Взаимосвязь социального интеллекта и профессиональной успешности молодых специалистов социономических профессий
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые дипломы
на тему: «Взаимосвязь социального интеллекта и профессиональной успешности молодых специалистов социономических профессий»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2020
189 BYN
Взаимосвязь социального интеллекта и профессиональной успешности молодых специалистов социономических профессий
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Педагогическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой (адаптация теста Дж. Гилфорда и М.О’Салливена)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание занятий программы повышения успешности молодых специалистов-педагогов
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Бланки ответов
Поделиться
Введение
Глава 1 Проявление социального интеллекта в профессиональной педагогической деятельности
1.1 Теоретические подходы к проблеме социального интеллекта
1.2 Факторы профессиональной успешности педагогических работников
1.3 Особенности развития личности в ранней взрослости
1.4 Условия эффективной адаптации молодых специалистов – педагогических работников
Выводы по главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной успешности молодых специалистов социономических профессий
2.1 Организация исследования, характеристика выборки исследования и методов
2.2 Анализ результатов исследования социального интеллекта молодых специалистов – педагогов
2.3 Анализ профессиональной успешности молодых специалистов – педагогов
2.4 Особенности взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной успешности молодых специалистов – педагогов
2.5 Программа повышения успешности молодых специалистов – педагогов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня особое внимание уделяется вопросу общественного и профессионального назначении учителя, о необходимости постоянного его усовершенствования, а также его социальной активности, что не представляется возможным без успешно реализованного процесса профессиональной адаптации.
Эффективность педагогической деятельности учителя во многом зависит от наличия у него определенных качеств, целого ряда эмоциональных и коммуникативных свойств. Речь идет о развитом социальном интеллекте, который определяет уровень адекватности и успешности его социально-коммуникативных взаимодействий c субъектами образовательного процесса: воспитанниками, их родителями, коллегами и администрацией. Социальный интеллект выступает в качестве предпосылки помогающего поведения, а его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия с воспитанниками. Кроме того, социальный интеллект играет важную роль в самореализации педагогов в целом и его достижениях в профессиональной деятельности.
Изучение факторов и условий успешности профессиональной деятельности молодых специалистов социономических профессии, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности, имеет как научное, так и практическое значение. Успешность молодых педагогов предполагает развитие важных личностных качеств и способностей, их дальнейшее их использование с выгодой для себя и учреждения, в котором он работает.
Изучением проблемы профессиональной успешности педагогических работников занимались Л.В. Абдалина, К.С. Андронова, Е А. Вертягина, А.А. Глинский, В.В. Комарова, А.П. Чернявская и др.
Феномен социального интеллекта получил широкое распространение среди зарубежных (Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор и др.) и отечественных психологов (М.И. Бобнева, Е.С. Михайлова (Алешина), А.Л. Южанинова и др.).
Однако, проблема изучения взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной успешности молодых специалистов социономических профессий в современной психологии остается недостаточно освещенной. Кроме того, открытым остается вопрос о том, каким образом можно повысить успешность молодых специалистов – педагогов.
Противоречие между необходимостью развития социального интеллекта как условия профессиональной успешности молодых специалистов – педагогов с одной стороны, а с другой, - не разработанностью определения путей повышения успешности молодых специалистов, способствовало выбору темы настоящего исследования: «Взаимосвязь социального интеллекта и профессиональной успешности молодых специалистов социономических профессий».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях общество предъявляет к молодому учителю особые требования и в личностном, и в профессиональном плане. Личность педагога имеет большое значение для осуществления педагогической деятельности, а реализация его способностей выступает условием достижения педагогического мастерства. Профессиональная успешность молодых специалистов – педагогов служит залогом их удовлетворенности профессиональной деятельности, стремлением к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
ГЛАВА 1. ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические подходы к проблеме социального интеллекта
Впервые понятие «социальный интеллект» было использовано в 1920 г. Э. Торндайком. Его исследования стали отправной точкой для многих других исследователей. С позиций автора, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, умения управлять коммуникацией, вести себя мудро во взаимоотношениях. В качестве основной функции социального интеллекта подчеркивается осуществление прогноза собственного поведения и поведения окружающих людей [57, с. 349].
В 1937 г. изучением социального интеллекта стал заниматься Г. Олпорт, который социальный интеллект понимал как особую способность верно выдвигать положения о мотивах поведения других, прогнозировать их модель поведения, устанавливать адекватные межличностные отношения и взаимодействия, формулировать суждения о возможных реакциях человека [52, с. 60].
В работах Дж. Гилфорда понятие социального интеллекта рассматривается через систему интеллектуальных способностей, которые независимы от общего интеллекта и связанных с восприятием информации поведенческого характера. С позиций автора, социальный интеллект содержит в себе 6 факторов, связанных с познанием поведения: познание элементов поведения, классов, отношений, систем, преобразования, результатов поведения [4, с. 125].
В рамках модели социального познания Р. Селмана социальный интеллект предстает как инструмент психики, функцией которого выступает обеспечение индивиду ориентации во внешней среде [26, с. 139].
Как часть структуры личности социальный интеллект рассматривается в работах Н. Кэнтора и Дж. Кильстрома. С позиций авторов, составляющие социального интеллекта зависят от индивидуальных особенностей. Наличие развитого социального интеллекта обусловливает наиболее лучшее понимание содержания социальных знаний, задач и различного рода целей, что вместе позволяет решать жизненные проблемы. Как отмечали ученые, человек использует социальный интеллект в целях разрешения проблем и трудностей социального характера. Познание и восприятие социальных ситуаций является частью формирования существенной части спектра социального интеллекта. Кроме того, в структуру социального интеллекта входят не только система знаний о социальном мире, об окружающих людях и самом себе, но и заключается в умении преобразовывать данную информацию, использовать ее в работе, реконструировать внешние события и осуществлять целеполагание [26, с. 140].
О. Джон и С. Космитский под социальным интеллектом рассматривали область тесного взаимодействия когнитивного и поведенческого аспектов. Так, когнитивные элементы представлены таким составляющими как: оценка личностью перспективы, понимание окружающих, знание социальных норм, открытость во взаимоотношениях с другими людьми. Поведенческие аспекты социального интеллекта состоят в способности устанавливать контакт с другими, проявлять высокую социальную приспособляемость, дружественность в межличностных взаимодействиях [39, с. 81].
Феномен социального интеллекта отечественными авторами рассматривался в нескольких направлениях, связанных с проблематикой понимания человека человеком, отождествлением с понятием социального мышления, пониманием данного феномена в качестве коммуникативной компетентности, а также рассматривался как самостоятельный социально-психологический феномен [39, с. 82].
Первым отечественным психологом, кто обратился к использованию термина социального интеллекта, был Ю.Н. Емельянов. Автор рассматривал социальный интеллект в виде устойчивой, основанной на особенностях мыслительных процессов, эмоционального реагирования и социального опыта способности понимать себя, других людей, их межличностные отношения и прогнозировать социальные события. Данная способность находится в рамках возможностей субъект-субъектного познания человека. Согласно Ю.М Емельянову, формирование социального интеллекта возможно благодаря наличию особенностей, обладающей аффективной природой, чувствительности к психическим состояниям других, их устремлениям, системы ценностей, целям, то есть такой характеристики как сенситивность [39, с. 83].
У истоков изучения социального интеллекта также стояла исследователь М.И. Бобнева (1970-80-е гг.). Автор анализировала данный термин в системе представлений о социальном развитии личности. Рассматривая механизмы формирования личности, М.И. Бобнева говорит о социализации, в процессе которой и происходит развитие социального интеллекта [26, с. 133].
При анализе структуры социального интеллекта ученые указывали на его взаимодействие с когнитивными и эмоциональными процессами. Социальные интеллект включает когнитивную составляющую (систему знаний и представлений о социальной действительности, развитые способности к познанию себя и окружающих), эмоциональную (умение управлять собственными и чужими эмоциональными реакциями, и состояниями), и поведенческую составляющую (навыки социального взаимодействия).
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
2.1 Организация исследования, характеристика выборки исследования и методов
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь социального интеллекта с профессиональной успешностью молодых специалистов – педагогов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи социального интеллекта с профессиональной успешностью молодых специалистов – педагогов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования, разработка программы повышения успешности молодых специалистов – педагогов.
База исследования и контингент испытуемых: исследование проводилось на базе УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 80 человек. Выборку исследования составили 40 молодых специалистов – педагогов и 40 молодых специалистов – инженеров.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь социального интеллекта с профессиональной успешностью молодых специалистов – педагогов.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика исследования социального интеллекта Е.С. Михайлова (адаптация теста Дж. Гилфорда и М.О’Салливена) [38] (Приложение А).
Цель: выявление уровня развития социального интеллекта.
Методика содержит 4 субтеста: «Истории с завершением», «Группы экспрессии», «Вербальная экспрессия», «История с дополнением». Обработка данных осуществляется с помощью ключа. С помощью субтестов можно определить четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.
Результаты подсчитываются по каждому субтесту и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам свидетельствуют об уровне развития конкретной способности фактора познания поведения. Критерии оценки: 1 балл – низкий уровень; 2 балла – уровень ниже среднего; 3 балла – средний уровень; 4 балла – уровень выше среднего; 5 баллов – высокий уровень.
2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой [35] (Приложение Б).
Цель: определение мотивов выбора профессии.
С помощью методики можно следующие виды мотивации:
- внутренние индивидуально-значимые мотивы (личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
- внутренние социально-значимые мотивы (общественная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
- внешние положительные мотивы (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия);
- внешние отрицательные мотивы (воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения, других санкций негативного характера).
Текст опросника включает 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Испытуемому предлагается оценить по 5-балльной шкале, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. Обработка методики осуществляется с помощью ключа.
3. Методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) [36] (Приложение В).
Цель: определение уровня рефлексивности.
С помощью методики можно вывить следующие виды рефлексии:
1) ретроспективная рефлексия деятельности
2) рефлексия настоящей деятельности;
3) рассмотрение будущей деятельности;
4) рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми.
Опросник включает 27 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое их них по 7-балльной шкале. При обработке данных подсчитывается итоговый балл. Полученные сырые баллы переводятся в стены согласно нормативной таблице. Критерии оценки: высокие баллы (8-10 стенов), средние показатели (4-7 стенов), низкие баллы (1-3 станов стенов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен анализ теоретических подходов к развитию социального интеллекта. В зарубежной психологии социальный интеллект определяется как система знаний о социальном мире, понимании других людей, реализующихся в благоприятных межличностных отношениях, социальной приспособляемости. В отечественной психологии социальный интеллект рассматривается как совокупность способностей понимать самого себя, окружающих людей, выстраивать с ними взаимоотношения, в основе которых лежат личностные особенности.
Выявлен уровень социального интеллекта молодых специалистов – педагогических работников. Молодые социалисты – педагоги характеризуются ярко выраженными способностями предвидеть последствия поведения и способностями оценивать состояния других по невербальному поведению, умеренно выраженными способностями к распознанию характера взаимоотношений и распознанию структуры межличностных ситуаций в динамике. Молодые социалисты – инженеры характеризуются умеренно выраженными способностями предвидеть последствия поведения и способностями к распознанию характера взаимоотношений, слабо развитыми способностями оценивать состояния других по невербальному поведению и способностями к распознанию структуры межличностных ситуаций в динамике. Существуют достоверные различия между группами молодых специалистов по выраженности компонентов социального интеллекта. У молодых специалистов – педагогов достоверно выше уровень развитии способностей предвидеть последствия поведения, способностей оценивать состояния других по невербальному поведению, способностей к распознанию характера взаимоотношений, способностей распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, чем у молодых специалистов – инженеров. На достоверном уровне у педагогов уровень социального интеллекта выше, чем у инженеров.
Определены особенности профессиональной успешности молодых специалистов – педагогов. У молодых специалистов – педагогов преобладают внутренние индивидуально и социально значимые мотивы профессионального выбора. Они выбирали профессию педагога, потому что она приносит им удовлетворение, преимущественно благодаря ее творческому характеру, возможности общения. Для них также важно, что профессия педагога обладает высокой социальной значимостью. У молодых специалистов – инженеров преобладают внешние положительные мотивы профессионального выбора. На достоверном уровне у молодых специалистов – педагогов более выражены внутренние индивидуально значимые и внешние отрицательные мотивы профессионального выбора; у инженеров более выражены внутренне социально значимые и внешние положительные мотивы выбора профессии в мотивы профессионального выбора. У молодых специалистов – педагогов на высоком уровне развиты рефлексия настоящей деятельности, рассмотрение будущей деятельности, на среднем уровне – ретроспективная рефлексия деятельности и рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми. У молодых специалистов – инженеров на среднем уровне развиты рефлексия настоящей деятельности, ретроспективная рефлексия деятельности, на низком уровне – рассмотрение будущей деятельности и рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми. На достоверном уровне у молодых специалистов – педагогов более развита рефлексия настоящей и будущей деятельности, а также уровень рефлексивности; у инженеров более развита ретроспективная рефлексия деятельности.
Установлена взаимосвязь социального интеллекта с профессиональной успешностью молодых специалистов – педагогов. В результате корреляционного анализа выявлено, что педагоги с высоким уровнем социального интеллекта характеризуются внутренними индивидуально значимыми мотивами выбора профессии и высоким уровнем рефлексивности. Педагоги с развитыми способностями предвидеть последствия поведения обладают развитой рефлексией будущей деятельности. Педагоги с развитыми способностями оценивать состояния других по невербальному поведению характеризуются внутренними социально значимыми мотивы. Педагоги с развитыми способностями к распознанию характера взаимоотношений обладают развитой рефлексией настоящей деятельности. Педагоги с развитыми способностями распознавать структуру межличностных ситуаций обладают развитой рефлексией общения и взаимодействия с другими людьми. Педагоги с высоким уровнем социального интеллекта не склонны делать профессиональный выбор на основе внешних отрицательных мотивов. Гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь социального интеллекта и профессиональной успешности молодых специалистов – педагогов, подтвердилась.
На основании результатов проведенного исследования нами разработана программа повышения успешности молодых специалистов – педагогов. Программа тренинга направлена на развитие социального интеллекта и рефлексивности у молодых специалистов – педагогов.
Результаты дипломной работы могут быть использованы психологами в рамках психологического сопровождения молодых специалистов социономических профессий. Разработанная нами программа может быть полезна психологу в целях повышения успешности профессиональной деятельности молодых специалистов – педагогов.
1. Абдалина, Л. В. Профессионализм личности педагога как психологическая проблема / Л. В. Абдалина// Научные исследования в образовании. – 2007. – № 1. – С. 11-14.
2. Алексеевский, А. А. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов : факторы влияния, критерии и показатели / А. А. Алексеевский // Символ науки. – 2015. – № 6. – С. 214–216.
3. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
4. Андреева, Н. И. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога / Н. И. Андреева. – СПб. : Питер, 2002. – 288 с.
5. Андронова, К. С. Изучение профессионально важных качеств педагога / К. С. Андронова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 169-173.
6. Балык, А. С. Развитие личности в период взрослости / А. С. Балык // Научный вестник ГАОУ ВПО. – 2016. – Т. 3. – С. 86-91.
7. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 254-256.
8. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
9. Броздовская, Е. В. Влияние социальных и биологических факторов на темы старения педагогов / Е. В. Броздовская, Н. А. Литвинова, О.В. Браун // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – № 2. – С. 99-101.
10. Вачков, И. Структура профессионального самосознания учителя / И. Вачков// Школьный психолог. – 2000. – № 13. – С. 23-27.
11. Вертягина, Е. А. Факторы профессиональной адаптации молодого специалиста / Е А. Вертягина // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 4 (23). – C. 51–53.
12. Вершловский, С. Г. Взрослость как категория андрагогики / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – С. 285-292.
13. Виноградова, Г. А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога / Г. А. Винограддова // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2015. – № 4. – С. 197-200.
14. Глинский, А. А. Управление профессиональным ростом педагогов / А. А. Глинский // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – № 11. – 124 с.
15. Головей, Л. А. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.. А. Головей. – СПб. : Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
16. Жукова, Т. Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Л. Жукова, С. А. Воеводина. – Новополоцк : ПГУ, 2013. – 264 с.
17. Иванова, Е. М. Психология и эффективность деятельности субъекта труда / Е. М. Иванова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 1. – С. 6-12.
18. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 563 с.
19. Камкова, О. В. Проблема адаптации молодого специалиста в различных сферах профессиональной деятельности / О. В. Камкова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2011. – № 2. – С. 62–64.
20. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
21. Комарова, В. В. Особенности профессиональной деятельности педагога и его личности / В. В. Комарова, А. А. Сыкало // Человеческий капитал. – 2015. –№ 6 (78). – С. 109-112.
22. Корчуганова, И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска: метод. пособие / И. П. Корчуганова. – СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с.
23. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
24. Красношлыкова, О. Г. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях / О. Г. Красношлыкова, Е. В. Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 32-37.
25. Круглова, И. В. Наставничество в повышении и профессиональной компетентности молодого учителя / И. В. Круглова // Народное образование. – 2007. – № 9. – 231 с.
26. Кудинова, И. Б. Социальный интеллект как предмет исследования / И. Б. Кудинова, И. С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 2. – С. 132-142.
27. Кудрявцева, Н. А. Единство интеллекта. Научный отчёт (Грант РФФИ, 1993-1994) / Н.А. Кудрявцева. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – С. 82-92.
28. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001 – 542 с.
29. Лебедев, М. А. Психологические особенности ранней адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости / М. А. Лебедев // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 5. – С. 26-29.
30. Лепешова, Е. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы / Е. Лепешова // Вести образования. – 2009. – № 8. – С. 23-26.
31. Литвиненко, Т. В. Развитие профессионально-важных качеств педагога в процессе самообразования : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. В. Литвиненко. – Омск, 2010. – 214 с.
32. Лобанов, А. П. Эмоциональный интеллект: к проблеме операционализации понятия в контексте эмпирического исследования / А. П. Лобанов // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2017. – № 7. – С. 69-74.
33. Лужбина, Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / Н.А. Лужбина. – М.: Барнаул, 2002. – 192 с.
34. Маланчик, Н. В. Когнитивная сложность и социальный интеллект учителей / Н.В. Маланчик // Современное состояние и перспективы развития психологии общения : материалы Междунар. науч.практ. конф. (Гродно, 8-9 окт. 2010 г.) / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Л.М. Даукша (отв. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2010. – С. 189-193.
35. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова) // Профориентационная работа в школе: методические рекомендации / М. М. Врублевская, О. В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. – С. 7-9.
36. Методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) // Психология рефлексивных механизмов управления / А.В. Карпов, В.В. Пономарева. – М.: Институт психологии РАН, 2000. – 283 с.
37. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107-108.
38. Михайлова, Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию / Е. С. Михайлова. – СПб. : Иматон, 1996. – 50 с.
39. Николаевский, Р. П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте / Р. П. Николаевский // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 81-84.
40. Паттурина, Н. П. Проблема зрелости в современной психологии / Н. П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
41. Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении / Е. И. Петренко // Молодой ученый. – 2017. – № 50. – С. 256-260.
42. Петровичев, В. М. Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования / В. М. Петровичев // Известия Тульского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 43–52.
43. Поздеева, С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций / С. И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2014. – № 2. – С. 54-58.
44. Попова, Ю. И. Характеристики аксиологической сферы мужчин и женщин в период зрелости / Ю. И. Попова // Вестник ЯГУ. – 2016. – № 1. – С. 114-117.
45. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с.
46. Родионова, С. В. Акмеологическая направленность личности педагога / С. В. Родионова// Царскосельские чтения. – 2010. – № 1. – С. 326-330.
47. Родихина, Э. А. Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ / Э. А. Родихина // Психологические науки: теория и практика: материалы науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 1-12.
48. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 2. – С. 7–15.
49. Скрипкина, Т. П. Особенности личностно-профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. П. Скрипкина // Российский психологический журнал. – 2014. – № 2. – С. 7–14.
50. Сластёнин, В. А. Проектирование содержания педагогического образования: гуманистическая парадигма // Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях: материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева; Ряз.гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2009. – С. 5-9.
51. Смоляр, В. В. Социальный интеллект учителя // Психология образования в XXI веке: теория и практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psyjournals.ru/education21/issue/54953_full.shtml.
52. Собирова, Д. А. Социальный интеллект как инструмент коммуникативного и организационного взаимодействия / Д. А. Собирова Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – № 2. – С. 59-66.
53. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект и его измерение / Д. В. Ушаков // Социальный интеллект : теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 141–160.
54. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Пер. с англ. – М. : Олма пресс, 2004. – 657 с.
55. Хаустова, А. И. Факторы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности / А. И. Хаустова // Молодой ученый. — 2017. – № 40. – С. 79-81.
56. Чернявская, А. П. Сопровождение адаптации молодых педагогов в школе [Текст] / А. П. Чернявская // Методологические ориентиры развития современной научно-дидактической мысли : сборник научных трудов Всероссийской сетевой научной конференции (21-29 ноября 2018 г.) / Составитель: А. А. Мамченко. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. -С. 676-685.
57. Шабанова, Т. Л. Развитие социального интеллекта у младших школьников посредством психологического тренинга / Т. Л. Шабанова, Е. С. Журба // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 7. – С. 348-355.
58. Юдина, И. И. Социальный интеллект как один из аспектов психологического анализа личности / И.И. Юдина, Б.Р. Рольник // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2016. – № 1. – С. 34-40.
59. Южанинова, А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии: сб. ст. Саратов: издательство Саратовского университета, 2004. –С. 63–67.
60. Bratton, J. Human Resource Management / J. Bratton, J. Gold. – London : Palgrave Macmillan, 2003. – 540 p.
61. Cooper-Thomas, H. Organizational Socialization : A field study into socialization success and rate / H. Cooper-Thomas, N. Anderson // International Journal of Selection and Assessment. – 2005. – Vol. 13. – P. 116–128.
62. Hofstede, G. Cultures and Organizations: Software of the Mind / G. Hofstede, G. J. Hofstede, M. Minkov. – New York : McGraw-Hill, 2010. – 550 p.
63. Jokisaari, M. Change in newcomers' supervisor support and socialization outcomes after organizational entry / M. Jokisaari, J. E. Nurmi // Academy of Management Journal. – 2009. – Vol. 52, N 3. – P. 527–544.
64. Soyfer, V. G. Problems of staff development / V. G. Soyfer // Labor law. 2007. – N 10. – Р. 18–22.
65. Wanous, J. New employee orientation programs / J. Wanous, A. Reichers // Human Resource Management Review. – 2000. – Vol. 10, N 4. – P. 435–451.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой (адаптация теста Дж. Гилфорда и М.О’Салливена)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание занятий программы повышения успешности молодых специалистов-педагогов
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Бланки ответов
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты