Инновационные методики повышения работоспособности и эффективности работников IT-сферы Диссертация
БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Диссертация
на тему: «Инновационные методики повышения работоспособности и эффективности работников IT-сферы»
по дисциплине: «Охрана труда и эргономика»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Инновационные методики повышения работоспособности и эффективности работников IT-сферы
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Охрана труда и эргономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕСЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Содержание и структура понятия инноваций и инновационного процесса
1.2 Мотивационная схема персонала в IT-подразделениях
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТНИКОВ IT
2.1 Перспективные направления в белорусской IT- сфере
2.2 Обучение и развитие персонала: инновационный аспект
2.3 Мотивация и стимулирование трудовой деятельности специалистов IT
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И СНИЖЕНИЮ УТОМЛЯЕМОСТИ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ IT
3.1 Рекомендации по повышению работоспособности и снижению утомляемости работников
3.2 Ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий и рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для современного человека характерно стремление достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности. Успех любого начинания основан на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность и настойчивость, индивида для достижения поставленной цели Мотивация достижения выступает одним из важнейших условий самореализации и саморазвития личности, особенно в профессиональной деятельности.
Человек может по-разному относиться к своей жизни, своей личности, взаимоотношениям с другими, а также процессам, имеющим важное для него значение с точки зрения усвоенных ценностных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде, выражающееся в удовлетворенности ею, ощущении счастья. В современном обществе личность, стремящаяся к достижениям, на фоне повышения требований к специалистам, их компетентности, зачастую подвержена стрессу, негативным переживаниям, что отражается на психологическом благополучии. Без ощущения психологического благополучия невозможно достичь личностной успешности в системе «личность – среда».
Особый интерес представляет изучение взаимосвязи уровня мотивации достижения и психологического благополучия на примере сотрудников
IT, как широко представленной профессиональной категории в нашей стране. Специалисты IT относятся к особой группе востребованных специалистов на рынке труда, которые имеют свои потребности и мотивы, а также субъективное представление о себе как успешной личности.
Изучение взаимосвязи уровня мотивации достижения и психологического благополучия на примере сотрудников IT важно, так как позволит определить пути повышения мотивации достижения и психологического благополучия.
Феномен мотивации достижения изучали зарубежные психологи (Дж. Аткинсон, Б.Вайнер, Д.Макклелланд, Х. Хекхаузен, Х.Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс и др.) и отечественные ученые (М.В. Буянова, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, Л.Я. Зобнина, В. А. Кручинин и др.).
В настоящее время проблема психологического благополучия становится все более актуальной в связи с широким распространением движения позитивной психологии во всем мире. Большой вклад в изучение психологического благополучии внесли Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман и др. В последние годы повышается интерес к проблеме позитивного функционирования личности. Об этом свидетельствует рост диссертационных исследований (П.П. Фесенко, Р.И. Шамионов), публикаций и статей (Н.А. Батурин, А.В. Воронина, Т.Д. Шевеленкова и др.).
Успех инноваций в профессиональной деятельности зависит не только от усилий их инициаторов, но и от характеристик восприятия новых установок, уровня инновационной готовности всех участников инновационного процесса. Необходимо развивать инновационную готовность как психическое и психосоциальное структурное образование, которое определяет общее отношение человека к реальности (объективной и социальной), ставит перед собой задачу разработать новые концепции, способы поведения и взаимодействия, психологическую готовность к реализации инновационного поведения.
Вместе с тем, открытым остается вопрос, существует ли связь между уровнем мотивации достижения и психологическим благополучием.
Цель исследования: выявить инновационные методики повышения работоспособности и эффективности у сотрудников IT.
Объект исследования: работоспособность и эффективность сотрудников IT сферы.
Предмет исследования: взаимосвязь работоспособности и эффективности у сотрудников IT сферы.
Задачи исследования:
1. проведено исследование инноваций в сфере повышения эффективности персонала.
2. Охарактеризовать основные подходы к изучению психологического благополучия в зарубежной и отечественной литературе.
3. Спроектированы методики мотивации персонала компаний IT.
4. Проведены испытания предложенной оценки эффективности персонала в компаниях IT.
Теоретической основой исследования стали работы ученых, рассматривающих профессионализм, профессиональное становление личности, взаимовлияние личности и профессии, а также инновационную деятельность в профессии (Т.А. Жалагина, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, В.А. Сластенинин, Грановская, Ю.П. Клочко, Л.В. Шибаев и др.).
Основными методами исследования являются анализ научной литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный, моделирование.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕСЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Содержание и структура понятия инноваций и инновационного процесса
В последнее время мы все чаще слышим слово «инновация», и нам кажется, что самые амбициозные инновационные проекты, которые реализуются или готовятся к своей реализации в разных уголках нашего региона. В то же время реальные инновации вряд ли возможны без гибкого, практичного и рационального «инновационного мышления».
Официальный термин «инновация» появился в начале ХХ века в научной работе австрийского экономиста И. Шумпетера при анализе «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем [6, с. 112].
Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а единственное, что действительно повышает эффективность действующей системы [6, с. 117]. Инновация-это результат вложения интеллектуального решения в разработку и приобретение новых знаний, идеи, которые ранее не использовались для обновления сфер жизнедеятельности людей (технологий, продуктов, форм организации общества, таких как образование, менеджмент, организация труда, сервис, наука, информатизация и др.). и последующий процесс внедрения (производства), с фиксированным получением добавленной стоимости (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, радикальное улучшение, качество, совершенство, креативность, прогресс) [4, с. 86].
В первую очередь следует отметить многообразие определений понятия инноваций. Некоторые авторы определяют инновацию как процесс, действие (В.Г. Медынский, Ф. Валента, Ф. Никсон, Л. Волдачек), другие предлагают рассматривать её как объект или результат научно-исследовательской деятельности, реализованный в виде конечного продукта или технологии. (Э.А. Уткин, Ш. Гохберг и др.)
Различают понятия «новшество» и «инновация». Новшество – это новое решение, идея, разработка, результат научно-исследовательской или творческой деятельности. Новшество, реализованное в новом изделии, технологии, т.е. коммерциализированное, становится инновацией. Новое техническое решение называют также изобретением. Однако авторы П.Н. Завлин, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели, например, приравнивают термин «инновация» к понятиям нововведения, или новшества, ссылаясь на иностранные словари. В то же время А.Н. Цветков относит эти понятия к двум различным категориям. Нововведение, по его мнению, это процесс реализации, внедрения новшества [8].
В западной литературе существует два подхода к определению инновации: широкий и узкий. При широком подходе инновации – это всевозможные изменения; внедрение новых или усовершенствованных решений в технику, организацию, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т. д. [12].
Понятие «инновация» как таковое было введено в научный оборот И. Шумпетером в 1911 году и предполагало новое сочетание научно - технических факторов, движимых предпринимательским духом с пятью типичными изменениями:
- использование в производстве нового оборудования, новых технологических процессов или новой рыночной поддержки;
- внедрение продуктов с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
- появление новых рынков сбыта [4, c. 92].
И. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п. [7, с. 13].
П. ДПейкер понимает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как возможность реализовать новый вид бизнеса или услуги.
Исходя из утверждения, что основной задачей менеджера является создание рынка, п. Дракер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но потребность в понимании и внедрении инноваций адресована практически всем его последним книгам. Наука резко критикует компании, которые считают, что инновации происходят от вдохновения, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что инновации – это наука, которой можно овладеть [3, с. 23].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТНИКОВ IT
2.1 Перспективные направления в белорусской IT- сфере
История развития информационных технологий в Беларуси насчитывает десятки лет. Еще в советское время в стране была создана сильная школа математиков, инженеров и программистов. И, конечно же, именно эти специалисты стали движущей силой самых прогрессивных проектов и инноваций во всех отраслях экономики.
Продолжая традицию, в настоящее время в Беларуси почти четверть от общего числа студентов вузов получают образование по STEM-специальностям, в том числе около 70 IT-специальностей. Ни для кого не секрет, что многие белорусы разных поколений работают в успешных IT-компаниях по всему миру. Но, конечно, основной кадровый потенциал сосредоточен именно в стране.
В суверенной Беларуси IT - индустрия является наиболее динамично развивающейся отраслью, и с каждым годом она превращается во все более мощный драйвер экономики страны, сферу стратегического значения. Белорусская «Силиконовая долина»-это Парк высоких технологий, созданный в 2005 году. Однако одной из его главных особенностей является принцип экстерриториальности, который позволяет резидентам размещать офис в любом населенном пункте страны.
Беларусь, ПВТ и ее резиденты все чаще занимают высокие места в глобальных и региональных рейтингах, оценивающих достижения ИТ-сектора. Как и разработки специалистов из Беларуси, они часто становятся заметными новостями из IT-мира.
Национальный статистический комитет Республики Беларусь в своих статистических публикациях в категории «Компьютерные и информационные услуги» выделяет следующие виды ИТ-услуг:
- консультационные услуги по компьютерным техническим средствам, связанные с их приобретением, установкой и эксплуатацией;
- сопровождение программного обеспечения, консультационные услуги по программному обеспечению;
- консультационные услуги по информационному обеспечению и обработке данных;
- услуги по подготовке, обработке и вводу данных;
- услуги по разработке автоматизированных информационных систем, систем для научных исследований, систем проектирования и управления на основе баз данных, системных и прикладных программных средств;
- услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного и сетевого оборудования;
- электронные информационно-справочные услуги;
- услуги телематических служб и передачи данных;
- услуги по обучению в области информационных и коммуникационных технологий;
- прочие услуги, связанные с информационными и коммуникационными технологиями
Основные продажи белорусских IT-компаний осуществляются на внешних рынках. Более 90% производимого в ПВТ программного обеспечения экспортируется: 49,1% – в Европу, 44% – в США и Канаду, 4,1% – в Россию и другие страны СНГ.
В список лучших поставщиков аутсорсинговых услуг (рейтинг Global Outsourcing 100 2017 года) вошли шесть компаний-резидентов ПВТ: Bell Integrator, Ciklum, EPAM, IBA Group, Intetics и Itransition.
10 компаний из программного обеспечения 500 крупнейших софтверных компаний мира, развитие представительств в Беларуси: ЭПАМ (107), Белл интегратор (281), МБА (281), Итранзишэн (368), согласованное решение (393), Софтклуб (409), компания Artezio (416), направления (419), компании Oxagile (456), его (482).
Белорусские разработчики предоставляют ИТ-услуги крупнейшим мировым корпорациям и организациям (Samsung, HTC, Лондонская фондовая биржа, Всемирный банк, Microsoft, Coca-Cola, Toyota, Google, British Petroleum и др.).)
Мобильными приложениями, созданными резидентами белорусского Парка высоких технологий, пользуются более миллиарда человек в более чем 190 странах мира. Среди них – Viber, MSQRD, MAPS.ME, Фло и многие другие.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И СНИЖЕНИЮ УТОМЛЯЕМОСТИ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ IT
3.1 Рекомендации по повышению работоспособности и снижению утомляемости работников
Программирование – работа, от усидчивости в которой часто зависит результат. Не всегда такой образ жизни положительно сказывается на нашем здоровье.
Казалось бы, какие могут быть проблемы у человека, работающего мозгом в первую очередь, а своими руками во вторую. Но программисты, к сожалению, чаще всего сталкиваются со следующими заболеваниями:
- снижение зрения;
- туннельный синдром;
- гиподинамия;
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- аллергия.
Конечно, это не весь перечень рисков для вашего здоровья, но основные заболевания, которые могут неожиданно застать вас врасплох, если не делать ничего направленного на их предотвращение и не обращать внимание на первые симптомы.
Усталость, кажется, происходит среди программистов чаще, чем специалистов в других областях. У меня нет однозначного ответа, почему это происходит, но я подозреваю, что есть четыре основные причины.
Первая причина — физическая. Сидеть за столом, перед компьютером каждый день — не очень-то и полезно для здоровья, приводя тебя в вялое состояние. Вялость также может привести к другим вредным привычкам: неправильное питание в течение дня, употребление энергетиков, засиживание до поздна и т.д. Все это может привести к раздражительности.
Вторая причина включает тот факт, что программирование — это стрессовая работа, включающая высокую умственную активность, что может привести к умственному истощению.
Третья причина твоей усталости заключается в том, что твоя работа высасывает из тебя душу и недостаточно вознаграждает тебя. Единственным выходом будет отпуск и поиск дела, которое будет по душе, без расчета на деньги.
Четвертую причину – результат ошибки отрицательного прогнозирования в прилежащих ядрах. Ты эффективно направляешь свой мозг работать с провалом”. Это звучит довольно правдоподобно. Ни один день не проходит без провалов, когда проектируешь софт.
Проанализировав опыт внедрения KPI в системы мотивации [17], можно выделить ключевой аспект, на который следует ориентироваться при формировании KPI – люди-деньги-время. Любая задача, содержащая относительный или абсолютный показатель, автоматически порождает KPI. Рассмотрим плюсы и минусы использования системы KPI в системах мотивации в бизнес-процессе разработки ПО в IT-компаниях [19].
По статистическим данным, убедительно зарекомендовавшим себя в мировой практике, внедрение системы KPI увеличивает прибыль компаний от 10 до 30 %, поскольку ориентирует деятельность сотрудников на достижение запланированных результатов с возможностью их перевыполнения (что опять же зависит от конкретного человека и условий), повышает мотивацию и лояльность персонала [18]. Внедрение системы управления и мотивации с помощью KPI требует особых знаний у руководителей компании, которые можно приобрести с помощью корпоративного или иной формы обучения. Система оплаты труда за результат, когда определенная часть заработка ставится в зависимость от индивидуальной и общей эффективности работы, обеспечивает возможность избежать увольнений или сокращений заработной платы во времена мирового кризиса и повысить производительность труда. Основная масса многих российских компаниях малого и среднего типа, а также вся бюджетная сфера используют окладную систему заработной платы или используют системы премирования, где зачастую переменная часть не связана либо слабо связана с результатами работы сотрудника из-за отсутствия четкого понимания критериев премирования и других специфических причин [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимой основой инновационного управления трудом являются горизонтальные коммуникации (формальные и неформальные), которые позволяют аккумулировать знания, информацию, творческий потенциал персонала, создавать инновационные команды [9]. Проектирование и реализацию программы развития инновационных навыков следует рассматривать как проявление присущей организации в целом коренной компетентности. Необходимо повысить уверенность каждого сотрудника в своих силах, включив в эти программы следующие элементы.
Обучение творческому мышлению, благодаря которому каждый приобретет умение обнаруживать тенденции, отыскивать альтернативные подходы и устанавливать новые связи.
Обучение стратегическому мышлению, дающее каждому основные навыки, необходимые для трансформации творческой идеи в стратегическую, способную дать организации нечто ценное. Понимание процессов коммерциализации имеет важнейшее значение для всех членов организации и в особенности для тех, кто работает в области исследований и разработок. Обучение трансформационному мышлению, позволяющее каждому обрести лучшее понимание взаимосвязи своих позиций и поведения и отыскать новые способы поддержки инноваций на всех уровнях организации. Другое направление измерений относится к производительности инноваций. Здесь производятся попытки выяснить, насколько хорошо удалось организации сформировать инфраструктуру, способную поддерживать непрерывность инноваций. Главная проблема инновационного мышления состоит в том, что в принципе вертикальное (логическое) рассуждение блокирует всесторонний (творческий) подход к идеям.
Таким образом, в инновационном мышлении происходит слияние аффектной и когнитивной составляющей мышления, позволяющее удовлетворить потребности личности в самоактуализации и пиковых переживаниях. Такая особенность инновационного мышления позволяет провести параллели между ним и эмоциональным интеллектом.
В Республике Беларусь существует ряд эффективных направлений развития IT:
- «построение израильской модели», которая предусматривает ориентацию новых проектов не только на внутренний рынок, но и непосредственно на внешний, т. е. они носят глобальный характер реализации;
- сокращение коэффициента «риск-премия» ИТ-проектов, что позволит повысить привлекательность страны для инвесторов;
- устранение информационного барьера, обеспечение своевременного доступа к действительной информации.
Сегодня белорусская ИТ-индустрия выходит на новый виток своей эволюции, и открывающиеся перед ней перспективы обнадеживают.
Реализация имеющихся экономических преимуществ для развития экспорта услуг отрасли ИТ приведет к некоторым значимым результатам.
Таким образом, это стимулирует создание компаний в этом секторе, что в дальнейшем поспособствует тому, что многие крупные иностранные производители программного обеспечения создадут в Республике Беларусь свои дочерние фирмы и филиалы. Результатом стремительного развития отрасли станет как расширение внутреннего рынка, так и в первую очередь наращивание объемов экспорта ИТ-услуг.
Все практики, начиная от внеучебных исследований и заканчивая обучением на рабочем месте, формируют совокупный опыт в области высшего образования. В конечном итоге, применение инновационных форм развития и обучения персонала помогает достигать устойчивости и высокого уровня конкурентоспособности предприятия на рынке и открывает новые возможности для постоянного совершенствования.
Несмотря на то, что прямая связь между эмоциональным выгоранием и работой в ИТ не доказана официальной медициной, масштаб этой проблемы очевиден профсообществе. Задача работодателя – позаботиться о комфортном психоэмоциональном состоянии своих сотрудников, предложив им для этого не только различные виды материального поощрения, но и новые технологии и разработки. Ну а задача самих сотрудников – не пренебрегать элементарными правилами психогигиены и, хотя бы иногда уходить «в офлайн» и переключать свое внимание с работы на что-то еще.
Robotic Process Automation (RPA) — современная технология автоматизации процессов, которая основана на использовании программных роботов. Принцип работы заключается на создании списка действий для автоматизации задачи с использованием программных интерфейсов (API) или языка сценариев.
1. Аткинсон, М., Чоис, Т.Р. Наука и искусство коучинга: Внутренняя динамика / М. Аткинсон, Т.Р. Чоис – Киев, 2009 – 208 с.
2. Белых, Т.В. Синергетический подход и проблема развития субъектности личности. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http://conf. stavsu.ru/conf.asp?ConfId=34&SectionId=43&action=viewreports list
3. Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Вересин – М.: Проспект, 2007. – 440 с.
4. Вильямс, П, Дэйвис, Д., Лайф коучинг – новая профессия для психотерапевтов. Как перейти от психотерапии к коучингу / П. Вильямс, Д. Дейвис – М.: Международная академия коучинга, 2007 – 256 с.
5. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Изд-во МГУ, 2008.
6. Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 303 с.
7. Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин // Международная ассоциация «Агрообразование». – М.: КолосС, 2007. – 246 с.
8. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / И. И. Мазур и др. – М.: Елима, 2007. – 776 с.
9. Гончаров, В.И. Менеджмент: учебное пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.
10. Горшкова, Е.Г., Бухаркова, О.В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова – СПб., 2006.
11. Глухов, В.В. Менеджмент: для экономических специальностей / В.В. Глухов. – СПб.: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
12. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Санкт-Петербург: Питер; Питер Пресс, 2008. – 863 с.
13. Дауни, М. Эффективный коучинг. Уроки коуча коучей / М. Дауни – М.: Издательство: Добрая Книга, 2008. – 479 с.
14. Дилтс, Р. Коучинг с помощью НЛП / Р. Дилтс – СПб.: Прайм-еврознак, 2004. – 384 с.
15. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 477 с.
16. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
17. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.
18. Костин, А.К., Чапоргина, Н.А. Инновационная деятельность в образовании: стратегия // Педагогическое образование и наука – 2002 – №3.
19. Костин, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. – М.: Гардарики, 2008. – 334 с.
20. Кравченко, А.И. История менеджмента: Учебное пособие / А.И. Кравченко – М.: Академический проект, 2007.
21. Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: КноРус, 2009. – 499 с.
22. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу – СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. – 430 с.
23. Менеджмент: учебник / С.И. Ашмарина и др. – М.: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.
24. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2007. – 477 с.
25. Менеджмент: пособие / И.В. Балдин, Г.Е. Ясников. – Минск: БГЭУ, 2007. – 305 с.
26. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А.В. Игнатьева и др.; под редакцией М.М Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 320 с.
27. Менеджмент организации: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КноРус, 2007. – 407 с.
28. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: «Дело», 2006.
29. Мюллер, В.К. Англо-русский словарь: 53 000 слов / В.К. Мюллер – М., 1981. – 848 с.
30. Низовских, Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: автореф. дис. … докт. психол. наук. – М.: Московский гос. пед. унт., 2010. – 44с.
31. Огарков, А.А. Управление организацией: Учебник / А.А. Огарков – М.: Эксмо, 2008. – 505 с.
32. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по специальности «Менеджмент организации» / Э.М. Коротков и др. – М.: Дашков и К. – Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007. – 254 с.
33. Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Н.Д. Эриашвили и др.; под редакцией И. В. Бородушко и В. В. Лукашевича. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 270 с.
34. Основы менеджмента: учебник по специальности «Менеджмент организации» / А.И. Афоничкин и др. – СПб.: Питер, 2007. – 522 с.
35. Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по специальности «Менеджмент организации» / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и К, 2007. – 553 с.
36. Паршиков, Ю. Коучинг: развивающее консультирование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.leader3000.ru/articles/develop01_prn. htm
37. Перцев, А.В., Карнаух, И.И. Коучинг: успех после успеха / А.В. Перцев, И.И. Карнаух – Екатеринбург, 2005. – 112 с.
38. Поршнев, А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
39. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и Кº, 2009. – 575 с.
40. Современный бизнес: Учеб. в 2 т. Т. 1: Пер. с англ. / Д.Дж. Речмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж.В. Тилл. – М.: Республика, 2006. – 431 с.
41. Стандарты Международной федерации коучей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www. erickson.ru/icf. htm
42. Теория управления: учебник / Ю.П. Алексеев и др.; под общей редакцией: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.
43. Теория управления: учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 478 с.
44. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности. – М.: Международная академия корпоротивного управления и бизнеса. – 2005. – 168 с.
45. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / С.Н. Чудновская. – М.: Эксмо, 2007. – 366 с.
46. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис… канд. психол. наук: 19.00.05 / П. П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
47. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003. – 860 с.
48. Хэлворсон, Х. Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания / Х. Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
49. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P. M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143–148.
50. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты