Социальная перцепция молодых педагогов (кросс-культурный аспект)
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Социальная перцепция молодых педагогов (кросс-культурный аспект)»
по дисциплине: «Педагогика»
2019
251.00 BYN
Социальная перцепция молодых педагогов (кросс-культурный аспект)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика групп исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Категории, включающие в себя характеристики
ПРИЛОЖЕНИЕ В Данные отношения к ребенку по результатам теста «20 высказываний»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики «Самооценка» Будасси в модификации И.А. Киселева
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики «Самооценка» Будасси в модификации И.А. Киселева
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной перцепции в связи с педагогической деятельностью
1.1 Понятие и сущность социальной перцепции
1.2 Формирование социальной перцепции у педагогов
1.3 Стереотипные представления белорусов, китайцев и швейцарцев в процессе межкультурного взаимодействия
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогической социальной перцепции белорусских, китайских и швейцарских педагогов
2.1 Описание методики и проведения исследования
2.2.Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3 Рекомендации по результатам исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Результативность педагогической деятельности обуславливается особенностями познания педагогом личности учащегося. Восприятие и познание являются очень важным в процессе педагогического общения. Для объяснения закономерностей процесса восприятия и познания человека человеком в психологии используется термин социальная перцепция. В отечественной науке разработка проблемы перцепции связана, прежде всего, с именем А.А. Бодалева, положившего начало большому кругу исследований и создавшего научное направление, в рамках которого было накоплено большое количество эмпирических данных и закономерностей. Психологии познания людьми друг друга – социальной перцепции – посвящено большое количество работ (А.А. Бодалева, Г.М. Андреевой, М.Р. Битяновой, Л.А. Петровской и др.), рассматривающих закономерности формирования образа другого, различные феномены восприятия, выясняющих значения возраста, пола, профессии в процессе формирования у личности знаний о другом человеке, исследующих особенности процесса самопознания и т.д. Процесс социального восприятия имеет свои особенности и характеристики. В связи с этим, изучение социальной перцепции необходимо как в повседневной жизни, так и в профессиональных целях. Продуктивное взаимодействие педагога с учащимися возможно лишь в том случае, если оно носит характер взаимопонимания. Продуктивное взаимодействие представляет собой такое взаимодействие, которое приносит пользу всем его участникам. Таким взаимодействием может выступать сотрудничество, конструктивное разрешение конфликтов, субъект-субъектные отношения и т.д. Продуктивное взаимодействие – это, прежде всего, совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личного роста, развития личностного потенциала, навыков рефлексивного поведения и саморегуляции.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной перцепции в связи с педагогической деятельностью
1.1 Понятие и сущность социальной перцепции
Теории и исследования в области социального восприятия имеют дело с природой, причинами и последствиями восприятия социальных субъектов, а также самого себя, других людей, социальных категорий или групп, к которым субъект восприятия может не относиться. Причем содержание восприятия может иметь практически любую природу. Атрибуты восприятия индивида могут включать в себя черты личности, поведенческие склонности, физические характеристики и оценки способностей. Атрибуты восприятия группы могут включать в себя такие свойства, как размер, сплоченность, культурные характеристики, модели стратификации, сетевые модели, законность и история возникновения и функционирования группы. В области социального восприятия традиционно подчеркивается микросторона, т. е. обычно есть концентрация на индивидуальных находках по отношению к одному человеку или небольшому количеству других лиц, хотя бывают и исключения. Американский социолог Барри Марковский, известный своими исследованиями в области групповых процессов и социальной психологии, считает, что концепция «социальной перцепции» может быть представлена в виде зонтика, охватывающего широкий круг связанных и, как правило, плохо сформулированных теоретических предположений и связанных исследований. По его мнению, «социальное познание», возможно, является более актуальным понятием, чем социальное восприятие, поскольку оно включает в себя теории и исследования, связанные с множеством других областей: человеческое восприятие, социальные суждения, теория социального представительства, теория референтной группы, теория формирования впечатлений, теории атрибуции и т. д. [32]. Термины «перцепция» и «восприятие» были заимствованы из общей психологии; поэтому постоянно возникали трудности в определении точных значений этих терминов. В психологии «социальная перцепция» (от лат. pеrсерtiо – восприятие, socialis – общественный) – определяется как «восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др.» [14, с. 248]. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком. Социальная перцепция – это процесс, который возникает в процессе взаимоотношении людей друг с другом и включает такие «элементы», как восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов. Процесс социальной перцепции представляется собой сложную и разветвленную систему формирования в сознании человека образов общественных объектов, которые возникают в результате восприятия, познания, понимания и изучения людьми друг друга. Термин «восприятие» не является самым точным в определении формирования точки зрения собеседника на наблюдателя, поскольку это более конкретный процесс. В социальной психологии А.А. Бодалев использует концепцию «познания другого человека» [4]. Особенность познания человеком другого человека выражается в том, что оба субъекта восприятия воспринимают не только физические, но и поведенческие характеристики друг друга. Кроме того, в процессе взаимодействия формируются суждения о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Создается представление об отношениях, связывающих сущности, что придает еще большее значение последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли в восприятии физических объектов.
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогической социальной перцепции белорусских, китайских и швейцарских педагогов
2.1. Описание методики и проведения исследования
Для изучения педагогической социальной перцепции белорусских, швейцарских и китайских педагогов нами было организовано эмпирическое исследование.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности восприятия ребенка молодыми педагогами из разных стран;
2. Выявить представления о себе белорусских, китайских и швейцарских педагогов;
3. Исследовать особенности межличностных отношений белорусских, китайских и швейцарских педагогов;
4. Определить сходства и различия в социальной перцепции у молодых белорусских, китайских и швейцарских педагогов.
В исследовании приняли участие 3 группы педагогов по 25 человек (белорусские, китайские и швейцарские педагоги соответственно).
Изначально мы ориентировались на выборки китайских и швейцарских педагогов. Затем, опираясь на возрастные и гендерные характеристики китайских и швейцарских молодых учителей, мы подбирали аналогичную группу молодых белорусских педагогов. Характеристика групп представлена в Приложении А. Возрастная характеристика групп представлена на рисунке 2.1. Возраст респондентов в группе белорусских педагогов составляет от 22 до 34 лет (среднее значение 26,7±3,1). Возраст респондентов в группе китайских педагогов составляет от 22 до 35 лет (среднее значение 26,6±3,5). Возраст респондентов в группе швейцарских педагогов составляет от 25 до 34 лет (среднее значение 28±3,1).
Заключение
Рассмотрев вопросы педагогической социальной перцепции белорусских и китайских педагогов, нами были сделаны следующие выводы:
1. Социальная перцепция представляет собой процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение;
2. Для осуществления профессиональной деятельности учителя большое значение имеет умение адекватно воспринимать ребенка. Длительное восприятие дает широкую информацию и объективную оценку без подстраивания к собственным желаниям.
Формирование педагогической перцепции возможно в системе специальных воздействий с учетом внешних и внутренних факторов, они осуществляются в учебном процессе и в процессе непрерывной педагогической практики;
3. В качестве психологических барьеров межкультурного взаимопонимания определяются когнитивная, ценностная и поведенческая неадекватность в межкультурном взаимодействии, выражающаяся в неаутентичности интерпретации поведения представителей другой культуры, неадекватной эмоциональной реакции на него, а также в несформированности поведенческого репертуара координации и синхронизации совместных действий.
Отличие белорусской педагогической системы заключается в том, что в ней принят коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает партнерские отношения между преподавателем и учащимся, и соответственно, активное включение студентов в учебный процесс, развитие их самостоятельности и критического мышления.
1. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева; М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.
2. Андреева, И.В. Межкультурная коммуникация / И.В. Андреева, Л.А. Балобанова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. – 96 с.
3. Базилевская, Л.С. Формирование социально-перцептивных умений у студентов педагогических вузов: автореф. дис... канд. псих. наук / Л.С. Базилевская. – Минск, 1984. – 20 с.
4. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
5. Брунер, Дж. О готовности к восприятию / Дж. Брунер // Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – С.12-63.
6. Вербова, К.В. Стереотипные представления белорусских и китайских студентов в процессе межкультурного взаимодействия / К.В. Вербова, О.Г. Митрофанова // Психологическая культура человека: теория и практика: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием, Саранск, 27–28 февр. 2012 г. / Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева; редкол.: К.М. Романов (отв. ред.) – Саранск, 2012. – С. 107–112.
7. Гасанов, И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага» / И.Б. Гасанов // Психология национальной нетерпимости: хрестоматия. – Минск, 1998. – 191 с.
8. Головлева, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации / Е.Л. Головлева. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 222 с.
9. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учебн. пособ. / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – М. : Изд. Центр «Академия», 2008. – 352 с.
10. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая. – М., 2002. – 302 с.
11. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебн. пособ. / В.Б. Кашкин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 224 с.
12. Кондратьева, С.В. Некоторые особенности понимания отличниками личности учителя / С.В. Кондратьева, Л.С. Базилевская // Психология возрастных коллективов / под ред. А.В. Петровского, Л.И. Уманского. – М., 1978. – C. 86.
13. Коточигова, Е.В. Креативная компетеность как требование к современному педагогу / Е.В. Коточигова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 81-82.
14. Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
15. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
16. Кукосян, О.Г. Профессия и познание людей / О.Г. Кукосян. – Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1981. – 157 с.
17. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
18. Межличностное восприятие в группе / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 295 с.
19. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. – М.: Феникс, 2010. – 215 с.
20. Митрофанова, О.Г. Психологические барьеры межкультурного взаимопонимания студентов: автореф. … канд. псих. наук : 19.00.05 / О.Г. Митрофанова. – Минск, 2016. – 27 с.
21. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
22. Принципы и методы обучения в Швейцарии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.education-medelle.com/articles/printcipi-i-metodi-obucheniya-v-schvejtcarii.html.
23. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2000. —416 с.
24. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2005. – 624 с.
25. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. – 191 с.
26. Социальная психология. Учебник для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.
27. Фэн, Ш. Особенности межкультурной коммуникации в обучении русскому языку китайских студентов / Шисюань Фэн, Линь Тин, Балобанова Л. А. // Известия восточного института, 2015. – 2(26). – С.75-79.
28. Andersen, S.M., Williams M. Cognitive / affective reactions in the improvement of self-esteem: When thoughts and feelings make a difference / S.M. Andersen, M.Williams // Journal of Personality and Social Psychology. – 1985. -– №49. – Р. 32-39.
29. Bales, R.F. Die Interactionanalyse: Ein Beobachtungverfaren zur Untersuchung kleiner Gruppen / Bales R.F. // Beobachtung und Experiment in der Sozialforschung / Hrsg. R. König. – Köln, 1992. – S. 148-167.
30. Bandura, A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory / A. Bandura. . – Englewood Cliffs, NJ : Prentice Hall, 1986. – 210 р.
31. Greenwald, A.G. The totalitarian ego: Fabrication and revision of personal history / A.G. Greenwald // American Psychologist. – 1980. -– V.35. -– №7. –Р. 25-29.
32. Liu, P. Perceptions of the Teacher-Student Relationship: A Study of Upper Elementary Teachers and Their Students. International Education / P. Liu [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://trace.tennessee.edu/internationaleducation/vol42/iss2/3.
33. Markovsky, B. Group processes: sociological analyses / B. Markovsky. – ed. by Martha Foschi, Edward J. Lawler. Chicago : Nelson-Hall Pub., 1994. – 220 р.
34. Rosenberg M. Conceiving the Self. New York: Basic Books, 1979.Silver, R. B. Trajectories of classroom externalizing behavior: Contributions of child characteristics, family characteristics, and the teacherchild relationship during the school transition / R. B. Silver // Journal of School Psychology. 2003.– 43(1) – Р. 39–60.
35. Song, D. Research on the characteristics of teacher-student relationship in elementary and middle schools / D. Song, W. Liu // Psychological Science. – 2007. –№ 30(4). – Р. 873-877.
36. Wang, K. Common knowledge about Chinese history. Hong Kong: China K. Wang // Tourist Press. – 2004. – №3. – Р. 29-34.
37. Wu, J. Teacher–student relationship quality type in elementary grades: affects on trajectories for achievement and engagement / J.Wu, J. N. Hughes, O. Kwok // Journal of School Psycholog. – 2010. – №1. – Р. 42-49.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика групп исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Категории, включающие в себя характеристики
ПРИЛОЖЕНИЕ В Данные отношения к ребенку по результатам теста «20 высказываний»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики «Самооценка» Будасси в модификации И.А. Киселева
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики «Самооценка» Будасси в модификации И.А. Киселева
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты