Семантико-синтаксические характеристики английских звукоподражательных глаголов
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Семантико-синтаксические характеристики английских звукоподражательных глаголов»
по дисциплине: «Лингвистика»
2019
128.00 BYN
Семантико-синтаксические характеристики английских звукоподражательных глаголов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Лингвистика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе имеется только 1 глава.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Глава 1. Валентность как основная характеристика глагола-предиката
1.1 Основные подходы к определению валентности
1.2 Классификация валентности и методы ее анализа
1.3 Особенности звукоподражательных глаголов и их место в системе английского языка
Выводы по главе 1
Глава 1. Валентность как основная характеристика глагола-предиката
1.1 Основные подходы к определению валентности
Термин «валентность» является относительно молодым термином и был заимствован в лингвистику из химии для обозначения сочетательных способностей языковых единиц. Существует два подхода к определению валентности. Учены рассматривают валентность как с синтаксической, так и с семантической точки зрения.
В отечественном языкознании термин «валентность» впервые был применен С.Д. Кацнельсоном, который он определяет, как «способность слова определенным образом реализовываться в предложении и вступать в определенные комбинации с другими словами». Он впервые использовал данный термин в своей работе «О грамматической категории» и впоследствии более глубоко разработал в книге «Типология языка и речевое мышление» [23].
В лингвистике понятие валентности связывают с именем Л. Теньера – французского лингвиста, представителя структурного направления, который ввел понятие «валентность» в 1934 году. Он употреблял этот термин в узком понимании только для обозначения сочетаемости глагола и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол [20, с. 15].
Л. Теньер разработал теорию валентности, в которой говорится о том, что глагол занимает центральное место в предложении, а все остальные члены предложения подчиняются ему. То есть речь идет о валентном наборе глагола, куда Теньер включил только подлежащее и дополнение и назвал эти элементы «актантами», то есть участниками действия [20, c. 110]. Что касается обстоятельств, все их виды из валентного набора исключены и для их обозначения используется термин «сиркостанты». Теньер считал, что все сиркостанты не обусловлены значением глагола, поэтому не должны входить в валентный набор глагола. То есть, согласно его теории, из всех членов предложения в валентный набор глагола входили только подлежащее и дополнение.
1.2 Классификация валентности и методы ее анализа
Исследователи, занимающиеся вопросами валентности, предлагают ее различные классификации.
Рассмотрим точку зрения Ю.Д. Апресяна, который выделяет три вида валентности:
1. логическая;
2. семантическая;
3. синтаксическая [4].
Логическая валентность имеет универсальный внеязыковой характер. Ее определяют характеристики действий, событий, явлений действительности, что может быть сформулировано как известные структуры высказывания. Таким образом они могут быть сформулированы как логические предикаты с неопределенным количеством актантов. Однако лингвистическая реализация предикатов и актантов является несущественной на этом уровне.
Следующим видом валентности по Ю.Д. Апресяну является семантическая валентность. Здесь глагол требует определенных контекстуальных партнеров с определенными признаками значения. Следует отметить, что в данном случае другие контекстуальные партнеры с другими признаками значения исключаются.
Еще одним видом валентности является синтаксическая валентность, которая предполагает факультативное заполнение «пустых клеток» определенным количеством и видом актантов [4].
Разные исследователи предлагают различные своеобразные классификации валентности. Исследователи также выделяют такой тип валентности, как лексическая валентность, которую они считают синонимом семантической валентности, и грамматическую, которая является синонимом синтаксической валентности.
По мнению В.Г Адмони «при полном анализе валентности какой-либо словарной единицы следует говорить и о «потенциальной реализации валентности». Это может быть мало употребительный или даже только возможный факт реализации валентности» [3, с. 38].
1.3 Особенности звукоподражательных глаголов и их место в системе английского языка
В конце ХХ – начале ХХI в. приоритетными направлениями в лингвистике стали коммуникативно-прагматическое, дискурсивнокогнитивное, однако исследование лексикосемантических систем по-прежнему остается актуальным [2]. Одной из таких систем является звукоподражательная (ономатопоэтическая) лексика. К звукоподражательной лексике относят: звуки, издаваемые человеком; звуки, издаваемые животными и птицами; звуки природы и окружающего мира; звуки, не принадлежащие живым существам [11].
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» С.В. Воронин определяет звукоподражание как закономерную не произвольную фонетически мотивированную связь между фонемами слова и лежащим в основе номинации звуковым (акустическим) признаком денотата (мотивом) [8, c. 165].
Следует различать понятия «междометие» и «звукоподражание». К междометиям относят слова, которые указывают на эмоции, которые человек испытывает, субъективные ощущения или волеизъявления человека. То есть междометия показывают эмоции, ощущения и волеизъявления человека, не называя и не описывая их [16].
Звукоподражание называют ономатопеей и понимают под данным термином приблизительное, условное отражение фонетическими средствами неречевых звуков внешнего мира, звучания окружающей действительности.
Такой исследователь, как С.В. Воронин открыл фоносемантический закон относительной денатурализации языкового знака. Он также писал о том, что звукоподражания могут иметь различную степень звуковой мотивированности.
Он выделяет следующие виды ономатопов:
1. примарно (фонетически) мотивированные ономатопы, куда он относит сами звукопдражания;
2. ономатопы с частичной утратой примарной мотивированности, куда он относит морфологические оформленные слова, прежде всего существительные и глаголы;
3. секундарно мотивированные ономатопы, у которых нет звукоподражательной семы, так как здесь актаулизируется оценочный компонент.
Выводы по главе 1
Проанализировав научно-методическую литературу по выбранной теме исследования можно сделать следующие выводы:
1. понятие валентности рассматривается различными учеными и имеет множество трактовок;
2. валентность изначально определялась как сочетаемость глагола с другими элементами в предложении;
3. валентность рассматривается не только с точки зрения синтаксиса, но и с точки зрения семантики;
4. была разработана теория валентности, согласно которой глаголы разделяются на четыре вида: глаголы с нулевой валентностью; одновалентнтые; двухвалентные; трехвалентные;
5. существуют различные классификации валентности, однако почти все исследователи выделяют семантическую и синтаксическую валентность;
6. звукоподражательные глаголы в английском языке занимают значительное место, они используются в сфере непринужденного личного общения, в художественной литературе, а также в фольклоре и в газетно-публицистических и рекламных текстах и имеют ряд особенностей.
1. Аваков, С. А. Звукоподражательные слова русского языка в сравнении с английским и немецким : автореф. дис. канд. филол. наук : 10.02.20 / С. А. Аваков ; Даг.гос. пед. ун-т. – Махачкала, 2007. – 23 с.
2. Алиева, С. А. Ономатопы в разносистемных языках: структурно-семантическое описание / С. А. Алиева // Известия Рос.гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2009. – № 110. – С. 126–132. https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/110/alieva_110_126_132.pdf
3. Адмони, В.Г. Завершенность конструкции как явление синтаксических форм / В.Г. Адмони. М.: Наука, 1958. ¬¬– с. 38
4. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика : синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян ; под ред. В. Ю. Розенцвейг. – М. : Наука, 1974. – 368 с.
5. Афанасьев, А. Ю. Вопросы семантической эволюции лексики (на материале английских звукоподражательных существительных) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / А. Ю. Афанасьев ; Лен.гос. ун-т. им. А. А. Жданова. – Ленинград, 1984. – 19 с.
6. Баскакова, И. Н. Семантика отношений между глаголом-предикатом и объектом-бенефициантом / И. Н. Баскакова // Изв. Рос.гос. пед. ун-та. им. А. И. Герцена. – 2009. – №106. – С. 127–131.
7. Богданов, В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения / В. В. Богданов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1977. – 204 с.
8. Воронин, С. В. Звукоподражание / С. В. Воронин // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – С. 165.
9. Гак, В. Г. Валентность / В. Г. Гак // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – С. 79–80.
10. Гак, В. Г. К проблеме синтаксической семантики (семантическая интерпретация «глубинных» и «поверхностных» структур) / В. Г. Гак // Инвариантные синтаксические значения и структура предложения / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. – М. : Наука, 1969. – С. 77–85.
11. Курашкина, Н. А. Специфика отображения вокализаций птиц звукоподражательными орнитонимами / Н. А. Курашкина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение.– 2014.– №16. – С. 59–65.
12. Ломовая, А. В. Валентность и семантика отыменных глаголов, образованных по конверсии [Электронный ресурс] / А. В. Ломовая // Электронный Научный Журнал «Мир лингвистики и коммуникации». – 2011. – № 3 (24). – Режим доступа: http://tverlingua.ru/archive/024/5_24.pdf. – Дата доступа: 15.11.2018.
13. Ломовая, А. В. Модификации валентности как фактор актуализации значения предикатов, образованных путем конверсии от имен инструментов в английском языке / А.В. Ломовая // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2012. – № 1. – С. 50–53.
14. Лейкина, Б.М. Некоторые аспекты характеристик валентностей / Б.М. Лейкина. – М.: Высшая школа, 1961. – С. 47.
15. Нуруллова, А. А. Национально-культурная специфика звукоподражательных единиц английского, русского и немецкого языков / А. А. Нуруллова // Вестн. Татар. гос. гум.-пед. ун-та. Филология и искусствоведение. – 2013. – №3. – С. 104–106.
16. Рябкова, Н. И. О разграничении междометий и звукоподражаний / Н. И. Рябкова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Филология и искусствоведение. – 2012. – №3. – С. 151–159.
17. Сильницкий, Г. Г. Семантические классы глаголов в английском языке : учеб. пособие к спец. курсу / Г. Г. Сильницкий ; Смол. гос. пед. ин-т. – Смоленск, 1986. – 112 с.
18. Степанова, М. Д. Части речи и проблема валентности в современном немецком языке : учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. / М. Д. Степанова, Г. Хельбиг. – М. : Высш. шк., 1978. – 259 с.
19. Спиридонова, Ю. А. Английские глаголы поведения : валентностный анализ / Ю. А. Спиридонова // Изв. Рос.гос. пед. ун-та. им. А. И. Герцена.– 2008. – №54. – С. 207–213.
20. Теньер, Л. Основы структурного синтаксиса /Л. Теньер ; пер. И. М. Богуславского [и др.] ; под общ.ред. В. Г. Гака. – М. : Прогресс, 1988. – 654 с.
21. Шаронов, И. А. Семантический анализ звукоподражательных слов / И. А. Шаронов // Изв. рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена.– 2009. – №111. – С.157–163.
22. Шустова, С. В. Глагольная валентность как семантико-грамматическая категория / С. В. Шустова, Е. А. Смирнова // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. – 2015. – №4. – С. 21–29.
23. Шустова, С. В. К вопросу о функциональном потенциале языковой единицы (на примере семантической и синтаксической валентности) / С. В. Шустова // Ист. и соц.-образ. мысль. – 2013. – №3. – С. 161–164.
24. Шустова, С. В. Теория глагольной валентности в отечественной и западной научной парадигмах / С. В. Шустова, Е.А. Смирнова // Вестн. Лен. гос. ун-та. им. А. С. Пушкина. – 2015. – №2. – С. 119–128.
25. Юликова, Н. М. Локативная валентность английских глаголов и вариантность локативных синтаксем : автореф. дис. канд. филол. наук : 10.02.04 / Н. М. Юликова ; Рос.акад. наук. – С.-Петербург, 1994.– 18 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе имеется только 1 глава.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты