Готовность к инновациям как предиктор успешности профессиональной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Готовность к инновациям как предиктор успешности профессиональной деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Готовность к инновациям как предиктор успешности профессиональной деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Личностный опросник Кеттелла
ПРИЛОЖЕНИЕ В Взаимосвязь между готовностью к инновациям и уровнем профессиональной успешности по критерию «уверенность в себе-тревожность»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Взаимосвязь между готовностью к инновациям и уровнем профессиональной успешности по критерию «консерватизм-радикализм»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание тренинговой программы в виде тематической карты
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Первичные результаты эмпирического исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Первичные результаты эмпирического исследования
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ИННОВАЦИЯ» И «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1.1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ «ИННОВАЦИИ» И «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1.1.2 ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ
1.2 ПОНИМАНИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.2.2 ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.3 ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ К ИННОВАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3 ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ У СОТРУДНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
2.4 ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ И УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОТРУДНИКОВ
2.5 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние научно-технического прогресса, признаваемого во всем мире важнейшим фактором экономического развития, напрямую связано с концепцией инновационного процесса. Целью данного процесса является получение инноваций, поэтому он развивается с момента создания идеи до ее коммерческого воплощения, охватывая широкий спектр отношений: производство, обмен и потребление.
Успех инноваций в профессиональной деятельности зависит не только от усилий их инициаторов, но и от особенностей восприятия новых установок, уровня инновационной готовности всех участников инновационного процесса. Необходимо развивать инновационную готовность как психическое и психосоциальное структурное образование, которое определяет общее отношение человека к реальности (объективное и социальное), ставит задачу разработки новых концепций, способов поведения и взаимодействия, психологической готовности к внедрению инновационного поведения.
В новейшем психологическом словаре термин «новация» (инновация) интерпретируется (латинский in – внутри и латинский novatio – обновление, изменение) – в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различных видов инноваций, порождающих существенные изменения в социальной практике [13, с. 56].
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дает следующие определения: «Педагогические инновации (инновации) – целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новые стабильные элементы (инновации), содержащие инновации и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и системы образования в целом», «Инновационные процессы в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических инноваций». [23, с. 123].
Ориентация современного общества на инновации предъявляет особые требования к системе образования. Прежде всего, это касается возможностей образования для развития и формирования инновационного потенциала общества. Проблема изменений в образовании и, в частности, изменений в педагогической деятельности отражает требования к позиции педагога как реального субъекта, способного влиять на цели и содержание педагогической деятельности, занимать субъективную позицию.
Актуальность данного направления научно-педагогического поиска обусловлена следующими противоречиями:
– между объективно нарастающим объемом нововведений в педагогические системы, образовательные процессы и процессы функционирования и развития образовательных учреждений и недостаточной возможностью их системного усвоения;
– между потребностью педагогов в научно-теоретическом и методическом сопровождении инновационной деятельности и недостаточной готовностью к инновационной деятельности.
Влияние инноваций на содержание и результаты педагогической деятельности изучено в работах многих исследователей. Инновационная проблематика занимает значительное место в современных педагогических исследованиях – данной проблеме посвящены исследования таких авторов, как Роджерс Э., Барер М., Браун В., Пэвитт К., Уолкер У [7;8;44]. Теоретико-методологические аспекты подготовки и повышения квалификации педагогов отражены в работах В.Н. Аверкина, С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцова, В.Ю. Кричевского, Ю.Н. Кулюткина, В.И. Подобед, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, P.M. Шерайзина [1;10;11;28;29;51;54] и других. Теоретические подходы к организации инновационной деятельности отражены в исследованиях таких авторов, как В.И. Загвязинский («Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука») [16], А.Е. Капто («Организация внутришкольного управления») [19], О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А.В. Лоренсов («Развитие школы как инновационный процесс») [37], В.А. Сластенин, Л.С. Подымова («Педагогика: инновационная деятельность») [46] и др.
Можно отметить, что большая часть работ в этой области касается проектирования и проектной деятельности в образовании. Проектирование и исследование рассматривается как одна из наиболее важных и продуктивных задач педагогической деятельности, оказывающая существенное влияние как на результаты образования, так и на профессиональное развитие педагога (А.И. Адамский, А.О. Зоткин, Т.М. Ковалёва, В.С. Лазарев, И.Ю. Малкова, Г.Н. Прозументова, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий, Г.А. Гореликова и др.).
Объектом исследования является инновационная деятельность.
Предметом исследования является готовность к инновациям как предиктор успешности профессиональной деятельности.
Целью исследования –является изучение готовности к инновациям как предиктора успешности профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Содержание понятий «инновация» и «инновационная деятельность»
1.1.1 Основные подходы к пониманию «инновации» и «инновационная деятельность»
Первоначально термин «инновация» появился в XIII веке, означающий изобретение чего-то нового, опередив свое время. В XIX веке он пришел в сферу научных знаний. В начале XX века этот термин закрепился в экономической науке, где на основе исследований И. Шумпетера инновации стали рассматриваться как главное средство преодоления циклических кризисов. Основателем теории инноваций является И. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1912 году, он рассматривал инновации (новые сочетания) как средство предпринимательства для получения прибыли. Предпринимателей автор назвал «хозяйствующими субъектами, функции которых заключаются просто во введении новых комбинаций и которые выступают в качестве ее активного элемента» [54, с. 53].
Позже, в 1930-х годах, И. Шумпетер определил пять типичных изменений в экономическом развитии:
– использование новых технологий, новых технологических процессов или новых рыночных поставок продукции (купля-продажа);
– внедрение продуктов с новыми свойствами;
– использование нового сырья;
– изменения в организации производства и логистике;
– появление новых рынков сбыта.
Позже это понятие было распространено и на другие сферы человеческой деятельности, включая психологию [6, с. 113].
В современном обществе формируется новая научная предметная область – теория инноваций, истоки которой уходят корнями в начало XX века. Необходимыми предпосылками теории инноваций являются необходимость решения все более глобальных проблем цикличного развития и, в частности, проблем экономического кризиса, а также научно-технической революции прошлого века. В работе Г. Тарда «Социальная логика» [48], написанной в 1901 году, «изобретения и инновации рассматривались как индикатор социального прогресса». Российский ученый, экономист Н.Д. Кондратьев первым привлек общество к инновационному развитию. Н.Д. Кондратьев, как А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, М.И. Туган-Барановский, А.А. Богданов, П. Сорокин, был последователем российской школы велоспорта, получившей мировое признание в теории инновационных разработок [8; 22; 47; 53]. Н.Д. Кондратьев стал основоположником теории развития технологических циклов, смысл которой раскрывает основную динамику изменений [21, с. 13].
Основываясь на теории Кондратьева, И. Шумпетер описал колоссальную роль инноваций в развитии экономических и научно-технических направлений. Ведущий экономист рассматривал доминирующие черты инноваций как фактор конкурентного преимущества человека, способного превратить новые идеи в прорывные экономические решения [54, с. 53].
Существенный вклад в развитие представлений об инновациях внес П. Друкер, который является одним из основателей теории инновационного прогресса. Под инновацией он понимает особый предпринимательский инструмент, владея которым можно осуществить прорыв в бизнесе или в разработке новой услуги. П. Друкер полагает, что инновация – это инструмент предпринимательской деятельности, средство, благодаря которому можно использовать происходящие изменения как возможность начала нового бизнеса, нового вида услуги. Он относится к инновации как к науке, которую можно освоить [11, с. 53]. Р. Фостер выводит прямую зависимость инновации от изменения, при этом функция изменения является главной в инновационной деятельности.
Инновации рассматриваются с различных точек зрения: технологии, торговля, социальные системы, экономическое развитие и разработка политики. Соответственно, существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций в научной литературе. Понятие "инновации" толкуется в различных областях научных знаний. В культурологии, например, инновации определяются как смешанные культурные явления, такие как технологии, ритуалы, обычаи, язык и речь, являющиеся результатом межкультурного взаимодействия. В социально-гуманитарных науках инновации понимаются как неотъемлемый элемент реализации основных законов развития общества, условие его жизнеспособности, динамизма, выживания и развития личности [10, с. 26].
В.Г. Горохов и В.Ф. Халипов дают следующее определение термину инновации «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.» [52]. В свою очередь Ю.А. Карпова уточняет это определение «...прогрессивный результат творческой деятельности, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы» [20, с. 9].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ
2.1 Организация и процедура исследования
Целью эмпирического исследования выступает изучение готовности к инновациям как предиктора успешности профессиональной деятельности у сотрудников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
a) Определить содержание и характеристики готовности сотрудников к инновациям в профессиональной деятельности;
b) Определить особенности уровня успешности профессиональной деятельности сотрудников;
c) Выявить и описать особенности готовности к инновациям у сотрудников с различным уровнем профессиональной успешности.
Гипотеза исследования. Существуют особенности значимые различия готовности к инновациям у сотрудников с разным уровнем профессиональной успешности
Существует взаимосвязь между успешностью профессиональной деятельности и готовностью к инновационной деятельности.
Для подтверждения данной гипотезы нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 30 педагогов ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа д. Старое Село» Минского района.
Исследование включало три этапа:
первый этап предусматривал организацию выборки;
второй этап включал проведение эмпирического исследования;
третий этап – это анализ, математическая обработка данных и интерпретация полученных результатов.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:
– аналитический: анализ и обобщение литературы по изучаемой теме;
– психодиагностический: методика «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева); «Личностный опросник Кеттела» (вариант формы С).
– методы математической и статистической обработки: метод коэффициента корреляции Манна-Уитни.
1. Методика «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) (Приложение А).
Теоретическая основа методов В.Е. Клочко и О.М. Краснорядцева была основана на понимании психологической готовности к инновациям как ресурса, потенциала, предлога, предпосылок, предпосылок для развития личности, которые могут быть изучены вне контекста. По мнению автора, психологическая готовность к инновационной деятельности – это динамичное качество человека, проявляющееся как в общем показателе, так и в трех шкалах – «Инициативность», «Предпочтение деятельности, требующей инноваций», «Готовность к изменениям». Вопросник состоит из 21 утверждений, в каждом из которых имеется 3 варианта ответа.
2. Личная анкета Р. Кеттла. Форма С опросника (Приложение В) состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов получены оценки 17 полярных факторов личности.
Теоретической и методологической основой теста Р. Кеттла является «теория черт личности». Согласно этой теории, человек описывается как состоящий из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, особенностей), определяющих его внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в интенсивности черт личности. Предполагается, что порядок следования субъектов по шкале личностных признаков остается одинаковым в разных ситуациях. В процессе тестирования такой подход коррелирует с готовой системой координат, в рамках которой измеряется интенсивность предопределенных свойств.
В данной работе мы использовали адаптированный вариант формы С, адаптация этой формы осуществлялась с 1972 года в исследовательской группе Е.С. Чугуновой на кафедре социальной психологии МГУ под руководством И.М. Палея сотрудниками А.Н. Капустиной, Л.В. Мургулецкой и Н.Г. Чумаковой.
Эта форма опросника состоит из 105 вопросов, каждый из которых предлагает три варианта ответа (a, b, c). Вопросы сгруппированы по их содержанию вокруг определенных особенностей, которые в конечном итоге приводят к определенным факторам. Время опроса составляет от 20 до 50 минут. Порядок заполнения вопросника описан в инструкциях респондента. Ответы вводятся в специальную анкету, а затем подсчитываются с помощью специального ключа.
Структура факторов анкеты для каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуальных психологических свойств его личности и при наложении групповой модели выборки, к которой он принадлежит, демонстрирует индивидуальность конкретного человека и повышает вероятность того, что он сможет предсказать свое фактическое поведение в определенных жизненных ситуациях [32].
Также результаты применения данной методики позволяют определить психологическую уникальность основных субструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя его характеристику с точки зрения межличностных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные нами теоретические исследования по проблеме готовности к инновациям как предиктора успешной профессиональной деятельности позволили сделать некоторые выводы.
Инновации анализируются в работы с разнообразных точек зрения: в зависимости от технологий, коммерции, социальных системам, экономического развития и формулирования политики. Из этого следует, в научной литературе имеет место обширный спектр подходов к концептуализации инноваций. Инновация в широком смысле является результатом инвестирования в развитие и приобретение новых знаний, ранее неиспользованной идеи обновления сфер жизни людей и будущий процесс внедрения (производства) данного с фиксированным приобретением дополнительной ценности.
Инновационный процесс в общем виде представляется следующими такими тремя стадиями: новации, внедрение новации в практическую деятельность, диффузия инноваций.
В качестве психологических факторов готовности к инновационной деятельности устанавливают внутренние и внешние факторы. Наиболее значимыми являются внутренние психологические факторы. К ним относят активность, направленность, индивидуально-типологические особенности, ценностные ориентации и отношения, способность к творческой деятельности и др.
Успешность, в профессиональной деятельности анализируется как синоним эффективности, результативности и продуктивности деятельности. В качестве факторов, которые оказывают влияние на успешность профессиональной деятельности, выделяют внешние и внутренние факторы (мотивация к деятельности, когнитивные и моторные свойства, знания, умения, навыки, способности, функциональные состояния, содержание смысложизненных ориентаций, ценностей, высокий творческий потенциал, коммуникативная и социальная компетентность и др.).
Проблема отношения специалиста к инновационным процессам во время осуществления профессиональной деятельности включает в себя отношение к работе в новых условиях, которые связаны с содержанием (изменением) самой своей деятельности, а также восприятие нововведений как нужных перемен.
Необходимым условием в данном контексте является выявление критериев. На основании критериев, которых можно спрогнозировать успешность профессиональной деятельности в профессиональной области. С такой целью в данной работе было использовано понятие «предиктор», под которым в психологии понимается прогностический параметр или средство прогнозирования.
Проведенное эмпирическое исследование во второй главе работы помогло выявить следующие показатели психологической готовности к инновациям: уверенность в себе; консерватизм; готовность к переменам; независимость; ориентация на собственной мнение; социальная активность; настойчивость; организованность и др. Можно сделать вывод, что психологическая готовность к инновациям у сотрудников находится на средней уровне. В готовности к инновационной деятельности у сотрудников преобладают средние значения.
Нами были сконструированы психологические профили специалистов с высоким и средним уровнями психологической готовности к инновационной деятельности.
Для специалистов с высоким уровнем психологической готовности к инновационной деятельности характерно наличие высокой дипломатичности, умения вести себя в обществе, умение находить выход из сложных ситуаций, хитрость.
Для специалистов со средним уровнем психологической готовности к инновационной деятельности свойственными являются: спокойствие, доверчивость, безмятежность, независимость, ориентация на собственное мнение.
В ходе исследования была выявлена статистически значимая взаимосвязь между готовностью к инновациям и уровнем профессиональной успешности по критерию «уверенность в себе – тревожность». Профессионально успешные специалисты более уверены в себе, и соответственно, готовы к инновационной деятельности. Также существует взаимосвязь между готовностью к инновациям и уровнем профессиональной успешности по критерию «консерватизм – радикализм». Профессионально успешные специалисты менее консервативны, и соответственно, готовы к инновационной деятельности. Гипотеза исследования подтвердилась.
Современное общество требует активное включение человека в инновационную деятельность. Следовательно, высокий уровень готовности к ней определяется успешностью профессиональной деятельности. Для лиц со средним и низким уровнями психологической готовности к инновационной деятельности могут быть успешно применены программы развития готовности к инновационной деятельности.
В процессе выполнения дипломного проекта нами была разработана программа по формированию и оптимизации психологической готовности к инновациям в профессиональной деятельности.
Практические рекомендации по формированию и оптимизации психологической готовности к инновациям в профессиональной деятельности были представлены нами в форме тренинговой программы.
1. Аверкин, В. Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами: дисс. доктора пед. наук / В. Н. Аверкин. – Великий Новгород, 2009. – 420 с.
2. Авдейчик, О. В. Региональный инновационный кластер: методология формирования и опыт функционирования: монография / О. В. Авдейчик, В. К. Пестис, В. А. Струк. – Гродно, 2009. – 392 с.
3. Азгальдов, Г. Инновации: границы применения / Г. Азгальдов // Наука и инновации. – 2009. – № 11. – С. 53-55.
4. Аникевич, И. Инновации – путь развития / И. Аникевич // Гродзенская праўда. – 2017. – 14 студз. – С. 1-2.
5. Арендачук, И. В. Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности / И. В. Арендачук // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2013. – № 1. – С. 29-34.
6. Батурина, Н. А. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Т. Ф. Кузина. – М.: Сфера, 2010. – 158 с.
7. Бережная, Н. И. Психофизиологические и психологические факторы профессиональной успешности оперативных сотрудников таможенных органов: автореферат дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2005. – 24 с.
8. Битянова, М., Беглова, Т. Я строю свою работу или работа «строит» меня? Проектно-аналитическая игра для педагогического коллектива // Школьный психолог. – 2008. – № 11. – С. 43.
9. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
10. Вершловский, С. Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловский. – Педагогика, 2003. – № 8. – С. 32-36.
11. Воронцова, В. Г. Нравственное и физическое здоровье детей: заботится ли о нем наша школа? / В. Г. Воронцова. – Санкт-Петербург, 2006. – 197 с.
12. Гаджиева, Н. М. Основы Самосовершенствования. Тренинг самосознания / Н. М. Гаджиева, Н. Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 144 с.
13. Гамидов, Г. С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г. С. Гамидов. – СПб.: Политехника, 2000. – 323 с.
14. Герасимов, Г. И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы / Г. И. Герасимов, Л. В. Илюхина. – Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. – 136 с.
15. Жалагина, Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. д-ра психол. наук. – Тверь, 2004. – 309 с.
16. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 2010. – С. 8.
17. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент/С. Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 1997. – 324 с.
18. Кабаченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т. С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
19. Капто, А. Е. Организация внутришкольного управления/ А. Е. Капто. – М. : Знание, 2001. – 89 с.
20. Карпова, Ю. А. Введение в социологию инноватики/ Ю. А. Карпова. – СПб : Питер, 2004. – С.11.
21. Кашкина, Л. Модель профессиональной компетентности педагога/ Л. Кашина // Школьный психолог. – 2007. – № 12. – С.36.
22. Клочко, В. Е. Психология инновационного поведения/ В. Е. Клочко, Э. В. Галаджинский. – Томск: Томский государственный университет, 2009. – 240 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пд. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.
24. Козулина, Ю. Г. Теоретико-методологические подходы к исследованию инновационной готовности / Ю. Г. Козулина // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 4. – С. 244-249.
25. Козулина, Ю. Г., Маланчук, И. Г. Инновационная компетентность педагога. Инновационная готовность, профессиональная креативность: Технологии развития: учеб. пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 196 с.
26. Котенёва, Е. Б. Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и её показатели в деятельности социальных работников / Е. Б. Котенева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – Т. 10. – № 3. – С. 12-16.
27. Краснорядцева, О. М., Баланев, Д. Ю., Щеглова, Э. А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // Сибир. психол. журн. – 2011. – № 40. – С.164–175.
28. Кричевский, В. Ю. Демократизация школьной жизни/ В. Ю. Кричевский. – М. : Знание, 2011. – 38 с.
29. Кулюткин, Ю. Н. Творческое мышление профессиональной деятельности / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С.45.
30. Кучко, Е. Е. Инновационные игры как элемент управленческой деятельности в современных условиях / Е. Е. Кучко // Управление и власть: сборник статей. – Минск, 2000. – С. 32–39.
31. Линде, Н. Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика / Н. Д. Линде. – М.: МосГУ, 2004. – 184 с.
32. Мешков, А. А. Основные направления исследования инновации в американской социологии / А. А. Мешков // Социологические исследования. – 1996. – № 5. – С. 117-128.
33. Мнеян, М. Г. Инновационный вызов времени / М. Г. Мнеян. – М.: Издательский дом «Сумма технологий», 2002. – 200 с.
34. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/intelekt
35. Осетрова, Н. В. Тренинг развития управленческих навыков / Н. В. Осетрова. – М.: Вершина, 2009. – 192 с.
36. Подымова, Л. С. Педагогика / Л. С. Подымова. – Москва: Юрайт, 2016. – 332 с.
37. Поташник, М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник. – М.: Просвещение, 2001. – 187 с.
38. Программа тренинга развития творческого мышления для студентов III - V курсов педагогического ВУЗа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kspu.ru
39. Проект методической программы Развитие креативного мышления у подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com /docs/index-346670.html
40. Процедура «Планирование будущего» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/training/95.html
41. Процедура «Я-реальное и Я-идеальное» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/training/37.html
42. Родина, О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» / О. Н. Родина // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 3. – С. 60–67.
43. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.
44. Савчук, Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 62–65.
45. Сидоренко, Е. В. Технология создания тренинга / Е. В. Сидоренко. – СПб. : Издательство «Речь»; OOO «Сидоренко и Ко», 2008. – 336 с.
46. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2009. – 149 с.
47. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени/ П. А. Сорокин. – М.: Наука, 2007. – 287 с.
48. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 704 с.
49. Теплинских, М. В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы / М. В. Теплинских // Ползуновский вестник. – 2006. – № 3. – С. 252-257.
50. Титаренко, Л. Г. Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования/ Л. Г. Титаренко// Петербургская социология сегодня. – 2017. – Вып. 8. – С. 7-17.
51. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. – М.: Новая школа, 2007. – 235 с.
52. Целеполагание. Работа с целями. Планирование и контроль (Тренинг) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deniszuev.ru/marketing -articles/104-tselepolaganie-rabota-s-tselyami-planirovanie-ikontrol
53. Чижевский, Д. И. Д. И. Чижевский. Избранное. В 3 томах. Том 1. Материалы к биографии (1894-1977) / Д. И. Чижевский. – М. : Русское Зарубежье, Русский путь, 2007. – 866 c.
54. Шерайзина, Р. М. Развитие образования взрослых на селе/ Р. М. Шерайзина, Н. П. Литвинова. – В.Новгород: НовГУ, 2001. – 123 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Личностный опросник Кеттелла
ПРИЛОЖЕНИЕ В Взаимосвязь между готовностью к инновациям и уровнем профессиональной успешности по критерию «уверенность в себе-тревожность»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Взаимосвязь между готовностью к инновациям и уровнем профессиональной успешности по критерию «консерватизм-радикализм»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание тренинговой программы в виде тематической карты
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Первичные результаты эмпирического исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Первичные результаты эмпирического исследования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты