Влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Диплом
на тему: «Влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Практическая психология»
2019
251.00 BYN
Влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Практическая психология
Организация: Детский сад №14 г.Барановичи, ГУДО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская)
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М «2Уровень тревожности ребенка»
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретическо-методологические подходы к исследованию влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Тревожность как научно-практическая проблема
1.2 Основные стили родительского воспитания их влияние на формирование личности ребенка
1.3 Родительское отношение: понятие и структурно-содержательная характеристика
1.4 Родительское отношение как фактор тревожности детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Исследование уровня тревожности у детей дошкольного возраста
2.3 Исследование стилей родительского воспитания у родителей детей дошкольного возраста
2.4 Анализ полученных результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Влияние родителей на развитие ребенка чрезвычайно существенно. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем, в общении со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение отношений между родителями и ребенком приводит к формированию различных психологических проблем, в том числе тревожности. Для маленького ребенка семья представляет собой целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Будучи членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, что может оказать на него положительное и отрицательное влияние. В результате ребенок становится либо дружелюбным, открытым, общительным или тревожным, грубым, лицемерным, обманчивым.
В соответствии с новыми тенденциями в системе образования, в том числе дошкольного, изменились требования к обучению и образованию. В настоящее время большое внимание уделяется гармоничному развитию личности ребенка, которое возможно лишь при сохранении здоровья, которое определяется как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключом к образованию, по мнению педагогов и психологов, является концепция психического здоровья, в том числе благополучия в эмоциональной и когнитивной сферах, нервно-психологического состояния, нормального развития характера и формирования личности детей.
В современных социально-экономических условиях на формирование личности оказывают влияние:
А) изменение привычного образа жизни и нравственных ценностных ориентаций,
Б) ухудшение психологического климата в семье, что является причиной роста отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения,
В) увеличение числа малообеспеченных семей,
Г) факторы, ухудшающие здоровье населения,
Д) изменение традиционных ролей в семье, особенно роли женщины,
Е) увеличение числа семей с одним родителем.
Актуальность исследования продиктована изменениями в современной социокультурной среде, связанной с растущими требованиями к достижениям ребенка со стороны родителей, которые, в свою очередь, опосредованы образовательными стандартами, установленными обществом. Эти факторы негативно влияют на психическое развитие и эмоциональное благополучие современных дошкольников.
Ученые отмечают повышение уровня тревожности у детей, что приводит к широкому кругу проблем: тот факт, что человек находится в состоянии развития, значительно усиливает эффект длительного состояния тревожности. Следствием этого влияния может быть нарушение развития отдельных структур и функций и, в конечном итоге, нарушение формирования структуры личности в целом.
Данной проблемой занимались такие зарубежные ученые, как Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсуорт, и др. Влияние неправильных или нарушенных родительских отношений, в частности, материнской депривации изучали такие ученые, как И. Ландгмеер, З. Матейчик, Е. Т. Соколова, Д. Боулби М. Д. Эйнсуорт.
Психологические аспекты тревожности рассматриваются в трудах следующих отечественных ученых, таких как В.М. Астапов (Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии), Г.Ш. Габдреева (Основные аспекты проблемы тревожности в психологии), Н.Д. Левитов (Психическое состояние беспокойства, тревоги), Г.А. Ковалев (Психологическое развитие ребенка и жизненная среда).
Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растет детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
Глава 1. Теоретическо-методологические подходы к исследованию влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Тревожность как научно-практическая проблема
Проблемой исследования тревоги и тревожности занимались известные зарубежные (Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни) и отечественные ученые (В.М. Астапов, Е.А. Волгуснова, А.В. Гуров, А.И. Захаров, Э.В. Зиновьева, А.А. Ковалевская, К.В. Коновалова, А.М. Прихожан).
Наиболее важной и актуальной проблемой, возникающей в практической деятельности человека, являются проблемы, связанные с психическими состояниями. Среди всевозможных психических состояний, которые являются предметом научного исследования, специальное внимание обращает состояние называемое «тревога».
Впервые подчеркнул состояние тревоги Зигмунд Фрейд, который характеризовал это состояние как эмоциональное, проявляющееся в переживании ожидания, неопределенности, чувстве беспомощности [1, с. 95]. В качестве источника опасности при тревоге Зигмунд Фрейд называл величину инстинктивного напряжения, слабость Я, а также его зависимость от Оно и Сверх-Я.
По воззрению К. Хорни, тревога не является необходимым элементом в человеческой психике. К. Хорни считала, что тревога заключается в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. Отсутствие чувства безопасности у ребенка в отношениях с родителями содействует возникновению базальной тревоги. Поэтому причины невротического поведения заложены в нарушенных отношениях между ребенком и родителями [2, с. 154].
Ч. Спилбегрег считает, что «центральным элементом тревоги является чувство угрозы. Состояние тревоги возникает, когда индивидуум воспринимает определенную ситуацию как такую, которая актуально или потенциально опасна» [3, с. 88].
На современном этапе особое место занимает проблема изучения состояния тревоги, которому посвящено колоссальное число работ. Анализ существующих исследований предполагает уточнение и концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности [4, с. 10].
Многозначность в понимании тревоги как психического явления исходит из того факта, что термин «тревога» применяют психологи в различных значениях. Под тревогой понимают и временное психическое состояние, которое возникает под влиянием стрессовых факторов, и фрустрацию социальных потребностей, и главный показатель эмоционального неблагополучия, и свойство личности, и реакцию на представленную угрозу. Широко распространен подход, в соответствии с которым тревога определяется как эмоциональное состояние, проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [5].
Следует различать такие понятия как «тревога», «немотивированная тревожность», «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность».
Термин «тревога» часто используется при описании отрицательного психического состояния, характеризующегося наличием субъективных чувств напряжения, беспокойства, негативного предчувствия и приближается по своему характеру к чувству страха.
К.В. Коновалова отмечает, что «тревога» как состояние в норме испытывается любым здоровым человеком в ситуациях, связанных с предвосхищением отрицательных результатов. Такое состояние появляется, когда человек воспринимает определенную ситуацию или раздражители как несущие актуально или потенциально в себе аспекты угрозы или опасности. Тревога может играть и положительную роль, действуя не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики» [6, с. 254].
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования – установить влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
Чтобы получить надежные результаты исследования, в данном эксперименте приняли участие полные семьи с детьми дошкольного возраста. В исследовании изучались такие процессы: стили родительского воспитания, а также уровень тревожности детей.
Исследование проводилось в ГУДО Детский сад №14 г. Барановичи. Выборку составили дети старшей и подготовительной группы и их родители. Учитывая характер исследования и использование качественной обработки данных, объем выборки детей составил 75 человек, объем выборки родителей составил 75 человек.
Сроки проведения экспериментального исследования – май-сентябрь 2018 года.
Этапы проведения экспериментального исследования:
1) анализ и подбор диагностических методик для исследования;
2) проведение диагностического исследования;
3) обработка и анализ полученных данных.
Для достижения поставленных задач в ходе проведения эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.);
2.Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.);
3. Проективный тест «Определение уровня тревожности» (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена);
4. Анкета по выявлению тревожного ребенка. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
5. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А.М.)
Все эти методики отвечают требованиям валидности и надежности, отвечают психодиагностическим требованиям.
1. Для определения стиля родительского воспитания использовался опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным. Приложение А
Это психодиагностический инструмент, предназначенный для выявления родительского отношения.
Опросник состоит из 61 утверждения, каждое из которых испытуемым принимается или отклоняется.
«Ключ» к опроснику
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).
2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская). Приложение Б.
Назначение методики: предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на современном этапе проблема тревоги и тревожности рассматривается в различных аспектах: тревога как состояние; тревожность как свойство личности, которое предрасполагает к переживанию тревожного состояния в различных ситуациях; процесс переживания тревоги; тревожность как стабильная личностная особенность. Тревожность бывает ситуативной (эмоциональное переживание) и личностной (черта личности). Тревожность может быть вызвана различными причинами.
Родительские отношения к воспитанию ребенка в каждой психологической школе изображаются разными понятиями и терминами, которые определяются первоначальными теоретическими позициями авторов (К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, Д. Бомринд и так далее).
Проблемой изучения стилей родительского отношения занимались многие классики педагогической, возрастной, клинической психологии. В работах родительское отношение к ребенку анализируется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода, тем не менее, специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Все факторы возникновения тревожности можно подразделить на три группы: природные, генетически обусловленные (особенности нервной системы); индивидуальные, связанные с какими-либо личными переживаниями (внутриличностный конфликт, негативный эмоциональный опыт); социальные, связанные с межличностными отношениями с окружающим миром и другими людьми. Возникновение тревожности у дошкольников может быть обусловлено различными факторами.
Причины тревожности у детей дошкольного возраста разные, но основной причиной является семья. Тревожностью обладают неуверенные в себе детьми с неустойчивой самооценкой. Тревожность у детей проявляется в поведении, в общении со сверстниками и взрослыми. У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивым свойством характера и при подобающей коррекции ее можно уменьшить. Для этого необходимо: повысить самооценку ребенка; научить его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; обучить родителей тревожного ребенка правилам поведения с ним.
Корреляционный анализ позволил установить статистическую связь на уровне значимости p≤0,01 между уровнем высокой тревожностью у дошкольников и воспитанием по типу «маленький неудачник». Установлено, что высокая тревожность дошкольников связана с высокой эмоциональной дистанцией родителей (r=0,457 при p≤0,05), так же она связана с отсутствием сотрудничества родителей с детьми (r= 0,422 при p≤0,05); высокая тревожность дошкольников связана с непоследовательностью родителей (r= 0,394 при p≤0,05).
При этом, низкая тревожность дошкольников связана с принятием ребенка родителями (r= -1,232 при p≤0,01); низкая тревожность детей дошкольного возраста связана с воспитанием по типу кооперация (r= -1,007 при p≤0,01); низкая тревожность дошкольников связана с воспитанием по типу симбиоз (r= -4,233 при p≤0,01).
Следовательно, гипотеза исследования о том, что существует связь между стилем родительского поведения и уровнем склонности к рискованному поведению у подростков, подтвердилась.
1. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
2. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 464 с.
3. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
5. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России. – 2012. – №6. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php
6. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
7. Пацявичус, И.В. Эмоциональность и самооценка организации деятельности / И. В. Пацявичус // Вопросы психологии. – 1985. – №4. – С. 134-140.
8. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 94-106.
9. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – № 2. – С. 72-79.
10. Неймарк, М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе / Н.С. Неймарк // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. – С. 277-332.
11. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность. – СПб., 2001. – С. 12-18.
12. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 80 с.
13. Изард, К.Э. Страх и виды тревожности / К. Изард // Тревога и тревожность. – М.: Питер, 2011. – 123-144 с.
14. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110.
15. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
16. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Тревога и тревожность. – М.: Питер, 2011. – С. 388-395.
17. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32-39.
18. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
19. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996. – 312с.
20. Фром, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Высшая школа, 2012. – 272 с.
21. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.
22. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 414.
23. Смирнова, Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) / Е.О. Смирнова, Р. Радева // Вопросы психологии. – 1999. – №1. – С. 105-110.
24. Баумринд, Д. Практическая психология / Д. Баумринд. – М., 1995. – 411 с.
25. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения / А.Я. Варга. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 32 с.
26. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2005. – 176 с.
27. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 308 с.
28. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Аспект-Плюс, 1992. – 324с.
29. Ковалев, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – № 3. – С. 13-19.
30. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М.: 1986. – 261 с.
31. Матейчек, З. Родители и дети. Книга для учителя / З. Матейчек. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
32. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
33. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 742 с.
34. Захаров, А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей / А.И. Захаров. – Л.: Изд-во ЛПМИ, 1976. – 154 с.
35. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 2000. – 583с.
36. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для вузов / С.В. Мухина. –11-е изд., перераб., доп. – М.:Академия, 2007. – 640 с.
37. Варга, А.Я. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания / А.Я. Варга. – М.: «Прагматика культуры», 2006. – 640 с.
38. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская // Семья и формирование личности. – 1981. – №3. – С. 38-44.\
39. Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта / В.И. Гарбузов. – СПб.: КАРО, 2015. – 296 с.
40. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Москва: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1998. – 362 с.
41. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
42. Саготовская, Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Саготовская. – Томск, 1971. – 64 с.
43. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
44. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании: уч. пособие для студ. высш. и средн. пед. уч. завед / П.Ф. Каптерев. – М.: Изд-во «СКТ», 2000. – 168 с.
45. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. – Самара: СИПКРО,2001. – 132 с.
46. Балинский, И.М. Лекции по психиатрии / Под ред.: Н.И. Бондарева, Н.Н. Тимофеева. – Л.: Медгиз, 1958. – 216 с.
47. Сикорский, И.А. Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстрированном изложении / И.А. Сикорский. – 2-е изд., существенно доп. – Киев: тип. С.В. Кульженко, 1912. – 770 с.
48. Зачепицкий, Р.А. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов / Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева. – Ленинград: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1960. – 40 с.
49. Файнберг, С.Г. Предупреждение неврозов у детей / С.Г. Файнберг. – Алма-Ата: Казахстан, 1985. – 76 с.
50. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – М.: Издательство: «ИОИ», – 2017. – 176 с.
51. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 426 с.
52. Фридман, Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей / Л.М. Фридман. – М., 1999. – 203 с.
53. Мазурова, Н.В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н.В. Мазурова, Ю.А. Трофимова // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – № 3, Т. 12. – С. 115-118.
54. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
55. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2007. – 783 с.
56. Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. – Воронеж: 2003. – 928 с.
57. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется документ, выполненный в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская)
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М «2Уровень тревожности ребенка»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты