Теоретические основы формирования медиакультуры старшеклассников
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Теоретические основы формирования медиакультуры старшеклассников»
по дисциплине: «Педагогика»
2019
251.00 BYN
Теоретические основы формирования медиакультуры старшеклассников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тестирование
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования медиакультуры старшеклассников
1.1 Медиакультура формирующейся личности как предмет педагогического исследования
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования медиакультуры учащихся старшего школьного возраста
1.3 Анализ опыта формирования медиакультуры старшеклассников на уроках иностранного языка
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию медиакультуры учащихся старшего школьного возраста на примере онлайн-школы английского языка skyeng
2.1 Диагностика уровней сформированности медиакультуры старшеклассников онлайн-школы английского языка skyeng
2.2 Содержание и методы формирования медиакультуры старшеклассников в процессе онлайн-обучения иностранному языку
2.3 Оценка результатов опытно-экспериментальной работы по формированию медиакультуры старшеклассников
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Современная жизнь сегодня предъявляет человеку особые требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка такого человека закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать новые требования, урок должен стать новым, современным. Актуальность данного исследования определяется настоятельной необходимостью формирования медиакультуры старшеклассников, которая способствует развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления. В настоящее время вопросы человечества и «сред обитания» приобрели не только особую остроту, но и принципиально новое содержание, затрагивая как интересы всего человечества, так и каждого человека, в частности. Актуализация проблемы обуславливается таким обстоятельством как сложившаяся исторически новая ситуация развития современного общества, которая определяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля. Итак, на смену игнорирования проблемы человечества и медиа пришло ее осознание, которое проявило себя в педагогике как медиакультура, выступающая за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.).
Глава 1. Теоретические основы формирования медиакультуры старшеклассников
1.1 Медиакультура формирующейся личности как предмет педагогического исследования
Чтобы определить понятие «медиакультура», рассмотрим определение «культура». Ю.Н. Лотман предлагает следующее определение культуры: «это возделанный человеком мир» [26, с. 5]. Культура – это сфера для осуществления интеллектуальных и социальных потребностей, среди которых выделяются стремление к созиданию и общению [26]. Культура является коллективным творением. В культурологической энциклопедии культура определяется как «…некий свод «правил игры» коллективного существования, символических обозначений явлений и понятий, сконструированных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т. п.; мир творческих новаций – способов и результатов познания» [25, с. 336]. Т.е. культура представляет сферу существования и самореализации людей, которая позволяет регулировать социальные взаимодействия и поведение. Все взаимодействия в культуре представляют собой коммуникации. Культурные взаимодействия между людьми – это коммуникации от отправителя сообщения, канал передачи сообщения в пространстве и времени, получатель сообщения. Как отмечает Н.Б. Кириллова, большая часть исследователей сходятся во мнение, что культура выполняет различные типы коммуникации: тактильные, устные, письменные, визуальные и аудиовизуальные. В процессе взаимодействия эти средства коммуникации направлены на реализацию психологической потребности аудитории в иллюзорности и динамике. При этом в каждой эпохе преобладают свои культурные формы, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям человечества, то есть оказывают наиболее действенное влияние и приемлемы по социальному статусу [19]. Понятие «медиакультура» введено сравнительно недавно современной культурологией. Оно обозначает особый тип культуры современного информационного общества. Н.Б. Кириллова отмечает, что «для отечественной культурологи и социологии наиболее употребимыми являются понятия «средства массовой информации (СМИ)», «средства массовой коммуникации (СМК)», хотя в западных исследованиях превалируют термины ««mass culture», «mass media» [20, с. 9]. Термин «медиа» происходит от множественного числа латинского слова. medium – средство, посредник. Этот термин был введен в XX веке для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры». Наибольшее значение для современной трактовки термина «медиа» сыграл канадский ученый и публицист Г.М. Маклюэн. Он впервые пересмотрел историю культуры с позиций анализа коммуникативных каналов в культуре и изучал каждодневную жизнь человека в информационном обществе. С его подходов началось применение термина «медиа» для обозначения различных средств коммуникации [19]. Начиная с исследований Г.М. Маклюэна и его последователей, медиа стало восприниматься не только как средство передачи, а как целая среда производящая, эстетизирующая и транслирующая культурные коды. С появлением медиа изменился коммуникационный процесс. Сообщение представляет собой продукт интеллектуальной деятельности человека. Интерпретация – это приобретаемое знание. Коммуникация – это трансляция, передачи [19]. В отечественной науке термин «медиакультура» впервые был озвучен на международном семинаре по средствам коммуникации и проблемам развития личности ребенка в 1993 году в Звенигороде [23].
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию медиакультуры учащихся старшего школьного возраста на примере онлайн-школы английского языка skyeng
2.1 Диагностика уровней сформированности медиакультуры старшеклассников онлайн-школы английского языка Skyeng
На примере онлайн-школы английского языка Skyeng мы провели диагностику уровней сформированности медиакультуры старшеклассников. Мы разделили учащихся на две группы. В течение полугода они изучали английский язык, но первая группа учащихся занималась с использованием разнообразных мультимедиа компонентов: аудио-, видеофрагменты; ссылки на иноязычные газеты с заданиями; веб-квесты; различные игры, где учащимся нужно использовать девайсы. А вторая группа учащихся обучалась по традиционным методам без использования мультимедиа технологий. Эксперимент состоял в том, что мы сравнили начальные и конечные результаты обучения двух групп за полгода и выявили, можно ли, используя различные мультимедиа технологии, сформировать медиакультуру учащихся, то есть повысить уровень развития личности, способной анализировать, прогнозировать и давать собственную оценку полученной информации, обладать творческим и критическим мышлением, что, в свою очередь, поможет мотивировать учащихся на дальнейшее изучение английского языка и более того, будет способствовать развитию всех видов речевой деятельности учащихся, одновременно развивая общую, коммуникативную, речевую (лингвистическую, социолингвистическую, прагматическую) компетентности. В исследовании приняли участие две группы старшеклассников, каждая по 9 человек. На первом этапе эксперимента обе группы прошли первичное промежуточное тестирование на выявление уровня знаний, которое состояло из разделов: Listening, Reading, Writing, Speaking; оценивалось в системе процентов; проводилось с использованием мультимедиа технологий и персональных компьютеров. Оригинал тестирования представлен в приложении А. Общее описание тестирования: раздел «Прослушивание» (примерно 25 минут / 25 предметов). Состоит из пяти частей. Каждая часть начинается с одного примера. Все задания звучат дважды.
Часть 1. В этом задании учащиеся смотрят на картинку, на которой изображены люди, которые делают разные вещи. Выше и ниже написаны имена людей. Учащиеся слушают диалог между взрослым и ребенком и рисуют линии от имени вопроса к правильному человеку на картинке.
Часть 2. Это упражнение с созданием заметок, в котором учащиеся слушают разговор между двумя ораторами и пишут слово или число рядом с пятью короткими подсказками на странице. Допускается использование некоторых орфографических ошибок для слов, которые не указаны в записи.
Часть 3. Ученики слушают разговор, который в основном ведет один из ораторов. Сопоставляют список иллюстрированных слов или имен с набором картинок, написав в окошке букву правильного рисунка.
Часть 4. Это задание состоит из пяти вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответа с изображениями. Ученики слушают пять отдельных диалогов, в которых докладчики четко различаются по возрасту или полу. Учащиеся слушают и отмечают правильную картинку.
Заключение
Медиакультура естественным образом соединила в себе черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, обладая при этом огромными возможностями для действий. Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. По силе воздействия на школьников средства массовой информации в полной мере конкурируют со школой в получении информации. Из этого следует, что современная школа должна воспитывать медиакультуру, критическое отношение к информации СМИ. Формирование медиакультуры человека возможно только в единстве содержания, форм, средств и методов обучения, с помощью которых ученик погружается в иноязычную языковую реальность. В последние годы проблема использования новых мультимедийных технологий в образовании стала острой. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы обучения, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры детей, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для практического развития языка для каждого учащегося, подобрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою активность, самостоятельность и креативность. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе изучения иностранных языков.
1. Бакулина, Ю. В. Медиакультура в сфере образовательной рефлексии / Ю.В. Бакулина. – Новосибирск: Параллель, 2009. – 456с.
2. Баранов, О.А. Медиаобразование в школе и вузе / О.А. Баранов. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. – 87 с.
3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 352 с.].
4. Бочарская, И.А. Развитие медиакультуры старшеклассников средствами информационно-просветительских и игровых технологий: Автореф. дисс….канд.пед.наук / И.А. Бочарская. – Москва, 2013. – 23 с.
5. Вартанова, Е. JI. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели / Е. JL Вартанова, Я. Н. Вартанова // Информационное общество. – 2003. – № 3. – С. 5-10.
6. Вишневецкая, Г. В. Способы формирования медиакультуры учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе / Г.А. Вишневецкая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. Т. 3. – С. 2701-2705.
7. Возчиков, В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества / В. А. Возчиков. – Санкт-Петербург, 2007. – 413 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 413с.
9. Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2005. – №3. – С.18-24.
10. Грибанова, Е. Е. Медиадидактические возможности образовательных сайтов / Е. Е. Грибанова // Образовательные технологии XXI века. – М.: Высшая школа, 2007. – 96с.
11. Гудилина, С.И. Формирование медиакультуры у школьников (из опыта московской экспериментальной площадки «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») / С.И. Гудилина // Стандарты и мониторинг в образовании. – М., 2007. – С.8-13.
12. Гура, В. В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиакультуры / В. В. Гура // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С.87-98.
13. Гутевич, В. А. Технология медиаобразования в обучении младших школьников / В.А. Гутевич // Молодой ученый. – 2017. №3.1. – С. 53-54.
14. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – No 3. – С. 5-12.
15. Елисеев, А. В. Медиакультура и медиаобразование в современном обществе / А.В. Елисеев // Журналист. Социальные коммуникации. – 2015. – № 1-2. – С. 167-181.
16. Жилавская, И. В. От медиапроектов к системе медиаобразования / И. В. Жилавская // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С.4-8.
17. Иванова, Л.А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика / Л.А. Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 2. – С.253-257.
18. Исаев, И.Ф. Концептуальные основания разработки проблем профессионально-педагогической культуры / И.Ф. Исаев // Профессионально-педагогическая культура: концептуальные основания и технологический контекст. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. – С. 10-19.
19. Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента / Н.Б. Кириллова. – Уральский федеральный университет, 2014. – 184 с.
20. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика : учеб. Пособие / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический проект Культура, 2008. – 496 с.
21. Коломиец, В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В. П. Коломиец // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С.58-66.
22. Кон, И.С. Психология юношеской возраста (проблемы формирования личности) / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
23. Крюкова, Н.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе / Н.А. Крюкова // Омский научный вестник. – 2013. Выпуск № 5 (122). – С. 226-228.
24. Кузьмина, М.В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов: автореф. дис. канд. пед. наук / М.В. Кузьмина. – Москва, 2014. – 26 с.
25. Культурология. XX век: энциклопедия: в 2-х т. Т. I. – СПб.: Университет. книга, 1998. – 447 с.
26. Лотман, Ю. Н. Беседы о русской культуре / Ю.Н. Лотман. – СПб.: Искусство, 1994. – 390 с.
27. Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 206 с.
28. Огольцова, Н. Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / Н. Н. Огольцова, В. А. Стародубцев // Информатика и образование. – 2007. – № 7. – С.104-106.
29. Павлова, Е. Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры / Е. Д. Павлова // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 208 с.
30. Печинкина, О.В. Школьное медиаобразование в североевропейских странах: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Печинкина. – Архангельск, 2008. – 24 с.
31. Стечкин, И. В. Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал / И. В. Стечкин, Д. А. Олеринская, JT. А. Круглова. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. – 40 с.
32. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
33. Федоров, А.В. Медиаобразование: История, теория и методика / А.В. Федоров. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. – 708 с.
34. Федоров, А.В. Развитие медиакультуры и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.
35. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Инфра-М, 2011. – 432 с.
36. Хлызова, Н. Ю. К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект / Н.Ю. Хлызлова // Педагогическая теория, эксперимент, практика / ред. Т. А. Стефановская. – Иркутск: Ин-т повышения квалификации работников образования, 2009. – 104 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тестирование
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты