Роль православных ценностей в современной культуре
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Диплом
на тему: «Роль православных ценностей в современной культуре»
по дисциплине: «Культурология»
2019
251.00 BYN
Роль православных ценностей в современной культуре
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Культурология
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 91.
Поделиться
Введение.
Глава 1. Становление и развитие православных ценностей.
1.1 Обзор литературы по теме.
1.2 Система православных ценностей.
1.3 Основные этапы истории православия в Беларуси.
Глава 2. Православная культура в современном обществе.
2.1 Православные ценности в современном обществе.
2.2 Православие в современной культуре Беларуси.
Глава 3. Особенности влияния православных ценностей на современную культуру.
3.1 Организационная структура воскресной школы.
3.2 Основные формы и методы работы воскресной школы.
3.3 Перспективные направления деятельности воскресной школы.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
Необходимость концептуального понимания и обоснования перспектив социального и духовного развития белорусского общества приобретает на современном этапе особенно большое значение. История учит, что любые нововведения, реформы, не подкрепленные осознанием их необходимости, без мобилизации энергии национального духа, не приводят к ожидаемым результатам. С приобретением суверенитета Беларусью после распада Советского Союза в 1991 году проблемы патриотического воспитания потребовали переосмысления личных ценностей.
С точки зрения изучения специфики ценностного сознания молодые люди представляют значительный интерес как одна из самых мобильных социальных групп в обществе. Исследовательский интерес к студентам определяется не только демографическими, но прежде всего социальными и культурными особенностями данного социального сообщества, что делает его одной из наиболее ресурсоемких социальных групп. И возраст, и образование в условиях современного общества являются важнейшими социальными ресурсами. Нынешняя молодежь является ведущей силой экономических, политических, социокультурных процессов в стране, играет решающую роль в производстве и передаче ценностных структур общества.
Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и улучшения социальных отношений является эффективная государственная молодежная политика, которая рассматривается как самостоятельное направление государства в области социальной -экономическое, культурное и национальное развитие Республики Беларусь.
Молодежь - это та часть общества, которая участвует во всех социальных процессах без исключения, напрямую или через свою семью. Его духовные ценности и установки, нравственный характер оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и социальные программы, на экономические процессы.
Глава 1. Становление и развитие православных ценностей.
1.1 Обзор литературы по теме.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в последние годы в различных областях науки, учебной и методической литературе всё чаще стали употребляться выражения, в которых присутствует определение «нравственный»: нравственное воспитание, нравственные ценности, нравственный мир человека, нравственная сфера и др. Это доказывает актуальность «морально-этической проблематики в условиях современного общества», а также свидетельствует о «стремлении преодолеть “груз” политико-идеологизированного отношения к морали, которое было характерно для советского общества» [6, с. 4].
Различные стороны проблемы формирования нравственных ценностей рассматриваются в работах М.Е. Миновой, Э.А. Мальцевой, О.Г. Лукашова, О.А. Павловской, и др.
Проблема ценностей раскрывается в работах Г. Риккерта, М. Вебера, П. Сорокина, теоретическим построениям У. Томаса и Ф. Знанецкого. В отечественной социологии крупные исследования ценностей и ценностных ориентаций проводились А. Г. Здравомысловым, Н. И. Лапиным, Е. Е. Левановым, А. И. Шендриком и др. В российской социологии проблемами исторического сознания молодежи и связанной с ним проблемы патриотизма и патриотического воспитания занимались Ф.Э.Шереги, Б.А.Ручкин, В.А. Фролов и др. Российские исследователи М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги видят в изучении исторических представлений в первую очередь эффективный инструмент социальной диагностики, который имеет важное значение для прогнозирования политического поведения населения. В.А. Фролов изучает условия формирования и проявления исторического сознания молодежи в социальных практиках. Ж.Т. Тощенко, доктор философских наук, профессор, исходит из понимания того, что историческое сознание и историческая память выступают устойчивыми характеристиками образа жизни людей, определяя их настроения и намерения. Определению сущности патриотизма и его роли в обществе уделили внимание В. А. Кольцов, А. В. Кузнецова, В. К. Левашов, В. В. Макарова, М. И. Матюшкина, С. В. Слукина.
1.2 Система православных ценностей.
Ценности, ценностные ориентации и их системы предопределяют состояние, основные характеристики как общества в целом, так и отдельной личности. Необходимо отметить, что интерес к исследованию ценностной тематики заметно прирастает в кризисные либо же переходные периоды развития каких-либо обществ, связанные не только с изменением в условиях жизни, социальных общественных структур, но и с переоценкой ценностей и ценностных систем. Необходимость во всестороннем изучении ценностей и ценностных ориентаций также обусловлена необходимостью поиска способов и средств воздействия на людей в позитивных для развития общества направлениях для предупреждения и устранения возможных социальных конфликтов. Также огромный интерес представляют и ценностные ориентации молодежи.
Понятие ценности как принципиально важной составной части входит в структуру теорий целого перечня социально-гуманитарных наук - это философия, социология, социальная психология, культурология и др. Термин «ценность» давно и активно используется как в научной литературе, так и в разговорном языке в качестве самого обычного слова наряду со многими иными. В слово «ценность» не вложен строго однозначный смысл: оно используется как синоним множества иных слов (к примеру, как синоним слов «достоинство», «польза», «благо», «заслуга», «стоимость» и т.д.).
Имеются различные подходы к определению понятия «ценность». Например, Э. Дюркгейм концентрировал внимание на вопросе о ценностях и месте их в системе наук. Данный исследователь определял ценности как некие идеалы, которые выступают ключевыми двигателями поведения индивида, на базе которых формируются как отдельно взятые общества, так и целые цивилизации [12, c. 23].
1.3 Основные этапы истории православия в Беларуси.
Беларусь стоит не только на перекрестке европейских дорог. На белорусской земле пересекаются и пути к Богу. Наша страна - толерантное государство, в котором на протяжении веков мирно сосуществуют четыре конфессии: православие, католицизм, иудаизм и ислам. В Беларуси традиции Востока и Запада переплетены, и каждая из религий оставила свой духовный и материальный след в этих местах. В городе Мир, который стал визитной карточкой страны, можно увидеть православную церковь, католическую церковь и еврейскую синагогу. И это не исключение, а правило: культовые сооружения разных конфессий сосуществуют практически во всех городах и населенных пунктах республики. Это объясняется тем, что на протяжении всей истории на территории Беларуси проживало большое количество разных народов, каждый из которых исповедовал свою религию. Так или иначе, народы взаимодействовали друг с другом: они торговали, заключали смешанные браки. Все это способствовало развитию религиозной терпимости, принятию и пониманию норм и обычаев различных религий. Первой из всех мировых религий в Беларусь пришло христианство. Согласно переписи населения, сегодня большинство населения Беларуси составляют православные (около 80%). Вот почему так много святых мест было и остается на территории Беларуси по сей день. Здесь можно прикоснуться к чудесным иконам, прикоснуться к святым источникам и получить новый духовный опыт, посещая церкви и монастыри.
Наиболее ценными архитектурными памятниками являются шедевры древних школ зодчества XI – XII веков (Полоцкий Свято-Софийский собор, Полоцкая Свято-Евфросиньевская церковь, Гродненская Свято-Борисо-Глебская церковь, Витебская Свято-Благовещенская церковь), уникальные храмы оборонного типа (Сынковичская Свято-Михайловская церковь, Мурованская Свято-Рождество-Богородицкая церковь, Камайский костел Святого Иоанна Крестителя) [15, с. 146].
Сосуществование различных религиозных конфессий в Беларуси на протяжении веков определило развитие здесь ряда направлений религиозной архитектуры и изобразительного искусства, основанных на заимствовании лучших достижений. Посещая различные белорусские города, на одной площади можно увидеть католическую церковь, православную церковь, католический сбор, синагогу и даже мечеть, которая дает старые белорусские городки (Ивье, Мир, Мотоль, Поставы) неповторимый колорит.
Глава 2. Православная культура в современном обществе.
2.1 Православные ценности в современном обществе.
Для белорусского народа проблема духовных ценностей всегда была актуальной. Культурные ценности белорусского народа, его духовное наследие на протяжении многих веков служили мощным источником национальной духовности. Несмотря на крайне неблагоприятные внешние и внутренние условия, в течение длительного периода времени белорусскому народу удалось сохранить свои историко-культурные ценности и оригинальные традиции, которые бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение.
С первых дней независимости Беларуси важнейшей задачей, поставленной на уровне государственной политики, было развитие того огромного и бесценного духовного и культурного наследия, которое на протяжении многих веков создавалось предыдущими поколениями. Белорусский народ рассматривает возвращение к духовным источникам народа, его корням и традиционным духовным ценностям как органичный, естественный процесс роста национального самосознания.
Особую роль в жизни современного белорусского общества играет церковь. Это важный морально-этический центр и важный источник человеческих ценностей. В различных социальных слоях и группах общества существует глубокая, постоянно растущая потребность в духовных ценностях, в их поиске и понимании. Церковь помогает дать этот ответ. Он делает большую работу по воспитанию моральных и этических чувств людей, помогая им обрести внутреннюю целостность и интеграцию личности, силы семьи и социальных отношений.
Республика Беларусь как светское демократическое государство признает церковь как важнейший социальный институт, сохраняющий духовные и культурные ценности белорусского народа, как неотъемлемую часть исторического наследия белорусского государства.
2.2 Православие в современной культуре Беларуси.
В Беларуси за последние 10-15 лет произошло бурное возрождение традиций посещения святых мест как паломниками, так и экскурсантами. Были паломнические службы, в том числе действующие при монастырях. Этот процесс развивается, принимает более организованные и всеобъемлющие формы.
Многие паломнические службы строят свои программы таким образом, чтобы лучше знакомить туристов с духовным, религиозным и культурным наследием посещаемых мест. Более того, если исторический и культурный компонент преобладает в светских экскурсиях, то в паломнических поездках вышеупомянутые аспекты тесно связаны с духовным наследием.
Некоторые паломнические службы организуют поездки для нерелигиозных и нецерковных людей, которые хотят познакомиться с духовным и культурным наследием своей страны. Специфика таких поездок заключается в преобладании экскурсионной составляющей, а также в том, что посетители размещаются в отелях, а не в монастырях. На самом деле такие поездки играют миссионерскую роль, облегчая приход людей в лоно православной церкви.
Глава 3 Особенности влияния православных ценностей на современную культуру.
3.1. Организационная структура воскресной школы.
Деятельность воскресных школ на территории Беларуси регламентируется общецерковными документами Русской Православной Церкви:
Образовательная концепция Русской Православной Церкви
(документ принят определением Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2016 года, журнал № 107);
О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви (документ утвержден определением Священного Синода РПЦ от 27.12.2011, журнал № 152);
Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации 09.03.2017;
Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации 09.03.2017;
Рекомендации для специалистов епархиальных отделов религиозного образования и катехизации по планомерному и эффективному проведению аттестации воскресных школ (для детей) 10.10.2016;
Типовой устав воскресной школы [4].
Современные воскресные школы БПЦ подразделяются на три типа:
а) воскресная учебная группа
б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (которая является структурным подразделением религиозной организации Русской православной церкви);
в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
3.2 Основные формы и методы работы воскресной школы.
Наиболее типичными для воскресных школ являются такие направления работы, как катехизическое (просветительское), социальное служение, культурно-образовательное, спортивное
Воскресные школы катехизиса (просветительские) ориентированы в первую очередь на воспитание веры через обучение православной догме и христианской морали. В воскресных школах социального направления дети принимают активное участие в оказании религиозной, образовательной и социальной помощи нуждающимся. Основой деятельности воскресных школ культурно-просветительского направления является художественное творчество. Военно-спортивное направление воскресных школ реализуется через участие детей в спортивных секциях, военизированных мероприятиях [1].
По словам А.В. Агеевой, в зависимости от преобладающего вида деятельности, воскресные школы можно разделить на «богословские», «образовательные», «историко-патриотические», «семейные», «миссионерские», «творческие», «смешанные», «пилигрим», «многопрофильные». Как отмечает исследователь, в воскресных школах богословского типа большое внимание уделяется преподаванию основ богословия: литургического, догматического, сравнительного, нравственного. Школы такого типа встречаются редко, в отличие от «образовательных» воскресных школ, в которых основное внимание уделяется духовному, нравственному и религиозному воспитанию детей и подростков.
3.3 Перспективные направления деятельности воскресной школы.
Педагогический потенциал православной воскресной школы - это набор возможностей, средств и ресурсов, которые обеспечивают естественный вход ребенка в образовательное пространство, удовлетворяя потребности детей в неформальном общении через значимую референтную группу, основанную на ценностях православного традиции, приобретая духовный опыт через наставничество и сотрудничество.
Проанализируем составляющие педагогического потенциала воскресной школы. Под его возможностями понимается материально-техническое оснащение. В качестве средства используются элементы православной традиции - христианские ценности, обряды, праздники, религиозные учреждения, нормы и формы церковной жизни, церковное пение и т. д. Ресурсы - это преподавательский состав и администрация.
Православная воскресная школа имеет педагогический потенциал, который реализуется в следующих условиях. Первым педагогическим условием является учет идей, ценностей и нравственных ориентаций подростков как индикаторов того, что происходит на их уровне сознания при формировании духовного мира. Под духовным миром человека мы подразумеваем мир его ощущений, творческой жизни, степени восприятия культурной жизни, одаренности, его духовных устремлений. Другими словами, духовный мир - это внутренний мир человека.
Вторым из условий реализации педагогического потенциала воскресной школы является то, что ученики приобретают опыт духовной жизни. Духовная жизнь - исполнение заповедей Евангелия, покаяние, борьба со страстями, любовь к соседям, стремление содействовать сохранению высших ценностей (Ситаров, 2012).
Заключение.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В наиболее общем смысле ценности – это социально одобряемые, разделяемые большинством индивидов представления о том, что есть добро, справедливость, романтическая любовь, патриотизм, дружба и т.д.. Это свойства каких-либо явлений, а также идеальных или материальных предметов реальной действительности, которые обладают значимостью для социального субъекта (личностей, групп либо же общества в целом) с позиции удовлетворения потребностей его и интересов. Необходимо отметить, что ценности не могут быть отдельно друг от друга, поэтому всегда образуют особую целостную систему, и фундаментом такой системы ценностей являются нравственные ценности, которые определяют желательный и предпочтительный для индивида, отдельно взятого, или социальной общности, целого общества способ взаимоотношений между людьми («благо», «добро» и «зло», «долг» и «честь», «ответственность» и «счастье»). Понятием, производным от понятия «ценность», выступает словосочетание «ценностные ориентации», представляющее собой более широкое понятие, которое предполагает структурную связь либо же отношения ценностей и какого-либо ценностно ориентированного субъекта (личности или группы личностей), создающее конкретную психологию личности, конкретную социологию среды, где она существует, и представляющее собой некую индивидуальную форму для репрезентации ценности.
Проблема ценностных ориентаций молодежи является актуальной, так как в развитии общества молодежь занимает главную роль и те ценности, которые будут являться первостепенными для молодежи, найдут свое отражение в обществе. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.
1. Агеева, А. В. Церковно-приходские воскресные школы : история возникновения и тенденции развития / А.В. Агеева // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4 : Педагогика. Психология. – 2010. Вып. 3 (18). – С. 58–66.
2. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
3. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. – С. 12-16.
4. Белорусский экзархат Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oroik.by/voskresnaya-shkola/.
5. Багдасарьян, Н.Г. Инновация в ценностных ориентациях студентов / Н.Г. Багдасарьян, Л.В. Кансузян, А.А. Немцов // Социол. исследования. – 2005 – № 4 – С. 125–129.
6. Беляева, Е. В. Ценности повседневной исторической культуры в стабильные и переходные периоды общественного развития / Е. В. Беляева // Культурная память и современные проблемы философии культуры: сб. ст. всеросс. науч. конф. – Саратов: Наука, 2016. – С. 9–15.
7. Бобруйская епархия: официальный сайт [Электонный ресурс]. – Режим доступа: http:// bobreparhiya.by.
8. Вебер, М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / М. Вебер ; пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 448 с.
9. Воскресные школы Беларуси [Электонный ресурс]. – Режим доступа: http://orthoobraz.by/pedagogu/praoslanaya-shkola/duhovnoe-obrazovanie-v-belarusi.
10. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под. ред. профессора К.В.Гавриловец. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
11. Гидденс, Э. Основные понятия в социологии / Э. Гидденс. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 336 с.
12. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика / С.Ю. Дивногорцева. – М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2004. – 260 с.
13. Дюркгейм, Э. Определение моральных фактов / Э. Дюкгейм; пер. с фр. А.Б. Гофмана // Теоретическая социология. Антология: В 2-х ч. / Под ред. С.П. Баньковской. Ч.1. - М., 2002. - С. 11-31.
14. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О.А.Павловская [и др.] ; под ред. О.А.Павловской; Нац.акад.наук Беларуси, Ин-т философии. – Минск : Беларус.навука, 2011. – 451 с.
15. Захарчук, Л.А. Педагогический потенциал белорусской этнокультуры в контексте нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи / Л.А. Захарчук // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 146–150.
16. Зеньковский, В.В., прот. Педагогические сочинения / Сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. – Саранск, 2003. – 320 с.
17. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А.В. Кирьякова. – Оренбург, 1996. – 160 с.
18. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243.
19. Козодаева, Л.Ф. Педагогическая работа по формированию нравственных качеств студентов-дефектологов в процессе добровольческой деятельности / Л.Ф, Козодаева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2013. – Вып. 12 (128). – С. 234-237
20. Котляров, И. В. Государственно-конфессиональные отношения / И. В. Котляров // Бюллетень ЕМАП. – Афины. – 2000. – №2. – С. 31.
21. Котляров, И. В. Православные ценности в современном белорусском обществе: социологический анализ / И.В. Котляров // Проблемы управления. – 2011. – №1 (38). – С. 113-117.
22. Котляров, И. В. Республика Беларусь в конфессиональном измерении / И. В. Котляров, Л. Е. Земляков. – Минск : МИУ, 2004. – 231 с.
23. Лапин, Н.Г. Новые идеи в социологии: монография / Н.Г. Лапин ; отв. ред. Ж. Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 479 с.
24. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи / В.Т. Лисовский. - СПб., 2014. – 112 с.
25. Лукашова, О. Г. Социально-нравственные аспекты формирования правовой культуры белорусской молодёжи / О.Г. Лукашова // Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О. А. Павловская, В. В. Старостенко, Л. Н. Владыковская, О. Г. Лукашова, А. И. Лукашов, О. В. Дьяченко, Т. В. Зайковская, Ю. П. Середа ; под ред. О. А. Павловская . – Мінск : Бел. навука, 2011 . – С. 227-272.
26. Маслов, Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания / Н.В. Маслов. – М. : Самшит-издат, 2006. - 310 с.
27. Маслов, Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики / Н.В. Маслов. – М. : Самшит-издат, 2006. - 510 с.
28. Минова, М. Е. Сущность, структура и функции нравственных ценностей и ценностных ориентаций подростков / М.Е. Минова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 14 З-41 рэдкал. : А. П. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.] ; ДУА «Акад. паслядыплом. адукацыі». – Мінск : АПА, 2016. – 562 с.
29. Моисеенко, В.Г. Менталитет белорусов в контексте патриотического воспитания / В.Г. Моисеенко // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2015. - № 9. - С. – 99-105.
30. Молодежь Беларуси: социальная политика и условия самореализации // Научное издание. – Мн.: ИСПИ, 2014. – 153 с
31. Молодежь и гражданское общество в Беларуси: новое поколение Под редакцией профессора Олега Манаева. – Санкт-Петербург: «Невский простор», 2011 – 346 с. Манаев, О. Молодежь и гражданское общество: белорусский вариант. / О. Манаев. – Мн., 2015. – 54 с. Кучмаева, О. В. Взаимодействие семьи и общества: особенности и перспективы. / О.В. Кучмаева, М.Г. Кучмаев, О.Л. Петрякова. – М.: ФГБОИ ВПО ГАСК. 2012. – 321 с.
32. Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс. – М. : Академический проект, 2018. – 529 с.
33. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг.
34. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л.В. Ракава. – Мінск : Ураджай, 2000. – 111 с.
35. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm.
36. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
37. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
38. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
39. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 288 с.
40. Торхова, А. В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А.Царик, А.С.Чернявская. – Минск : Нац.ин-т образования, 2009. – 120 с.
41. Узгорок, М.Ю. Патриотизм в системе культурных ценностных ориентаций / М.Ю. Узгорок . – Минск : Дикта, 2016. - 2¬28 с.
42. Устройство православного храма и богослужение. (Храмоведение). / составитель: Захарова Л.А. – Пущино, 2010. – 50 с.
43. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов.– Минск : Выш. шк., 2004. – 272 с.
44. Церковнославянский язык. Имяслов. Рабочая тетрадь / Свирепова О.В. [и др.]. – Пущино, 2010. – 50 с.
45. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.
46. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
47. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе : словарь / под ред. А. Г. Козловой. – СПб. : Речь, 2007. – 331 с.
48. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М. : Добросвет, 2008. –225с.
49. Янушкявичене, О.Л. Древо доброе: Учебное пособие по Закону Божию для начальных классов / О.Л. Янушкявичене. – М. : Московский патриархат, 2002. – 50 с.
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 91.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты