Особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
1.3 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»
1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
2.4 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается тенденция к утрате нравственных идеалов и повышению агрессивности среди детей и подростков. Высокая агрессивность школьников подросткового возраста представляет собой настораживающий фактор, негативно влияющий на все сферы личности как самих молодых людей, так и на общество в целом. Агрессивность является отражением тех кризисных явлений, которые переживает современное общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются нравственные ценности, образуется вакуум в сфере идеологии, наблюдается утрата уважения к нравственным ценностям.
Формирование агрессивности зависит от ряда факторов, к которым следует отнеси: ближайшее окружение подростка – родительская семья, группы сверстников, макросреда – образовательные учреждения, а также традиции культуры, средства массовой информации. Доминирующими детерминантами агрессивности являются социальные условия, которым присущи отсутствие четко определенных ценностно-нравственных приоритетов и массовое распространение поведенческих отклонений. Агрессивность является свойством личности, которая является продуктом освоения культурного наследия.
Одним из факторов возникновения агрессивности в подростковом возрасте может выступать несформированность нравственной представлений, ценностей и поведения. Появление у подростка сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральных конфликтов и нравственных самооценках свидетельствует о становлении нравственной сферы личности. Подростковый возраст – возраст интенсивного накопления и проверки нравственного опыта. Становление нравственного опыта подростка зависит от уровня развития нравственного сознания, чувств, произвольного поведения. Приоритетным в структуре нравственности выступает активное следование социальным нормам в соответствии с собственными ценностными ориентациями.
Развитие нравственной сферы личности подростка осуществляется вместе с развитием произвольности и рефлексии, когда ребенок начинает овладевать навыками самооценки и самоконтроля. По мере становления у него, уже ближе к подростковому возрасту, появляется представление о самом себе как о нравственном или безнравственном человеке, осознание своего поведения, как соответствующего нормам, ответственность за свои дей¬ствия и поступки (осознанно соблюдать или не соблюдать поведенческие нормы), происходит переход к саморегуляции своего поведения. Вместе с тем, наличие агрессивных тенденций в личности подростка может препятствовать благоприятному нравственному развитию.
Проблемой изучения нравственной сферы личности, нравственного развития подростков занимались такие ученые как Е.Л. Белоусова [7], Э.Р. Гизатуллина [11], О.В. Евграфова [17], Н.В. Мельникова [24], С.А. Месникович [25], Р.В. Овчарова [33] и др.
Агрессивность в подростковом возрасте изучали такие авторы как Т.М. Бабаев [4], К.Ю. Гуляева [13], Л.В. Зубова [18], А.Г. Кошанская [22], С.О. Кузнецова [23], А. А. Никитенко [31], А.В. Никитин [32], А.А. Реан [38], О.В. Шунчева [50] и др.
Однако, проблема изучения особенностей нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности является недостаточно освещенной.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема нравственного развития особо остро проявляется именно в подростковом возрасте, когда подросток в связи с особенностями протекания подросткового кризиса, появлением ряда новообразований обладает наибольшей склонностью к проявлениям агрессивности. Несформированность нравственных представлений у подростков и повышенная агрессивность являются негативными факторами развития личности в подростковом возрасте.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности.
Цель исследования: выявить особенности нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности
Гипотеза исследования: существуют различия в сформированности нравственных представлениях у подростков с различными уровнями агрессивности.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности.
2. Определить уровень и формы проявления агрессивности у подростков.
3. Изучить уровень сформированности нравственных представлений у подростков.
4. Выявить нравственные представления у подростков с различным уровнем агрессивности.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие нравственного развития в психологии
Проблему нравственного развития личности рассматривали такие отечественные психологи как Л.Н. Антилогова [3], Н.В. Мельникова [24], С.А. Месникович [25], Р.В. Овчарова [33] и др. Отличительная особенность отечественных исследований в сфере нравственного развития заключается в социальной и культурной обусловленности процессов нравственного развития.
В зарубежной психологии учеными обращалось внимание на развитие внутрипсихических нравственных процессов, приоритет моральных установок как фактора нравственного развития личности (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); социализацию как на важный фактор нравственного развития личности (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер); присвоения общечеловеческих ценностей (К. Роджерс, А. Маслоу); зависимость моральной регуляции поведения от нравственных убеждений (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Э. Хиггинс, Н. Айзенберг).
В психологической науке нравственное развитие личности определяется как процесс усвоения нравственных знаний, в структуре которых значимая роль принадлежит нравственным представлениям, их осмысления, эмоционального и рассудочного принятия нравственных норм, развития нравственной самооценки, уровня нравственных притязаний, нравственных качеств личности, их превращения во внутренний регулятор поведения согласно нравственным принципам. Однако, этот процесс не сводится к последовательному и однозначному воспроизведению заданных образцов, а моральные нормы не могут предусмотреть всего многообразия ситуаций и явлений, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Важной является способность субъекта к нравственному поведению в широком спектре жизненных проявлений, не предусмотренных конкретными правилами [25, с. 117].
В настоящее время существуют различные концепции нравственного развития личности. Концепция моральной ответственности Ж. Пиаже основана на выделении стадий в развитии моральной ответственности, носит когнитивистский характер, отражая только один из аспектов нравственного развития ребенка. По мнению Ж. Пиаже, нравственное развитие ребенка проходит три стадии:
– дооперационная стадия (2-7 лет) характеризуется наличием «морального реализма», когда моральным суждениям свойственная парциальность, отсутствие обобщенности. Отмечается склонность морального суждения к внешней стороне вещей, а также принятие нравственных норм как неизменных и неприкосновенных;
– уровень конкретных операций (7-12) характеризуется тем, что ребенок не считает правило неприкосновенным и неизменных. Его суждения носят обобщенный характер и не зависят от конкретной ситуации. Соблюдение правил основан она взаимном уважении людей;
– уровень формальных операций (12-14 лет) характеризуется тем, что моральные чувства превращаются из чувств индивида к конкретным людям в чувства к социуму в целом. Мораль является совокупностью универсальных законов [30, с. 25].
Концепция морального развития Л. Колберга – теория поэтапного морального развития индивида. На основе исследований морального выбора автором выделено пять стадий развития. Моральное развитие ребенка рассматривается в ситуациях морального выбора в реальных жизненных ситуациях. Однако, интерпретация сути морального выбора сводится к определению ведущего мотива поведения ребенка: страха, стыда, эгоизма, альтруизма, прагматизма. За рамками исследования остаются другие аспекты нравственного поведения и другие компоненты нравственного развития.
Эволюция морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию Л. Колберг выделяет в этом процессе несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания:
– доконвенционная мораль (стадии 1 и 2) характеризуется тем, что моральная норма представляет собой неизменные правила, созданные авторитетом, которым нужно подчиняться, т.к. их несоблюдение приведет к наказанию. Соблюдение нравственных норм происходит под наблюдением взрослых. Ребенок ориентируется на реальные последствия и поступки. При нарушении нравственной нормы ребенок переживает чувства вины;
– конвенционная мораль (стадии 3 и 4). Ребенок ориентирован на поддержание хороших межличностных отношений. Он учитывает мотивы поступков. Неумышленные проступки, которые совершаются из добрых побуждений, но приводящие к негативным последствиям, не осуждаются. Ребенок оценивает поступки и убеждения людей с позиций, господствующих в социуме. В качестве мотива поведения выступает стремление подчиняться общественным законам;
– постконвенционная мораль (стадии 5 и 6). Основной характеристикой является оперирование универсальными принципами справедливости. Приоритетом выступают индивидуальные права. Убеждение в необходимости изменить несправедливые законы [24, с. 103].
Концепция духовно-нравственного развития личности Л.М. Аболина. Духовность, нравственность детей рассматривается в качестве интегративного системного качества, затрагивающего не только отдельные компоненты деятельности, но и целый ряд параметров.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Нравственное развитие личности представляет собой усвоение моральных ценностей, выработки нравственных качеств, нравственных представлений, что реализуется в соответствующем поведении. Нравственное развитие предполагает формирование нравственных представлений. Нравственные представления представляют собой важнейшее определяющее условие в развитии личности в целом. Они составляют содержательную и функциональную основу структуры нравственного сознания, являются фундаментом его ценностно-смысловой направленности. Под нравственными представлениями мы понимаем обобщенные смысловые образования в структуре личности о системе норм и правил поведения, опосредованные субъективным отношением и смыслом, которые являются основой для осмысления действительности и выстраивания с внешним миром конструктивных отношений.
2. Подростковый возраст представляет собой сенситивный период нравственного воспитания личности. В этом возрасте происходит активное развитие личности и нравственной сферы, формируются нравственные представления и принципы, которыми развивающаяся личность начинается руководствоваться в поведении. Нравственное развитие в подростковом возрасте тесно связано с социальным и психическим развитием, и зависит от нравственного потенциала окружающей их среды, характера отношения с родителями, учителями и сверстниками. Особая роль в нравственном развитии подростка принадлежит психологическим факторам, от которых зависит нравственная активность, мотивация морального выбора, нравственные представления и нравственное поведение. Нравственное развитие в подростковом возрасте регулируется нравственным самосознанием подростком и связано с осознанием собственных нравственных качеств.
3. В современной психологии агрессивность рассматривается с одной стороны, как личностная черта, связанная с враждебностью, которая проявляется в агрессивных формах поведения, с другой стороны, как динамическая характеристика адаптивности и активности индивида, имеющая конструктивный характер. Агрессивность рассматривается как свойство индивидуальности (личности и темперамента). Агрессивность как особенность индивидуальности оказывает значительное влияние на поведение человека, определяя и ситуативные, и устойчивые проявления агрессивного поведения. Под агрессивностью мы понимаем устойчивую личностную черту, отражающую склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей ситуации.
4. Подростковый возраст как сложная стадия развития человека характеризуется повышенной склонностью к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивность подростка, будучи личностной чертой, приобретается и формируется в ходе личностного развития путем социального научения. Возникновение и развитие агрессивности в подростковом возрасте обусловлено индивидуально-типологическими, психологическими и социальными факторами. Специфическая особенность проявления агрессивности в подростковом возрасте заключается в его зависимости от группы сверстников. Агрессивные подростки отличаются бедностью ценностных ориентаций, узостью и неустойчивостью интересов, низким уровнем интеллектуального развития, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений, эмоциональной грубостью, озлобленностью.
Проведенное теоретическое исследование по проблеме не раскрывает всей сущности особенностей нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности, что свидетельствует о необходимости проведения эмпирического исследования.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения «Пережирская средняя школа им. А. Е. Гуриновича». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-х классов, из них 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых – 13-14 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в сформированности нравственных представлениях у подростков с различными уровнями агрессивности.
С целью выявления особенностей нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности были использованы следующие методики:
1. Опросник агрессивности А. Басса – А. Дарки [34].
Цель методики: выявление уровня агрессивности.
Авторы методики: А. Басс и А. Дарки. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 г. Под агрессивностью авторы понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций преимущественно в сфере межличностных отношений. Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.
Опросник состоит из 75 утверждений. Испытуемому предлагается оценить утверждения согласием или несогласием. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Авторы методики А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды агрессивных реакций:
1) физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
2) косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
3) раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4) негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов;
5) обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
6) подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
7) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
8) чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести.
Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Полученные результаты сравниваются с нормой, делаются выводы, касающиеся уровня проявления агрессивных реакций.
С помощью методики можно выявить очень высокий, высокий, повышенный, средний и низкий уровни агрессивности. Кроме того, можно вывить уровень агрессивности и враждебности.
Методика обладает высокой надежностью и валидностью.
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (И.Б. Дерманова) [28].
Цель: выявление уровня сформированности нравственных представлений.
Процедура исследования: испытуемым предлагается привести примеры:
– доброго дела, свидетелем которого ты был;
– зла, сделанного тебе другими;
– проявления ответственности;
– проявления безответственности.
Обработка результатов. Нравственные представления оцениваются по 3-х бальной шкале:
1 балл – сформировано неправильное представление о нравственном понятии;
2 балла – сформировано правильное представление о нравственном понятии, которое носит фрагментарный характер;
3 балла – сформировано полное и четкое представление о добре и зле, ответственности и безответственности, имеет четкий и полный характер.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Обобщая результаты эмпирического исследования особенностей нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности, можно сделать следующие выводы:
1. Подростки характеризуются преимущественно высоким уровнем агрессивности – у них личностная черта, отражающая склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации выражена ярко. У них агрессивность проявляется преимущественно в форме косвенной агрессии, негативизме, подозрительности и раздражении. У подростков агрессия часто проявляется окольным путем, направляется на другое лицо или ни на кого не направляется; в оппозиционной форме поведения, направленной против авторитета. У них также агрессия проявляется в недоверии, осторожности по отношению к людям, в убежденности в том, что другие люди планируют и приносят вред. У подростков наблюдается готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении – вспыльчивости, грубости.
2. Нравственные представления у подростков сформированы преимущественно на среднем уровне. Представления о добре сформированы у подростков преимущественно на высоком уровне – они имеют полное и четкое представление о добре и добрых поступках, под добрыми поступками понимают проявления бескорыстного поведения. Представления о зле сформированы у подростков преимущественно на высоком уровне – они имеют полное и четкое представление о зле, злых поступках, под злыми поступками понимают проявления агрессивного поведения. Представления об ответственности сформированы у подростков преимущественно на низком уровне – многие их них не имеют сформированных представлений об ответственном поведении. Представления о безответственности сформированы у подростков на среднем уровне, что указывает на их фрагментарный характер. Представления о нормах поведения сформированы у подростков преимущественно на высоком уровне – у них нравственные представления сформированы правильные, полные и четкие, они смогли полноценно раскрыть понятие о нормах поведения. Представления о совести, о санкциях и о возможных правилах сформированы у подростков преимущественно на среднем уровне – они понимают смысл этих понятий, но не полностью раскрывают их, имеют правильные, но недостаточно полные и четкие нравственные представления. Представления о нарушении правил и норм сформированы у подростков преимущественно на низком уровне – они понимают смысл нарушения правил и норм, но не могут содержательно выразить свое отношение к людям, которые их нарушают, их нравственные представлены правильные, но недостаточно полные и четкие.
3. Существуют достоверные различия в нравственных представлениях у подростков с различным уровнем агрессивности. Представления о зле наиболее сформированы у подростков с высоким уровнем агрессивности, чем у подростков с нормальным уровнем агрессивности. Представления об ответственности наиболее сформированы у подростков с нормальным уровнем агрессивности, чем у подростков с высоким уровнем агрессивности. Представления о безответственности наиболее сформированы у подростков с высоким уровнем агрессивности, чем у подростков с нормальным уровнем агрессивности. Представления о совести наиболее сформированы у подростков с нормальным уровнем агрессивности, чем у подростков с высоким уровнем агрессивности. Представления о нормах поведения наиболее сформированы у подростков с нормальным уровнем агрессивности, чем у подростков с высоким уровнем агрессивности. Представления о санкциях наиболее сформированы у подростков с высоким уровнем агрессивности, чем у подростков с нормальным уровнем агрессивности. Представления о возможных правилах наиболее сформированы у подростков с нормальным уровнем агрессивности, чем у подростков с высоким уровнем агрессивности.
Гипотеза исследования о том, что существуют различия в сформированности нравственных представлениях у подростков с различными уровнями агрессивности, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что нравственное развитие личности представляет собой усвоение моральных ценностей, выработки нравственных качеств, нравственных представлений, что реализуется в соответствующем поведении. Нравственное развитие предполагает формирование нравственных представлений. Нравственные представления представляют собой важнейшее определяющее условие в развитии личности в целом. Они составляют содержательную и функциональную основу структуры нравственного сознания, являются фундаментом его ценностно-смысловой направленности. Нравственные представления – это обобщенные смысловые образования в структуре личности о системе норм и правил поведения, опосредованные субъективным отношением и смыслом, которые являются основой для осмысления действительности и выстраивания с внешним миром конструктивных отношений.
Подростковый возраст представляет собой сенситивный период нравственного воспитания личности. В этом возрасте происходит активное развитие личности и нравственной сферы, формируются нравственные представления и принципы, которыми развивающаяся личность начинается руководствоваться в поведении. Нравственное развитие в подростковом возрасте тесно связано с социальным и психическим развитием, и зависит от нравственного потенциала окружающей их среды, характера отношения с родителями, учителями и сверстниками. Подростковый возраст как сложная стадия развития человека характеризуется повышенной агрессивностью – устойчивой личностной чертой, отражающей склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей ситуации. Возникновение и развитие агрессивности в подростковом возрасте обусловлено индивидуально-типологическими, психологическими и социальными факторами. В подростковом возрасте в силу противоречивости психологических особенностей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальное личностное развитие, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности..
Выявлено, что подростки характеризуются преимущественно высоким уровнем агрессивности. У них агрессивность проявляется преимущественно в форме косвенной агрессии, негативизме, подозрительности и раздражении. У подростков агрессия часто проявляется окольным путем, направляется на другое лицо или ни на кого не направляется; в оппозиционной форме поведения. У них также агрессия проявляется в недоверии, осторожности по отношению к людям, в убежденности в том, что другие люди планируют и приносят вред. У подростков наблюдается готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении – вспыльчивости, грубости.
Нравственные представления у подростков сформированы преимущественно на среднем уровне. Представления о добре сформированы у подростков преимущественно на высоком уровне – они имеют полное и четкое представление о добре и добрых поступках, под добрыми поступками понимают проявления бескорыстного поведения. Представления о зле сформированы у подростков преимущественно на высоком уровне – они имеют полное и четкое представление о зле, злых поступках, под злыми поступками понимают проявления агрессивного поведения. Представления об ответственности сформированы у подростков преимущественно на низком уровне – многие их них не имеют сформированных представлений об ответственном поведении. Представления о безответственности сформированы у подростков преимущественно на среднем уровне, что указывает на их фрагментарный характер. Представления о нормах поведения сформированы у подростков преимущественно на высоком уровне – у них нравственные представления сформированы правильные, полные и четкие, они смогли полноценно раскрыть понятие о нормах поведения. Представления о совести, о санкциях и о возможных правилах сформированы у подростков преимущественно на среднем уровне – они понимают смысл этих понятий, но не полностью раскрывают их, имеют правильные, но недостаточно полные и четкие нравственные представления. Представления о нарушении правил и норм сформированы у подростков преимущественно на низком уровне – они понимают смысл нарушения правил и норм, но не могут содержательно выразить свое отношение к людям, которые их нарушают, их нравственные представлены правильные, но недостаточно полные и четкие.
Выявлены нравственные представления у подростков с различным уровнем агрессивности. У подростков с нормальным уровнем агрессивности наиболее сформированы: представления об ответственности, о совести, о нормах поведения, о возможных правилах поведения в обществе. У подростков с высоким уровнем агрессивности наиболее сформированы: представления о зле, о безответственности, о санкциях за нарушение норм и правил. Гипотеза исследования о том, существуют различия в сформированности нравственных представлениях у подростков с различными уровнями агрессивности, подтвердилась.
1. Аболин, Л. М. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды / Л. М. Аболин, Ф. Г. Ивлева // Субъектность в современном образовательном пространстве. – Казань, 2001. – С. 28–49.
2. Азарова, Е. А. Особенности представлений о нравственности у подростков со склонностью к разным видам отклоняющегося поведения / Е. А. Азарова, Ю. Е. Фатеева. – 2014. – № 1. – С. 41–48.
3. Антилогова, Л. Н. Нравственное сознание личности и его структура / Л. Н. Антилогова. – ОМСК, ОМГПУ, 1999. – 421 с.
4. Бабаев, Т. М. Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи / Т. М. Бабаев, Н. В. Каргина // Акмеология. – 2015. – № 2 (54). – С. 135–143.
5. Базарова, Е. Н. Социальные аспекты агрессивного поведения / Е. Н. Базарова, Е. В. Молчанова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2011. – № 2. – С. 1–11.
6. Бекмуратова, Г. Т. Психологические проблемы нравственного развития личности школьников / Г. Т. Бекмуратова // ВНС НИИ Психологии КазНПУ имени Абая. – 2015. – № 1. – С. 1–5.
7. Белоусова, Е. Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е. Л. Белоусова, Н.А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 270–277.
8. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Айрис-Пресс, 2011. – 204 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
10. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников образовательного учреждения с религиозно-этническим компонентом / Е. А. Геник // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. – № 2. – С. 1–10.
11. Гизатуллина, Э. Р. Индикаторы нравственного развития личности в подростковом возрасте / Э. Р. Гизатуллина // Стратегии и тенденции современного образования. – 2014. – № 1. – С. 29–33.
12. Гизатуллина, Э. Р. Развитие нравственной сферы личности подростка средствами социально-психологического тренинга : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Э. Р. Гизатуллина. – Нижний Новгород, 2012. – 19 с.
13. Гуляева, К. Ю. Агрессивность в подростковом возрасте / К. Ю. Гуляева // Омский научный вестник. – 2007. – № 3 (55). – С. 107–110.
14. Гуревская, О. В. Опыт формирования нравственных представлений в целостном процессе духовно-нравственного развития / О. В. Гуревская, Н. Ю. Брюханова // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 4 – С. 93–100.
15. Дубинин, С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С. Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–109.
16. Дурнева, Т. В. Диагностика сформированности нравственных представлений у младших школьников / Т. В. Дурнева // Инновационная наука. – 2017. – № 1. – С. 202–203.
17. Евграфова О. В. Психологический смысл нравственного воспитания в семье / О. В. Евграфова // Интергативный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. – М., 2012. – С. 117–120.
18. Зубова, Л. В. К вопросу о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности подростков / Л. В. Зубова, А. А. Кириенко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 70–76.
19. Ильин, Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2014. – 208 с.
20. Корчуганова, В. Ю. Особенности агрессии и депрессии у детей из благополучных и неблагополучных семей / В. Ю. Корчуганова // Молодежь третьего тысячелетия : сборник научных статей. – 2017. – С. 1538–1542.
21.Корытченкова, Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. И. Корытенкова. – Новосибирск, 2000. – 21 с.
22. Кошанская, А. Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А. Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172–175.
23. Кузнецова, С. О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С. О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2010. – № 4. – С. 84–90.
24. Мельникова, Н. В. К проблеме нравственного развития / Н. В. Мельникова, Н. П. Козлова // Внедрение инновационных технологий в профессиональную деятельность специалиста высшей квалификации. – Шадринск, 2003. – С. 23–41.
25. Месникович, С. А. Возрастные закономерности нравственного развития личности на разных этапах онтогенеза / С. А. Месникович // Гуманитарно-экономический вестник. – 2009. – № 4. – С. 117–122.
26. Месникович, С. А. Проблема нравственного развития личности в исследованиях белорусских психологов / С.А. Месникович // Развитие психологии в Беларуси : история и современность: сб. статей Респ. науч. конф. – Минск : БГПУ. – С. 161–165.
27. Месникович, С.А. Развитие представлений о нравственных характеристиках собственной личности у студентов в процессе преподавания психологии / С.А. Месникович, Л.Н. Рожина // Гуманитарно-экономический вестник. – 2009. – № 3. – С.103–109.
28. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 52–54.
29. Молчанов, С. В. Представления подростков об ответственности в моральных дилеммах разного типа / С. В. Молчанов, О. В. Алмазова // Культурно-историческая психология. – 2017. – Том 13, № 4. – С. 81–90.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 457 с.
31. Никитенко, А. А. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста / А. А. Никитенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11. – С. 83–86.
32. Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / А. В. Никитин. – М. : МПГУ, 2006. – 18 с.
33. Овчарова, Р. В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р. В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина. – Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2011. – 147 с.
34. Опросник агрессивности Басса-Дарки // Практикум по психологии состояний / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб, 2004. – С. 63–66.
35. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. 2006. – № 1. – С. 95–99.
36. Плужникова, Т. С. Нравственное развитие в подростковом возрасте / Т. С. Плужникова // Инновационная наука. – 2015. – № 5. – С. 181–182.
37. Попова, А. А. Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии / А. А. Попова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 121–126.
38. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26–30.
39. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
40. Соловцова, Е. Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. Е. Соловцова. – М., 1999. – 19 с.
41. Сорокоумова, Е. А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков / Е. А. Сорокоумова // Инициативы XXI века. – 2009. – № 1. – С. 41–45.
42. Трифонов, А. Л. Психология агрессивности / А. Л. Трифонов. – Москва : Лаборатория книги, 2012. – 151 с.
43. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция : монография / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В. П., 1996. – 192 с.
44. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов. – М. : Владос-Пресс, 2013. – 211 с.
45. Церковникова, Н. Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростков / Н. Г. Церковникова // Образование и наука. – 2004. – № 5. – С. 61–65.
46. Церковникова, Н. Г. Психологические особенности нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Н. Г. Церковникова. – Екатеринбург, 2004. – 18 с.
47. Цыганова, Л. Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Л. Н. Цыганова // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. – С. 188–196.
48. Шабалин, О. М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О. М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 33–35.
49. Шафикова, Г. Р. Психологические особенности развития нравственных отношений у современных подростков / Г. Р. Шафикова // Вестник ЧНПУ. – 2009. – № 6. – С. 185–189.
50. Шунчева, О. В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О. В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198–200.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты