Личностные особенности формирования спортивных аддикций
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Личностные особенности формирования спортивных аддикций»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Личностные особенности формирования спортивных аддикций
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Склонность к формированию спортивных аддикций»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ АДДИКЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ АДДИКЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ АДДИКЦИИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ АДДИКЦИЙ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ АДДИКЦИЙ У СТУДЕНТОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ АДДИКЦИЙ У СТУДЕНТОВ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается рост поведенческих аддикций в молодёжной среде. Молодые люди, сталкиваясь с жизненными трудностями, стремятся убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности, изменяя собственное психоэмоциональное состояние. Прибегая к аддиктивному поведению, они стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.
Разрушительный характер аддикции заключается в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. Аддиктивная реализация заменяет отношения с партнером, межличностные отношения с друзьями, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт становится неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности.
В настоящее время расширяется типология и формы проявления аддиктивного поведения. Относительно недавно ученые и практики стали говорить об аддикции упражнений или спортивной аддикции. Исследования причин и механизмов формирования аддиктивного поведения проводятся в медицине и в психологии, в связи с наличием биологической предрасположенности, психологических факторов риска, а также определенными провоцирующими социальными воздействиями.
Изучение нехимических форм аддиктивного поведения личности, связанных с физической активностью, является важной и актуальной исследовательской задачей. Это связано, в первую очередь, с тем, что на протяжении длительного времени профессиональный спорт и интенсивные физические тренировки, проводимые не на профессиональной основе, считались просоциальной активностью и рассматривались как альтернатива деструктивному аддиктивному поведению.
Изучением факторов, способствующих формированию спортивных аддикций, занимались такие авторы как А.В. Котляров [30], С.Г. Кривощеков [31], О.Н. Лушников [31], А.Ю. Егоров [15], Б.Р. Мандель [36], В.Д. Менделевич [37], В.И. Пономарев [39], Н.В. Пономарева [40] и др.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема личностных особенностей формирования спортивных аддикций у студентов остается недостаточно освещенной. Стремительный рост числа молодых людей ддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы свидетельствует о необходимости изучения личностных особенностей формирования спортивных аддикций.
Цель исследования: выявить личностные особенности формирования спортивных аддикций.
Объект исследования: спортивная аддикция.
Предмет исследования: личностные особенности формирования спортивных аддикций.
Гипотеза исследования: формированию спортивных аддикций способствуют такие личностные особенности как: настойчивость, смелость, подозрительность, напряженность, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, неадекватная завышенная самооценка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме личностных особенностей формирования спортивных аддикций.
2. Эмпирическим путем выявить склонность к формированию спортивных аддикций у студентов.
3. Определить личностные особенности и характер самооценки у студентов, склонных к спортивной аддикции, и у студентов, несклонных к спортивной аддикции.
4. Выявить различия в личностных особенностях и характере самооценки у студентов, склонных к спортивной аддикции, и у студентов, несклонных к спортивной аддикции.
Для достижений цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– психологическое тестирование, анкетирование (анкета «Склонность к формированию спортивных аддикций», многофакторный личностный опросник Кеттелла 16-PF, тест на самооценку личности Будасси);
– методы математической статистики: пакет программ SPSS «Statistisc» v. 7.0, критерий U-Манна-Уитни.
Методологической основой нашего исследования выступило положение Е.В. Змановской о том, что аддикция представляет собой способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ АДДИКЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Основные подходы к понятию аддикции в психологии
В психологической науке понятие «аддикция» (от англ. аddiction) определяется как зависимость, пагубная привычка; более в широком смысле означает ощущаемую индивидом навязчивую потребность в определённой деятельности.
Большинство зарубежных исследователей аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения. Большинство российских ученых (В.С. Донских, Е.В. Змановская, Е.П. Ильин, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков) употребляют понятие «аддиктивное поведение» применительно к химическим веществам как форму злоупотребления ими, но еще не состояние зависимости, а также как форму девиантного (отклоняющегося) поведения.
Среди отечественных исследователей, использующих термин «зависимость» и «аддикция», одни авторы (С.А. Кулаков, А.Е. Личко и др.) определяют аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующую форму нарушения поведения, другие авторы употребляют данные термины как взаимозаменяемые (А.Е. Войскунский, Е.В. Змановская, С.А. Минаков и др.) [22; 38].
Под зависимостью понимается состояние, в основе которого лежит непреодолимое влечение, устойчивая эмоциональная, затем физиологическая потребность индивида к определенной деятельности, которая требует полного повиновения, доставляет быстрое удовольствие, снимает напряжение и выражается в деструктивном (разрушительном) поведении [43]. Следовательно, аддикцию можно определить как форму патологического поведения, не соответствующего норме.
С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева придерживаются мнения Дж. Алтмана о разделении понятий «аддикции» и «зависимости». Аддикция предполагает экстремальное или психопатологическое состояние, когда потерян контроль над употреблением психоактивных веществ. Зависимость же отражает состояние потребности в психоактивных веществах, чтобы нормально функционировать [10, с. 14].
Итак, одними авторами аддикция рассматривается в качестве синонима зависимости; другие авторы обозначают аддикцию как начальную стадию формирования зависимости, последние относят аддикцию к одной из форм девиантного поведения без образования зависимости. Некоторые исследователи разграничивают аддикцию и зависимость и определяют их как самостоятельные понятия, имеющие собственное смысловое содержание.
Ц.П. Короленко отмечает, что аддикция – это способ контролировать и устранять периоды спада [30, с. 9]. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно.
Психотерапевт А.В. Котляров утверждает, что в качестве места для избегания человек выбирает искусственно измененное состояние сознания, которое является продуктом этого избегания или ухода от реальности. Целью зависимого поведения является поиск так называемой «идеальной» реальности, являющейся в сущности деструктивной, приводящей к разрушению здоровья и жизни человека [котл, с. 114].
По мнению Е.В. Змановской аддикция представляет собой способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни [22, с. 153].
В своей работе зарубежный психолог М. Гриффитс предлагает следующие операциональные критерии любой психологической аддикции:
– приоритетность, когда полюбившаяся деятельность занимает первое место среди других, преобладает в чувствах и мыслях, в поведении;
– изменение настроения, преобладает состояние поглощенности деятельностью (это может быть эмоциональный подъем или приобретение спокойствия при переходе к любимой деятельности);
– симптомы разрыва, когда возникают неприятные ощущения или физиологические реакции вследствие потери или внезапного сокращения возможностей заняться любимой деятельностью;
– толерантность, когда достижение привычного эффекта требует количественного увеличения параметров деятельности;
– конфликт, когда возникают внутреннее противоборство структур личности, межличностные конфликты; конфликты с другими видами деятельности (работой, социальной жизнью, интересами);
– рецидив, когда человек возвращается к полюбившейся ранее деятельности, в том числе после длительного абстинентного периода [41, с. 3].
Л.М. Доддс под аддикцией понимает компульсивно побуждаемую активность, для которой характерна интенсивность и неослабевающее упорством относительной потеря автономии Эго, включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе [10, с. 15].
Термин «аддиктивное поведение» ввели В. Миллер и М. Ландри, которые понимали под ним период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость [10, с. 15]. Так, авторы предложенного термина рассматривали аддиктивное поведение в качестве начальной стадии формирования зависимости и не отождествляли ее с зависимостью. Аддиктивное поведение представляет собой предвестник зависимости.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме личностных особенностей формирования спортивных аддикций позволяет сделать следующие выводы:
1. Аддикция представляет собой склонность к определенной деятельности, изменяющей психическое состояние, которая проявляется в девиантном поведении и еще не достигла стадии зависимости. Аддикция – это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни. Аддикции могут быть химическими и нехимическими. В основе химических аддикций лежит пристрастие к какому-либо химическому веществу. В основе нехимических аддикций лежит эмоциональная зависимость от объекта, а не пристрастие к веществу. Характерными чертами для различных форм нехимических зависимостей являются: сильное влечение к определенной деятельности, которое с трудом поддается контролю, а также овладевающие мысли и представления об аддиктивных действиях и тех обстоятельствах, которые им сопутствуют.
2. В настоящее время существуют различные концепции, объясняющие развитие спортивных аддикций. В рамках модели когнитивной оценки спортивная аддикция формируется в ответ на жизненный стресс – спортсмены предпринимают попытки избежать внезапного или постоянного стресса, прибегая к тренировкам как способу его преодоления. В контексте четырехфазной модели спортивной аддикции, этот вид аддикции формируется поэтапно. В интерактивной модели спортивные аддикции обусловлены комплексом личностных факторов, взаимодействующих с большим количеством ситуационных (или средовых) факторов. Спортивная аддикция рассматривается как сложный малоадаптивный паттерн тренировок, тяга к физической активности, которая характеризуется толерантностью, симптомами отмены, эффектами намерения, потерей контроля, большими затратами времени, продолжительностью даже при наличии проблем, конфликтом между другими видами деятельности и тренировками. Спорт для аддикта приобретает высокую ценность, мысли о тренировках являются приоритетными, он испытывает беспокойство, нетерпеливость при ожидании следующей тренировки, чувство вины, напряжение и эмоциональный дискомфорт за пропущенную запланированную тренировку. Спортивная аддикция затрагивает все сферы человека – психическую, социальную, физическую и поведенческую, способствует появлению негативных последствий.
3. Особая роль в формировании спортивной аддикции принадлежит личностным характеристикам человека. В процессе социализации формируются черты личности, которые являются фактором формирования спортивных аддикций. Личностными особенностями, которые способствуют формированию спортивной аддикции, являются: незрелость личности, сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, который сочетается с внешне проявляемым превосходством, крайний эгоизм и индивидуализм, склонность к самообманам и иллюзорному восприятию себя, склонность к стереотипному поведению. Среди факторов риска возникновения спортивной аддикции можно назвать: привлекательность возникающих ощущений и переживаний в процессе деятельности, гипертрофирование значения своего личного опыта, положительный опыт фиксации на аддиктивном агенте, неудовлетворенность основных потребностей. Личностные качества аддикта взаимно усиливают друг друга, формируют аддиктивный стиль мышления и поведения и выступают как фундамент для готовности к реализации и формированию спортивной аддикции.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ АДДИКЦИЙ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления личностных особенностей формирования спортивных аддикций у студентов нами было проведено эмпирически исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление личностных особенностей формирования спортивных аддикций у студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 60 студентов 4 курса. Возраст испытуемых – 19-20 лет. Все испытуемые занимаются спортом.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что формированию спортивных аддикций способствуют такие личностные особенности как: настойчивость, смелость, подозрительность, напряженность, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, неадекватная завышенная самооценка.
Методики исследования:
1. Анкета «Склонность к формированию спортивных аддикций» (авторская разработка).
Назначение: выявление склонности к спортивной аддикции.
Анкета содержит ряд вопросов, с помощью которых можно выявить:
– мотивы занятия спортивными упражнениями;
– неубедительные причины отказа от занятий;
– чувства и эмоции, испытываемые при пропуске занятий;
– то, чем готовы пожертвовать ради занятий;
– характер тренировок при пропуске занятия.
Испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов, выбрав один из вариантов ответов или дописать свой (Приложение А).
2. Многофакторный личностный опросник Кеттелла 16-PF [24].
Назначение методики: выявление индивидуально-психологических особенностей взрослых людей. С помощью методики можно выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
Опросник диагностирует черты личности, которые автор методики называет конституционными факторами. Результаты применения методики позволяют оценить развитость личностных качеств, составляющих 16 факторов.
В настоящем исследовании применялся вариант опросника – форма С, включающий 105 вопросов. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов на каждый вопрос. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Полученные в ходе обработки данных баллы затем переводятся в стены – условные баллы 10-балльной шкалы. Стены делятся на уровни: 1-4 стена – низкий уровень; 5-6 стенов – средний уровень; 7-10 стенов – высокий уровень.
3. Тест на самооценку личности Будасси [45].
Назначение методики: изучение уровня и адекватности самооценки личности. С помощью методики можно выявить уровень и характер самооценки: высокая неадекватная, высокая адекватная, средняя адекватная, низкая адекватная, низкая неадекватная.
Испытуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих идеальную личность в преставлении испытуемого. В результате определяется связь между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное».
4. Метод незаконченного предложения (авторская разработка).
Назначение: выявление представлений о личности спортивного аддикта.
Процедура исследования: испытуемым предлагается закончить ряд предложений:
1) Человек, зависимый от физических упражнений, обладает такими личностными качествами как ….
2) Человек, зависимый от физических упражнений, проявляет такие модели поведения как …
3) Человек, зависимый от физических упражнений, испытывает такие психические состояния как ….
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «SPSS Statistica v.8». Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проведенное эмпирическое исследование личностных особенностей формирования спортивных аддикций у студентов позволило выявить следующее:
1. Студенты, склонные к спортивной аддикции, характеризуются такими мотивами занятия физическими упражнениями как: снятие стресса, повышение самооценки, улучшение настроения, желание уйти от проблем. В качестве неубедительной причины отказа от занятий они называют отсутствие времени. При пропуске занятий они испытывают такие чувства как «ломка» из-за отмены упражнений, чувство вины и чувство беспокойства, раздражение. Они готовы пожертвовать ради занятий общением с близкими и друзьями, отношениями с партнером, выполнением профессиональных обязанностей. Если они пропустили занятие, то в следующий раз тренируются с большим усердием. Студенты, несклонные к спортивной аддикции, характеризуются такими мотивами занятия физическими упражнениями как: укрепление здоровья, снижение массы тела и коррекции фигуры. В качестве неубедительной причины отказа от занятий они называют погодные условия, лень, отсутствие настроения и материальные затраты. При пропуске занятий они испытывают такие чувства как снижение самооценки, чувство беспокойства или ничего не испытывают. Они готовы пожертвовать ради занятий выходными днями, культурными мероприятиями, личным и/или семейным бюджетом. Если они пропустили занятие, то в следующий раз тренируются в том же темпе и с той же интенсивностью.
2. Существуют достоверные различия между группами студентов с разной степенью склонности к спортивной аддикции по личностным особенностям. Для студентов, склонных к спортивной аддикции, наиболее характерны такие личностные особенности как: настойчивость (фактор E), смелость (фактор H), подозрительность (фактор L), прямолинейность (фактор N), напряженность (фактор Q4). Для студентов, не склонных к спортивной аддикции, наиболее характерны такие личностные особенности как: эмоциональная устойчивость (фактор С), добросовестность (фактор G), высокий самоконтроль (фактор Q3).
3. Для студентов, склонных к спортивной аддикции более характерна высокая неадекватная самооценка; для студентов, несклонных к спортивной аддикции более характерна высокая адекватная самооценка.
4. В представлениях студентов, склонных к спортивной аддикции, человек, зависимый от физических упражнений, обладает такими личностными качествами как: перфекционизм, эмоциональная устойчивость, развитая волевая регуляция. Такой человек проявляет агрессивную и авторитарную модели поведения. Спортивный аддикт испытывает такие психические состояния как: агрессивность и ригидность. В представлениях студентов, несклонных к спортивной аддикции, человек, зависимый от физических упражнений, обладает такими личностными качествами как: перфекционизм, эмоциональная неустойчивость, слабая волевая регуляция. Такой человек проявляет подозрительную и зависимую модели поведения. Спортивный аддикт испытывает такие психические состояния как: тревожность и фрустрация.
Гипотеза исследования о том, что формированию спортивных аддикций способствуют такие личностные особенности как: настойчивость, смелость, подозрительность, напряженность, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, неадекватная завышенная самооценка, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме личностных особенностей формирования спортивных аддикций. Спортивная аддикция рассматривается как сложный малоадаптивный паттерн тренировок, тяга к физической активности, которая характеризуется толерантностью, симптомами отмены, эффектами намерения, потерей контроля, большими затратами времени, продолжительностью даже при наличии проблем, конфликтом между другими видами деятельности и тренировками. Спорт для аддикта приобретает высокую ценность, мысли о тренировках являются приоритетными, он испытывает беспокойство, нетерпеливость при ожидании следующей тренировки, чувство вины, напряжение и эмоциональный дискомфорт за пропущенную запланированную тренировку. Спортивная аддикция затрагивает все сферы человека – психическую, социальную, физическую и поведенческую, способствует появлению негативных последствий. Особая роль в формировании спортивной аддикции принадлежит личностным характеристикам человека. Личностными особенностями, которые способствуют формированию спортивной аддикции, являются: незрелость личности, сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, который сочетается с внешне проявляемым превосходством, крайний эгоизм и индивидуализм, склонность к самообманам и иллюзорному восприятию себя, склонность к стереотипному поведению. Личностные качества аддикта взаимно усиливают друг друга, формируют аддиктивный стиль мышления и поведения и выступают как фундамент для готовности к реализации и формированию спортивной аддикции.
Эмпирическим путем выявлена склонность к формированию спортивных аддикций у студентов. Среди исследуемых нами студентов половины обладают склонностью к формированию спортивных аддикций. Студенты, склонные к спортивной аддикции, характеризуются такими мотивами занятия физическими упражнениями как: снятие стресса, повышение самооценки, улучшение настроения, желание уйти от проблем. В качестве неубедительной причины отказа от занятий они называют отсутствие времени. При пропуске занятий они испытывают такие чувства как «ломка» из-за отмены упражнений, чувство вины и чувство беспокойства, раздражение. Они готовы пожертвовать ради занятий общением с близкими и друзьями, отношениями с партнером, выполнением профессиональных обязанностей. Если они пропустили занятие, то в следующий раз тренируются с большим усердием.
Определены личностные особенности и характер самооценки у студентов, склонных к спортивной аддикции, и у студентов, несклонных к спортивной аддикции. Для студентов, склонных к спортивной аддикции, характерны: энергичность, активность, склонность к доминированию, критике и контролю над людьми; стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, в отличие от студентов, несклонных к спортивной аддикции. Для студентов, склонных к спортивной аддикции, характерны: смелость, решительность, тягу к риску и острым ощущениям, склонность сохранять спокойствие при столкновении с неожиданными ситуациями; смелость в общении, в отличие от студентов, несклонных к спортивной аддикции. Для студентов, склонных к спортивной аддикции, характерны: недоверие людям, склонность быть осторожным и подозрительным, склонность завидовать успехам других и стремиться к соперничеству, в отличие от студентов, несклонных к спортивной аддикции. Для студентов, склонных к спортивной аддикции, характерны: эмоциональная неустойчивость, раздражительность, слабое чувство порядка, повышенная мотивация, преобладание пониженного фона настроения, непереносимость критики, в отличие от студентов, несклонных к спортивной аддикции.
Студенты, склонные к спортивной аддикции характеризуются преимущественно высокой неадекватной самооценкой – они обладают чрезмерной уверенностью в себе, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, отсутствием навыков самоанализа, подверженностью к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Студенты, несклонные к спортивной аддикции характеризуются преимущественно высокой адекватной самооценкой – они признают как свои достоинства, так и свои недостатки, обладают уверенностью в себе, регулируют свой уровень притязаний и правильно относятся к собственным возможным ошибкам.
Выявлены различия в личностных особенностях и характере самооценки у студентов, склонных к спортивной аддикции, и у студентов, несклонных к спортивной аддикции. Для студентов, склонных к спортивной аддикции, наиболее характерны такие личностные особенности как: настойчивость, смелость, подозрительность, прямолинейность, напряженность. Для студентов, не склонных к спортивной аддикции, наиболее характерны такие личностные особенности как: эмоциональная устойчивость, добросовестность, высокий самоконтроль. Для студентов, склонных к спортивной аддикции более характерна высокая неадекватная самооценка; для студентов, несклонных к спортивной аддикции более характерна высокая адекватная самооценка.
1. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Айрапетова, А. Аддиктивное поведение как фактор психологической дезадаптации и пути его профилактики / А. Айрапетова // Наука и Мир. – 2016. – № 1 (29). – С. 117–120.
3. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А. Ю. Акопов. – СПб. : Речь, 2008. - 224 с.
4. Антилогова Л. Н. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов / Л. Н. Антилогова, Д. В. Лазаренко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 13–16.
5. Антилогова, Л. Н. Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности / Л. Н. Антилогова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 25–29.
6. Асеева, А. Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения / А. Д. Асеева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского гос. аграрного университета. –2014. – № 101. – С. 1–17.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Модэк, 2001. – 349 с.
8. Бородина, Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. А. Бородина. Новосибирск, 2005. – 24 с.
9. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – М. : Мысль, 1988. – 302 с.
10. Галяутдинова, С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 2. – С. 14–19.
11. Герш, Б. Г. Социально-психологические аспекты аддиктивного поведения / Б. Г. Герш // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 161–165.
12. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб. : Питер, 2002. – 736 с.
13. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
14. Долганов, Д. Н. Особенности системы личностных конструкторов при аддиктивном поведении : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Д. Н. Долганов. – Кемерово, 2005. – 23 с.
15. Егоров, А. Ю. Модели спортивной аддикции / А. Ю. Егоров // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 96–109.
16. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб. : Речь, 2007. – 190 с.
17. Егоров, А. Ю. Поведенческие аддикции / А. Ю. Егоров, А. В. Голенков // Вестник Чувашского университета. – 2005. – № 2. – С. 56–69.
18. Ефременко, К. Н. Аддиктивный потенциал экстремальных видов спорта [Электронный ресурс] / К. Н. Ефременко / Режим доступа: ..http://lib.sportedu.ru/Press/TPPEVS/2010N3/p61-63.htm
19. Жукова, М. В. Аддитивное поведение как следствие нарушения система внутрисемейных отношений / М. В. Жукова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – № 4. – С. 391–395.
20. Журлова, И. В. Модель коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи / И. В. Журлова, К. С. Бирусь // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 55–60.
21. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи : профилактика и психотерапия зависимостей / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. – Минск: Пропилеи, 2004. – 196 с.
22. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
23. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 224 с.
24. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла : руководство / А. Н. Капустина. – СПб. : Речь, 2001. – 169 с.
25. Коган, О. С. Спорт высших достижений в контексте патологии сердечно-сосудистой системы у высококвалифированных спортсменов / О. С. Коган // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 2. – С. 59–61.
26. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Мн. : Аверсэв, 2004. – 365 с.
27. Королева, А. М. Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции / А. М. Королева // Молодой ученый. — 2013. – № 6. – С. 651–654.
28. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Новосибирск : Олсиб, 2001. – 257 с.
29. Костенко, Г. А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г. А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133–137.
30. Котляров, А. В. Другие наркотики / А. В. Котляров. – М. : Психотерапия, 2006. – 480 с.
31. Кривощеков, С. Г. Психофизиология спортивных аддикций (аддикция упражнений) / С. Г. Кривощеков, О. Н. Лушников // Физиология человека. – 2011. – Т. 37, № 4. – С. 135–140.
32. Кулешова, Ю. В. Социально-психологические и психофизиологические аспекты аддиктивного поведения / Ю. В. Кулешова // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – № 1. – С. 162–167.
33. Лейман, Ю. С. Личностные особенности, способствующие социально-психологической адаптации юношей-спортсменов / Ю. С. Лейман, Т. В. Пфау // PEM : Psychology. Educology. Medicine. – 2014. – № 2. – С. 152–158.
34. Лемеш, К. И. Аддикция – несвобода от чего-либо / К. И. Лемеш // Сборники уонференций НИЦ «Социосфера». – 2015. – № 58. – С. 122–129.
35. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. канд. мед. наук : 14.00.18 / В. А. Лоскунова. – Новосибирск: НГМА, 2004. – 19 с.
36. Мандель, Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология) / Б. Р. Мандель. – М. : Смысл, 2012. – 320 с.
37. Менделевич, В. Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2007. – 768 с.
38. Минаков, С. А. Краткая характеристика нехимических зависимостей и их влияние на развитие личности / С. А. Минаков // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – С. 97–103.
39. Пономарев, В. И. Аддикция упражнений и выраженность эмоционального неблагополучия у мужчин, регулярно подвергающих себя интенсивным физическим нагрузкам в форме бодибилдинга / В. И. Пономарев // Психиатрия, неврология и медицинская психология. – 2014. – № 1. – С. 59–64.
40. Пономарева, Н. В. Спорт как новый вид наркотиков. Спортивная аддикция / Н. В. Пономарева, И. Б. Биркюкова // Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития : материалы научно-практической конференции. – Ухта, 2017. – С. 62–65.
41. Светличная, Т. Г. Феномен зависимости : терминологический анализ / Т. Г. Светличная, Л. И. Меньшикова, Е. А. Смирнова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – № 1. – С. 1-14.
42. Середина, Н. В. Психологические особенности зависимого поведения / Н. В. Середина, И. В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
43. Соловьева, С. Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита [Электронный ресурс]
44. Старшенбаум, Г. В. Аддиктология : психология и психотерапия зависимостей / Г. В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2006. – 366 с.
45. Тест на самооценку личности Будасси // Основы психологии : Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2003. – С. 479–480.
46. Хилькевич, С. О. Нехимические зависимости: диагностика, лечение, профилактика / С. О. Хилькевич, О. В. Шилова. – Гомель : ГомГМУ, 2017. – 36 с.
47. Четвериков, Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Д. В. Четвериков. – Новосибирск, 2002. – 22 с.
48. Шамионов, Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход / Р. М. Шамионов // Психологические исследования. – 2013. – № 27. – С. 8–11.
49. Шихвердиев, С. Н. Склонность спортсменов к деструктивным формам поведения на завершающем этапе спортивной карьеры / С. Н. Шихвердиев // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 1. – С. 14–17.
50. Яковлев, В. А. Формирование зависимого поведения и его преодоление [Электронный ресурс]
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Склонность к формированию спортивных аддикций»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты