Расследование преступлений связанных с торговлей людьми
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Расследование преступлений связанных с торговлей людьми»
по дисциплине: «Уголовное право»
2019
251.00 BYN
Расследование преступлений связанных с торговлей людьми
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Уголовное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
Введение
1 Уголовная ответственность за торговлю людьми
1.1 Ответственность за торговлю людьми в международном праве
1.2 Уголовно-правовая характеристика торговли людьми (ст. 181 УК)
1.3 Анализ квалифицирующих признаков торговли людьми
1.4 Проблемные вопросы правоприменительной практики по делам о торговле людьми
2 Этапы расследования торговли людьми
2.1 Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании торговли людьми с целью трудовой эксплуатации
2.2 Типичные следственные ситуации
2.3 Особенности последующего этапа расследования
3 Особенности проведения следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия по делам о торговле людьми и особенности проведения отдельных следственных действий
3.1 Особенности проведения следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия по делам о торговле людьми
3.2 Особенности проведения отдельных следственных действий
Заключение
Список использованных источников
Введение
Торговля людьми является одним из наиболее опасных глобальных вызовов современности и считается грубейшим нарушением основополагающих прав человека. По разным оценкам, ежегодно жертвами этого преступления становятся сотни тысяч людей. Противодействие торговле людьми, незаконной миграции и другим, связанным с ними противоправным деяниям является одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов Республики Беларусь, по защите национальной безопасности, обеспечению прав человека и основных свобод. За короткое время в Беларуси с учетом передового международного опыта разработано национальное законодательство, направленное на ликвидацию торговли людьми, в рамках государственных программ по противодействию торговле людьми и нелегальной миграции реализован широкомасштабный комплекс мер по повышению эффективности противодействия угрозе трафикинга и обеспечение безопасности населения страны. Национальные меры по пресечению трафикинга способствовали тому, что борьба с торговлей людьми стала одним из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене. Активность Беларуси в данной сфере, подкрепленная рядом действенных мер на национальном уровне, позволила нашей стране завоевать на международной арене репутацию признанного лидера борьбы с трафикингом. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы дипломной работы. В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества, и в борьбе с этим явлением в нашей стране уже достигнут существенный прогресс, она имеет достаточно серьезное значение и ей уделяется приоритетное внимание. Также стоит отметить, что нельзя сказать о том, что белорусский законодатель учел все квалифицирующие признаки торговли людьми и установил ответственность, повышенную при их наличии. К примеру, в отличие от российского уголовного законодательства, белорусский УК не предусматривает повышенной уголовной ответственности за торговлю людьми, совершенную в отношении заведомо для лица зависимого лица. Данный пробел, по нашему мнению, должен быть устранен. Цель работы – исследование методики расследования торговли людьми, анализ этапа расследования, разработка криминалистической модели преступной деятельности, осуществляемой преступными группами. Объект исследования – организованная преступная деятельность и деятельность субъектов, которые отвечают за раскрытие и расследование преступлений в сфере торговли людьми, совершаемых преступными группами. Предмет исследования – совокупность организационных и тактических приемов расследования преступлений, и закономерностей возникновения, и развития преступной деятельности, осуществляемой организованными преступными группами, обуславливающих формирование и решение организованных и тактических задач деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере торговли людьми.
1 Уголовная ответственность за торговлю людьми
1.1 Ответственность за торговлю людьми в международном праве
Важно отметить, что действия, связанные с торговлей людьми, обладают высоким уровнем латентности. Между тем, несмотря на отсутствие достоверных статистических данных, эксперты Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе едины в том, что данный феномен приобретает все более серьезный характер и охватывает все большее количество людей по причине роста организованной преступности [1, с. 34]. Многие нормы международного права обязывают государства предусмотреть в национальном законодательстве меры, пресекающие действия, низводящие людей до состояния рабов. Так, статья 4 Всеобщей декларации прав человека запрещает рабство и работорговлю во всех видах [2]. Аналогичное положение содержится в статье 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года [3], в статье 2 Женевской конвенции о рабстве от 25 сентября 1926 года [4]. Дополнительная Женевская конвенция об упразднении рабства от 7 сентября 1935 года требует от стран-участниц не только упразднения рабства и работорговли, но и устранения любых институтов и обычаев, сходных с рабством. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 года обязует государства подвергать наказанию действия лиц, связанных с эксплуатацией проституции [5]. Статья 35 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года требует от государств-участников принятия необходимых мер для предотвращения торговли детьми [6]. Названные положения соблюдаются далеко не всеми странами-участницами международных договоров. Например, в действующих уголовных кодексах Швеции, Франции нет норм, предусматривающих уголовную ответственность за торговлю людьми. Однако нельзя не видеть, что в современном мире торговля людьми приобрела транснациональный характер. И прежде всего государства Западной Европы являются активными «потребителями» живого товара. В законодательстве этих стран рассматриваемая проблема решается в основном в рамках борьбы с проституцией и нелегальной миграцией. В некоторых государствах данного региона законом предусмотрены уголовно-правовые средства, направленные на борьбу с торговлей людьми. Однако криминализация такого рода поведения либо ограничена достаточно узким аспектом, либо сформулирована весьма неопределенно. Так, в статье 222 УК Испании 1995 года установлена ответственность за куплю-продажу ребенка лицом, которое обязано принимать меры по его охране или защите. Но в действующем УК Испании это преступление рассматривается как посягательство против семейных отношений, и криминальное поведение существенно ограничивается двумя обстоятельствами: возрастом потерпевшего (это должен быть малолетний ребенок) и целью посягательства (передача ребенка за плату должна быть осуществлена для установления с ребенком отношений, аналогичных родству) [7, с. 73]. Необходимо отметить, что положения Женевской конвенции о рабстве, принятой в 1926 году, во многом устарели. «Современное рабство» характеризуется изощренностью способов передачи человека для эксплуатации, оно стало одной из составляющих деятельности организованной преступности и требует иных, более гибких правовых решений. Нет однозначного решения данной проблемы и в уголовном праве стран Центральной и Восточной Европы. В законодательстве многих стран этого региона не предусмотрено даже нормы, устанавливающей уголовную ответственность за торговлю человеком (Болгария. Латвия и т.д.). Вместе с тем, по данным Международной организации по миграции, Албания, Болгария, Венгрия, Словакия, Чешская Республика, Польша, Румыния, Беларусь, Украина, Россия и другие являются основными странами-донорами, из которых вывозится живой товар [8, с. 41]. Определенных успехов в сфере уголовно-правовой борьбы с торговлей людьми добились правоохранительные органы Республики Польша. Статья 253 УК Республики Польша предусматривает уголовную ответственность за торговлю людьми даже с их согласия [9, с. 88]. Для государств-участников СНГ существует положение, изложенное в статье 169 Модельного Уголовного Кодекса, которое рекомендует осуществлять уголовное преследование лишь за действия, направленные на совершение продажи или купли несовершеннолетнего, в какой бы форме они ни производились [10]. Рекомендация Модельного УК была воспринята, в частности, российским законодателем. В статье 152 УК Российской Федерации с некоторыми редакционными уточнениями предусмотрена уголовная ответственность за торговлю несовершеннолетним [11]. Видимо, такой подход объясняется необходимостью выполнения требований положений статьи 35 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, которая обязывает государства-участников к принятию необходимых мер для предотвращения торговли детьми в любых целях и в любой форме. Однако есть и иные обязательства, вытекающие из положений других международных документов. Так, согласно статье 6 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года государства-участники принимают соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения любых видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин [12]. Декларация о правах умственно отсталых лиц провозглашает право умственно отсталого лица на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. Декларация о правах инвалидов требует защиты инвалидов, от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный и унижающий характер. В соответствии с требованиями Конвенции об упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 года запрещается использовать принудительный или обязательный труд в форме долговой кабалы и крепостной зависимости [13].
2 Этапы расследования торговли людьми
2.1 Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании торговли людьми с целью трудовой эксплуатации
Наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения). Исходя из способа совершения преступления, действия обвиняемых по вовлечению, перемещению и трудовой эксплуатации людей могут быть квалифицированы по различным статьям УК: 181 «Торговля людьми»; 1811 «Использование рабского труда»; 182 «Похищение человека»; 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей». Уголовно-правовая квалификация деяния зависит от того, какие обстоятельства его совершения будут установлены в ходе расследования. Изучение уголовных дел показывает, что в практике нередки случаи, когда некачественное доказывание наличия общественно опасного деяния (времени, места, способа и других обстоятельств его совершения) на предварительном следствии ведет к переквалификации судами преступлений в сторону уменьшения их общественной опасности, оправданию обвиняемых по некоторым из вменяемых статей УК за отсутствием в деянии состава преступления. Основные ошибки, допускаемые при доказывании наличия общественно опасного деяния в ходе предварительного расследования, связаны с недостаточно полным и всесторонним установлением обстоятельств совершения противоправных действий на различных этапах механизма торговли людьми: вовлечения, перемещения и эксплуатации. Устранение указанных недостатков (пробелов) в доказывании возможно, по нашему мнению, при условии максимальной детализации и конкретизации предмета доказывания. Исходя из изложенного и базируясь на сведениях криминалистической характеристики о механизме преступления, собранных в ходе исследования, полагаем целесообразным при доказывании наличия общественно опасного деяния по делам рассматриваемой категории установить круг следующих обстоятельств. Время, место и способ вовлечения. При доказывании того факта, что страна, в частности Республика Беларусь, является страной происхождения «живого товара», следует учитывать, что проведению непосредственной вербовочной беседы предшествует стадия подыскания потенциальных жертв, которая в большинстве случаев (82 % опрошенных пострадавших) реализуется в форме прямого индивидуального подыскания, то есть не публично. Поэтому для доказывания имевшей место вербовки (вовлечения) в случаях самостоятельного обращения потерпевших к вербовщику важно учитывать, что прямое индивидуальное подыскание может выражаться не только в форме «активного поиска», но и в форме «пассивного рекламирования» трафикером своих услуг через знакомых. Необходимо установить, откуда, каким образом, и какого рода информацию относительно возможности выезда за рубеж получил потерпевший. Каковы время, место и обстоятельства знакомства вербовщика с потерпевшим. Когда, где, через какой промежуток времени после знакомства, при каких обстоятельствах и под каким предлогом было предложено выехать за рубеж. Способы обмана (злоупотребления доверием) и принуждения (иные средства воздействия), применяемые на этапе вовлечения. Данное обстоятельство предполагает установление приемов, используемых преступниками для получения согласия потенциальной жертвы на выезд либо подавления (нейтрализации) ее воли. Обман может быть полным либо частичным. В этой связи подлежит установить, какая конкретно работа, в какой сфере, на каких условиях и за какую оплату предлагалась. Имело ли место злоупотребление доверием потерпевшего, в чем оно выразилось. Когда потерпевший узнал о действительном характере работы либо целях поездки. В случаях отказа потерпевшего на выезд, какие средства психического либо физического воздействия применялись. Злоупотребление уязвимостью положения вовлекаемого. Данное обстоятельство подлежит установлению наряду с предыдущим исходя из смысла определения торговли людьми, представленного в ратифицированном Республикой Беларусь Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Палермский Протокол). Важно учитывать, что согласно Протоколу при торговле людьми согласие жертвы на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если были использованы такие средства воздействия, как угрозы силой или ее применение, или другие формы принуждения, похищение, мошенничество, обман, злоупотребление властью или уязвимостью положения, подкуп в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Уязвимость лица на момент вовлечения может выражаться в тяжелом материальном положении, несовершеннолетнем возрасте, зависимом положении и тому подобное. Поскольку основным мотивом выезда является заработок (56% жертв на момент вовлечения не работали и не учились, 44% находились в крайне сложном материальном положении), подлежит установить, имел ли потерпевший работу либо другой источник средств к существованию на момент знакомства с преступником, а также иные указанные обстоятельства. Важно отметить, что при этом неотъемлемой составляющей выступает задача установить факт осведомленности об этих обстоятельствах трафикера. Обстоятельства оформления документов для выезда за границу. В 64% случаев оформление необходимых документов будущим жертвам трудовой эксплуатации осуществлялось за счет преступников, что способствовало введению потерпевших в долговую зависимость. Таким образом, необходимо установить, имело ли место оформление документов для выезда из страны. Когда, в какой срок и кем они оформлялись. Кем заполнялись и в какое территориальное подразделение по делам гражданства и миграции подавались документы на изготовление паспорта. Каким образом было организовано получение визы. Не изготавливались ли поддельные документы – кем, при каких обстоятельствах. За чей счет оформлялись документы.
3 Особенности проведения следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия по делам о торговле людьми и особенности проведения отдельных следственных действий
3.1 Особенности проведения следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия по делам о торговле людьми
Одним из основных назначений деятельности оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов в области борьбы с торговлей людьми является постоянный поиск информации, которая может свидетельствовать о фактах этой разновидности криминальной деятельности. Способы, которые применяются к деятельности оперативно-розыскных подразделений в области выявления, пресечения и раскрытия преступлений, следует выделить в следующие виды:
- опрос;
- наведение справок;
- наблюдение;
- обследование помещений, зданий, сооружений и транспортных средств;
- прослушивание телефонных переговоров;
- проверочная закупка;
- оперативное внедрение;
- оперативный эксперимент.
Опрос является неотъемлемой и обязательной составляющей частью ОРД. Это самый распространенный вид ОРМ и проводится он согласно, негласно или зашифровано. Гласный опрос – опрашиваемый знает о том, что лицо его опрашивающее, является оперативным сотрудником правоохранительных органов, негласный опрос – оперативный сотрудник скрывает свою принадлежность к правоохранительным органам и цель опроса-беседы, зашифрованный опрос – формирование оперативным сотрудником условий и обстановки, при которой у опрашиваемого лица не вызовет опасений его личность и предмета беседы, являющейся, по сути, опросом, либо цель опроса только лишь косвенно связана с темой разговора. Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие информацией, обладающей свойствами оперативной значимости. В зависимости от источника получения информации, сведения, полученные в результате проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, могут быть либо легализованы и использованы в процессе доказывания по уголовному делу, либо представлять собой данные позволяющие ориентировать следователя в исследуемом событии преступления и планировать ход дальнейшего расследования. Результаты опроса оформляются справкой или рапортом оперативного сотрудника, который составляется на имя должностного лица, осуществляющего контроль ОРД. Наряду с этим, с согласия опрашиваемого результаты могут оформляться объяснением, письменным заявлением, явкой с повинной, протоколом приема устного заявления. Легализация и уголовно-процессуальное закрепление информации, полученной путем опроса, осуществляется по средствам проведения допроса в рамках возбужденного уголовного дела. Основной особенностью проведения опросов в рамках борьбы с торговлей людьми является то, что ни потерпевшая сторона, ни тем более сторона обвинения, не будут по собственной инициативе идти на контакт с работниками оперативно-розыскных подразделений [41]. Оперативные сотрудники в таких условиях должны найти оптимальный вариант установления делового контакта с опрашиваемыми лицами. При этом следует помнить, что опросы жертв торговли людьми являются одним из основных источников доказательной информации о событии преступления. Для решения этой ситуации существует ограниченный перечень способов. Наведение справок представляет собой получение фактических данных, имеющих значение для решения задач ОРД, из оперативных, криминалистических учетов. На ряду с по фамильными картотеками, дактилоскопическими учетами, учетами похищенных и утраченных паспортов и другими информационными системами правоохранительных органов, информация может быть получена из картотек и баз данных органов государственной власти и управления. Наведение справок осуществляется путем изучения документов либо посредством направления запросов, по различным учреждениям имеющие информационные системы. Информация, полученная в результате наведения справок, в дальнейшем может использоваться в процессе доказывания по уголовному делу. Необходимым условием для этого является направление письменного запроса в соответствующие ведомства или учреждения за подписью начальника оперативного подразделения с указанием юридических оснований для предоставления такой информации, а в случаях получения информации ограниченного доступа соблюдение определенной процедуры направления запроса. Наведение справок может осуществляться лично оперативным работником либо по его поручению иными лицами, имеющими доступ к интересующей информации. Аналогично опросу, указанное оперативно-розыскное мероприятие может проводиться гласно и не гласно. В последнем случае полученные данные оформляются рапортом или справкой оперативного работника и используются в качестве ориентирующей информации при подготовке и проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Наблюдение играет важную роль в добывании доказательной информации. Наблюдение может быть физическим, электронным или комплексным, то есть сочетающим в себе элементы того и другого. Наблюдение осуществляется лично оперативным работником, оперативно-поисковыми подразделениями. Основание и порядок наблюдения регламентируется специальными ведомствами нормативно правовыми актами. По завершении этого мероприятия, составляется соответствующий рапорт и сводка наблюдений, где подробно фиксируется ход наблюдаемого события. Одной из важнейших задач наблюдения в рамках выявления и раскрытия преступлений, связанных с торговлей людьми, является обнаружение места содержания эксплуатируемых лиц. Результаты наблюдения являются важнейшим источником информации для планирования задержания субъектов преступления, а также проведения осмотра и обыска.
Заключение
История становления законодательства о запрете торговлей людьми имеет длительный период. Развитие отечественного законодательства напрямую сочетается с международным. Вхождение белорусского государства в международное сообщество, гармонизация международного и национального права, а также необходимость обеспечения должного уровня их соответствия явились стимулом к тому, что Республика Беларусь стала достаточно внимательно относиться к своим международно-правовым обязательствам. Ввиду того, что трафикеры и сутенеры располагают транснациональными криминальными связями, хорошо знают уголовное законодательство и постоянно меняют тактику своих преступных действий, в Беларуси решили противостоять их уловкам и способам ухода от ответственности путем криминализации максимального количества деяний, связанных с торговлей людьми. По инициативе МВД в УК в 2005, 2008 и 2015 гг. внесены изменения и дополнения и сейчас в стране действуют помимо состава преступления «торговля людьми» еще шесть составов преступлений, которые охватывают все виды и формы «современного рабства». Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15 лет со штрафом [48]. На сегодняшний день уголовная ответственность за торговлю людьми установлена УК. В статье 181 УК (в прежней редакции) содержалась более узкая трактовка понятия торговли людьми, не охватывавшая ряд действий, подпадающих под понятие этого состава преступления. С учетом предложений автора в новой редакции статья 181 УК понятие торговли людьми расширено за счет введения дополнительных признаков, вследствие чего уголовно-правовое понятие этого преступления стало в полной мере соответствовать определению торговли людьми в международно-правовом аспекте. Торговля людьми представляет высокую общественную опасность, относится законодательством к категории тяжких преступлений, имеет формальный состав. Законодательством предусмотрен широкий перечень квалифицирующих признаков. Объект преступления – жизнь и здоровье человека, его свобода. Объективная сторона выражена в совершении альтернативных действий, которые и представляют собой торговлю людьми (вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека с целью эксплуатации) и соответствующего способа (обман, либо злоупотребление доверием, либо применение насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения такого насилия). Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона преступления представлена прямым умыслом и целью эксплуатации. Статья 181 УК представлена тремя частями, 2 и 3 из них устанавливают повышенную ответственность за торговлю несовершеннолетними, беременной женщиной, лицом с использованием своего служебного положения, в отношении заведомо малолетнего и тому подобное.
1. Актуальные вопросы противодействия торговле людьми и незаконной миграции в Республике Беларусь: сборник статей студентов, преподавателей, практических работников / Учреждение образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»; [Международная организация по миграции; редколлегия: Т. П. Афонченко, А. Э. Набатова]. – Гомель: ГГУ, 2009. – 162 с.
2. Всеобщая декларация прав человека / Права человека: сб. междунар.-правовых док. / сост. Щербов В. В. – Минск: Белфранс, 1999. – 1146 с.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи, 16 дек. 1966 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
4. Конвенция о рабстве: Конвенция от 25 сент. 1926 г. / вступила в силу 13.09.1956 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2003 // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь. – [Электронный ресурс] – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2019.
5. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами: принята резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи, 2 дек. 1949 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/trafficking_suppression.shtml.
6. Конвенции о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи, 20 нояб. 1989 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
7. Уголовный кодекс Испании / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Ф. М. Решетникова. – М: Зерцало, 1998. – 218 с.
8. Марчук, В. Торговля людьми (уголовно-правовой анализ и квалификация) / В. Марчук // СУДОВЫ ВЕСНIК. – 2002. – № 4. – С. 41-45.
9. Уголовный кодекс Республики Польша / Пер. с польск. Д. А. Барилович и др.; Адапт. пер. и науч. ред. Э. А. Саркисова, А. И. Лукашов; Под общ. ред. Н. Ф. Кузнецовой. – Минск, 1998. – 128 с.
10. Модельный Уголовный Кодекс: Рекомендованный законодательный акт Содружества Независимых Государств / Приложение к Информационному бюллетеню, 1996. // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь. – [Электронный ресурс] – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2019.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по сост. на 29 мая 2019 г., № 63-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Сетевая версия. – Электрон, дан. – М., 2019.
12. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи, 18 дек. 1979 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml.
13. Конвенции об упразднении принудительного труда, 25 июня 1957 г., № 105 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901047.
14. Ключко, Р. Торговля людьми: признаки состава преступления и проблемы совершенствования уголовного законодательства / Р. Ключко // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 1. – С. 26-28.
15. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Лаевский, В. Противодействие торговле людьми: некоторые вопросы квалификации преступлений / В. Лаевский // СУДОВЫ ВЕСНIК. – 2006. – № 3. – С. 14-18.
17. Нестерук, Е. Г. Торговля людьми сегодня / Е. Г. Нестерук // ВЕСНІК АДУКАЦЫІ. – 2005. – № 11. – С. 65-76.
18. Марчук, В. Уголовно-правовые средства по противодействию торговле людьми / В. Марчук, Е. Коротич // ЮСТИЦИЯ БЕЛАРУСИ. – 2005. – № 3. – С. 22-24.
19. Ретнева, Н. И. Норма о торговле людьми: новая редакция – новые проблемы / Н. И. Ретнева // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь; редкол.: В. И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Бизнесофсет, 2015. – Вып. 10. – С. 626-631.
20. Торговля людьми – современная форма рабства [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mvd.gov.by/main.aspx?guid=273403.
21. Обстановка в сфере противодействия торговле людьми и связанным с ней деяниям за 2018 год [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=5421.
22. Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=76673.
23. Количество несовершеннолетних жертв торговли людьми (2005-2018 годы) [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=5421.
24. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 25 сент. 2003 г., № 9 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
25. Шруб, М. П. Возмещение вреда, причиненного преступлением, жертвам торговли людьми в Республике Беларусь / М. П. Шруб, Г. В. Тюрина, Т. В. Наумович; под общ. ред. М. П. Шруба. – Минск: Тесей, 2010. – 240 с.
26. Тюрина, Г. В. Правовые и прикладные аспекты возмещения причиненного преступлением вреда жертвам торговли людьми в Беларуси / Г. В. Тюрина, М. П. Шруб; под общ. ред. М. П. Шруба. – Минск: Тесей, 2011. – 146 с.
27. Шруб, М. П. Криминалистические особенности личности жертв торговли людьми, подвергавшихся трудовой эксплуатации / М. П. Шруб // Проблемы теории и практики предварительного расследования и использования специальных знаний в деятельности органов уголовного преследования Республики Беларусь: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 нояб. 2012 г. / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутренних дел Респ. Беларусь»; ред кол.: И. Г. Мухин (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Акад. МВД, 2012. – С. 74-78.
28. Шруб, М. П. Торговля людьми с целью трудовой эксплуатации: правовые и прикладные аспекты противодействия в Беларуси / М. П. Шруб, Г. В. Тюрина; под общ. ред. М. П. Шруба. – Минск: Тесей, 2011. – 178 с.
29. Шруб, М. П. Некоторые криминалистические особенности преступных формирований в сфере торговли людьми с целью трудовой эксплуатации / М. П. Шруб // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XI междунар. науч.-практ. конф., Барнаул, 23-24 мая 2013 г. / Барнаул. юрид. ин-т; редкол.: А. А. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – Барнаул, 2013. – С. 136-138.
30. Борьба с торговлей людьми: Республика Беларусь: материалы тренинга «Национальный механизм перенаправления жертв – механизм сотрудничества для оказания помощи и защиты жертв торговли людьми», Минск, 29-30 июня 2015 г. / Междунар. организация по миграции. – Минск, 2015. – 11 с.
31. Ивашкин, Д. В. Объект торговли людьми / Д. В. Ивашкин // Юридический мир. – 2008. – № 9. – С. 59-61.
32. Егорова, Л. Ю. Объективная сторона – один из важнейших признаков состава преступления – торговли людьми / Л. Ю. Егорова // Российский следователь. – М., 2005. – С. 23-25.
33. Адельханян, Р. Уголовная ответственность за вербовку наемников / Р. Адельханян // Законность. – 2012. – № 1. – С. 44-45.
34. Громов, Н. А., Гущин, А. Н., Луговец, Н. В., Лямин, М. В. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Н. А. Громов [и др.]. – М.: Приор, 2009. – 160 с.
35. Буряк, М. Ю. Торговля людьми и борьба с ней (криминологические и уголовно-правовые аспекты): автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук: 12.00.08 / М. Ю. Буряк. – Владивосток, 2009. – 18 с.
36. Справочник следователя: практ. пособие / Э. У. Бабаева – Вып. 2. – М., 2010. – 592 с.
37. Шумилов, А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России / А. Ю. Шумилов. – М., 2012. – 56 с.
38. Чупрова, А. Ю. Вербовка как способ торговли людьми / А. Ю. Чупрова // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2008. – № 1. – С. 254-255.
39. Овчинникова, Г. В. Международно-правовые и уголовно-правовые аспекты противодействия торговли людьми / Г. В. Овчинникова // Прокурорская и следственная практика. – 2012. – № 3-4. – С. 236-238.
40. Гаврилова, Н. И. Ошибки в свидетельских показаниях (происхождение, выявление, устранение): Метод. Пособие / Н. И. Гаврилова. – М., 2009. – 37 с.
41. Громов, С. В. Некоторые вопросы квалификации преступлений: торговля людьми и использование рабского труда / С. В. Громов // Российский следователь. – 2011. – № 3.
42. Кибальник, А., Соломоненко, И. Новые преступления против личной свободы А. Кибальник, И. Соломоненко // Российская юстиция. – 2014. – № 4. – С. 45-51.
43. Репецкая, А. Классификация криминальной эксплуатации людей и проблемы уголовной ответственности за нее / А. Репецкая // Торговля людьми. Социокриминологический анализ. – М.: Проспект, 2012. – 361 с.
44. Ищенко, П. П. Специалист в следственных действиях (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты) / П. П. Ищенко. – М., 2010. – 271 с.
45. Кудрявцев, В.Н. Причинность в криминалистике. - М., 2008. - 175 с.
46. Закатов, А. А., Цветков, С. И. Тактика допроса при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами / А. А. Закатов, С. И. Цветков. – М.: Статус, 2009.
47. Колесникова, Т. В. Соотношение уголовно-правовых и криминалистических признаков организованной преступной группы и преступного сообщества / Т. В. Колесникова // Право и политика. – 2010. – № 5. – С. 944-952.
48. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2019 г., № 171-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты