Истроко-стилистический аспект англоязычной письменности Великобритании
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Истроко-стилистический аспект англоязычной письменности Великобритании»
по дисциплине: «Стилистика»
2019
251.00 BYN
Истроко-стилистический аспект англоязычной письменности Великобритании
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Стилистика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта распространения диалектов на территории Великобритании в древнеанглийском периоде
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта распространения диалектов на территории Великобритании в древнеанглийском периоде
Поделиться
Введение
Глава 1 Предпосылки зарождения и создания английской письменности
1.1 История возникновения письменности английского языка
1.2 Основные этапы развития письменности
1.3 Процесс развития письма в Великобритании
Выводы по главе 1
Глава 2 Стилистические особенности британского письма
2.1 Подходы к изучению письма. Назначение письма
2.2 Древнеанглийская письменность
2.3 Среднеанглийская письменность
2.4 Новоанглийская письменность
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия.
Трудно переоценить значение изобретения письменности для развития культуры в целом и для делопроизводства в частности. Это означало, что создан механизм накопления и сохранения информации, без которого говорить о развитии делопроизводства бессмысленно. Только с возникновением письменности появилась возможность продолжить процесс идеализации, начатый естественным языком, вплоть до создания специальных языков науки.
Без изучения истории языка вряд ли можно представить, откуда произошло то или иное слово, какие у него корни, почему люди говорят или пишут именно так, а не иначе. Поэтому эта тема привлекала людей много лет назад и привлекает до сих пор.
Очень важно знать историю письменности, она дает нам возможность окунуться в прошлое и узнать, как развивались наши далекие предки и что они донесли до нас с помощью письма.
Английский язык, как известно, сложился в результате интеграции племенных диалектов англов, саксов и ютов, переселившихся на Британские острова в III — V веках н. э. До нашего времени английский язык дошел видоизмененным. На протяжении двух тысяч лет английский язык подвергался влиянию различных языков. Многим известно, как именно изменялся устный английский, но изучение языка невозможно без написания слов и выражений. И большинство знает, что родоначальником современной английской письменности был ныне исчезнувший латинский.
Но так ли это на самом деле? А что же было до латиницы? Как именно писали в Древней Англии? Что именно служило средством общения?
Актуальность работы обусловлена тем, что знание особенностей языка на первых этапах его развития позволяет проследить развитие языка и лучше понять некоторые особенности современного языка.
Цель данной дипломной работы - рассмотреть характерные историко-стилистические особенности развития английского языка Великобритании.
Предмет исследования – англоязычная письменность Великобритании.
Объект исследования – исторические и стилистические особенности зарождения англоязычной письменности.
Задачи:
• выявить основные предпосылки зарождения и создания английской письменности;
• охарактеризовать исторические условия развития письменности английского языка;
• рассмотреть этапы возникновения письма;
• выявить характерные черты английского языка;
• изучить основные подходы к изучению письма.
Материалами для исследования послужила специальная литература известных авторов-лингвистов, таких как А.И. Смирницкий и Б.А. Ильиш, а также энциклопедии Дэвида Кристала и Британника. Благодаря этим источникам нам удалось провести стилистико-исторический анализ англоязычного письма и определить их влияние на становление и развитие англоязычной письмености.
Теоретической основой работы являются труды таких ученых-лингвистов как Б.А. Ильиш, А.И. Смирницкий, В.Д. Аракин, Т. А. Расторгуева и И. П. Иванова.
Глава 1. Предпосылки зарождения и создания английской письменности
1.1 История возникновения письменности английского языка
С самых ранних времен, когда человек только что приобрел способность мыслить, он захотел что-то записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих исторических событиях или интересных людях. Даже когда человек не знал, как правильно говорить, и его язык состоял из дюжины нечетких междометий, он уже оставил восхитительно красочные и реалистичные картины на стенах своих пещер. Позже, когда человек овладел речь, записывать свою речь стало необходимо.
Объединить два важнейших изобретения человечества - речь и письмо - оказалось не так просто. Ведь буква - это не только определенное количество символов, выражающих определенную мысль. Письмо должно включать как содержание сообщения, так и возможность для других прочитать и произнести его. Однако люди того времени, когда появились первые рисунки (10-20 тысяч лет назад), все еще не могли разделить речь на фразы, предложения на слова, слова на звуки. В то время как язык человека выражает грамматику, словарный запас, синтаксические связи слов, попытки отразить что-либо в картинках могут выражать только смысл самого события.
Под термином «письмо» следует понимать систему закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т. п.) речевых звуков и слов языка с помощью условных символов для передачи их от одного человека другому [3, с. 42].
Вопрос о возникновении и распространении письменности изучали как отечественные, так и зарубежные ученые. По словам И. А. Акопова, в процессе развития человеческого общества на протяжении тысячелетий формировались и совершенствовались различные способы передачи информации и формы консолидации знаний. Задолго до появления письменной информации сообщения передавалась в устной форме: новости через сообщения, фундаментальная информация с помощью представителей интеллектуальной элиты (учителей, религиозных лидеров и т. д.) [1, с. 8].
Следует сказать, что выделяются следующие исторические типы письма:
1. дописьменная система передачи информации;
2. собственно система письма: (пиктография, идеография, слоговое письмо, буквенно-цифровая).
Дописьменные системы передачи информации могли быть непреднамеренным дымом от пожара, следов, остатков пищи и т. п. Они повторялись много раз и со временем переходили в преднамеренные, они частично сохранились до наших дней. Например, дымовые сигналы от австралийских аборигенов указали место миграции. Хронологически наиболее продуманные системы передачи информации, такие как символические сообщения (символическая сигнализация), были самыми ранними. В этих посланиях каждый предмет что-либо символизирует [8].
Что касается английского языка, то можно сказать, что этот язык известен письменными надписями XVII века нашей эры. По мнению Т. А. Расторгуевой, следует выделить семь периодов, на которые делится история английского языка [9, с. 50]. Однако И. Иванова считает, что периодизация истории английского языка носит условный характер. Как справедливо отмечает И. Иванова, «любая периодизация всегда условна, потому что она не может охватывать все стороны языка» [9, с. 7]. Т.А. Расторгуева выделяет доисторический (дописьменный) период, который она называет Old English (V по VII вв.). Устные разговорные диалекты не были письменными формами английского языка. Вслед за И. Ивановой, Т. А. Расторгуева говорит, что эволюция английского языка в этот период носит гипотетический характер [17]. Формы древнеанглийского языка были построены на основе древнегерманского языка и поздних письменных форм древнеанглийского языка. Древнеанглийский (англосаксонский) период с VIII по XI вв. интересен тем, что начинает постепенно появляться письменность. Т. А. Расторгуева называет этот период письменным староанглийским или Written Old English. Расторгуева уделяет особое внимание тому, что с X по XI вв. проявляется историческая нестабильность языка, то есть расхождение (различия) местных диалектов.
Глава 2. Стилистические особенности британского письма
2.1 Подходы к изучению письма. Назначение письма
Значение письменности в истории развития цивилизации трудно переоценить. На языке, как в зеркале, отражается весь мир, мы как бы сидим в машине времени и едва ли можем переоценить значение письма в истории развития цивилизации.
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди не всегда владеют. Это искусство развивалось давно, на протяжении многих тысячелетий [7].
Письменность - это явление, неотделимое от общественной жизни во всем ее многообразии. Композиционная и тематическая гибкость личного сообщения позволяет ему служить средством повседневного общения и литературного жанра, переходить из одной сферы культурной жизни в другую.
В средние века, как и в предыдущие эпохи, с древности люди писали письма. И по своему характеру и назначению эти буквы были разными [16].
Разнообразие общества определяет разнообразие букв. Социальный критерий является одним из важнейших факторов, влияющих на характеристики письма: образ жизни, мировоззрение, культурные ценности отражаются в сообщениях, позволяющих проследить основные тенденции развития общества на определенном этапе.
Культурно-историческая основа каждой социальной группы уникальна и неповторима, что объясняет разнообразие традиций в обществе.
Источниками информации об искусстве письма для большинства людей были специальные учебники-писатели, так называемые писатели, которые включали образцы писем на различные темы (от любви до делового послания) и теоретическую информацию. Эти публикации представляют особый интерес для исследований, поскольку они содержат как классификации писем XIX века, так и их композиционные параметры.
В своих исследованиях Б. Нажуа опирается на теории текста. Она утверждает, что существует принципиальное различие между пропозициональным и коммуникативным подходами к изучению текста [14].
Согласно первому подходу, текст представляет собой статичное, неделимое единство во времени. Коммуникативный подход, напротив, рассматривает текст как единое целое благодаря последовательности речевых действий, разбитых во времени. Таким образом, в рамках коммуникативного подхода возможно всестороннее описание и оценка текста.
Текст письма представляет собой сложное единство: семантическое, стилистическое и грамматическое. Автор исходит из того, что письмо, как и любой текст, является типом словесного общения и выделяет следующие типы текстов:
1. Тексты - сообщения (информация). Этот тип текста основан на типе: передача - получение информации.
2. Анализ (когнитивных) текстов, содержащих описание фактов, явлений, логических операций, с учетом причинно-следственных связей между ними.
3. Стимулирующе-активирующие, а также контактно-подтверждающие, которые относятся к сфере регуляции поведения.
4. Эмоциональные и оценочные тексты, определяющие эмоциональную жизнь человека.
Современные исследователи уделяют большое внимание вопросам, связанным со структурными параметрами писем.
Б. Нажуа описывает два типа объединения частей, составляющих текст - гибкий и жесткий. «Жесткий» принцип построения отражен в стандартных текстах, таких как заявление, деловое письмо. «Гибкий» принцип построения основан на относительно свободном построении компонентов. Однако в одном тексте оба порядка могут пересекаться.
Заключение
Чтобы понять текущее состояние языка, его грамматические формы, его фонетическую структуру, его словарный состав, необходимо рассматривать каждое явление современного языка как результат длительного исторического развития, как результат ряда изменений и преобразований, которые произошли в течение более или менее длительных периодов времени.
В ходе этого исследования выяснилось, что система английского языка претерпевает различные изменения, в основном из-за того, что слова и особенности языковых систем других языков, народов и диалектов стали проникать в английский язык.
Английский язык значительно изменился за свою историю, однако его грамматическая структура и словарный запас продолжают сохранять основные черты языка немецкой группы, хотя в словарный запас входят многие слова, которые дошли до нас со времен среднего английского языка.
Несмотря на то, что в ходе своего исторического развития английский язык неоднократно пересекался с различными языками (скандинавским, французским, германским, латинским), тем не менее, во всех случаях он выходил победителем и продолжал развиваться по своим внутренним законам.
Можно с уверенностью сказать, что предком современной письменности был вымерший латинский язык. Но до него господствовало руническое письмо. И, рассмотрев всю эту тему, стало ясно, что до латинского алфавита руны были основным способом сохранения информации.
В ходе написания данной дипломной работы были реализованы поставленные ранее задачи, а именно:
• определены основные предпосылки возникновения и создания английского письма;
• описаны исторические условия развития письменности английского языка;
• рассмотрены этапы письма;
• выявлены характерные черты английского языка;
• изучены основные подходы к изучению букв.
Нет сомнений, что развитие человеческого письма будет продолжаться. Нет сомнений в том, что эта история еще не закончена - она по-прежнему привлечет к нам множество интересных явлений.
1. Акопов, А.И. Основы издательского дела: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» / А.И. Акопов. – Тольяттинский гос. ун-т.- Тольятти, 2005. – 179 с.
2. Англосаксонский язык и литература / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / под ред. проф. И. Е. – СПб., 1890-1907.
3. Аракин, В. Д. История английского языка : учеб. пособие / В. Д. Аракин. – 2-е изд. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 272 с.
4. Астапова, М.М. Национально-культурная специфика английских фразеологических единиц с компонентом–этнонимом / Дискурс: концептуальные признаки и особенности их осмысления. Межвузовский сборник научных трудов. – Краснодар, 2007. – С. 8-9.
5. Белунова, Н.И. Дружеские письма творческой интеллигенции конца XIX начала XX в. / Н.И.Белунова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 140 с.
6. Белунова, Н.И. Семантико-структурная организация интимно-дружеского письма / Н.И.Белунова. СПб., 1994. – 12 с.
7. Гельб, И.Е. Опыт изучения письма (основы грамматологии). – М.: Радуга, 1982. – 376 с.
8. Есипова, В.А. История книги: учебник по курсу «История книжного дела» / В.А. Есипова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 628 с.
9. Иванова, И.П. История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь / И.П. Иванова, Л.П. Чахоян, Т.М. Беляева. – СПб. : Лань, 1999. – 312 с.
10. Ильиш, В. А. История английского языка / В. А. Ильиш. – 5-е изд. испр. и доп. – М. : Высшая школа, 1968. – 390 с.
11. История английского языка / Энциклопедия «Вокруг света». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// vokrugsveta.ru.
12. Каирова, Т.С. Интеграция содержательно-концептуальной информации в эпистолярных текстах [текст]: на материале эпистолярного наследия Франции XVIII века: автореф. дис. канд. филол. наук / Т.С.Каирова. – М., 1989. – 24 с.
13. Кунафин, М.С. Концепция современного естествознания. – Уфа: БГУ, 2013. – 486 с
14. Нажуа, Б. Особенности эпистолярного жанра в свете теории текста [текст] / Б. Нажуа. – М., 1984. – 23 с.
15. Найдыш, В.М. Концепция современного естествознания. – М. : Альфа-М, 2004. – 622 с.
16. Павленко, Н.А. Краткий очерк истории письма. – М. : Высшая школа, 1965. — 178 с.
17. Расторгуева, Т. А. История английского языка / Т.А. Расторгуева. – 2-е изд. стер. – М. : Астрель, 2003. – 348 с.
18. Cадохин, А.П. Концепция современного естествознания. – М. : Омега-Л, 2013. - 240 с.
19. Смирницкий, А.И. Древнеанглийский язык / А.И. Смирницкий. – М. : Изд-во: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. – 319 с.
20. Сокол-Кутыловский, О.Л. Свод рунических надписей. Книга 1. – Екатеринбург: АМБ, 2014. – 720 с.
21. Цветков, С. Начало русской истории. С древних времен до княжения Олега. – М. : Центрполиграф, 2012. – 432 с.
22. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ooho.ru/2009/08/22/lyubovnye-pisma-nazad-v-19-vek.html.
23. Этимологический словарь английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etimonline.com/index.pth?allowed_in_frame=0&search=rune&searchmode=none.
24. rant, W, Dixon, J.M. Manual of Modern Scots. – Cambridge, University Press, 1921. – Р. 105.
25. Graddol, D. The Future of English? A guide to forecasting the popularity of the English language in the 21st century. – The British Council, 2000. – 66 р.
26. Isaac, T. The Man Runes / The Manx Note Book, 1886. – V. 2. – 143 р.
27. Menger, L.Е. The anglo-norman dialect : a manual of its phonology and morphology with ill ustrative specimens of the literature. – The Columbia University Press, 1904. – 202 р.
28. Oliphant-Кington. T.L. The Old and Middle English. – London : Vacmillan and co, 1878. – 704 p.
29. Westlake, J.W. How to write letters: A manual of correspondence. – Philadelphia : Sower, Pots and co, 1853. – 289 p.
30. Wikipedia. The free encyclopedia [Electronic resource]. – Mode of access : https://en.wikipedia.org/wiki/English_ language.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта распространения диалектов на территории Великобритании в древнеанглийском периоде
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта распространения диалектов на территории Великобритании в древнеанглийском периоде
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты