Информационно-просветительская деятельность по формированию ответственного родительства на примере кабинета планирования семьи(психологического консультирования по подготовке к материнству)
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Информационно-просветительская деятельность по формированию ответственного родительства на примере кабинета планирования семьи(психологического консультирования по подготовке к материнству)»
по дисциплине: «Социально-экономическая деятельность»
2019
168.00 BYN
Информационно-просветительская деятельность по формированию ответственного родительства на примере кабинета планирования семьи(психологического консультирования по подготовке к материнству)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социально-экономическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе имеются только 2 главы.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы формирования ответственного родительства
1.1 Сущность и задачи ответственного родительства. Факторы, определяющие ответственного родителя
1.2 Современные проблемы формирования культуры ответственного родительства
2 Формы и методы информационно-просветительской работы по формированию ответственного родительства
2.1 Опыт информационно-просветительской деятельности по формированию ответственного родительства на примере УЗ «НЦГБ» поликлиника № 4
2.2 Программа информационно-просветительской работы по формированию ответственного родительства с женщинами, состоящими на учете по беременности в женской консультации УЗ «НЦГБ» поликлиника № 4
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена новыми тенденциями в современном обществе в различных сферах человеческой жизни, которые существенно влияют на проблему семейных отношений, их образовательных возможностей, семейных духовных и нравственных ценностей. Проблемы современной семьи стали объектом изучения многих наук: педагогики, медицины, социологии, демографии, экономики и психологии.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в Республике Беларусь является проблема демографического развития страны. Негативные тенденции в семейной жизни: уменьшение количества браков в стране, высокий уровень разводов, увеличение числа людей, живущих без регистрации брака, и рождение детей вне брака. Коэффициент депопуляции в Республике Беларусь таков, что показатели воспроизводства населения почти в два раза меньше, чем требуется для смены поколений.
Семья сегодня играет ведущую роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитании и развитии. Семья - это основа любого государства, которое само по себе имеет абсолютную ценность, главное и ведущее условие сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций и национальной безопасности. Важным вопросом является формирование у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей как общей культуры в аспекте брака и семейного поведения.
Современное общество еще не выработало целостного понимания того, как преодолеть негативные демографические процессы в корне изменившихся условиях жизни, повысить социальный престиж родительства и ценность семейных связей. Рост социального приюта и безнадзорность детей позволяют предположить, что для многих мужчин и женщин, имеющих детей, воспитание детей не стало сознательной миссией.
1 Теоретические основы формирования ответственного родительства.
1.1 Сущность и задачи ответственного родительства. Факторы, определяющие ответственного родителя.
Важным ресурсом развития любого современного государства, неотъемлемой составляющей его стабильности является воспитание молодого поколения, способного сохранить и улучшить прежние достижения общества. В этом процессе традиционно особая роль отводится семье как основному институту социализации ребенка.
Необходимым условием развития белорусского общества, его стабильности и прогресса является улучшение функционирования семьи. Однако для современного белорусского общества характерно изменение традиционных устоев семьи [26, c.95].
Современное общество рассматривает воспитание детей как заботу, контроль и содействие прогрессивному развитию ребенка. Практически каждый мужчина и женщина, достигшие половой зрелости, могут стать родителями. Рождение первого ребенка является значительным переходным событием в жизни мужчины и женщины; именно в этот период они приобретают состояния отцовства и материнства. Психологическая готовность исполнять роль родителей часто не совпадает с биологической способностью к данной роли [26, с.17].
Растущий интерес возродил внимание к понятиям и социальным явлениям «отцовства» и «ответственного родительства». Из-за сложности решаемых вопросов они изучаются на междисциплинарной основе. В результате сложилась практика применения представителями научно-педагогической школы исследований в области психологии, социологии, культурологии и других наук.
1.2 Современные проблемы формирования культуры ответственного родительства.
Происходящие сегодня социальные изменения затрагивают все сферы общества, в том числе связанные с детством, в частности, сферой родительства. Родительство переживает кардиальные социальные изменения, которые произошли в мире в конце 20-го века - начале 21-го века.
Как и общество в целом, институт родительства сегодня находится в глубоком кризисе. Институт воспитания детей, являясь основным элементом общества, дает общую картину тех же противоречий, которые присущи обществу в целом [20, с. 175].
Проявления этого кризиса включают в себя такие показатели, как снижение рождаемости, нестабильность семьи, увеличение числа разводов, появление большого количества бездетных семей и сознательное неприятие рождения единственного ребенка. А также массовый отказ от детей, доставка детей в роддом или детские дома, приемники, диспенсеры, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения их жизни. Индикатором кризиса института семьи является также резкое снижение уровня брака и в то же время активное увеличение внебрачных рождаемости [10, с. 53].
Реформа общества резко обострила проблему института родительства, нуждающегося в социальной защите. Среди его объектов - семьи одиноких матерей, семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми - инвалиды; опекунские семьи; многодетные семьи с маленькими детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми и т. д. [20, с.176].
Проблемы кризиса института семьи можно разделить на экономические и социальные. Экономические - такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкая заработная плата - являются наиболее распространенными.
2 Формы и методы информационно-просветительской работы по формированию ответственного родительства.
2.1 Опыт информационно-просветительской деятельности по формированию ответственного родительства на примере УЗ «НЦГБ» поликлиника № 4.
В ходе проведенного исследования были изучены возможности УЗ «НЦГБ» поликлиника № 4 в оказании информационно-просветительской деятельности.
Учреждение здравоохранения «Новополоцкая центральная городская больница» обслуживает население города Новополоцка и прикреплённое население Полоцкого района в количестве 112 460 человек. Из них 18 962 детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно.
В возрастном составе обслуживаемого населения доля трудоспособного населения составляет 60,78%, населения старше 60 лет составляет 29,6%, дети составляют 17,42%.
В городе создана оптимальная сеть и структура лечебно-профилактических организаций. Все организации, за исключением противотуберкулёзного диспансера, типовые. В них имеются необходимые условия для оказания полноценной и доступной медицинской помощи жителям города.
На базе городской больницы функционирует 5 межрайонных отделений (ортопедо-травматологическое, офтальмологическое, кардиологическое, урологическое, инфекционное), а также кабинет компьютерной томографии, отделение паллиативного ухода больницы сестринского ухода. Функционируют межрайонные центры второго уровня оказания медицинской помощи - родильный дом, кожно-венерологический диспансер и 2 центра пренатальной диагностики (на базе женских консультаций поликлиники № 1 и № 4), которые оказывают специализированную медицинскую помощь 10 районам Витебской области с общей численностью населения около 450 тысяч. Ежегодно в межрайонных отделениях оказываетсяпомощь более 7 тысячам пациентов, что составляет почти 28% от всех пролеченных в стационаре.
2.2 Программа информационно-просветительской работы по формированию ответственного родительства с женщинами, состоящими на учете по беременности в женской консультации УЗ «НЦГБ» поликлиника № 4.
По итогам проведенного исследования возможностей УЗ «НЦГБ» поликлиника № 4 и анкетирования молодых женщин было выявлено, что существует необходимость информационно-просветительской работы по формированию ответственного родительства с женщинами, состоящими на учете по беременности в женской консультации УЗ «НЦГБ» поликлиника № 4.
В ходе исследования была разработана программа информационно-просветительской деятельности по формированию ответственного родительства с женщинами, состоящими на учете по беременности в женской консультации УЗ «НЦГБ» поликлиники № 4 «Школа родительства».
Цель программы: создание условий для получения будущими родителями информации по формированию ответственного родительства.
Задачи программы:
Создание возможности для получения родителями информации по формированию ответственного родительства;
Снижение риска отказов от детей, прерывания беременности.
Информационно-просветительская деятельность на базе УЗ «НЦГБ» поликлиника № 4 осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, локальными актами учреждения, среди которых Приказ Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 24 августа 2011 г. N 836 «Об утверждении инструкции об организации оказания психологической помощи в государственных организациях здравоохранения», Устав учреждения.
Заключение.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Ответственное родительство - это баланс разных аспектов воспитания, высокая степень близости в отношениях с ребенком, способность и желание поддержать его материально, но не за счет его образования, развития, его личных качеств.
Женщины и мужчины, готовящиеся стать родителями, должны понимать всю ответственность за своих детей, помнить, что родительские отношения и культура родительских отношений являются важной основой института семьи. Отношения между родителями и детьми развиваются на протяжении всей жизни, предполагают преемственность, безвозмездность, терпение и заботу друг о друге. Основы формирования родительской культуры следует закладывать как можно раньше, начиная с раннего детства, подкрепляя позитивным примером, демонстрирующим хорошие отношения в семье, уважение к другим. Воспитание личности, формирование у него свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, необходимости создания и совершенствования является важным условием успешного развития государства.
Можно осуществлять подготовку молодежи к воспитанию детей посредством эффективного взаимодействия семейного учреждения, учебных заведений, учреждений здравоохранения и социальных служб, направленных на формирование семейных духовно-нравственных ценностей и выполнение родительских ролей.
1. Адле, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ А. Адлер. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 548 с.
2. Алексеева, Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной / Э.Р. Алексеева, России // Вестник Башкирского университета.- 2008. – Т. 13. - № 3. - С. 644–646.
3. Акутин, С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив / С.П. Акутин // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieosoznannogoroditelstva-u-starsheklassnikov-kakduhovno-nravstvennyy-imperativ.
4. Алешин, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешин, А.С. Волович // Вопросы психологии. - 1991. – № 4. – С. 74–82.
5. Андреева, Г.М. Социальная психологи / Г.М. Андреева.- М.: Изд-во МГУ, 1978. –270 с.
6. Безрукова, О. Н. Готовность к отцовству: факторы, условия и предпосылки / О. Н. Безрукова // Вестник Санкт¬Петербургского университета. Сер. 6. – 2007. –Вып. 2, ч. 1. – С. 98–109.
7. Богачева, Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дис. … канд. социол. наук / Н.В. Богачева. – Казань, 2005. – 245 с.
8. Бодалев, A.A. Семья в психологической консультации /А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: Педагогика, 1989. – 269 с.
9. Гордиенко, И.В. Проблема отцовства и материнства как феномен родительства в современной России6 социально-педагогический аспект / И. В. Гордиенко, М.Г. Давитян // Культурная жизнь Юга России. Культура и общество. Философия. Социология. - № 3 (54). - 2014. - С.44-46.
10. Гурко, Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. - М.: Педагогика, 2008.- 288с.
11. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т.А. Гурко // Социс. – 1997. - № 1. – С.6-9.
12. Гурко, Т. А. Родительство: социологические аспекты / Т.А. Гурко. - М.: Педагогика, 2003. – 184с.
13. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. – 196с.
14. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 342 с.
15. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
16. Карельская, Л. П. Формирование у студентов компетенций «ответственное родительство» / Л.П. Карельская // Крымский научный вестник – 2015. - №4. - С.-226-233.
17. Колышко, А. М. Формирование ответственного родительства в деятельности семейного психолога / А. М. Колышко // Сборник научных статей. – Минск: БГУ. - С.95 – 97.
18. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. - 2007. – № 6. – С. 26–33.
19. Лашманова И.И. «Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа—URL: http://www.pandia.ru/text/78/219/88595-12.php
20. Лущенко, Э.М. Проблемы и противоречия института родительства в Российском обществе / Э.М. Лущенко // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право – 2016. - № 3(224). – С.175 –180.
21. Мартынова, В.В. Современная белорусская семья: тенденции развития и типичные проблем / В. В. Мартынова // Социальная и психолого-педагогическая помощь семье: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 16 марта 2017 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; отв. ред. В. В. Мартынова. – Минск : БГПУ, 2017. – 404 с. – С.6-8
22. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству \ С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. – № 5. – С. 18– 27.
23. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства \ Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 2003. – 394 с.
24. Поливанова, К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 1–11. doi:10.17759/psyedu.2015070301.
25. Семья и родительство в современной России. - Отчет о результатах исследования М, 2009. -82с. // http://www.fond-detyam.ru с.24-25
26. Сеппенен, Ю. В. Ю. Факторы формирования ответственного родительства среди молодежи // Перспективы Науки и Образования. - 2017. - 5 (29). - С.13-17.
27. Смирнова, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье \ Е.Г. Смирнова // [Электронный ресурс]. − Режим доступа—URL: http://www.dissercat.com/content/ psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-osoznannogoroditelstva-v-molodoi-s-0
28. Соловьева, Е. В. О материнском отношении к детям раннего возраста, зачатым посредством экстракорпорального оплодотворения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. - 2014. - Т. 6. - № 4.
29. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. - М.: Наука, 2000. - 234с.
30. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2008. – 512 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе имеются только 2 главы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты