Особенности мышления склонных к предпринимательской деятельности студентов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности мышления склонных к предпринимательской деятельности студентов»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Особенности мышления склонных к предпринимательской деятельности студентов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Определение уровня лидерского потенциала» Е. Жариков, Е. Крушельницкий
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика исследования основных свойств личности «ОТКЛЭ» Н.И. Рейнвальд
ПРИЛОЖЕНИЕ В Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) в адаптации Л.Н. Собчик
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные данные исследования социально-психологических особенностей лидеров в подростковой среде
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА И СКЛОННОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования социально-психологических особенностей лидеров в юношеской среде обусловлена потребностью в компетентных и деятельных участниках прогрессивных преобразований в науке и культуре, экономике и политике. Человеку нового века необходимо воспринимать мир целостно, видеть события во взаимосвязи друг с другом и в перспективе прогнозировать результат своей деятельности. Лидерство активно востребовано обществом, потому что человеку нужно эффективно и мобильно реагировать на возникающие проблемы, принимать своевременные решения, совершать осознанный выбор жизненных приоритетов [12, c. 131].
В период глобальных общественных перемен, многомерного информационного потока, доминирования виртуального интернет-пространства, отсутствия детских организаций, отражающих общественные потребности и интересы, современный подросток оказывается незащищенным, остро нуждающимся в поддержке его жизненного самоопределения, приобретения знаний и опыта общественно полезной деятельности. Развитие лидерских качеств способствует повышению социальной активности, стремления к самопознанию, к действию, к общению, к поиску нравственных жизненных ориентиров [17, c. 62].
Феномен лидерства рассматривался А.Н. Леонтьевым, Д.В. Беспаловым, М.А. Викулиной, Н.К. Ворониной, С.В. Дроздовым, И.В. Инякиной, С.Г. Касимовой, О.Б. Крушельницкой, С.Н. Лукашем, С.С. Луткиным, А.В. Моровым, Н.Б. Рожинской, И.Ю. Севалкиным, П.Ю. Семенухиным, В.Г. Смольковым, Г.В. Старковой, Л.А. Цыбиной, А.С. Чернышевым, С.В. Сарычевым, Ю.А. Луневым, Е.Н. Чесновой и др.
Результаты исследования позволят совершенствовать программы развития лидерских качеств юношества, могут быть использованы в практической работе психологов и специалистов по социальной работе.
Цель дипломной работы – выявить особенности лидерства и склонности к предпринимательской деятельности у студентов.
Объект исследования – лидерство в студенческой среде.
Предмет исследования – особенности лидерства и склонности к предпринимательской деятельности у студентов.
Задачи:
1. Охарактеризовать феномен лидерства в психологии.
2. Выявить факторы формирования и развития лидерского потенциала.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику юношеского возраста.
4. Исследовать особенности лидерства и склонности к предпринимательской деятельности студентов.
5. Сформировать рекомендации по развитию лидерских качеств у студентов.
Гипотеза исследования:
1) для лидеров в студенческой среде характерны особенности личностных качеств и межличностных отношений, отличные от других студентов.
2) существует взаимосвязь между лидерством и склонностью к предпринимательской деятельности студентов.
В дипломной работе использовались методы теоретического анализа научной и методической литературы, классификации, систематизации, сравнения, обобщения, психодиагностического тестирования, методов статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента), количественно-качественного анализа.
Методики исследования:
1. Методика «Определение уровня лидерского потенциала» Е. Жариков, Е. Крушельницкий;
2. Личностный опросник ОТКЛЭ Н.И. Рейнвальд;
3. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик.
4. Методика «Склонность к предпринимательской деятельности».
Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, 4 приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Феномен лидерства в психологии
В научной литературе лидерство рассматривается как социально-психологический феномен, обеспечивающий повышение эффективности лидерства в группе [3, с. 5]; как механизм групповой интеграции, групповая деятельность [6, с. 212]; как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальных условиях и с оптимальными результатами, в конечном итоге определяемый его содержанием в этой группе сложившимися отношениями; в результате взаимодействия членов малой группы в определенный период времени, на который влияют как наличие определенных качеств или их сочетание ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние существующих качества в конкретной ситуации [9, с. 49].
Необходимым условием лидерства является обладание властью в определенных формальных или неформальных организациях различных уровней и масштабов от государства и даже группы государств до государственных учреждений, местного самоуправления или народно-социальных групп и движений. Есть формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных зависит от занимаемой должности. Процесс воздействия на людей через личные способности, навыки и другие ресурсы называется неформальным лидерством. Считается, что идеал для лидерства - это сочетание двух столпов власти: личной и организационной. Вопросы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как обладающий определенным набором качеств, приписываемых тем, кто успешно влияет или оказывает влияние на других, с другой стороны, лидерство - это процесс, в первую очередь, влияния, не связанного с силой, для достижения группы или организации своей деятельности. цели. Лидерство - это особый тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Учеными описываются определенные признаки феномена лидерства, отличающие его от формального руководства. Разнообразие точек зрения на феномен «лидерство» проявляется существенными различиями в подходах к его изучению. В частности, в рамках вероятностного подхода Ф. Фидлера считается, что каждый лидер использует ситуационные особенности в управленческой деятельности для того, чтобы найти правильные подходы во взаимоотношениях с подчиненными и достичь таким путем наилучших результатов их деятельности [5]. В описании опирающейся на такой подход модели эффективность лидера зависит прежде всего от двух переменных: стиль лидерства и ситуативный контроль (отношения между руководителем и членами коллектива, структура задачи, должностные полномочия, которые отражают уровень формальной власти руководителя над подчиненными). Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что эффективность управленческого лидерства во многом определяется социально-психологическими и индивидуально-психологическими особенностями лидера.
Существует ряд существенных характеристик лидерства, как сложного социального и личностно значимого явления [6, с. 135]:
- лидерство носит социальный характер, что проявляется во взаимодействии человека и общества, в стремлении людей к групповому объединению в соответствии с их интересами, потребностями, целями для реализации социально значимых задач в конкретной ситуации;
- лидерство отличается дуализмом, проявляющимся, с одной стороны, как личностные черты, «которые позволяют эффективно достигать целей лидерства», с другой, как «процесс вовлечения последователей в какую-то деятельность» силой влияния личных качеств лидера;
- Лидерство проявляется в присутствии «другого человека», команды последователей, назначающих и поддерживающих лидера;
- лидерство основано на опыте построения межличностных отношений в процессе достижения цели, на умении общаться, быть убедительным в своей точке зрения;
- лидерство осознает способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, продвижению вперед; способность не останавливаться на достигнутом;
- В основе лидерства лежит ориентация на позитивный социально значимый результат и гуманистические ценности.
Р.Л. Кричевский выделяет следующие наиболее значимые научные интерпретации лидерства, имеющие ту или иную психологическую основу [25, с. 32]:
- лидерство как центр групповых процессов;
- лидерство как характеристика личности и ее последствий;
- лидерство как искусство достижения подчинения;
- лидерство как форма убеждения;
- лидерство как властное отношение;
- лидерство как ролевая дифференциация;
- лидерство как процесс формирования структуры;
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА И СКЛОННОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование лидерства и склонности к предпринимательской деятельности студентов проводилось на базе психологической службы БГУ. В исследовании приняло участие 100 студентов обоего пола в возрасте от 18 до 22 лет.
Цель исследования – выявить особенности лидерства и склонности к предпринимательской деятельности студентов.
Гипотеза исследования:
1) для лидеров в студенческой среде характерны особенности личностных качеств и межличностных отношений, отличные от других студентов.
2) существует взаимосвязь между лидерством и склонностью к предпринимательской деятельности студентов.
Этапы исследования:
1. Предварительное исследование с целью формирования экспериментальной и контрольной групп в соответствии с уровнем развития лидерских качеств: первая группа – студенты с высоким уровнем развития лидерских качеств; вторая группа (контрольная) – студенты со средним и низким уровнем развития лидерских качеств.
2. Исследование свойств личности и особенностей межличностных отношений испытуемых;
3. Исследование склонности к предпринимательской деятельности испытуемых.
4. Обработка и интерпретация данных исследования;
Методы исследования:
1) методика «Определение уровня лидерского потенциала» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого;
2) личностный опросник ОТКЛЭ Н.И. Рейнвальд;
3) метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик;
5) методика «Склонность к предпринимательству».
На предварительном этапе исследования для формирования групп испытуемых применялась методика «Определение уровня лидерского потенциала» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого [Приложение А].
Испытуемому предлагается 50 вопросов, предполагающих два варианта ответов: «А» и «Б». Методика снабжена удобным бланком-ключом, позволяющим оперативно подсчитать два показателя: «Степень выраженности лидерства» и «Тенденция к социально желательным ответам». За ответы на утверждения шкалы лидерского потенциала присваивается балл только за вариант (А или Б) в левой колонке. Аналогично подсчитывается показатель по шкале социальной желательности.
Интерпретация степени выраженности лидерства основывается на следующих критериях оценки:
• до 25 баллов – лидерство выражено слабо;
• 26-35 баллов – средняя выраженность лидерства;
• 36-40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;
• свыше 40 баллов – склонность к диктату.
С целью исследования свойств личности студентов использовался личностный опросник ОТКЛЭ Н.И. Рейнвальд [Приложение Б].
Методика направлена на исследование пяти основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения ее общественной сущности и главных индивидуально-психологических особенностей. Методика содержит 114 вопросов, предполагающих два варианта ответа: «да» и «нет». Вопросы методики составляют 5 шкал:
• Организованность;
• Трудолюбие;
• Коллективизм;
• Любознательность;
• Эстетическое развитие.
Обработка данных осуществляется в соответствии с ключом: за каждое совпадение испытуемый получает 1 балл. Данные интерпретируются исходя из следующих нормативных критериев:
• 0–4 балла – низкий уровень;
• 5–8 баллов – пониженный уровень;
• 9–12 баллов – средний уровень;
• 13–16 – повышенный уровень;
• 17–20 – высокий уровень.
Для оценки особенностей межличностных отношений применялся метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик [Приложение В].
Метод диагностики межличностных отношений представляет собой опросник, содержащий 128 характеристик, из которых испытуемому предлагается выбрать те, которые соответствуют актуальному представлению личности о себе. Опросник включает 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В научной литературе лидерство рассматривается как социально-психологический феномен, который обеспечивает повышение эффективности лидерства в группе; как механизм групповой интеграции; групповые занятия; как один из процессов организации и управления небольшой группой; в результате взаимодействия членов малых групп. Основные характеристики лидерства включают социальную природу, дуализм, присутствие последователей, построение отношений в процессе достижения общей цели, реализацию способности индивида к самосовершенствованию, ориентацию на положительный социально значимый результат и гуманистические ценности. , Основными ключевыми характеристиками лидерства как социально-психологического феномена являются осознанность, сосредоточенность, ориентация на изменения, опора на создание ценностей и определение активности по созданным ценностям. Различают эмоциональный, инструментальный, ситуативный, командный и системный типы лидерства.
С точки зрения биологических и социально-биологических подходов характер лидерства определяется наследственностью, доминированием, стремлением к власти, но в дополнение к генетическим предпосылкам, особым психологическим качествам, знанию психологии людей, теориям и практикам общения, а также необходима способность мотивировать группу для достижения конкретной цели. Наиболее значимыми факторами развития лидерства являются прошлый опыт, личностные характеристики личности, среда обитания лидера, особенности социальной среды, высокая мотивация к самообразованию, самообразованию и саморазвитию, уровень стремлений, реальный вклад в развитие группы. деятельность, уровень развития организаторских способностей, лидерская мотивация, соответствие ценностным нормам групп, общественная деятельность. В процессе продвижения к позиции лидера человек проходит ряд последовательных этапов: определение личности; проблематизация лидерских позиций; построение персональной программы продвижения по службе; овладение элементами деятельности и личной рефлексии.
В молодежной среде лидер - это индивид, который воспринимается своими сверстниками как значимый в силу сочетания индивидуальных личностных характеристик, обладает ценным статусом и стимулирует подчинение, имитацию и ассимиляцию в качестве стандарта, с помощью которого внешние характеристики, действия и мораль нормы сравниваются. Различают следующие типы лидеров: директивный, властный, харизматичный, интеллектуальный, статусный, опекунский, внебрачный. Источники влияния лидера в данном возрасте также могут быть сгруппированы по признакам силы, количества и качества. Если в существующей системе отношений студент не смог занять позицию, соответствующую его возможностям и потребностям, то в этом случае он может выступить в роли деструктивного лидера. Факторами девиантного лидерства являются также семейное воспитание, акцентуация характера и снижение ответственности образовательных учреждений за учебный процесс. На современном этапе именно в юношеский (студенческий) период жизни человек, в общем и целом, решает, как именно он будет использовать свои способности для реализации себя в работе и в самой жизни. Юноши и девушки активно испытывают себя в разных сферах работы. Таким образом, значение возраста подросткового возраста для современного периода развития нашего общества и государства явно возрастает в экономическом, социальном и политико-административном плане. Молодость не является окончательным периодом онтогенеза, и возможны различные варианты индивидуального развития.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что:
1. Для студентов с сильной выраженностью лидерских качеств более характерно подчинение личных интересов общественным, готовность к товарищескому сотрудничеству, взаимодействию и взаимопониманию, взаимопомощи. Они в большей степени проявляют доброжелательность и тактичность, интерес к проблемам и нуждам окружающих. Для студентов-лидеров характерно более позитивное отношение к процессу трудовой деятельности, более высокая активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность процессом труда. Им в большей степени присуще ответственное отношение к труду, творческий подход, заинтересованности в достижении наилучшего результата, осознание красоты и общественной полезности своей деятельности. У студентов с высоким уровнем развития лидерских качеств более выражена потребность направлять свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности. Им в большей степени свойственна склонность организовывать режим дня, рабочее место, легкость своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, склонность планировать труд и отдых.
2. Для студентов, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств, в большей степени характерны доминантность, энергичность, компетентность, авторитетность, успешность в делах, потребность в уважении со стороны окружающих. У студентов-лидеров менее выражены скромность, робость, уступчивость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться, конформность, мягкость, доверчивость. Студенты с высоким уровнем развития лидерских качеств отличаются более выраженной склонностью к сотрудничеству, кооперации, гибкостью и компромиссностью при решении проблем и в конфликтных ситуациях.
1. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М. : Логос, 1997. – 220 с.
2. Акмеологический словарь / под общ. Ред. А.А. Деркача. – М. : РАГС, 2005. –161 с.
3. Аллаярова, Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена / Ж.С. Аллаярова // Известия ТПУ. – 2010. – №6. – С. 54–59.
4. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М. : Просвещение, 1977. – 180 с.
5. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
6. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.И. Анцыферова // Принцип системности в психологии личности. – М. : Знание, 1990. – 208с.
7. Аскоченская, А. Интернет: отношения будущего? / А. Аскоченская // Психология. – 2012. – № 74. – С. 12–14.
8. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн. – СПб. : Речь, 1992. – 180 с.
9. Беспалов, Д.В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей / Д.В. Беспалов // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2011. – №3. – С. 49–59.
10. Беспалов, Д.В. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах / Д.В. Беспалов // Концепт. – 2012. – №9. – С. 77–83.
11. Вайнштейн, Л.А. Психология управления и основы лидерства / Л.А. Вайнштейн. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 245 с.
12. Викулина, М.А. Технология воспитывающего взаимодействия с детьми-лидерами / М.А. Викулина. – Н.Новгород: Арабеск, 2001. – 353 с.
13. Воронина, Н.К. Теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков / Н.К. Воронина // Вестник ВятГГУ. – 2012. – №3. – С. 116–122.
14. Вышинская, Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2006. – № 11. – С. 69-72.
15. Дементий, Л.И. Жизненные стратегии : монография / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. – Омск : Лира. – 192 с.
16. Дроздов, С.В., Логвинова, М.И., Логвинова, Т.И. Личностные качества как детерминанта лидерства в юношеском возрасте / С.В. Дроздов, М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Ученые записки. – 2015. – №2. – С. 64–66.
17. Евтихов, О.В. Компенсаторный и экзистенциальный типы лидерства /О.В. Евтихов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – №4. – С. 321–323.
18. Евтихов, О.В. Сущностные характеристики лидерства как социально-психологического феномена // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – №1. – С. 21–24.
19. Инякина, И.В. Воспитание лидера: постановка проблемы / И.В Инякина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – №4. – С. 271–275.
20. Касимова, С.Г., Соловьев, Р.И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников /С.Г. Касимова // Концепт. – 2014. – №4. – С. 131–135.
21. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.
22. Конышева, Л.Н. Лидерские качества личности и условия их формирования / Л.Н. Конышева // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №15. – С. 82–90.
23. Корчуганова, И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска / Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с.
24. Крестов, Б.И. Типология лидерства / Б.И. Крестов // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3. – С. 73–78.
25. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие / Р.Л. Кричесвкий. – М.: Статут, 2007. – 542 с.
26. Крупнов, А.И. Ценностно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. – М.: УДН, 1994. – С. 9-12.
27. Крушельницкая, О.Б. Исследование лидерства в школьных и студенческих группах / О.Б. Крушельницкая // Современная социальная психология: теоретические подходы м прикладные исследования. – 2011. – №3. – С. 60–73.
28. Леонтьев, А.Н. Формирование личности / А.Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – С. 166–170.
29. Логвинов, И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии / И.Н. Логвинов // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – №97. – С. 134–136.
30. Лукаш, С.Н. Роль семьи в формировании лидерских качеств у подрастающего поколения / С.Н. Лукаш // Научный журнал КубГАУ. – 2015. – №110. – С. 147–149.
31. Луткин, С.С. Воспитательное пространство становления молодого лидера / С.С. Луткин // Вестник ТГПУ. – 2010. – №12. – С. 61–65.
32. Малиновский, И.Н. Психологическая защита в период ранней юности / И.Н. Малиновский // Псiхалогiя. – 2005. – № 3. – С. 33–39.
33. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина–Пых. – М. : Эксмо, 2004. – 896 с.
34. Моров, А.В. Взаимосвязь лидерства и субъектности личности / А.В. Моров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №6. – С. 190–192.
35. Моронов, А.В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология / А.В. Моронов, Д.В. Чернилевский. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.
36. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 320 с.
37. Первитская, А.М. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) / А.М. Первитская // Вестник Московского государственного областного университета. – 2007. – № 3. – С. 211–215.
38. Пергаменщик, Л.А. Социально-психическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути : автореф. дис. д-ра психол. наук / Л.А. Пергаменщик. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 1999. – 40 с.
39. Петровская, Л.А. Социальная психология личности и малых групп / Л.А. Петровская. – М.: Владос, 2002. – 230 с.
40. Петровский, А. В. Психология : словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
41. Психология: учебник / под редакцией А.А. Крылова. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2005. – 744 с.
42. Рожинская, Н.Б. Социально-психологический подход к изучению феномена референтного лидерства в юношеском возрасте / Н.Б. Рожинская // Вестник ТГУ. – 2011. – №2. – С. 140–143.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1973. – 328 с.
44. Руденский, Е.В. Проблемы личностного развития / Е.В. Руденский // Мир психологии. – 1998. – № 3. – С. 189 – 196.
45. Савенков, А.И. Лидерство (современная психологическая теория) / А.И. Савенков // Психология творчества. – 2001. – № 4. – С. 4–5.
46. Свенцицкий, АЛ. Социальная психология: Учебник / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. – 336 с.
47. Севалкин, И.Ю. Пути формирования лидерства в детско-молодежных объединениях / И.Ю. Севалкин // Среднее профессиональное образование. – 2012. – №2. – С. 40–44.
48. Семенухин, П.Ю. Психологические особенности самоактуализирующейся личности лидера / П.Ю. Семенухин // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №11. – С. 352–358.
49. Смольков, В.Г. Сущность и типология социального лидерства / В.Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С. 61–68.
50. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2005. – 624 с.
51. Социальная психология. Учебник для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.
52. Старкова, Г.В. Сущность и показатели сформированности лидерских качеств старшеклассников / Г.В. Старкова // Гаудеамус. – 2010. – №15. – С. 90–95.
53. Степанова, О.П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения : автореф. дис. … канд. психол. Наук / О.П. Степанова. – СПб., 2002. – 22 с.
54. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д : Феникс, 2003. – 356 с.
55. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
56. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – М.: Наука, 2002. – 192 с.
57. Цыбина, Л.А. Социально-педагогическая профилактика противоправного поведения подростков посредством формирования лидерских качеств // Известия ВГПУ. – 2009. – №1. – С. 92–96.
58. Чернышев, А.С., Сарычев, С.В., Лунев, Ю.А., Школа психологического лидерства / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 275 с.
59. Чеснова, Е.Н., Денисова, Т.И. Феномен лидерства в современном мире / Е.Н. Чеснова, Т.И. Денисова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2015. – №1. – С. 66–72.
60. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
61. Эриксон, Э. Возрастные стадии развития личности / Э. Эриксон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socionics.ru/ericson.htm
62. Юнг, К.Г. Психология переноса / К.Г. Юнг. – М. : Рефл-бук, 1997. – 304 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Определение уровня лидерского потенциала» Е. Жариков, Е. Крушельницкий
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика исследования основных свойств личности «ОТКЛЭ» Н.И. Рейнвальд
ПРИЛОЖЕНИЕ В Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) в адаптации Л.Н. Собчик
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные данные исследования социально-психологических особенностей лидеров в подростковой среде
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты