Правовое регулирование взысканий просроченной задолженности
БИП (Белорусский институт правоведения)
Готовые дипломы
на тему: «Правовое регулирование взысканий просроченной задолженности»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
189 BYN
Правовое регулирование взысканий просроченной задолженности
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1. Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2. Классификация и учет проблемных кредитов
Глава 2. Общие положения о просроченной задолженности
2.1. Понятие просроченной и проблемной задолженности
2.2. Сущность и способы работы проблемной и просроченной задолженности банка
2.3. Зависимость доли просроченной задолженности от вида кредита
Глава 3. Нормативно-правовое регулирование просроченной задолженности
3.1. Правовое регулирования погашения просроченной задолженности
3.2. Защита прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности
3.3. Проблемы взыскания просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа)
Глава 4. Перспективы развития системы взыскания просроченной задолженности
4.1. Информационные технологии как перспективный инструмент управления просроченной задолженностью
4.2. Направления развития деятельности коллекторского агентства по возврату просроченной задолженности
4.3. Анализ просроченной задолженности: возможность применения новых инструментов
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
При стремлении извлечь максимальную остаточную стоимость требуются другие методы, нежели те, которые используются для управления беспроблемными кредитами, результатом чего является появление специализированных агентств, занимающихся покупкой таких кредитов у банков.
Банковская деятельность неразрывно связана с различного рода рисками (кредитный, операционный, рыночный и т.д.), возникающими в процессе взаимодействия банка с внешней средой. Кредитный риск, то есть вероятность невозврата выданных банком кредитов, предоставляет наибольшую угрозу для жизнедеятельности кредитных организаций.
Эффективная политика банка по оздоровлению баланса кредитной организации путем реструктуризации проблемных кредитов позволяет минимизировать убытки, что представляется крайне важным на фоне общемировой тенденции снижения рентабельности банковского бизнеса.
Банки неизбежно сталкиваются с заемщиками, которые не в состоянии отдать свои долги. В связи с этим и были разработаны процедуры по взысканию таких долгов и реализация залога по ним. Участие в этих процедурах небанковских инвесторов, а также третьих лиц (специализированных коллекторских агентств) представляет собой относительно новое явление. Именно оно приводит к развитию активной и прозрачной торговли проблемными кредитами.
Актуальность данной темы, заключается в том, что в банковской практике проблема просроченной задолженности решается после ее появления. Более конструктивен не ситуационный, а предупреждающий подход предотвращения возникновения просроченной задолженности еще на стадии отбора кредитных заявок.
Для покрытия расходов, компенсации прямых убытков и извлечения прибыли банк должен предпринять целый ряд мер, направленных на изменение этой ситуации. Исходя из вышеизложенного, задачи снижения просроченной задолженности на этапе формирования кредитного портфеля приобретают особую актуальность.
Просроченная задолженность остается достаточно острой проблемой экономики и права Республики Беларусь. Следовательно, вышеизложенные обстоятельств предопределяют актуальность темы исследования.
Целью настоящей работы является комплексный анализ правового регулирования взыскания просроченной задолженности в Республике Беларусь и перспектив развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие и классификации проблемных кредитов;
– исследовать понятие просроченной и проблемной задолженности, способы работы с ней;
– выявить зависимость просроченной задолженности от вида кредита;
– рассмотреть основы правового регулирования взыскания просроченной задолженности;
– охарактеризовать проблемы взыскания просроченной задолженности по договору потребительского кредита;
– выявить перспективы, пути совершенствования взыскания просроченной задолженности.
Объект исследования: общественные правоотношения, складывающиеся при взыскании просроченной задолженности.
Предметом исследования выступает нормативные правовые акуты, регулирующие общественные отношения в области кредитовании в Республике Беларусь, а также характеризующая особенности взыскания просроченной задолженности и ее проблемы.
Методы исследования: диалектический метод, а также системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ПРОБЛЕМНЫЕ КРЕДИТЫ»
1.1. Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
В ходе реализации банком кредитной политики в части обеспечения возвратности кредита немаловажное значение имеет работа с «проблемными» кредитами. Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась [50, с.147].
Управление «проблемными» кредитами – один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.
Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий.
Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика [41, с.189].
Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит.
Наиболее широко распространены следующие подходы. Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту [26, с.115].
Ухудшение качества кредита необходимо выявлять на ранней стадии, когда в распоряжении банка еще имеется достаточно способов выправления ситуации. В кредитной политике должно быть четко определено, что банк будет делать с проблемными кредитами.
Рассмотрим подробнее признаки «проблемности» кредита.
1. К организационным признакам можно отнести:
– необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;
– нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;
– резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;
– радикальные изменения в составе руководителей предприятия-заемщика;
– неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;
– частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;
– длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;
– просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам [38, с.224].
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
2.1. Понятие просроченной и проблемной задолженности
Прежде, чем приступать к рассмотрению основных аспектов правового регулирования просроченной задолженности и порядка ее взыскания, необходимо остановиться на общетеоретических положениях, начиная с понятия просроченной задолженности.
Так, в целом просроченная задолженность – это своевременно не произведенные платежи поставщикам, кредитным учреждениям, финансовым органам, работникам.
Рост проблемной задолженности перед банками является на настоящий момент одним из наиболее обсуждаемых в банковском сообществе вопросов. Актуальность данного вопроса в ближайшем будущем будет расти и останется одной из наиболее важных банковских тематик еще как минимум в течение нескольких лет [16, с.8].
К сожалению, до сих пор не выработан оптимальный механизм решения проблемы просроченной задолженности перед банками, нет ответа на многие вопросы, связанные с управлением проблемными активами. Каждый банк выбирает для себя пути работы с проблемными долгами самостоятельно в соответствии с его структурой, практикой взаимодействия служб банка, объемом и спецификой кредитного портфеля, степенью его проблемности [48, с.71].
Большое количество проблемных задолженностей, связано с некачественным управлением активами, включая, в первую очередь, управление кредитным портфелем. Эта ситуация усугубляется, в частности, нестабильным финансово-экономическим положением заемщиков в неопределенно изменяющихся макроэкономических условиях переходного периода.
К макроэкономическим причинам относятся:
– отсутствие действенного законодательства (включая налоговое), защищающего интересы как банков, так и промышленных предприятий и стимулирующее их поступательное развитие;
– общая стагнация производства в кризисные периоды и т.п. [7, с.183]
К микроэкономическим причинам можно отнести:
–отсутствие не только собственных источников капиталовложений, но и оборотных средств;
– низкую квалификацию управленческого персонала и потерю квалифицированных специалистов из-за низкой и систематически не выплачиваемой заработной платы и др. [7, с.184].
Таким образом, указанные выше обстоятельства приводят к тому, что реальный уровень проблемной и просроченной ссудной задолженности в отечественных коммерческих банках значительно выше, чем среднемировой показатель, и, по оценке, составляет 30-40%, а в некоторых банках или филиалах банков может достигать 60-70% [2, с.5].
При этом номинальная (указываемая в официальной отчетности) величина просроченной ссудной задолженности находится, как правило, на весьма удовлетворительном уровне, что вероятно связано с различного рода «ухищрениями» кредитных организаций, как-то: необоснованного продления срока сделки; пере кредитование и более сложные схемы, проводимые с помощью дружественных либо аффилированных банков.
ГЛАВА 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
3.1. Правовое регулирование погашения просроченной задолженности
Прежде всего, отметим, что в настоящее время в Республике Беларусь основным правовым актом, регулирующим указанную деятельность, выступает Банковский кодекс Республики Беларусь [6]. Однако в нем лишь содержатся общие положения о кредитовании, просроченной задолженности. В рамках данного вопроса более интересен проект Закона, который собираются принять в Республике Беларусь по аналогии с Федеральным законом Российской Федерации № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», (далее – Закон) [31]. Поэтому нами будут рассмотрены отдельные положения указанного закона и проекта.
Целью принятия закона является защита прав и законных интересов физических лиц, а также установление правовых основ при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств.
Следует отметить, что особенно активное участие в редактуре законопроекта в Российской Федерации принимали профессиональные участники рынка – коллекторские агентства, банки, микрофинансовые организации, а также саморегулируемые организации указанных лиц. Однако не меньшей защитой были обеспечены права и интересы потребителей, поскольку по понятным причинам на их стороне в первую очередь выступал законодатель [21, с.34].
Первоначальная редакция закона отличалась слишком широким регулированием (к примеру, нормы закона предлагалось распространить не только на долги физических лиц, но и на просроченную задолженность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), а также недостаточной, а в некоторых случаях излишней конкретизацией норм закона.
До принятия закона такой вид деятельности как взыскание просроченной задолженности не был урегулирован на законодательном уровне, что соответствует и нынешнему положению в Республике Беларусь. Указанная сфера услуг оказываясь в «правовом вакууме».
Вместе с тем принятый Закон не содержит понятия взыскание просроченной задолженности, но его можно вывести из системного толкования норм закона. Так, под взысканием просроченной задолженности в литературе и в соответствии с толкованием норм указанного Закона стоит понимать любые действия лица (совершение звонков, проведение встреч, отправка сообщений и т. п.), направленные на получение удовлетворения денежных требований, срок исполнения которых наступил[31] .
Как мы видим, деятельность по взысканию просроченной задолженности сама по себе не нова. Белорусский законодатель в настоящее время пытается ввести правила для давно сложившейся сферы оказания услуг и в первую очередь эти правила коснулись субъектов деятельности по взысканию просроченной задолженности – профессиональных взыскателей (коллекторских агентств).
Так, Закон предъявляет требования к (а) юридическому лицу, которое может выступать профессиональным взыскателем и (б) сотрудникам такого лица. (а) Для того, чтобы юридическое лицо могло осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности оно должно быть включено в специальный реестр, который ведет уполномоченный орган. Включение в реестр возможно только при условии соответствия обязательным требованиям, указанным в Законе [31].
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
4.1. Информационные технологии как перспективный инструмент управления просроченной задолженностью
Вопросы проблемной задолженности являются на настоящий момент одними из наиболее обсуждаемых, при этом их острота и актуальность сохранятся еще как минимум на протяжении нескольких лет.
В данных условиях во всех банках на первый план выходит задача формирования адекватной процедуры по работе с проблемной задолженностью, оптимизирующей трудозатраты на достижение результата и снижающей риск принятия неверных управленческих решений при работе с такой задолженностью [25, с.56].
Хотя каждый банк самостоятельно устанавливает критерии определения проблемной задолженности, методы ее выявления, способы работы с заемщиками по взысканию, однако, можно обозначить общие принципы, используя которые можно усовершенствовать соответствующую внутрибанковскую процедуру.
Прежде чем распределять функции между подразделениями банка, необходимо установить перечень и последовательность основных действий, осуществляемых при работе с проблемной задолженностью. Такой перечень обычно включает следующие этапы:
– выявление проблемной задолженности,
– ее мониторинг,
– выездные проверки деятельности заемщика, а также наличия и состояния заложенного имущества;
– предъявление заемщику требования о досрочном погашении (если это предусмотрено) и переговоры с ним, с последующим принятием решений о мероприятиях по реструктуризации задолженности и/или действий по взысканию (в т.ч. претензионно-исковая работа), в крайних случаях – продажа (передача) задолженности третьим лицам или списание безнадежных долгов [34, с.74].
Выявление признаков ухудшения состояния финансово-хозяйственной деятельности заемщика на ранней стадии позволяет принять соответствующие меры прежде, чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми.
Другой вариант деления по качеству кредитов – использование внутрибанковских критериев оценки. Для этих целей используют, например, такие показатели, как: наличие пролонгаций по выданной ссуде и их количество; уровень снижения среднемесячных оборотов по счетам заемщика по сравнению с предыдущими периодами; уровень снижения объема продаж; выявление фактов предоставления банку недостоверной или фальсифицированной отчетности (или отсутствие таковой); наличие задолженности заемщика перед бюджетом, взыскание которой сделает проблематичным погашение кредита и пр [36, с.183].
Потенциал рынка просроченной задолженности, как и рынка кредитования в целом, огромен, однако, выдача новых кредитов резко снизилась. Кредитный конвейер состоит из множества разнородных процессов: необходимо рассказать о банковском продукте так, чтобы клиента он привлек, продать, оформить и выдать его, затем на регулярной основе проводить его сопровождение и, в некоторых случаях, взыскивать задолженность с проблемного заемщика [28, с.156].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы, заключается в том, что в банковской практике проблема просроченной задолженности решается после ее появления. Более конструктивен не ситуационный, а предупреждающий подход предотвращения возникновения просроченной задолженности еще на стадии отбора кредитных заявок.
Для покрытия расходов, компенсации прямых убытков и извлечения прибыли банк должен предпринять целый ряд мер, направленных на изменение этой ситуации. Исходя из вышеизложенного, задачи снижения просроченной задолженности на этапе формирования кредитного портфеля приобретают особую актуальность.
Просроченная задолженность остается достаточно острой проблемой экономики и права Республики Беларусь.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В ходе реализации банком кредитной политики в части обеспечения возвратности кредита немаловажное значение имеет работа с «проблемными» кредитами. Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась.
Управление «проблемными» кредитами – один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.
Банки сами классифицируют свои кредиты в соответствии с установленными органами надзора нормами. Такая классификация может быть скорректирована, если в результате проведенной регулирующими органами проверки будет установлено, что классификация была слишком «мягкой».
В условиях кризиса любому государству приходиться поддерживать банковскую систему вливаниями капитала. Но наращивание банковского капитала с помощью государственных средств не может восстановить работоспособность банковской системы. Компании реального сектора накопили огромные долги, которые не могут обслуживать в изменившихся условиях, а частично не смогут вернуть никогда. Выход из этой ситуации – и банки, и заемщики должны поделить между собой бремя убытков и расчистить свои балансы.
Просроченная задолженность – это своевременно не произведенные платежи поставщикам, кредитным учреждениям, финансовым органам, работникам.
К сожалению, до сих пор не выработан оптимальный механизм решения проблемы просроченной задолженности перед банками, нет ответа на многие вопросы, связанные с управлением проблемными активами. Каждый банк выбирает для себя пути работы с проблемными долгами самостоятельно в соответствии с его структурой, практикой взаимодействия служб банка, объемом и спецификой кредитного портфеля, степенью его проблемности.
При этом номинальная (указываемая в официальной отчетности) величина просроченной ссудной задолженности находится, как правило, на весьма удовлетворительном уровне, что вероятно связано с различного рода «ухищрениями» кредитных организаций, как-то: необоснованного продления срока сделки; пере кредитование и более сложные схемы, проводимые с помощью дружественных либо аффилированных банков.
Динамика свидетельствует о том, что доля просроченной задолженности по кредитным картам является самой высокой. Большой рост просроченной задолженности наблюдается по необеспеченным потребительским кредитам. Необеспеченный кредит выдается без поручителей, залогов и гарантий. Он удобен для заемщика тем, что для получения кредита требуется минимум документов и времени. Но для кредитных организаций данные займы в ряде случаев приводят к потерям.
1. Аверченко, Д.Г. Актуальные проблемы правового регулирования кредитного договора (на примере договора потребительского кредита) / Д.Г. Аверченко // Системные технологии. – 2016. – № 3. – С.37-49.
2. Ананьев, Д.Н. Банковский сектор. Итоги и перспективы развития / Д.Н. Ананьев // Деньги и кредит. – 2019. - №3. – С. 3-9.
3. Антонов, Н.Г., Пессель, М.А. Денежное обращение, кредит и банки / Н.Г. Антонов, М.А. Пессель. – М.: Юстицинформ, 2016. – 289 с.
4. Бабаев, Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров. – Москва, 2017. – 541 с.
5. Банки и банковское дело: учебник для вузов / под ред. А.И. Балабанова, В.А. Боровкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2017. – 448 с.
6. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З: принят Палатой представителей 3 октября 2000 года: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года [Электронный ресурс]: в ред. от 17.07.2018 г. // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
7. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Высшее образование, 2018. – 422 с.
8. Банковское дело: учебник / под ред. В.А.Гудашева, В.В Радаева. – П., ПГПУ им. Белинского, 2018. – 468 с.
9. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Г. Коробовой, А.Ф. Рябова, Р.А. Карпова [и др.]. – М.: Экономистъ, 2018. – 766 с.
10. Вострикова, Л.Г. Финансовое право: учебник / Л.Г. Вострикова. – М.: Юстицинформ, 2015. – 335 с.
11. Герасименко, В.П., Рудская, Е.Н. Финансы и кредит: учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. – М.: Академцентр, 2016. – 412 с.
12. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года [Электронный ресурс]: в ред. от 04.05.2019 г. // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
13. Ендовицкий, Д.А., Бочарова, И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика / Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочарова. – М.: Академия, 2015. – 274 с.
14. Катвицкая, М.Ю. Банковские заемные средства: условия предоставления, гарантии обеспечения возврата / М.Ю. Катвицкая. – М.: Деловой двор, 2016. – 455 с.
15. Кирьянов, М. Зарубежный опыт работы с проблемными кредитами / М. Кирьянов // Банковское дело. – 2019. - №1. – С.66-68.
16. Кльоба, В. Ситуационный центр управления проблемной задолженностью за кредитными операциями / В. Кльоба // Научный вестник НЛТУ. – 2019. – С.6-13.
17. Коваленко, С.Б. Банковское дело: учеб.-метод. пособие / С.Б. Коваленко. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 345 с.
18. Коваленко, С.Б., Стасенок, А.Н. О сущности и структуре кредитных отношений / С.Б. Коваленко, А.Н. Стасенок // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 12. – С.15-23.
19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года [Электронный ресурс] : в ред. от 18.03.2020 г. // СПС «КонсультантПлюс». – Минск, 2020.
20. Коробов, Г.Г. Банковские операции: учеб. пособие / Г.Г. Коробов. – М.: Магистр, 2015.– 456 с.
21. Косинов, Д.С. Оптимизация и стратегия работы с проблемной и просроченной задолженностью в банках / Д.С.Косинов // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – №4. – С.4-10.
22. Костерина, Т.М. Банковское дело: учебное пособие / Т.М. Костерина. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2017. – 360 с.
23. Кузнецов, С.В. Повышение эффективности работы в банке по урегулированию проблемной задолженности / С.В. Кузнецов // Микроэкономика. – 2017.- №1. – С.6-15.
24. Лаврушин, О.И. Банковское дело / О.И. Лаврушин. – М.: Норма, 2015. – 511 с.
25. Магомедов, Ш.Б., Яхьяева, М.Г. Институт мониторинга права как инструмент государственного управления / Ш.Б. Магомедов, М.Г. Яхьева // Юридический вестник ДГУ. – 2018. – № 4. – С. 54-60.
26. Мокеева, Н. Н., Харина, П.А. Потребительское кредитование: тенденции и ожидания / Н.Н. Мокеева, П.А. Харина // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 5. – С. 115–117.
27. Мякота, М.В. Сущность и значение понятия «проблемний кредит» в банковской деятельности / М.В.Мякота // Управление развитием. – 2016. – № 14 (135). – С.7-13.
28. Науменко, А.И. Некоторые подходы к оценке эффективности внедрения информационных технологий в экономических условиях / А.И. Науменко // Сибирская финансовая школа. – 2016. – № 4 (37). – С. 154-157.
29. Науменко, А.И., Свириденко, Д.И. Технологические аспекты внедрения информационных технологий в целях повышения эффективности управления организацией / А.И. Науменко, Д.И. Свириденко // Бизнес и образование: интеграционная модель развития. – 2016. – С. 50–56.
30. Новоселова, Л.А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг / Л.А. Новоселова. – М.: Норма, 2015. – С. 70–81.
31. О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»: Федеральный закон Российской Федерации № 230-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Минск, 2020.
32. О персональных данных: проект Закона Республики Беларусь от 13.03.2019 г. [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации. – Москва, 2020.
33. Ольшаный, А.И. Банковское кредитование (российский и зарубежный опыт) / А.И. Ольшаный. – М.: РДЛ, 2018. – 205 с.
34. Павлодский, Е.А. Договоры организаций и граждан с банками / Е.А. Павлодский. – М.: Статус, 2016. – 156 с.
35. Петриченко, В.А. Судебная практика при заключении кредитных договоров / В.А. Петриченко // Актуальные проблемы права. – 2017. – № 146. – С.22-40.
36. Петров, А.М. Актуальные вопросы экономико-правового регулирования и классификации корпоративных систем. Проблемы современной экономики / А.М. Петров // Юрист. – 2019. – № 1 (29). – С. 182-186.
37. Петров, А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности. Экономический анализ: теория и практика / А.М. Петров // Право и экономика. – 2016. – № 18. – С. 54-62.
38. Поляк, Г.Б. Финансы: учебное пособие / Г.Б. Поляк. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити - Дана, 2018. – 703 с.
39. Посадская, М. Проблемная задолженность корпоративных клиентов: процедуры и порядок работы / М. Посадская // Банковское кредитование.– 2015. – № 1. – С.45-56.
40. Саксельцева, Е.Г. Проблемная задолженность в коммерческих банках / Е.Г. Саксельцева // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2016. – №1. – С. 33 – 45.
41. Свириденко, Д.И. Инновации как стратегический ресурс развития коммерческого банка / Д.И. Свириденко // Сибирская финансовая школа. – 2016. – № 5. – С. 187–202.
42. Семенюта, О. Г. Пути решения проблемы возврата просроченной задолженности: учеб. пособие. / О. Г. Семенюта. – М.: Контур, 2017. – 356 с.
43. Соломин, С.К. Банковский кредит: проблемы теории и практики / С.К. Соломин. – М.: Юстицинформ, 2015. – 326 с.
44. Степанова, О.А., Орлова, С.А. Потребительское кредитование: проблемы и пути решения / О.А. Степанова, С.А. Орлова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 293–298.
45. Сытник, М.М. Рынок банковского кредитования : аналитический аспект / М.М. Сытник // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 5–3 (36).– С. 82-90.
46. Татаринова, Л.Ю. Банковские риски / Л.Ю. Татаринова // Финансы и кредит. – 2016. - №8. – С. 47-53.
47. Тедеев, А.А. Просроченная и проблемная задолженность: правовое регулирование и налогообложение / А. А. Тедеев. – М.: Приор-издат, 2019. – 224 с.
48. Тедеев, А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение / А. А. Тедеев. – М.: Новый Индекс, 2016. – 243 с.
49. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс]: в ред. от 11.11.2019 г. // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
50. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова [и др.]. – М.: Академия, 2016. – 392 c.
51. Шустова, Е. П. «Проблемный кредит»: терминологическое содержание, критерии определения и факторы возникновения / Е.П. Шустова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – №18. – С.14-22.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты