффективности / О. В. Таранова // Вестник РГГУ. – 2015. – № 2. – С. 1–5.
63. Тимченко, И. Н. Профессиональная направленность студентов-психологов / И. Н. Тимченко // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2007. – № 1. – С. 73–77.
64. Толочек, В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
65. Фурсова, Д. В. Экспериментальное изучение влияния эмоционального интеллекта на учебную успешность студентов-психологов / Д. В. Фурсова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2013. – № 1. – С. 108–113.
66. Хаммер, Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я. С. Хаммер // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 147-153.
67. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадрикова. – М. : Логос, 1996. – 320 с.
68. Шелепова, Е. С. К проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности / Е. С. Шелепова. – Тверь : ТГУ, 2007. – 392 с.
69. Ширяев, Е. А. Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями успешности школьников в процессе обучения / Е. А. Ширяев // Известия Самарского научного центра РАН. – 2017. – № 1. – С. 61–64.
70. Шнайдер, М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58–64.
71. Шойгу, Ю. С. Взаимосвязь профессионально важных качеств и успешности профессиональной деятельности у специалистов государственной инспекции по маломерным судам МЧС России / Ю. С. Шелепова, А. А. Тарасова // Российский психологический журнал. – 2018. – № 1. – С. 113–139.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Морфологический тест жизненных ценностей»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Семь качеств личности» Р. Кеттелла в модификации А.Г. Грецова
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные эмпирические данные
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты