Проблема художественного метода в романах М. Булгакова Мастер и Маргарита и Ч. Айтматова Плаха
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Проблема художественного метода в романах М. Булгакова Мастер и Маргарита и Ч. Айтматова Плаха»
по дисциплине: «Литературоведение»
2021
286.00 BYN
Проблема художественного метода в романах М. Булгакова Мастер и Маргарита и Ч. Айтматова Плаха
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Литературоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Поделиться
Введение
1 Проблема художественного метода
1.1 Реалистичные стратегии в русской литературе 20 века
1.1.1 Основные черты реализма в русской литературе
1.1.2 Этапы развития реализма в русской литературе ХХ в.
1.1.3 Типология реализма ХХ в.
1.2 Модернизм
1.2.1 Причины возникновения и основные черты модернизма в русской литературе ХХ в.
1.2.2 Модернистские течения в русской литературе
1.3 Интеграция художественных методов в литературе ХХ в.
2 Сюжетно-композиционная организация романов М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
2.1 Хронотоп романов М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
2.2 Типология героев в романах
2.3 Борьба и взаимодействие добра и зла в романах М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
3 Стилевая организация романов М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
3.1 Символика в романах М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
3.1.1 Мифологическая символика
3.1.2 Библейская символика
3.2 Цитация в романах «Мастер и Маргарита» и «Плаха» как средство стилевой организации художественного текста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема художественного метода в литературоведении существует давно. С одной стороны, она касается определения самого понятия, а с другой – соотнесения с теорией определенного метода конкретных художественных произведений. Разберемся по порядку. Корни данных аспектов исследуемой проблемы лежат в основе первичного введения понятия в литературоведение. Поскольку литературоведение является наукой, хоть и специфической в сравнении с другими более точными областями знаний, она должна иметь свой четко выстроенный методологический аппарат. Однако следует отметить, что литературные произведения не всегда можно определенно отнести к какому-то конкретному методу. Причина кроется в том, что литература есть искусство, а литературное произведение – результат творческого процесса, который очень сложно подчинить и объяснить с помощью одного творческого метода. Ведь зачастую это симбиоз методов, наслоение жанров и форм словесного творчества.
Оговоримся сразу, что в данном исследовании литературоведческие термины «художественный метод» и «творческий метод» будут использоваться в качестве синонимических с абсолютной взаимозаменяемостью.
В сущности, семантическим ядром понятия «художественный метод» можно считать реализации в нем трех концепций: познание объективной действительности, преображение реальности в словесном искусстве и композиционно-стилевое структурирование художественного языка.
1 Проблема художественного метода
1.1 Реалистичные стратегии в русской литературе 20 века
1.1.1 Основные черты реализма в русской литературе
Русский реализм является неотъемлемой и важной частью русского литературного процесса в целом. Его зарождение и становление относят традиционно к ХIХ в., что является некой условностью, принятой в литературоведческой и искусствоведческой среде. Очевидно, что четкую хронологическую границу в случае с процессом появления и смены того или иного литературного явления провести не представляется возможным. Поэтому первыми реалистическими произведениями становятся басни И.А. Крылова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, а также роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», повесть «Станционный смотритель» и исторический роман «Капитанская дочка».
Писателями-реалистами в основу творческого метода был положен принцип жизненной правды, а также типизация. Это означает стремление к наиболее широкому и всестороннему изображению объективной действительности в стереотипных, постоянных, т.е. типовых свойствах. Реализм объясняет жизненные явления, устанавливает их причинно-следственные связи и отношения, опираясь в первую очередь на их социально-историческую сущность. Таким образом, следует отметить, что русский реализм не мыслится без высокой степени историзма, на почве которого базируются произведения, посредством которого объясняется развитие, взаимосвязь, взаимообусловленность социальных процессов. Ю.А. Озеров пишет: «Историзм – основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее» [2, с. 337]. Исходя из данного замечания, можно предположить, что прошлое в реалистическом произведении – источник поиска ответов на актуальные проблемы современности, а современность в свою очередь представляется как закономерный результат исторического процесса и фундамент для развития будущего.
Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные стороны действительности, обличают негатив, нерациональность существующего порядка. При этом нельзя отрицать присутствие жизнеутверждающего начала в русском реализме, отражающееся в поиске положительного героя в жизни, сочувствие в изображении его судьбы, вера в неисчерпаемые возможности человека, его самоценность, а также мечта о светлом будущем. Кроме того, отражение реальной действительности не отменяет использование авторами-реалистами элементов фантастики и творческого вымысла, которые в данном случае являются лишь сопутствующими способами отражения объективной действительности.
Ведущая проблема, которая обосновывается в реалистической литературе, считается соотношение и столкновение отдельной личности и общества. В объективе внимания оказывается сильная, ищущая личность, которая выше общества и может и готова бросить вызов этому обществу. Таким образом, действия, речь, психоэмоциональный тип, образ жизни и внутренний мир этой личности характеризуется многогранностью, объемностью в ее типологизированности.
Традиционно образный, выразительный язык художественного произведения насыщается «живой» речью – просторечия, диалектизмы, обращение к народной мудрости и др.
Следует отметить так же, что реалистическая традиция в русской литературе ХХ в. находит отражение в широкой палитре художественных жанров – эпических, лирических, драматических, лироэпических и даже сатирических.
Таким образом, основные черты русского реализма ХХ в. заключаются в использовании в качестве основного принципа историзма, критическом изображении реальной жизни, что не исключает присутствия авторской фантазии, отражение взаимодействия личности и общества, многогранность характеров персонажей. Названные аспекты реализуются с помощью органичного использования возможностей русского языка в его насыщенной колоритности, лёгкости, живости, точной образности.
2 Сюжетно-композиционная организация романов М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
2.1 Хронотоп романов М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
Категории пространства и времени в художественном тексте являются одним из важных факторов понимания смысла, положенного автором в основу произведения. Художественный мир или мир произведения зачастую строится на основе реальности, в которой как раз время и пространство выполняют организующую функцию. Однако следует отметить, что художественное произведение в первую очередь условно, поэтому действительность, созданная в нем, не может считаться объективной, поскольку это лишь образ, основанный на авторском мировоззрении. В таком случае, логично будет утверждать, то пространственно-временной континуум произведения также условен по своей природе. А.Б. Есин отмечает: «По сравнению с другими видами искусства литература наиболее свободно обращается с пространством и временем. <…> «Невещественность образов» дает литературе возможность мгновенно переходить из одного пространства в другое, что не требует специальной мотивировки. В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах…» [20, с. 182].
Литературная условность, названная Г.Э. Лессингом «невещественностью образов», позволяет автору перемещаться в любую пространственную точку своей художественной Вселенной, делая это в настоящем, прошедшем или даже будущем времени. Локальная и темпоральная организация текста образовывает художественный хронотоп условно-авторской реальности произведения.
Так, например, пространственно-временная организация романов «Мастер и Маргарита» и «Плаха», по нашему мнению, являются схожими. На это указывает тот факт, что действительность в названных произведениях изображается дискретно, прерывисто. По отношению к художественному времени это особенно важно, так как литература не ставит целью воспроизводить весь поток времени в хронологическом порядке, автор волен выбирать из него наиболее существенные фрагменты, обозначая пропуски («пустоты», с художественной точки зрения) формулами типа: «долго ли, коротко ли», «прошло несколько дней» и т. п. Такая временная дискретность (издавна свойственная литературе) служила мощным средством динамизации, сначала в развитии сюжета, а затем – психологизма.
Таким образом, художественное время в романе «Мастер и Маргарита» логично распределяется на три группы:
1. Земное время (30 -е гг. ХХ в.), когда происходят невероятные события на Патриарших прудах, происходит знаменательная встреча Мастера и Маргариты, написание «негорящей» рукописи романа Мастера и др. Кроме того, Михаил Афанасьевич не стремится к линейной передаче временных промежутков, он делает это фрагментарно, выдавая нужный отрезок времени в необходимый, «удобный» момент для читателя в плане понимания им идейно-сюжетной конвы произведения.
2. Библейское время (начало нашей эры) – правление императора Тиберия, время, когда разворачиваются события в романе Мастера (суд Понтия Пилата над Иешуа Га-Ноцри, предательство Иуды из Кириафа и распятие Иешуа на Лысой горе). Также отметим, что библейское время в романе описано как один день, в котором и происходят ключевые события.
3. Вечное время (вневременное, потустороннее или космическое), которое является связующим звеном между основными событиями в романе, а также между мирами, созданными Михаилом Булгаковым.
В романе «Плаха» время также дискретно. Хронотоп романа Чингиза Айтматова характеризуется структурной сложностью и многоплановостью. Так, описываемые события происходят как в настоящем времени (конец ХХ в.), та и в далеком прошлом (начало нашей эры, библейское время), а также в прошлом, которое представлено в воспоминаниях главных героев. Действие развивается в соответствии с законами эсхатологического мифа. В каждой сюжетной линии есть определенная точка отсчета, «золотой век», который обязательно будет утерян: каждый из героев лишается своего счастья и приходит к гибели.
3 Стилевая организация романов М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
3.1 Символика в романах М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха»
Появление символики в сначала в фольклоре, а затем и в художественной литературе обусловлено анимистическим и тотемистическим мировоззрением древних людей, которые отождествляли предметы и явления окружающего мира с собственной природой. Они наделяли их теми качествами, которыми обладали сами, так как были убеждены в подлинности своих представлений. Художественная символика образов обладает конкретностью, ведь каждый образ заключает в себе определенное содержание, символическое значение.
Символика романов «Мастер и Маргарита» и «Плаха» – явление широкое и многогранное, включает в себя разнообразные виды символических образов (числовая, цветовая, мифологическая, библейская и многие другие). Однако в данном диссертационном исследовании нас будет интересовать мифологическая и библейская символика как важное средство определения художественного метода произведений.
3.1.1 Мифологическая символика
Мифологическая школа в русской литературе ХХ в. появилась в рамках появившихся модернистских течений. В особенности мифологическая символика была широко представлена в творчестве символистов, которые стремились на основе древнейшей формы познания – мифа – сформировать новое мировосприятие, которое бы отразило новый виток в развитии русской культуры и искусства. Так, символистская эстетика начала ХХ в. опиралась на традиции народного творчества как неизменно высокий показатель культуры, а также на неомифологию, сформированную В. Соловьевым в софиологию – религиозное философское учение о божественной Премудрости или Высшей мудрости.
«Мифологизм в литературе – явление известное и распространённое. Сказочно-легендарные, мифологические мотивы и образы часто вводятся в повествование о современной жизни. Они позволяют писателю соотнести прошлое и настоящее, углубить философский аспект произведений» [29, с. 24]. С помощью использования древнейшего мифа в литературном произведении писатель достигает органической связи между прошлым, настоящим и даже будущим: он освещает насущные проблемы человечества в динамическом аспекте.
Ранней формой религиозных взглядов человека считается тотемизм – вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов (рода, племени) с определенными видами животных и растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). На тотемы (сакральные животные) люди смотрели, как на покровителей рода и племени, защитников, помощников в разрешении всех конфликтов, они считали их братьями и сестрами. Поэтому свои родовые коллективы первобытные люди называли именами тотемных животных. Возникновение тотемизма также тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Растения и животные, которые дали человеку возможность существовать, становились объектами поклонения. Позже в тотемизм были привнесены элементы социальных и кровных отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальникам и покровителям их группы есть определенное тотемное животное и что их предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали невероятными способностями.
Тотемным животным рода становились звери-носители полезных для человека качеств. Так, например, медведь избирался за физическую мощь (интересно, что на неуклюжесть животного внимание не обращалось реже), волк – символ хищничества, силы, независимости и хитрости представителей рода, лиса – хитрость, ястреб – острый взгляд, помогавший при охоте, заяц – скорость и др.
Заключение
В ходе данного диссертационного исследования для реализации поставленной цели нами был проанализирован в первой главе теоретический аспект проблемы художественного метода в русской литературе ХХ в., который характеризуется развитием и сосуществованием в условно одинаковых хронологических рамках сразу нескольких творческих методов. Так, русская реалистическая традиция ХIХ в. в качестве основных принципов использует историзм описываемых событий, критическое изображение реальной жизни, не исключающей авторской выдумки, отражение взаимодействия личности и общества, многогранность характеров персонажей. Так, мы пришли к выводу, что на протяжении ХХ в. реализм как художественный метод трансформировался в несколько самостоятельных течений, основными среди которых были выделены социально-психологический, социалистический (пролетарский, монументальный) и магический реализм.
В противовес социалистическому реализму советской идеологической пропаганды в русской литературе начинает формироваться модернистское искусство, оформившееся в Серебряный век русской литературы. Символизм, акмеизм и футуризм как наиболее четко оформившиеся течения привнесли в художественное произведение новую истину, отличающуюся от реалистической традиции.
Основной творческой концепцией реализма является принцип историзма, поэтому сам метод постоянно подвергается воздействию со стороны вновь появившихся и уже существующих литературных течений. Так, на рубеже веков реализм ощущает модернистские творческие веяния и видоизменяется, синтезирует с ними и трансформируется в неореализм. Неореалистическая эстетическая база символизировала отход от социально-исторического показа действительности и переход к морально-нравственной философии «вечных ценностей».
1. Волков, И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И.Ф. Волков. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 256 с.
2. Введение в литературоведение: Учебник / Л.Н. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Ильюшин и др.; под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Издательство Оникс, 2005. – 416 с.
3. Словарь литературоведческих терминов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://literary_criticism.academic.ru/185/метод_художественный.
4. Литовская, М.А. Социалистический реализм как «Образцовый» творческий метод // Филологический класс 2008/19. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialisticheskiy-realizm-kak-obraztsovyy-tvorcheskiy-metod.
5. Луначарский, А.В. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8 Литературоведение. Критика. Эстетика / [Ред. коллегия: И. И. Анисимов (глав. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. – Москва : Художественная литература, 1967. – 644 с.
6. Маслова, Е.Г. Магический реализм как парадигма культурно-художественного сознания современного общества / Е.Г. Маслова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2002. – №10. – С. 254 – 269
7. Кислицын, К.Н. Магический реализм / К.Н. Кислицын // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1. – С. 274 – 277
8. Ушакова, О.М. Модернизм: о границах понятия / О.М. Ушакова // Вестник Пермского университета «Российская и зарубежная филология». – 2010. - №6 (12). – С. 109-114
9. Мережковский, Д.С. О причинах упадка и новых течниях современной русской литературы / Д.С. Мережковский. – М.: Республика, 1995
10. Белый, А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. – М .: Республика, 1994. – 528 с.
11. Иванов, В. О веселом ремесле и умном весельи / В. Иванов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rvb.ru/ivanov/vol3/01text/02papers/3_075.htm.
12. Барковская, Н. В. Поэзия “серебряного века”: Учеб. пособие. Издание 3-е, дополненное / Н.В. Барковская. – Екатеринбург, 2010. – 194 с.
13. Пощечина общественному вкусу / Д.Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=560183&p=1.
14. Терехина, В.Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века. Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика : автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук / В.Н. Терехина. – М., 2006. – 42 с.
15. Большая российская энциклопедия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/.
16. Смирнова, Л. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века: Учеб. для студентов пед. ин-тов и ун-тов. / Л. Смирнова. – М.: Лаком-книга, 2001. – 399 с.
17. Давыдова, Т.Т. Русский неореализм. Идеология, поэтика, творческая эволюция: Учебное пособие. 2-е изд., испр. / Т.Т. Давыдова. – М.: Флинта Наука, 2005. – 336 с.
18. Шаламов В. Сохранить живую душу. / Шаламов В. // Колымские рассказы. – Магадан, 1989. – 366 с.
19. Иванова, Е.В. Модернизм, символизм и возникновение литературных направлений в русской литературе XX в. / Е.В. Иванова // Вестник славянских культур. – 2019. – Т.54. – С. 226-241
20. Введение в литературоведение: учебное пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др; под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 680 с.
21. Яновская, Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова / Л.М. Янковская. – М.: Советский писатель, 1983. – 215 с.
22. Булгаков, М. Мастер и Маргарита / М. Булгаков. – М.: АСТ, 2014. – 446 с.
23. Мелихов, А.М. Один-единственный литературный волк: К 125-летию со дня рождения М.А. Булгакова [Материалы круглого стола] / А.М. Мелихов // Подгот.: Сухих И.Н. – Нева. – СПб., 2016. – № 5. – С. 158–183
24. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки рус. лит. ХХ в. ( ст. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова). – М., 1994. – 304 с.
25. Айтматов, Ч. Плаха / Ч. Айтматов. – Нукус, 1988. – 301 с.
26. Крикливец, Е.В. Мифологический тип художественной условности в романах Ч. Айтматова «Плаха» и В. Короткевича «Христос приземлился в Городно» / Е.В. Крикливец // Вестник ТГПУ. – 2014. – №11. – С. 89-94
27. Замлелова, С. «У него есть только одна страсть»: Образ Иуды Искариота в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Наш современник. – М., 2014. – № 3. – С. 231–238
28. Путеводитель по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / И.З. Белобровцева, С.К. Кульюс // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://m-bulgakov.ru/publikacii/roman-m-bulgakova-master-i-margarita-kommentariy/p7.
29. Журавлева, О. «Плаха»: мифологизм романа / О. Журавлева // Литература. – 2008. – № 24. – С. 24 – 30
30. Ревякина, Т.Л. Цитация в художественном тексте / Т.Л. Ревякина // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2011. – №7. – С. 20-26
31. Косиков, Г.К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) / Г.К. Косиков // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр., составление и вступит. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 2000. – С. 3-48.
32. Зиновьев, А. Гомо Советикус / А. Зиновьев. – М.: Центрполиграф, 2000. – 53 с.
33. Алексиевич, С. Время секонд-хэнд / С. Алексиевич. – М.: Время, 2013. – 51 с.
34. Крикливец, Е.В. Жанрово-стилевая модификация повести в русской и белорусской реалистической и модернистской прозе второй половины ХХ века: сравнительно-типологический аспект : монография / Е.В. Крикливец. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. – 217 с.
35. Скоропанова, И.С. Модернистская парадигма в русской литературе // Русские писатели ХХ века / Под ред. С. Я. Гончаровой-Грабовской. – Минск: Изд. БГУ, 2006 – С. 4-56
36. Некрасов, В. Лианозово. 1958 – 1998 / В. Некрасов. – М.: Век ХХ и мир, 1999. – 91 с.
37. Соловьев, В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 2 / Составление, общая ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1988. – 882 с.
38. Гумилев, Н.С. Наследие символизма и акмеизм / Письма о русской поэзии. – М.: Современник, 1990. – 301с.
39. Ахматова, А. Сочинения: стихотворения, проза, письма. Т. 2 / Составитель М.М. Кралин. – М.: Правда, 1990. – 432 с.
40. Маринетти, Ф.Т. Футуризм / Ф.Т. Маринетти; перевел на русск. язык М. Энгельгардт. – М.: Прометей, 1914. – 260 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты