Психологические особенности субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Психологические особенности субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Психологические особенности субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: ГУУ им.Ф.Скорины, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расчет данных с помощью критерия Фишера
Поделиться
Введение
1. Теоретические предпосылки исследования психологических особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма
1.1 Основные подходы к понятию субъективного благополучия
1.2 Понятие перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Понятие перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии
1.3 Психологические особенности студентов
2. Эмпирическое исследование особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В последние годы современный человек все чаще стремиться к совершенству и идеализации, имеет завышенные стандарты выполняемых действий и тенденцию к чрезмерно критическим оценкам своего поведения, проявляемых следствие чрезмерно высоких требований к собственной личности. Молодежь стала предъявлять завышенные требований не только к окружающим, но и к себе, что влечет за собой определенную степень удовлетворения своими качествами и отношениями с внешним миром.
Перфекционизм рассматривается отечественными и зарубежными учеными как многомерное явление, так как его различные формы могут или стимулировать его деятельность, направленную на достижение результата или оказывать негативное дезадаптивное воздействие, вызывая эмоциональное перенапряжение. Перфекционизм зачастую выступает как фактор возникновения негативных эмоций, нарушения эмоциональной сферы, снижения удовлетворенности жизнью. В связи с особенностями проявления перфекционизм может привести к субъективному неблагополучию личности.
Эмоционально-оценочное отношение индивида к своей жизни, к себе и взаимоотношениям с окружающими имеет важное для него значение с точки зрения усвоенных нормативно-ценностных представлений о благополучной внешней и внутренней среде. Субъективное благополучие выступает в качестве механизма регуляции избирательной активности личности в различных сферах жизнедеятельности и определяется разного рода факторами.
Особый интерес представляет изучение психологических особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма. В связи с расширяющимся спектром социальной активности современный студент должен обладать интегральной характеристикой достижения им позитивного функционирования, которая субъективно переживается как удовлетворенность собой и собственной жизнью. Однако, стремление делать все совершенно может послужить преградой для переживания студентов субъективного благополучия.
Обращение внимания психологами к позитивным состояниям личности и их всестороннее изучение связано с такими аспектами как переориентация исследовательских целей с патологии на норму как оптимальное функционирование, раскрытие факторов личностного потенциала, освоения позитивной жизненной ориентации.
В отечественной психологии рассмотрены особенности психологического благополучия в условиях экстремальной жизнедеятельности (О.С. Ширяева), возрастные различия в переживании психологического благополучия (А.В. Воронина), предложена модель исследования и формирования психологического благополучия (О.А. Идобаева). В зарубежной психологии разработана концепция психологического благополучия (Н. Брэдбурн, Э. Диннер, К. Рифф), позитивная психология, ставящая в центр достижения личностью благополучия (И. Бонивелл, П. Вонг, Б. Робинс, М. Селигман, Х. Фридман, М. Чиксентмихайи).
Изучением проблемы перфекционизма занимались такие ученые как Н.Г. Гаранян, Ю.В. Зеленцова, О.П. Кашина, О.И. Кононенко, Л.М. Мусанова, А.А. Нехаева и др.
Феномен перфекционизма зарубежными исследователями рассматривается как один из продуктов низкой самооценки, неадаптивного копинга, избегающего поведения, депрессии и тревоги, в проявлении синдрома эмоционального выгорания, а также социальной фобии (А. Бек, Г. Блэтт, Р. Фрост, П.. Хевитт и др.).
На сегодняшний день установлено, что человек, обладающий деструктивным перфекционизмом, с присущими ему психологическими особенности, испытает интенсивный повседневный стресс, эмоциональное напряжение, у него наблюдается возникновение тревоги, страхов, депрессии, чувства вины, снижения самооценки.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема психологических особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма остается недостаточно освещенной. В литературе имеются лишь отдельные исследования, посвящённые изучению психического и эмоционального состояния лиц с перфекционизмом. Имеющиеся сведенья и результаты данных исследований нуждаются в систематизации и обобщении. Вместе с тем, современную литературу необходимо дополнить сведеньями, касающимися психологических особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма.
Цель работы: выявить психологические особенности субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма.
Задачи исследования:
1) проанализировать основные подходы к понятию субъективного благополучия;
2) раскрыть понятие перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии;
3) выявить уровень перфекционизма и субъективного благополучия у студентов;
4) определить особенности субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы психологом в психологическом сопровождении студентов. Результаты исследования могут стать основой для разработки программ, тренингов, групповых и индивидуальных консультаций для студентов, способствующих повышению субъективного благополучия.
1 Теоретические предпосылки исследования психологических особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма
1.1 Основные подходы к понятию субъективного благополучия
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия субъективного благополучия. Под субъективным благополучием понимают: позитивное функционирование личности (К. Рифф); переживание удовлетворенности собственной жизнью (Е.Ю. Григоренко); системное качество индивида, в основе которого лежит психосоматическое, психическое и психологическое здоровье (П.П. Фесенко) [1, с. 24].
Концепция субъективного благополучия личности в зарубежной психологии изначально исходила из проблемы изучения категории «счастье». Американские ученые определяли счастье как «субъективное благополучие». Под субъективным благополучием понималось переживание опыта позитивных эмоций – получение удовольствия в сочетании с более глубоким чувством смысла [2, с. 14]. Английский психолог М. Аргайл под счастьем понимает состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общая рефлективная оценку индивидом своего прошлого и настоящего, частота и интенсивность положительных эмоций» [3, с. 17].
Ввиду неоднозначности и спорности категории «счастье» М. Селигманом было введено понятие «субъективное благополучие» как его научный синоним [4, с. 10]. Оба термина часто используются в психологической литературе как взаимозаменяемые. Однако, существует мнения о необходимости разграничения этих терминов (Д. Хэйборн).
Современные российские исследователи отождествляют понятия «субъективное благополучие» и «счастье». Так, С.А. Водяха считает, что субъективное благополучие представляет собой устойчивое психическое свойство, проявлениями которого являются: преобладание положительных эмоций, наличие тесных взаимоотношений, субъектная включенность в жизнедеятельность, осмысленность жизни, позитивная самомотивация
[5, с. 73].
Д. Колесов также обращается к вопросу соотношения понятий благополучия и счастья [6, с. 9]. Под благополучием автор понимает совокупность внешних условий, которые способствуют продолжительности его жизни. Благополучие и счастье – это понятия вторичные по отношению к базисному понятию жизни. Так, жизнь для человека является фундаментальной и единственно подлинной ценностью. Согласно Д. Колесову, благополучие отражает субъективное положением индивида, находящимся в благоприятных для его жизни условиях, способствующих удовлетворению его важных потребностей в связи с достигнутым социумом уровнем развития и удовлетворения данных потребностей. В отличие от счастья, благополучие имеет четкие внешние критерии, а счастье – глубоко индивидуально [6, с. 10].
Иной взгляд на соотношение субъективного благополучия и счастья представлен в работе Д. Хэйборна, который полагает, что благополучие соотносится со счастьем двусторонне. Так, одной, высокая степень счастья кажется весьма надежным индикатором того, что жизнь индивида протекает достаточно хорошо. С другой, подлинная ценность счастья находит свое проявление в его значительном вкладе в самонаполнение эмоциональной части жизни. Высокая важность переживания счастья обусловлена тем, что природа каждой личности имеет эмоциональный характер, в большей или меньшей степени. Данная эмоциональная часть человека включает набор предустановок о необходимости быть счастливым при конкретных обстоятельствах. Но счастье может быть формой наполнения жизни лишь тогда, когда на него не влияют ценности, привитые человеку в ходе внешних манипуляций, каких-либо ложных убеждений и аффективных состояний. Такое неаутентичное счастье – это не материал для самозаполнения, т.к. не отражает реальной сущности личности, ее стремлений и чувств, хотя и приносит определенную степень удовольствия [7, с. 265].
На современном этапе выделяются два основных направления к пониманию субъективного благополучия: гедонистические подходы (от греч. hedone - «наслаждение») и эвдемонистические подходы (от греч. eudaimonia - «счастье, блаженство») [8, с. 105].
В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствие. Удовольствие предполагает не только телесное удовольствие, но и психическое удовлетворение от достижения значимых целей. Общим индикатором психологического благополучия выступает «переживание счастья» или «субъективное благополучие» индивида [1, с. 25].
К гедонистическому подходу относятся исследования благополучия, проведенные в 80-е годы под руководством Н. Брэдберна, а затем Э. Динера, которые заложили фундамент исследований этого феномена в зарубежной психологии. Н. Брэдберн описывал благополучие в терминах, отражающих состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью. По мнению автора, благополучие является балансом, достигаемым постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивным и негативным, проявлением которого является общее ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью [8, с. 106].
2 Эмпирическое исследование особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проходило на базе учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 90 студентов 1-5 курсов разных специальностей (физическая культура, социальная педагогика, психология). Выборку исследования составили 32 юноши и 58 девушек в возрасте от 17 до 22 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей субъективного благополучия студентов с разным уровнем перфекционизма с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень перфекционизма у студентов;
2) определить характеристики субъективного благополучия у студентов;
3) установить характеристики субъективного благополучия в зависимости от уровня перфекционизма у студентов.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
2. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко).
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
Назначение методики: выявление уровня перфекционизма (стремления быть совершенным во всем) и определения характера соотношения его компонентов у испытуемых.
Авторы методики: канадские психологи П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт. Русскоязычная адаптация методики принадлежит И.И. Грачевой (2006). Методика прошла проверку на стандартизацию, тест-ретестовой надежности, внутреннюю согласованность пунктов ее субшкал, конструктную, содержательную и дискриминативную валидности.
Основными компонентами перфекционизма являются:
– перфекционизм, ориентированный на себя,
– перфекционизм, ориентированный на других,
– социально предписанный перфекционизм.
Сумма баллов, набранная испытуемыми по трем субшкалам методики, составляет общий уровень перфекционизма.
Человек с высоким уровнем перфекционизма, ориентированным на себя, предъявляет чрезмерно высокие требования к себе; человек с высоким уровнем перфекционизма, ориентированным на других – предъявляет чрезмерно высокие требования к окружающим. Человек с высоким уровнем социально предписанного перфекционизма, расценивает требования, предъявляемые к нему окружающими людьми как завышенные и нереалистичные, которым трудно, но необходимо соответствовать, чтобы получить одобрение, принятие. Соотношение этих составляющих перфекционизма может быть различным.
Опросник включает 45 вопросов, по 15 вопрос на каждую шкалу. Ответы на пункты оцениваются по 7-балльной шкале от 1 (совершенно не согласен) до 7 (совершенно согласен).
Уровень перфекционизма определяется следующим образом:
- низкий уровень – 129-160 баллов;
- средний уровень –160-204 балла;
- высокий уровень – 204-249 баллов.
2. Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко).
Назначение методики: выявления характеристики и уровня психологического благополучия. Автор методики – К. Рифф. Методика в 2005 году была адаптирована и валидизирована Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко. Под психологическим благополучием понимается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия.
Все шкалы русскоязычного варианта шкалы психологического благополучия имеют достаточно высокие показатели ретестовой надежности. Методика показала высокую валидность.
Опросник включает 84 утверждения, каждое из которых необходимо оценивать по 6-балльной шкале. Шкалы методики: 1) положительные отношения с другими; 2) автономия; 3) управление окружением; 4) личностный рост; 5) цель в жизни; 6) самопринятие.
Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко были введены дополнительные шкалы: 1) баланс аффекта; 2) осмысленность жизни; 3) человек как открытая система. Также подчитывается общий показатель – психологическое благополучие.
Заключение
Понятие субъективного благополучия описывалось в терминах, отражающих состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворенности или не удовлетворенности жизнью. В рамках экзистенциального подхода, который приобретает все большую популярность, субъективное благополучие связывается с ощущением внутреннего согласия, счастья, мотивацией к смыслу и ценностям, к аутентичности, к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей. В рамках гедонистического подхода понятие субъективного благополучия через категории счастья, субъективного ощущения общей удовлетворенности жизнью. В контексте эвдемонистического подхода субъективное благополучие определяется как полнота самореализации индивида в конкретных жизненных условиях. В современной психологии субъективное благополучие в психологической науке рассматривается как позитивное функционирование личности, переживание удовлетворенности собственной жизнью, системное качество индивида, в основе которого лежит психологическое здоровье, а также как интегративное относительно устойчивое переживание, на которое оказывают влияние различные сферы жизнедеятельности.
Изучение феномена перфекционизма в зарубежной психологии продолжительное время осуществлялась в негативном ключе – его относили к невротическому расстройству, отводили доминирующую роль в происхождении разных психологических заболеваний. С течением времени психологи выявили и положительные стороны перфекционизма, в связи с чем стали рассматривать как адаптивный, так и дезадаптивный перфекционизм. К настоящему времени в зарубежной психологии перфекционизм определяется как сложное образование, включающее ряд параметров: сфокусированность на чрезмерно высоких стандартах личности, мышление в терминах «все или ничего», избирательной концентрации на собственных ошибках. В отечественной психологии при изучении феномена перфекционизма особое внимание уделяется его связи с личностными свойствами индивида, с его проявлениями в эмоциональной, продуктивной и межличностной сферах, предлагаются различные классификации видов перфекционизма. Также рассматриваются положительные и отрицательные изменения личности перфекциониста – совершенствование и самореализация, саморазрушение и возникновение патологических поведенческих тенденций и развития нежелательных новообразований. В отечественной психологии проблема взаимосвязи перфекционизма и субъективного благополучия отражается в рамках клинической психологии с акцентом на деструктивный перфекционизм.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что студенты обладают преимущественно средним уровнем перфекционизма – у них стремление быть совершенным во всем выражено в средней степени. Студенты обладают преимущественно средним уровнем субъективного благополучия – они не в полной мере ощущают целостность и осмысленность своего бытия.
Студенты с высоким уровнем перфекционизма имеют удовлетворительные и доверительные отношения с окружающими людьми, являются самостоятельными и независимыми. Эти студенты не обладают властью и компетенцией в управлении окружением, не способны контролировать всю внешнюю деятельность, и эффективно использовать имеющиеся возможности, а также создавать условия, подходящие для удовлетворения личных потребностей. Они осознают отсутствие собственного развития, не испытывают чувства улучшения или самореализации, ощущают неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение. Эти студенты имеют цель в жизни и чувство направленности, считают, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл. Они не довольны собой, разочарованы событиями своего прошлого, испытывают беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желают быть не тем, кем они являются. Эти студенты обладают негативной самооценкой, неудовлетворенностью обстоятельствами собственной жизни, ощущением собственной никчемности и бессилия. Они имеют жизненные цели и смысл жизни, настоящее и прошлое воспринимают как осмысленные. Эти студенты неспособны достаточно интегрировать отдельные аспекты своего жизненного опыта, у них формируется фрагментарное, недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни. Они не испытывают ярко выраженное субъективное самоощущение целостности и осмысленности своего бытия.
Студенты со средним уровнем перфекционизма имеют преимущественно удовлетворительные и доверительные отношения с окружающими людьми, могут проявлять самостоятельность и независимость, способность регулировать собственное поведение в ряде случаев. Они обладают властью и компетенцией в управлении окружением, воспринимают себя самореализовывающимся, открыты новому опыту, испытывают чувство реализации своего потенциала. Эти студенты имеют цель в жизни и чувство направленности, считают, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл. Они позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, обладают позитивной самооценкой, принимают себя со всеми достоинствами и недостатками, позитивно оценивают все стороны собственной личности. Эти студенты имеют жизненные цели и смысл жизни, настоящее и прошлое воспринимают как осмысленные, а также обладают высокой способностью усваивать новую информацию, имеют целостный, реалистичный взгляд на жизнь, открыты новому опыту. Они испытывают ярко выраженное субъективное самоощущение целостности и осмысленности своего бытия.
1. Лепешинский, H.H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – № 3 (15). – С. 24–27.
2. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. – 2013. – № 4. – С. 4–14.
3. Аргайл, М. Психология счастья / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
4. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. – М.: «София», 2006. – 368 с.
5. Водяха, С.А. Предикты психологического благополучия студентов / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 70–74.
6. Колесов, Д. Формула счастья / Д. Колесов // Развитие личности. – 2002. – № 2. – С. 1–10.
7. Некрасов, В.В. Основные подходы к изучению субъективного благополучия в отечественной и зарубежной литературе / В.В. Некрасов // Вестник университета. – 2014. – № 1. – С. 231–236.
8. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.
9. Кужильная, А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А.В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83–86.
10. Рикель, А.М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А.М. Рикель, А.А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63–68.
11. Григоренко, Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. – 2009. – Вып. 2. – С. 98–105.
12. Воронина, А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147–151.
13. Куликов, Л.В. Психология настроения / О.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
14. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P.M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143–148.
15. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис канд. психол. наук : 19.00.05 / П.П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
16. Лэнгле, А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии / А. Лэнгле // Экзистенциальный анализ. – 2009. – № 1. – С. 9–30.
17. Кривцова, С. Нужно жить тем, что важно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/svetlana-krivtsova-nujno-jit-tem-chto-vajno/.
18. Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / О.С. Ширяева. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 19 с.
19. Алимбаева, Р.Т. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью / Р.Т. Алимбаева, А.У. Мартаева // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 142–143.
20. Козьмина, Л.Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе / Л.Б. Козьмина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 118–120.
21. Пахоль, Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы / Б.Е. Пахоль // Украинский психологический журнал. – 2017. – № 1. –С. 80–104.
22. Кулик А.А., Акимова А.А. Субъективное благополучие молодежи (на примере студентов первых и выпускных курсов) // Ученые записки Забайкальско-гогос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. 2016. Т. 11. № 2. С. 170—177.
23. Кашина О.П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе // Вестник Нижегородского ун-та. – 2010. – № 2. – С. 41-46.
24. Зеленцова, Ю.В. Типологический подход к исследованию перфекционизма в работах зарубежных и отечественных психологов // Приволжский научный вестник. – 2105. – № 6-2 (46). – С. 87–90.
25. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) / Н.Г. Гаранян // Терапия психических расстройств. –2006. – № 1. – С. 31–40.
26. Ильин, Е.И. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.И. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 351 с.
27. Тал, Бен-Шахар. Парадокс перфекциониста / Пер. с англ. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. – 151 с.
28. Нехаева, А.А. Перфекционизм как одна из проблем социализации личности / А.А. Нехаева // Образование, наука, производство Белгородский гос. технол. университет им. В.Г. Шухова. – М., 2015. – С. 449–452.
29. Мусанова, Л.М. Особенности проявления перфекционизма в структуре профессиональной деятельности юриста / Л.М. Мусанова // Вестник Бишкекского гум. Ун-та. – 2017. – № 1. – С. 148–152.
30. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.05 / Н.Г. Гаранян. – М, 2010. – 42 с.
31. Шагарова, И.В. Перфекционизм как фактор копинг-поведения в профессиональных стрессовых ситуациях / И.В. Шагарова, В.Г. Нагайцева // Вестник Омкого университета. – 2011. – № 1. – С. 11–17.
32. Кононенко, О.И. Теоретические модели изучения перфекционизма личности в зарубежной психологии / О.И. Кононенко // Scientific e-journal «PEM: Psychology. Educology. Medicine». – 2014. – № 1. – С. 49–58.
33. Груби, Т.В. Обзор исследований проблемы перфекционизма в Украине / Т.В. Губи // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 2 (2). – С. 77–82.
34. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева // Консультативная психология и психотерапия. – 2001. – № 4. – С. 18–48.
35. Величко, В.Н. Психологические закономерности личности в юношеском возрасте / В.Н. Величко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. – № 2. – С. 107–111.
36. Ретунская, Т.В. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения / Т.В. Ретунская // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 74–78.
37. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
38. Черток, Т.В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе / Т.В. Черток // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 3. – С. 64–69.
39. Мурзина, С.М. Психология и типология личности студента / С.М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154–158.
40. Пеняева, С.А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С.А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
41. Миронова, А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378–383.
42. Жуланова, И.В. Возрастно-психологические особенности современного студенчества / И.В. Жуланова, А.М. Медведев // Известия ВГПУ. – 2006. – № 1. – С. 50–55.
43. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О. В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–7. – С. 52–53.
44. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
45. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Пер. с нем. – М. : Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
46. Алимбекова, О.А. Проблемы формирования современных жизненных стратегий в студенческий период / О.А. Алимбекова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 2. – С. 9–15.
47. Мамаев, В.А. Аксиологический подход в воспитании студенчества [Текст] / В.А. Мамаев // Вестник ЮжУрГУ. – 2012. –№ 1. – С. 80–84.
48. Кравцова, Т.Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.Г. Кравцова. – Хабаровск, 2009. – 19 с.
49. Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / А.А. Жданович. – М., 2008. – 20 с.
50. Мешкова, И.В. Психологические особенности студентов педагогического вуза с различными ценностными карьерными ориентациями / И. В. Мешкова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 56–60.
51. Логинова, И.О. Исследование самоактуализационного потенциала личности во взаимосвязи с проявлением мотивации достижения у студентов медицинских и педагогических специальностей / И.О. Логинова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 15–19.
52. Жебрун, Я.О. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму / Я.О. Жебрун // Вестник Бурятского гос. университета. – 2010. – № 5. – С. 36–38.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы результатов исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расчет данных с помощью критерия Фишера
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты