Правовые основы участия Вооруженных Сил республики Беларусь в миротворческой деятельности
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовые основы участия Вооруженных Сил республики Беларусь в миротворческой деятельности»
по дисциплине: «Международное частное право»
2019
251.00 BYN
Правовые основы участия Вооруженных Сил республики Беларусь в миротворческой деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международное частное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧАСТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧАСТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Любое объединение государств, даже дружественных, не бывает бесконфликтным. Экономические споры, наличие разных позиций, согласование совместной экономической выгоды и национальные интересы каждой страны могут служить источником разногласий. Но главное, что в условиях сообщества дружественных государств они рано или поздно решаются. Именно на основе союзнических отношений подобного рода можно постепенно ликвидировать колоссальные негативные последствия распада СССР, выразившиеся в уничтожении промышленно-экономического потенциала, который был создан трудом многих поколений, единством и общностью позиций по всем важнейшим вопросам мирового развития. Таким образом, объект работы – урегулированные нормами права международные и внутригосударственные общественные отношения, связанные с миротворческой деятельностью как формой урегулирования международных конфликтов и средством обеспечения международного мира и безопасности. Предмет работы – нормы международного права в сфере обеспечения международного мира и безопасности, нормы права Республики Беларусь, регулирующие участие Республики Беларусь и ее Вооруженных Сил в миротворческой деятельности, а также практика применения указанных правовых норм. Цель работы – анализ правовых особенностей участия Вооруженных Сил Республики Беларусь в миротворческой деятельности. Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- исследование международно-правового регулирования миротворческой деятельности;
- анализ особенностей участия Республики Беларусь в миротворческой деятельности;
- анализ актуальных вопросов и перспектив участия Вооруженных Сил Республики Беларусь в миротворческой деятельности;
- проанализировать пути совершенствования участия Вооруженных Сил Республики Беларусь в миротворческой деятельности.
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К настоящему времени в официальных документах и дипломатической переписке сложилась совокупность терминов, характеризующая разные варианты международных миротворческих операций. Неправильное или неточное употребление их может привести к путанице и взаимному непониманию при осуществлении ОПМ (операции по подержанию мира) и иных миротворческих операций ООН. Выработанная терминология, конечно же, отражает существенные особенности соответствующих операций, играющие важную роль при их планировании и практической реализации, но официально утвержденного и, тем более, универсального глоссария-тезауруса, относящегося к различным миротворческим операциям ООН, не существует до сих пор. Его отсутствие усугубляет трудности миротворчества в целом, и не позволяет применить к ОПМ определенные международные стандарты [14, c. 31]. На основании ст.26 Закона Республики Беларусь «Об обороне» Республика Беларусь сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями в сфере обеспечения международной военной безопасности и стратегической стабильности [9]. Сотрудничество Республики Беларусь с иностранными государствами по обеспечению совместной обороны, поддержанию международного мира и безопасности строится в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций о праве на индивидуальную и коллективную самооборону, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Военная доктрина также определяет положения о международно-правовом регулировании: Основными целями военной политики Республики Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности Республики Беларусь от возможных военных угроз. Свои взаимоотношения с другими государствами Республика Беларусь строит на основе соблюдения принципов равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела, иных принципов международного права, а также норм международного права. Республика Беларусь осуществляет международное военно-техническое сотрудничество исходя из экономической и внешнеполитической целесообразности, задач обеспечения собственной военной безопасности в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорными обязательствами. Военная безопасность государства должна обеспечиваться как в мирное время, так и в условиях обострения военно-политической обстановки. Для этого Республика Беларусь планирует и осуществляет комплекс мер, направленных на укрепление и эффективное функционирование механизма вооруженной защиты государства.
Такими мерами являются: в мирное время:
Такими мерами являются: в мирное время:
- проведение миролюбивого внешнеполитического курса, выдвижение инициатив, направленных на создание эффективных систем обеспечения международной безопасности на европейском континенте с учетом интересов всех субъектов международных отношений;
- поддержание внутриполитической стабильности, защита суверенитета и территориальной целостности государства;
- создание и совершенствование системы обороны страны, в том числе и в рамках единого оборонного пространства с Российской Федерацией;
- организация на плановой основе подготовки государства и его экономики к функционированию в условиях военного времени;
- обеспечение надежной защиты и охраны Государственной границы Республики Беларусь;
- оперативное оборудование территории, развитие военной инфраструктуры в интересах военной безопасности государства;
- определение оптимальной численности и оснащенности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением и военной техникой в мирное время, создание базы их мобилизационного развертывания с введением военного положения на территории Республики Беларусь;
- совершенствование комплекса мероприятий по обеспечению войсковой мобилизации;
- проведение единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности, воспитание сознательного отношения граждан к защите государства.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беларусь исходит из того, что ее деятельность в Организации Объединенных Наций должна быть широкой и всесторонней. Государство является автором и соавтором многих резолюций, направленных на укрепление мира во всем мире, активно участвует в вопросах научно-технического, экономического, природоохранного и культурного сотрудничества, в изучении социальной проблематики и развитии вопросов прав человека. Весьма важной геополитической инициативой является стремление Беларуси созвать очередной саммит европейских государств для обновления Хельсинкского соглашения 1976 г. Проведение мероприятий по формуле Хельсинкского процесса – важнейшая геополитическая инициатива Беларуси, реализация которой, безусловно, поднимет миротворческий авторитет республики. Она требует большой долгосрочной работы. Нельзя надеяться на быстрое согласие. Но государство сегодня располагает необходимыми ресурсами для активной внешнеполитической деятельности в этом направлении [40]. Ничто не указывает на то, что XXI в. будет беспроблемным. Ни один регион мира не застрахован от новых неожиданных проблем. Недавний выход Великобритании из состава Евросоюза, знаменитый Brexit, по нашему убеждению, не только имеет серьезные последствия для экономического благополучия и экономических взаимоотношений внутри Евросоюза и за его пределами, но и представляет собой серьезную геополитическую угрозу. Недавно один из руководителей Евросоюза заявил о том, что английский язык перестает быть ведущим языком этой авторитетной международной организации. Нам здесь видится опасность откола англосаксонского мира от Евросоюза и от других программ международного сотрудничества. Формирование позитивной имиджевой составляющей является приоритетной стратегической задачей для любого современного государства, поскольку имидж выступает ключевым показателем социально-экономического и культурного развития страны, а также определяет ее роль в системе международных отношений. Имидж государства – это многогранная, многослойная категория, которая включает в себя экономические, социальные, политические, религиозные, этнические, культурные и иные аспекты [1, с. 98–102]. Активное осмысление направлений белорусской внешней и внутренней политики, формирование собственной позиции государства на международной арене началось еще до официального международного признания Республики Беларусь как независимого государства. В 1946 г., благодаря огромной роли белорусского народа в победе над фашизмом, Белорусская Советская социалистическая республика (БССР) выступила одной из стран основательниц Организации Объединенных Наций и сегодня Беларусь сохраняет свои традиции миролюбия и добрососедства, выражая и отстаивая свои позиции на этой важнейшей площадке многосторонней дипломатии. Беларусь сохранила преемственность своей истории и внешнеполитической традиции и «активно выступает с трибуны ООН против применения односторонних подходов в решении вопросов международного мира и безопасности, против разрушения системы международного права, основанной на Уставе ООН. В последние несколько лет Республика Беларусь стала принимать участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, тем самым внося свой собственный вклад в поддержание мира и безопасности на планете» [2]. Следует отметить, что уже в первое пятилетие независимости были заложены долгосрочные основы белорусской позиции в миротворческой деятельности и обеспечения безопасности. Формирование имиджа Республики Беларусь на данном этапе характеризовалось стихийностью и отсутствием целенаправленного создания «образа» белорусского государства как государства «миротворца». Данный процесс активизировался лишь в середине 2000-х гг., что было связано с изменением подхода к управлению имиджем, которому стали уделять пристальное внимание во внешнеполитической деятельности белорусского государства [39]. С этого времени можно говорить о завершении этапа спонтанного формирования имиджа Республики Беларусь и начала этапа его целенаправленного конструирования, когда имеющиеся предпосылки формирования «образа» государства «миротворца» стали использоваться для налаживания международных отношений и укрепления позиций государства на международной арене. В последние годы имидж Республики Беларусь в глазах мирового сообщества претерпел значительные изменения, что связано не только с участием в переговорном процессе по проблеме Украины, но и развитием диалога между Республикой Беларусь и Западом.
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧАСТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Операции по принуждению к миру (peace enforcement operations) представляют собой реальное применение вооруженных сил, или угрозу такого применения, для того, чтобы заставить противоборствующие стороны прекратить боевые действия и приступить к установлению мира. Характерной особенностью их является то, что они могут включать в себя те боевые действия миротворческих сил, которые направлены на разъединение и разоружение противоборствующих сторон. Указанные боевые действия могут быть направлены как против всех воюющих сторон, так и против той из них, которая не согласна подчиниться требованиям о прекращении огня. После успешного выполнения данных задач, то есть после прекращения военных действий, миротворческие силы переходят к акциям, характерным для ОПМ [13, c.97]. В действительности, провести, отличительную грань между вышеперечисленными акциями довольно сложно, поскольку все они, так или иначе, связаны с применением вооруженных сил. Кроме выполнения сугубо военных задач, перечисленные операции призваны осуществлять многие другие функции. Ситуация осложняется тем, что в Уставе ООН, в соответствии с которым проводятся данные мероприятия, термина «миротворческие операции», не говоря уже об их развернутой типологии, не содержится. Однако, сложившаяся практика свидетельствует о достаточно широком распространении миротворческих операций при содействии, прежде всего, ООН. Правовой основой ОПМ принято считать положения глав VI и VII Устава организации ООН. К сожалению, опыт международного миротворчества ООН далеко не всегда успешен, а сложившийся инструментарий - весьма далек от совершенства. Причинами данного явления служат отсутствие четкой нормативно-правовой базы миротворчества, неспособность ООН эффективно применять уже созданные механизмы для урегулирования конфликтов, и, следовательно, осуществлять основные функции, связанные с главной целью организации, направленной на поддержание международного мира и сохранения коллективной безопасности [3, c.48]. К началу 2004 г. необходимая нормативная база, охватывающая практически все вопросы подготовки, направления и участия белорусских представителей в миротворческих операциях, была создана. С приобретением опыта и формированием обученного контингента Беларусь намерена выделять штатные подразделения различного предназначения с оборудованием, вооружением и техникой. Первые белорусские миротворцы были направлены в миссии только в 2010 г., когда был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Республики Беларусь, предоставляющим ресурсы для временных сил ООН в Ливане, и ООН. В 2005 г. была сформирована белорусская миротворческая рота, которая комплектуется исключительно военнослужащими, проходящими службу по контракту. Имеется постоянный состав и 200 человек военнослужащих – кандидатов для комплектования миротворческих подразделений в случае принятия на высшем политическом уровне соответствующего решения. Белорусские миротворцы ежегодно участвуют в международных мероприятиях как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Только в 2015 г. белорусские представители участвовали в 94 подобных мероприятиях. Под эгидой ОДКБ дважды в год проходят плановые учения, главное из которых — «Взаимодействие». Все это способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры и влияет на повышение престижности и значимости военной службы. Исследования подтвердили вывод о том, что паксология как наука о мире органично вписывается в миротворческую традицию, представленную различными концепциями о мире («вечный мир», пацифизм и т.д.). Междисциплинарный характер этой отрасли гуманитарного знания проявляется в том, что на службу ей (этой отрасли) поставлены достижения и научный аппарат как социально-гуманитарных наук (политология, социология, история, философия, право, теория международных отношений, военная наука и др.), так и естественных (биология, антропология, статистика и др.) наук. В свою очередь она повлияла на становление такой научной дисциплины как конфликтология, на изучение глобальных проблем на рубеже XX – XXI веков, всего комплекса проблематики биполярного мироустройства и формирующегося ныне многополюсного порядка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Все возрастающее значение приобретают проблемы формирования основных принципов и правил морали в международных отношениях, наращивание социально-политического потенциала международной морали, воздействия ее на политическое, правовое сознание и поведение государств в условиях коренной ломки всей системы международных отношений, наращивание потенциала неагрессивного поведения, миролюбия, миротворчества. В числе актуальных проблем – нравственное единство человечества в условиях трагического распада между высочайшими интеллектуальными возможностями людей, достигнутым ими уровнем научно-технического прогресса и серьезными сбоями в системе самосохранения человечества, реальностью угрозы исчезновения земной цивилизации. В русле научных поисков лежит решение новых, инициированных ООН и ЮНЕСКО теоретических и общественно-гуманитарных проблем миротворчества, миростроительства, «культуры мира». В условиях расширяющейся многосубъектности в международных отношениях особую актуальность приобретает формирование морально-нравственной ответственности личности политика, государственного или общественного деятеля, дипломата, лидеров политических элит – всех, для кого внешняя политика стала профессиональным делом.
2. Деятельность ООН по поддержанию мира является уникальным и динамичным инструментом, разработанным Организацией в качестве одного из путей для оказания помощи раздираемым конфликтами странам в создании условий для установления прочного мира. Первая миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира была учреждена в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей Организации Объединенных Наций на Ближнем Востоке с целью осуществления контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. С тех пор во всех уголках мира в общей сложности было проведено 63 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Урегулирование проблем в отношениях с соседями является лишь предварительным этапом на пути становления Республики Беларусь в качестве страны-миротворца, самостоятельного и ответственного актора международных отношений, играющего значительную роль в региональной политике. Наладив отношения с Европейским союзом, Республика Беларусь могла бы стать не только площадкой проведения переговоров, но и улучшить свой имидж, превратившись в активного участника миротворческой миссии.
1. Большаков, А. Г. Эффективность миротворческой деятельности России на постсоветском пространстве: опыт и перспективы ОДКБ / А. Г. Большаков, О. И. Зазнаев // Вестник экономики, права и социологии Казанского (Приволжского) федерального университета. — 2011. — № 3.
2. Дубовцев, Г. Развитие миротворческого потенциала Казахстана как важный фактор укрепления национальной безопасности / Г. Дубовцев // Казахстан — Спектр. — 2016. — № 3 (77).
3. Зверев, П. Г. Уроки 1990-х годов и их влияние на формирование доктрины международного миротворчества ООН / П. Г. Зверев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 72.
4. Карпович, О. Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях : автореф. дис. … д-ра полит. наук / О. Г. Карпович. — М., 2012.
5. Ковальчук, А. Т. Эволюция российских концепций многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на постсоветском пространстве : дис. … канд. полит. наук / А. Т. Ковальчук. — М., 2014.
6. Копылов, И. А. Национальная безопасность современной России через призму политико-правовых и нормативных документов государства / И. А. Копылов, А. И. Сацута // Вестник Екатерининского института. — 2017. — № 3.
7. Корниленко, А. В. Стратегия развития российского миротворчества в глобальной системе международной безопасности : автореф. дис. … канд. полит. наук / А. В. Корниленко. — М., 2015.
8. Военная доктрина Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon1/z232.htm.
9. Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1902-XІІ «Об обороне». – Режим доступа: www.mil.by/ru/all_about/normative_base/Ob_oborone.docx.
10. Никитин, А. И. Участие России в международном миротворчестве и перспективы его реформирования / А. И. Никитин // Индекс безопасности. — 2011. — № 2. — Том 17.
11. Романчук, С. И. Миротворческие операции на постсоветском пространстве: концептуальные подходы : дис. … канд. полит. наук / С. И. Романчук. — М., 2014.
12. Азявин, Р. Н. Процесс миротворчества в условиях современности (социологический анализ): автореф. дис. …канд. соц. наук / Р. Н. Азявин. — Краснодар, 2011.
13. Глухов, Е. А. Специфика проявления бюрократических проявлений в воинских формированиях / Е. А. Глухов // Военное право. — 2018. — № 6 (52). — С. 55—68.
14. Горбачев, А.Л. Правовые основы миротворческой деятельности России: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. Л. Горбачев. — М., 2006.
15. Заемский, В. Ф. Миротворческая деятельность ООН: теория и практика (опыт, механизмы, перспективы) : автореф. дис. … канд. полит. наук / В. Ф. Заемский. — М., 2005.
16. Зиновский, Ю. Г. Миротворческие операции: теория и практика многосторонней дипломатии: автореф. дис. … канд. полит. наук / Ю. Г. Зиновский. — М., 2009.
17. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кательс. — М., 2000.
18. Лактионова, И. В. Миротворческая деятельность России в СНГ (1992 — 1999 гг.): автореф. дис. … канд. полит. наук / И. В. Лактионова. — М., 2004.
19. Общая теория национальной безопасности : учебник / А. В. Возжеников, Н. В.Кривельская и др.; под общ. ред. А. А. Прохожева. — М.: РАГС, 2002.
20. Шамаров, П. В. Совершенствование государственной политики Российской Федерации в сфере миротворческой деятельности // Военное право. — 2018. — № 6. — С. 340—349.
21. Шамаров П. В. Теоретические и практические аспекты международной миротворческой деятельности Российской Федерации в современных геополитических условиях : монография / П. В. Шамаров. — М.: Граница, 2018.
22. Галумов, Э. А. Структура имиджа страны // Международный имидж современной России (политологический анализ): дис. … д-ра полит. наук: 23.00.04 / Э. А. Галумов. – М., 2004. – С. 98–120.
23. Беларусь и ООН: цели и задачи. http://mfa.gov.by/mulateral/organization/list/ bd3cd20f359628d7.html // Министерство иностранных дел Республики Беларусь (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/foreign_ policy/. –
24. Шадурский, В. Г. Формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991–2011) / В. Г. Шадурский // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3: Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2011. – № 3. – С. 31–36.
25. Тихомиров, А. В. Взаимодействие Республики Беларусь с ООН (1991–2015 гг.) / А. В. Тихомиров // Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития. – 2015. – Вып. 3. – С. 261–276.
26. Улахович, В. Е. Становление и особенности внешней политики Республики Беларусь (1991–2005 гг.): автореф. дисс. … канд. ист. наук: 07.00.15 / В. Е. Улахович. – Минск, 2012. – 28 с.
27. Внешняя политика Республики Беларусь // Министерство иностранных дел Республики Беларусь (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mfa. gov.by/foreign_policy/.
28. Доклад Президента Беларуси на пятом Всебелорусском народном собрании 22 июня 2016 г. // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/ru/news_ru/view/ uchastie-v-pjatom-vsebelorusskom-narodnom-sobranii-13867/
29. Бикетова, Е. А. Эволюция имиджа Республики Беларусь в СМИ Западной Европы в 1991–2015 гг. / Е. А. Бикетова // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 407. – С. 36–43.
30. Беларусь могла бы стать модератором диалога по Украине – немецкий эксперт // БелТА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/politics/view/belarusmogla-by-stat-moderatorom-dialoga-po-ukraine-nemetskij-ekspert-181188-2016/.
31. Савиных, А. В. Имидж государства / А. В. Савиных // Беларуская думка. – 2011. – № 11. – С. 3–7.
32. Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 г. (г. Душанбе) // Официальный сайт ОДКБ. URL: http://www.odkb-csto.org/documents/.
33. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 4. С. 54.
34. Собр. законодательства Рос. Федерации. 02.12.1996. № 49, ст. 5502.
35. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции segodnya.ua/.
36. Информационный сайт «Русская сила». «Новости-Грузия». 18.06.2008. URL: http://xn 7sbb5ahj4aiadq2m. xn--p1ai/others/prewar4.shtml.
37. Официальный сайт МИД РФ. URL: www.mid.ru. – Дата доступа: 14.04.2019.
38. Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ». URL: http://base.spinform. ru/21.10.1994.
39. Переговорный процесс между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова в документах. Изд. 2-е, перераб., доп. / Под ред. Н.В. Штански (на рус. и англ. языках). Бендеры: Полиграфист, сор. 2014.
40. ИА «Лента ПМР». URL: http://tiras.ru/tema-dnja/15114tamozhnja-pmr-zaderzhala.htm. – Дата доступа: 14.04.2019.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты