Особенности родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Особенности родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Особенности родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад №525, г. Минска
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы результатов исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях
1.1 Феномен родительского отношения в психологии
1.2 Сущность эмоционального взаимодействия матери и ребенка
1.3 Психологические особенности детей из полных и неполных семей
Глава 2 Эмпирическое исследование родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях
2.3 Выявление особенностей родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях
2.4 Практические рекомендации матерям, воспитывающим ребенка в неполных семьях
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире стремительно растет число семей, в которых внутрисемейные взаимоотношения не обеспечивают в полной мере потребность ребенка в доверительном, сопереживающем, принимающем общении с родителями. В связи с этим наблюдается тенденция к возвращению к эмоциональным ценностям: огромное значение приобретает взаимопонимание, моральная поддержка, эмпатия. Для растущего ребенка основным источником этих ценностей выступает семья. Положительное эмоциональное отношение родителей к ребенку, особенно материнское отношение имеет огромную значимость для полноценного развития ребенка.
Особенно важным аспектом детско-родительских отношений является их эмоциональная сторона. Эмоциональная составляющая родительского отношения занимает ведущее положение в структуре родительского отношения, определяя преимущественно особенности его проявлений. Родительское отношение включает важнейшие элементы эмоционально-ценностного отношения как принятие, симпатия, эмоциональная дистанция, любовь и уважение ребенка.
Отношение матери к ребенку в неполной семье может сформировать как позитивный взгляд на мир и на самого себя, так и привести к недоверию и нелюбви к другим людям. Потому семье, эмоциональному взаимодействию в системе «мать – ребенок» принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Огромное значение для эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка имеет стабильность семейной среды.
В нашем обществе с каждым годом количество разводов стремительно растет. В последнее время все больше детей воспитываются одним родителем и в большинстве случаев, роль воспитателя берет на себя мать. Этот факт ставит перед психологической наукой вопрос об особенностях материнского отношения к ребенку в неполной семье. Поэтому изучение особенностей родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в неполной семье приобретает особую актуальность.
Чаще всего неполная семья – это мать, воспитывающая ребенка или нескольких детей. Именно мать является источником эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Потому эмоциональное взаимодействие матери и ребенка является важным аспектом психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
Особенности эмоционального взаимодействия матери и ребенка изучались в отечественной психологической науке в контексте проблемы детско-родительских отношений. В зарубежной психологии эмоциональное взаимодействие изучалось в тесной связи с понятием привязанности. Проблемой изучения детско-родительских отношений занимались такие ученые как Е.С. Арсентьева [1], Дж. Боулби [4], Г.В. Бурменская [7], А.Я. Варга [10], Е.И. Захарова [18], И.С. Кон [23], Р. Кэмпбелл [27], А.А. Реан [42], А.С. Спиваковская [49], Г.Т. Хоментаускас [58] и др.
Изучением проблемы детско-родительских отношений в неполных семьях, занимались В.А. Губин [13], И.Ф. Дементьева [14], О.Ф. Джиоева [15], К.Б. Зуев [20], Г.С. Курагина [26], Л.Л. Митина [34], Е.В. Молчанова [35], О.В. Юлусова [62] и др.
Цель исследования: изучить особенности родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях.
2. Эмпирически исследовать стиль родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях.
3. Выявить особенности родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях.
4. Сформулировать выводы и практические рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: существуют особенности в родительском отношении и эмоциональном взаимодействии матери и ребенка в полных и неполных семьях.
Методологические основы исследования:
– положение А.Я. Варги о том, что ведущее положение в структуре родительского отношения занимает эмоциональная составляющая, которая в основном определяет особенности его проявлений, то есть стилей;
– положение Е.И. Захаровой о том, что эмоциональное взаимодействие представляет собой сложное образование, состоящее из трех блоков эмоционального взаимодействия матери и ребенка: родительской чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Феномен родительского отношения в психологии
В современной литературе не существует единой точки зрения на определение стиля родительского отношения. В большом психологическом словаре можно обнаружить следующее определение: «стиль родительского отношения – это тип связи между родителем и ребенком» [38, с. 529]. В словаре психологических терминов родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [33, с. 97]. В рассмотренных определениях родительского отношения общим является наличие особого рода взаимодействия в системе «родитель – ребенок».
Различные авторы придерживаются разных критериев определения родительского отношения. Основы исследования родительского отношения в отечественной психологии заложил Л.С. Выготский. Он показал, что в силу психической, физиологической и моторной незрелости ребенка его путь к удовлетворению своих потребностей всегда проходит через отношение к близкому взрослому: отношение ребенка к внешнему миру с самых первых дней опосредует взаимодействие матери с младенцем. По Л.С. Выготскому, родительское отношение – это субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяющее характер родительского воспитания, способ общения, характер приемов воздействия на ребенка [11, с. 101].
Стиль родительского отношения А.В. Либин обозначает как устойчивый паттерн поведения, основанный на комбинации индивидуальных параметров (личностные свойства, представления, способы реализации воспитательных воздействий) и проявляющийся в определенной форме взаимодействия родителей с ребенком [29, с. 94]. Согласно А.С. Спиваковской, родительское отношение является направленностью, позволяющей описывать широкий круг отношений, основой которых выступает сознательная или бессознательная оценка ребенка, что выражается в формах взаимодействия с ними [49, с. 76].
Таким образом, стиль родительского отношения представляет собой совокупность представлений и оценок ребенка, проявляющихся в различных формах взаимодействия с ним, основанные на личностных и мотивационных особенностях родителей.
Родительское отношение Р.В. Овчаровой определяется как один из компонентов феномена родительства, под которым понимается сложное интегральное личностное образование, включающее ценностные ориентации супругов (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания [39, с. 21].
Отсюда следует, что родительское отношение является одним из компонентов родительства как интегрального образования личности (отца и/или матери). Стиль родительского отношения, в свою очередь, является проявлением родительского отношения.
В нашей работе под родительским отношением понимается совокупность представлений и оценок ребенка, проявляющихся в различных формах взаимодействия с ним, основанные на личностных и мотивационных особенностях родителей.
Наиболее полный анализ стилей родительского отношения принадлежит зарубежным ученым. В зарубежной литературе родительское отношение рассматривается как основа развития личности, модель поведения взрослого, эмоциональная позиция родителей к детям. Так, Э. Фромм рассматривал родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка [22, с. 13]. Согласно определению О. Коннера, стиль отношения – это эмоциональная позиция родителей по отношению к ребенку, выражающаяся в мыслях и поведении и оказывающая влияние на развитие ребенка [24, с. 241]. По мнению А. Бандуры, родительское отношение – преимущественно модель поведения взрослого, дающая ребенку возможность извлечения некоторых общих черт и правил поведения, образец для подражания в попытках выстроить собственное поведение [16, с. 65].
В работах Д. Баумринд описываются стили семейного воспитания как комбинации следующих компонентов: зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект. Автор выделила 3 различных по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения и характеристики ребенка, которые им соответствуют [36, с. 179]:
– у авторитетных родителей – ребенок инициативный, общительный, добрый. Этот стиль характеризуется высоким уровнем родительского контроля, поощрением автономии ребенка, теплыми с ним отношениями. В результате такого стиля ребенок социально адаптирован, уверен в себе, способен к самоконтролю, обладает высокой самооценкой;
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 525 г. Минска» и личностного окружения посредствам социальных сетей. В исследовании приняли участие 60 матерей. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 30 матерей из неполных семей, во вторую – 30 матерей из полных семей.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования особенностей родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях с помощью тестирования,
3) обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить особенности родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить стили родительского отношения у матерей в неполных семьях и матерей в полных семьях.
2. Определить характеристики эмоционального взаимодействия у матерей в неполных семьях и матерей в полных семьях.
3. Сравнить стили родительского отношения и характеристики эмоционального взаимодействия у матерей в неполных семьях и матерей в полных семьях.
Гипотеза исследования: существуют особенности в родительском отношении и эмоциональном взаимодействии матери и ребенка в полных и неполных семьях.
Методологические основы исследования:
– положение А.Я. Варги о том, что ведущее положение в структуре родительского отношения занимает эмоциональная составляющая, которая в основном определяет особенности его проявлений, то есть стилей;
– положение Е.И. Захаровой о том, что эмоциональное взаимодействие представляет собой сложное образование, состоящее из трех блоков эмоционального взаимодействия матери и ребенка: родительской чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин [51].
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на которые необходимо ответить согласием или несогласием.
Данная методика была выбрана потому, что она соответствует цели исследования, позволяет изучить такие аспекты родительского отношения как: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
2. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой [19].
Назначение: выявление основных параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста. Опросник содержит 66 утверждений, которые необходимо оценить по 6-балльной шкале.
Данная методика была выбрана потому, что с помощью нее можно наиболее полно изучить 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока: чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.
Методы математико-статистической обработки данных.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью критерия U-Манна-Уитни – статистического критерия, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретико-эмпирическое исследование по проблеме особенностей родительского отношения и эмоционального взаимодействия матери и ребенка в полных и неполных семьях позволяет сделать следующие выводы:
1. Стиль родительского отношения представляет собой совокупность представлений и оценок ребенка, проявляющихся в различных формах взаимодействия с ним, основанные на личностных и мотивационных особенностях родителей. Критериями родительского отношения выступают контроль, дистанция, теснота эмоциональных контактов, характер руководства. Особая роль в структуре родительского отношения отводится эмоционально составляющей – эмоциональному взаимодействию матери и ребенка. Сущность эмоционального взаимодействия состоит в умении распознавать эмоциональное состояние ребенка при взаимодействии с ним, чувствительности матери к состоянию ребенка, понимании причин данного состояния, сочувствии и сопереживании ему, ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия, стремлении к телесному контакту, оказании ему эмоциональной поддержки, умении воздействовать на состояние ребенка.
2. В неполных семьях матери проявляют недифференцированное отношение к ребенку, не поощряют его самостоятельность и инициативу, не стараются быть на равных с ребенком, не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, относятся к нему как к несмышленому существу. В полных семьях матери проявляют положительное отношение к ребенку, искренний интерес к тому, что его интересует, устанавливают достаточную психологическую дистанцию между собой и ребенком, на оптимальном уровне проявляют контроль над действиями ребенка со стороны, неудачи ребенка считают случайными, верят в него.
3. В неполных семьях матери принимают себя в качестве родителя, стремятся к телесному контакту с ребенком, проявляют способность воспринимать состояние, умеют воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, редко проявляют эмпатию по отношению к ребенку, не склонны к безусловному принятию ребенку, редко проявляют чувства в ситуации взаимодействия с ребенком. В полных семьях матери проявляют эмпатию по отношению к ребенку, принимают его без каких-либо условностей, оказывают ему эмоциональную поддержку, при построении взаимодействия ориентированы на его состояние, реже стремятся к телесному контакту с ребенком, реже воздействуют на эмоциональное состояние ребенка.
4. На достоверном уровне у матерей в неполных семьях более выражен контроль и негативное отношение к неудачам ребенка. У матерей в полных семьях более выражено принятие ребенка и положительное отношение к нему. На достоверном уровне для матерей в неполных семьях более характерно принятие себя в качестве родителя, стремление к телесному контакту с ребенком, умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка. Для матерей в полных семьях более характерно проявление эмпатии, проявление чувств в ситуации взаимодействия, проявление безусловного принятия ребенка, оказание эмоциональной поддержки ребенку, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. Гипотеза исследования о том, что существуют особенности в родительском отношении и эмоциональном взаимодействии матери и ребенка в полных и неполных семьях, полностью подтвердилась.
1. Арсентьева, Е.С. К вопросу о детско-родительских отношениях / Е.С. Арсентьева // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 1–8.
2. Бабаджанова-Павлова, А.В. Эмоциональное взаимодействие матерей с эмоционально возбудимыми детьми шестилетнего возраста / А.В. Бабаджанова-Павлова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2018. – № 3. – С. 77–89.
3. Бойко, И.Н. Влияние стиля родительского воспитания на формирование личности ребенка / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 2–9. – С. 109–113.
4. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
5. Бубнова, С.Ю. Особенности гармонизации детско-родительских отношений в неполных семьях в контексте профилактики девиантного поведения / С.Ю. Бубнова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2016. – № 4. – С. 242–245.
6. Бугина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бугина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского гос. университета. – 2010. – № 2. – С. 244–247.
7. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
8. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вестник МГУ. – 2009. – № 4. – С. 17–25.
9. Вагапова, А.Р. Особенности родительской позиции в семьях разного типа / А.Р. Вагапова, А.Ю. Маркелова // Известия Саратовского университета. – 2018. – Вып. 2. – С. 170–175.
10. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
12. Ган, М.П. Я сама: В помощь неполной семье / М.П. Ган, М.Э. Черепанова. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
13. Губин, В.А. Материнское отношение к подросткам в полных и неполных семьях / В.А. Губин, О.В. Клопова // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 12. – С. 143–148.
14. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. – 2001. – № 11. – С. 25-29.
15. Джиоева, О.Ф. Влияние неполной семьи на личностное развитие ребенка / О.Ф. Джиоева, М.Р. Калабекова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 5-3. – С. 76–79.
16. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В.А. Дубанова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 64–68.
17. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 542 с.
18. Захарова, Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства / Е.И. Захарова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2 (14). – С. 97–101.
19. Захарова, Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия / Е.И. Захарова // Психолог в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 3–29.
20. Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев // Вестник ТГУ. – 2009. – № 324. – С. 54–58.
21. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – СПб. : Питер, 2006. – 463 с.
22. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
23. Кон, И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы / И.С. Кон // Семья и школа. – 2003. – № 4. – С. 17–20.
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
25. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.
26. Курагина, Г.С. Особенности социализации детей из неполных семей / Г.С. Курагина // Академия профессионального образования. – 2015. – № 7. – С. 47–52.
27. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей / Пер. с англ. – М.: Знание, 1992. – 192 с.
28. Лапшина, Е.А. Характеристика стилей семейного воспитания / Е.А. Лапшина // Universum: психология и образование. – 2017. – № 9. – С. 1–4.
29. Либин, А.В. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. – М.: Смысл, Per Se, 2000. – 549 с.
30. Мантрова М.С. К вопросу детско-родительских отношений в семьях разного типа / М.С. Мантрова, В.С. Печёркина // European Conference on Education and Applied Psychology 13th International scientific conference. – 2016. – № 1. – С. 35–37.
31. Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений: монография / И. М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
32. Методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет) // Психологические тесты / Ред. А.А .Карелин – М., 2001, – Т.2. – С. 130–143.
33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
34. Митина, Л.Л. Особенности психического развития личности ребенка в полной и неполной семье / Л.Л. Митина // Академический журнал Западной Сибири. – 2012. – № 5. – С. 6–7.
35. Молчанова, Е. В. Психологические аспекты детско-родительских отношений / Е. В. Молчанова // Психологи и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11. – С. 83–87.
36. Назарова, М.В. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка / М.В. Назарова // Инновационная наука. – 2015. – № 5-3. – С. 179–181.
37. Неволина, В.В. Эмоциональное взаимодействие как специфическая форма переживания отношения к другой личности / В.В. Неволина // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 118–120.
38. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 430 с.
39. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: МПСИ, 2006. – 496 с.
40. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
41. Пономарев, П.А. Особенности психического развития детей в неполных семьях / П.А. Пономарев, Д.Е. Штильников // Молодой ученый. – 2017. – № 14. – С. 191–194.
42. Реан, А.А. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта / А.А. Реан, А.А. Баранов, Р.К. Махмутова // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 108–114.
43. Родионов, А.Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А.Н. Родионов, В.О. Родионова // Вопросы воспитания. – 2015. – № 2. – С. 81–86.
44. Сермяжко, Е.И. Семья и личность / Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.
45. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
46. Слепкова, В.И. Психология семьи / Авт.-сост. В.И. Слепкова. – Минск: Харвест, 2006. – 496 с.
47. Слободич, С. Ю. Дифференцированное родительское отношение: мета-анализ / С. Ю. Слободич // Философия и социальные науки. – 2014. – № 3. – С. 72–75.
48. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57–68.
49. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – М.: ООО Апрель Пресс, 2000. – 464 с.
50. Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитан идеей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3. – С. 215–217.
51. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин // Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей / О.П. Макушина, В.А. Тенькова. – Воронеж, 2008. – С. 24–27.
52. Федоров, И.Э. Родители и дети: особенности взаимоотношений в современном обществе / И.Э. Федоров // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 1. – С. 96–97.
53. Френкель, М.В. Особенности развития личности подростка в условиях полной и неполной семьи / М.В. Френкель // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 3. – С. 128–132.
54. Фромм, Э. Искусство любить: исследование природы любви / Пер. Л.А. Чернышевой. – М.: Педагогика, 1990. – 514 с.
55. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В. П., 1996. – 192 с.
56. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка / И.А. Фурманов, Н. В. Фурманова. – М.: Владос, 2004. – 319 с.
57. Хозяинова, П. М. Связь личностных особенностей матерей и характера взаимодействия матери с ребенком в неполной семье / П.М. Хозяинова // Южно-российский журнал социальных наук. – 2018. – № 1. – С. 102–115.
58. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Академия, 1999. – 175 с.
59. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 452 с.
60. Шаховская, Н. В. Особенности родительского отношения в семьях, имеющих детей с психическими и соматическими заболеваниями // Тезисы докладов межвузовской научной конференции молодых ученых (г. Минск, 23 апр. 2009 г.) / редкол.: Э. И. Зборовский [и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – С. 21–22.
61. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
62. Юлусова, О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье / О.В. Юлусова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 1. – С. 64–69.
63. Янгуразова, С.В. Семейное воспитание и его роль в формировании личности / С.В. Янгуразова // Дискуссия: журнал научных публикаций. – 2010. – № 6. – С. 103–107.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы результатов исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты