Особенности эмоциональной сферы психологов в зависимости от специфики деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности эмоциональной сферы психологов в зависимости от специфики деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2019
128.00 BYN
Особенности эмоциональной сферы психологов в зависимости от специфики деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Глава 1. Теоретические анализ изучения эмоционально-волевой сферы личности
1.1. Подходы к изучению эмоций и эмоциональных состояний в советской и зарубежной психологии
1.2. Понятие воли и ее характеристика
1.3. Профессиональная деятельность как условие проявления эмоциональных состояний специалиста
1.4. Особенности профессиональной деятельности психологов различных сред
Список использованных источников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1. Подходы к изучению эмоций и эмоциональных состояний в советской и зарубежной психологии
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человека относительно его отношения к объектам, явлениям, событиям, другим людям [3, с. 25].
Эмоции определяются как особый класс психических явлений, который проявляется в форме прямого, предвзятого переживания субъектом жизненного значения явлений, объектов и ситуаций для удовлетворения их потребностей. Основными функциями эмоций являются: оценочная, сигнальная, стимулирующая и коммуникативная, функция воздействия на физиологические и когнитивные процессы и т. д. Эмоции – это внутренние психические процессы. Однако они достаточно хорошо выражены снаружи (мимика, действия, движения, жесты, позы, интонации) [9, с. 137].
При всем разнообразии любых эмоций характерно такое общее свойство, как качественный цвет, знак, интенсивность и длительность. В зависимости от этих свойств и их соотношения можно различать типы и формы эмоций.
Окраска эмоций – это качественная характеристика, придающая оригинальность и уникальность каждому опыту. Это определяется характером основных эмоций потребностей. Эмоциональное окрашивание невозможно передать словами, оно должно быть пережито непосредственно [9, с. 138].
Знак эмоций соответствует степени, в которой они субъективно приятны или неприятны. В зависимости от знака различают положительные, отрицательные, амбивалентные эмоции. Положительные эмоции указывают на полезность ситуации или события для человека. Положительные эмоции очень полезны для человека. Отрицательные эмоции, воспринимаемые как неудовольствие, говорят о вреде для человека соответствующих ситуаций или событий. Они возникают при длительной неудовлетворенности, они говорят о вредности человека для соответствующих ситуаций или событий. Отрицательные эмоции сами по себе неблагоприятны для человека. Двойные эмоции сочетают в себе положительные и отрицательные переживания. Они свидетельствуют о сложности и непоследовательности человеческих отношений с внешним миром.
Эмоции динамичны и системны в своей организации. Каждая из эмоций может усиливать или ослаблять действие другой. Эмоциональная система функционирует в тесной связи с сенсорной, когнитивной, двигательной системами, а эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансированы и интегрированы действия различных систем [17, с. 211].
Наиболее устойчивыми эмоциональными состояниями являются чувства – высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.
Сильное стойкое чувство, целиком захватившее человека принято называть страстью. По интенсивности переживания страсть близка к аффекту.
Моральные чувства, такие как любовь, дружба, сострадание, преданность, чувство долга и т.д. выражают отношение человека к другим людям, к обществу. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности. В эстетических чувствах выражается отношение человека к прекрасному и безобразному в окружающей действительности. Практические чувства являются выражением отношения человека к процессу деятельности и к ее результатам [14, с. 12].
Любое чувство может переживаться в аффективной форме, но в большей мере это относится к таким состояниям, как: боязнь, восхищение, гнев, отвращение, презрение, страдание, страх, стыд, тревога, удивление и удовлетворение [14, с. 12].
Эмоции определяются как особый класс психических явлений, который проявляется в форме прямого, предвзятого переживания субъектом жизненного значения явлений, объектов и ситуаций для удовлетворения их потребностей.
Существуют различные определения эмоций.
Итак, Р.М. Грановская дает следующее определение: «Эмоции – это процессы, которые отражают в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека» [25, с. 190].
Р.С. Немов понимает «особый класс субъективных психологических состояний, которые отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесса и результатов его практической деятельности» [21, с. 367].
К.Э. Изард считает, что эмоции – это «то, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» [10, с. 16].
Выводы по главе 1
Существуют различные определения понятия «эмоции». В этом исследовании под эмоциями будем понимать психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективную оценку отношения к существующим или возможным ситуациям и объективному миру и проявляется в переживании любых значимых ситуаций (радости, страха, удовольствия), явлений и событий на протяжении всей жизни. Существуют различные эмоции, включая апатию, беспокойство, бодрствование, гнев, грусть, гнев, интерес, любовь, удовольствие, отвращение, презрение, радость, созерцание, страх, страдание, стыд, беспокойство, удивление и т. д.
Существует два основных подхода к определению сущности понятия воли в психологии. Первый из них рассматривает волю в контексте проблемы сознания, второй – в контексте проблемы мотивации. Волевые качества включают в себя: решительность, смелость, целеустремленность, самостоятельность, усердие, инициативность, настойчивость, дисциплину.
Изучение проблемы профессиональной мотивации позволило сделать вывод о том, что мотивация сознательного выбора профессии представляет собой систему мотивов, направленных на осознание необходимости овладения определенным видом профессиональной деятельности. Проблема формирования профессиональных мотивов чрезвычайно сложна из-за ее множественных мотивов, невозможно выделить тот или иной профессиональный мотив или сформировать его независимо от других.
Профессиональная деятельность психолога имеет ряд особенностей, связанных с конкретной областью деятельности. Помимо базовых знаний в области психологии, необходимо обладать соответствующими знаниями в той сфере деятельности, в которой работает психолог.
1. Аверина, М.Н. Обучение использованию эмоционально – экспрессивных лексических средств речевой коммуникации : монография / М.Н. Аверина. – М. : Феникс, 2009. – 186 с.
2. Аминов, Н.А. Социально – психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Вопросы психологии. – 2012. – № 1 – 2. – С. 20 – 25.
3. Архипкина, О.С. Реконструкция субъективного семантического пространства. означивающего эмоциональные состояния / О.С. Архипкина // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2009. – № 2. – С. 25 – 29.
4. Большая медицинская энциклопедия. – М. : Астрель, 2009. – 736 с.
5. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М., 2009. – 476 с.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы / Л.М. Веккер. –Л.: ЛГУ, 2009. – Т. 3. – 266 с.
7. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд–во Моск. Ун–та, 2009. – 260 с.
8. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – СПб. : Питер, 2013. – 320 с.
9. Иванова, Е.С., Люсин Д.В. Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований // Научный диалог. 2012. №11. С.137 – 143.
10. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард ;пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
11. Измайлов, Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций. Моск. психол.– социал. Ин –т. М., 2009.
12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 392 с.
13. Куликов, Л.В. Психические состояния. – СПб.: Питер, 2009. – 512 с.
14.Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей: Пер. с англ. / П. Куттер. – М., 2010. – 280 с.
15. Лазариди, М.И. Функционально– семантические поля психических состояний в современном русском языке. – Бишкек: Изд-во Кыргызско– Российского Славянского Университета, 2009. – 121 с.
16. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М., 2009. – 240 с.
17. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 – х т. / А.Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 2009. – Т. 2. – 391 с.
18. Леонтьев, В.О. Классификация эмоций / О.В. Леонтьев. – Одесса: Инновационно – ипотечный центр, 2009. – 84 с.
19. Линде, Н.Д. Гнев, подавленный гнев и его коррекция в эмоционально–образной терапии / Н.Д. Линде // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 160–173.
20. Мухина, В.С. Отчуждение от себя: гнев, уничижающий личность / В.С. Мухина // Развитие личности. – 2011. – №1. – С. 27 – 47.
21. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2009. – 467 с.
22. Николаева, М.Е. Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии / М.Е. Николаева // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань : Бук, 2016. – С. 3-5.
23. Никольская, А.В. Эмоции / А.В. Никольская // VetPharma. – 2011. – №5. – С.60 – 63.
24. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский М. Г.. – М.: Политиздат, 2009. – 429 с.
25. Психология мотиваций и эмоций. Хрестоматия. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 704 с.
26. Психология эмоций: тексты. – М. : Изд –во МГУ, 2009. – 304 с.
27. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М. : Прогресс, 2009. – 392 с.
28. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2009. – 460 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
30. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – М.: Институт приклодной психологии, 2009. – 512 с.
31. Федосина, С.С. Место положительных эмоциональных явлений в научных классификациях эмоций / С.С. Федосина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 529.
32. Хомская, Е.Д. Мозг и эмоции: нейропсихологическое исследование / Е.Д. Хомская. – М. : Рос.пед. агентство, 2009. – 266 с.
33. Чепурных, М.Н. Индексы счастья: опыт Запада / М.Н. Чепурных // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 9. – С. 46 –49.
34. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико –семантической системе языка. Воронеж: Изд –во Воронеж. Ун –та, 2009. 190 с.
35. Шихирев, П. Современная социальная психология / П. Шихирев. –М.: ИП РАМ, 2009. – 448 с.
36. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – 2 –е изд. // пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011. – 334 с.
37. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.2013сост. Л.А. Карпенко под общ. ред. В.А. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2009. –176 с.
38. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – Минск : Попурри, 2009. – 656 с.
39. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – Минск : Современное слово, 2009. – 768 с.
40. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. Пособие для вузов / В.А. Янчук. – М. : АСАР, 2010. – 446 с.
39. Affleck G., Tennen H. Construing benefits from adversity: Adaptational significance and dispositional underpinnings // Journal of Personality. – 2009. – Vol. 64. – P. 899–922.
40. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. – Chicago : Aldine, 2009.
41. Brickman P., Campbell D. Hedonic relativism and planning the good society // M. H. Apley (Ed.). Adaptation-level theory : A symposium. – New York : Academic Press, 2011. – P. 287–302.
42. Caporale G. M., Georgellis Y., Tsitsianis N., Yin Y. P. Income and Happiness across Europe: Do Reference Values matter? // CESifo Working Paper № 2146. – Munich, 2009.
43. Cummings E. M., Davies P. T. Marital conflict and children: An emotional security perspective. – New York ; London : The Guilford Press, 2010.
44. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective wellbeing: Three decades of progress // Psychological Bulletin. – 2009. – Vol. 125 (2). – P. 276–302.
45. Diener E., Suh E. Measuring quality of life: Economic, social, and subjective indicators. Social Indicators Research. – 1997. – Vol. 40, Iss. 1. – P. 189–216.
46. Easterlin R. A. Explaining Happiness // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2009. – Vol. 100, № 19. – P. 11176–11183.
47. Folkman S., Moskowitz J. T. Positive affect and the other side of coping // American Psychologist. – 2009. – Vol. 55. – P. 647–654.
48. Foresight Mental Capital and Wellbeing Project : Final Project report. – London : The Government Office for Science, 2009.
49. Fredrickson, B. L. Positive Emotions Broaden and Build//In Patricia Devine, and Ashby Plant, editors: Advances in Experimental Social Psychology, Vol. 47, Burlington: Academic Press, 2013, P. 1-53.
50. Fredrickson, B. L. What good are positive emotions?//Review of General Psychology, 2009. Vol. 2. P. 300-319.
51. Gerdtham U.-G., Johannesson M. The relationship between happiness, health, and socio-economic factors: results based on Swedish microdata // Journal of Behavioral and Experimental Economics (formerly The Journal of Socio-Economics). – 2009. – Vol. 30 (6). – P. 553–557.
52. Graham J. R., Shier M. L. Social work practitioners and subjective well-being: Personal factors that contribute to high levels of subjective well-being // International Social Work. – 2010. – Vol. 53 (6). – P. 757–772.
53. Headey B., Wearing A. J. Understanding Happiness: A Theory of Subjective Well-Being. – Melbourne : Longman Cheshire, 2009.
54. Lachterman B., Meir E. The impact of work setting congruence on wellbeing // Journal of Career Assessment. – 2009. – Vol. 12 (2). – P. 150–68.
55. Ormel J., Schaufeli W. B. Stability and change in psychological distress and their relationship with self-esteem and locus of control: A dynamic equilibrium model // Journal of Personality and Social Psychology. – 2011. – Vol. 60. – P. 288–299.
56. Seligman M. E. P. Authentic happiness: Using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfilment. – London : Nicholas Brealey Publishing, 2012.
57. Spector P. What's an I/O job like?// Journal of occupational and organizational psychology. 1999. V. 72 (2). 34-38.
58. Thinking about Feeling. Contemporary Philosophers on Emotions/edited by Robert C. Solomon. NewYork: Oxford University Press, 2014.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты