Теоретические и правовые аспекты признания государств другими странами Диссертация
МИТСО (Международный университет)
Диссертация
на тему: «Теоретические и правовые аспекты признания государств другими странами»
по дисциплине: «Международное право»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Теоретические и правовые аспекты признания государств другими странами
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Международное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ
1.1 История развития института признания государств
1.2 Понятие и основные теории признания государств
1.3 Формы и критерии признания государств
1.4 Нормативная основа признания государств
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ
2.1 Актуальные проблемы признания современных государств
2.2 Совершенствование и повышение правовой значимости института признания в современных условиях функционирования государств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
К числу одних из самых сложных вопросов в науке международного публичного права, а также в теории государства и права ученые относят исследование института признания государств.
Здесь, прежде всего, идет речь о проблемах определения правового статуса государства в современном мире. В связи с этим необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с установлением правоотношений между существующими на сегодняшний день государствами, которые прошли многовековой путь своего формирования. Для наиболее полного и всестороннего исследования актуальных проблем функционирования института международно-правового признания, первоначально, необходимо обратиться к истории его формирования.
Активная реализация права народов на самоопределение на рубеже ХХ и ХХІ веков логически сопровождалась реализацией вопросов, связанных с правовыми последствиями реализации этого права, международным взаимодействием новых участников межгосударственных отношений с существующими государствами и международными межправительственными организациями. Возможность установления рассматриваемых отношений опосредуется главным образом позицией государств и международных организаций по правовой субъективности субъектов самоопределения и выражается в том, существуют ли в них акты признания, проблемы и особенности которых станут предметом настоящей статьи.
Появление института признания в современном понимании, как правило, восходит к XVI-XVII векам нашей эры, тогда как акты, направленные на признание главы государства, существовали на начальном этапе становления государственности древнего мира.
ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ
1.1 История развития института признания государств
Первым примером международного признания было коллективное признание всеми участниками Вестфальского мира Соединенных Нидерландов.
Тогда же, 1648 г., Суверенитет получил Швейцарский союз. В 1776 г. году 13 штатов Северной Америки отказались от каких-либо обязательств перед Британской монархией и заявили о своем суверенитете. Декларация независимости Томаса Джефферсона провозглашала рождение новой нации, а бороться за независимость Америки означало борьбу за собственные естественные права.
Впоследствии в 1778 году между Америкой и Францией был подписан договор о дружбе и торговле, согласно которому Франция признавала суверенитет Америки. Кроме того, был подписан еще и союзный договор, который предусматривал, что при вступлении Франции в войну обе страны не сложат оружия, пока Америка не получит независимость, обе страны давали территориальные гарантии относительно их владений в Америке [26, с. 11].
3 сентября 1783г. между Великобританией и США было заключено Парижское соглашение, согласно которому Великобритания признавала независимость, свободу и суверенитет тринадцати бывших колоний, которые превращались в государства или штаты. Принципы признания возникали исторически. Д. Анцилотти выделяет три основных принципа, которые оказали существенное влияние на развитие института признания независимости.
Принцип легитимизма был выдвинут на Виденском конгрессе Шарлем Морисом Талейраном согласно которому законность государства зависела главным образом от династических основ. В результате работы Конгресса был не только проведен территориальный передел Европы, но и разработаны принципы, которые легли в основу дипломатической практики во всем мире. Принцип легитимизма был выдвинут в первую очередь для защиты территориальных интересов Франции и состоял в возвращении «законным» владельцам утраченных ими территорий.
Сторонники легитимизма предлагают признавать государство (даже новообразовавшееся) при условии господства в ней «законной» (легитимной) власти. Второй принцип – принцип национальности – сформировался во второй пол. XIX–нач. ХХ в. Согласно ему, законными могли быть только государства, имеющие в своей основе однородный национальный состав. После Второй мировой войны с активизацией антиколониального движения этот принцип получил новую силу и нашел свое оформление в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 1960, 1962, и 1976 гг. Историко-правовой основой возникновения тезиса о «праве народа на самоопределение» связывают с именем американского президента Вудро Вильсона. Но в его понимании эта идея не имела этнических 189 аспектов, а речь шла только о праве народов самостоятельно определять для себя форму правления.
К числу одних из самых сложных вопросов в науке международного публичного права, а также в теории государства и права ученые относят исследование института признания государств. Здесь, прежде всего, идет речь о проблемах определения правового статуса государства в современном мире. В связи с этим необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с установлением правоотношений между существующими на сегодняшний день государствами, которые прошли многовековой путь своего формирования.
Для наиболее полного и всестороннего исследования актуальных проблем функционирования института международно-правового признания, первоначально, необходимо обратиться к истории его формирования.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ
2.1 Актуальные проблемы признания современных государств
Институт признания работает, опираясь скорее на практический опыт, нежели на теорию в виде законодательной базы, что уже не даёт возможности объективно рассматривать тот или иной вопрос, связанный с признанием/не признанием территории в качестве государственного образования.
Вполне логично, в принципе, что в отсутствие конкретной нормы на авансцену международной арены выходят политические соображения государств, действующих в рамках парадигмы политического реализма и, соответственно, акцентирующих свое внимание на сугубо национальные интересы. Как показывает практика, в XXI веке часто довольно схожие во многих аспектах дела о признании рассматриваются совершенно под разным углом в зависимости, опять же, от политических соображений и расклада сил на международной арене.
Наиболее характерным примером того, как проблема толкования международного права способствует возникновению кардинально разных сценариев в отношении признания того или иного территориального образования является территория Косово с одной стороны, и Южная Осетия, Абхазия и Крым - с другой.
Практика показала, что Косово – единственная территория из этого ряда, которой частично удалось достичь успеха в вопросах признания после одностороннего провозглашения независимости 17 февраля 2008 года, вызвавшего серьезнейший резонанс в международном сообществе. Международный Суд ООН в своём заключении по вопросу о независимости и признании Косово от 22 июля 2010 года говорит о том, что практика государств не свидетельствует о появлении в международном праве нового правила, запрещающего провозглашение независимости в подобных случаях. Согласно этому заключению, Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости. Крайне интересны в рамках рассмотрения вопроса о независимости Косово позиции ведущих мировых держав.
В частности, США в своем письменном меморандуме от 17 апреля 2009 года высказываются об одном из принципов международного права - территориальной целостности - и трактуют его как «не исключающий появления новых государств на территории существующих государств». Согласно этому меморандуму, объявление независимости Косово является нарушением законодательства исключительно внутреннего, то есть государства Республики Сербии, но никак не международного права. Великобритания аналогично высказалась по этой проблеме, заявив, что сецессия международным правом не запрещена. Вероятнее всего, именно такое толкование принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение, а точнее их взаимосвязь задумывались при их провозглашении.
Однако, в ситуациях с Южной Осетией, Абхазией и, в особенности, с Крымом мы видим, как, исходя из политических соображений и национальных интересов, государства мира начинают трактовать все тот же принцип территориальной целостности более жестко, обвиняя правительства вышеупомянутых государств в прямом нарушении международного права, а в ответ на любые попытки провести параллели с Косовским прецедентом отвечают, что это абсолютно полярные ситуации, сравнивать которые нельзя.
На самом же деле, сецессия, например, Крыма выглядит куда более правомерно, чем провозглашение независимости Косово в силу проведенного на данной территории референдума о независимости, который очень четко и ясно дал понять волю народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Особый характер института признания заключается не только в правовой природе его действия, но и в правовых последствиях, возникающих для признанного государства. В частности, при определении сущности и природы понятия признания государств в юридической науке имеются специфические политико-правовые коллизии. Вследствие таких противоречий затруднено эффективное функционирование данного правового института в современных условиях глобализации мира.
Это выражается в отсутствии единого, научно-обоснованного, общеправового определения понятия признания. Также, совершенно различным по своей правовой природе является признание в теоретическом и практическом смыслах его выражения. В дополнение к этому, стоит отметить, что существующий в нынешнем виде правовой институт признания государств по отношению к появлению новых государств на политической арене не обеспечивает целостности правового пространства во всем мире и не отвечает основным требованиям современности в области обеспечения внутригосударственной и межгосударственной безопасности.
В этой связи, наиболее содержательным в научном плане представляется интегративный подход к проблеме признания государств, позволяющий раскрыть сущность заявленного понятия более целостно, углубленно и расширенно с позиций национального и международного права, т.к. сфера его действия непосредственно затрагивает внутренний и внешний суверенитет государства.
Но все же, при всем многообразии исследованных теорий можно отметить, что каждая из них предполагает своеобразный характер действия и применения.
1. Ампар К.А. Теоретические концепции международно-правового признания и политическая практика их реализации // Известия высших учебных заведений. - Поволжский регион., 2010. №2. – С. 38-45.
2. Ануфриева Л.П. [и др.] Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев. 5-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 2011. – 997 с.
3. Анцилотти Д. Курс международного права. Т.1: Введения-общая теория / Пер. А. Л. Саккетти, Э.М. Фабрикова; Под ред. Д.Б. Левина. – М.:ИЛ, 1961. – С. 164.
4. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997. – 480 с.
5. Баскин Ю.Я. История международного права. «Вопросы признания и дипломатического права». / Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман. – М.: междунар. отношения, 1990. – 205 с.
6. Бекяшев К.А. Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев.– М.: Проспект, 2010. – 1008 с.
7. Бжезинский З. 2009. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы (пер. с англ. О.Ю. Уральской). М.: Международные отношения. – 280 c.
8. Блищенко И.П. Мировая политика и международное право. И.П. Блищенко, М.М. Солнцева. – М.: междунар. отношения, 1991. – 158 с.
9. Бобров Р.Л. Шаг, продиктованный историей. / Р.Л. Бобров. – М.: междунар. отношения, 1974. – 184 с.
10. Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – М., 2006. №2. – С.5- 13.
11. Большаков А.Г. Непризнанные государственные образования постсоветского пространства: Казус Нагорного Карабаха // Ученые записки Казанского университета. 2007. № 3. – С. 130.
12. Борисов Н.А. Институт признания в международном праве: теория и практика // Государство и право. – М., 2016. №13(78). – С.1-8.
13. Вельяминов Г.М. Признание «непризнанных» и международное право // Россия в глобальной политике. 2007. № 1. – С. 120-129.
14. Вылегжанин А.Н. Международное право: учебник / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Высшее образование, Юрайт, 2009. – 1012 с.
15. Дубровин Д., Михалев Л., Нарышкин А. Косово провозгласило независимость. Что думают в Западной Европе // Эхо планеты. 2008. № 8. С. 19.
16. Дурденевский В.Н. Главные правовые вопросы при образовании нового государства // Вопросы теории и практики международного права. Учетные записки ИМО. 1959. № 2. – С. 27.
17. Ерохина Е.В., Нагорная О.С. Новообразование государств и проблема признания их статуса: историческая ретроспектива // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – Челябинск, 2016. №4(15). – С. 93-97
18. Жмилевский В.Д. Непризнанные и частично признанные государства: географические аспекты исследований // Молодой ученый. 2016. № 30 (134). С. 133–136.
19. Игнатенко Г.В. Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – М.: Проспект, 2010. – 761 с.
20. Ильяшевич М.В., Хахина А.А. К вопросу о международноправовом признании государств // Вестник Российского университета дружбы народов. – М., 2014. №1. – С. 236-244.
21. История соединенных штатов Америки: Нарис: – Пер. Ю. Лисняк и др; под ред. Говард Синкова и др.-Инф.аген. США, 1998. – с. 75
22. Казаровец Е.М. Вопросы признания новых государств и правительств в современном международном праве. М., 1958. – С. 9.
23. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. / А.Д. Керимов. – М.: НОРМА, 2007. – 144 с.
24. Конституция Сербии [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. Электрон. дан. [Б.м., б.г.]. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=369.
25. Котляр В.С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. / В.С. Котляр. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 157 с.
26. Кошеваров В.П Международное право: Учебное пособие. К.: Истина, 2009. – С. 26.
27. Кравченко А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М., 2005. – 432 с.
28. Крашенинникова Н.А., История государства и права зарубежных стран / под ред. Н.А. Крашенниковой и О.А. Жидкова. – М.: изд-во МГУ, 1991. – 336 с.
29. Крылов А. 2012. Непризнанные государства: важна «внутренняя легитимность». Доступ: http://theanalyticon.com/?p=1550&lang=ru.
30. Кубанова А.Э., Макарова Г.Н. [Электронный ресурс]: Теория международно-правового признания. – Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XIX международной студенческой научно-практической конференции. № 4(19). Доступ: http://sibac.info/archive/guman/4(19). – Минск, – 2020.
31. Кунадзе Г. Игры без правил // Новое время. 2004. № 37. С. 23-25.
32. Курдюков Г.И. Признание и непризнание в практике ООН // Вестник экономики, права и социологии. – М., 2008. №5. – С. 64-70
33. Лазарев М.И. Дворцовые перевороты в странах Латинской Америки. М., 1967. С. 162- 163.
34. Лилияк В.Б. Международно-правовые основания признания Абхазской государственности // Бизнес в законе. – М., 2010. №5. – С. 138-140
35. Литвиненко, В. Т. Современные подходы к понятиям государства, государственности, государственного строительства, нации, связанные с появлением непризнанных государств [Текст] // Молодой ученый. — 2009. — № 12. — С. 311—313.
36. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2008. – 262 с.
37. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 320.
38. Лялина И.С. Признание непризнанных: что дальше? События в Южной Осетии и Абхазии – очередной повод задуматься о несовершенстве международных взаимоотношений // Человек и закон – Общенациональный правовой журнал. 2008. № 10. С. 12 – 16.
39. Малинин С.А. О правотворческой деятельности международных организаций [Текст] //Советский ежегодник международного права. 1971. – М.: Наука, 1972. - С. 180.
40. Маркедонов С. Джин самоопределения выпущен из бутылки [Текст] // Эхо планеты. — 2006. – № 25-26. – С. 9-11.
41. Международное признание независимости Абхазии послужит миру и стабильности на Кавказе: заявление к Генеральному секретарю ООН, главам государств и парламентов СНГ и стран мира о признании государственной независимости республики [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. Электрон. дан. [Б.м., б.г.]. URL: www.regnum.ru/news/698711.html.
42. Неполноценные члены сообщества [Электронный ресурс] // газета Коммерсантъ. Электрон. дан. [Б.м., 11.10.2008]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1033950.
43. Непризнанные государства постсоветского пространства в системе российских национальных интересов. – Политическая экспертиза. Т. 4. № 1. С. 180-197.
44. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений : учеб. для вузов. М., 2014. 704 с. 5. Цвицинская Н. Эволюция института признания государства в международном праве // История и современность. 2014. № 2 (20). С. 147–161.
45. Николаев Д.Г. Феномен непризнанных государств в мировой политике // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. № 1. С. 27–41.
46. Новые законы и нормативные акты. Приложение к «Российской газете». 2008. №35. С. 108 – 109.
47. Об экономических, социальных и культурных правах : междунар. пакт от 16 дек. 1966 г. : принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1994. № 12. Ст. 1 ; О гражданских и политических правах : междунар. пакт от 16 дек. 1966 г. : принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 1.
48. Оппенгейм Л.Л. Международное право / Л.Л. Оппенгейм. – М.: Гос.изд-во иностр. лит-ры, 1948. – 408 с.
49. Погорельский А.Л. Непризнанные государства. / А.Л. Погорельский. – М.: Теория будущего, 2016. – 192 с.
50. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2010. – 354 с.
51. Сквозников, А.Н. Феномен непризнанных и частично признанных государств и особенности их правосубъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2011. – № 2. – С. 5.
52. Смит Д. «Советские сироты»: исторические корни Приднестровского, Нагорно-Карабахского, Абхазского и Южно-Осетинского конфликтов // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 4 (57). С. 128 – 135.
53. Строева А.С. Проблема международно-правового признания Косово : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. – С. 20.
54. Тарасюк, А.А., Апаршева Е.С. Теоретические концепции международно-правового признания и политическая практика их реализации // Символ науки. 2015. – № 11. – С. 240.
55. Тишков, В. Социально-культурная природа терроризма [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2002. № 6 (26). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2002/6/tish.html.
56. Толстых В.Л. Курс международного права: учебник / В.Л. Толстых. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 1056 с.
57. Тункин Г.И. Теория международного права / под общ. ред. проф. Л.Н. Шестакова., Александрова – М.: Изд-во «Зерцало», 2009. – 322 с.
58. Уляницкий В.А. Международное право // Золотой фонд российской науки международного права. Т.III. М. междунар. отношения, 2010. – 488 с.
59. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве (признание новых государств и правительств). / Д.И. Фельдман. – М.: междунар. отн-я, 1975. – 167 с.
60. Фельдман Д.И. Признание правительств в международном праве. / Д.И. Фельдман – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1961. – 91 с.
61. Фельдман Д.И. Проблема признания в современном международном праве : автореф. дис. …д-ра юрид. наук. М., 1965. С. 23.
62. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение США / Ч.Ч. Хайд. –М., 2010. – 349 с.
63. Холина Е.А. Формы и критерии признания государств // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. – № 3. – С. 218.
64. Цвицинская, Н.Н. Эволюция института признания государства в международном праве // История и современность. 2014. – № 2. – С. 150.
65. Шумилов В.М. Международное право: учебник / В.М. Шумилов. – М.: ТК Велби, 2007. – 488 с.
66. Шуршалов В.М. Международные правоотношения / В.М. Шуршалов. – М. междунар. отношения, 1971. – 240 с.
67. Цвицинская Н. Эволюция института признания государства в международном праве // История и современность. – М., 2014. №2. – С. 147- 161 72
68. Юсис О. З. Иммунитет государственных морских судов и непризнание государств (на примере советских Прибалтийских республик) // Советский ежегодник международного права за 1985 г. – М., 1986. – С. 235 – 241.
69. Язькова А.А. Институт признания в историческом аспекте // Конфликт в Косово и международная безопасность. – М., 2009. – С. 157-168
70. Turk, D. Recognition of States: a comment. // European Journal of International Law. 1993. V. 4. N 1. P. 66—91.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты