Проявление психологических защит у спортсменов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Проявление психологических защит у спортсменов»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Проявление психологических защит у спортсменов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные эмпирические данные
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРТСМЕНОВ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА» В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
1.3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СПОРТСМЕНОВ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕОБЛАДАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях спортивная деятельность представляет собой возможность здорового человека развить адаптационные способности организма в напряженных условиях при значительных физических и психоэмоциональных нагрузках. Спорт является одной из сфер жизнедеятельности, которая позволяет реализовать свои возможности. Регулярные занятия спортом могут способствовать развитию как высокой, так и низкой степени социально-психологической адаптации личности спортсмена к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности. Успешность спортсмена зависит от его индивидуально-психологических особенностей, от преобладающих копинг-стратегий и конструктивности психологических защит.
Спортсмены должны обладать сформированной системой адаптивных реакций личности, направленной на защитное изменение значимости дезинтегративных аспектов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их негативного воздействия на Я-концепцию. Психологическая защита является субъективным механизмом формирования и реализации состояния готовности спортсмена к достижению успеха в соревновательных действиях. В связи с этим изучение проявлений психологических защит у спортсменов приобретает особую значимость.
Изучение психологической защиты у спортсменов необходимо для понимания того, какие переживания испытывает спортсмен для того, чтобы достигнуть устойчивого благоприятного психического состояния, избежать или подавить эмоции страха и тревоги. В теоретическом аспекте важно определить, какую роль психологическая защита играет в развитии личности спортсмена, затрудняет или способствует его дальнейшему спортивному совершенствованию.
Изучением природы и сущности психологической защиты занимались такие ученые как С.Л. Богомаз [7], А.М. Богомолов [8], А.А. Ильясов [15], А.Б. Карпов [19], Э. И. Киршбаум [22], АА. Налчаджян [32], И.М. Никольская [33] и др.
Проблема психологической защиты спортсменов в современной науке и практике не изучена, имеются лишь фрагментарные упоминания об этой проблеме в работах И.П. Волкова [10], Е.И. Ильина [14], Ю.А. Коломейцева [23] и др.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема проявления психологических защит у спортсменов в современной психологии остается недостаточно освещенной. На сегодняшний день существуют единичные исследования, посвященные вопросу об использовании бессознательных механизмов минимизации негативных переживаний и адаптации к напряженным ситуациям спортивной деятельности. Установлено, что на проявление психологической защиты у спортсменов оказывают влияние половые, возрастные, индивидуально-психологические характеристики. Вместе с тем, недостаточно показана специфика проявления психологических защит у спортсменов в зависимости от пола.
Актуальность темы и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы данного исследования: «Проявление психологических защит у спортсменов».
Цель исследования – выявить особенности проявления психологических защит у спортсменов.
Объект исследования – личность спортсмена.
Предмет исследования – проявление психологических защит у спортсменов.
Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении психологических защит у спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные подходы к понятию «психологическая защита» в психологии.
2. Охарактеризовать индивидуальные особенности психологической защиты личности.
3. Определить социально-психологический портрет спортсменов.
4. Выявить особенности проявления психологических защит у спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин.
Для достижений цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– аналитический (теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме);
– психодиагностический (методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте, опросник «Стратегии совладающего поведения» Р. Лазаруса, в адаптации Л.И. Вассермана);
– методы статистической обработки (пакет программ «Statistics» v. 7.0, критерий U-Манна-Уитни).
Методологической основой нашего исследования выступили:
– положение Р. Плутчика о том, что психологическая защита - это система механизмов, которые направлены на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, ставящих под угрозу целостность личности;
–положение И.М. Никольской о том, что психологическая защита и совладающее поведение являются уровнями защитной системы человека в целом (психологическая защита проявляется на бессознательном уровне, совладающее поведение - на сознательном уровне)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРТСМЕНОВ
1.1 Основные подходы к понятию «психологическая защита» в психологии
Понятие «психологическая защита» в современной психологической литературе употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт. Она является целой системой привычных реакций индивида, помогающей устранить, или снизить степень негативных, травмирующих личность переживаний [7, с. 228].
Впервые термин «защита» был введен Зигмундом Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» (1894). Термин «защита» применялся З. Фрейдом для описания борьбы «Я» против болезненных или субъективно невыносимых аффектов и мыслей. Фрейдом были описаны многочисленные механизмы защиты, которые позволяют психике поддерживать равновесие, состояние внутреннего психологического комфорта посредством искажения представлений о себе, о собственном поведении. Защитный механизм определяется в качестве специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с внутренним конфликтом [48, с. 52].
По З. Фрейду, защитные механизмы являются врожденными и запускаются в ситуациях экстремального характера, выполняя функцию преодоления внутреннего конфликта. С течением времени психоаналитиком защитные механизмы стали рассматриваться как индивидуальный набор, характеризующий степень адаптированности личности. З. Фрейд отмечал, что механизм психологической защиты являются реакцией бессознательной части «Я». За счет функционирования психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное психическое благополучие. Неразрешенные проблемы личности становятся хроническими, т.к. индивид лишает себя возможности активно влиять на ситуацию с целью устранения источника отрицательных переживаний [48, с. 174].
В своей работе «Психология Я и защитные механизмы» Анна Фрейд рассматривает психологические защиты в качестве одного из механизмов адаптации и интеграции личности. По А. Фрейд, механизмы психологической защиты являются бессознательными, приобретенными в ходе развития личности пути достижения «Я» компромисса между противостоящими силами «Оно» или «Сверх-Я» и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты преследуют цель уменьшения тревоги, вызванной внутриличностный конфликтом [47, с. 36].
В современной психологии существуют различные точки зрения на понимание механизмов психологических защит. В отечественной психологии проблема психологической защиты остается дискуссионной. Можно выделить два основных подхода к изучению защитных механизмов личности:
– представители первого подхода полагают, что психологическая защита способствует установлению психологического комфорта личности, помогает избежать дезорганизации поведения и является нормальным средством адаптации здоровой личности [19];
– представители второго подхода неоднозначно оценивают роль защитных механизмов, характеризуя их как непродуктивные способы разрешения проблемных ситуаций, искажающие восприятие реальности и препятствующие развитию личности [22].
Приоритет в постановке проблемы психологической защиты в российской литературе, как указывает Е.А. Черенева, принадлежит Ф.В. Бассину [49, с. 119]. Автор под психологической защитой понимает динамическую систему установок личности в ситуации конфликта установок. Как отмечает Ф.В. Бассин, психологическая защита осуществляется не только в специфических ситуациях для предотвращения дезорганизации поведения при столкновении сознания и бессознательного, но и при конфликтном взаимодействии вполне осознаваемых, но аффективно окрашенных установок.
Согласно Б.Д. Карвасарскому, психологическая защита представляет собой систему адаптивных реакций личности, направленных на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на «Я-концепцию». Этот процесс носит неосознаваемый характер с помощью разных механизмов психологической защиты, одни из которых реализуются на уровне восприятия (вытеснение), другие – на уровне искажения информации (рационализация). Общая черта этих механизмов заключается в отказе личности от деятельности, которая предназначена для продуктивного разрешения проблемы [18, с. 173].
В рамках интегрального подхода психологическая защита рассматривается как средство адаптации личности, способствующее установлению психологического комфорта. Так, А.А. Налчаджян рассматривает психологическую защиту в контексте исследования процесса адаптации личности к социальным проблемным ситуациям и выделяет основные адаптивные комплексы, к которым прибегает индивид в данных ситуациях: незащитные, защитные и смешанные. По мнению автора, защитные адаптивные комплексы используются личностью при адаптации с сохранением проблемной ситуации, в которой они, будучи приобретенными ранее, вновь актуализируются [32, с. 12].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме проявления психологических защит у спортсменов позволяет сделать следующие выводы:
1. Психологическая защита представляет собой феномен, связанный с проблемами психической регуляции, становления личности и социально-психологической адаптации индивида. Это функциональная система психики, которая препятствует проникновению в сферу сознания негативных и травмирующих личность переживаний, которые ставят под угрозу целостность личности. Психологическая защита является специфической функциональной системой психики, основными свойствами которой выступают формирование адаптационных форм поведения и интегральная регуляция деятельности личности. Основными защитными механизмами являются: отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, реактивные образования, компенсация, проекция, рационализация. Многие виды психологические защиты личности формируются преимущественно в условиях психической травмы, активизируется в трудных, стрессовых и кризисных ситуациях.
2. Психологическая защита выступает в качестве подструктуры личности, которая обладает иерархической структурой и развивается на четырех уровнях: биопсихическом, собственно психологическом, социально-психологическом и личностном. Психологическая защита выступает в качестве способа разрешения внутриличностного конфликта, продуктивное разрешение которого обусловлено гибкостью, умеренной частотой использования конструктивных механизмов защиты. Выбор способа психологической защиты соответствует качествам личности, которые определяют тип поведения. Индивидуальный стиль защитного поведения отражает специфику проявление личностных качеств. Механизмы психологической защиты обеспечивают адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, сохраняют стабильность самооценки и образа мира в трудных ситуациях, поддерживают состояние психологического комфорта.
3. Спортсмены обладают рядом общих черт и качеств, позволяющих создать обобщенный социально-психологический портрет личности спортсмена. Спортсмены обладают преимущественно эмоциональной устойчивостью, высокой психической саморегуляцией, развитыми волевыми качествами, агрессивностью. Для них характерна уверенность в себе, высокий уровень притязаний, мотивация достижения успеха, стремление к личностному росту. Спортсмены характеризуются высоким уровнем социально-психологической адаптации, доброжелательными установками к другим людям, способностью к активной социальной жизни, коммуникабельностью, независимостью. В связи с особенностями спортивной деятельности спортсмены обладают агрессивностью, проявление которой является следствием потребности в самоутверждении через стремление к победе в борьбе с самим собой и соперником. Особенности личности и поведения спортсменов обусловлены их участием в спортивной деятельности, которая предполагает спортивную борьбу, наличие ярко выраженного стресса, взаимосвязь психологических особенностей личности спортсмена с успешностью спортивной деятельности и отражает стремление спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта, стремление к достижению наивысших результатов.
Проведенное теоретическое исследование по проблеме проявления психологических защит у спортсменов актуализирует необходимость проведения эмпирического исследования. Психологические защиты и копинг-поведение мы рассматривается как важные и взаимодополняющие звенья психологической адаптации личности спортсмена, определяющие успешность ее функционирования, особенно в условиях спортивной деятельности, предъявляющей высокие требования к его адаптационным ресурсам.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей проявления психологических защит у спортсменов нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи проявлений психологических защит у спортсменов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе учреждения «Центр спортивных и прикладных единоборств «Боец»». Всего в исследовании приняли участие 80 спортсменов, из них 40 мужчин и 40 женщин. Возраст испытуемых – 20-25 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в проявлении психологических защит у спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте [33].
Назначение методики: выявление механизмов психологической защиты «Я». С помощью защитных механизмов личность сводит до минимального уровня негативные, травмирующие переживания, которые связаны с внутренними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.
Процедура исследования: испытуемому предлагается оценить 97 утверждений по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции, возникающие в различных ситуациях.
Методика включает в себя следующие шкалы: 1) отрицание; 2) вытеснение; 3) замещение; 4) компенсация; 5) проекция; 6) рационализация; 7) регрессия; 8) реактивные образования.
По утверждению В.Г. Каменской, Р.М. Грановской и др. наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
2. Опросник «Стратегии совладающего поведения» Р. Лазаруса, в адаптации Л.И. Вассермана [35].
Назначение методики: определение способов преодоления стресса, трудностей в разных сферах психической деятельности, стратегий совладающего поведения. С помощью методики можно выявить частоту использования каждой из стратегий совладающего поведения, ее эффективность. Методику можно использовать при исследовании особенностей поведения в проблемных и трудных для личности ситуациях, выявлении характерных способов преодоления стресса у разных контингентов испытуемых.
Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована на русский язык Л.И. Вассерманом с соавторами в 2004 году. Авторы определяют копинг в качестве когнитивных и поведенческих усилий, направленных на овладение (управление) ситуацией, обретение толерантности к ней, снижение или минимизацию ее требований, в более широком контексте – регуляцию внутренних и внешних условий трансакции между индивидом и окружающей средой.
Опросник содержит 50 утверждений, каждое из которых предполагает определенный способ поведения в проблемной ситуации. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто». Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него. Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Методика включает в себя следующие шкалы:
1) конфронтация;
2) дистанцирование;
3) самоконтроль;
4) поиск социальной поддержки;
5) принятие ответственности;
6) бегство-избегание;
7) планирование решения проблемы;
8) положительная переоценка.
Инструктаж проводится следующим образом: «Вам предлагаются 50 утверждений, описывающих Ваше поведение в трудной жизненной ситуации. Оцените, как часто эти варианты поведения проявляются у Вас: никогда, редко, иногда, часто».
Методы математико-статистической обработки данных.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное эмпирическое исследование особенностей проявления психологических защит у спортсменов позволило выявить следующее:
1. Спортсмены-мужчины используют преимущественно конструктивные механизмы психологической защиты. Доминирующими механизмами психологической защиты у спортсменов-мужчин являются: компенсация и рационализация. Реже всего в качестве механизмов психологической защиты у спортсменов-мужчин выступает регрессия. Спортсмены-мужчины, используя механизм компенсации, предпринимают попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего посредством фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Спортсмены-мужчины, используя механизм рационализации, сосредоточены на «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний.
2. Спортсмены-женщины используют и конструктивные, и деструктивные механизмы психологической защиты. Доминирующими механизмами психологической защиты у спортсменов-женщин являются: реактивные образования и отрицание. Реже всего в качестве механизмов психологической защиты у спортсменов-женщин выступает проекция. Спортсмены-женщины, используя механизм реактивные образования, предотвращают выражение неприятных или неприемлемых для них мыслей, чувств или поступков посредством преувеличенного развития противоположных аспектов. Спортсмены-женщины, используя механизм отрицание, отрицают некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства или собственные качества, не воспринимают т информацию, которая угрожает самосохранению и самоуважению личности и может привести к внутриличностному конфликту.
3. На достоверном уровне для спортсменов-мужчин наиболее характерны такие механизмы психологической защиты как: компенсация, проекция, рационализация. Для спортсменов-женщин наиболее характерны такие механизмы психологической защиты как: отрицание и реактивные образования.
4. Спортсмены-мужчины преимущественно выбирают такие копинг-стратегии как: самоконтроль, предполагающий высокий контроль поведения, стремление к самообладанию; принятие ответственности, отражающее признание своей роли за возникновение и решение проблемы; планирование решения проблемы, предполагающая попытки преодоления кризисного события за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения. Спортсмены-женщины преимущественно выбирают такие копинг-стратегии как: положительная переоценка, предполагающая положительное переосмысление трудной ситуации; поиск социальной поддержки, которая заключается в использовании внешних ресурсов; принятие ответственности, отражающая признание своей роли за возникновение и решение проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрыты основные подходы к понятию «психологическая защита» в психологии. Психологическая защита представляет собой феномен, связанный с проблемами психической регуляции, становления личности и социально-психологической адаптации индивида. Это функциональная система психики, которая препятствует проникновению в сферу сознания негативных и травмирующих личность переживаний, которые ставят под угрозу целостность личности. Психологическая защита является специфической функциональной системой психики, основными свойствами которой выступают формирование адаптационных форм поведения и интегральная регуляция деятельности личности. Многие виды психологические защиты личности формируются преимущественно в условиях психической травмы, активизируется в трудных, стрессовых и кризисных ситуациях.
Охарактеризованы индивидуальные особенности психологической защиты личности. Психологическая защита выступает в качестве подструктуры личности, которая обладает иерархической структурой и развивается на четырех уровнях: биопсихическом, собственно психологическом, социально-психологическом и личностном. Психологическая защита выступает в качестве способа разрешения внутриличностного конфликта, продуктивное разрешение которого обусловлено гибкостью, умеренной частотой использования конструктивных механизмов защиты. Выбор способа психологической защиты соответствует качествам личности, которые определяют тип поведения. Индивидуальный стиль защитного поведения отражает специфику проявление личностных качеств. Механизмы психологической защиты обеспечивают адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, сохраняют стабильность самооценки и образа мира в трудных ситуациях, поддерживают состояние психологического комфорта.
Определены социально-психологический портрет спортсменов. Спортсмены обладают рядом общих черт и качеств, позволяющих создать обобщенный социально-психологический портрет личности спортсмена. Спортсмены обладают преимущественно эмоциональной устойчивостью, высокой психической саморегуляцией, развитыми волевыми качествами, агрессивностью. Для них характерна уверенность в себе, высокий уровень притязаний, мотивация достижения успеха, стремление к личностному росту. Спортсмены характеризуются высоким уровнем социально-психологической адаптации, доброжелательными установками к другим людям, способностью к активной социальной жизни, коммуникабельностью, независимостью. В связи с особенностями спортивной деятельности спортсмены обладают агрессивностью, проявление которой является следствием потребности в самоутверждении через стремление к победе в борьбе с самим собой и соперником. Особенности личности и поведения спортсменов обусловлены их участием в спортивной деятельности, которая предполагает спортивную борьбу, наличие ярко выраженного стресса, взаимосвязь психологических особенностей личности спортсмена с успешностью спортивной деятельности и отражает стремление спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта, стремление к достижению наивысших результатов.
Выявлены особенности проявления психологических защит у спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин. Спортсмены-мужчины используют преимущественно конструктивные механизмы психологической защиты. Доминирующими механизмами психологической защиты у спортсменов-мужчин являются: компенсация и рационализация. Реже всего в качестве механизмов психологической защиты у спортсменов-мужчин выступает регрессия. Спортсмены-женщины используют и конструктивные, и деструктивные механизмы психологической защиты. Доминирующими механизмами психологической защиты у спортсменов-женщин являются: реактивные образования и отрицание. Реже всего в качестве механизмов психологической защиты у спортсменов-женщин выступает проекция. На достоверном уровне для спортсменов-мужчин наиболее характерны такие механизмы психологической защиты как: компенсация, проекция, рационализация. Для спортсменов-женщин наиболее характерны такие механизмы психологической защиты как: отрицание и реактивные образования. Спортсмены-мужчины преимущественно выбирают такие копинг-стратегии как: самоконтроль, предполагающий высокий контроль поведения, стремление к самообладанию; принятие ответственности, отражающее признание своей роли за возникновение и решение проблемы; планирование решения проблемы, предполагающая попытки преодоления кризисного события за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения. Спортсмены-женщины преимущественно выбирают такие копинг-стратегии как: положительная переоценка, предполагающая положительное переосмысление трудной ситуации; поиск социальной поддержки, которая заключается в использовании внешних ресурсов; принятие ответственности, отражающая признание своей роли за возникновение и решение проблемы. На достоверном уровне для спортсменов-мужчин наиболее характерны такие копинг-стратегии как: конфронтация и самоконтроль. Для спортсменов-женщин наиболее характерны такие копинг-стратегии как: поиск социальной поддержки и положительная переоценка. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в проявлении психологических защит у спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин, подтвердилась.
1. Акманаева, Л. Р. Спорт как неотъемлемая часть формирования личности человека / Л. Р. Акманаева, А. Ф. Мифтахов // NovaUm.Ru. – 2017. – № 10. – С. 354–356.
2. Андреев, В. В. Индивидуальные особенности психологической защиты личности в спортивной деятельности : автореф. дис канд. психол. наук : 13.00.04 / В. В. Андреев. – Санкт-Петерург, 2006. – 20 с.
3. Антилогова, Л. Н. Виды психологической защиты у девиантных подростков / Л. Н. Антилогова, Л. А. Рассудова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 136–142.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : Академия, 2005. – 551 с.
5. Арестова, О. Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О. Н. Арестова, Н. В. Калинина // Вестник МГУ. – 2000. – № 1. – С. 20–29.
6. Белов, В. Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека / В. Г. Белов, Г. М. Бирюкова, В. В. Федоренко // Гуманизация образования. – 2009. – № 2. – С. 66–72.
7. Богомаз, С. Л. Психологическая защита личности : методология, механизмы, инструментарий / С. Л. Богомаз // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. – 2008. – Т. 7. – С. 228–254.
8. Богомолов, А. М. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов, А. Н. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
9. Ветров, Р. Ю. Психологическая защита личности / Р. Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
10. Волков, И. П. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. – СПб. : Питер, 2002. – 288 с.
11. Вышинская, Е. Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е. Г. Вышинская // Вестник Полоцкого гос. ун-та. – 2006. – № 5. – С. 61–65.
12. Григорович, Е. С. Физическая культура / Е.С. Григорович, В. А. Переверзев. – Минск Высш. шк., 2014. – 350 с.
13. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. – М. : RETORIKA, 2001. – 560 c.
14. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2016. – 352 с.
15. Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец, 2013. – С. 84–86.
16. Исаева, Е. Р. Механизмы психологической адаптации спортсменов и их взаимосвязь с воспалительными заболеваниями пародонта / Е. Р. Исаева, И. Н. Антонова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2009. – № 4 (50). – С. 45–51.
17. Камилов, А. М. Личностные качества, определяющие успешность спортсмена / А. М. Камилов // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 138-142.
18. Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2006. – 280 с.
19. Карпов, А. Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Б. Карпов. – М., 2007. – 20 с.
20. Кашапов, М. М. Волевая саморегуляция и локус контроля у спортсменов разных видов спорта // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы международной конференции / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2013. – С. 577–578.
21. Кижнерова, Ж. А. Психологические особенности спортсменов как факторы их профессионального успеха / Ж. А. Кижнерова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 2. – С. 25–29.
22. Киршбаум, Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – СПб. : Питер, 2005. – 233 с.
23. Коломейцев, Ю. А. Социальная психология спорта : учеб.-метод, пособие / Ю. А. Коломейцев. – Мн. : БГПУ, 2004. 264 с.
24. Кружкова, О. В. Психологические защиты личности / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург : Изд-во Росгоспрофпедуниверситет, 2006. – 153 с.
25. Кузьмин, Д. В. Особенности механизмов психологической адаптации спортсменов и их влияние на самооценку качества жизни, связанного со здоровьем / Д. В. Кузьмин, М. В. Беглов, Ю.К. Кульчицкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3. – С. 370–374.
26. Кузьмин, М. А. Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности / М. А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –- 2011. –- № 8 (78). – С. 107–110.
27. Кузьмин, М. А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М. А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (72). –С. 111–115.
28. Кутергин, Н.Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Н. Б. Кутергин. – СПб., 2006 – 21 с.
29. Лапкина, Е В. Психологическая защита и совладание : защитная система личности / Е. В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 232–235.
30. Лейман, Ю. С. Личностные особенности, способствующие социально-психологической адаптации юношей-спортсменов / Ю. С. Лейман, Т. В. Пфау // PEM : Psychology. Educology. Medicine. – 2014. – № 2. – С. 152–158.
31. Магрупов, И. Р. Социализация личности в области спорта / И. Р. Магрупов // Вестник современных исследований. – 2017. – № 1-1. – С. 82–87.
32. Налчаджян, А. А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 395–481.
33. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб. : Речь, 2006. – 298 с.
34. Никуленкова, О. Е. Личностные особенности системы психологической защиты / О. Е. Никуленкова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1. – С. 290–295.
35. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, в адаптации Л.И. Вассермана // Опросник способов копинга : методическое пособие / Е. В. Битюцкая. – М. : ИИУ МГОУ, 2015. – С. 25–29.
36. Пархоменко, Е. А. Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов высокой квалификации / Е. А. Пархоменко // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – С. 15–19.
37. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
38. Речкалов, А. В. Влияние занятий спортом на психологические особенности личности / А. В. Речкалов, О. Л. Речкалова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2017. – № 1. – С. 104–109.
39. Серова, Л. Л. Личностные качества спортсмена / Л. Л. Серова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2006. – Вып. 20. – С. 75–78.
40. Сорокин, В. А. Субъектно-личностные качества спортсменов как фактор успешности их деятельности / В. А. Сорокин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 1. – С. 48–50.
41. Субботина, Л. Ю. Психологическая защита / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Холдинг, 2000. – 421 с.
42. Татарова, С. Ю. Формирование здорового образа жизни студентов в культурно-образовательной среде вуза / С. Ю. Татарова // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – № 5. – С. 341–343.
43. Трещева, О. Л. О личностных качествах спортсмена экстра-класса / О. Л. Трещева, С. Г. Карпеева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 63–67.
44. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова. – Самара : «Бахрах-М», 2001. – 128 с.
45. Федотова, О. В. Психологические исследования личности спортсменов / О. В. Федотова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. – № 1. – С. 181–191.
46. Фирсов, К. Н. Возрастные особенности проявления агрессивности у спортсменов игровых командных видах спорта / К. Н. Фирсов // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 1–6.
47. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. – М. Р. Гинзбурга. – М. : Педагогика, 1993. – 144 с.
48. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М. : Наука, 1989. – 456 с.
49. Черенева, Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности / Е. А. Черенева // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 6 (134). – С. 118–125.
50. Черкашина, А. Г. Взаимосвязь агрессивности и ценностной направленности спортсменов / А. Г. Черкашина, А. С. Земсков // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2010. – № 1. – С. 76–82.
51. Шантарович, В. В. Оценка выраженности феномена психологической защиты у спортсменов высокой квалификации / В. В. Шантарович, Е. Г. Каллуар, В. В. Маринич // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 97–102.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные эмпирические данные
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты