Развитие епархиальной структуры на Руси в XI – XII веках
Минская Духовная Семинария
Диплом
на тему: «Развитие епархиальной структуры на Руси в XI – XII веках»
по дисциплине: «Церковная история»
2019
251.00 BYN
Развитие епархиальной структуры на Руси в XI – XII веках
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Церковная история
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта епархий Русской Православной церкви
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта епархий Русской Православной церкви
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УЧРЕЖДЕНИЕ РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ
1.1 ПЕРВАЯ ЕПАРХИЯ В 860 Г.
1.2 КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПРИ КНЯЗЕ СВ. ВАДИМИРЕ И ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ
1.3 РУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ ПРИ КНЯЗЕ ЯРОСЛАВЕ
1.4 ТИТУЛЯРНЫЕ МИТРОПОЛИИ
ГЛАВА 2 ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В XI ВЕКЕ
2.1 УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЕПАРХИЙ НА СЕВЕРЕ РУСИ
2.2 ЕПАРХИИ ПОЛОЦКАЯ И ТУРОВСКАЯ
2.3 ЕПАРХИИ НА ЮГА-ЗАПАДЕ РУСИ
ГЛАВА 3 ЕПАРХИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В XII ВЕКЕ
3.1 ПОПЫТКА АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО УЧРЕДИТЬ ЕПАРХИЮ ВО ВЛАДИМИРЕ
3.2 НАЧАЛО СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ
3.3 НОВЫЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ГАЛИЦКОЙ РУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
В настоящее время история Киевской митрополии находится в центре внимания в связи с событиями на Украине (попытки создания новой Автокефальной Украинской Церкви). Кроме того, не перестает интерес к начальной истории Русской Церкви в связи с юбилейными воспоминаниями князя Владимира. Тему разрабатывают преимущественно светские историки. Церковных исследований мало. В этом и актуальность: обратиться к началу Русской Церкви, чтобы увидеть основу ее векового единства. Цель дипломной работы – изучение развития епархиальной структуры на Руси в XI – XII веках.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс учреждения Русской митрополии.
2. Изучить епархиальная структура в XI веке.
3. Изучить изменения епархиальной структуры в XII веке.
Объект исследования – история Русской православной церкви.
Предмет – епархиальная структура Русской православной церкви.
Хронологические рамки исследования: XI – XII в.
Структура: поставленные задачи определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается учреждение Русской митрополии. Во второй главе изучается Епархиальная структура в XI веке. В третьей главе прослеживается развитие Епархиальной структуры в XII веке. Источниками при рассмотрении данной темы являются, главным образом, летописи: Повесть временных лет, Никоновская летопись , Список Владимирова Церковного Устава , «Летопись Новгородских Владык» .
Историография. Проблемой становления епархиальной структуры на Руси занимались видные церковные историки: Е.Е. Голубинский , А.В. Карташёв , советский историк Я.Н. Щапов. Общие сведения по истории развития Русской Православной церкви, в том числе и ее епархиальной структуры можно подчерпнуть из «История Русской Церкви» митрополита Макария Булгакова в 12-ти томах, а также учебных пособий П. Знаменского, П. Смирнова, П. Дмитревского и др.
Устроение Русской Церкви почти что с самого начала ее бытия имело ту особенность, что в отличие от Константинопольской и иных Восточных Православных Поместных Церквей епархии Киевской митрополии были чрезвычайно немногочисленны и протяженны по территории. Естественно, что для Руси первоначально было неприемлемой древняя каноническая норма: в одном городе – один епископ. По сравнению с Византией городов на Руси было не столь много. Кроме того, они часто были очень невелики по размерам и количеству жителей. Не все их население сразу приняло христианство. Поэтому после крещения Руси при святом Владимире на всем огромном пространстве Киевской Руси возникают лишь несколько епархий. В их числе уже упоминавшиеся: Новгородская и Белгородская. Предполагают, что при Владимире могли быть учреждены также и кафедры Владимиро-Волынская, Полоцкая, Черниговская, Переяславская, Туровская и Ростовская. До XII столетия, когда Русь потеряла свои приазовские земли, просуществовала и основанная задолго до крещения Руси кафедра в Тьмуторокани. Во время княжения Ярослава Мудрого добавилась также епархия Юрьевская – на Киевской земле, своего рода викариатство при Киевской митрополии, как и Белгородская.
Глава 1 Учреждение Русской митрополии
1.1 Первая епархия в 860 г.
У Крещения Руси при св. князе Владимире есть своя предыстория. Практически за 100 лет до этого христианство приняли киевские князья Аскольд и Дир.
Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме город Киев. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить. Главным занятием киевских князей были военные походы.
В 860 г. войско Руси, которое возглавляли Аскодьд и Дир, осадили Константинополь. Городу грозила гибель. Итогом этого похода стало не завоевание варягами-руссами осаждённого города, а «чудесное поражение» и первое крещение руссов.
Император Михаил III, отправился с войском против агарян и в это время у стен Константинополя появились новые враги империи — скифский народ русы. Они с жестокостью опустошили, ограбили соседние острова, убивали всех пленников и напугали всех жителей столицы. Получив такую весть, император оставил войско и поспешил в столицу. Он обратился с молитвою к Богу. Целую ночь молился Михаил вместе с патриархом Фотием и с множеством народом в знаменитой Влахернской церкви, где находилась тогда чудотворная риза Пресвятой Божией Матери. Патриарху Фотию было видение, и он поспешил его исполнить. Крестным ходом жители дошли до берега моря. Патриарх Фотий с молитвой опустил ризу в воду. Как только риза коснулась поверхности воды, вдруг море, тихое и спокойное, покрылось величайшей бурей. Суда русичей переворачивало, выбрасывало на мель и ломало. Для киевских князей эта была огромная утрата. Божия Матерь Своей благодатью смирила военную грозу. 25 июня руссы сняли осаду и, заключив перемирие, удалились. Одним из условий перемирия и заключенного позже на его основе договора «любви и мира» было крещение руссов. «И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, – писал в 867 г. в своем «Окружном послании Восточным Патриархам» святитель Фотий, – что они приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».
Правота и критическая заслуга историка Е. Голубинского состоит в установлении точной даты данного похода руссов на Царьград, независимо от имени его вождей. Помещение похода под 866 г. есть ошибка нашей Летописи. Это Голубинский доказал блестяще. Его доказательства затем были столь же блестяще подтверждены одним открытием бельгийского византолога Франца Кюмона. Аргументы Голубинского таковы: 1) Симеон Логофет пишет, что руссы напали на Царьград в 10-й год царствования Михаила. Следовательно: в 860 г. 2) Никита Пафлагонянин в житии патр. Игнатия рассказывает о нашествии руссов между 859 и 861 гг. Сообщая о соборе в мае месяце 861 г., он говорит, что собор был «немного спустя после нашествия». 3) В Хронике Иоанна Диакона Венецианского рассказ о нападении руссов помещен между 860 и 863 годом: «В то время полчища норманнов с 360 кораблями дерзнули напасть на КПль. Но так как не могли нанести вреда неодолимому городу, то, предавшись буйному грабительству предместий и нещадно избив очень многих, с добычей отступили восвояси».
В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне – 2 июля.
Глава 2 Епархиальные структуры в XI веке
2.1 Учреждение первых епархий на севере Руси
Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку).
В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках.
На развитие книжного дела в Новгороде благотворно повлияли многие владыки. Однако сугубо потрудились на этом поприще святители Новгородские Евфимий II (1429-1458) и Геннадий (1484-1504). Имя первого из них очень часто встречается в записях на книгах Софийской библиотеки, а с именем второго связано собрание первого полного кодекса Библейских книг на Руси.
Власть архиепископа в Новгородской республике распространялась не только на церковную сторону жизни, но и на государственную. Кроме своих прямых архипастырских обязанностей, он занимался некоторыми сторонами судопроизводства. Зачастую дипломатические переговоры с русскими князьями и иностранными послами проходили при участии архиепископа. Мятежи и народные волнения, которые были не редкостью в Новгороде, также утихали вследствие вмешательства владыки.
До присоединения Новгородской земли к Московскому княжеству в 1478 году правящие епископы избирались чрез жребий, после чего обычно получали поставление от Киевских митрополитов. Иногда в процедуре избрания принимало участие вече; принято считать, что первым избранным в 1156 году епископом был Аркадий, а первым смещенным в 1228 году был архиепископ Арсений.
В конце 1130 г. недавно прибывший в Киев новый митрополит Михаил хиротонисал в Новгородского епископа печерского иеромонаха Нифонта, по характеристике летописца, «мужа свята и зело боящяся Бога». Нифонт занимал кафедру до 1156 г., т. е. немногим более 25 лет. Эпоха, в которую ему довелось быть владыкой в Новгороде, стала во многом переломной в истории этого севернорусского государства. Наиболее известно участие Нифонта в событиях, связанных с возведением на Киевскую митрополию Климента Смолятича Собором русских епископов в 1147 г. Менее прояснена роль Нифонта в социально-политической жизни Новгорода предшествующего периода. Личности этого епископа исследователи касались главным образом при изучении церковной, реже — социально-политической истории, а также в связи с исследованием таких связанных с Новгородом XII в. памятников, как княжеские уставы, «Вопрошание Кирика» и владычная летопись. Но комплексного исследования деятельности Новгородского владыки не проводилось. Начало архиерейского служения Нифонта пришлось на период резкого обострения вопроса о характере и объеме полномочий княжеской власти в Новгороде .
В 1155 году Юрий Долгорукий сместил с Киевской митрополии Климента Смолятича, поставленного без благословения Константинопольского Патриарха, по воле киевского князя Изяслава Мстиславича. В конце 1156 года из Константинополя был принят новый митрополит Константин I. За верность, которую проявил во время смуты Новгородский епископ Нифонт, Константинопольский Патриарх предоставил Новгородской епархии некоторую автономию.
С 1165 года, при Иоанне I, Новгородская кафедра стала первой архиепископией в России. В Византии титул архиепископа обычно принадлежал «автокефальным» епископам, то есть тем, которые подчинялись не митрополиту, а непосредственно Патриарху.
В условиях жизни городской общины территориально-соборная форма организации местного духовенства, подчиненного епископскому кафедральному собору. Псков, Новгород и т.д. в этом смысле не представляли исключения из древнерусской практики, однако в силу ряда причин особенности соборной организации Пскова могут быть осмыслены лишь в сравнении с семисоборной структурой Великого Новгорода.
Глава 3 Епархиальная структура в XII веке
3.1 Попытка Андрея Боголюбского учредить епархию во Владимире
Христианизация Ростово-Суздальского края началась, очевидно, в 990-е годы — приблизительно с этого времени в данном регионе уже встречаются захоронения по христианскому обряду.
В 1160-х годы князь Андрей Юрьевич Боголюбский попытался основать независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем), однако патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг отверг планы князя.
Программа князя Андрея по возвеличиванию своей отчины отличалась исключительной широтой замысла и замечательной многогранностью, что делало ее самым выдающимся явлением древнерусской политики со времен Ярослава Мудрого. Источники позволяют различить в этой программе три главных раздела, на которых следует остановиться особо. Это – масштабное государственно-культурное строительство, вышедшее далеко за областные рамки; драматическая борьба за церковную независимость от Киева и напряженная литературно-идеологическая деятельность, призванная наполнить политические шаги княжеской власти идейным содержанием. Рассмотрим их по порядку.
Андрей создавал свой новый Киев во Владимире-на-Клязьме, а не в более старых городах – Ростове и Суздале. По сообщению Никоновской летописи, он некоторое время колебался, какой из трех городов лучше всего подходит на эту роль, но в конце концов остановил свой выбор на Владимире – городе без сильной родовой аристократии и древних вечевых традиций: «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем». Молодое вино, как известно, не вливают в старые мехи. В 1158–1165 гг. грандиозные строительные работы совершенно преобразили облик Владимира.
Среди построек этого времени наибольшее значение имели две – Успенский собор и Золотые ворота, напрямую отсылавшие к столичной, «киевской» символике.
Обширный белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1158 г., на территории детинца, и полностью завершен два года спустя. По недостатку собственных мастеров строительство велось усилиями иноземных зодчих и каменщиков; как сказано в Лаврентьевской летописи, «приведе ему [князю Андрею] Бог из всех земель [в других списках: «из многих земель»] все мастеры», – то есть мастеров всех специальностей, большинство из которых прибыло, по всей видимости, из Германии560. Златоверхий Успенский собор, украшенный «паче инех церквей» «многоразличными иконами и драгим каменьем бещисла и сосудами церковными», должен был стать центральным храмом города, оплотом будущей Владимирской митрополии, независимой от киевских духовных властей. По примеру своего великого предка, крестителя Руси князя Владимира Святославича, Андрей пожаловал Успенскому собору «слободы купленные и с даньми и села лепшая», а также десятую часть княжеских доходов, чем уподобил его древнейшему кафедральному собору Киева – Десятинной (тоже Успенской) церкви.
Но до тех пор, пока Ростовская епископия подчинялась киевскому митрополиту, величественным замыслам Андрея суждено было оставаться пустыми мечтами. Претворить их в жизнь можно было только на началах государственно-церковной «симфонии» – добровольного и благотворного союза двух властей, светской и духовной. Следовательно, Андрей крайне нуждался в том, чтобы во главе местной епархии находился лояльный ему епископ. Вот почему в летописных записях о событиях в Ростово-Суздальской земле во второй половине 50-х – начале 60-х гг. XII в. на первый план выходят известия, связанные с замещением ростовской кафедры.
Открывает их сообщение Лаврентьевской летописи под 1156 г. о низложении ростовского епископа Нестора: «На ту же зиму иде епископ Нестер в Русь и лишиша и [его] епископьи». Правда, его падение было, по всей видимости, эпизодом совсем другой истории – истории святительства Клима Смолятича, нежели следствием прошлогоднего отъезда Андрея из Вышгорода во Владимир. Как мы знаем, в том же 1156 г. в Киев прибыл митрополит Константин, который рьяно занялся ниспровержением Климова «ставления». Нестор был рукоположен в ростовские епископы именно Климом, и это обстоятельство сыграло роковую роль в его судьбе. По свидетельству Никоновской летописи, Нестор не прошел процедуру перепоставления из-за холопьего навета: «…иде из Ростова Нестер епископ Ростовский в Киев к Констянтину митрополиту Киевскому и всея Руси поклонитися и благословитися, и от своих домашних оклеветан бысть к Констянтину митрополиту, и в запрещении бысть». Если это соответствует действительности, то мы имеем здесь зеркальное отражение истории с новгородским епископом Аукой Жидятой, который также был сведен со своей кафедры по навету своего холопа сразу после падения первого митрополита-русина Илариона. Клевета «домашних» в подобных случаях, как следует полагать, восполняла недостаток формальных поводов для отставки неугодных епископов.
Заключение
Устроение Русской Церкви почти что с самого начала ее бытия имело ту особенность, что в отличие от Константинопольской и иных Восточных Православных Поместных Церквей епархии Киевской митрополии были чрезвычайно немногочисленны и протяженны по территории. Естественно, что для Руси первоначально было неприемлемой древняя каноническая норма: в одном городе – один епископ. По сравнению с Византией городов на Руси было не столь много. Кроме того, они часто были очень невелики по размерам и количеству жителей. Не все их население сразу приняло христианство. Поэтому после крещения Руси при святом Владимире на всем огромном пространстве Киевской Руси возникают лишь несколько епархий. В их числе уже упоминавшиеся: Новгородская и Белгородская. Предполагают, что при Владимире могли быть учреждены также и кафедры Владимиро-Волынская, Полоцкая, Черниговская, Переяславская, Туровская и Ростовская. До XII столетия, когда Русь потеряла свои приазовские земли, просуществовала и основанная задолго до крещения Руси кафедра в Тьмуторокани. Во время княжения Ярослава Мудрого добавилась также епархия Юрьевская – на Киевской земле, своего рода викариатство при Киевской митрополии, как и Белгородская.
Однако, уже к концу XI столетия, главным образом, благодаря деятельности Ярослава Мудрого, практически все городское население и значительная часть сельского уже были крещены. Необходимы были увеличения числа епархий. Сами епископы противились уменьшению подвластных им церковных областей, не желая материальных потерь. Кроме того, на Руси уже успело сформироваться представление об исключительно высоком положении епископа, его престиже. Епархий было гораздо меньше, чем удельных княжеств. Такое положение привело к тому, что епископ на Руси, вознесенный на немыслимую для Византии социальную высоту, во многом оказался оторванным от пастырского попечения о своей гигантской епархии. Русский архиерей становился в большей степени администратором, чем пастырем.
Это закономерно обусловило особенность русского епископата: архиереями становились преимущественно выходцы из высших слоев общества. В домонгольский период среди иерархов отсутствовали представители княжеских семей и боярской аристократии. Однако, на Руси наличие хорошего образования, необходимого для епископа, предполагало происхождение из обеспеченных слоев общества. В домонгольский период среди епископата было много постриженников Киево-Печерского монастыря.
В течение почти всего Киевского периода количество епархий Русской Церкви возрастает весьма незначительно. Даже после повсеместного распространения христианства среди русского народа в юрисдикции Киевского митрополита оставались практически те же самые кафедры, которые были учреждены вскоре после крещения Руси. В XII-XIII в. к перечисленным выше епархиям Русской Церкви добавляются кафедры: Смоленская (выделена из Переяславской в 1137 г.), Галицкая (1165 г.), Рязанская (1207 г.). В 1214 г. учреждена кафедра во Владимире на Клязьме. Около 1220 г. – в Перемышле и Угровске. Последняя вскоре была перенесена князем Даниилом Романовичем в его новую столицу – город Холм. Вероятно, уже накануне монгольского нашествия на Русь из Владимиро-Волынской епархии была выделена Луцкая епархия.
Согласно византийским источникам, которые приводит Анджей Поппе, к 1170 г. Русская митрополия находилась на 62 месте и насчитывала 11 епархий. Русские епархии имели ранг епископий, так как архиепископами в греческой традиции были архиереи, подчиненные не митрополитам, а непосредственно патриарху. Архиепископское достоинство на Руси получили в Домонгольский период лишь Новгородские владыки. Однако, они только именовались таковыми, будучи на деле подчинены Киевскому митрополиту. Первым этого сана был удостоен епископ Новгородский Нифонт, ставший архиепископом за свое активное выступление против поставления Климента Смолятича. И хотя это было персональное пожалование, преемники святителя Нифонта вскоре смогли добиться закрепления за Новгородской епархией почетного ранга архиепископии.
На поставление того или иного лица во епископы значительное, а с XII в. и преобладающее влияние оказывали князья тех городов, которые были центрами епархий. Нередко выбор кандидата в архиереи определялся митрополитом.
1. Азбелев С. Н. Летописание Великого Новгорода : Летописи XI - XVII веков как памятники культуры и как исторические источники. — М.: Русская панорама, 2016. — 280 с.
2. Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://historicaldis.ru
3. Буевский А. С. Русская Православная Церковь 988-1988, очерки истории I-XIX вв., / А.С. Буевский - издание Московской Патриархии, выпуск 1, 1988. - 7 с.
4. Голубинский, Е.Е. История Русской Церкви. / Е.Е. Голубинский — М.: Издательство Крутицкого подворья, 1997. — Т.1. Ч.1. — 968 с.
5. История Туровской епархии [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://minds.by
6. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. / А.В. Карташев — М.: Терра, 1993. — Т. 1. — 687 с.
7. Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории / Киев: Фито-лито-типография Кульженко, 1911. — 342 с.
8. Кирилл Туровский [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://2mir-istorii.ru
9. Книга Степенна (Москва 1775 г.), ч. 1-я, с. 151-152.
10. Кунцаева, Н.Г. Евфросиния Полоцкая / Н.Г. Куцаева: Минск: 2007. – С. 11.
11. Ламанский В. И. Славянское Житие святого Кирилла как религиозного-эпическое произведение и как исторический источник. – ЖМНП, 1903-1904. Отд. Изд.: Пг., 1915; Мясяцеслов, 2 июня. – В кн.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1979, т. 3, с. 498-502.
12. Майоров А.А. Зарождение структур церковного администрирования на территории бассейна верхней Оки в X – первой половине XIII в. / А.А. Майоров // Вестник Костромского Государственного университета. – 2017. – №4. – С.14-18
13. Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь: Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб., 2001. – С. 610.
14. Макарий (Булгаков), митрополит. История русской Церкви / митрополит Макарий (Булгаков). – Москва: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – 456 с.
15. Масковкина, Е.В. Корни земли Туровской/ Е. В. Московкина – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – С. 8
16. Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. Историко-археологическое исследование. — СПб. : Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2010. — 364 с.
17. Назаренко А.В. Авраамий Смоленский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 178—179. — 752 с.
18. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей в 43 томах. Т. 9. — СПб., 1862. — 256 с.
19. Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. М., 1952. Вып. I: Памятники права Киевского государства X—XII вв. / А. А. Зимин.
20. Печников М.В. Новгородский святитель Нифонт, княжеская власть и Киевская митрополия (30-50-е гг. XII в.) / М.В. Печников // Вестник церковной истории. – 2017. – № 3-4. – С.237-278
21. Пигорева, О. В. Православие в истории России и курского края: учебное пособие. / О.В. Пигорев - Изд. Курск, гос.с.-х.ак., 2012. – 14 с.
22. Повесть временных лет. Подгот. текста Д.С. Лихачева. — СПб.: Наука, 1996. — 669 с.
23. Полное собрание русских летописей. Т. 9 : Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (далее — ПСРЛ. Т. 9.). М., 2000. – С. 65.
24. Поппе А. Карта Киевской митрополии и список ее епархий. С. 444.
25. Сапунов А.П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века. / А. П. Сапунов – Витебск, 1998. – С. 6.
26. Смоленская и Вяземская епархия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/553284.html.
27. Хотеев, Алексей, священник. Развитие епархиальной структуры на Руси в XI веке. / Священник Алексей Хотеев. // Приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Минске. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kronsh.prihod.ru/publikacii,_doklady,_vystuple...
28. Шейкин, Г. Полоцкая Епархия. Историко – Статическое Обозрение. / Г. Шейкин. – Минск: Свято – Петро – павловский Собор, Белорусское православное братство Трех Виленских Мучеников, 1997. – С. 6.
29. Щапов, Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X—XIII веков. / Я.Н. Щапов — М.: Наука, 1989. — 232 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта епархий Русской Православной церкви
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта епархий Русской Православной церкви
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты