Управление деятельностью специалистов по оказанию различных видов помощи воспитанникам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Управление деятельностью специалистов по оказанию различных видов помощи воспитанникам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
по дисциплине: «Логопедия»
2020
286.00 BYN
Управление деятельностью специалистов по оказанию различных видов помощи воспитанникам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 79.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические карты по изучению сформированности речедвигательных умений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание коррекционно-педагогической работы
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические карты по изучению сформированности речедвигательных умений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание коррекционно-педагогической работы
По формированию речедвигательных умений у детей дошкольного возраста с дизартрией.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игровые упражнения для родителей по закреплению и совершенствованию речедвигательных умений у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игровые упражнения для родителей по закреплению и совершенствованию речедвигательных умений у детей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) как учреждение социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития
1.2 Основные функции и содержание деятельности специалистов ЦКРОиР
1.3 Модель управления деятельностью специалистов по оказанию различных видов помощи воспитанников ЦКРОиР
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1 Диагностика речевых характеристик и образовательных потребностей воспитанников ЦКРОиР
2.2 Внедрение модели управления деятельностью специалистов ЦКРОиР на основе структурно-содержательного подхода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других [12, c. 44]. В настоящее время постоянно увеличивается количество детей с различными физическими или психическими проблемами. По данным Министерства образования Республики Беларусь на 1 января 2020 года, в стране проживает 122752 детей с ОПФР, что составляет 6,11 % от общей численности детей – Из общего количества детей с ОПФР составляют: 67,54 % дети с нарушениями речи, 17,36 % – дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, 14,00 % – дети с умственными ограничениями, 6,45 % – дети с нарушениями зрения, 4,07 % – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 2,19 % – дети с комбинированными нарушениями, 2,15 % – дети с нарушениями слуха [6, c. 12].
Проблеме обучения и воспитания детей с ОПФР посвящали свои исследования многие ученые, среди которых Н.Н. Баль [2], Т.А. Власова [15], С.Е. Гайдукевич [8], Л. В. Мардахаев [14], М.С. Певзнер [5], Б.П. Пинский [17] и др. Исследователи затрагивали проблемы социализации, интеграции детей с особым статусом, а также получения образования и профессии. Так, Б.П. Пинский исследовал память, внимание, самооценку детей с ОПФР. Доктор педагогических наук Л.В. Мардахаев [14, c. 59] рассматривал проблемы и различные аспекты социализации детей с ОПФР в обществе. Белорусские исследователи Н.Н. Баль, С.Е. Гайдукевич [2, c. 80] изучали проблему организации образовательной среды и включения в интегрированное обучение детей с ОПФР.
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) как учреждение социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития
В настоящее время основные тенденции увеличения численности детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития определяются неблагоприятными демографическими изменениями, ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических условий жизни и состояния окружающей среды.
Рождение ребенка с нарушениями развития — это всегда стрессовая ситуация для семьи. Ребенок во многом зависит от семьи и имеет ограниченные навыки социального взаимодействия. Вопрос воспитания и ухода за «особенным» ребенком становится проблемой для семьи, и родители оказываются в психологической дилемме: они испытывают боль, горе, чувство вины, а зачастую и отчаяние. Эти семьи нуждаются в комплексной социально-педагогической и психологической помощи в виде:
- выявления трудностей, проблем взаимодействия в семье;
- подбора педагогических средств регулирования взаимодействия между членами семьи;
- создания благоприятной психологической атмосферы для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности [10, с. 9].
Проблемы воспитания и реабилитации детей с ОПФР иногда носят ярко выраженный региональный характер. Они связаны с региональными условиями, наличием или отсутствием специальных школ, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей с ребенком-инвалидом или ребенком с особым психофизическим развитием. Как правило, работу с этой категорией детей проводят специалисты Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Работа в условиях ЦКРОиР проводится с детьми дошкольного и школьного возраста.
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) – специальное учреждение образования, обеспечивающее создание комплексной системы оказания психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития (ОПФР), получение образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, осуществляющее диагностическую, педагогическую, коррекционно-развивающую, социально-психологическую, методическую, консультативную к информационно-аналитическую деятельность [18].
Центр проводит работу с детьми, имеющими особенности психофизического развития. В Центре организуются коррекционно-реабилитационные занятия для следующих категорий детей:
- с нарушениями устной и письменной речи;
- с нарушением слуха;
- с нарушением зрения;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением умственного развития;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- с тяжелыми, множественными нарушениями развития [16].
Возможно создание групп для детей и с другими нарушениями психофизического развития [16].
Основными целями деятельности ЦКРОиР являются:
- создание специальных условий для получения образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на уровнях дошкольного и общего базового образования, их социальной адаптации и интеграции в общество;
- социальная реабилитация лиц с ОПФР, обеспечивающая создание им равных возможностей дня участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;
- обеспечение детей с ОПФР своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической, социально-психологической помощью по месту жительства;
- формирование позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития, улучшение морально-психологического положения детей с особенностями психофизического развития в семье, коллективе, обществе [22].
Центр на территории региона решает следующие основные задачи:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи, их психолого-медико-педагогическое обследование с целью определения адекватных условий обучения и воспитания, программы обучения, объема коррекционно-педагогической помощи;
- получение специального образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в соответствии с их познавательными возможностями...
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕНТРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1 Диагностика речевых характеристик и образовательных потребностей воспитанников ЦКРОиР
Одной из многочисленных категорий воспитанников ЦКРОиР является категория детей дошкольного возраста с дизартрией.
Актуальность проблемы речедвигательных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией является неизменно острой на протяжении всего развития науки и практической деятельности. Исходя из этого, мы решили более подробно изучить данную тему и раскрыть ее в нашей работе.
Для успешного осуществления речевой деятельности необходима достаточная сформированность речедвигательных функций. Изучение сформированности данных функций позволит определить условия оптимизации процесса совершенствования речедвигательных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Так нами было проведено исследование, которое осуществлялось в несколько этапов:
- на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка исследования, проводилось исследование речедвигательных умений у детей дошкольного возраста с дизартрией;
- на втором этапе проводилось внедрение модели управления деятельностью специалистов ЦКРОиР на основе структурно-содержательного подхода с целью развития речедвигательных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Цель ислледования – выявить состояние сформированности речедвигательных умений у детей с дизартрией дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- определить методику изучения состояния сформированности речедвигательных умений у детей с дизартрией дошкольного возраста;
- разработать диагностическую карту изучения сформированности речедвигательных умений у детей с дизартрией дошкольного возраста;
- провести обследование детей с дизартрией дошкольного возраста с использованием подобранной методики и диагностической карты, выявить сформированность речедвигательных умений;
- провести количественный и качественный анализ, обобщение результатов изучения сформированности речедвигательных умений у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». В исследовании приняли участие 40 воспитанников с дизартрией 5-6 лет. С целью выявления состояния сформированности речедвигательных умений были использованы методики Е. А. Стребелевой [35] и М. А. Поваляевой [33]. Для фиксирования результатов исследования нами была разработана диагностическая карта по содержанию подобранных методик диагностики (см. приложение А).
Изучение сформированности речедвигательных умений проводилось по следующим направлениям:
1) сформированность слоговой структуры слова;
2) состояние звукопроизношения;
3) особенности моторики артикуляционного аппарата;
4) состояние произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
5) состояние речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
6) сформированность общей произвольной моторики (статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений);
7) тонкие движения пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами);
8) умение действовать с предметами.
Для изучения сформированности речедвигательных функций с использованием методики Е. А. Стребелевой были использованы серии IV, VII и VIII:
Серия IV – задания направлены на выявление сформированности слоговой структуры слова.
Задание 1 «Назови предмет».
Цель: изучить сформированность умения изолированно произносить слова различной слоговой структуры.
Содержание методики: взрослый предлагает ребенку называть изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднении взрослый просит повторить за ним соответствующие слова (речь самостоятельная или отраженное произнесение).
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации является специальным учреждением системы образования и предназначены для создания комплексной системы социально-педагогической, психологической, медицинской реабилитации детей с особенностями психофизического развития с целью интеграции их в общество. В своей работе специалисты Центра руководствуются нормативными документами по организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и др.
2. Выделяют следующие функции специалистов ЦКРОиР: организация образовательного процесса на основе учебных планов и учебных программ; осуществление диагностической деятельности; оказание коррекционно-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития; социальная реабилитация лиц с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Основные направления деятельности специалистов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР): диагностическая работа; коррекционно-педагогическая работа; реабилитационная работа; учебно-воспитательная работа; консультативная работа; методическая работа; социально-психологическая и социально-педагогическая работа; информационно-аналитическая работа. В целях управления деятельностью специалистов ЦКРОиР был разработан и издан ряд нормативных документов по образованию этой категории детей, так как включение всех детей в систему образования требует соответствующего методического обеспечения и отбора практической информации для осуществления учебного процесса, исходя из потребностей этой категории детей.
3. Одной из многочисленных категорий воспитанников ЦКРОиР является категория детей дошкольного возраста с дизартрией. Актуальность проблемы речедвигательных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией является неизменно острой на протяжении всего развития науки и практической деятельности. Исходя из этого, мы решили более подробно изучить данную тему и раскрыть ее в нашей работе.
1. Акименко, В.М. Практический курс логопедии в моделях и схемах / В. М. Акименко. – Ростов н/Д :Изд-во Феникс, 2017. – 288 с.
2. Ананьевские чтения 2011. Социальная психология и жизнь: материалы науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 18-20 октября 2011 г // Санкт-Петербург; под редакцией А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 440 с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ, 2008. – 254 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М. : Астрель, 2007. – 331 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология. – М. : Академия, 2000. – 382 с.
6. Баль, Н.Н. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / Н.Н. Баль, С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2009. – 180 с.
7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. – Ярославль : Академия развития, 1998. – 87 с.
8. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии): [монография] / В. И. Бельтюков. – Москва. : Педагогика, 1977. – 176 с.
9. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Изд. Генезис, 2001. – 352 с.
10. Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. В. Блыскина. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 139 с.
11. Бобла, И.М. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развития в Беларуси / И.М. Бобла, И.Ю. Макавчик. – Мн: БГПУ, 2010. – 180 с.
12. Бронников, В.А. Терапия искусством при формировании и психологической коррекции познавательных процессов в условиях реабилитационного центра / В.А. Бронников // Человек. Искусство. Вселенная. – 2014. – № 1. – С. 120-128.
13. Варёнова, Т.В. Основы специальной педагогики: учеб.-метод. пособие / Т. В. Варенова. – Минск. : Белорус.гос. пед. ун-т, 2018. – 352 с.
14. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова – М.: Академия, 2000. – 440 с.
15. Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос, 2003. – 160 c.
16. Верясова, Т.В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей: учеб. пособие / Т.В. Верясова. – Екатеринбург. : МГУ, 2000. – 238 с. 10. Винарская, Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда. – М. : АСТ, 2005. – 211 с.
17. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
18. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2013. – 512 с.
19. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. -М.: Просвещение. -321 с.
20. Гайдукевич, С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / С.Е. Гайдукевич // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 34 – 46.
21. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 191 с.
22. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 1961. – 231 с.
23. Гильбух, Ю.З. Психодиагностика в школе / Ю.З. Гильбух. – М.: Знание, 2001. Сер. «Педагогика и психология». – № 4. – С. 15.
24. Гулина, М.А. Основы индивидуального психологического консультирования / М.А. Гулина. – СПб. Питер, 2000. – 272 c.
25. Гуткина, H.II. Психологическая готовность к школе / H.II. Гуткина. – СПб.: Изд. Питер, 2007. – 208 с.
26. Давыдова, М. П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М. П. Давыдова. – Kyрск : Курский областной институт усовершенствования учителей, 1991. – 134 с.
27. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
28. Дубровина; И.В. Психическое здоровье детей и подростков / И.В. Дубровина. – M.: Академия, 2010. – 256 с.
29. Дубровская, Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. – М.: Союз, 2011. – 364 с.
30. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие / А.Н. Елизаров. – М.: «Ось-89», 2007. –352 с.
31. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / под ред. Р. А. БеловойДавид // Нарушения речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1972. – 236 с.
32. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной ЦКРОиР / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.– Ростов н/д : Изд. «Феникс», 2004. – 448 с.
33. Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И. Б. Карелина // Дефектология. – 2000. – № 1. – С. 31-33.
34. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В.А. Киселева.– М. : Школьная пресса, 2007.– 98 с.
35. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795.
36. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: РИВШ, 2011. – 352 с.
37. Купцова, А. М. Физиология речи: учебно-методическое пособие / А. М. Купцова, И. И. Хабибрахманов, Н. И. Зиятдинова, Т. Л. Зефиров. – Казань : Изд-во «Вестфалика», 2018. – 43 с.
38. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 1968. – 367 с.
39. Легенчук, Е.А. Основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями / Е.А. Легенчук, Д.В. Легенчук. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. – 248 с.
40. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской .– М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
41. Лопатина, Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина // Дефектология. – 2003. – № 5. – C. 14-15.
42. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб., 1994.– 211 с.
43. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой формы дизартрии) / Л. В. Лопатина. – СПб. : изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. – 189 с.
44. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум, 1995. – 249 с.
45. Лопухина, И. С. Логопедия. Речь – ритм – движения / И. С. Лопухина. – СПб., 1997. – 176 с.
46. Ляпидевский, С. С. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Медицина, 1963.– 138 с.
47. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И.И. Мамайчук. – СПб., Речь, 2003. – 494с.
48. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. – М. : Юрайт, 2017. – 817 с.
49. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – город? АРТ ЛТД, 1998. – 210 с.
50. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с.
51. Моисеев, А.М. Качество управления школой: что это такое? Каким оно должно быть? Как его обеспечить? / А. М. Моисеев ; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : АСОУ, 2006. – 143 с.
52. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
53. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
54. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-пресс, 2014. – 89 с.
55. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
56. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Пособие для педагогов и родителей Гайдукевич С.Е. [и др.]; под ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. – 144 с.
57. Панченко, И. И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.00. – Москва, 1974. – 239 с.
58. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной ЦКРОиР / Б. И. Пинский. – М. : Педагогика, 1985. – 126 с.
59. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: для педагогов, врачей, родителей, студ. пед, мед. вузов / под общ. ред. М. А. Поваляевой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 350 с.
60. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь». – Минск, 2011. – 21 с.
61. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 136 Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=w21124374&q_id=.
62. Правдина, О. В.Методика логопедической работы при дизартрии О. В. Правдина // Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
63. Право. tut. by [Электронный ресурс] / Ресурс белорусского портала TUT. BY. – Мн., 2017. – Режим доступа: http://pravo.tut.by.
64. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.-Воронеж: ЮНИТИ, 2000. – 87 с.
65. Психотерапия детей и подростков / под ред Ф. Кендалла. – СПб. Питер, 2002. – 251 с.
66. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Учебное пособие / З. А. Репина. – Екатеринбург : Просвещение, 1997. – 239 с.
67. Рычкова, Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. -М. : Издательство; ГНОМ и Д. – 32 с.
68. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: с приложением альбома / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. – М. : Просвещение, 2005. – 164 с
69. Судакова, Е. А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников / Е. А. Судакова. – СПб. :Детство-пресс, 2013.– 56 с.
70. Токарева, О. А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков; под ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Просвещение, 1969. – 243 с.
71. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Вопросы и ответы / В.В. Хитрюк. – Барановичи: БарГУ, 2011. – 198 с.
72. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности : монография / М.В. Шакурова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 200 с.
73. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПП РСФСР, 1948.– Режим доступа : http://elib.gnpbu.ru/text/izvestiya-apn_vyp13_1948/go,101;fs,1/
74. Швед, М.В. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия / М.В. Швед. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 157 с.
75. Шевченко, Л.Р. Влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков / Л.Р. Шевченко // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 51-55.
76. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Академия, 2001. – с. 55.
77. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obucheniyadetey-s-narusheniyami-rechi-v-kontekste-ih-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostey.
78. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. «Новое образование». – 2. изд., испр. и доп. – М. : Смысл, 2001. – 366 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 79.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические карты по изучению сформированности речедвигательных умений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание коррекционно-педагогической работы
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические карты по изучению сформированности речедвигательных умений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание коррекционно-педагогической работы
По формированию речедвигательных умений у детей дошкольного возраста с дизартрией.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игровые упражнения для родителей по закреплению и совершенствованию речедвигательных умений у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игровые упражнения для родителей по закреплению и совершенствованию речедвигательных умений у детей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты