Правовой статус военного юриста в Вооруженных Силах Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Правовой статус военного юриста в Вооруженных Силах Республики Беларусь»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2019
251.00 BYN
Правовой статус военного юриста в Вооруженных Силах Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Общие сведения о юридической службе Вооруженных Сил
1.2 История создания юридической службы Вооруженных Сил
1.3 Управление правового обеспечения Министерства обороны
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОГО ЮРИСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Военные юристы в Республике Беларусь: понятие и виды
2.2 Правовая основа деятельности военных юристов в Республике Беларусь
2.3 Подготовка военных юристов в Республике Беларусь
2.4 Зарубежный опыт подготовки военных юристов
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ СТАТУСА ВОЕННОГО ЮРИСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Права военных юристов
3.2 Обязанности военных юристов
3.3 Ответственность военных юристов
3.4 Гарантии военных юристов
3.5 Запреты и ограничения военным юристам, связанным с воинской службой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние правового обеспечения во многом определяется правовым прошлым. В свою очередь правовые реалии сегодняшнего дня в значительной степени предопределяют завтрашний день. Историко-правовой метод позволяет ответить на многие вопросы, касающиеся причин возникновения того или иного государственно-правового явления, условий их развития в прошлом и настоящем, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.
Кроме того, актуальность дипломного исследования, помимо вышеска-занного, заключается в том что, современной историко-правовой наукой достаточно подробно исследованы вопросы развития судебной системы, уголовного законодательства. Что же касается истории возникновения и развития юридической службы, определение ее понятия, предназначения, форм деятельности, прав и обязанностей, то до настоящего времени никаких серьезных научных исследований по этой проблеме не проводилось.
Отдельные вопросы правовой работы, организации и деятельности юридической службы в советский и современный периоды были исследованы в трудах П. В. Артамонова, В. Г. Белявского, А. А. Беспалого, Г. А. Золотухина, В. Р. Зюбина, Г. Н. Колибабы, П. И. Кузнецова, Б. Ф. Старова, В. И. Шаш. Наиболее предметно организационно-правовые вопросы деятельности службы в советский и современный период рассмотрены в диссертациях Е. М. Каземирова и Г. А. Золотухина. Однако специального историко-правового исследования, посвященного изучению проблемы возникновения и развития юридической службы, не проводилось.
Научная проблема обусловлена тем что, исследование самой проблемы возникновения и развития юридической службы в чистом виде как самостоятельного института нет. Именно выбор темы и метода написания дипломной работы позволяет оптимально и эффективно решить данную проблему, и в свою очередь установить некую определенность в институт юридической службы в Беларуси.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым положением военного юриста в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым положением военного юриста в Республике Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым положением военного юриста в Республике Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- проанализировать общие сведения о юридической службе Вооруженных Сил;
- рассмотреть историю создания юридической службы Вооруженных Сил;
- определить управление правового обеспечения Министерства обороны;
- рассмотреть военные юристы в Республике Беларусь: понятие и виды;
- рассмотреть правовую основу деятельности военных юристов в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Общие сведения о юридической службе Вооруженных Сил
Специфика и назначение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований определяет:
всесторонний охват и детальное правовое регулирование всех аспектов жизни и деятельности военнослужащих;
повышенная опасность военных преступлений и ответственность военнослужащих за их совершение [13];
приоритет антикриминальной сферы правовой работы в борьбе с правонарушениями, их пресечение и предупреждение.
Юридическую работу можно разделить на нормотворческую, правоохранительную, правообразовательную.
Нормативная работа осуществляется в первую очередь в сфере административной деятельности военной администрации. Включает подготовку, согласование и правовую экспертизу проектов приказов и других актов военных органов, направленных на использование законов и регулирование отношений в сфере военной службы.
В настоящее время в юридической службе Вооруженных Сил Респуб-лики Беларусь проходят военную службу (работают) офицеры (гражданский персонал Вооруженных Сил), имеющие высшее юридическое образование. В составе юридических служб органов военного управления, соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил они осуществляют правовое обеспечение их деятельности, представляют законные интересы в судах и иных государственных организациях.
Управление правового обеспечения Министерства обороны Республики Беларусь, возглавляя структуру юридической службы Вооруженных Сил, кроме того, организует нормотворческую, в том числе законопроектную, деятельность в Министерстве обороны Республики Беларусь.
Принимая во внимание, что законодательная база в области обороны постоянно совершенствуется, на военных юристах лежит ответственность по осуществлению правового обеспечения законопроектной и нормотворческой деятельности Министерства обороны.
С участием управления правового обеспечения Министерства обороны с 1992 года по настоящее время в Министерстве обороны Республики Беларусь подготовлено и принято (издано) более 300 актов законодательства Республики Беларусь в военной сфере.
Постоянно ведется работа по совершенствованию, оптимизации нормативной правовой базы Министерства обороны. Так, в 2012 году управлением правового обеспечения Министерства обороны была проведена юридическая экспертиза более двух тысяч проектов правовых актов Министерства обороны.
Формирование системы правовых институтов, характерных для военных отношений, подразумевает как появление новых институтов, так и развитие отношений между основными подотраслями отрасли.
1. Понятие и содержание правовой работы. Социальная ценность правовой работы зависит от того, в какой степени она отвечает потребностям общества в обеспечении верховенства закона в управлении, защите прав граждан, предотвращении правонарушений и правовом воспитании. Воспитание ответственности личного состава Вооруженных Сил, других войск, формирование законного поведения военнослужащих возможно только в условиях последовательного применения законодательства уполномоченными лицами.
Существующие акты военного законодательства в основном определяют пути и средства укрепления военного правопорядка и воинской дисциплины, основы и порядок применения этих средств. Поэтому предотвращение правонарушений, состояние военной дисциплины, правопорядка во многом зависит от того, насколько правильно это законодательство используется в войсках.
Командиры и начальники обязаны в полной мере использовать свои полномочия для обеспечения нормальных условий жизни, службы и условий жизни военнослужащих на законных основаниях.
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОГО ЮРИСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Военные юристы в Республике Беларусь: понятие и виды
Военнослужащий (офицерского состава), как правило, имеющий высшее юридическое образование и занимающийся правовым обеспечением вооружённых сил. Военные юристы занимают должности судей военных судов, юрисконсультов, следователей. Также преподают специальность в военных ВУЗах.
В армиях зарубежных стран работа военных юристов также заключается в правовом обеспечении деятельности соответствующих органов военного управления, расследовании, обвинении и защите лиц, обвиняемых в преступлениях, совершенных в армии, включая убийства, государственную измену и терроризм,[6] а также нормотворческой деятельности.
Статус военного юриста – его права, обязанности, гарантии, предоставляемые ему в связи с его деятельностью, а также запреты.
Военные юристы в Республике Беларусь разделяются на:
- военнослужащих – военные юристы, исполняющие должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающие специальным правовым статусом;
- гражданский персонал – военные юристы, осуществляющие деятельность на основании норм трудового права, действующие без статуса военнослужащего.
Военные юристы осуществляют деятельность и в условиях боевых действий.
Практика предотвращения правонарушений и преступлений требует регулярного изучения возможностей военных органов власти находить эффективные формы воздействия на социальные явления, причинно связанные с ними и выступающие в качестве криминогенных факторов. Диапазон этих явлений на разных уровнях (общесоциальный, особый криминологический и индивидуальный) исследуется в теории криминологии.
Описывая природу причин преступлений как различных социальных явлений, можно констатировать, что эти причины носят конкретный исторический и социальный характер. Причины преступлений (а также отдельных преступлений) проявляются в соответствии с диалектическим законом универсального взаимодействия, который отражает одновременное (сквозное) действие многих явлений, связанных с жизнью общества, отдельных лиц и в конечном итоге вызывающих социально опасное поведение. ,
Для такого регулирования отношений могут быть использованы те или иные институты различных отраслей права, с помощью которых можно устранить или нейтрализовать явления, как непосредственно определяющие (вызывающие) преступления, так и оказывающие в большей или меньшей степени влияние на преступность в вообще и об индивидуальном преступном поведении в частности.
Правовые средства могут влиять на явления, связанные с преступностью, добиваться их нейтрализации, локализации или устранения.
Другими словами, закон своими специфическими средствами может способствовать противодействию и предотвращению различных видов нега-тивных явлений. В связи с этим представляется, что применение уголовно-правовых мер в нашем обществе должно оптимально сочетаться с другими методами и средствами воспитания и принуждения. Здесь речь идет о конкретных областях общественных отношений, которые регулируются определенной отраслью права.
Юридическая работа как комплекс нормотворческих, правоохрани-тельных, правоохранительных мер направлена на обеспечение правопорядка командованиями и начальством. Если юридическая работа выполняется в полном объеме и с надлежащим качеством, то в подразделении, подразделении создаются объективные условия, способствующие формированию добросовестного, законопослушного отношения к воинской обязанности и их служебным обязанностям, а также к предупреждению правонарушений , На этот процесс влияет деятельность командования практически во всех областях правовой работы.
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ СТАТУСА ВОЕННОГО ЮРИСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Права военных юристов
Военные юристы обладают правами и свободами, которые установлены законодательством для иных граждан, с ограничениями, обусловленными особенностями военной службы и предусмотренными настоящим Законом, иными законодательными актами. Особенности военной службы заключаются в возложении на военных юристов обязанностей по подготовке к вооруженной защите и по вооруженной защите Республики Беларусь, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с повышенным риском для жизни и здоровья. Ограничение военных юристов в правах и свободах компенсируется предоставлением им государством дополнительных социальных льгот, прав и гарантий.
Военным юристом (за исключением военных юристов, проходящих военную службу по призыву) запрещено получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров [7].
Военным юристом выдается документ, удостоверяющий личность и статус военного юриста (военный билет, служебное удостоверение (удосто-верение)).
Военные юристы имеют право на применение физической силы, специальных средств, хранение, ношение, использование и применение оружия, боевой и специальной техники в случаях и порядке, установленных законодательными актами.
Военные юристы имеют право на обоснованный профессиональный риск. Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное военнослужащим деяние объективно вытекало из сложившейся обстановки, поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями, а военнослужащий принял все возможные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.
Форма (образец), порядок учета, выдачи, использования и хранения военных билетов солдат и сержантов утверждаются Министерством обороны Республики Беларусь, а форма (образец), порядок учета, выдачи, использования и хранения служебных удостоверений (удостоверений) иных категорий военных юристов – государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, если иное не установлено законодательными актами.
Военные юристы имеют право на применение физической силы, специ-альных средств, хранение, ношение, использование и применение оружия, боевой и специальной техники в случаях и порядке, установленных законодательными актами.
Военные юристы имеют право на обоснованный профессиональный риск. Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное военным юристом деяние объективно вытекало из сложившейся обстановки, поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями, а военный юрист принял все возможные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.
Военные юристы при исполнении обязанностей военной службы подчиняются только тем лицам, которые в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее – уставы Вооруженных Сил) являются для них командирами (начальниками).
Военным юристам не могут отдаваться приказы (распоряжения) в нарушение законодательства.
Военные юристы при реализации права на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, получение, хранение и распространение инфор-мации не вправе разглашать государственную и служебную тайну, обсуждать или критиковать приказы командира (начальника).
Военные юристы вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время участвовать в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании и иных массовых мероприятиях, проводимых в соответствии с законодательством вне территории воинской части.
Участие военных юристов в забастовках, а равно иное неисполнение обязанностей военной службы в целях урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим требованием к военным училищам является повышение качества подготовки и воспитания, подготовка вооруженных сил Беларуси высокопрофессиональных офицеров, способных эффективно решать сложные проблемы национальной безопасности, военного строительства, разработки вооружений и поддержания боеготовности войск.
Условия военной службы, характеризующиеся высоким уровнем ответственности, ограниченным временем для принятия решения, предъявляют особые требования к офицерам, способным самостоятельно принимать решения, осваивать новое оружие и технику, правильно его использовать, раз-рабатывать и внедрять рационально методы эксплуатации, обслуживания и ремонта.
В практике военных высших учебных заведений в подготовке будущих офицеров попрежнему преобладает традиционный подход, при котором обучение носит преимущественно репродуктивный характер и ориентирует студентов в основном на решение типовых профессиональных задач.
В результате способность самостоятельно принимать решения в процессе обучения недостаточно сформирована.
Во многом это связано с тем, что формирование профессиональных компетенций происходит стихийно, и не все учителя четко понимают необходимость формирования не только предметных знаний и навыков, но и профессионально значимых качеств и профессиональной компетентности будущего офицера.
Профессиональные знания это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их взаимоотношений, свойств и взаимоотношений. Каждый курсант должен иметь высокую готовность немедленно и правильно использовать свои знания при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний должно соответствовать его будущей специальности, функциональным обязанностям.
Успех профессиональной деятельности офицера зависит от навыков.
Мастерство это совершенное мастерство действия, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее работа. Офицер безупречен, обладает способностью сосредоточиться на главном, проявить креативность в своей работе, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.
Навык более выражен в повторяющихся условиях, но способность позволяет человеку творчески использовать навыки в новой обстановке. В отличие от навыка, навык подразумевает четкую самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения различных задач.
Формирование навыков требует осознанных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняющейся среде, систематического сочетания теоретической и практической подготовки курсантов. Профессиональные знания, навыки, умения должны формировать систему, охватывающую наиболее важные аспекты профессиональной деятельности. В этом случае стоит поговорить о компетентностном подходе.
Судебная власть в воинских частях принадлежала командиру. На командира воинской части возлагалась обязанность привлекать к уголовной ответственности своих подчиненных в случае совершения ими воинских и общеуголовных преступлений. Командир для рассмотрения каждого уго-ловного дела «собирал военный суд», т. е. по существу судебная власть принадлежала всецело военному командованию.
Представляет несомненный интерес и «Краткий артикул» а. меньшико-ва, написанный на базе немецкого военно-уголовного кодекса и изданный в 1706 г. [12, с. 294–313]. устанавливаемые им меры уголовного наказания практически не отличались от тех, что предусматривались в вышеназванном уложении. что касается вопросов судоустройства и судопроизводства, то они, в отличие от уложения, рассматривались более обстоятельно – из пяти глав три были посвящены им.
1. Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Бе-ларусь». – Режим доступа: https://www.mil.by/ru/virtual_recruitment/dokumenty/. – Дата доступа:
2. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З «Об утвер-ждении Военной доктрины Республики Беларусь». – Режим доступа: https://www.mil.by/ru/virtual_recruitment/dokumenty/. – Дата доступа:
3. Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1904-XІІ «О Во-оруженных Силах Республики Беларусь». – Режим доступа: https://www.mil.by/ru/virtual_recruitment/dokumenty/. – Дата доступа:
4. Приказ Министра обороны Республики Беларусь от 24 ноября 2014 г. № 1290 «Об утверждении Инструкции об организации правовой работы в Вооруженных Силах» – Режим доступа: https://www.mil.by/ru/virtual_recruitment/dokumenty/. – Дата доступа:
5. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 100-З «О статусе военнослужащих». – Режим доступа: https://www.mil.by/ru/virtual_recruitment/dokumenty/. – Дата доступа:
6. Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1902-XІІ «Об обороне». – Режим доступа: www.mil.by/ru/all_about/normative_base/Ob_oborone.docx/. – Дата доступа:
7. Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1902-XІІ «О воин-ской обязанности и воинской службе». – Режим доступа: https://www.mil.by/ru/all_about/normative_base/OVOiVS.docx/. – Дата досту-па:
8. Приказ Министра обороны Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 1680 «О некоторых вопросах деятельности должностных лиц юридиче-ской службы Вооруженных Сил, внесении изменений и дополнений в неко-торые приказы Министра обороны Республики Беларусь и признании утра-тившими силу некоторых из них». – Режим доступа: https://www.mil.by/ru/virtual_recruitment/dokumenty/. – Дата доступа:
9. Конституция Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/. – Дата доступа:
10. Действия Международного Комитета Красного Креста в случае нарушения международного гуманитарного права. -Москва: МККК, 2007. – 12 с.
11. Дети и война. – Москва: МККК, 1995. – 96 с.
12. Жюно, М. Воин без оружия / М. Жюно. – Москва: МККК, 1996. 326 с.
13. Защитим ребенка: материалы международной научно-практической конференции «Международно-правовые аспекты защиты прав ребенка». Минск, 1997.
14. Котляров, И.И. Международное гуманитарное право / И.И. Котля-ров. Москва: Юрлитинформ, 2003. – 300 с.
15. Калугин, В.Ю. Курс международного гуманитарного права / В.Ю. Калугин. Минск: Тесей, 2006. – 496 с.
16. Калугин, В.Ю. Международное гуманитарное право / В.Ю. Калу-гин, Л.В. Павлова, И.В. Фисенко. -Минск: Тесей, 1999. – 308 с.
17. Калугин, В.Ю. Преступления против мира, безопасности человече-ства и военные преступления/ В.Ю. Калугин. Минск: Тесей, 2002. – 141 с.
18. Калугин, В.Ю. Механизм имплементации международного гумани-тарного права/ В.Ю. Калугин. – Минск: ПЧУП «Светоч», 2003. – 335 с.
19. Калугин, В.Ю. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права/ В.Ю. Калугин. Мн.: Тесей, 2004. – 398 с.
20. Кучинский, А.И. Исследуя гуманитарное право: пособие для педа-гогов учреждений общ. сред. образования (8-11 кл.), проф.-тех. и сред. спец. образования /А.И. Кучинский, Ю.И. Гладков, И.В. Титовец. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 272 с.
21. Кальсховен, Ф. Ограничения методов и средств ведения войны / Ф. Кальсховен. – Москва: МККК, 1999. – 232 с.
22. Линдсей, Ш. Женщины и война / Ш. Линдсей. – Москва: МККК, 2006. 346 с.
23. Международное гуманитарное право. Отвечаем на ваши вопросы. – Москва: МККК, 2003. 42 с.
24. Мулинен, Ф. де. Право войны. Руководство для вооруженных сил Ф. де Мулинен. Москва: МККК, 2003. – 322 с.
25. Найер, А. Военные преступления: Геноцид. Террор. Борьба за пра-восудие / А. Найер. Москва: Юристъ, 2000. – 365 с.
26. Нахлик, С.Е. Краткий очерк международного гуманитарного права / С.Е. Нахлик. Москва: МККК, 1993. – 60 с.
27. Основные положения Женевских Конвенций и Дополнительных протоколов к ним. – Москва: МККК, 2006. – 96 с.
28. Пикте, Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права / Ж. Пикте. – Москва: МККК, 2001. – 160 с.
29. Ровер, К. де. Служить и защищать / К. де Ровер. Москва: МККК, 2006. – 536 с.
30. Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право / О.И. Тиунов. Москва: Группа «НОРМА-ИНФРА-М», 1999. – 315 с.
31. Бюньон, Ф. Красный Крест, Красный Полумесяц, Красный Кри-сталл / Ф. Бюньон. – Москва: МККК, 2007. 100 с.
32. Шиндлер, Д. Международный Комитет Красного Креста и права человека. – Москва: МККК, 1998. 16 с.
33. Эмблема. История и современность: сборник статей и документов. – Москва: МККК, 1998. – 106 с.
34. Исследуя гуманитарное право: учебно-методический комплекс. Ки-ев: Аритис, 2006. 383 с.
35. Белый, И.Ю. Международное преследование за военные преступле-ния. Правовые и процессуальные аспекты / И.Ю. Белый. Москва: Юркнига, 2004. – 255 с.
36. Бубен, С.С. Защита прав детей в Республике Беларусь / С.С. Бубен. Минск: Народная асвета, 2000. 215 с.
37. Бубен, С.С. Изучаем международное гуманитарное право / С.С. Бубен.Минск: Белорусская наука, 2003. 205 с.
38. Бори, Ф. Возникновение и развитие международного гуманитарно-го права / Ф. Бори. Москва: МККК, 1997. 48 с.
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты