Стратегии преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к ВУЗу
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Стратегии преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к ВУЗу»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Стратегии преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к ВУЗу
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов исследования
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
1.1 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ПОНЯТИЕ «ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ» В ПСИХОЛОГИИ
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ
1.4 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различного рода трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных способов совладания. Ситуации, которые могут быть преобразованы и требуют от человека преодоления изменения обстоятельств или приспособления изменения собственных характеристик или своего отношения к ситуации, лежат в основе необходимости выбора человеком стратегий совладания.
На первом году обучения в вузе перед личностью студента стоит необходимость приведения социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора. К ним предъявляются требования к преодолению трудностей вхождения в новую социальную среду, установления внутригрупповых отношений, приспособления к новым формам обучения.
Поступление в вуз, включение в новую систему отношений и специфичный процесс обучения обуславливают особую разновидность трудностей и проблем у первокурсников. Студенты в процессе адаптации к обучению в вузе сталкиваются с различными трудными жизненными ситуациями – как объективными, так и субъективными. Необходимость адаптации студентов к обучению в вузе предъявляют все более высокие требования к способности молодых людей преодолевать трудные жизненные ситуации.
В связи с вышеизложенным актуальным становится вопрос об овладении студентами такими поведенческими стратегиями, которые позволили бы конструктивно преодолевать свои жизненные проблемы. Преодоление трудных событий человеком означает, что он стремиться побороть вызванные изменениями, системой внешних и внутренних условий, психические состояния. Такое преодоление возможно с помощью различных стратегий преодоления.
У каждого человека имеется индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни и психологическими возможностями. На сегодняшний день не существует единой классификации стратегий преодоления кризисных ситуаций. Основными критериями для систематизации стратегий совладания в зарубежной психологии чаще всего выступают направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, а также их модальность, т.е. психологическая сфера, с которой соотносятся стратегии. Кроме того, выбор стратегий совладающего поведения обусловлен личностными особенностями и ситуационными факторами.
В отечественной психологии проблемой совладающего поведения занимались такие авторы как Л.И. Анцыферова [5], И.Б. Дерманова [14], Т.Л. Крюкова [20], С.К. Нартова-Бочавер [29], Л.А. Пергаменщик [35], Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский [43], С.А. Станибула [44] и др.
Изучением процесса адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе занимались такие исследователи как Г.В. Акименко [1], О. В. Бережнова [7], А. Н. Захарова [16], О.И. Лаптева [23], Г.И. Рогалева [38], Н.В. Середина [42], Р.М. Шарафитдинова [49], Г.П. Шолохова [50] и др.
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема стратегии преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу в современной психологии остается недостаточно освещенной. На сегодняшний день весьма подробно рассмотрены трудности и затруднениями, с которым сталкиваются студенты в первый год обучения. Однако, вопрос о том, с помощью каких стратегий совладающего поведения студенты преодолевают трудные ситуации, остается открытым. В связи с вышеизложенным, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с социально-психологической адаптацией и выработкой эффективных стратегий преодоления ситуаций, субъективно переживаемых личностью студента как трудные.
Цель исследования: выявить стратегии преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу.
Объект исследования: совладающее поведение студентов.
Предмет исследования: стратегии преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу.
Гипотеза исследования: существуют различия в стратегиях преодоления трудных ситуаций в процессе адаптации к обучению в вузе у студентов института психологии и студентов физико-математического факультета.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать проблему совладающего поведения и копинг-стратегий в психологии стратегии преодоления трудных ситуаций.
2. Охарактеризовать процесс адаптации студентов к обучению в вузе.
3. Определить характеристики социально-психологической адаптации студентов первого курса института психологии и физико-математического факультета.
4. Выявить стратегии преодоления трудных ситуаций у студентов первого курса института психологии и физико-математического факультета.
Для достижений цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– аналитический (теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме);
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
1.1 Анализ подходов к изучению совладающего поведения в психологии
Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ веке. Понятие «преодоление» («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В зарубежной психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации [9, с. 102].
В отечественную психологию проблема копинга вошла благодаря Л.И. Анцыферовой под термином «совладание». Согласно автору, стратегиями совладания называются основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [57, с. 189].
В отечественной психологии наиболее распространено определение, согласно которому преодоление – это индивидуальный способ взаимодействия личности с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни и ее психологическими возможностями. Согласно Т.Л. Крюковой, главной задачей преодоления является удержание индивида в состоянии психического равновесия, если он попадает в напряженную, стрессовую или экстремальную ситуацию [26, с. 24].
В современной психологии понятие совладающего поведение анализируется с позиций диспозиционного, ситуационного и интегративного подходов. Диспозиционный подход объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей. Основополагающим аспектом этого подхода является то, чтобы выявить степень эффективности определенных диспозиционных тенденций, обычно обозначаемых как стратегии совладания, насколько успешно они обеспечивают улучшение здоровья и психологическое благополучие [58, с. 162].
Представители диспозиционного направления выделяли взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с копинг-стратегиями, использующимися индивидом в период стресса. Показана взаимосвязь способов совладания с интеллектуальным уровнем развития личности, оптимизмом, негативной эффективности, враждебности, нейротизма, локуса контроля на совладающие аспекты жизнедеятельности личности [57, с. 189].
На разных выборках взрослых показана роль оптимизма в выборе копинг-стратегий, включая и диспозиционный оптимизм (К. Карвер, М. Шейер), и оптимистический атрибутивный стиль (М. Селигман, К. Петерсон). Установлено, что диспозиционный оптимизм положительно связан со стратегиями активного решения проблем и эмоционального принятия и отрицательно – со стратегиями избегания проблем. При этом, имеет значение имеет тип стрессовой ситуации: оптимисты в меньшей степени склонны уходить от проблемы и отрицать ее в случае проблем со здоровьем, чем в случае проблем в учебе [45, с. 89].
На сегодняшний день установлена взаимосвязь копинга и степень осмысленности жизни у взрослых людей в возрасте 20–50 лет. Исследователи Е.М. Трещенкова и И.Б. Дерманова установили, что лица с высоким уровнем осмысленности жизни более автономны, ориентированы на настоящее, стремятся к самореализации. В качестве копинг-стратегии предпочитают использовать конструктивные способы разрешения конфликтной или стрессовой ситуации (планировать решение проблемы или переоценивать факты). При низком уровне осмысленности жизни доминирует ориентация на избегание, установление новых контактов происходит труднее, контактность и экстраверсия снижены, а уровень нейротизма повышен [56, с. 239].
Ситуационный подход рассматривает копинг в качестве динамического процесса, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Копинг-поведение предполагает преодоление конкретной трудной ситуации, оказывающей влияние на намерения и действия человека. В рамках этого подхода широко распространена когнитивная модель совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкмана, где совладание с жизненными трудностями рассматривается как «постоянно изменяющимися когнитивными и поведенческими усилиями индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями» [57, с. 190].
С позиций Р. Лазаруса и С. Фолкмана совладание интерпретируется как осознанный ситуационный процесс, который обладает собственными динамическими характеристиками. Совладание рассматривается авторами как преодоление индивидом некоторой угрозы его психологическому благополучию, причем характеристики этой угрозы таковы, что не предполагают автоматического использования «старых» решений, а требуют выработки новых. Ключевая роль в возникновении и развитии психологического стресса принадлежит когнитивной оценке данной угрозы [7].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме стратегий преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной психологии понятие совладающего поведение анализируется с позиций диспозиционного, ситуационного и интегративного подходов. Совладающее поведение представляет собой целенаправленное поведение субъекта, устраняющее или уменьшающее негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам стратегиями. Совладающее поведение реализуется через копинг-стратегии, детерминируется совокупностью личностных, ситуативных, регулятивных, социально-психологических факторов. Совладающее поведение выполняет функции снижения негативных влияний ситуации на личность, восстановления и поддержание ее активности и адаптивности, поддержания позитивного образа «Я», эмоционального равновесия, оптимальной координации эмоционального состояния и переживания с целенаправленным поведением, восстановления психического здоровья. Успешное преодоление трудной ситуации способствует выходу личности на новый уровень развития, приводит к уверенности в способности управлять собой и окружающей средой.
2. Трудная ситуация – это ситуация, которая сопровождается переживанием препятствий для осуществления жизнедеятельности, параметры которой в индивидуальном сознании индивида оцениваются неадекватно в сторону повышения их значимости по отношению к действительности. Такие ситуации возникают в случаях неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения, а также несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Трудная жизненная ситуации характеризуется высокой интенсивностью и продолжительностью, неподконтрольностью события и невозможностью повлиять на обстоятельства, высокими требованиями к ресурсу адаптации. Такие ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям субъекта, стимулируют его активность и вызывают необходимость психологического преодоления.
3. Преодоление трудных событий жизненного пути являются попыткой преодоления этих ситуаций и реализуются посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Стратегии преодоления – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе трудной ситуации. Основными критериями для систематизации стратегий преодоления кризисных событий жизненного пути являются направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, их модальность, активность личности, успешность копинга, наличие тех или иных ресурсов личности. Стратегии преодоления могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д. Психологическое преодоление может быть активным (целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации) и пассивным (использование различных механизмов психологической защиты).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗУ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления стратегий преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление стратегий преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Всего в исследовании приняли участие 100 студентов 1 курса в возрасте 17-19 лет. В первую группу вошли 50 студентов института психологии, вторую группу составили 50 студентов физико-математического факультета.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в стратегиях преодоления трудных ситуаций в процессе адаптации к обучению в вузе у студентов института психологии и студентов физико-математического факультета.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник «Способы совладания» (С. Фолкман, Р. Лазарус, в адаптации Л.И. Вассермана) [37].
Назначение методики: определение способов преодоления стресса, трудностей в разных сферах психической деятельности, стратегий совладающего поведения. С помощью методики можно выявить частоту использования каждой из стратегий совладающего поведения, ее эффективность.
Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована на русский язык Л.И. Вассерманом с соавторами в 2004 году. Авторы определяют копинг в качестве когнитивных и поведенческих усилий, направленных на овладение (управление) ситуацией, обретение толерантности к ней, снижение или минимизацию ее требований, в более широком контексте – регуляцию внутренних и внешних условий трансакции между индивидом и окружающей средой.
Опросник содержит 50 утверждений, каждое из которых предполагает определенный способ поведения в проблемной ситуации. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто». Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него. Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Методика включает в себя следующие шкалы:
1) конфронтация; 2) дистанцирование; 3) самоконтроль; 4) поиск социальной поддержки; 5) принятие ответственности; 6) бегство-избегание; 7) планирование решения проблемы; 8) положительная переоценка.
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [17].
Назначение: диагностика комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации. Под социально-психологической адаптацией понимается процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среда, результатом которой становится согласованность требований социальной среды и личностных тенденций.
Опросник социально-психологической адаптации был разработан К. Роджерсом и Р. Даймонд в США в 1954 г. Методика адаптирована Т.В. Снегиревой.
Опросник включает 101 утверждение, сформулированное в третьем лице с целью избежать влияния «прямого отождествления», потребности давать испытуемыми социально-желательные ответы. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале.
Шкалы методики:
1) адаптивность; 2) дезадаптивность; 3) принятие себя; 4) непринятие себя; 5) принятие других; 6) непринятие других; 7) эмоциональный комфорт; 8) эмоциональный дискомфорт; 9) внутренний контроль; 10) внешний контроль; 11) доминирование; 12) ведомость; 13) эскапизм.
Методы математико-статистической обработки данных.
Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS «Statistisc» v. 7.0.
Для оценки различий между группами испытуемых применялся критерий U-Манна-Уитни – непараметрический статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное эмпирическое исследование стратегий преодоления трудных ситуаций студентами в период адаптации к вузу позволило выявить:
1. Студенты института психологии отличаются высокой адаптивностью, принятием себя, принятием других, эмоциональным комфортом, внешним контролем, стремлением к доминированию. Студенты физико-математического факультета характеризуются высокой дезадаптированностью, непринятием себя, непринятием других, эмоциональным дискомфортом, внутренним контролем, ведомостью, эскапизмом (уходом от проблем).
2. Существуют достоверные различия между группами студентов первого курса по характеристикам социально-психологической адаптации. У студентов института психологии более выражены такие характеристики социально-психологической адаптации как: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт внутренний контроль, доминирование. Для студентов физико-математического факультета более характерны: дезадаптивность, непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость, эскапизм.
3. Студенты института психологии в трудной ситуации преимущественно проявляют высокий контроль поведения, стремление к самообладанию, признают свою ответственность за решение трудных ситуаций, а также предпринимают попытки преодоления трудных ситуаций за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения. Студенты физико-математического факультета в трудной ситуации преимущественно проблему, фантазируют, игнорируют проблему, уклоняются от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, снижают значимость проблемы и степень эмоциональной вовлеченности в нее, а также предпринимают конкретные действий, направленные или на изменение ситуации, или на отреагирование негативных эмоций.
4. Существуют достоверные различия между группами студентов первого курса по стратегиям преодоления трудных ситуаций. Для студентов института психологии более характерно использовать такие стратегии преодоления трудных ситуаций как самоконтроль, принятие ответственности и планирование решения проблемы. Для студентов физико-математического факультета более характерно использовать такие стратегии преодоления трудных ситуаций как конфронтация, дистанцирование и бегство-избегание.
Гипотеза исследования о том, что существуют различия в стратегиях преодоления трудных ситуаций в процессе адаптации к обучению в вузе у студентов института психологии и студентов физико-математического факультета, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализирована проблема совладающего поведения и копинг-стратегий в психологии стратегии преодоления трудных ситуаций. Совладающее поведение представляет собой целенаправленное поведение субъекта, устраняющее или уменьшающее негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам стратегиями. Преодоление трудных событий жизненного пути являются попыткой преодоления этих ситуаций и реализуются посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Стратегии преодоления – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе трудной ситуации. Основными критериями для систематизации стратегий преодоления кризисных событий жизненного пути являются направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, их модальность, активность личности, успешность копинга, наличие тех или иных ресурсов личности. Стратегии преодоления могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д.
Охарактеризован процесс адаптации студентов к обучению в вузе. Студенты первого курса в процессе адаптации испытывают ряд социально-психологических проблем: трудности вхождения в студенческий коллектив, смена условий жизни, трудности организации учебной деятельности, негативные эмоциональные состояния. Студенты первого курса должны привыкнуть к новому окружению, требованиям учебного поведения, к новым условиям жизни, потому у них часто возникают трудности организации учебы быта, продуктивного обучения, общения с однокурсниками. Перемена условий жизнедеятельности в период адаптации к вузу и неспособность личности студента изменять свои характеристики в соответствии со средой может оказывать негативное влияние на личность и поведение студентов. Адаптация студентов к обучению в вузе обусловливает необходимость использования студентами стратегии преодоления трудных ситуации, которые могут быть как конструктивными, так и деструктивными.
Выявлены характеристики социально-психологические адаптации студентов института психологии и физико-математического факультета. Студенты института психологии отличаются высокой адаптивностью, принятием себя, принятием других, эмоциональным комфортом, внешним контролем, стремлением к доминированию. Студенты физико-математического факультета характеризуются высокой дезадаптированностью, непринятием себя, непринятием других, эмоциональным дискомфортом, внутренним контролем, ведомостью, эскапизмом (уходом от проблем). Выявлены достоверные различия между группами студентов первого курса по характеристикам социально-психологической адаптации. У студентов института психологии более выражены такие характеристики социально-психологической адаптации как: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт внутренний контроль, доминирование. Для студентов физико-математического факультета более характерны: дезадаптивность, непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость, эскапизм.
Определены стратегии преодоления трудной ситуации в период адаптации у студентов института психологии и физико-математического факультета.. Студенты института психологии в трудной ситуации преимущественно проявляют высокий контроль поведения, стремление к самообладанию, признают свою ответственность за решение трудных ситуаций, а также предпринимают попытки преодоления трудных ситуаций за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения. Студенты физико-математического факультета в трудной ситуации преимущественно проблему, фантазируют, игнорируют проблему, уклоняются от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, снижают значимость проблемы и степень эмоциональной вовлеченности в нее, а также предпринимают конкретные действий, направленные или на изменение ситуации, или на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. Выявлены достоверные различия между группами студентов первого курса по стратегиям преодоления трудных ситуаций. Для студентов института психологии более характерно использовать такие стратегии преодоления трудных ситуаций как самоконтроль, принятие ответственности и планирование решения проблемы. Для студентов физико-математического факультета более характерно использовать такие стратегии преодоления трудных ситуаций как конфронтация, дистанцирование и бегство-избегание. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в стратегиях преодоления трудных ситуаций в процессе адаптации к обучению в вузе у студентов института психологии и студентов физико-математического факультета, подтвердилась.
Результаты дипломной работы могут быть использованы психологом в практике психологического сопровождения студентов в период адаптации в вузе. Результаты исследования могут стать основой для разработки программ, тренингов, групповых и индивидуальных консультаций для студентов, способствующих повышению социально-психологической адаптации.
1. Акименко, Г. В. Адаптация студентов к условиям обучения в медицинском университете : психологические особенности и проблемы : монография / Г. В. Акименко. – Пенза : Наука и Просвещение, 2017. – 152 с.
2. лександрова, О. В. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации / О. В. Александрова, И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2016. – Вып. 4. – С. 40–50.
3. Анонова, С. И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе / С. И. Анонова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 5. – С. 43–48.
4. Анфиногенова, О. И. Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете / О. И. Анфиногенова // Новые исследования. – 2011. – № 26. – С. 55–59.
5. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анцыферова. – Москва, 2004. – С. 96–119.
6. Белан, Е. А. Некоторые теоретические аспекты изучения трудных жизненных ситуаций // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России : материалы научно-практической конференции / под ред. Л. И. Дементий. – Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. – С. 3–6.
7. Белинская, Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] / Е.П. Белинская // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 1 (3). – Режим доступа: http://psystudy.com/index.php/alfa/14-2011/54-n5-19.html
8. Бережнова, О. В. Социально-психологические проблемы молодежи в процессе адаптации к обучению в вузе / О. В. Бережнова // Альманах современной науки и образования. – 2011. – № 2 (45). – С. 74–76.
9. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100-110.
10. Битюцкая, Е. В. Трудная жизненная ситуация : критерии когнитивного оценивания / Е. В. Битюцкая // Психологическое консультирование. – 2007. – № 4. – С. 87–93.
11. Блинова, В. Л. Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / В. Л. Блинова // Филология и культура. – 2011. – № 4. – С. 378–382.
12. Богомаз, С. Л. Копинг-стратегии в психологической адаптации людей с травмой опорно-двигательного аппарата : монография / С. Л. Богомаз, С. Ф. Пашкович. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. – 216 с.
13. Боднар, Э. Л. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов / Э. Л. Боднар, Е. П. Шахматова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 189–196.
14. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
15. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
16. Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
17. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 193–197.
18. Ерзин, А. И. О проактивном совладающем поведении / А. И. Ерзин // Психолог. – 2013. – № 1. – С.89–100.
19. Жуйкова, М. В. Совладающее поведение как фактор активности личности // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России : материалы научно-практической конференции / под ред. Л.И. Дементий. – Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. – С. 46–50.
20. Захарова, А. Н. Психологические проблемы адаптации студентов первого курса к условиям вуза / А. Н. Захарова, Г. С. Дулина // Проблемы современного пед. образования. – 2018. – № 2. – С. 328–332.
21. Иваницкий, А. В. Психологическая помощь личности в сложных жизненных ситуациях / А. В. Иваницкий // Вестник КГУ. – 2017. – № 1. – С. 97–99.
22. Кибальник, А. В. Проблема овладения студенческой молодежью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций : опыт эмпирического исследования / А. В. Кибальник // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8. – С. 279–293.
23. Корнев, К. И. Проблемы исследования ситуационного контекста совладающего поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России : материалы научно-практической конференции / под ред. Л. И. Дементий. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. – С. 6–10.
24. Кочкарева, И. В. Актуализация стремления к значимости собственной личности как ресурса совладающего поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций / И. В. Кочкарева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 29–31.
25. Крылов, А. А. Психология / А. А. Крылов. – М. : Проспект, 2005. – 453 с.
26. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ, 2010. – 296 с.
27. Кубышкина, М. Л. Описание трудной жизненной ситуации выпускниками вуза разного пола / М. Л. Кубышкина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 13. – С. 52–56.
28. Купченко, В. Е. Совладание с трудными жизненными ситуациями личности с различными жизненными стратегиями / В. Е. Купченко // Омский научный вестник. – 2010. – № 2. – С. 130–134.
29. Лаптева, О. И. Адаптация студентов-первокурсников к условиям вуза / О. И. Лаптева, С. Г. Куликова, Л. А. Быкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2012. – № 1. – С. 108–114.
30. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М. : Изд-во Рефел-Бук, 1997. – 300 с.
31. Мещерякова, И. А. Опыт психологического анализа конфликтов в студенческом общежитии / И. А. Мещерякова, Е. Н. Погодина // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 3. – С. 29–38.
32. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 248 с.
33. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – № 2. – С. 100–111.
34. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация : механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. – М. : Эксмо, 2010. – 368 с.
35. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–51.
36. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. – СПб. : Речь, 2002. – 256 с.
37. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, в адаптации Л. И. Вассермана // Опросник способов копинга : методическое пособие / Е. В. Битюцкая. – М. : ИИУ МГОУ, 2015. – С. 25–29.
38. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
39. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
40. Парфенова, Н. Б. О подходах к классификации и диагностике жизненных ситуаций / Н. Б. Парфенова // Вестник Псковского гос. ун-та. – 2009. – № 9. – С. 109–117.
41. Парфентьева, Т. А. Особенности копинг-стратегий в старшем школьном возрасте / Т. А. Парфентьева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – № 2. – С. 17–19.
42. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
43. Пилишвили, Т. С. Проактивный копинг как ресурсный потенциал личности в процессе адаптации к новым условиям жизни / Т. С. Пилишвили, А.М. Исмаил // Вестник РУДН. – 2016. – № 2. – С. 75–83.
44. Попова, Т. И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза / Т. И. Попова // Вестник СПбГУ. – 2007. – Вып. 2. – С. 53–56.
45. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 82–118.
46. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
47. Рогалева, Г. И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве / Г. И. Рогалева // Вестник Бурят. гос. унта. – 2011. – № 5. – С. 221–225.
48. Савентышева, С. С. Особенности проблемных сфер старших подростков, обучающихся в разных образовательных системах, в связи с их личностными особенностями / С. С. Савенышева, К. Б. Кравчик // Вестник СПбГУ. – 2013. – Вып. 2. – С. 40–50.
49. Сарычев, С. В. Социально-психологические аспекты адаптации в напряженных ситуациях (на материале исследования студентов-первокурсников) / С. В. Сарычев // Известия ВГПУ. – 2008. – № 2. – С. 253–256.
50. Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
51. Середина, Н. В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / Н. В. Середина, О. В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 2. – С. 51–54.
52. Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – № 1. – С. 125–128.
53. Станибула, С. А. Психология совладающего поведения: состояние и перспективы / С. А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2016. – № 2 (95). – С. 52–56.
54. Сурикова, Я. А. Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности / Я. А. Сурикова // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 372–379.
55. Толстых, Ю. И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе / Ю. И. Толстых // Известия ВУЗ. Поволжский регион. – 2011. –№ 4 (20). – С. 137–142.
56. Трещенкова, Е. М. Самореализация и копинг-механизмы у взрослых с разной степенью осмысленности жизни / Е. М. Трещенкова, И. Б. Дерманова // Научные исследования выпускников фак-та психологии СПбГУ. – 2013. – № 1. – С. 238–243.
57. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
58. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
59. Шарафитдинова, Р. М. Социально-психологические проблемы студентов-первокурсников, проживающих в общежитии / Р. М. Шарафитдинова // Студенческий научный форум – 2016 : материалы научной конференции. – М., 2016. – С. 15–19.
60. Шолохова, Г. П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности / Г. П. Шолохова, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 103–107.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов исследования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты