Организация смотров - конкурсов любительского хорового искусства
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Организация смотров - конкурсов любительского хорового искусства»
по дисциплине: «Менеджмент социокультурной деятельности»
2019
168.00 BYN
Организация смотров - конкурсов любительского хорового искусства
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Менеджмент социокультурной деятельности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе имеются только 2 главы
Поделиться
Введение
Глава 1 теоретико – методические основы изучения организации конкурсов
1.1 Понятие и типология конкурса: обзор литературы по теме исследования
1.2 Специфика организации смотров-конкурсов и их функции в системе социально-культурной деятельности
Глава 2 смотр-конкурс в системе любительского хорового искусства
2.1 Любительское хоровое искусство: понятие, типология, особенности организации
2.2 Организация смотра-конкурса любительских хоровых коллективов «Песенный хоровод»
Заключение
Список использованных источников
Приложение а swot-анализ по методике Э.Б. Гусева
Введение.
Музыкальные связи являются древнейшей формой творческого общения людей. Сегодня связи в области музыки – одно из наиболее массовых и эмоционально наполненных проявлений культурного обмена людей всех рас и национальностей, различной религиозной, профессиональной, возрастной, социальной принадлежности. Такое активное участие в музыкальном обмене определено самой природой музыки.
Спецификой данного направления культурного обмена является обширная аудитория и большое эмоциональное воздействие на слушателей и зрителей. Музыкально-исполнительское искусство обладает исключительными возможностями в формировании позитивного образа страны, народа, и может являться мощным инструментом в современных международных отношениях. Глобализация, прозрачность границ, информационный прогресс ставят сегодня задачу тесного взаимодействия национальной культуры с культурами других государств, придают культурным связям Беларуси большую значимость.
Музыка, как и многие аспекты культуры, не может существовать в ограниченном пространстве какого-либо социума, народа или государства. Выдающиеся музыканты, путешествуя по всему миру с концертами, активно общаясь друг с другом в рамках различных конкурсных проектов, фестивалей и гастролей, совместных мероприятий, могут завоевать репутацию не только в своей стране, но и на мировом уровне. Именно для этой цели и существует система музыкальных смотров-конкурсов, которые, кроме всего прочего, являются еще и системой отбора для исполнителей.
Одной из наиболее распространенных форм музыкальных связей, их неотъемлемой частью являются музыкальные смотры конкурсы. Они расширяют возможности для контактов, а также способствуют формированию имиджа коллектива и повышают его профессиональный уровень. Среди множества проявлений музыкального творчества стоит выделить любительское хоровое искусство, которое занимает особое место, так как оно располагает большими потенциальными возможностями нравственно-эстетического воспитания многочисленных любителей хорового пения и массы их слушателей.
В условиях динамичного развития современного общества, когда требуется всестороннее развитие личности и удовлетворение ее интересов к досугу и творчеству, хоровая самодеятельность создает благоприятные и объективные предпосылки самостоятельного художественного творчества народа, формирования здоровых потребностей и высоких эстетических вкусов. В процессе творчества в рамках хорового коллектива развиваются не только творческие способности участников хоровой самодеятельности, но и такие необходимые качества для жизни, как память, мышление, сознание, воображение и др. Поэтому социальная потребность в дальнейшем развитии хоровой самодеятельности исключительно велика.
Глава 1 Теоретико – методические основы изучения организации конкурсов.
1.1 Понятие и типология конкурса: обзор литературы по теме исследования.
Конкурсная деятельность представляет собой сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации личности. Конкурсы как явление социально-культурной жизни отличаются особой атмосферой праздника. Они ориентированы на представление творческой деятельности лучших художественных коллективов и исполнителей. Основная задача этих мероприятий – внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.
Конкурс как форма творческой деятельности на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания. Конкурсная деятельность сопровождает человеческое общество с самых древних времен и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. «С одной стороны конкурсная деятельность формирует социокультурную сферу жизни общества, а с другой стороны действует в соответствии с ней» [5, с. 36]. Таким образом, это своего рода непрерывный двухсторонний процесс, который обеспечивает перманентную актуальность праздника для общества.
Специфика конкурсной деятельности такова, что она является отражением культурной жизни общества определенной эпохи. Анализ эмоциональной и психологической составляющей конкурса выявляет его личностные аспекты. Каждая эпоха имеет свой неповторимый культурный облик, свой набор ценностей и норм, что непосредственно отражается в конкурсной деятельности.
Слово «конкурс» имеет латинское происхождение (concursus). «Конкурс – это соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу» [16, с. 28]. В процессе конкурса определяется самый лучший претендент на победу (конкурсант), или лучшие претенденты на победу (конкурсанты), в соответствии с правилами, определенными перед началом проведения процесса.
Музыкальный конкурс представляет собой соревнование музыкантов, с целью определения лучшего конкурсанта в своей сфере, приводящееся на заранее объявленных условиях [25, с. 267]. Впервые музыкальные конкурсы появились в V веке до нашей эры в Афинах. Традиция проведения конкурсов очень быстро распространилась и получила наибольшее развитие в Древнем Риме. «Около 590 до н.э. в Делфте появились соревнования, которые носили название Пифийских игр, где состязались не только музыканты, но и поэты и атлеты. Победители Пифийских игр награждались лавровыми венками и носили звание «дафнофоров» (несущих лавры)» [2, с. 173].
1.2 Специфика организации смотров-конкурсов и их функции в системе социально-культурной деятельности.
Организация смотров-конкурсов представляет собой комплекс мероприятий, реализующихся в определенной последовательности, направленных на достижение успешного результата. На начальном этапе реализации смотра-конкурса необходимо обосновать идею данного проекта, а также определить цели и задачи, осуществить поиск возможных средств и методов их решения.
Рассмотрим более подробно каждый их этапов деятельности по проектированию и организации смотров-конкурсов.
1. Обоснование идеи и названия смотра-конкурса.
Речь идет о том, что смотр-конкурс, исходя из его целей и задач, должен иметь конкретную идею, которая выражается в его названии. Исследователи отмечают, что «название смотра-конкурса должно отражать его сущность и соответствовать идее и жанровой направленности проекта» [17, с. 96].
2. Определение инициатора организации и проведения смотра-конкурса.
В качестве инициатора смотра-конкурса может выступать как юридическое лицо, так и физическое. В качестве физических лиц моно отметить меценатов и общественных деятелей. Зачастую организаторами смотров-конкурсов могут являться просто заинтересованные люди, которые имеют посредственное отношение к искусству. Они могут проявлять интерес к определенным видам творческой деятельности и организовать конкурс из личных побуждений. Как правило, такие проекты являются единовременными и могут быть осуществлены при условии наличия определенных финансовых средств физического лица. Также в рамках государственной системы конкурсов и фестивалей данные проекты реализуются на местном уровне.
В настоящее время наиболее развита практика организации конкурсов, где в качестве инициатора выступает государственные или частные организации. В качестве таких организаций можно отметить: общественное объединение, театрально-зрелищное предприятие, государственный орган, организации культуры и др. Как правило, смотры-конкурсы, которые претендуют на долговременность, организуются именно юридическими лицами. Это связано с особенностями оформления нормативно-правового сопровождения проекта, а также возможностей постоянного финансирования конкурса. Так, наиболее масштабные конкурсы, особенно международные, реализуются на государственном уровне. Стоит отметить, что в настоящее время широко распространилась практика организации частных конкурсов, которые также могут носить статус международных и являться достаточно престижными. Инициатор конкурса является главным и определяющим лицом проекта.
Глава 2 Смотр-конкурс в системе любительского хорового искусства.
2.1 Любительское хоровое искусство: понятие, типология, особенности организации.
Любительское искусство – глубоко своеобразное явление художественной культуры. «Своеобразие это определяется, в конечном счете, ее субъектом – особой исторической формой индивида, которая предполагает вполне определенный способ участия человека в социально-культурной практике» [3, с. 16]. Любительское творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством воспитания, но и средством художественно-творческого развития личности. В настоящее время самой распространенной формой любительского творчества является художественная самодеятельность. Художественная самодеятельность – одна из форм народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей – индивидуальных любителей или коллективов.
Развитие художественной самодеятельности, в том числе и хоровой, началось с 1926 г., когда состоялась Первая конференция по вопросам музыкально-просветительской работы. На ней впервые был поставлен вопрос о создании массовой музыки и массовой песни, близкой народу. В репертуаре хоровой самодеятельности зазвучали новые произведения на современную тему. Это были хоры Д. Васильева-Буглая в жанре «агитмузыки», хоровые песни А. Давиденко, В. Белого, Б. Шехтера, М. Коваля, А. Александрова, И. Дунаевского, братьев Д. и Дм. Покрасс, В. Захарова, А. Новикова, В. Соловьева-Седого.
В 1929 г. был создан Центральный Дом самодеятельного искусства. Постепенно закладывались и укреплялись организационные и методические основы хоровой самодеятельности. Большую роль в дальнейшем развитии хоровой самодеятельности сыграло Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Появилась возможность развернуть среди участников самодеятельности серьезную учебно-воспитательную работу. Благодаря овладению музыкальной грамотой, профессиональными навыками и специальными знаниями многим коллективам удалось решение сложных художественно исполнительских задач. Росли контакты хоровой самодеятельности с музыкальными учебными заведениями, с деятелями профессионального хорового искусства. Хоровая самодеятельность становится мощным стержнем музыкально-эстетического воспитания народа.
Однако, несмотря на активное развитие хорового любительского творчества, анализ теоретической литературы выявил недостаток комплексных исследований в этой области. Некоторые его аспекты изучались с позиции хороведения, искусствоведения, а также в рамках изучения деятельности клубной системы. В области изучения хороведения наметилось три направления: история хоровой культуры, хоровая теория, методика работы с хором.
2.2 Организация смотра-конкурса любительских хоровых коллективов «Песенный хоровод».
Краткое описание проекта.
Название проекта: «Песенный хоровод»
Вид проекта – краткосрочный, комплексный.
Тип проекта – культурный.
Место проведения: Дом культуры ОАО «Интеграл» г. Минск.
Сроки выполнения: с 18 февраля по 17 марта 2019г.
Начало проекта: 18.02.2019 г.
Общий срок реализации проекта: около 1 месяца.
Проект будет окончательно реализован в марте 2019 г.
Предварительный бюджет: около 3.420 бел. руб.
Заказчик – Отдел культуры Минского городского исполнительного комитета.
Исполнитель: Организационный комитет Дома культуры ОАО «Интеграл»
Задачи проекта.
В процессе разработки проекта были выполнены следующие задачи:
1) подготовка рекламы проекта, разработка афиши, пригласительных билетов на показ;
2) разработка бизнес-плана;
3) SWOT-анализ;
4) фандрайзинг;
5) анализ нормативно-правовой базы РБ для проведения конкурса.
Методы реализации проекта:
1) подготовка пакета нормативно-правовых документов;
2) формирование материально-технической базы;
3) заключение договоров с партнерскими организациями;
4) информационная кампания;
5) реализация проекта;
6) подведение итогов;
7) распространение результатов (ролики соц. рекламы, афиши, баннеры, видео-отчет).
Заключение.
В ходе работы были рассмотрены понятие и типология конкурса. Обзор литературы по теме исследования показал, что слово «конкурс» имеет латинское происхождение (concursus). Конкурс – это соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Конкурсная деятельность сопровождает человеческое общество с самых древних времен и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. Конкурсы различных видов искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом, благодаря чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целым регионам. Типология конкурсов может быть различна, в зависимости от жанровой и видовой направленности, места проведения, статуса конкурса, источников финансирования, художественной концепции. Формы организации и проведения конкурсов, их регламент, периодичность, художественное содержание могут быть совершенно разными.
В ходе работы была рассмотрена специфика организации смотров-конкурсов и их функции в системе социально-культурной деятельности. Организация смотров-конкурсов представляет собой комплекс мероприятий, реализующихся в определенной последовательности, направленных на достижение успешного результата. Процесс организации и реализации смотра-конкурса включает следующие этапы:
обоснование идеи и названия смотра-конкурса;
определение инициатора организации и проведения смотра-конкурса;
сегментация и характеристика целевой аудитории и контактных групп;
постановка целей и задач смотра-конкурса;
проектное обоснование основных событий и ритуала смотра-конкурса;
организация работы оргкомитета (инициативной группы);
финансовое обеспечение смотра-конкурса и установление связи со спонсорами;
материально-техническое обеспечение;
установление связи с различными учреждениями, общественными организациями, творческими коллективами;
позиционирование смотра-конкурса, инициаторов проекта и организация рекламы;
организация репетиций;
проведение смотра-конкурса;
анализ проведенного мероприятия.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. А. Аванесова. – Москва: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Александрова, Н. В. История зарубежной музыки от древности до середины XVIII века / Н. В. Александрова, Т. И. Болеславская. – Мн., 2006. – 173 с.
3. Алексеев, Э. Социологические аспекты изучения музыкального фольклора / Э. Алексеев. – Алма-Ата:Наука, 1978. – 92 с.
4. Алексеева, Е. Праздник как средство массовых коммуникаций / Е. Алексеева // Новое время. – 2004. – № 7. – С. 15-18.
5. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: монография / Г. С. Альтшуллер. – М.: Наука, 1979. – 175 с.
6. Анисимов, А. И. Работа с самодеятельным хором / А. И. Анисимов. – М.: Искусство, 1938. – 83 с.
7. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академия, 2012. – 192 с.
8. Асафьев, Б. В. Хоровая культура / Б. В. Асафьев, – Л.: Музыка, 1968. – 139 с.
9. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве / Б. В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1980. – 212 с.
10. Бакланова, Т. И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Т. И. Бакланова. – Москва, 1979. – 23 с.
11. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 944 с.
12. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В. А. Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 3-11.
13. Велединский, В. Г. Развитие самодеятельного художественного творчества в трудовом коллективе: дис. ..канд.пед.наук: 13.00.05 / В. Г. Велединский. – Ленинград, 1984. – 274 c.
14. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ: рабочая тетрадь / Т. И. Гальперина. – Москва: Совет. спорт, 2007. – 131 с.
15. Генкин, Д. М. Социально-педагогические основы массового праздника: дис. ..д-ра пед. наук: 13.00.05 / Д. М. Генкин. – 1981. – 359 с.
16. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Демченко // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК РФ, 1996. – 49 с.
17. Диевский, В. А. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / В. А. Диевский, И. А. Малышева. – СПб.: Планета Музыки, 2012. – 160 c.
18. Долинова, К. Б. Самодеятельное творчество – путь формирования творческой личности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / К. Б. Долинова. – Ленинград, 1976. – 18 с.
19. Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: дис. . канд. пед. наук / С. Л. Емельянцев. – СПб, 1999. – 172 с.
20. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А. Д. Жарков. – Москва: МГУКИ, 2007. – 480 с.
21. Завершинский, К. Ф. Культура и культурология в жизни общества: учеб. пособие / под ред. В. П. Большакова. – Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 289 с.
22. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры / В. П. Ильин. – М.: Советский композитор, 1985. – 227 с.
23. Капустин, Ю. В. Музыкант исполнитель и публика /Ю. В. Капустин. – Ленинград: Музыка, 1985. – 160 с.
24. Кеериг, О. П. Хороведение: учеб. пособие / О. П. Кеериг. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 350 с.
25. Келдыш, Г. В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г. В. Келдыш. – Москва: «Сов. Энциклопедия», 1990. – 671 с.
26. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник для студ. вузов /Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников; МГУКИ. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с.
27. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Коленько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 370 c.
28. Коробейникова, Е.Ю. Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития электронного музыкального творчества детей и юношества / Е. Ю. Коробейникова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2015. – 354 с.
29. Котлер Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер. – Москва: «Классика-XXI», 2004. – 688 с.
30. Кустов, Ю. П. Управление самодеятельным хоровым коллективом: учеб пособие / Ю. П. Кустов, В. Ф. Чабанный. – Л.: ЛГИК, 1984. – 81 с.
31. Назаров, И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования / И. Т. Назаров. – Ленинград: Музыка, 1969. – 134 с.
32. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – Москва: МГУКИ, 2010. – 158 с.
33. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. – М.: Инфра-М, 2017. – 320 c.
34. Подаева, Н. Г. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учеб. пособие / Н. Г. Подаева, М. В. Подаев. – СПб.: Планета Музыки, 2010. – 384 c.
35. Поливаев, О. И. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. – СПб.: Планета Музыки, 2013. – 544 c.
36. Савшинский, С. Пианист и его работа / С. Савшинский. – Москва: Классика-ХХ1, 2002. – 244 с.
37. Смирнова, Е. И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.05 / Е. И. Смирнова. – Ленинград, 1988. – 35 с.
38. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Е. И. Григорьева. – Москва: Тамбовский гос. у-т им. Г. Р. Державина, 2002. – 504 с.
39. Тульчинский, Г. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / Г. Тульчинский, С. Герасимов, Е. Лохина. – Санкт-Петербург: «Ланъ», 2010. – 386 с.
40. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – СПб.: Планета Музыки, 2013. – 544 c
41. Хоровая самодеятельность как средство воспитания: сб. ст.; науч. ред. П. П. Левандо, Д. Н. Ардентов. – Л.: ЛГИК, 1981. – 183 с.
42. Цукерман, B. C. Народная культура как социальное явление: автореф. дис. … д-ра филос. наук: 24.00.01 / В. С. Цукерман. – Свердловск, 1984. – 39 с.
43. Чабанный, В. Ф. Психолого-педагогические условия управления самодеятельным хоровым коллективом: дис. ..канд.пед.наук: 13.00.05 / В. Ф. Чабанный. – Ленинград, 1976. – 235 с.
44. Шамина, Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л. Шамина. – М.: Музыка, 1988. – 176 с.
45. Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.
46. Шеремет, А. Методика финансового анализа: учебник / А. Шеремет. – Москва: «Инфра», 2011. – 456 с.
47. Шульпяков, О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Шульпяков. – Москва: Музыка, 1986. – 98 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе имеются только 2 главы
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты