Психолого-педагогическая поддержка лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Психолого-педагогическая поддержка лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей»
по дисциплине: «Социально-педагогическая работа с детьми»
2019
301.00 BYN
Психолого-педагогическая поддержка лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социально-педагогическая работа с детьми
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы исследования психолого-педагогической поддержки лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
1.1 Семья и семейные ценности
1.2 Юношеский возраст как сензитивный для формирования семейных ценностей
1.3 Сущность психолого-педагогической поддержки лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
2 Эмпирическое исследование психолого-педагогической поддержки лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ полученных результатов
3 Программа психолого-педагогической поддержки лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Молодежь, сталкиваясь с рядом социальных проблем, все больше становится ориентированной на индивидуализм и потребительство, при которых происходит снижение значимости семейных ценностей. Становление системы семейных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является юношеский возраст. В этот период закладываются основы формирования таких семейных ценностей как готовность к семейной жизни, ориентация на родительство, преемственность поколений, стабильность, наличие поддержки. Старшеклассник стоит на пороге жизненного самоопределения, поскольку ценнейшим социально-психологическим приобретением этого возраста является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и установление устойчивых взаимоотношений с окружающими, близкими, выработка осознанного отношения к самому себе. Необходимо направить эти процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях современного общества, чтобы старшеклассники идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина. Формирование семейных ценностей представляет собой социальный процесс становления и дальнейшего развития у молодого поколения представлений о содержании семейных норм, семейных ролей, а также представлений о различных сторонах семейных отношений, характерных для того или иного типа семьи на протяжении всего процесса социализации молодого поколения. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций. На процесс формирования семейных ценностей в юношеском возрасте оказывают влияние различные факторы. Это и общемировые тенденции развития семьи: рост независимости, приоритет собственных интересов над семейными, изменение назначения семьи, и социально-экономическое положение населения, культура семейных отношений в обществе, специальное образование и просвещение по проблемам семейных отношений для молодого поколения. Сюда также относятся факторы, специфичные для различных групп молодежи, их социальные характеристики: пол, возраст, место проживания. Осознание в юношеском возрасте семейных ценностей возможно с помощью использования специалистами психолого-педагогической поддержки.
1 Теоретические основы исследования психолого-педагогической поддержки лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
1.1 Семья и семейные ценности
В широком смысле семья как социальный институт представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества. В узком смысле семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Т.А. Куликова [1, с. 16]). Содержание семьи определяется ее функциями. В своей работе О.А. Карабанова омеччает, что семья реализует ряд следующих функций, отражающие как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.
2. Репродуктивная, предполагающая рождение детей.
3. Функция воспитания детей. Воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с родителями обусловливает гармоническое развитие ребенка.
4. Сексуально-эротическая. Семья обеспечивает стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, создает условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров.
5. Функция духовного общения, которая предполагает:духовное взаимообогащение членов семьи; информационный и эмоциональный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи.
6. Функция эмоциональной поддержки и принятия, которая обеспечивает чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации.
7. Рекреативная (восстановительная), которая предполагает обеспечение условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи.
8. Функция социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) [2, с. 162].
В своей основе семья выполняют свою главную функцию «эмоционального убежища», что означает наличие ощущений у человека ценности и полезности. Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме. К другим функциям семьи Л.Б. Шнейдер относит: предоставление возможности чувствовать любовь, которая избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека; предоставление ресурсов для самоактуализации; предоставление возможности ощутить радость отцовства и материнства; обеспечение регулярной половой жизни с постоянным партнером; совместное ведение домашнего хозяйства [3, c. 235]. Как показывают современные исследования, в жизнедеятельности современной семьи важное значение приобретают функции, связанные с духовным общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями между членами семьи. Именно в семье формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах отношений: духовно-практической, гражданской, межэтнической, профессиональной и собственно семейной. В семье выстраиваются жизненные цели человека, проектируются способы их достижения. Как отмечает Ж.Н. Дюльдина, ценности семьи, атмосфера жизни в семье, характер внутрисемейных отношений определяют процесс социализации, личностного развития ребенка, способствуют или препятствуют его саморазвитию и самореализации [4, с. 75].
2 Эмпирическое исследование психолого-педагогической поддержки лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
2.1 Организация и методика исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Малоритская средняя школа № 2» и ГУО «Малоритская районная гимназия». В нем приняли участие 67 респондентов юношеского возраста и 5 педагогических работников, всего 72 человека. Из них: 34 юноши и 33девушки в возрасте 16-17 лет, учащиеся 11-го класса. В анкетировании также приняли участие 5 педагогов: педагог-психолог, социальный педагог, организатор, классный руководитель, учитель литературы. Выборка сформирована методом случайного отбора.
Задачи эмпирического исследования.
1. Выявить осознанность старшеклассниками семейных ценностей.
2. Выявить отношение педагогов средней школы к психолого-педагогической поддержке старшеклассников в процессе осознания ими семейных ценностей.
Для достижения первой задачи применялся составленный нами опросник «Психолого-педагогическая поддержка лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей». Текст опросника представлен в Приложении А. Опросник включает 11 вопросов открытого и закрытого характера, сгруппированных темам: понимание сущности и назначения семейных ценностей старшеклассниками; представления о причинах снижения значимости семейных ценностей; представления о последствиях разрушения семейных ценностей; содержание семейных ценностей в семьях старшеклассников; установка на присвоение опыта семейных отношений родителей; представления о наиболее значимых семейных ценностей старшеклассников; представления о необходимости соблюдать семейные традиции общества, специально готовить старшеклассников к будущей семейной жизни; сферы приобщения к семейным ценностям старшеклассников; выявление интересующих тем и проблем старшеклассников, касающихся обсуждения семейных ценностей с другими людьми. Испытуемым выдается текст опросника, и предлагается инструкция: «Уважаемые старшеклассники! Просим Вас принять участие в опросе, посвященном определению социокультурных условий формирования семейных ценностей в юношеском возрасте. Внимательно прочитайте каждый вопрос. Просим Вам дать ответ на каждый вопрос, выбрав из предложенных вариантов, либо написав свой вариант ответа». Сводная таблица результатов исследования по опроснику представлена в Приложении В. Нами также был составлен опросник для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей». Цель опроса – выявить отношение педагогов к необходимости осуществления психолого-педагогической поддержки старшеклассников в процессе осознания ими семейных ценностей. Текст опросника представлен в Приложении Б. Опросник включает 5 открытых вопросов, с помощью которых можно определить: согласие педагогов с решением ввести в школах факультативный курс «Основы семейной жизни» со следующего учебного года; мнение о необходимости прохождения для этого педагогом специальной подготовки; представление о проблемах, касающихся семейных ценностей, которые они обсудили бы с аудиторией; оценку возможностей старшеклассников осознать семейные ценности; знание эффективных форм и методов работы со старшеклассниками по приобщению их к семейным ценностям. Испытуемым выдается текст опросника, и предлагается инструкция: «Уважаемые педагоги! Просим Вас принять участие в опросе, посвященном определению психолого-педагогической поддержки лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей. Ответьте, пожалуйста, на каждый вопрос». Текст опросника представлен в Приложении Б. Сводная таблица результатов исследования по опроснику представлена в Приложении Г.
3 Программа психолого-педагогической поддержки лиц юношеского возраста в процессе осознания ими семейных ценностей
Обоснование программы: Проблема недостаточного осознания у лиц юношеского возраста семейных ценностей как показателя их личностной зрелости оказывает негативное влияние на их развитие, что свидетельствует об ее актуальности. Теоретический анализ (В.В. Мартынова, А.М. Рогова, А.Н. Родионова) показал, что юношеский возраст является наиболее сенситивным и важным в определении семейных ценностей. В этот период происходит становление личностной и социальной зрелости, интенсивное формирование системы ценностных ориентаций; усвоение мужской или женской роли, установление более зрелых отношений со сверстниками; завоевание эмоциональной независимости от родителей; подготовка к браку и семейной жизни; приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с семьей. Осознание семейных ценностей в юношеском возрасте может осуществляться более эффективно в условиях реализации психолого-педагогической поддержки. Исследование, проведенное в ГУО «Малоритская средняя школа № 2», выявило нежелание старшеклассников перенять опыт построения семейных отношений у своих родителей. Кроме того, старшеклассники считают, что им необходимо пройти специальную подготовку к будущей семейной жизни, так как не имеют собственного опыта построения семейной жизни и видят возможности такой подготовки в деятельности школы. А часть считают, что такая подготовка не нужна. В эмпирическом исследовании выявлено, что 26,8% старшеклассников не считают необходимым соблюдать семейные традиции. В представлениях старшеклассников у молодежи отодвинуть семейные ценности на второй план могут ориентация молодежи на индивидуализм и потребительство 37,3% ответов указывают на слабую преемственность между поколениями 31,3%, эгоизм современной молодежи 13,4%. В родительских семьях старшеклассников практически нет семейных традиций в сфере досуга, а имеющиеся не отличаются уникальностью. Вместе с тем, опрос педагогов показал, что они считают необходимым введения в школах факультативного курса, направленного на осознание старшеклассниками семейных ценностей. И все понимают, что должна психологическая подготовка, которую будут вести этот курс, но только 60% готовы пройти подготовку из них. Большинство из них хотели бы обсудить с разными специалистами, педагогами, старшеклассниками и родителями, проблемы взаимоотношениях в семьях, но только пятая часть готовы обсудить конфликтные ситуации в семье, ценность половых отношений, культуру. Многие опрошенные педагоги (60%) считают эффективные беседы со старшеклассниками, но на наш взгляд это не совсем так, как показывает исследование (В.В. Мартынова, О.В. Шнейдер) в работе со старшеклассниками эффективными являются интерактивные методы (дискуссии, игры, тренинги и др.).
Заключение
Проведенный теоретический анализ литературы по теме и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Семья представляет собой важнейший институт социализации, выполняющий ряд важнейших функций. Именно в семье формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах отношений. Ценностная направленность семьи оказывает влияние на формирование семейных ценностей ребенка. Семейные ценности – это эталоны и идеалы, передаваемые из поколения в поколение, выступая в качестве фундамента построения взаимоотношений в семье, моделей поведения в разных сферах жизнедеятельности. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи и дифференцируются по внутрисемейным связям: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством.
2. Формирование представлений о семейных ценностях происходит в процессе всей жизненной социализации, а юношеский возраст является наиболее сенситивным и важным в определении семейных ценностей. В этот период происходит становление личностной и социальной зрелости, интенсивное формирование системы ценностных ориентаций. В юношеском возрасте происходит усвоение мужской или женской роли, установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов, завоевание эмоциональной независимости от родителей, подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальная готовность принять на себя ответственность, связанную с партнерством, семьей. Осознание семейных ценностей в юношеском возрасте может осуществляться более эффективно в условиях реализации психолого-педагогической поддержки. Сущность психолого-педагогической поддержки заключается в том, чтобы в процессе совместного с учащимся определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий, развить его нравственный и личностный потенциал, достигнуть желаемых результатов самовоспитании. Психолого-педагогическая поддержка рассматривается в качестве важнейшего условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни, формирования фамилистических ценностей, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию как будущего семьянина. Эффективность психолого-педагогической поддержки определяется наличием у педагогов определенного уровня психолого-педагогической подготовки, установки на необходимость оказания индивидуальной помощи старшекласснику, использование в работе личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов.
1. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
2. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. :Гардарики, 2005. – 320 с.
3. Шнейдер, О. В. Особенности юношеского возраста / О. В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 52-53.
4. Дюльдина, Ж. Г. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям / Ж. Н. Дюльдина // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). – 2012. – № 1(1). – С. 73-82.
5. Дюльдина, Ж. Н. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках / Ж. Н. Дюльдина, Л. П. Шустова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 96–99.
6. Анисимов, О. С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика) / О. С. Анисимов // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 178-189.
7. Мартынова, В. В. Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей / В. В. Мартынова, Е. Н. Дубовец // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2013. – № 1. – С. 57-61.
8. Акутина, С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С. П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 51-54.
9. Федулова, А. Б. Семья и семейные ценности в современных социальных и гуманитарных науках / А. Б. Федулова // Актуальные проблемы современного общества в контексте социальной работы / под ред. проф. Р. И. Даниловой. – Архангельск : КИРА, 2010. − С. 288-310.
10. Дементьева, И. Ф. Социальное самочувствие семьи / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. − 2008. − № 9. − С. 102-109.
11. Григорьева, О. В. Отношение к семейным ценностям / О. В. Григорьева, Д. И. Захарова // Интерактивная наука. – 2017. – № 7 (17). – С. 36-37.
12. Винивидова, Е. П. Структура семейных ценностей молодых супругов / Е. П. Винивидова // Интеграция образования. − 2008. − № 2. − С. 97-101.
13. Агаджанова, Э. Р. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / Э. Р. Агаджанова, О. И. Ефимова // Симбирский научный вестник. − 2015. − № 2. − С. 134-139.
14. Тлемешок, В. Р. Представления современной молодежи о семейно-брачных отношениях / В. Р. Тлемешок, Н. Ф. Дианова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. – С. 206-208.
15. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 360 с.
16. Рогова, А. М. Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения :автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / А. М. Рогова. – СПб. : СПбГУ, 2009. – 19 с.
17. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
18. Романова, Е. В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е. В. Романова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 3. – С. 121-127.
19. Сапогова, Е. Е. Взгляд на взрослость изнутри : психологический дивертисмент / Е. Е. Сапогова // Психология старости и старения. – 2001. – № 1. – С. 21-25.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
21. Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йоваша. – М. : Просвещение, 1983. – 28 с.
22. Маркова, А. В. К вопросу о семейных ценностях / А. В. Маркова // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России / Под ред. Л. И. Савинова. – М., 2016. – С. 56-58.
23. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
24. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю. В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
25. Ращупкина, Ю. В. Зрелая личность: психологические подходы к исследованию / Ю. В. Ращупкина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2013. – № 2. – С. 72-75.
26. Никитина, Н. Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности / Н. Н. Никитина, В. Г. Балашова, Н. М. Новичкова. – Ульяновск :УлГПУ, 2006. – 273 с.
27. Девятых, С. Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий) :автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / С. Ю. Девятых. – Смоленск, 2006. – 19 с.
28. Родионов, А. Н. Феномен представлений о родительстве у юношей и девушек. Репрезентация и идентификаций ими социальной роди родителя / А. Н. Родионов // Вестник Тамбовского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 302-305.
29. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – М. :Инноватор, 1995. – 58 с.
30. Крылова, Н. Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? / Н. Б. Крылова // Народное образование. 2– 000. – № 3. – С. 91-97
31. Иванова, И. В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика / И. В. Иванова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 108-112.
32. Ваторопина, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение как условие предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе / С. В. Ваторопина // Вестник Новгородского гос. университета им. Ярослава Мудрого. – 2013. – № 74. – С. 13-18.
33. Бережнова, Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе / Л. Н. Бережнова. – СПб. : Питер, 2003. – 360 с.
34. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьева. – Тамбов, 2004. – 285 с.
35. Мангер, Т. Э. Социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям / Т. Э. Мангер, А. А. Чигрина // Вестник Тамбовского ун-та. – 2013. – № 8. – С. 192-196.
36. Галеева, А. Н. Педагогические условия формирования семейных ценностей молодежи средствами социально-культурной деятельности / А. Г. Галеева // Социально-культурная деятельность : векторы исследовательских и практических перспектив : материалы научно-практической конференции. – Казань, 2016. – С. 94-95.
37. Бородина, Е. Н. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников / Е. Н. Бородина // Педагогика : традиции и инновации : материалы Междунар. науч. конф. – Челябинск, 2011. – С. 109-113.
38. Акутина, С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у старшеклассников / С. П. Акутина // Образование и общество. – 2009. – № 1. – С. 58-63.
39. Варфоломеев, Н. В. Взаимодействие школы и семьи как фактор влияния на формирование фамилистических ценностей подростков / Н. В. Варфоломеев // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 20-24.
40. Кудренко, Т. В. Социально-культурные особенности формирования ценностных приоритетов семейного досуга / Т. В. Кудренко // Вестник Тамбовского гос. ун-та. – 2015. – Вып. 11. – С. 73-78.
41. Долженкова, М. И. Современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности / М. И. Долженкова // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – Вып. 12 (104). – С. 601-606.
42. Хватова, М. Б. Социально-педагогические особенности формирования ценностного отношения к семье и барку у старшеклассников в современных условиях / М. Б. Хватова //Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2015. - № 1. – С. 158-163.
43. Никитина, Е. Л. Педагогические условия подготовки старшеклассников к браку и семейной жизни / Е. Л. Никитина // Вестник Вятского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 118-122.
44. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2007. – 224 с.
45. Чигрина, А. А. Педагогический эксперимент по формированию ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности / А. А. Чигрина // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 2. – С. 174-177.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты